fantlab ru

Все отзывы посетителя belash

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Игорь Николаев «Город Тьмы и Дождя»

belash, 27 мая 2017 г. 20:01

По настроению вспомнилось —

«Нет, не обещай мне безоблачных дней,

безбpежной лазуpи и солнца.

Мне по сеpдцу дождь, этот сеpый туман,

не надо, оставь мне плохую погоду.

Пускай меня хлещут

и ветеp, и дождь.

Что может быть лучше

плохой погоды?»

Оценка: 7
– [  6  ] +

Антология «Русское железо»

belash, 29 июня 2016 г. 15:22

Фантастика «Русского железа» начинается с обложки, как театр с вешалки.

Вроде, в условиях конкурса сказано: «Русская железячная тема». А на обложке – лавкрафтов Elder Thing с тентаклями, только вверх ногами и без крыльев. Нет, по прочтении-то уясняешь, что это российский продвинутый нейрокомпьютер, выращенный безумным учёным из мёртвой плоти, но вчуже поначалу страшновато. С дрожью ожидаешь фхтагна.

Однако первая повесть «Русский щит, или Конец Большой игры» Дмитрия Федотова вполне в рамках заявленной темы. Мастерски, красиво и увлекательно написанная вещь с отличным знанием исторических реалий и умелым переходом их в альтернативу. Персонажи зримые, бэкграунд красочный, и новый разворот Большой Игры читаешь с удовольствием. В меру и соразмерно эпохе представлено военное железо, боёвка добротная – работа профессионала на высокую оценку.

А вот дальше нас подстерегает фхтагн. Он таится в сочинении «Под полуночным солнцем» Вероники Ливановой. Хребты Безумия находятся у антиподов, в Антарктиде, а наш запредельный довременной ужос – арктический, родной и близкий.

Не вдаваясь в спойлеры, кратко о триллере – на тайной базе в Арктике россияне вырастили квазиживой и псевдоразумный компьютер, превосходящий всё. Отношения творца с шевелящимся компом укладываются в схему «Садох и Мазох». Естественно, на базе начинает твориться нечто странное. Туда отправляют спеца по работе с психопатами-маньяками. Примерно как Криса Кельвина на Солярис, только здесь гендер другой. Все персонажи очипованы прямо в мозг, чипы едва не читают их мысли, чтобы переслать по e-mail в ФСБ.

Пробираешься через макаберный, кровавый лабиринт повести, втайне желая вернуться к Федотову, а память подсказывает: «Что-то знакомое есть в этом киберпанке, да?»

Году в 1895-ом Роберт Чэмберс написал «Жёлтый знак», сводящий с ума любого читателя (Лавкрафт тоже пострадал). Не тема, но схема «Жёлтого знака» весьма сродни повести Ливановой – ознакомьтесь и убедитесь. Хотя между 1895-ым и 2015-ым лежит немало других сочинений той же схемы, среди которых бочком затесалась и «Матрица».

Речь идёт о воплощении неоклассической схемы (впрочем, уже «Гипнэротомахия Полифила» того же рода – 1499 год!) средствами биотехнологического хоррора с элементами прикладной психиатрии. Вопрос лишь в том, насколько классно тот или иной автор воплотит. Но если в «Русском щите…» фоном звучит «Гром победы, раздавайся!», то здесь новаторские открытия «на просторах нашего Отечества» вызывают несколько иной настрой, напоминающий о строках Чэмберса: «Теперь оставалось только молиться Богу. Я могу рассказать и больше, но не знаю, какую пользу это принесет миру. Что же касается меня, то я уже потерял человеческую помощь и надежду».

Однако тема ответственности учёных за тех, кого они приручили – налицо, потому оценка должна быть средневзвешенной между печалью и надеждой.

«Вредители» Далии Трускиновской прелестны, но оказались в теме антологии как Женя Лукашин в квартире Нади Шевелёвой, попутав город. Из техники в сюжете только автобус с дирижаблем, да и они важны лишь постольку, поскольку героические домовые на автобусе едут, а на дирижабле летят. Милые пушистые домовые заполняют собой весь сюжет, а их доходящие до драки отношения со зловредной англоязычной роднёй – весь конфликт. Где тут русское железо – поди, догадайся. Мы решительно согласны с тем, что наши домовые (даже домовихи!) круче вражьих гремлинов, и за это повести большой плюс, но всё же домовой народ вне темы сборника.

Литературную часть антологии завершает «Смерть на Ганимеде» Юрия Максимова. Помянутые в ТЗ «технологии, изобретения, открытия, инженеры, ученые и т.п. на просторах нашего Отечества», вернее, в узостях промышленной базы на Ганимеде представлены не слишком обширно. Если не сказать «никак». Их ощутимо теснит тема замкнутого разноплемённого коллектива, озабоченного тем, как заработать и свалить, попутно нарастив ЧСВ за счёт унижения других членов команды (Садох и Мазох тоже участвуют, в образе широко известной «суровой госпожи Лотты»), а если не удаётся, то заливать ум этанолом или торговать оным из-под полы. Среди людей будущего ходит одинокий русский, страшный всем из-за того, что ему в аварии отшибло чувства и теперь он «всё может». Вот эта фигура текст и спасает – она одна воплощает честь и совесть, у прочих героев отсутствующие, и когда доходит до крайности, только на русского и можно положиться. И хотя русский у автора получился слегка дистиллированный, персонаж запоминается и вызывает отклик. Из симпатии к герою (остальные родились только затем, чтоб выгодно оттенять его) оценка достаточно высокая в пределах возможного.

Подводя итоги литчасти, суммируем – русскость и железность от текста к тексту умаляются, доходя до минимума.

Зато на «Статьях» чувствуешь, как возвращается тонус, совсем было погашенный угрюмой «Смертью на Ганимеде». Две статьи Володихина последовательно оживляют интерес читателя к литературе и жизни, поколебленный литчастью. К фантастике эти статьи не относятся, а вот к России – очень даже, «до боли сердечной» заставляя задуматься о том, как живём, и что дальше. Может, впрямь идти к Полярной звезде, добраться до нейрокомпьютера с тентаклями, утопить его в проруби и жить собственным умом, не передоверяя свою судьбу биотехническому отродью?..

Особо выделяется ярко, даже эпатажно написанное эссе «Позвони мне прямо в печень» Евгении и Ильи Халь. В отличие от других футурологов раздела авторы не только знают, о чём пишут, но и подать свои рассуждения умеют с огоньком, метко, почти по заветам Хораса Уолпола – вести от мысли к мысли. Даже если перо иногда мелькает слишком бойко, ради красного словца. Читатель равнодушным не останется.

Общие выводы: антология, заявленная как «Русское железо», в полной мере таковой не является. Словно в бутылке с этикеткой «красное сладкое» налито белое сухое. Тоже продукт достойный, но – иной. Где-то на этапе составления произошёл сбой или дорогу перебежал зверёк попых (в попыхах всякое случается), вот и сложилось так, как сложилось.

И это следует иметь в виду, приступая к чтению.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Антология «Мистикон-3»

belash, 28 июня 2016 г. 15:15

Всякий раз над книгой, составленной по итогам Басткона, вспоминается одно понятие – торжественное, старомодное, но не стареющее, одними упоминаемое иронически, другими с надеждой, кажущееся недостижимым идеалом, – соборность.

Здесь оно уместно, как мало где, и применимо втройне. Собрание людей, близких по взглядам, собрание лучших текстов по конкурсным темам, и наконец – сборник как таковой.

Уже в третий раз сходятся под одной обложкой мистические сочинения. Налицо продолжение недавней, но доброй и стройкой традиции. А каково наполнение сборника?

Скажем так – пёстрое. Словно яшма из уральских сказов, современные версии которых тоже вошли в «Мистикон-3».

Пожалуй, самое общее у повестей с рассказами то, что лежит в основе старой игры «Вы поедете на бал?» А именно исходное ТЗ – избегание запретных тем и мотивов. Это условие игры создаёт сборнику своеобразный фон и настрой.

Во-первых, над миром сюжетов по умолчанию царит Высшая сила, даже если не появляется в кадре, а всё сумеречное и тёмное знает своё место, как Тень у Шварца. Зато в дозволенных пределах персонажам низшей мифологии – раздолье, и (в идеале) каждый оборотень, каждый загробный фантом должен нести некий нравственный урок. Чего же ради персонаж мистерии сменил облик или вылез с того света? не затем ведь, чтобы просто так покрасоваться?

И второе, что в условиях прописано: «не принимаются тексты, содержащие любые нападки на традиционные религии и народы России». Это свойственно империи – уважать всех, живущих в общем пространстве. Широта русской души, как Покров Богородицы, всем близким защиту даёт. Тут «Мистикон-3» на голову выше классических ghost stories, где ирландцы – колдуны-злотворы, шотландцы – дикари-хайлендеры, за Ла-Маншем злые бесы чуть друг друга не едят, а дальше скифы, медведи, чучундры и Фу Манчу.

В этих двух смыслах – приоритет Царства Небесного и имперское единство, – сборник последовательно строг и тем хорош.

Но состав его говорит о том, что традиции российской мистики XXI века ещё в поиске самих себя. Третья попытка вновь принесла пестроту, среди которой лишь раздел «Статьи и рецензии» радует чёткостью воззрений и тонким стилевым рисунком.

Между тем нашей мистике есть, что вспомнить и «с кого» себя строить. В арсенале есть барские забавы А.К.Толстого, даже чей многословный «Упырь» кажется лёгким и изящным в сравнении с иным современным сочинением. Есть работы князя Одоевского, смело – и, наверное, впервые, – включившего в мистическую Россию новоприобретенных финнов.

Но мы – нормальные герои, – прямых путей не ищем.

Поэтому спасибо «Самойло Звону» Дмитрия Володихина – как раз эта короткая житийная история создана в духе и букве русской старины, действительно христианское фэнтези. Рассказ о буйстве, смирении и, как следствие, перемене участи сделан ёмко, цельно, и завершён; одно досадно – почему так мало?

«Малахитовая душа» Дмитрия Лазарева – из конкурсных ново-уральских сказов. Повесть увлекательная, динамичная, ритм которой нарушается лишь там, где подкаменная сущность очень длинно объясняет читателю, что к чему в волшебных недрах и откуда растут ноги у теперешних событий. Почему-то Бажов обходился без этого. Вдобавок, повесть собрана на ново-русской платформе; хронотоп её – эра разгула бандитизма. Это настораживает. Романтика пацанских тёрок – примерно то же, что лирика концлагеря. Чумовые 90-ые – время, подобное тоннелю, в котором нет ничего, кроме света впереди, и победителей не будет, только чудом выжившие.

Столкновение звериного мира братков с холодным миром иной реальности – сражение в «царстве, разделившемся в самом себе», где люди – жертвы. Коль скоро наши симпатии на стороне людей, мы невольно начинаем сочувствовать тем, чьё место в лучшем случае за решёткой, и делить бандюков на «плохих» и «хороших», хоть сорт у них один, и здесь совсем не место вспоминать благочестивого разбойника. Тонко различая, кто по понятиям, а кто по беспределу, не заметишь, как подземный мир интегрирует тебя в себя.

Однако и здесь точку ставит сила Свыше, вполне в духе гоголевского: «Но и ты сиди вечно там на коне своём, и не будет тебе царствия небесного…» Ввязавшемуся в тёмную войну огня с камнем – небеса не суждены. Это вполне справедливо, с моралью тут полный порядок.

«Зов Аспидной горы» Натальи Алфёровой – сказка-истерн на перекрёстке времён и пространств, где есть место жестокости и нежности, конфликтам народов и сложным семейным отношениям, которые надо распутывать бережно, чтобы сохранить все тонкие нити чувств, связывающих живые души. Навязчивая политкорректность уступает место более гармоничной форме – имперскому соседству, где всякое порой бывает, но стремление к единству (опять-таки, в идеале) должно преобладать. Избрать свой путь или импортный melting pot, или мульти-культи – повесть скромно умалчивает, слегка запутавшись в любви, либидо, языческих могильных призраках и том, кто чья ханская дочь.

«Монашка из Коломны» Ларисы Архангельской возвращает нас к фигурам Марины Мнишек и Ивана Ворёнка, клеймёных ещё пропагандой XVII века – по заслугам ли? Попытка понять, как вихрь Смуты втянул пытливую и честолюбивую дочку сандомирского воеводы, чем обольстил и в какой мрак сбросил, открывает иную, незнакомую Марину – жертву политических интриг, всеми преданную, брошенную и забытую, медленно умирающую в коломенской башне, в кругу горячечных видений. Наяву или в бреду является ей духовник Антоний, убитый казаками? Зачем вспоминаются еретические строки Джордано Бруно о переселении душ?..

Напрасно спорить, поделом ли казнили Ворёнка. В эпоху самозванцев и родовой легитимности иного выхода не было. А если вмешаться в историю, по-новому прочесть её? Тем более, события из хроник это позволяют. Изящное решение, предложенное автором, искупает и чёрный призрак бернардинца Антония с огненными глазами, и упрямое католичество Марины, мнящей себя русской царицей. Высшая воля проявляет себя мягко, но бесповоротно, открывая страдающей женщине путь через тернии к истинному свету.

«Гадалка из Старого Бисера» Татьяны Беспаловой – настоящая феерия сочно прописанного современного быта, вкусных реалий и отсылок к богатейшей классике, от старорежимной до советской. Москвичка Таня и казачка Ксюша – каждая с неповторимым характером и со своими сложными проблемами, – катят в уральскую глушь, к гадалке Свете, чтобы услышать ответы на волнующие их вопросы. Поездом и лесовозом катят, пересекаясь с очень разными, но неизменно колоритными мужчинами. Но у Светы, похоже, своих вопросов и проблем побольше будет, а мужчин вообще полон дом – и на чердаке они, и на крыше, и в курятнике, и всяк молодец на свой образец, просто паноптикум и зоопарк. И медальон Звезда Трояна с таинственной силой, вроде бы сюжетно призванный разруливать невзгоды героинь, теряется и меркнет на фоне мужиков, которых Света собрала по жизни, а прогнать сил не нашла. Так и маются женщины – добрые, славные, с неистраченной тантрической энергией, обращая её на всяких разных мужчинок, часто оной энергии не достойных. А Свыше – любя, любуясь и печалуясь, – негромко спрашивают: «Когда же вы себя найдёте, милые? Гадаете, колдуете…»

Может быть, это и не мистика. Но картина нравов в духе бытового фэнтези – несомненно, и по-своему удачная. Единственно жаль, что тема Звезды Трояна потерялась, а поведение приезжих героинь иной раз срывается куда-то в стиль иронического детектива, совсем за рамки мистики.

Судить о «Крепости» Натальи Иртениной сложно – это фрагмент романа «Русь на Мурмане», сделанный мастерски и с точным знанием предмета. Даже намеренно архаизированный язык сказания не меняет впечатления. Трудное становление Руси на Севере, сопротивление врагов и демонов – всё надо преодолеть, и герои справляются с этим, утвердив крест и стяг на ледовитых берегах. Такой роман нужен для настоящего и будущего, но нужен и читатель для романа – готовый к непростому тексту, к сложной теме и к тому, чтобы сравнить себя с героями прошлых веков, а не с текущим топ-рейтингом, изменчивым словно Протей.

Вот что замечательно у Иртениной – в особенности для знакомого с поморскими преданиями, – так это «Морские скитания Варлаама Керетского». По-новому прочесть для себя историю из Шергина («Спи, жена иереева, спи, краса несказанная!»), открыть в ней новые смыслы было особенно приятно.

Раздел «Статьи и рецензии» в антологии весьма хорош – радуют свежие взгляды на дела древние и времён модерна, а также отзывы на текущие события. Наконец-то молодой термин стимфэнтези оказался в заголовке критической статьи, и Володихин это применение вполне обосновал. К его рассуждениям можно добавить лишь, что «стим-» не означает именно железа, движимого паром, телеграфа и разных девайсов рубежа XIX-XXвеков, но указывает прежде всего на культуру и отношения в обществе.

В сумме антология получает твёрдые 9 баллов – за поддержание литературной соборности, помянутое выше, за привлечение авторов к проекту и конкурсам, а также за высокий уровень изданий, свойственный Басткону.

Оценка: 9
⇑ Наверх