fantlab ru

Все отзывы посетителя stas-no

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  15  ] +

Роберт Хайнлайн «Дорога доблести»

stas-no, 2 марта 2018 г. 23:13

Роман получился двойственный. Сначала и всю первую половину он производит впечатление пародии на всю героическую фэнтези. Остроумную, веселую, в меру безумную. Завязка, персонажи, фабула, развязка — по всему этому легко изучать фэнтезийный шаблон, поданный в юмористическом и концентрированном виде. Но после развязки нас ждет еще половина текста — то, что обычно остается за скобками любой героики и что должно следовать за словами «жили они долго и счастливо». И как выяснил Хайнлайн, жили они (вместе) недолго, пусть и достаточно счастливо, а все потому, что герою, если он Герой, нужно постоянно выходить на дорогу доблести. И промариновавшись некоторое время в счастливом недолгом супружестве герой возвращается к своему привычному геройскому ремеслу. Поэтому вторая половина романа, отчасти продолжая пародийную линию уже одним своим фактом (продолжая историю там, где она обычно завершается), выводит на вполне серьезные размышления об отношениях супругов, о «своем жизненном пути» и об особенностях «возвращений». Книга и забавная и в меру серьезная одновременно.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Олаф Стэплдон «Создатель звёзд»

stas-no, 13 июня 2020 г. 22:51

Классифицировать данное произведение как роман я бы не стал, это философско-футурологический (если не космогонический) трактат. Когда сюжет составляет история жизни и разума в масштабах вселенной термин роман кажется очень уж неуместным и нелепым. Потому и литературная составляющая здесь очень слаба и эту слабость прекрасно осознает сам автор, который неоднократно оговаривается, что он пытается очень приблизительно и в меру возможностей своего языка описать полученный героем (автором) опыт видения. Впрочем и философская сторона книга не отличается особенной изысканностью и сложностью. Простые, лежащие на поверхности идеи и наблюдения, во многом обусловленные «катастрофическим» опытом человека первой половины 20 века (войны, отчуждающий человека капитализм и индустрия, чудовищное социальное неравенство). И наконец сильный религиозно-мистический дух или даже пафос. Есть соблазн современному читателю воспринять это как непритязательную, если не дешевую, эзотерику. Но удивительно, что книга так не воспринимается. Для эзотерики здесь слишком много научно-фантастических элементов (впоследствии использованных поколениями фантастов), слишком чувствуется «надломленный» дух эпохи 1920-30-х годов и наивный образ играющего Бога-ребенка как-то подчеркивает авторские поиски смысла существования разума и жизни в космосе. Для современного читателя фантастики книга покажется необычной и уже потому она заслуживает внимания.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Уолтер М. Миллер-младший «Страсти по Лейбовицу»

stas-no, 17 декабря 2017 г. 23:06

Очень мощный роман. Присоединяюсь к оценке романа как шедевра научной фантастики. Не знаю, насколько он был пионером в теме постапокалипсиса, но саму тему он если и не исчерпывает, то представляет настолько выпукло и глубоко, что едва ли тут можно что-то добавить не впадая в частности и детали. Тем более, что роман написан и опубликован в годы холодной войны, когда вероятность возможного фатального шага была весьма вероятна.

Хотя в книге нет по современным меркам ничего привлекательного для читателя — интриги (с неожиданными поворотами), экшена, яркого сюжета — все-таки читается она очень легко и с большим интересом.

Роман состоит из трех частей, каждая посвящена отдельной теме. Первая — Церковь и варварство, вторая — Церковь и наука, и третья — Церковь и страдание. Интересно читать тем, кому не безразлична религиозная тематика, поскольку в центре повествования — история католической монашеской общины в мире после ядерной катастрофы. Вопросы веры не так уж часто поднимаются в фант.литературе, а тем более на таком высоком уровне. Видно, что человек сильно погружен в тему, но в то же время нет прямого навязывания своей точки зрения, хотя опять же заметно, что автор весьма симпатизирует своим героям-католикам. Представлена галерея аббатов и «простых» монахов Ордена святого Лейбовитца очень живо.

Удивительно, что автор говорит о религии положительно, при этом не впадая в слащавость или явную проповедь, предоставляя героям говорить за себя. Жаль, что не прочел этот роман раньше.

Читал в переводе И.Полоцка, хотя и не идеальном, но в целом от него достаточно приятные впечатления.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Джин Вулф «Воин тумана»

stas-no, 11 января 2014 г. 16:44

В моем понимании роман не является фантастическим (или фэнтезийным). Это рассказ о вымышленных приключениях вымышленного персонажа, страдающего недугом забвения. Но в остальном автор описывает достоверный фон Древней Греции в 479 г. до Р.Х. Главный сюжетообразующий прием (забвение персонажа того, что было уже вчера) дает возможность популярно донести до современного читателя реалии и события греческой истории того времени. Практически все крупнейшие сражения Греко-персидских войн возникают на страницах книги в том или ином виде (чаще как прямой рассказ одного из очевидцев). Единственное «фантастическое», что тут можно встретить, это периодические появления сверхсуществ, таких как боги, ну и таинственная Дракайна. И если с Дракайной всё действительно непонятно, то боги могут быть объяснены видениями, возникающими в травмированной голове героя, поскольку другие персонажи богов, как правило, не видят, а если и видят, то кто же сказал, что их не видели древние греки?

Книга держится яркими интересными персонажами (среди которых древнегреческий поэт Пиндар), качественным историческим фоном и неплохим языком.

Прекрасно подойдет тем, кто интересуется Античностью.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Дэн Симмонс «Террор»

stas-no, 17 сентября 2018 г. 21:23

Основной объем этого большого романа составляет очень добротное бытописание не вполне обычного быта — жизни (читай — выживания) экипажей двух кораблей, затертых льдами за полярным кругом. Описание подробное, полное достоверных черт и деталей. С другой стороны персонажи (их довольно много, хотя центральных всего несколько) прописаны тоже убедительно, не шаблонно, они вполне живые и к ним вырабатывается свое отношение у читателя. Фантастическая составляющая в виде неведомого чудовища придает повествованию не столько нотку ужаса (роман нисколько не воспринимается как хоррор, что по-моему только к лучшему), сколько загадочности.

Когда дело доходит до самых отвратительных подробностей «особенностей выживания», хочется просто бросить книгу: о том, что самым чудовищным чудовищем является сам человек, это мы знаем и без всех этих деталей. В общем, складывается впечатление, что это очередная реалистическая история о героях и подонках, оказавшихся в экстремальных условиях. Но последние несколько десятков страниц меняют картину и отношение к ней.

С одним из перснажей происходит нечто вроде конверсии — религиозного обращения. Хотя автор не уходит в психологические глубины персонажа и подает перемену в герое достаточно скупо, но сказанного достаточно, чтобы свидетельствовать о том, что перемена была. Дальше остаются только наши интерпретации. И моя такая — роман не про выживание, не про героев и их оппонентов, не про бытописание. Он о религиозном обращении. Или как пел Егор Летов: «не бывает атеистов в окопах под огнем».

Оценка: 9
– [  12  ] +

Роберт Хайнлайн «Дверь в лето»

stas-no, 22 июля 2018 г. 00:57

Роман явно переоценен, если судить по оценкам здесь. Сюжет почти нулевой. По сути это производственный роман о жизни изобретателя в условиях американского капитализма. «Кошачий» вопрос меня вообще не зацепил (будь этот Пит хоть бульдогом, хоть морской свинкой никакой разницы не заметил бы), к котам равнодушен. Возможно в «свои» годы он мог восприниматься свежо, правда, плохо представляю насколько тема хронофантастики была уже тогда разработана. По своей идее, фабуле и в некотором смысле и реализации роман воспринимается скорее как рассказ. В общем, у Хайнлайна есть вещи намного лучше и интереснее, чем эта довольно унылая история. Не стал бы её рекомендовать.

Оценка: 6
– [  11  ] +

Майкл Муркок «Глориана; или Королева, не вкусившая радостей плоти»

stas-no, 13 августа 2015 г. 00:15

О романе. В подростковом возрасте много читал Муркока, особенно его «героическое фэнтези». Тогда он был одним из наиболее интересных для меня авторов. Но спустя уже 20 лет, думаю, что эти его книги читать бы не стал, разве что из ностальгических соображений. Решил попробовать «Глориану» — фэнтези не совсем геройское. Скажем прямо, это не фэнтези. Это исторический роман, но не про реальных (и вымышленных) персонажей, а про альтернативную историческую реальность. Глориана, как известно, Елизавета, известная англ.королева вт.пол. 16 в. Вот об этой альтернативной Англии вт.пол.16 в. и идет речь в книге. Здесь нет ни магии, ни привычных фэнтезийных существ, ни каких-то волшебных артефактов. Воображение автора в основном работает над «искажением» нашей исторической реальности, чтобы создать авторскую историч. реальность. Получилось достаточно интересно, узнаваемо и местами очень иронично (привет, постмодерн!). Сюжет показался слабее, герои интересны и правдоподобны, хотя и не особенно по-человечески симпатичны (в т.ч. главный). В целом, роман интересный, не обычный.

Об издании. Первый мой опыт малотиражного издания, увы, не удачный. Хотя перевод вполне себе хороший, но отсутствие редактора-корректора сильно испортило впечатление. Много опечаток, нет унификации в передаче имен (один и тот же персонаж на одной и той же странице передан по-разному), оставлены даже черновые варианты перевода... Иллюстрации (их очень мало) тоже неудачные. Боюсь, что теперь для меня весь малотиражный сектор под запретом...

Оценка: 7
– [  10  ] +

Евгений Гуляковский «Сезон туманов»

stas-no, 10 января 2017 г. 00:41

Добротный роман. Такая качественная «жанровая» проза. Вполне себе научная фантастика, с некоторым ретро вкусом, но без каких-либо признаков советскости в идеологической области (возможно, они убраны, посольку читал в издании послесоветском). Сюжет нельзя назвать изобретательным, и даже связности первой и второй части я почти не вижу (полет к Альфа Гидры воспринимается как отдельный квест мало связанный с Реаной, а скороговорка в самом конце романа, объясняющая связи двух планет, выглядит очень искусственной). Основная удача романа — идея с синглитами, которые суть информационные копии, снятые с живых людей и способные продолжать дальнейшее существование и развитие в почти идеальных условиях. Тут одновременно соединяются два направления: сохранение личности человека как информации и возможность переноса этой информации на некую биологическую субстанцию, более долговечную и менее болезненную, чем человек. А по сути решение проблемы долгожительства и частичного бессмертия. Современным трансгуманистам роман должен понравится, поскольку синглиты — законченные трансгуманисты (личности, но уже и не люди в биологическом смысле).

Оценка: 8
– [  10  ] +

Джеймс Брэнч Кейбелл «Земляные фигуры (Комедия внешнего вида и приличий)»

stas-no, 18 сентября 2014 г. 22:47

Удивляют как невысокие оценки, так и присутствие лишь одного (!) отзыва, сделанного к тому же по факту на весь цикл. Это не фэнтези в привычном смысле (даже если к нему приделать слово «вейрд»). Это просто хорошая и даже, рискнем сказать, большая литература. На фоне любой, даже хорошей фантастики и фэнтези, книга необычайно хороша. Хороший язык (читал в переводе, но он тоже хорош и оставляет приятное впечатление), отличная фантазия и много смысла. Произведение очень стильное и хотя не всем может понравится чрезмерная эклектичность (намешано много разных мифологических традиций) оно не выглядит нецелостным и аляповатым. Отдельно стоит отметить очень талантливо написанные диалоги: остроумные, изящные, глубокомысленные, виртуозные.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Альфред Бестер «Тигр! Тигр!»

stas-no, 19 апреля 2014 г. 12:14

Если читать этот роман в возрасте 14-15 лет, то, безусловно, он окажет крышесносящее впечатление. История становления сверхчеловека, при этом в космическом антураже с космистскими намёками и не без отчетливых нравственных ориентиров. Да ещё и славословия свободному развитию человечества. Но, увы для меня, я познакомился с этим произведением слишком поздно чтобы придти в соответствующий восторг и состояние души. Нельзя не отметить очень изобретательный сюжет, изначально претендующий лишь на историю об очередном мстителе. Фантазия автора тоже впечатляет. Есть в книге и слабые места. Главное на мой взгляд — это линия между Фойлом и Оливией, которая мне представляется слишком немотивированной. Кажется, для автора это был очередной ложный крючок, на который должен клюнуть читатель, но он выглядит слишком неестественным. Впрочем все отношения героя с женскими персонажами выглядят ненатурально, искусственно, не вызывают доверия. Но не в них и соль романа.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Иван Ефремов «Туманность Андромеды»

stas-no, 14 июля 2022 г. 22:56

Этот роман, пожалуй, апофеоз коммунистической мечты советского периода нашей истории. Нарисована широкая панорама светлого земного будущего, такого, в котором каждому неразочаровавшемуся советскому человеку хотелось бы жить и работать. Ключевое слово — работать. Поскольку коммунистическое общество — это общество труда. И правда, роман с полным правом следует охарактеризовать как производственный. Герои романа где только не успевают поработать, и даже работа звездолетчика — трудная, опасная (впрочем, не самая), но не «героическая». Автор воспевает труд на любом месте, но попутно поет хвалу искусству и науке (а также физическому развитию человека!) — в обществе будущего все должно быть в гармонии и способствовать человеческому счастью. В общем перед нами типичная утопия. Выход книги совпал с зарей космической эры и это без сомнения способствовало ее успеху. Верить в такое будущее хотел бы каждый советский школьник и студент. Мы сейчас живем в другом обществе, но может быть именно поэтому такая светлая книга, написанная хорошим литературным языком, воспринимается необычно (и, конечно, наивно) и оставляет читателя в приподнятом настроении.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Глен Кук «Сладкозвучный серебряный блюз»

stas-no, 13 июня 2020 г. 21:25

При всей «качественности» пустой и развлекательный текст. На 100 процентов состоит из действий и диалогов. Для сценария боевика с элементами приключений и детектива хорошо, но для книги бестолково. Персонажи никак не описываются, характер передается разговорами, но этого явно мало (а складывающийся образ — трафарет в кубе). Как представить глав.героя без описания внешности — понятия не имею. Мир также не описан вообще, т.е. никак. По сюжету узнается что-то из действий и речей персонажей, но опять же это чисто киношный подход, или определенного сорта литературы. В общем, читать такую книжку можно только если у вас нет никаких иных желаний, кроме как отвлечься и развлечься. Впрочем, развлекалово тоже не вполне годное, интриги почти нет, а на одной движухе роман не выезжает. Оценка могла быть и ниже, но если исходить из рамок, за которые автор и не пытался вылезти, то он сделал все вполне профессионально.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Роберт Хайнлайн «Луна — суровая хозяйка»

stas-no, 21 марта 2018 г. 00:07

История становления независимости Луны от Земли глазами работяги. Отлично написанный текст (и переведенный — читал в переводе Щербакова — большая заслуга переводчика). Хотя основная линия — социально-политическая, но мне была интересна и линия искусственного интеллекта. Хорошо даны типажи революционеров, при том же что типическое в персонажах не утрируется, а органически сопрягается с индивидуальными чертами. Одним словом, золотой фонд.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Станислав Лем «Магелланово облако»

stas-no, 18 января 2016 г. 00:49

Когда я прочитал первую трилогию цикла об Основании Азимова, я подумал, что вряд ли может быть нечто лучшее в фантастике. Прочитав «Магелланово облако» Лема, я понял, что может. Видимо, золотой век фантастики и впрямь был золотым. Лем зря боялся, что эта книга может кого-то сделать коммунистом. Здесь коммунизм — просто имя той утопии, которая манила людей всегда и везде. (В нынешней фантастике о такой утопии пишет Йен Бэнкс). И не утопия как таковая служит стержнем этого романа. Главное здесь (хотя и далеко не единственное) это отношения человека и космоса (равно как и человека с человеком в космосе). Вообще роман силен не столько масштабным и интересным образом будущего, сколько очень чутким психологизмом, которого в значительной степени не хватало тому же Азимову.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

stas-no, 7 ноября 2015 г. 00:14

Две части цикла отличаются друг от друга, но не в смысле «хуже-лучше». как пишут в некоторых отзывах. Мне это напомнило отношение «Хоббита» к «Властелину колец». «Главный полдень» это все же книга скорее детская, или скажем так — подростковая, как «Хоббит». А «Дом скитальцев» — уже достаточно масштабная вещь с более сложными вопросами и куда более усложненной интригой.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»

stas-no, 21 января 2015 г. 22:53

Перечитал «сказку» спустя почти 20 лет после первого раза. Сейчас уже нет того ощущения праздничной феерии, которое было свойственно первому восприятию. Зато оценил эрудицию авторов. Энтузиазм (научный, сейчас уже позабытый), сатира и ирония перемешаны в этом произведении, но настоящего звонкого юмора здесь нет. Книга, конечно, очень завязана на эпоху ее создания и потому, скажем прямо, читается без привкуса актуальности. С другой стороны, интересные персонажи, забавный микс фэнтези и науки, ироничный подход по-прежнему делают «сказку» любопытным и запоминающимся чтением. Хотя, пожалуй, я вернусь к ней снова тоже лет этак через двадцать...

Оценка: 8
– [  9  ] +

Гюстав Флобер «Саламбо»

stas-no, 13 мая 2014 г. 20:34

Роман, конечно, не фантастический, а исторический. Для современного читателя он слишком описателен, не хватает динамичности, особенно в начале. Чрезмерная описательность оправдана экзотичностью темы, особенно для читателя середины 19 в., но и сейчас романов из жизни Карфагена совсем не много. Выбран реальный исторический эпизод, когда в конце первой Пунической войны произошло восстание наемников-воинов против Карфагена (лично мне история очередного восстания не кажется привлекательной, хотя многие авторы исторических романов так не считают). Роман не блестящий, что замечали уже современники, но по-своему интересный. Впрочем, есть мнение, что это чуть ли не лучший роман на античную тему.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Роберт Асприн «Ещё один великолепный МИФ»

stas-no, 22 октября 2013 г. 23:52

Читал в детстве. Тогда было интересно и забавно. Перечитал прошлым летом. Непонятно, как такую «литературу» может читать взрослый человек. Юмора не заметил, ни разу не засмеялся (для сравнения стоит почитать Марка Твена). И как такую пургу можно считать «юмористической фэнтези»? Фэнтези там тоже есть, но тоже очень невысокого пошиба. Читать можно, видимо, только с возрастными ограничениями: не старше 14 лет.

Оценка: 5
– [  9  ] +

Джеймс Блэйлок «Эльфийский корабль»

stas-no, 22 октября 2013 г. 23:47

Гибрид фэнтези и детской литературной сказки. Мир и существа в нем сильно отличаются от обычного фэнтези антуража: все сказочное и как бы понарошку, не брутально, а точнее вовсе не агрессивно. Натурализм присутствует только в описаниях кофепития и табакокурения. Гоблины представлены как нашкодившие мальчишки, или даже скорее как крысы: мелкие и вредные, но не столь опасные, как в обычных фэнтези мирах. Присутствует элемент сюрра, но в очень легкой форме.

Приятный язык, есть яркие описания и сравнения. Действительно, много прямых (как мне это видится) параллелей с «Хоббитом» и миром ВК, хотя Средиземье (уже в «Хоббите») выглядит куда более серьезным и эпичным, а сами «приключения» в в«Эльфийском корабле» больше напоминают утреннюю прогулку Тома Бомбадила, чем поход хоть за золотом, хоть с кольцом.

Необычно и заслуживает одобрения.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Кори Доктороу «Младший брат»

stas-no, 9 августа 2023 г. 00:03

Это вообще не фантастический роман, ну, или почти не фантастический. Даже не назвал бы НФ ближнего прицела. Там нет никакого «фантастического допущения», кроме, видимо, исходного для событий романа теракта, но и это «допущение» в рамках любых политических или техно-триллеров более чем обычно. Затягивание гаек после терактов в целях увеличения (или под предлогом увеличения) безопасности тоже новостью (даже во время написания романа) не назовешь. Все эти рассуждения про то, что лишают людей личной жизни под видом борьбы с терроризмом — было трюизмом и тогда, в начале-середине 2000-х. Но вместе с этими недостатками для меня (не НФ и нет свежих мыслей) роман вполне приятно читается до середины, а потом как-то шло уже по инерции и никаких откровений не дал. Довольно много клише: юношеский максимализм, первая любовь (и первый секс), романтичнско-риторическая борьба с системой (за нашу и вашу свободу)... С другой стороны, неплохо прописанные персонажи, вполне живые (но и не без некоторой трафаретности). Молодежный техно-триллер. Из жирных минусов, обычное для американцев представление о мире, который весь состоит из диктатур и империй зла (Китай, Сирия, Турция (??), Сев. Корея, только вот Россия не попала в это число, см.годы написания романа), и только США оплот свободы во всей вселенной (конечно, если бы власть и спецслужбы не стремились постоянно эту свободу забрать). Но это проходит скорее неакцентированными штрихами, оттеняющими представление американцев о самих себе.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Роберт Хайнлайн «Имею скафандр — готов путешествовать»

stas-no, 25 января 2022 г. 23:47

Хотя многих отзывиков смущает подростковая направленность книги, я не могу разделить их скепсис и соответственно низкую оценку. Черты «литературы для юношества» (а не для детей 10 лет) здесь присутствуют, но нас же не отталкивает «детскость» книг о Карлссоне или Винни-Пухе. Тем более, что автор не сюсюкает и не держит читателя за дебила. Я не технарь и для меня подробности об устройстве скафандра не лишены занимательности и новизны. Уместный юмор балансирует некоторую пафосность и общую приподнятость текста, особенно если учесть время его написания — а это самая заря космической эры, только год назад запустили советский спутник, а до первого космонавта еще несколько лет. Само название романа — прекрасный девиз той поры, когда «все мечтали быть космонавтами». Начинается книга с будничной жизни юного мечтателя о Луне (есть упоминание и товарища по цеху — Азимова, правда, как автора популярных книг о химии) и завершается тоже прозаической сценкой, но между этими точками — полет на Луну, Плутон, к далеким звездам, приключения, испытания в суровых инопланетных условиях, и наконец судилище над человечеством. Автор иронически обыгрывает штампы фантастики (и комиксов) своего времени, но при этом сохраняет главный свой посыл о «науке, которая творит чудеса». Ведь самая важная и нужная вещь для юного космонавта — это логарифмическая линейка! Ну, разумеется, после скафандра.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Станислав Лем «Астронавты»

stas-no, 18 ноября 2020 г. 01:03

Тройной гимн — гимн науке, гимн коммунизму и гимн человеку. Гимн науке вполне в духе жюльверновской традиции: о том, как наука нам строить и жить помогает. Есть даже прямо лекции об основах космических полетов. Типичный образец твердой НФ. Панегирик коммунизму (дежурный?) ясно звучит на последних страницах с непременным противопоставлением оного капитализму-империализму, подавляющему творческие порывы общества и ведущего лишь к классовым и иным конфликтам. Ну, и поверх всего — гимн человеку, открывающему тайны вселенной и способному на мирную жизнь с себе подобными и готовому к контакту с внеземными формами жизни, которые, напротив, оказались слишком «человеческими», чтобы дожить до чаемого контакта. Уже этот первый роман показывает, каким настоящим писателем является Лем.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Роджер Желязны «Ночь в одиноком октябре»

stas-no, 18 ноября 2020 г. 00:21

Занятная повесть, которую мог бы спасти (даже я бы сказал наделить смыслом) интересный финал. Увы, мои надежды на таковой не оправдались. Концовка оказалась непродуманной, скомканной, оборванной и... совершенно никакой. Мне совершенно неинтересна вся та литература, персонажей которой решил поиспользовать автор для своей фантазии. В стиль автор тоже не попал (по крайней мере в пер. Жикаренцева я этого не почувствовал), а внешние элементы слишком картонно-шаблонны, чтобы вызвать восторг. Можно списать на точку зрения персонажа, от имени которого ведется рассказ — какого стиля можно требовать от пса, пусть и говорящего? Может, автор пытался таким способом подстраховать себя от обвинений в стилистической нулевости текста, по замыслу своему строящемуся на переработке известного литературного материала. Закрыв книжку я понял, что уже почти забыл её, настолько она слаба эмоционально. В любом деле важен конец.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Антология «Мир фантастики. Спецвыпуск №1. 100 главных фантастических книг»

stas-no, 26 февраля 2020 г. 22:00

Разочарование. Набор стандартных книжек с унылыми текстами. Конечно, если вы ничего не слышали о фант.литературе, наверное, это станет открытием и окном в эту область литературы, но для любого любителя (самого разного уровня) и просто пользователя фантлаба это топтание на давно истоптанном месте.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Питер Уоттс «Ложная слепота»

stas-no, 25 февраля 2016 г. 22:28

Роман, на мой взгляд, явно переоценен в фэндоме. Возможно, он выделяется на фоне среднетипической фантастической литературы, но это не повод, считать его шедевром. По мне это вполне на уровне Нила Стивенсона, а Стивенсон все-таки не гений. Что понравилось — это такая подчеркнутая научность. Я в биологии не соображаю, но доверяю квалификации автора и потому воспринимаю все объяснения внеземной и будуще-земной биологии как «научно» представленные. Читается с интересом, хотя особой интриги в романе нет. Я бы назвал этот «тип» фантастики «биологической», поскольку именно на этом все и построено. Интересны некоторые размышления, вроде как соотносятся интеллект и сознание. Написан крепко, качественно. В общем, достойный образец фантастики, но без эпитета «шедевр» и почти без необходимости в перечитывании.

P.S. Совсем случайно узнал, что Юкка Сарасте — это имя финского дирижера. Любопытно.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Александр Мирер «Обсидиановый нож»

stas-no, 2 декабря 2015 г. 00:16

Рассказ интересный, хотя, на мой взгляд, не совсем фантастический. Путешествие во времени в нем предстает чем-то вроде сеанса сна-гипноза или погружения в виртуальную реальность (если говорить современным языком). И еще я бы назвал рассказ анти-попаданческим, поскольку в нем герой, отправляющийся в прошлое, не сохраняет себя как личность, а становится личностью, характерной для того времени, куда он попадает. Т.о. оказывается невозможным традиционное попаданческое прогрессорство, ничего изменить такой герой в другом времени не может.

После завершения чтения осталось стойкое ощущение, что чего-то в тексте я не понял, какую-то соль, вложенную автором, но мною непонятую. Это плюс, не так часто встречаются худож. книги или тексты, которые обладают таким свойством.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Тед Чан «72 буквы»

stas-no, 9 апреля 2015 г. 22:36

Интересный мир рассказа более всего из прочитанного у Чана позволяет говорить о нем как о писателе-фантасте. Здесь у нас типичный альтернативно-исторический мир как бы викторианской Англии. Как и всегда (вот уж к чему к Чану нет претензий с моей стороны) отлично выписанный текст: ничего лишнего, все на месте, дух эпохи схвачен и передан бережно. Големы вместо пара и электричества — любопытная задумка, идея о создании людей штампами из слов — тоже интересно, но глубины рассказу не хватает, хотя читается интересно. Если сравнить с пустым, бессодержательным дебютом (Вавилонская башня) — большое достижение, но до лучших своих вещей Чан здесь не дотянул.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Марк Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»

stas-no, 28 ноября 2014 г. 23:28

Поскольку произведение классическое, то особенно расхваливать его нет смысла. Прочитано оно мной поздно, но поэтому и оценка должна быть более трезвая. Вещь искрометная, но особенно меня зацепил реализм. Автор совершенно честно на странице расписывает страдания бедного героя, который в жару на коне в доспехах мучается и потеет, потеет, потеет... Это одновременно и пародия на рыцарские романы, где рыцари не потеют, а только подвиги совершают, хотя конечно любой рыцарь, полагаю, весьма страдал от неудобства собственных лат. Герой книги ужасный прагматик (настоящий американец, как его все представляли) и не очень почтителен к религии, но в целом вызывает симпатии.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Артур Мейчен «Сокровенный свет»

stas-no, 28 ноября 2014 г. 23:05

Интерес к этому произведению пришел из области музыкальной. Один из моих любимых музыкальных деятелей — Дэвид Тибет выпустил в сер. 1990-х альбом All The Pretty Little Horses, где одно из центральных мест занимает тема под названием The Inmost Light. Примерно год назад я прочел в одной книжке, что в данной вещи (на уровне названия) Тибет отдал дань своего увлечения писателем А. Мейченом, у которого есть рассказ с таким же заголовком. Я заинтересовался. И вот недавно книжка с рассказом оказалась случайно у меня в руках и я прежде всего его и прочел. Замечу, что все мои соображения не основаны на контексте творчества Мейчена, я его не знаю, да и вообще плохо представляю «мистическую» прозу.

Произведение очень приятное. Спокойное, размеренное повествование, очень не характерное для современной лит-ры и напротив очень в духе своего времени (написан в конце 19 в.). Камерная история о тайне дает повод для автора развернуть вполне серьезный вопрос о человеческой душе. Название рассказа, что может кому-то показаться пафосно сентиментальным, собственно и отсылает к душе, ее значении для человека (на другом полюсе мы имеем Inmost Night, как ее называет тот же Тибет). Рассказ можно интерпретировать как в религиозном, так и в отвлеченно-нравственном ключе, но в отличие от некоторых псевдофилософских потуг, которыми страдают отдельные сочинения подобного рода, воспринимается естественно и действительно имеет смысл, а не претензию на него. Автор меня заинтересовал и буду, по возможности, читать его и дальше.

Читал в переводе Л.Сумм, качество изумительное.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Умберто Эко «Маятник Фуко»

stas-no, 21 октября 2021 г. 23:21

Раздутый до размеров громадного романа рассказ с очень слабым сюжетом, не впечатляющей художественной стороной и тучей энциклопедических справок. Две трети текста представляет собой антиэзотерический памфлет с обширными экскурсами в историю соответствующих учений и практик. И это читать очень утомительно, поскольку основной посыл сводится к небольших размеров газетной статейке (ближе к концу автор всё очень четко разжевывает и кладет в рот, видимо, не самого догадливого читателя). Образы героев довольно убедительны, поскольку автор их списывал со своего непосредственного окружения и, вероятно, с самого себя. Сцены работы издательства довольно смешно обрисованы, но их мало и они теряются на фоне килотонн сведений на мой взгляд избыточных и ничего не добавляющих к идее романа. Т.е. это такой науч-поп под обложкой худлита, но как же скучно! Впрочем завершающий эпизод романа, образ из прошлого одного из героев, очень пронзителен, что, очень возможно, навеяно личным опытом Эко.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Майкл Муркок «Рыцарь Мечей»

stas-no, 9 сентября 2021 г. 22:06

Решил вспомнить молодость и перечитать Корума, про которого уже давно и забыл. Всему свое время. В подростковом возрасте такое, пожалуй, будет небезынтересно. Но в целом как литература это на «троечку с минусом». Бесцветный язык (переводчица Тогоева тоже «постаралась»), трафаретные персонажи, банальнейшая фабула с надерганными из чужих произведений образами и мотивами, сама по себе завязка с местью — все это просто скучно. Чуть интереснее было читать страницы про замок Рыцаря мечей, но в целом — блеклое сочинение без огонька. И заметим, это написано уже спустя несколько лет после выхода в свет блестящей сатиры на весь жанр героического фэнтези — «Дороги доблести» Р. Хайнлайна. Муркок, как и Асприн, исключительно подростковый автор.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Лайон Спрэг де Камп «Да не опустится тьма»

stas-no, 17 января 2021 г. 23:53

Роман представляет собой типичное чтиво соответствующей страны и эпохи: американское развлекалово эпохи «палпа». 1.Простейший литературный текст без претензий. Чудовищные диалоги, местами они переходят в фарс, правда, полагаю, сам автор об этой фарсовой стороне и не думал, хотя возможно считал их вполне забавными. Юмора я не нашел, хотя, возможно, автор опять же считал, что читать такое местами должно быть забавно. 2.Слабая историческая составляющая. Фактов (или мат.части, историч.деталей) тут очень мало, хорошо, если наберется на страницу текста, включая сюда все имена исторических персонажей, события, элементы эпохи. Поэтому «просветительская» сторона книги близка к нулевой. 3.Скучный главный герой и серые (с претензией на типажность) отдельные персонажи. Герой не только скучный и не интересный, он пытается быть зеркалом (которое просто обязано льстить, иначе кому такая книжка нужна?) читателя — такой находчивый с предпринимательской жилкой американец, который может устроится даже в аду... простите, в остготской Италии, да хоть где! Он умеет почти все (извините, не удалось наладить артиллерийское дело, ну да у нас же не гений, а просто парень-археолог, даже не доктор!) — производство алкоголя, издательское дело, телеграф.... И еще он очень хочет не допустить наступления того самого темного средневековья с его клерикализмом, инквизицией и прочими ужасами. Правда, в глазах автора-героя эта борьба почему-то еще оказывается возможной в уже варварской Италии и в соперничестве с кем? — правильно, с главным носителем классической культуры того времени — Византией. Какой тонкий ход!

Чтение далось не просто, набор эпизодов очень уж невнятно выстраивается в вялотекущий сюжет, целый ряд сцен избыточен и ничего не добавляет к целому. Сама идея, взятая у Твена, не нова. Видеть в этом слабом тексте что-то кроме слабого тексту у меня не получилось. Видимо, лучше Спрэгу де Кампу было писать продолжения Конана, а не лезть в альтерн.историю, Конан — вполне его уровень и в интеллектуальном и в литературном плане.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Журнал «Фантакрим-MEGA»

stas-no, 9 марта 2017 г. 00:47

Отличный был журнал с хорошим балансом между худ.литературой и аналитикой, публицистикой, интервью — т.е. всем, что связано и посвящено фантастике. Особенно это было важно тогда, в 90-е годы, поскольку других русскоязычных журналов такого плана и такого тираже не было. «Если» в сравнении с Мегой всегда проигрывал, там основное — это художественные тексты, а остальное — некая прибавка, тем более в первой половине 90-х (до своего изменения формата). Всё, что я тогда знал о фантастике — заслуга этого журнала. Спасибо ему и его создателям!

Оценка: 9
– [  7  ] +

Эдгар Аллан По «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима»

stas-no, 29 января 2016 г. 00:01

Небольшой роман, или скорее повесть о морском путешествии куда-то в сторону Антарктики. Больше половины произведения отведено под своего рода подготовку к основному блюду — раскрытию тайны Южных морей, которая, впрочем, и осталась тайной. Завершение повести — мистический туман «и кожа ее белее белого». Такого, как говорится, в карман не положишь и каши не сваришь, но можно теряться в догадках и фантазировать. Что, видимо, и предлагает автор. Мистика должна оставаться мистичной, т.е. таинственной. Написана повесть замечательно, хотя в ней практически нет диалогов, представлено как дневник. Читал в переводе Г. Злобина — очень приятный и гладкий текст.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Тед Чан «Купец и волшебные врата»

stas-no, 9 апреля 2015 г. 22:12

Итак, «научно-фантастический» шедевр не имеющий никакого отношения к научной фантастике (а тем более с эпитетом «твердая», как некоторые критики утверждают). Присутствующее «фантдопущение» вполне уместно и в сказочной реальности, на которую, в ее восточно-арабской ипостаси, и ориентировано все повествование. Написано замечательно: строго, без лишнего описательного элемента, но с передачей духа и стиля арабских сказок (тут также нужно благодарить переводчика). Прежде всего перед нами первоклассные истории и никакого торжества «идеи» (как опять же любят писать кхе-критики). Идеи или смысла, иного чем приведен в последних строках рассказа, здесь просто нет. А то, чем автор заключает рассказ — есть его смысл и мораль, как в басне, или в арабской сказке. Глубокий и простой смысл, воплощенный в истории (их несколько) — вот чудо литературы.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Вальтер Моэрс «Город Мечтающих Книг»

stas-no, 6 марта 2020 г. 22:47

Много положительных оценок и отзывов оказались не пустым местом и совпали с моим впечатлением от книги. Замечательная книга о книгах, писателях, литературе и жизни в её целом. Я бы с удовольствием прочитал еще сотню страниц о шатаниях героя по самому городу, а не по его подземельям. Первая часть светлая, ироничная, вторая нечто вроде спуска в ад, наполненная мраком и зловещими чудовищами (хотя и не без ноток черного юмора), местами читать было страшновато, но это позволяет настроить читателя на более серьезный драматичный лад. Ведь сама история, начавшись как простое приключение, становится серьезной и несколько грустной. И спасибо автору за прекрасные иллюстрации.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Станислав Лем «Непобедимый»

stas-no, 17 марта 2019 г. 13:36

Я бы назвал эту книгу планетарным триллером. История расследования загадочной гибели крейсера «Кондор» на планете Регис III получилась напряженной и увлекательной и при этом без маньяков и кровавых разборок. Как и роман «Солярис» (известный мне пока только по адаптациям) — это текст о контакте, но на этот раз с неживой материей. Вообще сама идея некроэволюции интересна и практически совпадает с темой «бунта машин» (и последующего контроля за человечеством, как в фильме «Матрица»). Но интересно, что в отличие от типичной для современной фантастики победы искуственного интеллекта, Лем описывают успешную эволюцию и победу как раз не-интеллекта, а более простой формы не-жизни.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ольга Громыко, Андрей Уланов «Космобиолухи»

stas-no, 21 февраля 2019 г. 22:46

Роман в полной мере оправдал ожидания. Легкое чтение с нужным набором приключений, юмора, колоритных персонажей. Теперь в отдельности по каждому компоненту. Приключенческая фабула получилась с одной стороны стандартной: вот Бильбо (т.е. главный герой) сидит в своей норе и горя не знает, вот тебе гномы незванные, вот тебе «Туда и Обратно» (без Обратно, так что почти отход от стандарта). И конечно «Туда» оборачивается почти походом за сокровищами. С другой стороны авторам удалось разнообразить эту схему важным композиционным ходом. Две линии с двумя группами персонажей первую треть (примерно) книги параллельно движутся к точке сходки. Причем, этот паралеллизм в общем-то сохраняется до конца книги. И учитывая примерно равные доли текста, не вполне даже понятно, а кто тут главные, а кто второстепенные персонажи. Это создает «стереоэффект».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Более того, по ходу чтения возникает ожидание, что команды сольются в одну, но даже в конце они держат свои границы.

Юмор или скорее ирония хорошо заметны как на уровне персонажей (они шутят даже в экстремальных ситуациях), так и на уровне авторского голоса, который убран в немногочисленные, но очень красноречивые сноски. При этом книга не страдает натужным юмором ради юмора, все очень в меру (вызывает улыбку, а не «хохот»).

С персонажами, как и с приключениями, удалось найти нужную середину между шаблонными образами и индивидуальными чертами. Не все удались, или точнее не все проявили себя достаточно рельефно и запомнились. Но несколько основных, оба капитана, их ближайшие помощники и даже ежик с роболисой получились хорошо.

Книга идеально вписалась в мои представления о легком развлекательном чтении.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Клиффорд Саймак «Паломничество в волшебство»

stas-no, 12 января 2019 г. 23:32

Роман фэнтезийный, но не на все 100%. Первая половина вполне в общем фэнтези-каноне. При небольшом объеме примерно половина отводится на подбор команды приключенцев, которые идут на поиски Древних. Само название и мелькающее обозначение героев как паломников не кажется вполне точным или убедительным. Когда появляется линия с параллельными вселенными и космическими пришельцами привкус фэнтезюшности несколько теряется. Концовка скорее разочаровывает, потому что не дает ответов на все вопросы и не решает все линии, намеченные в тексте, уходит в полунамеки. Такая «загадочность» не красит текст. Думаю, что лет в 15-16 эта мнимая таинственность интриговала бы, сейчас она воспринимается напускным туманам из-за отсутствия у автора ответов. В общем, «Братство талисмана» у Саймака вышло заметно лучше.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Роберт Хайнлайн «Время для звёзд»

stas-no, 14 декабря 2018 г. 22:58

Роман, который сложно безоговорочно отнести к «детской» (пусть и в подростковом варианте) фантастике. Пусть сюжет и прямолинеен, но драматизма здесь хватает.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Тед Чан «История твоей жизни»

stas-no, 27 ноября 2016 г. 23:48

Довольно интересная повесть. Автор попытался проиллюстрировать тезис Б.Уорфа о том, что язык отражает мышление и восприятие мира народа, который на нем говорит (и наоборот: язык определяет мышление и картину мира народа, который на на нем говорит). При этом самого упоминания Уорфа в повести нет (но, что интересно, оно появляется в экранизации повести — фильме «Прибытие»). Но упомянута перформативная функция языка, через которую объясняется одна из основных идей произведения — насколько знание будущего подразумевает возможность его менять. В общем, автор тем самым нашел довольно остроумное решение этой классической научно-фантастической дилеммы. Помимо сильной научно-фантастической составляющей, очень неплохо проведена автором и драматическая линия отношений матери и дочери, или скорее восприятия матерью своих отношений с дочерью. Таким образом в повести гармонично сочетается эмоциональная и интеллектуальная часть.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Густав Майринк «Ангел Западного окна»

stas-no, 18 апреля 2016 г. 23:02

Практически без колебаний ставлю 10 баллов. Текст зацепил практически сразу. Конечно, это чтение не для любителей приключений и действия, да и детективной линии тоже нет. Но роман удивительно напряженный, хотя большую часть его составляют пространные описания и внутренние монологи героя. Я бы назвал это криптоисторией, поскольку в отличие от просто исторического романа, здесь вплетена линия «исследователя» прошлого, и прошлое тут переплетается с настоящим, прорастает в него и по-своему воплощается в нем, одновременно переходя уже в некую над-историческую, архетипическую историю. Такой криптоисторический мистический роман о поисках себя. Отдельно надо отметить работу переводчика (В. Крюков), читать текст было наслаждением, которое очень редко испытываешь при чтении обычной (даже самой классической) фантастической литературы.

Роман решил прочитать после знакомства с «Глорианой» Муркока, где тоже фигурирует Джон Ди. Но Муркок намного слабее, даже с учетом разницы стилей и жанров (у Муркока типичный плутовской роман).

Оценка: 10
– [  6  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

stas-no, 6 ноября 2015 г. 23:56

Роман «взрослее» и сложнее, чем повесть «Главный полдень». Здесь на главных ролях уже не дети, хотя и они действуют (и, вроде бы, формально «на главных ролях»). Две линии: земная и далеко-галактическая — держат в напряжении, хотя, может быть, иногда хотелось несколько более частого переключения планов. Приключения и интриги, загадки и поиск ответов — все это выписано очень классно. Язык романа простой, но точный, без излишеств и бросающихся в глаза красот, но это очень прозрачный художественный язык, который не утомляет и не отвлекает. Есть одна несуразность, вызванная, вероятно, тем, что роман писался-переписывался в советско-российское время: одновременно присутствуют КПСС и губернаторы (их, конечно, следовало убрать). В итоге: отличная фантастика.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Г. Ф. Лавкрафт «Хребты безумия»

stas-no, 2 июля 2015 г. 01:01

Собственно данная повесть скорее не мистическая (фэнтезийная), а научно-фантастическая. Автор научным образом рисует доисторическое, точнее до-человеческое прошлое Земли. Т.е. никакого сверх-естественного в описаниях и объяснениях нет, несмотря на то, что предполагаемый автор текста (тут все чин чином — как сейчас говорят псевдо-документалистика) постоянно использует словечки из другого лексикона (нечестивый, кощунственный — как будто речь идет о чем-то религиозном, а не научном). Сюжет прямолинеен и может быть описан в одном предложении: антарктическая экспедиция обнаружила следы ( в т.ч. вполне свежие) древней цивилизации. А остальное это чисто культурно-этнографическое описание (насколько можно было реконструировать по следам) этой самой цивилизации и ее истории. Читается с интересом. Перевод Бриловой в целом оставляет хорошее впечатление.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Эндрю Лэнг «Хроника исторических событий в королевстве Пантуфлия. Принц Зазнайо»

stas-no, 13 октября 2023 г. 22:03

Ироничная сказка, обыгрывающая «кирпичики», привычные в обычных сказках. Сейчас такое называют постмодернистской игрой с жанром или деконструкцией или (совсем уж тошнотворно) словом «ретеллинг». Если хочется поднять себе настроение, улыбнуться и приятно провести время — советую эту милую и забавную историю от автора, которого у нас плохо знают, ибо не переводят, а жаль. Эндрю Лэнг был очень талантливым и интересным человеком.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Питер С. Бигл «Тихий уголок»

stas-no, 8 сентября 2023 г. 22:01

Несмотря на камерность и умиротворенность данное сочинение производит сильное впечатление. Конечно, весь секрет в писательском мастерстве, которое книгу без сюжета, наполненную на 80 процентов (условная прикидка, конечно) разговорами и мыслями немногочисленных персонажей, сделало настолько увлекательной и сильной, что после ее завершения, жалеешь, что волшебство оказалось столь кратковременным. Обаятельные герои, которых скорее нужно счесть неудачниками (или не вполне состоявшимися с обычной точки зрения людьми), рассуждают о жизни, смерти, чувствах, дружбе, любви и это воспринимается естественно, а не натужно. Героям сопереживаешь и их понимаешь. Это очень трогательная и человечная история, из тех, которые довольно редко попадаются не только в современной нам литературе, но и в истории литературы вообще. Удивительно, что книга издана, когда автору было всего 21 год. Удивительно хотя бы потому, что содержание книги отнюдь не юношеское, а зрелое, похожее на плод размышлений уже изрядно пожившего человека.

Очень жаль, что эта книга была издана по-русски всего раз. Спасибо переводчикам за труд.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Пол Андерсон «Три сердца и три льва»

stas-no, 15 января 2023 г. 18:31

Весьма незатейливый фэнтезюшный роман, чья простота и наивность объясняются во многом временем его издания (перв.журнальная публикация в 1953 г.). Герои, увы, все до единого трафаретны и малоубедительны, включая и главного героя — Хольгера. Самобытного мира тоже не получается — автор заимствует и героев и сюжетные ходы из соответствующей средневековой литературы (впрочем, этого и не скрывает, засылая персонажа в романно-средневековое «прошлое»). Впрочем, для большинства читателей эта литература малознакома и потому роман не кажется слишком вторичным. Пожалуй главным плюсом книги является ее ностальгический потенциал, причем он работает даже в том случае, если вы эту книгу не читали в раннем юношеском возрасте, когда такого рода вещи должны нравится. Читается просто как старое уютное фэнтези, когда интриг, кишок и прочих откровенных штук в подобной литературе было меньше (точнее почти не было совсем), а пафоса и прозрачного конфликта (между добром и злом) больше.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Миранда Олдхаус-Грин «Кельтские мифы. От Короля Артура и Дейрдре до фейри и друидов»

stas-no, 18 ноября 2021 г. 23:29

Согласен с другим отзывом. Книга откровенно слабая, причем это касается обеих составляющих — и оригинала, и русского перевода. Почему столь невнятная работа была выбрана для перевода неясно. Помимо скучной реферативности попадаются невнятные и просто туповатые аналогии и замечания. Системы тут нет. Про Артура почти ничего. Хотя книга была переведена и отредактирована аж двумя кандидатами наук, это не улучшило общего впечатления. Перевод — очень посредственный подстрочник, прям видишь за ним английский текст. Книге очень не хватает нормального литературного редактора. Да и научный редактор кроме пары сносок ничего особого не добавил. Хотя вместо рекомендательного списка англоязычной литературы можно было предложить читателю хорошие русскоязычные книжки, а такие есть. А главное есть переводы первоисточников, которые и стоит в первую очередь читать. Категорически не рекомендую к чтению. И еще в описании ошибка, книга на языке оригинала опубликована не в 1993 г., а в 2015 г.

Оценка: 3
– [  5  ] +

Г. Ф. Лавкрафт «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата»

stas-no, 16 ноября 2021 г. 22:40

Произведение сейчас воспринимается как анахронизм, впрочем, Лавкрафт и при жизни не был «понят», видимо, уже тогда он был несколько старомоден. Впрочем, в настоящее время эта старомодность, этот характерный стиль Г.В.Л. воспринимается с определенным энтузиазмом, как необычная и достаточно старая вещица, не шедевр античного искусства, а скорее как несколько неуклюжая горгулья готического средневековья. Основу фабулы составляет незатейливый поиск (поди туда, принеси то), который скорее утомляет своей нудностью, перечислением бестиария лавкрафтовских кошмаров и персонажем с полным отсутствием психологии. Но в этой наивности и прямолинейности, поданной в фирменном стиле, есть и своя прелесть, прелесть чистого эскапизма. Никакой попытки подделать реальность, сделать «как по-настоящему (только с магией и драконами)», что отталкивает в большинстве современных фэнтезийных вещей. Да, и вообще, какие могут быть претензии, если всё происходит во сне! Это постоянно подчеркивается.

И все равно оценка была бы ниже, если бы не последние страницы. В каждом деле важен конец, в литературе в том числе. Идея того, что самое желанное из наших мечтаний — это память о нашем светлом прошлом, хороша. Спасибо, старина Говард.

P.S. В журнальном варианте (Если) одна из страниц повести отпечатана в зеркальном виде, редкий брак — пришлось читать как шифрограмму с зеркальцем.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Мария Семёнова «Мы — славяне!»

stas-no, 12 мая 2021 г. 22:49

Хорошее доступное изложение материала о духовной и материальной жизни восточных славян. При этом материальной стороне, быту отводится большая часть (что и понятно, исходя из сохранившихся сведений). Сделана добросовестная выжимка из достаточно обширной научной, справочной, научно-популярной литературы, указания на которую автор приводит в конце каждого раздела, тут и общие работы и достаточно узкоспециальные статьи, поэтому появившийся интерес можно развить. Но для историка, этнографа, фольклориста, археолога тут ничего нового не найти, поэтому если вы в теме — вряд ли это для вас. Тем не менее везде чувствуется авторский взгляд, некоторые параллели сомнительны или надуманны (особенно там, где автор поминает Дж.Р.Р. Толкина). Еще из достоинств — читать книгу можно сплошняком с начала до конца, она вполне связно написана.

Оценка: 8
⇑ Наверх