Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Екклизиаст» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 24 мая 2018 г. 14:51

«Титус Гроан»
Мервин Пик
Титус Гроан / Titus Groan   [= Тайтус Гроун; Титус Гроанский]
1946, роман

В огромном мрачном замке, затерянном среди высоких гор, переполох и великая радость: родился наследник древнего рода, семьдесят седьмой граф Горменгаст. Его удивительным фиолетовым глазам предстоит увидеть немало странных и страшных событий, но пока он всего лишь младенец на трясущихся от волнения руках своей старенькой няни.
Он — предмет внимания окружающих. Строго и задумчиво смотрят глаза его отца, графа; отрешенно — глаза огромной огненноволосой женщины, его матери; сердито — черные глаза замкнутой девочки в алом платье, его сестры; любопытно и весело прищуриваются глаза придворного врача; и недобро смотрит из тени кто-то высокий и худой, с опущенной головой и вздернутыми острыми плечами.
Быт замка подчинен сети строжайших ритуалов, но под покровом их торжественной...


После прочтения цикла Горменгаст, а вернее, после повторного прочтения первого романа Титус Гроан, я наконец смог написать рецензию, которую можно прочитать на странице романа, и для более полного восприятия статьи, я советую перед этим прочитать рецензию

Как обычно, начну с иллюстраций к роману, нарисованных моей женой.

Далее следует несколько сумбурный, но искренний мой взгляд на образы и символы романа.

ВНИМАНИЕ ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ! ЕСЛИ ВЫ ЕЩЕ НЕ ЧИТАЛИ РОМАН, НЕ ЧИТАЙТЕ ДАЛЬШЕ ЭТУ СТАТЬЮ.

Как я понимаю концепцию персонажей в Горменгасте: каждый персонаж выглядит так, каков он есть внутри, говорит то, что думает в данный момент, (но не факт, что говорит на самом деле), делает то, что собирается или хочет сделать в данный момент и тут эти мысли частично пересекаются с тем, что он на самом деле делает в данный момент (но тоже далеко не всегда).

Можно сказать, что мы видим мысли и чувства персонажей, а не их самих, а разговоры и действия персонажей видим именно в разрезе их мыслей и чувств. Плюс эти мысли и чувства преувеличены и гипертрофированы для создания типичных, нарицательных, обобщенных персонажей. Так Флэй отражает беззаветную преданность человека, вознесшегося под покровительством "большого" человека "наверх", Шлакк воплощает собой такую типичную заботу нянечек и бабушек, не наделенных интеллектом, за детьми, при этом эти няни и бабушки совершенно не воспринимают детей как личности и заботятся лишь о их физическом здоровье (лишь бы дитя было накормлено, а в остальном лишь бы не плакало).

Взглянув таким образом становится понятно, почему никто не замечает подлости Стирпайка: дело в том, что она не выставлена на показ, она лишь внутри (не забываем, мы видим и слышим лишь отражение чувств и мыслей, а не их самих), а снаружи он полезный, ловкий, умный молодой человек, приносящий благо "семье". Представим себе например такую интерпретацию: есть крупная фирма принадлежащая отцу Сепулькревия, он завещает ее Сепулькревию, у него есть сестры, которые, любимые отцом, жили шикарно, но со смертью отца постепенно утратили роль "принцесс" и стали лишь сестрами босса. В этом разрезе можно представить себе Саурдуста как секретаря-распорядителя большого босса, Стирпайка, как ловкого молодого сотрудника, быстро растущего по карьерной лестнице, полезному многим, но лелеющим слишком тщеславные планы.

Лорд Сепулькревий и вообще род Гроанов воплощает собой жизнь людей, подчиненных своду правил. Например, можно представить себе банально жизнь принца или короля в современном мире, который вынужден вести назначенный ему во многом образ жизни и не имеющий право (во многом, но не во всем, как это подано в романе в характерной для него манере преувеличения). Но это самый простой вариант: можно пойти дальше и увидеть в предопределенности жизни лордов Гроан, да и их домочадцев, предопределенность жизни детей из богатых и уважаемых семей. Они тоже зачастую несвободны в своем выборе (вспомним например фильм "Общество мертвых поэтов", где один из студентов, мальчик из богатой и уважаемой семьи хотел стать актером, а его отец заставлял его пойти на юриста, и запрещал играть в театре, что в итоге привело к самоубийству этого парня), и тоже вынуждены следовать укладу.

Замку противопоставляется природа, которая есть воплощение свободы. Именно поэтому Гертруда ищет метафорической свободы в общении с животными и так их ценит, именно поэтому Доктор Прюнскваллор живет в отдельном домике лишь соединенным с замком декоративным контрфорсом, именно поэтому Фуксия так любит гулять в лесу и очень много времени там проводит даже осенью. И поэтому же во втором романе сам Титус так будет любить Лес и так будет ненавидеть Замок, и опять же логична его любовь (заочная) к дочке Киды, как к воплощению свободы, ни от кого не зависящей и никому ничего не должной.

Несколько слов о внешних: они являются символом людей искусства, которые выше всего материального ставят творчество и успехи в творчестве намного важнее для них, чем что бы то ни было еще. Они творят и чувствуют ярко, они любят, ненавидят со всей силы своей души, и потому быстро "выгорают" становятся очень быстро "старыми" исчерпывая свои душевные силы, а их творческая сила становится как бы итогом их духовного "выгорания". Юношеская сила и красота, эмоции и чувства превращаются в опыт и мудрость, и теперь эти люди выражают себя через творчество. Вспомним многих деятелей искусства, у которых можно выделить наивное, полное энергии и надежд ранее творчество и глубокое осознанное, часто пессимистичное позднее творчество, которое однако зачастую ценится выше ранних произведений. Внешние считают себя выше замка, хотя на самом деле зависят от него (со стен им сбрасывают еду), и показательно то, что представители власти (какой угодно, хоть финансовой) видят в произведениях искусства лишь ритуальные предметы, место которым в пыльном чердаке, но собирать их надо, ведь так принято в высшем обществе. Так например можно вспомнить яркого представителя искусства, которое скупалось богатыми лишь потому, что это считалось крутым — художника Ротко (это его картины, где несколько цветовых пятен стоят миллионы долларов).


Статья написана 14 марта 2018 г. 15:06

Продолжаю знакомить вас с иллюстрациями моей жены.

Очередной роман Станислава Лема, который вдохновил на создание иллюстрации стал Фиаско.


«Фиаско»
Станислав Лем
Фиаско / Fiasko
1986, роман

Молодой пилот Ангус Парвис, прилетев на Титан, узнает, что командор Пиркс, у которого он служил некоторое время, пропал. Ушел на станцию "Грааль" и его больше никто не видел. Последний снимок со спутника говорил о том, что Пиркс пошел северной дорогой и скорее всего является заложником Бирнамского леса. Пилот отправляется на его поиски и тоже становится заложником леса из замерзшего жидкого газа. Но перед тем, как холод проник внутрь, Парвис успел шагнуть в камеру ветрификатора.
Через десятилетия, звездная экспедиция, пролетавшая мимо Титана, вызволила людей из вечной мерзлоты и достала из ветрификационных "колоколов". Некоторые из них были безнадежно мертвы, но была возможность вернуть к жизни одного из двух уцелевших. Но какого?
"Найденыш" стал невольным участником экспедиции. Память...




Статья написана 14 марта 2018 г. 13:55

Продолжаю знакомить вас с иллюстрациями моей жены.

Еще одним представителем классической НФ, с которым мы познакомились, стал один из отцов-основателей американской НФ Артур Кларк. Вдохновил на создание иллюстрации его блестящий роман Свидание с Рамой.


«Свидание с Рамой»
Артур Кларк
Свидание с Рамой / Rendezvous with Rama   [= Встреча с Рамой]
1973, роман

Из глубин космоса в Солнечную систему вторгается неопознанное небесное тело, ведущее себя непредсказуемо. При ближайшем рассмотрении пришелец оказывается объектом искусственного происхождения. Земляне не могут упустить возможность исследовать посланца чужого разума. К "Раме", как назвали гостя, направляется комплексная научная экспедиция. Немного приоткрывая завесу тайны, исследователи натыкаются на новые загадки....




Статья написана 14 марта 2018 г. 13:26

Продолжаю знакомить вас с иллюстрациями моей жены.

В процессе знакомства с классическими представителями научной фантастики дошла очередь и до братьев Стругацких.

Одна из знаковых повестей Предполуденного цикла. Времена веры Стругацких в светлое будущее советской науки и техники.

«Страна багровых туч»
Аркадий и Борис Стругацкие
Страна багровых туч
1959, повесть

На Венере обнаружено необычайно богатое месторождение руд, которые с большим трудом и огромными денежными затратами добываются на Земле. Этому месторождению дали название — "Урановая Голконда". Попытки высадить на Венере исследовательские зонды ничего не дали. Через некоторое время сигнал переставал поступать на станции. Попытки высадиться на планету на ракетах старого типа заканчиваются гибелью пилотов.
Для штурма Венеры советские конструкторы создают межпланетный корабль нового типа — фотонную ракету "Хиус". Разведка таинственной "Урановой Голконды" и устройство на ее берегах первого ракетодрома поручено отборной шестерке отважных межпланетников.




Статья написана 14 марта 2018 г. 12:58

Продолжаю знакомить вас с иллюстрациями моей жены.

После прочтения блестящего романа Питера Уоттса "Ложная слепота", а за ним практически всего изданного Уоттса на русском языке, пришла пора знакомиться с классическими представителями научной фантастики, с теми, на чьих плечах стоят современные продолжатели. Знакомство решено было начать в том числе с Станислава Лема и его первого большого романа "Эдем".

В отличие от иллюстрации в прошлых моих статьях, эта иллюстрация частично нарисована вручную, частично в графических редакторах.

«Эдем»
Станислав Лем
Эдем / Eden
1958, роман

Хотя и до "Эдема" С. Лем уже печатался более 10 лет, именно выход научно-фантастического романа "Эдем" можно считать началом зрелого, "золотого" периода в творчестве писателя, принёсшего ему основную популярность и славу. Несмотря на то, что сам автор критиковал своё произведение и был им недоволен, в основном за расхождение первичного замысла с получившимся результатом, роман был благосклонно воспринят читателем. "Эдем" был не просто очередным представителем приключений землян-путешественников в загадочном и неисследованном космосе, он поднимал и ряд социальных, философских вопросов развития цивилизаций и допустимости вмешательства в развитие чужой и непонятной культуры.
Земной ракетный корабль с экипажем в шесть человек терпит аварию на неисследованной планете Эдем, зацепив при полёте...







  Подписка

Количество подписчиков: 2

⇑ Наверх