fantlab ru

Все отзывы посетителя andrejpan

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Виталий Каплан «Юг там, где солнце»

andrejpan, 7 марта 2018 г. 21:41

Виталий Каплан начал публиковаться как фантаст в 1997 году. В 2001-м вышел его первый роман. Но книгу, о которой я расскажу в этой статье, автор написал в 1995-м, и в некотором смысле она тематически пересекается с моей повестью «Разящий крест», хотя и совсем в другом ключе.

«Юг там, где солнце» скорее повесть, чем роман: в ней Каплан описывает всего три дня из жизни героя с несколькими флэшбеками в прошлое. Действие разворачивается в конце 2000-х в России. Десять лет назад в результате демократических выборов к власти в стране пришла партия державников. Вскоре президента заменили на царя, границы закрыли, отключили радио и ТВ (оставив три станции на УКВ) и возродили православную духовность. А чтобы закрепить все эти преобразования (особенно духовность), создали Управление защиты веры — что-то типа тайной полиции РПЦ с практически неограниченными полномочиями. И вот главный герой повести, Алексей Бурьянов (поручик УЗВ), приезжает в уездный городок Барсов, чтобы разоблачить и арестовать местного оккультиста-ясновидящего. В городе он проведёт три дня, многое передумает, вспомнит, сделает и в итоге...

А в итоге произойдёт нечто непонятное, оставляя читателя в недоумении. Конечно, каждый может предложить свою гипотезу о том, что же случилось в конце, но всё-таки хотелось бы понять, что задумал автор. И в чём, так сказать, мораль. Ведь, как говорила Герцогиня из «Алисы в стране чудес», «во всём есть своя мораль».

Поначалу действие идёт неспешно, даже, я бы сказал, излишне затянуто. Особенно в первой главе, когда явно видно, что автор искусственно не хочет раскрывать читателю цель приезда героя в Барсов. Текст и с одной стороны подбирается к цели, и с другой, и с третьей, но автор специально обрывает эти «ниточки», что выглядит не естественно. В общем «тянет резину в долгий ящик» ©. Флэшбеки, надо отдать им должное, придают повести динамичности и глубины. И раскрывают, собственно, всю историю и декорации.

В целом книга производит сначала впечатление достаточно цельного произведения, многослойного (флэшбеки помогли), но под конец «схлопывается» на сюрреалистичной сцене, где герои «уходят в закат». Ожидания, честно говоря, были другие.

К сожалению, повесть, начавшаяся как реалистический детектив с единственным фантдопущением о возрождении царизма за ручку с православием, вдруг стремительно рухнула в самую что ни на есть мистику. Оккультисты, экстрасенсы, сатанисты, наделённые сверхъестественными способностями самим дьяволом и стремящиеся захватить власть в стране, свергнув православную духовность... Вот, оказывается, о чём книга: о борьбе бога с дьяволом! Автор говорит о реальности этой борьбы (в рамках созданного им мира), вставая на сторону бога и религии, оправдывая их, будто другого способа, кроме «креста животворящего», противостоять нечисти нет. Я в корне не согласен с автором, и вообще уклон в мистику, считаю, совсем не пошёл на пользу книге.

Я ожидал перелома мировоззрения Бурьянова, переворота, открытия глаз, переосмысления деятельности Управления защиты веры через призму дела в Барсове. А завершилось всё наоборот — лозунгом «Верной дорогой идёте, товарищи!» С тем лишь нюансом, что необходимо чуть подкорректировать устав и нормы ведения расследований в УЗВ: оказывается, не все экстрасенсы от дьявола-то! Есть и божьи твари.

Вот в этом я увидел основной посыл повести: не всё от дьявола, что выглядит неправославно. Просто в «консерватории надо что-то подправить» ©. А так РПЦ — это очень даже хорошо и правильно. Быстрей бы уж державность на нас упала с небес обетованных.

Допускаю, что в 1995 году во время разрухи, нищеты и бандитизма такие мысли были как раз к месту. Сейчас же, кроме раздражения, они ничего не вызывают. Потому что вот она державность — вокруг уже. Вместе с духовностью. Только что-то жить людям лучше не становится, нищета усугубляется, «патриотизм» усиливается, а границы изо всех сил стремятся к закрытию.

О том, что скоро может случиться с Россией, читайте в повести «Разящий крест» (http://panov-a-w.ru/krest.html) — чистый реализм без всякой мистики и «духовности»!

Оценка: нет
⇑ Наверх