fantlab ru

Все отзывы посетителя chuvaksurala

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  16  ] +

Стивен Кинг «Оно»

chuvaksurala, 1 августа 2018 г. 13:55

К роману Кинга «Оно» у меня особое отношение. Я прочел его пять лет назад и пытаюсь уже по прошествии этого времени посмотреть на него издалека, более отстраненно, более объективно может быть, но не выходит...

Эта книга удивительным образом похожа на мое детство. Те ощущения, впечатления, события и персонажи (теперь уже можно сказать и так, ведь я с этими ребятами давно не общаюсь) из моей жизни как живые вставали передо мной во время прочтения книги. А было всё — школьное хулиганьё и их жертвы, у некоторых менеее везучих родители алкаши и наркоманы, побои дома. Были дети с нездоровой психикой, мучавшие животных, странные и пугающие ритуалы с призраками в подвалах и чердаках, походы по заброшенным домам. Был даже свой аналог Пустоши — огромный лог с железной дорогой и речкой-говнянкой, в котором по нашим слухам ходили маньяки. А были к сожалению и реальные жертвы убийцы, земля пухом этим ребяткам.

И я не могу смотреть на эту книгу беспристрастно. Каждый раз садясь за очередную главу, я погружался в мир этих ребят без остатка и сопереживал всем сердцем. Я поражался тому, как четко и достоверно выписаны характеры, поступки и события. Я даже не могу упрекнуть Кинга в излишнем объеме романа. Мне кажется, что эта по истине эпическая история должна иметь именно такой объем и ни запятой меньше. Кинг создал живых персонажей и поместил их в живой мир со своей мифологией, прошлым, настоящим и будущим. Он поднял множество социальных и психологических проблем жизни детей. Как настоящий хирург он отстраненно и хладнокровно препарировал своего беспомощного пациента, тщательно исследовал и разложил на холодном столе перед оцепеневшим наблюдателем все внутренности, не упустив ни единой ткани.

Все мы были детьми, но не каждый смог выжить

Оценка: 10
– [  13  ] +

Дарья Бобылёва «Вьюрки»

chuvaksurala, 31 июля 2019 г. 18:07

Дебютный роман Дарьи Бобылёвой, вызвавший резонанс среди критиков и читателей и номинированный на несколько крупных премий.

В книге рассказывается о дачном поселке одним прекрасным летним днем оказавшемся отрезанным от всего остального мира непостижимым образом.

Структура книги такова, что называть ее полноценным романом не получается. Это скорее собрание отдельных рассказов, как метеоры летящих по своим орбитам, притягиваемых более крупным объектом. Они кружат вокруг главной темы и неизбежно приводят к грандиозному финалу. У Дарьи получилось очень удачно переплести и связать эти рассказы так, что нет ощущения разрозненности, сюжет очень плотный и динамичный. Текст выглядит цельным несмотря на то, что у каждой главы свои действующие лица и события. Помимо несомненного литературного таланта Дарья продемонстрировала себя еще и как тонкого психолога. Характеры персонажей, поступки и мотивация выписаны очень достоверно и живо. Ловко выцеплены характерные каноничные образы, которые можно встретить в любом поселке по всей стране. А самой значительной отличительной чертой книги является место, где все происходит. Нечасто можно встретить книгу о дачах с положенным им особенностям уклада жизни и колоритом. Здесь Дарья попала в точку. Пускай фабула совсем не нова, но вот исполнение на мой взгляд уникальное. Замкнуть людей в дачном поселке, оставить их наедине со своими чертями и скелетами, да и в добавок к ним обрушить на поселок чертей настоящих — хтонических, родных, русских. Добавив сюда тревожную, мистическую, иногда магическую атмосферу, мы получили жутковатый, сюрреалистичный и макабрический коктейль! Наверное, в России уже очень давно ждали чего-то подобного. В рамках обозначенного жанра, конечно.

Читайте книгу, если хотите узнать, как избавиться от стуколки и убежать от лешего, если любите лето и вы эскапист по жизни. А для заядлых дачников и грибников у меня плохие новости)

PS яжемамам тоже не советую)

Оценка: 9
– [  13  ] +

Томас Лиготти «Проказник»

chuvaksurala, 21 июня 2018 г. 16:02

Рассказ, открывающий сборник Песни мертвого сновидца служит ему хорошим лейтмотивом. На первый взгляд, в нем не происходит ничего сверхъестественного или необычного, нам предстает семейная, бытовая сцена — диалог супругов. Но с первых строк через рассказ тянется шлейф мистики, все глубже в читателя проникает чувство тревоги. Яркий пример того, что не все может казаться тем, что мы привыкли видеть и чувствовать. Грань между привычной картиной мира и ужасным потусторонним оказывается необычайно тонка, реальность гораздо шире нашего восприятия. И пусть финал легко предсказуем, ведь главное здесь не финал рассказа, а то, как подана сама история. Автор, словно безумный стрелочник, пускает несущийся состав в обрыв. Остановить этот состав у читателя нет никакой возможности. Enter the unknown.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Дмитрий Тихонов «Чёртовы пальцы»

chuvaksurala, 30 мая 2018 г. 22:33

Отличный сборник страшных историй!

Начитавшись зарубежных авторов, понял, что изголодался по чему-то родному, знакомому и понятному русскому человеку. Я конечно же о языке и месте действия. Уже порядком надоели маленькие, стереотипные американские городишки, за ширмой мира и покоя которых что-то кроется. Автор сборника идет от обратного — от наших Российских реалий. Тут уже сами локации являют собой мрак и ужас: представьте любой провициальный городок из серых пятиэтажек, гаражей, грязных дворов, облупленных подъездов и их унылых, печальных обитателей. Чувством языка и манерой повествования Тихонов с самого начала нагоняет такого саспенса, что бабочки в животе потихонечку начинают превращаться в стервятников. У него очень хорошо получаются описательные части, подоплека к основному действию, к развязке. Не важно, будь то деревенский праздник в Ряженом, поле брани русских и татар в Эрлэг-хане, либо Петербург начала двадцатого века в Убийцах и дураках, все выглядит очень колоритно и достоверно. Но больше всего, конечно, Тихонову удались уже упомянутые сонные, серые городишки. Если же пройтись по жанрам, то в сборнике полно всего: кровь, монстры, маньяки, мистика, психоделика. На любой вкус.

Я читал сборник на работе, преимущественно в ночные смены. А так как работа связана с частым обходом оборудования в больших безлюдных цехах, эти рассказы заставляли меня очень часто беспокойно и нервно оборачиваться и смотреть по сторонам.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Стивен Кинг «Возрождение»

chuvaksurala, 2 декабря 2015 г. 21:17

С выходом этого романа многие заговорили о том, что Кинг «вернулся». Не знаю, насколько правдиво это утверждение, так как из последних его романов читал только Страну Радости и Доктор Сон. «Страна» мне понравилась, но сравнивать ее с ранними хоррорами Кинга не очень правильно, так как жанровая принадлежность совсем другая. А вот «Доктора» я считаю самым худшим, что когда-либо читал вообще… И все же, я не могу согласиться с теми, кто говорит, что Кинг исписался или куда-то «уходил». И подтверждением этому может служить роман Возрождение. Мастерство не пропьешь, как говорится, а о вкусах не спорят. Единственное, что меняется – все мы стареем. Если раньше, можно даже сказать, что давно, Кинг часто писал о детях, трудностях в становлении, взаимоотношениях подростков, плохом детстве (Оно, Способный ученик, Ярость, Сияние), то поздние его романы пропитаны совсем другой атмосферой – старость, увядание, ошибки прошлого, ностальгия. В Возрождении, пожалуй, все эти темы очень ярко выражены. С самого начала Кинг готовит нас к чему-то зловещему. Посмотрите, как все начинается – маленький мальчик по имени Джейми Морт играет в песочнице, вдруг его накрывает тень подошедшего к нему человека — священника... И эта тень будет лежать на мальчике до конца жизни, а связь, образовавшаяся между молодым священником и ребенком (на сей раз ничего пошлого) предопределит жизнь обоих. Главные герои будут встречаться на протяжении жизни несколько раз и каждая встреча будет некой судьбоносной вехой для них обоих. Середина книги вполне спокойна. Описания рок-индустрии начала 70-х и 80-х годов могут кому-то показаться скучными, но здесь уж кому что. Лично я сказал спасибо за то, что не бейсбол или как у Брэдбери Голливуд 30-х годов. Не считаю, что книга от этого проигрывает, провисает, в ней много воды и так далее. Наоборот, все это – подготовка читателя к главному действу, которое развернется в финале. Спокойно отдохните, расслабьтесь, одним словом – подготовьтесь к концу! Ведь именно в финальной сцене и есть весь сок этой книги. Это как кушать булочку с маленькой начинкой – сначала по краям, а вкусное напоследок. Кинг просто мастерски, если не сказать гениально, нагнетает атмосферу. Сколько там всего! Таинственный эксперимент, одинокий особняк, собирающаяся буря – действительно, кристально чистое ощущение неминуемого и страшного! Просто мощнейший и необузданный саспенс, выливающийся в неистовый Лавкрафтианский шторм! Читать подобное — это несравнимое удовольствие. Вот здесь и становится ясно, почему Кинг посвятил эту книгу грандам мрачной литературы: Мэри Шелли, Брэму Стокеру, Кларку Смиту, конечно же, Лавкрафту и другим. Это дань уважения писателям, из которых сложился он сам. Потрясающе. Плюс к вышесказанному, у книги есть еще одно достоинство – она не длинная. Все очень лаконично написано. Зная Кинга, могло быть хуже.

И еще момент. Кинг затрагивает тему веры, религии, бога. Иногда слышатся упреки, что доводы или аргументы, приводящиеся в книге неубедительны и несерьезны или даже слишком поверхностны. Но ведь мы с вами читаем не теологический или философский трактат, а мистическое произведение, роман ужасов, который в первую очередь призван развлекать, и Кинг никогда не отрицал этого. И все мысли главных героев касательно тем, перечисленных выше, описаны обыденно и в вполне здравом ключе. Ведь повествование ведется от обычных и для обычных людей.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Антон Чехов «Каштанка»

chuvaksurala, 7 августа 2018 г. 21:44

Очень добрый и интересный рассказ. Понравится как взрослым, так и детям. Повествование тут ведется от лица (от морды, если быть точнее) собачки по кличке Каштанка. Однажды отстав от хозяина, Каштанка оказывается в другом необычном для нее доме, где у нее появляется новый хозяин и друзья. Примечательно, что животным в этом рассказе присущи более человеческие черты — у них есть мысли, чувства, характеры, показаны их страхи, волнения и мысли об окружающем мире, которые подчас вызывают улыбку. Подан и описан этот «животный» мир очень по-человечески, даром, что и имена-то у зверей людские. Но рассказ лишен какой-либо инфантильности и иронии, несмотря на некую сказочность, все выглядит очень серьезно. Чехов дает шанс не только стать ближе к своему домашнему питомцу, но и побывать на его месте. Очень гуманная история про дом, преданность, друзей и утрату.

P.S. Все-таки не от морды, а от лица...

Оценка: 10
– [  10  ] +

Александр Бестужев-Марлинский «Страшное гаданье»

chuvaksurala, 7 декабря 2016 г. 21:36

Перед нами русский образец хорошей готической прозы. Здесь все классические элементы прекрасно сложились воедино – темный лес, подстерегающая опасность, таинственный обряд, убийство и любовная интрига, явившаяся подоплекой всему действу.

Помимо мистической составляющей в рассказе присутствует и нравственная нить. Будешь ли ты счастлив, когда обретешь цель, но посредством обмана и предательства. Такое счастье лишь в тягость будет человеку с совестью. И эту совесть помогает разбудить некий незнакомец, фигура неоднозначная в виду коварных нравов и привычек, сперва подстрекающий главного героя («Бес ты или человек?» восклицает он), но в итоге открывший предзнаменование беды , предостерегая его.

Красивой ноткой также является и старый язык изложения, уже давно непривычный современному читателю, а также описания людей того времени.

Пусть сюжет рассказа уже стал классическим в мировой литературе и кинематографе, но в виду своей аутентичности способен впечатлить и современного читателя. Очень колоритная вещь.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Стивен Кинг «Последняя перекладина»

chuvaksurala, 20 мая 2016 г. 15:38

Обычно про творчество, будь то рассказ, песня или картина, понравившееся человеку, говорят – трогательно. Имея в виду, что при просмотре или прочтении были тронуты чувства, задеты потаенные уголки души, иным словом – понравилось. Рассматриваемый рассказ не трогает. Он бьет. Бьет холодным ножом прямо в сердце! Всего лишь на пятнадцати страницах Кинг разворачивает глубокую драму. В один комок сплелись ужас утраты, чувство вины, собственное предательство и горечь от того, что ничего изменить нельзя. Равнодушие близких – страшная вещь. Рассказ заставляет и на себя взглянуть. А давно ли ты общался (хотя бы общался) со своими братом или сестрой, отцом, матерью или бабушкой с дедом. Слово – лучшее лекарство, говорят, оно даже и коту приятно.

У Кинга множество блистательных рассказов. В моем личном рейтинге Последняя перекладина на первом месте. Я редко кому-либо что-то рекомендую, но этот рассказ надо прочитать всем!

Оценка: 10
– [  10  ] +

Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом...»

chuvaksurala, 20 мая 2016 г. 14:22

Очень сильная повесть!

За лицами всех персонажей скрывается ворох обид и злобы друг на друга, причина которых кроется в неумении понять и услышать близкого человека. Подмена понятий о любви и эгоизме приводит к разрушительным последствиям, жертвами которых являются все члены семьи и в первую очередь маленький ребенок. Дети – это тесто, из которого можно слепить что угодно. Рожденный неполноценным физически Саша воспитывается в атмосфере тирании ополоумевшей бабки, которая сама того не понимая лепит из него урода еще и душевного. Очень хорошо показана проблема, когда человек пытаясь отдавать все силы на «воспитание» и лечение действует лишь в угоду своих комплексов, слабостей и обид, а «любовь», которой пытается окружить, на самом деле смертоносный яд. А Саше среди лишений, грубости и запретов остается жить лишь мечтами. Мечтами о том, чтобы быть как все, мечтами о матери, с которой видится очень редко и которую ему заменяют безделушки, подаренные ей, мечтами быть похороненным за плинтусом у мамы в квартире, чтобы быть с ней рядом.

В произведении много психологии, при этом оно атмосферно и эмоционально, не лишено юмора и иронии. Повесть, начинаясь очень плавно, как хроника ушедших лет и воспоминания о детстве к концу превращается в настоящую трагедию, апофеоз безумия.

Все мы были детьми, и, думаю, каждый сможет вновь окунуться в то время, вспомнить себя и искренне сопереживать.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Стивен Кинг «Смиренные сёстры Элурии»

chuvaksurala, 17 марта 2016 г. 17:16

Довольно слабенькая повесть, в свое время написанная Кингом для того, чтобы подогреть интерес читателей к выходу пятой книги Темной Башни. Как и от любого Кинговского произведения, ты ожидаешь чего-то особенного — атмосферы, накала, психологии, чего-то жуткого и необъяснимого. Ведь многим известно, как этот автор на минимуме страниц может развернуть такой сюжет, что глаза на лоб лезут и кровь в жилах резко замедляет ток. А то, что Сестры напрямую связаны с циклом ТБ, лишь добавляет интереса. Но, к сожалению, каждый с такими ожиданиями может смело пройти мимо Элурии, ибо в ее Сестрах нет ничего, за что любят сэя Кинга и его эпопею… Даже наоборот, повесть снабдили полным набором клише, употребление которых в Темной Башне ставят в упрек маэстро. Хорошее начало с вымершим городком, разными звуками и нападением мутантов вселяет надежду, а дальше — все плывет. Точнее лежит, как и главный герой на протяжении всего оставшегося времени. Сами загадочные Сестры не внушают ничего, кроме скуки, даже после того, как правда откроется. Еще скучнее становится, когда уже наперед знаешь, откуда придет помощь и спасение… Романтическая линия тоже никакая, и даже пошлая в своей наивности.

В предисловии к повести Кинг писал, что радовался, что от него попросили написать повесть, а не рассказ, и есть место, чтобы раскинуться, так как истории о Роланде требуют чего-то масштабного и эпического. Но стоп! Там 80 страниц и это все? Про легендарного и горячо любимого нами (здесь ни капли сарказма) Роланда? Или под словом «раскинуться» Кинг подразумевал сцену с поеданием спермы, которую, разумеется, пришлось бы вырезать, будь формат меньше? В общем, итог таков, что сразу после выхода эта повесть наверняка справилась со своей основной задачей, про которую я писал в начале. В настоящее же время, если вы не читали Темную Башню, — проходите мимо Сестер Элурии, а если даже и знакомы с миром ТБ, то эти Сестры вам ничего нового и интересного не скажут.

Оценка: 5
– [  10  ] +

Стивен Кинг «Сияние»

chuvaksurala, 23 ноября 2015 г. 20:52

Эта книга заставит вас вздрагивать от каждого шороха! Острый психологический триллер с каждой главой все более угнетающий, заставляет трепетать и нервно перелистывать страницы в жажде продолжения. Дикое волнение и страх окутывают полностью, но остановиться просто невозможно! Кинг очень тонко и чутко окунает читателя во внутренний мир семьи, предоставляя полную картину того, что движет матерью, отцом и сыном, когда перед ними встает самый трудный в жизни вызов! Рекомендуется к прочтению в полночь) Кроме слабонервных...

Оценка: 10
– [  9  ] +

Дмитрий Глуховский «Сумерки»

chuvaksurala, 25 марта 2019 г. 13:48

Лично для меня в книге не хватило динамики, остроты, хотелось большей приключенческой составляющей. Но это совсем не значит, что мне не понравилось. Книга вышла почти что нуарной, немного тягучей и неторопливой. Но этот темп и атмосфера с лихвой окупятся в конце. Автор вывел сюжет в совершенно неожиданное русло — в заурядной жизни главного героя постепенно начинает твориться что-то макабрическое и невероятное, а финал просто обескураживает. Кто-то говорит, что финал плохой, высосан из пальца и написан для того, чтобы что-то написать, но я считаю, что вся книга и писалась для этого финала. Да, тут наблюдается некий диссонанс между основным действием, которое развивалось по-своему, и концовкой, которая вывела нас неожиданно в другое место. Но в этом-то и кайф! Весьма нетривиально. Многие писатели обращаются к теме смерти и разным концепциям мироустройства, и эта абсолютно имеет право на жизнь, все-таки никто не знает, что мы есть на самом деле, а лучше и не знать, наверное. И в большей степени тут важна не сама эта концепция, а посыл, который дает автор читателю. И это — самое ценное, что я нашел в “Сумерках”. В книге поставлены вопросы и на них даны ответы. Но более того, автор смог оставить и пищу на размышление. Понравилось, что помимо основного сюжета, автор устами главного героя обращается к читателю, размышляя на острые социальные, современные темы. С ним можно соглашаться, можно нет, но делает он это очень аккуратно и ненавязчиво.

Из несомненных плюсов — в книге отсутствует какая-либо пошлость, что, согласитесь, довольно редко в наше время. Тут вы не найдете никаких скабрезностей и цинизма. В книге есть несколько смертей, но подано все лаконично, без лишней кровищи и кишков. И между тем, имеются по-настоящему мистические, мрачные моменты, которые крепко держат в напряжении и заставят ваше сердечко замереть на пару мгновений.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Оксана Ветловская «Моя вторая половина»

chuvaksurala, 22 января 2019 г. 21:59

В сравнительно небольшом рассказе на тридцать страниц уместилась не просто страшная история, а целая социальная, подростковая драма. Речь идет о девочках сиамских близнецах, попавших в интернат для инвалидов. В тексте затронуты проблемы отношения окружающих к людям с ужасными недугами, сказывающимися на их внешности. Скажем так, это краеугольный камень всего рассказа. Большинство людей живут своей обычной, повседневной жизнью, наполненной радостью и огорчениями, воспринимают свою нормальность как данность, самую обычную вещь. Мало кто вообще задумывается о существовании неполноценных людей, для которых обычная жизнь — недосягаемая мечта. А таких людей много, но мы их не видим, а если видим, то предпочитаем побыстрее гнать от них взгляд и мысли, ведь это портит нашу картину обычного, нормального мира, пугает тем, что нездоровье и увечье может коснуться и нас самих. Автору удалось пробудить чувство совести, этот стыдливый и гаденький страх. Тут играют не только описания пациентов интерната с реально существующими, ужасными недугами, но и главные героини, всю жизнь живущие под насмешками и иронично относящиеся к себе, бросая вызов этому обществу. Эту социальную основу прекрасно дополняет общий околомистический фон и хорошо выписанный антураж этого дома. Вокруг происходит что-то странное, периодически из интерната пропадают дети и никто о них больше не вспоминает. Девочки решают докопаться до истины, ведь они видят, что работники лечебницы что-то знают и скрывают. В нужный момент в рассказе появляется лирическая составляющая — первая влюбленность, новые, взаимные чувства, добавляющие пусть и грустные, но светлые тона в общую атмосферу фатальной безнадеги, нарастающего напряжения и волнения. Автор делает это уверенно и непоколебимо. Темные коридоры, жуткие обитатели закрытого второго этажа, страшные крики. И наконец финал — очень щемящий и драматический. Тут же, в финале, вскрывается еще один социальный аспект жизни неполноценных людей — их лечение. Впрочем, читатель сам сделает свои выводы, надеюсь правильные и гуманные.

Я же напоследок хочу поблагодарить автора за легкий слог, за переживания, эмоции и мысли, которые в очередной раз доказали, что самые страшные вещи творит сам человек. Прекрасная работа! Действительно жуткий рассказ!

Оценка: 9
– [  9  ] +

Рэй Брэдбери «Марсианские хроники»

chuvaksurala, 23 ноября 2015 г. 20:56

Самое первое большое произведение Брэдбери, и одно из самых лучших, что я читал вообще! Эта книга как зеркало, позволяющее взглянуть на себя и нашу цивилизацию. Существует множество фильмов о том, как человечество борется с чудовищными инопланетянами, посягающими на Землю, которые во что бы то ни стало хотят уничтожить жизнь на ней. Во время прочтения Хроник приходит мысль, что человек сам и есть по сути этот кровожадный космический монстр, уничтожающий все самое лучшее вокруг себя. Но в самом конце автор оставляет человеку небольшой лучик надежды... Это сборник неизменно грустных, но захватывающих философских историй, затрагивающий многие социальные проблемы нашего общества будет актуален всегда! После этой книги самому хочется стать лучше.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Томас Лиготти «Чудо сновидений»

chuvaksurala, 21 апреля 2020 г. 20:30

Первое, что нужно знать об этом рассказе — это очень красиво! На моей памяти это самый стилистически выверенный рассказ Лиготти.

Второе, данное произведение — дань уважения классикам викторианской готики. Если Кинг сочиняя Жребий Салема играл в пинг-понг со Стокером, то Лиготти — с По и Лавкрафтом. Читая, меня не покидало ощущение, что они оба стоят за моей спиной. Чистейшая готика с присущей ей антуражем одиноких поместий, увядающей природой, предчувствием скорой смерти а-ля Эшер перемежается с лавкрафтианской атмосферой жутких предзнаменований, культов божеств и чувством обреченности.

Третье — красивый язык, объемный, изящный и чёрт побери просто вкусный!

Итог: Лиготти показал, не побоюсь этого слова, практически эталон готического рассказа!

Восторг!

Оценка: 9
– [  8  ] +

Юн Айвиде Линдквист «Химмельстранд»

chuvaksurala, 21 апреля 2020 г. 13:38

Описание сюжета вроде бы обещает какой-то вирд и сюр, но по началу все складывается довольно прозаично. Вполне вероятно, такое мог бы написать и Кинг, по ходу чтения возникают ассоциации с Лангольерами и Сиянием. Все по его лекалам — поместить человека или группу людей в необъяснимые обстоятельства и посмотреть, что произойдет. Так происходит и в Химмельстранде — нас знакомят с героями, их прошлым, грехами и надеждами, погружают в их бэкграунд, чтобы объяснить их поведение и поступки. И вместе с героями книги читатель пытается понять, что это за место такое странное и почему именно они оказались здесь. Читатель смотрит на все глазами героев и знает ровно столько же, сколько и они. А место очень необычное — во все стороны необъятное поле зеленой травы и неестественно синее небо без солнца. А когда ближе к середине книги герои начинают делать попытки узнать об этом месте больше, пытаться выбраться оттуда, начинает происходить настоящий макабр. Может быть это какой-то лимб, пространство без времени и бога, где не действуют понятные людям законы и правила. Может, это чей-то сон, а может быть все они уже умерли. Но так или иначе, это место существует, и оно реально. Если же отбросить психоделию и вакханалию, то всё становится вполне понятно: это — метафорическое пространство, перекресток, символизирует собой выбор. И каждый герой, опираясь на свой жизненный опыт совершает свой личный выбор и получает то, что хочет, оказывается там, куда хочет прийти. Автор не декларирует никаких философских идей (возможно кроме метафизики) и не морализаторствует, но одна мысль, и мысль хорошая, в самом конце проявляется — важно слышать, понимать и принимать друг друга и тогда выход найдется даже из безвыходной ситуации.

Роман очень динамичный и плотный. Один раз возникло ощущение, что по сюжету уже несколько дней прошло, хотя на самом деле всё действие происходит в один день. Хотя, есть ли там вообще время? Язык простой, без каких-либо литературных изысков и изящных конструкций, но лаконичный и в целом довольно аккуратный и приятный. Если уж начал сравнивать с Кингом, то его проза в отличие от Линдквиста более гружёная и бульварная...

Вердикт — книга хороша, но на любителя. В конце будет много странных и жутковатых вещей, дающих много вопросов, но ответов не ждите, надо всё решить самому. Здесь не как в детективе, здесь логики нет. Здесь только вы. Если вам нравится что-то очень загадочное, непонятное и неразрешимое, то Химмельстранд — для вас. Я в свою очередь ожидал чего-то более атмосферного и менее психологического, но мне понравилось.

С удовольствием прочту продолжение, тем более как недавно стало известно, оставшиеся две части уже переведены на русский.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Дмитрий Тихонов «Вилами по воде»

chuvaksurala, 31 июля 2019 г. 20:29

Просто шикарно написанный рассказ! Тихонов очень уверенно себя чувствует на поле классики. Но в то же время он добавляет в рассказ психологизм, более присущий современной стилистике. Мистическая составляющая дополняется очень подробно переданными душевными терзаниями главного героя, от выбора которого зависит его жизнь, и жизнь семьи. Прекрасный текст — мрачно, глубоко. С самого начала задав напряжение и саспенс автор ничуть не ослабил хватки, и наоборот выкрутил до предела блестящей концовкой! Браво! Тихонов по истине один из самых сильных авторов хоррора нашего времени.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Эдгар Аллан По «Бочонок Амонтильядо»

chuvaksurala, 21 августа 2018 г. 00:38

Рассказ немного необычен для Эдгара По. В каждом его произведении есть мораль, либо сатира, либо тонкий юмор, и подчас все это может иметь двойное или даже тройное дно. Но у Бочонка амонтильядо есть только одно дно. И находится там коварная жестокость. Автор не стал глубоко копать, вуалировать или играть метафорами и просто описал случай злой и холодной мести. Но в то же время, этот рассказ и очень типичен для По, прекрасный стиль и язык, мрачный антураж, герой на грани помешательства, яркое и живое изложение. Но вот осадочек остался гаденький такой. Умеет По задеть нужные струны. Очень эффектно!

Оценка: 9
– [  8  ] +

Майк Гелприн «Бес страха»

chuvaksurala, 9 августа 2018 г. 20:42

Рассказ оставил смешанные ощущения. Есть хорошая завязка, плавное развитие сюжета с увеличением напряжения, провисаний нет, динамика хорошая и не спадает даже в моменты перехода от одной сюжетной линии к другой. Герои объемные и четкие — буквально пара мазков, штрихов и вуа-ля, живой персонаж, будь он первой или третьей роли! Но все портит концовка. И дело вовсе не в монстре, притянуть мифологию — задумка хорошая, и Сибирь выбрана отнюдь не случайно. Концовка вышла скомканой — полное ощущение недосказанности. Здесь на спад идет все, что я перечислил в начале. Динамика спадает, хотя должна быть в наивысшей точке, финальная сцена с монстром просто слита, под такой хороший задел ты ожидаешь экшн, что-то грандиозное, а не это. Ну и «драматическая» развязка судьбы двух героев выглядит скоротечно и куцо. Общее впечатление такое, что твой фаворит на скачках уверенно вел всю гонку, а в самом конце сдал и пришел отнюдь не первым. Впрочем, оценка не плохая, отнюдь. У рассказа масса положительных черт. Ах, если бы не этот финал...

Оценка: 7
– [  8  ] +

Бентли Литтл «Дом»

chuvaksurala, 21 августа 2016 г. 14:52

Увидев на обложке книги Бентли Литтла Дом комментарий от Кинга – Он настоящий мастер ужаса, мне стало интересно. Не может признанный король просто так разбрасываться такими громкими фразами, тем более что благодаря некоторым его рекомендациям я прочитал несколько действительно хороших книг. Плюсом на обратной стороне целый ворох хвалебных отзывов от американских изданий. А уже дома я узнал, что издательство Эксмо выпускает серию книг Бентли Литтла «Стивен Кинг поражен», наверняка в противовес успешным АСТовским сериям Кинга. Тут мой интерес окончательно вскипел. Ну грех не прочитать и не узнать, чего же там такого насочинял этот Литтл.

На поверку же вопреки ожиданиям все оказалось не так хорошо. Роман поделен на две части. В первой мы по очереди знакомимся с пятью главными героями, их жизнями и историями из прошлого. Сюжет складывается очень ровно и плавно. И даже там, где должна завязаться загадка и интрига, эмоций не возникает никаких. Все дело в скудости и сухости не только самого языка, но и приемов (а есть ли они тут вообще?), которыми автор пользуется. Лютая банальщина. Начиная от диалогов и заканчивая разными странными и страшными вещами, происходящими с главными героями, а также их реакцией на это. С ними происходит реальная чертовщина – то мертвые восстают в индейской резервации, то куклы по дому бегают, то призрак жены везде преследует тебя, а герои ведут себя так, словно это обычные вещи, а когда все-таки им было страшно, у меня возникал вопрос – а что тут страшного? И при полном отсутствии литературной выразительности и неправдоподобии происходящего эмоции у меня были такими – и что, это все? В итоге, разочарование пришло уже на сороковой-пятидесятой странице. Очевидно, Бентли Литтл очень хотел показать свой магический реализм, но получилось обыденное ничего. После первой части интрига осталась одна – наверняка дальше должно быть лучше, ведь все герои должны встретиться друг с другом и со злом, объединяющем их! Но лучше, увы, не стало. Разных «жутких» и «непонятных» вещей стало больше, а там где должен быть саспенс и тьма ровным счетом нет ничего… Странность помноженная на банальность дает не лучший результат.

Неприятные впечатления оставил также антагонист и его нарочитая опошленность. Маленькая девочка предлагающая всем подряд (далее цитата) трахнуть ее в жопу похожа просто на маленькую шалаву, но никак не на воплощение зла.

По ходу прочтения у меня возникало ощущение, что меня заставляют жевать вареный рис. Без чего либо. Несоленый и уже порядком подсохший. И даже запить не дают хотя бы водой. Знаете, есть у нас такое традиционное поминальное блюдо кутья. Оно как раз обычно из риса и готовится, только туда еще изюм добавляют. Ну а Литтл решил пожадничать и на похороны жанра ужасов, коими и является книжка Дом, не удосужился в свою кутью добавить хотя бы одну изюминку. Книга абсолютно безынтересная и скучная.

Пословица «По одежке встречают, провожают по уму» в случае с Домом как нельзя кстати. Купившись на красивую обложку и лестные отзывы газет и журналов в итоге хочется проводить эту книжку куда подальше, лучше в мусорный бак. И даже фамилии авторов здесь весьма красноречивы – Кинг, он король, величина, а Литтл же на его фоне лишь маленькая тень…

Настоящий ли мастер ужаса Бентли Литтл? О да! Написано действительно просто ужасно.

Оценка: 2
– [  8  ] +

Рэй Брэдбери «Надвигается беда»

chuvaksurala, 23 ноября 2015 г. 21:00

Это волшебная и мрачная история про двух мальчиков, столкнувшихся лицом к лицу со злом, которое бросает вызов маленькому городку. Оно, словно старую бутыль вина, откупоривает все детские страхи и тайные желания и воплощает их в очень страшных гротескных формах, откуда обратного пути нет. Джиму и Вилли предстоит сложный выбор, либо поддаться искушению и ступить на сторону адского карнавала, либо силой отстоять свою дружбу, любовь, жизнь.

Это по истине осенний роман, открывая который страницы словно лихим круговоротом красных листьев на холодном октябрьском ветру уносят тебя в волшебный мир Рэя Брэдбери! Читается на одном дыхании.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Юн Айвиде Линдквист «Движение. Место второе»

chuvaksurala, 13 мая 2021 г. 22:04

Итак, перед нами вторая книга цикла Трилогия места.

Первая часть задала хороший ритм и интригу, роман вышел по-кинговски ярким и динамичным, плотным и психологически выверенным. После Химмельстранда остались очень важные вопросы — что это было, зачем это было, и что это за место. Хотя бы просто в техническом плане — как такое возможно? Тут и попадает к нам с надеждой в руки вторая часть — Движение. Сперва покажется, что книга не дает ничего, а только еще больше запутывает. Ведь она отличается от своей предшественницы как по форме, так и по содержанию, не продолжая ее, а рассказывая совершенно другую историю. Но вторая часть трилогии откроет нам новые грани бесконечного зеленого поля.

Движение — очень шведская книга. Это уже не стремительный «боевик», а по-скандинавски угрюмая и неторопливая автобиографическая повесть. Очень интересная задумка у автора — сделать главным героем самого себя, и внедрить себя в плоть своей выдумки, стерев грань между ней и реальностью, смешав мистику с настоящими событиями, происходившими в Швеции в 80-х годах.

В этой книге, наверное, и сюжет особо не важен, а важна аллегория, заложенная в нем. Герои книги (в том числе и главный), не вызывают абсолютно никаких симпатий и сопереживания, они ведут одинокую, потерянную и неопределенную жизнь. Они просто небольшие невнятные мазки на большом полотне, которые вблизи кажутся тусклыми и бессмысленными, а на расстоянии формируют отчетливый узор и образ. Персонажи открывают для себя некую густую черную субстанцию в ванне в общей прачечной на первом этаже дома. Эта чёрная жижа за скромную плату кровью может перенести их в «другое место» и явить им их истинное нутро, явить им то, чего более всего желает их душа, чего невозможно достичь в реальной жизни, способна показать настоящее счастье. В этом месте бесконечно далеко раскинуто поле зеленой травы и необыкновенно синее небо без солнца. На что-то похоже, не так ли? Наркотрип какой-то.

Далее без лишних слов о сюжете. Драматичная развязка, которая происходит в самом конце являет нам коллективный образ, наверное даже какое-то коллективное бессознательное, которое формируют отдельные люди. Соединив в себе все их травмы, драмы, чаянья и кровь, эта сила обретает такую мощь, что способна творить настоящую историю в настоящем мире. Может в этом и скрыт смысл названия — Движение. Оно как соединение и сопротивление, преображение формы. Всё станет яснее, если после прочтения найти информацию об Улофе Пальме и о том, кто такой этот таинственный Сигге, которого постоянно спрашивает незнакомец по телефону. Очень шведская книга...

Что ж, в итоге мы имеем довольно своеобразный роман. Тягучий, мрачный, неудобный, непонятный, в нём много некрасивого. С присущим шведам рационализмом и изобретательностью, Линдквист написал свой магический реализм — очень интровертный, депрессивный и флегматичный, без лишнего узорочья и сантиментов, жуткий, но впечатляющий... Читать эту книгу иногда было неприятно, а порой даже скучно. Но ей нужно дать немного времени осесть в голове, и непонятная черная жижа из ванной превратится монстра!

Оценка: 9
– [  7  ] +

Томас Лиготти «Тсалал»

chuvaksurala, 30 апреля 2020 г. 20:09

Дело Лавкрафта живет и процветает. Возможно и не умер он вовсе, а продолжает вещать в наш мир чужими устами и руками. Оказывается есть еще на земле странные, увядающие, погруженные в морок города, стоящие на пограничье миров, где ткань реальности истончается. Оказывается, не перевелись еще адепты ужасающих культов, редких и неслыханных. Культов, через жуткие ритуалы взывающих не к древним богам в глубинах, но к самой Тьме — бессмысленной и безразличной, способной осквернить и разрушить дарованную людям иллюзию реальности. Сможет ли человек понять суть себя, своего мира и той Тьмы, к которой он взывает? Сможет ли побороть искушение обрести смертоносное знание во славу пустоты и вечности?

Конечно же Лавкрафт давно умер. И вертится сейчас в своем гробу. От счастья, что дело его живет и что борьба с Тьмой продолжается.

Браво, Лиготти!

Оценка: 10
– [  7  ] +

Анатолий Уманский «Господин Элефант»

chuvaksurala, 21 января 2019 г. 17:44

Сразу после прочтения этого рассказа я поставил ему довольно низкую оценку. Но я всегда стараюсь анализировать свои выводы и спустя какое-то время подвергать их сомнению. Так уж вышло, что Господину Элефанту выпала роль открывать сборник рассказов ужасов, на которые у всех свои взгляды, ожидания и предпочтения. И мои ожидания этот рассказ оправдать не смог, вкусовщина, что поделать. Я не поклонник треша в духе кровь-кишки-головуоторвало. Поэтому впечатления от финала оказались смазанными. Но как бы там ни было, я увидел хороший текст, интересную историю и персонажей, интригу и развитие сюжета. Также в рассказе необычное место действия — разъездной цирк и его внутренняя “кухня”. Что больше всего понравилось и тронуло, это небольшие отступления, в которых рассказывается история слона и его хозяев, довольно эмоционально получилось. Вообще, истории связанные с животными не могут не подкупить. Также понравился основной посыл, вытекающий из всего рассказа — источником бед и ужасов является сам человек, его выбор и поступки, которые могут иметь далеко идущие последствия.

В итоге получился крепкий, интересный рассказ, не в жанре хоррора, конечно, тут подошел бы триллер, но какая по большому счету разница, не так ли?

Оценка: 7
– [  7  ] +

Эдгар Аллан По «Лось. Утро на Виссахиконе»

chuvaksurala, 7 августа 2018 г. 18:19

Рассказы Эдгара По можно условно классифицировать на несколько тем: психоделическая мистика, детективы, ужасы, философия, юмористические, приключенческие. К последним можно отнести и рассказы, воспевающие природу, ее величие. Собственно, к этой категории и относится рассказ «Лось».

Хочу отметить, что эта так называемая природная категория любима мной меньше всего из творчества По. Но данный рассказ выделяется из всех остальных по ряду причин. Во-первых, он короткий, и попросту не успевает наскучить, как к примеру «Поместье Арнгейм» или «Дневник Джулиуса Родмена», в которых описание природы играет главенствующую роль и просто сливается в монотонную безликую кашу.

Во-вторых, это крайне актуальная для современности проблема истребления и завоевания любого клочка земли человеком, затронутая в этом рассказе. Может показаться удивительным, но тема поднята писателем еще в середине девятнадцатого века! Можно только ужаснуться, насколько острее этот вопрос стоит теперь — захватническое, потребительское, а главное — бездумное отношение к природе и ресурсам. Становится не по себе от осознания того, что даже в моем родном краю мест, где не побывал человек и не оставил свой след все меньше и меньше. Эту тему можно обсуждать еще очень долго, но отзыв на рассказ явно не подходящее место для этого.

Ну и в-третьих, мне понравилась и запомнилась встреча автора с тем самым лосем. Это благородное животное олицетворяет в рассказе саму природу, величаво стоит на берегу. Но через момент оказывается, что лось одомашнен, к нему подходит хозяин, надевает на него узду и уводит с собой...

Коротко, красиво, с глубоким смыслом.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Эдгар Аллан По «Продолговатый ящик»

chuvaksurala, 31 июля 2018 г. 12:31

Небольшой драматический рассказ в так любимой По морской тематике. Тайна продолговатого ящика ясна с самого начала (с самого названия, если уж быть честным, ведь это же Эдгар По), но автор и не ставил целью скрыть его предназначение или долго заигрывать с читателем. Скорее, тут он идет от другого — читатель уже наверняка догадался, что это гроб, а вот кто и каким образом там оказался будет главной загадкой. Впрочем, интрига оказалась не столь уж сильной или мрачной, а романтично-бытовой, но морские декорации и общий околодетективный фон делают рассказ замечательным! Финал ярок и трагичен. Герои как всегда полны достоинства и чести, язык интересен, полон красоты и души. За это и люблю старую прозу, современники могут лишь подражать такому стилю.

Отличный образец викторианской готики.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Константин Образцов «Красные цепи»

chuvaksurala, 21 июня 2018 г. 21:18

Сейчас полки магазинов заставлены книгами иностранных писателей. И среди всего их разнообразия часто остаются незаметными наши соотечественники. У некоторых сложился стереотип, и не безосновательный, о западном, как о лучшем. Но этот стереотип ошибочен и даже обиден, ведь произведения наших авторов ничем не уступают зарубежным, зачастую даже превосходя их в качестве. Это касается не только классиков, но и современников. Таким неожиданным открытием для меня и стали Красные цепи Константина Образцова.

Этот роман удивительным образом сочетает в себе много жанров. Здесь мистика переплетается с городским фэнтези, детективом, криминальным боевиком, тайными организациями, вампирами и оборотнями и даже зомби, а во все это пестрое полотно аккуратно вплетена кроваво-красная романтическая нить. Исходя из вышесказанного может показаться, что в книжке царит полный сумбур и неразбериха, ведь как можно сложить друг с другом упомянутые элементы и не попасть впросак. Но автору удалось свое произведение просто блестяще. Все стоит на своих местах и каждый поджанр проявляется ровно в тот момент, когда это требуется. Герои книги яркие, четко прописанные, у каждого своя жизнь и история, они подкупают своей реалистичностью, им веришь! Отдельным героем здесь выступает город – Петербург. Тут, очевидно, отдана дань Достоевскому, чье имя стало практически нарицательным для Петербургской слякоти и мрачности. Город здесь сродни живому организму, так и тянущему в свои колодцы и каналы нечисть и смерть. Он настолько притягателен, что возникает безотчетное мазохистское желание самому оказаться участником этого кошмара.

Хочется отметить авторский стиль и чувство языка. Так может написать только человек очень хорошо знающий родной язык! Все написано настолько красиво и элегантно, что некоторые абзацы я перечитывал по несколько раз. Поэзия, укутанная в прозу. Образы осеннего, дождливого Петербурга, его мрачных подворотен и ветхих фасадов встают как живые, а кровавые сцены кажутся даже слишком реалистичными! Также удачным считаю и псевдоисторические отступления в начале каждой из частей, этакий роман в романе. Схожий прием будет использован и в Молоте ведьм.

Общий вердикт для книги – отлично! Я на самом деле получил от нее колоссальное удовольствие. Да, пусть здесь собрано воедино множество штампов, но собраны они красиво и со вкусом! И как я ни пытался найти какие-либо недочеты или слабости лично для себя, так и не смог их найти или вспомнить ни сейчас, ни два года назад, когда прочел этот роман.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Эдгар Аллан По «Без дыхания»

chuvaksurala, 21 июня 2018 г. 16:44

Как многогранен Эдгар По. Среди его лиричных стихотворений, притч и детективов могут встретиться и такие зарисовки полные черного юмора и злой иронии как эта, повествующая о злоключениях трупа, думающего, что он все еще жив. Некоторых могут оттолкнуть или разозлить такие «шалости» писателя, чья-то мораль будет попрана, поэтому призываю отнестись к рассказу с юмором, тем более, что абсурдных сцен там в избытке, да и поданы они с некоторой высокомерной элегантностью. Сразу вспомнился наш русский классик Достоевский со своим рассказом Бобок. С тем лишь отличием, что чернухи там поменьше, а юмор скрыт больше в диалогах, чем в действиях.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Томас Лиготти «Песни мёртвого сновидца»

chuvaksurala, 21 июня 2018 г. 14:54

Случалось ли вам видеть кошмарные сны? Наверняка. Некоторые, но реже, возможно испытывали более глубокое чувство – в какой-то момент ты уже понимаешь, что это сон, что это неправда, но не можешь остановить его, не можешь найти выход из сна и продолжаешь быть его непосредственным участником или наблюдателем, нравится тебе это или нет…

Сборник малой прозы Лиготти в полной мере соответствует этому явлению. Сон наяву. Кошмарное наваждение. Сюрреализм. Страх. Подобный эффект достигается несколькими способами. Во-первых, это стиль написания. Я бы сказал, что это изысканное, перегруженное словоблудие, которое ты читаешь с придыханием и удовольствием, но в конце обнаруживаешь, что практически не понял, о чем говорилось и что произошло в этом предложении или абзаце. Иной раз кажется, что автор намеренно накручивает описания непонятных, жутких и поражающих явлений, чтобы еще больше усилить эффект, направленный именно на внутренне воздействие, на подсознание. Получается очень впечатляюще. Но все краски на этом потрескавшемся полотне болезненно-мрачные. Здесь же открывается и второе – минимум сюжета. Тут нет ярких персонажей или интриг, поворотов сюжета. А если такие признаки есть, то они покорно и отрешенно тонут в потоках сюрреализма, обращаясь в перетекаемые друг в друга туманные формы.

Идеальным саундтреком для сборника может служить целый музыкальный стиль – funeral doom metal. Такой же медленный, мучительный, направленный в себя и одновременно с этим отрицающий себя в окружающем, рисующий иную реальность бытия. Как и funeral doom, рассматриваемые Песни рекомендую принимать дозировано, дабы не увязнуть в пучине апатии надолго, а в промежутках все-таки не забывать обращаться к свету.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Стивен Кинг «Пьяные фейерверки»

chuvaksurala, 7 декабря 2016 г. 13:43

Пьяные фейерверки самый легкий рассказ сборника Лавка дурных снов. Заметно отличается своей ироничностью, юмором и отсутствием мрачной отягощающей атмосферы и тематики смерти, присущей остальным его соседям по сборнику. Рассказ находится практически в самом конце книги и автор будто бы дает маленькую передышку перед финальным броском, рассказом про апокалипсис и гибель всего, как апофеоз смерти. Даже не смотря на то, что с самого начала рассказа раскрыты почти все карты – действие начинается в полицейском участке, а в таком случае название становится еще более красноречивым – и ты заведомо ожидаешь чего-то плохого, наоборот, интрига нарастает от страницы к странице, очень интересно наблюдать за героями рассказа и их действиями. На этом ярком примере Кинг говорит нам, что иногда очень важно хорошо обдумать последствия и остановиться вовремя, а также уметь признать поражение. Как известно, гордыня — первый смертный грех. А финал? Ну что ж… Возможно, Кинг в старости стал сентиментальным и щадит своих персонажей гораздо чаще, чем прежде, но, реальная жизнь способна распорядиться гораздо жестче.

Приятный хорошо написанный рассказ, с намеком на притчу.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Гиллиан Флинн «Тёмные тайны»

chuvaksurala, 23 ноября 2015 г. 20:54

Пишу под сильнейшим впечатлением! Только закончил читать.

Детективный роман, скорее острая социально-психологическая драма. В центре сюжета женщина, пережившая в детстве страшную трагедию – жестокое убийство матери и двух сестер, самой же чудом удалось уцелеть. Во всем был обвинен старший сын семьи (ранее подозревавшийся в совершении сатанинских ритуалов), который уже 24 года отбывает пожизненный срок. Но всю жизнь героиню мучают сомнения, справедливо ли вынесен приговор, к которому сама она имеет непосредственное отношение (будучи еще семилетней девочкой). И наступает время вновь вскрыть былые шрамы и еще глубже опуститься в «черную дыру», как она сама называет память о той ночи. Очень ярко показана проблема «отцов и детей». То, как одно неправильно понятое слово или поступок, случайная детская шалость/глупость в дальнейшем могут иметь очень печальные последствия. Рассказано о том, на какие жертвы человек способен идти ради любви к детям. В конце, в самой развязке у меня ком в горле встал, еле слезы сдержал, честное слово. Действие разворачивается последовательно в двух временных рамках – в настоящем, когда главная героиня ведет свое расследование и в 1985 году – 2 и 3 января почти поминутно описывая все события того дня и ночи. Становится очень обидно и искренне жаль от несправедливости и неудач, свалившихся на это семейство, от того, как в один день рушится и ломается жизнь очень многих людей. Книгу отличает довольно легкий и стройный язык повествования, и при всем довольно остроумный. И главная героиня, очень саркастичная дама с чертями в голове. Автор ведет сюжетную линию очень стройно, при этом постоянно держа во внимании и напряжении. Возникает просто уйма разных вариантов – кто, как, зачем совершил все это? И простого ответа – «убийца садовник» вы не дождетесь! Автор просто беспощадна как к героям, так и к читателю. Причем, одна зацепка есть почти в самом начале, но я про нее и забыл вовсе. В итоге, я обрадовался, что хоть немного оказался прав, но то, как все оказалось на самом деле, просто выбило меня из колеи.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Владимир Кузнецов «Себекхет»

chuvaksurala, 31 июля 2019 г. 20:46

Рассказ произвел на меня просто какой-то вау-эффект! Он необычен в плане стилистики. Начинается как нуарный, очень атмосферный детектив. Причем талант автора как рассказчика и описателя настолько силен, что он одним мигом переносит тебя в то место, о котором ты никогда не знал и представления о нем не имел. Стопроцентный эффект погружения! Дальше начинает происходить нечто невероятное и отвратительное, просто фантасмагоричная кровавая каша, от которой просто жутко становится. И здесь еще один чудесный эффект — ты понимаешь, что такого быть просто не может, но все выглядит настолько реалистично, что этому веришь... Автор действительно переступил грань безумия. И сделал это красиво и стильно.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Борис Левандовский «Что-то в дожде»

chuvaksurala, 13 августа 2018 г. 21:02

Отличная повесть для ностальгического вечера о детстве, временах пионерлагерей, опыте социализации, открытии чего-то нового, взрослении. Жанрово я не стал бы определять эту повесть как ужас или даже мистика. Это, скорее, драма, грустная, щемящая, только с небольшими штрихами потустороннего. Акцент здесь больше сделан на жизнь и отношения детей, со своими бедами и судьбами, оказавшихся вместе в определенный момент жизни.

Повесть очень атмосферна. Автору удалось максимально реалистично передать все детали, от локаций и погоды до настроений и эмоций героев. Все события выглядят почти что автобиографическими и какими-то универсальными. В том плане, что любой читающий с легкостью сможет вообразить себя на месте любого из героев.

Название повести настривает на определенный лад, ждешь столкновения с чем-то пугающим, потусторонним. Но главными монстрами тут оказываются люди. Не стоит ждать сверхъестественного ужаса, он здесь весьма прозаичен и от этого повесть выглядит более зрелой и серьезной.

Но хотел бы отметить один минус, и он просто кричит, кричит и кричит почти на каждой странице. Это безудержное и практически маниакальное злоупотребление текстом в скобках! Так делать просто нельзя. Зачем ломать предложения, делать из них перегруженные конструкции размером с целый абзац, впихивая в эти скобки всевозможные уточнения и дополнения, я не понимаю... Повествование рвется, о текст постоянно запинаешься и сбиваешься. В таких количествах это очень раздражает.

Но остальное — на высоте! Рекомендую фанатам мальчишеских произведений Кинга, Брэдбери и Маккаммона.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Максим Кабир «Поющие в глубинах»

chuvaksurala, 9 августа 2018 г. 19:10

Неплохая стилизация под Лавкрафта! Те, кому нравятся рассказы, написанные им в соавторстве с другими писателями (я имею в виду сборник «Ужас в музее») определенно оценят по достоинству «Поющих в глубинах». Рассказ короток, и у этой детали есть две стороны — хорошая и плохая. Плохая в том, что не хватает глубины погружения и атмосферы, просто не успеваешь насытиться, события пробегают слишком быстро, и не успел ты опомниться как — бац, и уже конец! Но тут есть и положительный момент — если бы автор дал нам еще страниц десять, но сделал бы это неумело или не достаточно качественно, было бы безусловно только хуже. Также понравилась резкая смена сюжетных линий, локаций — из психбольницы в Петербурге в Африку, это подчеркивает нестабильное и нервное состояние главного героя. Монстр и сцена в подземелье не понравились, лично мне не хватило насыщенности и динамики. А финальная часть очень хороша, такой классический прием с письмом «развинчивающим» мистику и ужас, в котором пребывал главный герой. Но мы-то с вами знаем, как было на самом деле!

Очень неплохой,крепкий рассказ!

Оценка: 7
– [  6  ] +

Юлия Лихачёва «Шишига»

chuvaksurala, 6 августа 2018 г. 21:12

Довольно неплохой рассказ для начинающего писателя. Пускай сюжет прост, герои плосковаты, но получилась такая вещь в себе, даже где-то стильная. Да, отчасти соглашусь с тем, что вышел небольшой перегиб с «русскостью», вышло как-то выпукло и местами навязчиво, не хватает... изящности чтоли... В схожей тематике по колориту предложил бы равняться на Дмитрия Тихонова с его рассказом «Ряженый», который вышел просто блестящим. Но сказать, что «Шишига» плох я точно не могу! За атмосферу спасибо и за образы — все-таки повеяло оттуда чем-то родным и тоскливым. Рассказ не страшный и находится, скорее, в плоскости мистики, нежели ужаса.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Эдгар Аллан По «Дневник Джулиуса Родмена»

chuvaksurala, 12 июля 2018 г. 15:24

Все-таки, По был большим эрудитом и умел писать совершенно разнообразные вещи! Как, например, эту совсем не свойственную для него повесть о путешествии по реке к Скалистым горам.

Подавляющая часть текста изобилует фактами о природе, геологии, растительности, животном мире и истории этих мест. Здесь-то и кроется разочарование. Уже через тридцать страниц восторженные описания разнообразной природы главным героем сливаются в одну сплошную кашу и различать один пейзаж от другого уже нет ни сил, ни желания. Кульминация наступает в той части, где на нескольких страницах описывается жизнь и повадки бобров. Само путешествие, предполагаемое как очень опасное мероприятие по неизведанным землям, кишащим дикими зверями и не менее дикими индейцами, оказывается практически приятной прогулкой по прериям. Путешественники чуть ли не каждый день добывают шкуры, едят отменную дичь, а индейцы оказываются не коварными разбойниками, а лучшими друзьями и помощниками.

В положительном ключе хочется все-таки отметить некоторых героев, на которых тут сделан акцент. У них есть какая-никакая история, привычки и мало-мальски прописанный характер. Также в повести есть место забавным, а иногда и опасным приключениям, но их совсем немного, так как основную часть текста занимают описания живописной природы.

Резюмируя, хочется сказать одно слово — скучно. На теме подобного путешествия можно было неплохо раскинуться в плане сюжета, вплести немного мистики в конце концов... Но повесть просто плывет и плывет по течению, как и ее главные герои. Думаю, хорошо даже, что По не удалось дописать «Дневник» и он обрывается на одной из динамичных (о чудо) сцен, продолжать чтение не было желания.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Эдгар Аллан По «На стенах Иерусалимских»

chuvaksurala, 21 июня 2018 г. 16:36

Неплохая поучительная история, в некоторой степени даже анекдотичная. Вновь По вкладывает определенный смысл – не мни себя выше или умнее других, ведь можешь быть легко ими же и одурачен. Минус рассказа в нагромождении непонятных и незнакомых слов, в том числе еврейских имен и богов, через которые словно через тернии продираешься и спотыкаешься о них.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Эдгар Аллан По «Метценгерштейн»

chuvaksurala, 19 июня 2018 г. 19:22

Неплохой образец готической прозы. Просто по канону: темный замок, фамильное проклятие, порочность и греховность, возмездие, смесь реального и иррационального.

В центре сюжета юный герцог, унаследовавший от родителей не только богатое имение и наследство, но и предание о том, что род его падет от соседнего враждующего семейства. Он и не подозревает о том, что погрязнув в бесчинствах и разврате, сам и навлечет на себя злой рок. В этом есть намек на притчу. Впрочем, притчу весьма мрачную. Образ «злого рока» получился очень ярким и впечатляющим. Лихой жеребец, сошедший со старинного гобелена, подчинивший себе герцога и уносящий на безумных скоростях своего раба, лишившегося остатков воли, в пучину бушующего пожара. Просто-таки адский всадник без головы!

Минимум диалогов, колоритное повествование, постепенное нагнетание атмосферы делает рассказ очень кинематографичным, в духе Тима Бертона.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Рэй Брэдбери «Тёмный карнавал»

chuvaksurala, 23 ноября 2015 г. 20:53

Сборник великолепных рассказов от одного из лучших американских писателей 20 века. Порой взятая автором обычная идея из жизни обретает просто удивительный, мистический или фантастический оборот. У автора просто масса фантазий так мастерски и интересно отображенных в слове! Можно встретить как мрачные, так и вполне веселые ироничные истории, фантастические, лирические и беспредельно грустные рассказы, но и так же в каком-то смысле даже маньячные зарисовки как мини-рассказ Дева. Очень увлекательный сборник, который ни на секунду не заставит вас заскучать! Рекомендуется для всех возрастов.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Томас Лиготти «Медуза»

chuvaksurala, 21 апреля 2020 г. 17:05

“Мы можем спрятаться от ужаса только в его сердце”

Некий ученый-философ одержим поисками проявлений и следов по всему миру Медузы. Медуза здесь как некий абстрактный символ — она может оказаться чем угодно, говорит приятель главного героя. Тут еще нужно вспомнить, чем или кем была та самая мифологическая Горгона Медуза — символ неземной красоты, превращенный из зависти в ужасное чудище, стал символом невообразимого страха. Далее с течением времени её отрубленная голова превратилась в оберег от злых сил. Несомненно, автор использует Медузу как символ страха, иррационального и всеобъемлющего, страха бессмысленности и никчемности себя и всего перед собой и всем. Обуянный этими тяжелыми мыслями герой в итоге отдается в лапы своих кошмаров и становится их живым окаменевшим воплощением. Медуза везде, Медуза — в нас самих.

Лиготти как он есть. Рассказ очень мутный, неочевидный и крайне тревожный. Удивительный стиль.

Оценка: 7
– [  5  ] +

М. С. Парфёнов «Сюрприз»

chuvaksurala, 20 ноября 2019 г. 20:52

- Добро пожаловать в бар “У Парфенова”!

- Да, давненько я у вас не был.

- Год, если точно.

- И правда! Ох и накидались же мы тогда у вас! Знатно... Как же та вечеринка называлась? Всё до сих пор как в тумане.

- Зона ужаса.

- Точно! Точно, Зона ужаса. Сколько ж я выпил тогда, не счесть, даже неудобно как-то...

- Шестнадцать коктейлей, если точно. Не стыдитесь, я понимаю, ведь это моя работа.

- Ох, а откуда вы все помните? Меня и... шестнадцать коктейлей.

- Ну... Вы единственный, кто выжил с той вечеринки. Я думал, вы уже и не вернетесь.

- Хах! Юморок у вас!

- Кстати, попробуйте наш новый коктейль “Сюрприз”.

- Звучит интригующе. А что там?

- Ну это же сюрприз! Специально для вас, только что приготовил. Мы вас ждали...

- Ну и сервис, однако! Выглядит интересно — тут и красное, и коричневое! Наверное ягодный сироп? Шоколадный ликер?

- Возможно... Но вы попробуйте.

- О, а на дне еще и водка? Или ром?

- Или пот с читательских ладоней.

- Что-что, простите?

- Ничего, ничего. Вы пейте!

- Ух ты! Да тут еще и плавает что-то! Круглое и белое. Зефир поди, а? Уххх, ну вы и выдумщики! Довольно гротескно смотрится, и вообще!

- Господи ты боже! Хватит болтать! Глотай! Глотай уже!!!

- Хорошо, хорошо, не кричите! Сейчас. Но пахнет он как-то странно. Фффуууу, это что дерь

- Ахахахаха, теперь ты живым точно не уйдешь!!! Не выживет НИКТО!!!!!!

PS: за полным рецептом обратитесь к первоисточнику.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Алан Кранк «Зов высокой травы»

chuvaksurala, 6 февраля 2019 г. 19:20

“Курица должна иметь лишь поверхностное представление о курятнике” — повторяет нам несколько раз Алан Кранк устами одного из героев “Зова высокой травы” намекая о том, что человеку совершенно не нужно знать о своем настоящем “божественном” происхождении. Эта информация должна оставаться тайной, ведь узнать ее человечество не готово, и более того, наверняка просто не способно принять, настолько она противоречива и ужасна. Тем не менее, небольшой группе ученых удалось максимально приблизиться к разгадке божественной тайны, и они уже стоят на пороге ее раскрытия, как вдруг на их пути начинают появляться неожиданные барьеры, препятствующие разглашению правды.

Рассказ хорош! Спасибо автору, что не стал углубляться в фантастические, религиозные, теологические (и так далее) дебри, не давая забывать, что все таки перед нами хоррор, и постепенно уводит повествование от научного исследования и конфликта ученых в мистическую канву, в которой главного героя постепенно накрывает помешательство.

Своеобразной вишенкой на торте лично для меня послужил небольшой абзац, в котором главный герой обращается напрямую к богу. Тут и не сразу понятно, это лишь метафора, которой он пользуется в самый эмоциональный момент, чтобы как-то оскорбить бога за свои испытания, либо же в этом эмоциональном порыве он раскрывает читателю всю настоящую суть своего с коллегами открытия? Мне думается, тут даже есть определенный рефрен к Кингу и его роману “Возрождение”, где один ученый также пытался добраться до разгадки смерти и той стороны “занавеса”, ведь то, что открылось ученым в обоих случаях выглядит довольно схоже, только Кинг дал нам лютейшую лавкрафтовщину, а здесь же всего небольшой абзац в несколько строк. Но без него рассказ был бы не полон. В любом случае, вышло очень неплохо. Все-таки не стоит лезть куда не надо, и знать больше, чем положено, ведь правда может оказаться смертельно невыносимой.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Эдгар Аллан По «Демон Извращённости»

chuvaksurala, 12 августа 2018 г. 21:47

Очень понравилось как По ловко обернул философскую идею в метафору, а затем эту метафору раскрыл в нескольких жизненных ситуациях, которые, полагается, случались со всеми, ну или почти со всеми. А в финальной части автор очень ярко и эмоционально рассказывает совсем незаурядный случай одного человека, ставящий ребром эту теорию беса извращенности, копнув поистине глубоко в дебри разума.

Рассказ напомнил мне о «Преступлении и наказании», где Раскольников, доведенный до отчаяния все же сознается в содеянном. Но была ли тому причиной совесть или над ним довлело нечто иное? В этом рассказе По дает развернутый ответ, и малый размер нисколько не умаляет масштаба безумия и противоречия.

По нередко ставит вопросы морали и совести, но в этот раз они могут отдохнуть. Иногда человека может обуять зверь куда более коварный и изощренный.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Эдгар Аллан По «Очки»

chuvaksurala, 31 июля 2018 г. 13:25

Знаете, сколько я ни читаю По, постепенно понимаю, что его юмористические рассказы мне нравятся больше мистики и детективов. Нет, последние тоже прекрасны и являются вершиной стиля, но насмешить человека бывает порой сложнее,чем напугать. И более того, наверняка не каждый сможет уловить какие-то тонкости и нюансы, особенно в наш век, когда нас из всех утюгов пичкают сортирной пошлятиной, грубостью и неоправданным сарказмом. Юмор классиков сейчас воспринимается как оазис остроумия, вкуса и изящества.

Сюжет рассказа основывается на истории богатого молодого человека с известной фамилией, хорошего собой, но в упор отказывающегося носить очки, якобы те портят внешний вид. И это невинное тщеславие играет с парнем злую шутку, он попадает в нелепые и курьезные ситуации, которые не больше, не меньше, могут перевернуть всю его жизнь!

Практически каждый человек с близорукостью может рассказать нелепую историю о том, как его подводило зрение. И у меня такие есть. Так что читайте и смейтесь от души, и смейтесь над собой! Как говорится, имидж ничто.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Шимун Врочек «Человек-дерево»

chuvaksurala, 31 июля 2018 г. 11:06

Довольно занимательный рассказ о человеке, превращающемся в дерево. Не столько страшный или пугающий, сколько сюрреалистичный и даже лиричный. В рассказе много юмора, в тех частях, где главный герой отчаявшись включает самоиронию над положением, в котором оказался. Мы рождаемся с криком, умираем со стоном, остается только жить со смехом. И этим отношением он несомненно располагает к себе, несмотря на его мысли и поступки. Какой-либо антипатии герой совсем не вызывает, скорее наоборот. Читая его историю, задумываешься, не так ли давно ты сам на кого-то злился и хотел прибить этого надоеду. И не слишком ли большую цену платит этот бедолага. Да, внутри каждого из нас живет свой монстр, у кого-то поменьше, у кого-то побольше, у кого-то страшный, у кого-то даже может быть милый и смешной. Но лучше все-таки не давать им волю, расплата может быть непомерной.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Эдгар Аллан По «Чёрный кот»

chuvaksurala, 22 июля 2018 г. 17:30

Жуткий и пугающий триллер демонстрирует нам Эдгар По в этом небольшом рассказе.

Каждый раз удивляюсь таланту писателя как рассказчика, способного не только описывать события, создавать атмосферу, но и одновременно с этим проникать в душу читателя, словно вскрывая древний склеп, откуда выходят истлевшие мораль и совесть и протягивают к тебе свои иссохшие, крючковатые руки, в надежде проникнуть еще глубже. Этот рассказ поистине способен задеть за живое, ведь ни один нормальный человек не может остаться равнодушным к нашим спутникам и друзьям – животным. Опускаясь вместе с главным героем все ниже в пропасть безумия, тебя самого начинают терзать муки вины и сострадания.

По своему сюжету и тематике рассказ практически повторяет другой рассказ По – «Сердце обличитель». Только «Черный кот» более мрачный, тяжелый и жуткий. Начинаясь вполне мирно и буднично, вскоре рассказ перерастает в какую-то гротескную хронику жестокости, способную даже спустя почти два столетия с момента написания ввергнуть в ступор!

Без сомнений, один из лучших рассказов у По!

Оценка: 10
– [  5  ] +

Дж. К. Роулинг «Зов Кукушки»

chuvaksurala, 15 декабря 2016 г. 07:25

Казалось бы, Джоан Роулинг после завершения нашумевшей истории о Гарри Поттере, можно забыть о том, что такое писать книги и жить припеваючи до конца жизни, но ведь талант не заглушишь, ему нужен выход. И выход Роулинг нашла. Вернувшись из магического мира в мир реальный, она решила попробовать себя в качестве автора детективного жанра. Хороший вариант, на мой взгляд, учитывая, что некоторые истории про Гарри Поттера имели некий детективный след.

В этой книге читатель не найдет крутых поворотов сюжета, лихих опасностей, мистических тайн, и изуверских убийств – атрибутов детективов последнего времени, призванных, взбудоражить, усилить внешний эффект книги. Перед нами образец классического детектива, где на первом плане расследование таинственной смерти, а главный герой проводя изыскания и беседы с сопричастными лицами в конце концов находит правду в стоге лжи и путанных и противоречивых сведений. Несомненным плюсом для книги являются персонажи, как главные, так и второстепенные. Хорошо выписанные характеры создавать Роулинг умеет. Но в случае с детективом необходимо четко акцентировать внимание читателя и подавать «личную» информацию в нужных местах. Этот баланс автор выдержала на пятерку. И в итоге перед нами не перегруженный сюжет и харизматичные герои со своими жизнями, характерами и привычками.

Из недостатков для себя выделил нехватку атмосферности, глубина погружения мелковата. Для меня в этом плане эталон – Достоевский с его Петербургом (а из современников Константин Образцов, тоже воспевающий Петербург), где город кажется еще одним персонажем. Здесь же действие происходит в Лондоне, в принципе схожем с Питером мегаполисе, мрачном, слякотном, гнетущем, но в книге это никак не отражено, локации не прописаны. Могло получиться красивее и насыщеннее. Ну и тема модельного бизнеса и так называемой богемы мне далека. Никогда не интересовался всякими модельками, кутюрье, инфантильными актеришками-наркоманами и прочими атрибутами этой тусовки. Но, кстати, показан весь этот мирок довольно карикатурно. Может, в этом и есть фишка)

Тем, кто ждет остроты от чтения Зов Кукушки может показаться скучным, но это дело вкуса. Эта книга сугубо жанровая вещь и выглядит в жанре этом вполне прилично.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Рэй Брэдбери «Давайте все убьём Констанцию»

chuvaksurala, 23 ноября 2015 г. 21:03

С большим трудом дочитал до конца. Вымучил, можно сказать. Написано очень нудно и витиевато. При прочтении нет азарта, сердце не замирает, героям не сопереживаешь... В принципе интересная детективная линия. Но она просто тонет в описании Голливуда начала 20-х, и его незнакомых и давно забытых обитателях. Хотите крутых детективов — читайте Хэдли Чейза. Я надеялся, что хотя бы концовка вытянет книгу, как в «Кладбище для безумцев», но этого не случилось. При огромном уважении к любимому автору — неинтересная книга. Не стоит ни единой страницы Марсианских хроник...

Оценка: 6
– [  5  ] +

Рэй Брэдбери «451° по Фаренгейту»

chuvaksurala, 23 ноября 2015 г. 20:51

Один из самых знаменитых романов Брэдбери. Будучи написанным уже в далеком 1953 году, до сих пор актуален. И это собственно немного пугает, словно автор еще тогда предвидел, как изменятся идеалы общества в будущем. Зомбирование телевидением, упадок морали и образованности, где культура и нравственность становятся изгоями. Книга очень хорошо показывает как не надо жить, каким общество не должно быть. Очень символично, что Брэдбери уничтожает этот мир, оставляя человечеству надежду в форме группы «инакомыслящих» людей под страхом и гнетом сумевших уберечь ценности. Возможно язык повествования покажется кому-то немного сложным, но чтение от этого нисколько не менее интересное и захватывающее.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Дмитрий Глуховский «Текст»

chuvaksurala, 30 июля 2019 г. 20:18

Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

Плохо, все очень плохо. Описываемая Глуховским история о юноше, попавшем в беду, просто сквозит отчаянием и безвыходностью. Впрочем, герои романа сами ставят себя в тупик. В первую очередь Текст, это книга о выборе, который каждый из нас совершает каждый день. Герои этой книги создали такую ситуацию, в которой от правильного выбора зависит их жизнь и будущее. Порой бывает, что правильный выбор сделать очень сложно, особенно под влиянием эмоций, зла и обид. Главный герой идет по очень узкой и скользкой дорожке. Автор очень отстраненно вырисовывает сюжет и портреты, давая читателю самому разобраться в том, кто есть кто. И вскоре приходит понимание, что положительных героев в книге попросту нет, некому посочувствовать и по-человечески сопереживать. Герои книги совершают фатальные ошибки и не вызывают никакой симпатии. Может быть, все-таки, месть, это блюдо, которое вообще подавать не стоит...

Текст получился очень напряженным, атмосферным и актуальным. Книга заставляет задуматься. Очень впечатлило. Особенно последняя фраза, как финальный гвоздь в крышку гроба, как эпитафия самой книге — есть люди, от которых что-то остается, а есть люди, от которых не остается ничего. В контексте всей книги это просто убийственно.

Оценка: 9
⇑ Наверх