fantlab ru

Все отзывы посетителя web_ptica

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Чарльз Буковски «Почтамт»

web_ptica, 3 февраля 2015 г. 05:23

«Почтамт» в переводе М. Немцова. Это дебютный роман известного американского автора. И первое произведение Бука, которое я прочитала.

Еще не будучи знакомой с творчеством Буковски, я слышала об особом «натурализме» его произведений, о том, что он новатор, бунтарь и эдакий выскочка в мире высокой литературы. Однако, знала я и о том, что у некоторых уважаемых мною знакомых людей это любимый автор. Согласитесь, такие противоположные мнения — залог интересного чтения.

В поисках информации о романе и его авторе, я узнала, что Ч. Буковски пишет в жанре «грязного реализма». Итак, что же это такое?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Роман начинается с кодекса поведения служащих почтамта США. Довольно документально, надо сказать. Эту часть текста можно условно обозначить прологом.

Разбито произведение на большие главы, которые делятся на подглавки. Читается как дневник — легко и непринужденно. Герои прописаны хоть и не слишком подробно, но ярко и эмоционально. Они все, до единого, глубоко несчастны.

Маргинальный образ главного героя Генри Чинаски (он же Хэнк) насколько отпугивает, настолько и притягивает. Отпугивает он, конечно, аморальностью суждений, своим образом жизни (бесконечное пьянство, легкомыслие и безответственность), отношением к женщинам (на первый взгляд, он видит в женщинах только «ходячее мясо» для своих утех [грубо — извините]). А вот притягивает Хэнк, как ни парадоксально, своим обаянием, чувством юмора и трезвым взглядом на жестокую действительность.

Всем известны прописные истины типа: «Все зависит от нас самих». Однако, не стоит забывать, что человека делает не только сам человек, но и его окружение, изначальные рамки, в которые он поставлен. Это история вовсе не о героическом преодолении себя, но о том, как человек, существующий в сложных условиях, и, возможно, неспособный кардинально изменить свой устоявшийся образ жизни, продолжает жить и чувствовать. Ирония, с которой Хэнк смотрит на многие вещи, и его самоирония не могут не вызывать уважения.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Работа на почтамте — это какой-то нечеловеческий труд, тюрьма, режим, убивающий человека в человеке. Создается ощущение, что это большая клоака, откуда просто невозможно выбраться. Это гигантский котел, в котором варятся такие же неудачники, как Чинаски? Или оазис надежды для отчаявшихся маргиналов (потому что берут на эту работу всех, и совсем не важно, что остаются только сильнейшие)? Каждый из героев решает для себя.

В этом романе, на мой взгляд, есть мысль, и не одна. Стоит копнуть глубже, попытаться понять внутренние мотивы героя, не фиксируясь на его поверхностных действиях и не поддаваясь на провокацию автора. В самом деле, стиль Буковски весьма провокационен (хотя я читала, что в этом романе он только начинает формироваться). Откровенность героя приправлена ненормативной лексикой, самой настоящей бранью и пошлыми деталями. Явный акцент повествователя (коим являются одновременно и автор, и главный герой) на теме секса может смутить особо трепетных читателей. Но хочется отметить, что герой не так уж плох, просто принимает вещи такими, какие они есть на самом деле.

Стоит отметить, что Буковски — мастер документально-фотографического образа, но в его передаче сосредотачивается только на самых важных деталях, как бы на «выпуклых местах». Стиль определенно интересный. Автор намного глубже, чем кажется. А уж юмор в отдельных местах просто отменный. Лично я по ходу чтения несколько раз хохотала в голос. Искренне и с нескрываемым удовольствием. В одном месте я даже подумала: «Грёбаный Буковски — чертов гений!» (простите мне плохой французский).

Поэтому рекомендую, как минимум, для расширения своего читательского кругозора, как максимум, для выхода из депрессии и поднятия настроения.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Хулио Кортасар «Зверинец»

web_ptica, 3 февраля 2015 г. 05:19

Это идеальная модель рассказа Х. Кортасара. У него очень сложная ломаная структура, рассказ-лабиринт, где фантастика и реальность идут бок о бок. Тигр, который бродит по дому, кажется такой же неотъемлемой частью жизни, как полуденный чай или чтение перед сном.

В рассказе столько планов.. Чтобы увидеть каждый, надо перечитать несколько раз. Оттенки чувств, грани отношений — лишь часть того, что можно в нем найти. «Бестиарий» или «Зверинец» — это особый маленький мир, описывать который бессмысленно. Единственное достойное описание сделал создатель этого мира — Хулио Кортасар.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Хулио Кортасар «Врата неба»

web_ptica, 3 февраля 2015 г. 05:19

Атмосферный рассказ. О потере и боли.

Даже не просто о душевной боли.. А о боли, похожей на фантомные, только не от отрезанной конечности, а от ухода из жизни близкого человека... О болях в сердце, где хранилась любовь к ушедшему.

Тот, кто однажды уже стал старше на одну родную смерть, поймет.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Хулио Кортасар «Цирцея»

web_ptica, 3 февраля 2015 г. 05:17

Целая детективная история с любовной линией, но в такой магической оболочке, что назвать это просто детективным рассказом не повернется язык. Невероятно вкусные описания, тончайшие образы, до того искусно прописанные, что чувствуешь запахи и вкус во рту. А каков финал.. Страстно, непредсказуемо, ярко.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Хулио Кортасар «Цефалея»

web_ptica, 3 февраля 2015 г. 05:17

На мой взгляд, один из сложнейших рассказов в сборнике и вообще в творчестве писателя. Настолько натуралистичный, метафоричный, запутанный, странный и совершенно неподдающийся разгадке. Автор пишет о боли.. О том, как она проявляется в теле. Автор пишет о болезни. О том, как она заглатывает человека, его организм, его разум, его волю.

И действительно похоже на то, что персонажи рассказа страдают маниакальным желанием приписать себе все возможные болезни..

Оценка: 6
– [  0  ] +

Хулио Кортасар «Автобус»

web_ptica, 3 февраля 2015 г. 05:14

Очень психологически выверенный, цепляющий и глубокий рассказ. В нем столько всего, что кажется нарушением святого порядка разбирать его на детали.. Настроение необыкновенное — одновременно и грусть, и растерянность, и раздражение, и светлая радость, и легкость.. О чем? Снова о потерях, о горе, о любви, о необходимости видеть и чувствовать свет.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Хулио Кортасар «Дальняя»

web_ptica, 3 февраля 2015 г. 05:14

Дневник Коры Оливе. Пугающий, печальный, острый, как тонкое лезвие заточенного ножа, глубокофилософский.

Кажется, что героиня рассказа душевно больна, и потому очень несчастна.. Разрываясь между двумя мира, она не ощущает настоящего. Что может быть страшнее, чем ощущать зыбкость реальности, в которой пребываешь? Ведь желание чувствовать, что я есть, — это главный заложенный в нас инстинкт..

Этот рассказ — сильнейшая метафора. Нашла ли себя героиня или потеряла..? Я все еще не могу определиться.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Хулио Кортасар «Письмо в Париж одной сеньорите»

web_ptica, 3 февраля 2015 г. 05:13

Я почувствовала дикое одиночество, непринятие себя, которое испытывает герой, борьбу за то, чтобы принять (безуспешность попыток), в какой-то момент даже отчаяние.

Герой для меня олицетворяет гения, который вынужден «рождать» на свет не по своей воле что-то, что вырывается из него, как зверь из клетки (хотя тут не звери, а милейшие зверьки). Особенно цепляет контрастность трогательной нежности и болезненных тоски и горечи.

Чем необычнее проявления гениальности, тем сложнее человеку жить и существовать в обществе. Для меня этот рассказ об обреченности гения на бесконечное одиночество.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Хулио Кортасар «Захваченный дом»

web_ptica, 3 февраля 2015 г. 05:12

Это похоже на сказку с плохим концом.

О том, как человек теряет все, когда перестает мыслить. О потере воли, потере дома (своего рода), потере себя.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Хулио Кортасар «Бестиарий»

web_ptica, 3 февраля 2015 г. 05:10

Читая рассказы, я ощущала будто иду по лабиринту из комнат, каждая из которых отличается от предыдущей, каждая из которых — отдельный мир, отдельная задача, со своими условиями, переменными и способами решения. Кортасар задает вопросов больше, чем дает ответов. По правде говоря, он вообще не дает ответов.

Какие-то из рассказов произвели на меня большее впечатление, какие-то меньшее, но каждый из них достоен быть прочитанным и не один раз.

Для себя я увидела один очень ясный мотив в этом сборнике — мотив потери. Это то, что отозвалось в моем сердце.

Оценка: нет
⇑ Наверх