fantlab ru

Все отзывы посетителя darksorrow

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  35  ] +

Виталий Зыков «Безымянный раб»

darksorrow, 1 июня 2016 г. 00:45

Знаете, что самое печальное в этой книге? Что написана она в жанре фэнтези, а фантазии у автора нет ни капли. Там есть попаданцы (о нет, опять эти долбаные попаданцы), эльфы и гномы, есть гоблины (они низкорослые и умственно отсталые, прямо жалко их), есть главный герой Ярик ака Марти Сью (ну почему фикрайтерам нельзя, а авторам можно?) и главный злодей, волшебник-недоучка (ему, как и положено, достаются все колотушки). Сначала герой дерется с мерзким НЕЧТО, напоминающим монстров из Некрономикона (почему именно их? потому что мерзкий и со щупальцами), потом с кошкой (страшнее кошки зверя нет), а потом разумный ящер учит его читать, писать и пользоваться Силой (юз зе форс, Ярик, юз зе форс). Сила та взялась из крови убиенного в самом начале монстра и вместе с кровью впиталась в организм героя. Нужно ли говорить, что главному злодею из этой кровинки совсем ничего не перепало. Ну а дальше будет пленение и рабство (вотэтоповорот), побег из рабства (вотэтоповорот!!!), истребление брызжущим Силой Яриком всех злобных представителей флоры и фауны, вставших у него на пути, и неимоверное количество текста в скобках (без него никак), заглавных БУКВ и тройных восклицательных знаков!!!

Помимо лезущих изо всех щелей роялей в кустах и хромающей на обе ноги мотивации, к недостаткам книги относится крайняя бедность и недостоверность описанных в ней человеческих эмоций. Чудовищный стиль и обилие словесных ляпов мешают воспринимать текст. Окончательно добили меня постоянные мучения главгероя. Кажется, минуты не проходит без того, чтобы того не избили, не обездвижили, не придушили бы слегка или не достали каким-нибудь болезненным магическим заклинанием.

Редкостная ахинея.

Оценка: 2
– [  13  ] +

Святослав Логинов «Многорукий бог далайна»

darksorrow, 20 мая 2016 г. 19:50

Большущая тюремная камера. Прямоугольная, накрепко замурованная и крайне малопригодная для жизни. Внутри ее четырех стен — грязь, теснота, голод, но самая страшная из всех напастей – свой же брат-заключенный.

Мир, нарисованный на тетрадке в клеточку. Два игрока поочередно делают свой ход, и поле постепенно заполняется символами. Крестик — нолик, ранен — убит. С каждым ходом все меньше и меньше пустых квадратиков, все ближе неотвратимая развязка.

Добро пожаловать в мир далайна. Мир, построенный безумным архитектором.

Роман Логинова – это очень глубокое философское произведение о творце и цели творения, о конфликте между человеком и системой, об ответственности и вине, о бессмертии и одиночестве и еще о многом другом. Роман очень многослойный, так что каждому читателю обязательно откроется что-то свое.

Есть у книги и своя изюминка: это настоящая энциклопедия различных социльно-политических систем. Здесь встречаются первобытная демократия, наследственная монархия, теократия и военная диктатура, в одних краях вся собственность общественная, в других – исключительно частная, только вот условия существования везде одинаково невыносимые.

Сюжет с самых первых страниц держит в напряжении, а концовка получилась очень мощная. Причем если итоги противостояния Шоорана с Многоруким легко просчитываются с самого начала, то окончательный финал довольно неожиданен. Он превращает типичную для европейской культуры линейную космогонию (сотворение мира – квест – конец света) в нечто стоящее ближе по духу к восточной философии. Таким образом история мироздания приобретает цикличность, а судьба главного героя – завершенность.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Брендон Сандерсон «Путь королей»

darksorrow, 8 мая 2015 г. 13:56

Нарочито искусственный, неправдоподобный мир

Еще более нарочитое затягивание повествования для нагнетания объема

Ненормально отсталая стратегия и тактика боя

Откровенное убожество здешних дворцовых интриг

Пафос, пафос, и еще раз пафос...

Но если на все это закрыть глаза – то в общем ничего.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Виктор Пелевин «Empire V»

darksorrow, 25 июня 2018 г. 13:39

Самым актуальным направлением литературы сегодня, без сомнения, является «Супер Сью»: в роли старой доброй Мэри здесь выступают супергерои, оборотни и прочая сверхчеловеческая живность. Ампир «В» относится к поджанру «вампиры».

Сюжет: самый обычный, ничем не примечательный, рядовой подросток становится (внимание, спойлеры!!) вампиром. В институт он не прошел, карьера грузчика не удалась. Пришлось молодому человеку устроиться на работу закулисным правителем Всея Руси.

Зато любители конспирологии откроют здесь для себя много нового. Как вы думаете, кто на самом деле правит миром? Нет, это не богатейшие семейства, не жидомасоны и не ануннаки-рептилоиды. Это – самые обычные, рядовые, ничем не примечательные люди! Происходит это так: идет какой-то совершенно левый чел по улице, его хватают, отрезают голову и ставят во главе правительства. Сурово, вампирически готично, а главное – жизненно.

К похождениям Рамы Второго прилагается краткий курс солипсизма для чайников от В.Пелевина, издание надцатое, исправленное и дополненное.

Текст более чем полностью состоит из вымученных диалогов по схеме учитель – ученик.

Смешная шутка о гламуре и дискурсе повторяется сто пятьдесят раз, видимо, для тех тупых читателей, что не в состоянии с первой попытки оценить всю гениальность этой фразы.

Какова художественная ценность данного произведения? Если в двух словах, то никакой.

Оценка: 4
– [  11  ] +

Лоис Макмастер Буджолд «Осколки чести»

darksorrow, 12 апреля 2016 г. 10:42

Научно-фантастическая составляющая удручающе убога. Терминология мелькает, но содержательная наполненность отсутствует. Все эти звездные корабли, нейробластеры и прочие околокосмические атрибуты служат здесь только фоном, а события можно без особого ущерба для сюжета перенести хоть в современную Россию, хоть в древнюю Мексику эпохи Уитцилопочтли. Сюжет предсказуем более чем полностью и через аресты, погони, перестрелки и небольшую галактическую войну движется к неумолимому хэппи энду. Кстати, насчет войны не обольщайтесь: все ее сражения останутся за кадром, вас коротко оповестят о результатах – и только.

Наконец, главная боль – это романтическая линия. Корделия Нейсмит — незамужняя женщина, которой слегка перевалило за тридцать. Внешне у нее все благополучно: любимая работа, карьерный рост, финансовая обеспеченность. Единственное, чего ей недостает – личного счастья с мужчиной своей мечты: положительным, без материальных и жилищных проблем и с серьезными намерениями. А поскольку на родной Бете таких не водится, наш избранник – разумный инопланетянин с феодально-допотопного Барраяра. Историческая встреча происходит уже на пятой странице произведения. Как скоро выясняется, от положительности героя сводит скулы, а серьезность его намерений буквально повергает в шок. Если это не чистейшей воды женский роман, то что тогда – женский роман?

Драма столкновения различных культур, жизненных укладов, мировоззрений подается на примитивном, подростковом уровне.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Освобождая героиню от необходимости осознанного выбора, автор в срочном порядке наваливает на нее кучу неприятностей, и та бросает родину-мать и бежит под крылышко к любимому на Барраяр.

Неподдельный этнографический интерес вызывает у героев романа только один вопрос: как у них там за границей делают предложение руки и сердца и как там занимаются любовью. На противопоставлении сексуально отсталого Барраяра и продвинутой Беты и строится весь нехитрый юмор произведения.

Закончить историю можно перефразировав известного персонажа русской классики:

- Капитана космического корабля из меня не вышло. Придется переквалифицироваться в

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
домохозяйки.

Оценка: 5
– [  9  ] +

Виктор Пелевин «S.N.U.F.F.»

darksorrow, 25 июня 2018 г. 13:38

Когда поток лжи в средствах масс-медиа достигает критической отметки, когда граница между действительностью и вымыслом на экране стирается окончательно, тогда приходит время SNUFFов. Этот Франкенштейн телеиндустрии, скроенный из новостей, художественных фильмов, документалки и порно и наряженный в сакральные одежды религиозной проповеди, уже не пичкает зрителя заведомо ложной информацией, напротив, он искажает саму реальность и конструирует ее по мере необходимости. Здесь и любовь, и смерть – всегда настоящие. В SNUFFах не стоит искать истину. В SNUFFы можно только верить.

Мрачно, гротескно и в то же время реалистично изображен в романе человек будущего. Знакомые ему с детства установки и ценности, привычный образ жизни, история его народа и его родной язык – все это может оказаться не настоящим. Историю народов и даже их языки будут сочинять и внедрять в массы творческие группы «сомелье». За техников будут думать разумные машины, за деятелей культуры — креативные доводчики. Эмоциональная близость между людьми заменится общением с роботами, так что эмоции, вслед за мышлением, потихоньку станут атавизмом и атрофируются. Такая эволюция неизбежно ведет к полной интеллектуальной и психической деградации. Первые этапы этой эволюции свершаются в нашем обществе сейчас на наших глазах.

Деление на верхний и нижний мир порождает множество ассоциаций: власть и народ, Россия и Запад, Украина и опять же Россия, запад и страны третьего мира. Для меня оно стало в первую очередь символом трагической раздвоенности русской души. С одной стороны — конформизм, ненасытная жажда потребления, вырождение и ориентация на «западные» ценности, с другой – жестокость, агрессивность, саморазрушение и ориентация на «славянские» ценности. Оба пути одинаково ведут в тупик.

Приятно удивила и любовная линия. В этой фантастической истории все прекрасно: и характеры, и берущая за душу реалистичность, и феерическая развязка.

Несмотря на все свои достоинства, книга не станет откровением. Для кого-то – из-за жесткого и шокирующего стеба типа «Уркаинский Уркаганат». С матом и чернухой, кстати, в романе тоже все в порядке, то есть присутствуют в изобилии. Но в первую очередь – из-за безобразной концовки, не имеющей ни сюжетных, ни идейных обоснований. Произведение, задуманное как антиутопия, обернулось под занавес самой настоящей утопией из серии «заграница нам поможет, или трава всегда зеленее с той стороны ограды».

Ибо в описании незнакомцев из страны «за свалкой» как по команде исчезает и стеб, и безжалостная ирония. Перед нами собирательный образ положительного общества: в меру духовного, в меру техногенного. Ну откуда взялась эта нелепая вера в то, что у людей, оторвавшихся от цивилазции, все пойдет намного лучше, чем у нас? И если мы уже узнали истинную цену выборной «демократуре», почему вдруг должны уверовать в «демократуру» первобытно-общинную? Неужели весь секрет счастья заключается в том, чтобы переселиться в тайгу? Не слишком оригинальная мысль. Еще Жан-Жак Руссо считал, что все зло – от цивилизации, а чтобы в людях победило доброе начало, они должны стать ближе к природе: жить в лесу, пахать, колоть дрова. Подобными же блестящими прожектами был известен Лев наш Николаевич Толстой. Вот и гигант русского солипсизма докатился до такой же деревенской идиллии.

До самого последнего момента казалось, что и людям, и оркам одинаково досталось от автора, но

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
обещанный в конце большой обвал БигБиза отдает пальму победы оркам. Хмм... Россия побеждает Запад, и не мытьем, так катанием. Нет, победа – это замечательно, но пусть она будет обоснована и заслужена. А что мы видим в книге? Техническая авария стала фатальной для БигБиза из-за того, что нет запчастей, нет заводов, чтобы произвести новые запчасти, и многие технологии оказались забытыми после ядерной войны. То есть не будь ядерной войны, все сложилось бы по-другому?

Итог: острый социальный конфликт слит в банальное русло постапокалипсиса, а едкая сатира сдулась в пустопорожнюю верноподданическую оду.

Казалось бы, странно упрекать в недостаточной радикальности автора, который словно из кожи вон лезет, нарываясь на скандал. Но факт остается фактом.

Ненормативная лексика – не признак оригинальности.

Стеб на грани приличия – не признак инакомыслия.

Если первейшая задача литературы – заставлять людей думать и пробуждать в них сильные эмоции, то SNUFF – произведение безусловно выдающееся.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Святослав Логинов «Филолог»

darksorrow, 13 апреля 2017 г. 01:48

Рассуждая о целях и мотивах творца, человечество издревле тешило себя иллюзиями. Больше всего ему хотелось бы верить, что его создали по причине любви творца к своему творению, а не, скажем, для прокормления злобной каракатицы. Я думаю, создали чисто для прикола, так что не стоит искать в этом акте глубинного смысла. А сам человек – не любимое детище, а подопытный кролик, к которому относятся иногда – с брезгливым любопытством, а по большей части — с глубоким равнодушием.

Творец – это существо всемогущее, а, как известно, безграничная власть – синоним безграничной скуки. Вечность за вечностью проводил он в бессмысленной погоне за неизведанными ощущениями и творил подобных себе сущностей, таких же бессмертных, как и он сам. И вот создал он уродца и изгоя, ходячее несовершенство в мире совершенства, создал по образу своему и подобию, но смертным, чтобы хотя бы глазами своего творения, опосредованно, смог он понять, что это на самом деле такое — смерть. А еще потому, что обожал психологические эксперименты и обладал извращенным чувством юмора.

Представим, что человек вдруг получил бы право вершить судьбу своего творца. Как поступить человеку? Возблагодарить творца за полученный дар – жизнь, пусть короткую, жалкую, жестокую и отвратительную, но все же жизнь? Ведь иначе человека и вовсе на свете бы не было.

Нет, не исполнится человек ни любви, ни благодарности. Умышленное лишение бессмертия – это то же убийство. Обрекший на гибель свое собственное детище забавы ради – сам не достоин жить дальше. Око за око, зуб за зуб. Безвинно приговоренный к смерти вправе вынести приговор своему убийце и привести его в исполнение.

Возможно, наш творец нуждается в прощении гораздо больше, чем мы сами.

Повесть Логинова бесспорно стоит прочитать, хотя бы для того, чтобы не согласиться с автором.

В заключение мой топ 5 цитат из области псевдофилологии.

«Бедняга не умеет говорить, он нем, немец. Другое название немца – германец, тот, чей разум герметически замкнулся в себе из за невозможности говорить с другими людьми.»

«Жить в зАмках нельзя, в крайнем случае, там может обитать спящая красавица. Древние были не просто мудры, но и предусмотрительны. Они понимали, что красавица безопасна, только покуда спит зубами к стенке. Когда красавица не спит, её полагается держать под замкОм, в тереме. Терем – слово однокоренное с тюрьмой. »

« «Опекать» – печь аккуратно, следя, чтобы продукт не подгорел и пропекался равномерно со всех сторон. Первым известным из мифологии опекуном была баба Яга, пытавшаяся засунуть Ивашку в печь. »

«Закон – то, что находится за коном, то есть, за пределом. Законность – синоним слову беспредел. »

«А служили в храме Зевса жрецы. Тут и филологом не надо быть, чтобы понять, уж эти то жрать умели.... Перед Верисом сидел вовсе не перекормленный бездельник, а жрец, жрущий от имени всех людей, человек, благодаря которому народ счастлив. »

Оценка: 9
– [  7  ] +

Бернард Корнуэлл «Сага о короле Артуре»

darksorrow, 2 июня 2015 г. 17:11

Несомненно один из лучших исторических, точнее криптоисторических романов с элементами мистики. Он повествует о тех темных годах в истории Британии, сведения о которых практически не сохранились до наших дней.

Оригинальный сюжет легенды полностью переработан. Из него выпала вся тематика греха, вины и искупления. Зато он по прежнему наполнен романтикой и героизмом. А еще в книге описаны исключительно сложные политические, социальные и религиозные коллизии той далекой эпохи. Главным протагонистом главного героя стала сама историческая неизбежность в лице надвигающихся орд саксов и быстро распространяющегося христианства. Наконец, история о Короле Зимы – это трагедия. Трагедия вождя, который боролся до конца, одержал величайшую из побед, но был не в силах переломить ход истории. Трагедия человека, которому совесть не позволяла жить по принципу «цель оправдывает средства». И трагедия великой нации, вынужденной уступить дорогу более молодым, сильным и агрессивным соседям и исчезнуть с карты земли.

Атмосфера псевдосредневековости с благородными рыцарями и прекрасными дамами, существующая только на страницах литературных произведений и возведенная в канон Мэлори, у Корнуэлла отсутствует как таковая. Как и полагается в реалистичном произведении, здесь все очень мрачно, жестоко, грязно и запущенно.

Магия, точнее религиозная мистика, в саге имеется, но уже с самого начала повествования она ощущается как инородное тело. Особенно неудачным показался сюжетный ход

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«супердевственница»: обладание лицом женского пола сверхъестественных или магических способностей в зависимости от наличия или, наоборот, отсутствия девственности.

Автор свободно жонглирует героями легенды, изменяя их внешность, характер, семейное и общественное положение и даже общую положительно-отрицательную направленность. Нервным и впечатлительным поклонникам Ланселота и Гвиневеры рекомендуется читать с осторожностью :) Единственный ПОВ саги вообще не имеет аналогов в классической артуриане. Очищенные, как и сюжет, от антуража волшебной легенды, персонажи больше не должны олицетворять собой какую-либо мораль или служить иллюстрацией чего-то там. Они превратились в живых людей, которым веришь, которым сочувствуешь и которые вызывают неподдельное восхищение. Особенно шикарны Артур, Гвиневера, Дерфель, Мерлин и Нимуе. Исключительно неуместна

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
юная феминистка, которая отказалась оформлять законный брак со своим сожителем и отцом своих детей.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Брендон Сандерсон «Пепел и сталь»

darksorrow, 8 мая 2015 г. 21:08

Опоэтизированная компьютерная ролевая игра с обязательным убиением главного босса в финале под яростное сверкание файерболлов. Здесь присутствует детально проработанная система магии: заклинаний, артефактов, прокачки скилов и т.д. Все остальное — первый класс вторая четверть.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Теренс Хэнбери Уайт «Король Былого и Грядущего»

darksorrow, 2 июня 2015 г. 16:33

Из первоисточника (если считать за таковой «Смерть Артура») автор позаимствовал основную канву сюжета, характеры и биографии персонажей, то есть с этой стороны больших сюрпризов ждать не следует. Вместе с тем перед нами совершенно самостоятельное, оригинальное произведение, а не просто пересказ истории Мэлори.

Содержание цикла очень неравномерно. Роман о взрослении и становлении личности постепенно перерастает в любовную драму, а затем – в драму философско-историческую. Неизменными остаются светлая атмосфера юмора, легкой иронии и постмодернизма, избегание мрачных, шокирующих сцен, насилия и жестокости.

Привязка событий к конкретной исторической эпохе чисто формальная. На первый взгляд, это должно было помочь автору абстрагироваться от социально-политических проблем древних бриттов и поговорить с читателями о чем-нибудь вечном и непреходящем. Но получилось так, что сага страдает излишней злободневностью: на нее наложило слишком сильный отпечаток время ее создания, то есть сороковые годы прошлого века. Аллюзии на фашизм и коммунизм, соотношение личной и общественной собственности с человеческой натурой, причины войн — все эти темы не то чтобы совсем потеряли остроту в начале века двадцать первого, но почти что перешли из разряда вопросов в разряд ответов.

Наоборот, то, что хотелось бы обсудить, преподносится как само собой разумеющееся. К примеру, основу политической доктрины Мерлина составляет следующая идея: чем лучше человек, тем лучше из него выходит правитель. Идея в высшей степени гуманистическая, но по меньшей мере не бесспорная. Несогласные с этим утверждением будут лишь приятно удивлены тем фактом, что Артур продержался на троне столь долгое время.

Первые две книги рекомендуются всем, остальные — на любителя.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Виктор Пелевин «iPhuck 10»

darksorrow, 4 сентября 2019 г. 20:12

Книга о бесполезности книг вообще

Главные персонажи романа — литературно-полицейский алгоритм Порфирий Петрович (привет, Достоевский!) и его хозяин – человек и искусствовед Мара Гнедых. Мара берет сыщика-беллетриста в аренду для проведения частного расследования. На этой модели прослеживается развитие отношений писатель – читатель.

Читатель требует, чтобы его развлекли и одновременно принесли ему пользу, сам напрашивается на то, чтобы его нае...ли, но при этом мечтает встретить высокий интеллект и родственную душу, которая его поймет, пожалеет и изменит жизнь к лучшему. Писатель утверждает, что секрет успеха – в умении генерировать из умных слов пустые, ничего не значащие тексты, которые тупое быдло все равно схавает, но в глубине души надеется, что его оценят и полюбят. Их дуэт начинается с интеллектуального поединка, затем в нем возникает нечто вроде привязанности. Но стоит кому-то из них почувствовать себя обманутым — и в руках его появляется зловещая красная телефонная трубка. Их отношение друг к другу – слишком эгоистичное и потребительское. Слишком человеческое.

Моделью творческого процесса служит у автора гипсовый кластер. На входе – страх, боль и разного рода негативные ощущения, на выходе – произведения искусства. Нет сознательного выбора — писать или не писать, есть только защитная реакция человеческой психики на внешние раздражители.

Роман жестоко высмеивает традиционные ожидания публики на исправление героев и поиски глубинного смысла, а слово «катарсис» приобретает бранно-уничижительный смысл. Вам нужна польза от прочтения? Извольте пережить катарсис с дохлой кошкой! Образы Пелевина –удивительно метафоричные. Критик – привокзальная минетчица. Писатель – петух на зоне. Читатель – чудо-юдо-баба-с-яйцами, триумф техногенной дегенерации.

Грустная притча о гипсовом веке звучит на удивление современно. Искусство – живой труп, и реанимировать его нет никакой возможности. Наше общество все больше напоминает битком набитую комнату, в который каждый говорит, но никто не слушает друг друга. Неважно, о чем ты кричишь, главное – обратить на себя внимание. Еще один лайк – и снежный ком покатился, к автору приходит известность. Еще один отзыв, еще одна рецензия – и произведение обретает мировую славу. Морская свинка — инвалид и неприличная надпись в туалете становятся общепризнанными шедеврами. Влиятельные критики, подобные нашей героине Марухе, способны лепить карманных гениев пачками, а в остальном – это дело случая. Вся эта индустрия имеет одну единственную цель: выкачивание бабла из населения и «меценатов, истинных знатоков искусства». А мы продолжаем создавать странички блога, строчить по сотне фанфиков в год и собирать лайки в ютубе, критики пишут все новые рецензии на книги знаменитого писателя, а знаменитый писатель — роман о киберсексе, гаджетах и искусственном интеллекте, в котором тема сисек раскрыта полностью. В этом всеобщем безумии есть что-то удивительно человеческое.

Идеями иллюзорности мира пронизаны уже самые ранние произведения Пелевина. Следующий этап – это Оборотень, SNUFF, Смотритель. Природа «я» — личности на самом деле столь же иллюзорна. Но даже мрачный SNUFF заканчивается на позитивной ноте. Был там один чудак, который искренне верил, что его творения переживут его самого, что есть все же в мире нечто, имеющее непреходящую ценность.

Искусство — третья, последняя иллюзия, последний бастион веры, которому предстоит пасть, обнаружив еще одну форму пустоты. С незапамятных времен оно помогало людям выжить, примириться со своим несовершенством и несовершенством своего бытия. Но однажды вы поймете, что этот мир улучшить нельзя, и чудо-снадобье перестанет действовать.

Истинное творчество неразрывно связано с понятием боли. Оно не дарит спасение, не приносит облегчения. Оно не более реально, чем материя и сознание породившего его мира.

Оценка: нет
⇑ Наверх