Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Esminets Marat» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 21 октября 2019 г. 16:32

Очередной Пелевин, или Все мы – собачки…

Да.

Все мы – собачки Павлова (зачёркнуто) Пелевина: наступает осень, а вместе с ней обостряется читательский рефлекс и течёт обильная слюна: ведь нас ждёт очередной, сошедший с безостановочного конвейера, шедевр единственного гения эпохи; я всерьёз считаю Пелевина единственным русскоязычным автором современности, достойным остаться в веках.

Сначала мне показалось, что сработала привычная формула: Пелевин пишет шедевры в режиме «книга через трое»(ошибка нарочитая), а после великолепного «Айфак 10» была весьма добротная «Тайные виды на гору Фудзи», так что сам бог велел Виктору Олеговичу передохнуть и выдать проходную вещь. И первая повесть новой книги поначалу не произвела особого впечатления. Но она оказалась не только оммажем самому себе (очень напоминает великолепные ранние произведения Пелевина); «Иакинф» — необходимое вступление к становой, центральной повести книги «Искусство лёгких касаний».

Вновь древние боги и непонимание их сути бестолковыми людьми; взаимоотношения Высшего Разума и его бледных копий, составляющих миллиардный тираж человечества; но в этот раз – с огромным количеством находок, с удивительно точной по своей абсурдности интерпретацией вех человеческой истории.

Потому что ничем, как бредом, абсурдом, придурью чекистов/масонов происходящее с нами и не объяснить.

Пелевин – удивительный мастер-патологоанатом; вот он выходит на сцену анатомического театра, поочерёдно работает грубой бензопилой и режет точным скальпелем, нещадно препарируя действительность; вот он швыряет окровавленные ошмётки, набитые гноем и дерьмом обрывки требухи в публику – а публика радостно поглощает, упивается отражением своей никчемности, гнусности, глупости – и просит: «Ещё! Ещё! Жги, Светоч!»

И Светоч жжот.

Третья повесть, «Столыпин» — сиквел «Тайных видов на гору Фудзи»; в другой стилистике, о другом, но тоже отличная. И особая благодарность автору: теперь без набившей оскомину проповеди буддизма. Ну, почти.

Наверное, я не считал и половины аллюзий; так, например, я совершенно не понял откуда-то выползших фальшивых нот в тщательно выверенной пелевинской музыке, вот этих «влазит, залазит, перелазит». Что это? Новая мода? Опрощение по Льву Николаевичу? Реверанс Сальникову с его «садит»?

Словом, отличная книга, рекомендую. Теперь буду ждать сентября 2020 года и очередного выделения обильной слюны.


Файлы: илк.jpg (44 Кб)
Статья написана 23 августа 2019 г. 11:56

Шесть лет назад я сдавал свою первую рукопись в прекрасное издательство «Астрель». Сборник рассказов требовалось срочно наполнить объёмом, сляпанного спонтанно для различных интернет-ресурсов не хватало; я за август 2013-го года написал почти столько же, сколько за предыдущие шесть лет.

Потом было познание тайных ритуалов, корректура, редактура и вычитка; словом, обычный путь неофита. Смешно вспомнить: я не знал, что такое «шмуцтитул» и «авторский лист», а воспоминания об оформлении прямой речи до сих пор делают уши рубиновыми.

Я был юным щенком, ребёнком, впервые попавшим в цирк: впитывал эти волшебные огни, это мельтешение цветных пятен и запах зверинца.

Как тот щенок, я носился по лугам, открывая неведомое; мои уши и глаза разбегались, я захлёбывался в потоке нового; мои тощие лапы бежали во все четыре стороны одновременно. Я брался за всё – миниатюры и романы, реализм и детские сказки; я радовался приглашениям в любые проекты, публикациям в любых изданиях, не понимая, что литература – огромная бесформенная глыба, громоздящаяся в шести измерениях, где есть свои галеры и рабы, конюхи и принцессы, орки и эльфы, где понатыканы башни из пластмассы под слоновую кость и мавзолеи с чучелами.

Я наблюдал за повадками матёрых кобелей и опытных сук, пытаясь подражать; впервые в жизни читал критические и литературоведческие статьи, окончательно запутавшись в ожиданиях и правилах, мечтая то о бешеных гонорарах, то о премиях, то о мировой славе.

А потом оказалось, что авторитеты – не всегда авторитеты; что хлеб горек и на самом деле ядовит; что пишешь не для критиков и даже не для читателей. И уж тем более не ради денег и славы.

И что писатели – это дети, наряжающиеся в одежды взрослых. Что многие из них мучительно инфантильны в своей незамутнённости; но лучше быть enfant terrible, чем дельцом.

И вот я смотрю на эту поляну в джунглях, где стаями бродят взрослые псы и Вечные Щены; вожаки на час учат жизни – то есть тому, в чём ни фига не разбираются; лай и ругань, вой на луну и плач; тихий скулёж интровертов, которых – большинство.

И все ждут косточек от хозяина.

Отворачиваешься и уходишь туда, где степь пьянит полынью, на небе две луны круглые сутки – хоть завойся.

Потому что ты уже не щенок и никогда не станешь собакой.

Ты – волчонок, будущий Вантала.

Если сумеешь.


Статья написана 20 июня 2019 г. 09:43

По отдельности всё роскошно: пронзительный Шимун Врочек (Shimun Vrochek), яркий Юрий Некрасов (Yuri Nekrasov), обложка от обожаемой Kateryna Bachilo.

Хоррор, вестерн, сюр: смешать, но не взбалтывать. А то рванёт ещё.

Очень похоже на безалкогольную свадьбу в Иркутской области. Ту самую, после которой районный прокурор женился на кицунэ, а голову жениха обнаружили в камере хранения вашингтонского вокзала.

Если взять лучшего кварцевого песку, сыр бри, отличный бездымный порох, пропустить через бетономешалку и залить кукурузным самогоном, то выйдет любопытно. Но съедобно ли?

Два поэта написали учебник по судебной психиатрии; верю, что воспитанницы элитной закрытой школы, читая его, будут пищать от страха и писаться от неосознанного восхищения, даже если не уловят и половины пасхалок.

Я, к сожалению, не воспитанница. Поаплодирую стоя, но перечитывать не буду.


Статья написана 3 июня 2019 г. 13:40

Светлана Забарова — петербургская писательница, лауреат премии им. Н.В. Гоголя — 2019, любезно отозвалась на мой роман "Атака мертвецов".

Вначале по названию.

Мне не пришло в голову, что эта книга может иметь отношение к осовецким событиям (я не

читаю аннотаций и анонсов — сразу текст), по одной простой причине. «Атака мертвецов» -

уже давно и ясно определенное название для конкретного события, всем известного и, кроме

того, роман об осовецких делах с таким точно названием был издан в 2016 году тем же

ЭКСМО.

Поэтому я никак не могла предположить, что автор возьмет уже отработанное название.

Однако, прочитав книгу я понимаю возможные мотивы, ну во-первых конечно название

броское уже себя зарекомендовавшее. Это как сто один раз пишут например о перевале

Дятлова. Или о Белом Генерале. И все равно публика тянется.

О самом факте атаки — с гулькин нос, практически на фоне остального подробно

выписанного материала — она как-то теряется. Так мне показалось сначала. Потом

перечитала этот эпизод: может быть так и должно ее было описать сухо, лаконично бьющими

короткими фразами: «пули взвизгивали от ужаса разглядев в КОГО им предстояло попасть».

Собственно, этим все сказано и дальнейшие описания госпитальных мытарств выживших в

аду, дополняют трагизм случившегося.

Но название, как мне кажется, имеет более широкий и метафорический контекст: погибшие

корабли, все эти ужасные поражения русско-японской войны, первой мировой — все ее

жертвы — есть суть атакующие нашу историю мертвецы, жертвы бомбистов и сами

бомбисты- те же мертвецы и т.д. , то есть название здесь полностью покрывает содержание и

не относится непосредственно к конкретному эпизоду.

Жанрово я бы определила как военно-приключенческий и историко-авантюрный, то есть, не

исторический в полной мере роман, но эмоциональным накалом, как бы возвысился над

жанром, в противовес акунинским феериям, так как акунинские канканы на костях русских

солдат погибших в Плевне («Турецкий гамбит») — ничего у меня кроме омерзения вызвать не

могут, тогда как в сердцевине вашей книги лежит глубокая боль за Отечество, боль и

офицера и гражданина. И страдающая и сострадательная любовь к России и такое скупое

мужское рыдание по нелепой гибели лучших сынов ее , как Адмирал Макаров.. .

Это для меня является определяющим.

В целом вот этот ход : панорамный объемный исторический процесс через историю одной

семьи и судьбу главного героя, вполне себе удался, на мой взгляд.

По геок-тепинскому эпизоду. Историю в зиндане, с брошенным туда снарядом и кинувшимся

на нее сумасшедшим казаком, я уже читала соврешенно точно. Работая над своим

произведением, не вспомню сразу у кого: то ли в отчетах военных ориенталистов, то ли в

донесениях офицерских, то ли в мемуаристике, в воспоминаниях выживших пленников,

кажется, даже вот, последнее. Но эпизод тем не менее хорош получился.

Все, что касается русско-японской войны на меня произвело сильное эмоциональное

впечатление, я прямо страдала, будто вот вчера весь этот позор и гибель приключились:

отходила от текста, бросалась курить и т.д.

Мощная конечно работа с фактурой, просто блеск! Обогатилась знаниями.

А вот весь сюжетный отрезок любовно-бомбистский, и революционные события 1905 г. както у меня просел.

Мне показалось, что вы тут весьма легко катитесь по уже езженой колее — и колею сию

раскатали Горький «Климом Самгиным» и Достоевский «Бесами». Слишком много

очевидных для меня, во всяком случае, ассоциаций.

.И сама эта любовь мне не показалась слишком убедительной, хотя все абсолютно верно и по

характерам, и по логике развития взаимоотношений: вранья тут нет, но чего-то мне не

хватило. Как-то вот все вокруг любви верно, а саму любовь я не ухватила.

Но без этой части роман теряет смысл, в тоже время. В общем, тут я не определилась.

А героиня весьма характерна, типический персонаж, и убедительна, но, повторюсь, уже

отработанный в литературе образ.

Но в целом книга написана настолько увлекательна, что читается влет, на одном дыхании

почему я и написала, что для меня будто возвращение в юность произошло, так я когда-то

зачитывалась В. Кавериным и Л. Кассилем. То есть, я имела в виду исключительно

увлекательность чтения, а содержательная часть конечно, многограннее, глубже и вовсе не

замыкается рамками приключенческой литературы для юношества.

Одна дама написала в своей рецензии что, слаба богу, не обнаружила патриотизма- как будто

это нечто враждебное человеческой природе, патриотизм.

На мой взгляд, это как раз очень патриотичный роман в высоком значении этого понятия. И

кроме того, крайне современный ибо события тех лет, как мне кажется, впрямую

перекликаются с сегодняшним днем: бесконечная битва мертвецами на всех публичных

площадках. Раздрай и хаос общественной мысли и крайне враждебные до полного

неприятия по отношению друг к другу ново-сословные социальные группы, власть и

общество... все суть — зеркальное взаимоотражение книги и нашей современной

действительности.

Мы видим одну и ту же страдающую и растерянную физиономию России. И еще я

подумала по прочтении книги, — как всегда тяжело и трагично, с надрывом воевала Россия.

И пожалуй последнее что я бы хотела отметить особо:

Вот эти незрелые детские-юношеские фантазии, к чему вот они?

Я увидела в этом метафизическое отражение той бесконечной веками исторически длящейся

веры и надежды народной на приход чуда, былинного героя, который наконец выручит

Россию, наградит по справедливости достойных награды, и повергнет врагов и недругов и

зацветет размахнется родная земля и воцарится справедливость. Извечная тоска русской

души по справедливости.

И уход в эти фантазии в то же время от отчаяния, от бессилия изменить судьбу гибнущей

страны... отчаяния изменить историческую парадигму, которая кажется такой жестокой по

отношению к России. Как мы, в отдельности умные, честные горячие за свой край, не может

никак объединиться, чтобы зажить всем вместе с в любви согласии, вот такой вот наивный

простодушный, страстный, вечный поиск мятущейся народной души.

Поскольку я не ставила себе целью сделать подробнейший анализ произведения — это только

отдельные моменты мной озвучены, а целом книга достойна большой и подробной статьи -

ибо есть что анализировать в вашей книге.

Книга произвела на меня впечатление, а судьба-индейка: какая нелепость, что она не

участвовала в конкурсе на премию Гоголя.

Может быть ее в будущем году можно будет подать?


Статья написана 5 мая 2019 г. 12:19

ЧЕМПИОНЫ!

Зенит – это религия.

Зенит – это клуб, который играл в девяностых на убитом газоне «Турбостроителя», и болельщиков было четыре сотни. Четыре сотни, где каждый знал каждого.

Мы — не столичные. Мы – провинциалы, которые круче столичных. Мы – Бомжи, Мешки, etc.

В 2002, когда мы едва спаслись от вылета, на Петровский приходило двадцать тысяч. Сейчас приходят шестьдесят, и две трети из них – глорихантеры. Скарферы. Они не знают, что такое прыжок; они не знают, что такое выездА.

Когда тебя прессуют менты, когда наши бойцы прячутся по окраинам, чтобы набить харю мясным или мусорам. Или не набить, а отгрести – неважно.

Потому что Зенит – это дух Города.

Потому что мы – чемпионы.

И стих, куда без него. 2006 год – мы ещё никто.

ПУЛЬС ПЕТРОВСКОГО

Наш кровоток

Бьёт барабаном,

Лупит в висок

Ритм ураганный,

Файеры – товсь!

Баннеры – к бою!

Лишнее – брось,

Питер с тобою!

Прямо в штрафной

Сердце зарыто.

Будет им бой!

Будут разбиты!

Глотки сорвём,

Выбьем ладони,

Втопчем в газон,

Криком загоним,

Нервов комок -

Город упрямый…

Наш кровоток

Бьёт барабаном!





  Подписка

Количество подписчиков: 13

⇑ Наверх