fantlab ru

Все отзывы посетителя KroxmalA

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Аластер Рейнольдс «Дождь Забвения»

KroxmalA, 28 декабря 2020 г. 03:01

Почему прочитал: Так получилось, что повинуясь страсти многих книголюбов к накоплению, у меня образовалась приличная библиотека произведений Рейнольдса, из которых я не читал ни одного). Выбор пал на одиночный роман “Дождь Забвения”.

Книга практически сразу погружает тебя в два мира. Один мир – это мир будущего после различных катаклизмов, войн, в результате развития цивилизации. В нем сформировалось две людских общности, два пути развития – ретры и прогры. Если первые пытаются соблюсти баланс в своем развитии с точки зрения использования технических устройств, повальной компьютеризации и робототехники, то вторые фактически впустили в себя машины. Если первые пытаются бережно относиться к наследию, пусть и минимальному, прародительницы Земли, то вторые осознанно отказываются от него и живут настоящим. При этом ретры отрицают применение технологий именно в той части, в которой могут без них обойтись, при этом немного лицемерно пользуясь ими там, где они им реально нужны (к примеру УЛ – универсальное лекарство, содержащее мельчайших нанороботов, излечивающее практически любые болезни, и, в теории, могущее обеспечить бессмертие). Основной локацией для жизни ретров является так называемая Заросль – сеть орбитальных станций и сооружений вокруг Земли, простирающаяся далеко в космос. Прогры же расселены по обитаемым планетам. Сама Земля представляет собой непригодный для жизни памятник человеческой гордыне и самомнению, планету, где города заключены в барьеры, погребены под слоем льда, который помогает сдерживать фурий – потомков свихнувшихся машин. Буквально с первых глав, автор делает одним из главных героев человека – ретра, девушку Верити Ожье, и, кажется, что выбор симпатий однозначен….Но, как покажет книга в дальнейшем, главное все-таки не то, ретр ты или прогр, а то какой ты человек, какие у тебя моральные принципы, какие желания и устремления.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
-Но это же безумие! – воскликнула Ожье. – Может у них и хватит сил отнять у нас Марс и даже захватить Заросль вместе со всеми нашими поселениями внутри системы. Но агрессорам придется драться с умеренными, к тому же у них возникнет небольшая проблема с выжженой Землей.

- Что за проблема? – поинтересовался Флойд.

- Ретры окружили Землю бомбами. Обезопасили себя и ее от захвата прогров.

- То есть вы готовы разнести к чертям планету, лишь бы никому не отдать ее?

- Вкратце – да.

- Ожье, мне неприятно это говорить, но вы с програми друг друга стоите. Вы чокнутые.

Второй мир, это Земля примерно 50-60 годов нашего века. Достаточно рано становится понятно, что это не совсем та Земля к которой мы привыкли, и в которой мы живем. Так, например, в ней Гитлера победили значительно раньше, еще при Арденнах, и, соответственно, в этом мире не было второй мировой войны. Естественно, по мере развития сюжета, возникают и другие отличия.

Главный герой данной части повествования частный детектив Венделл Флойд, которого нанимают расследовать убийство девушки, которое официальные власти считают самоубийством либо несчастным случаем. Единственным, кто беспокоится за эту девушку и считает произошедшее с ней убийством, это владелец апартаментов, которые она снимала – мсье Бланшар. Он то и является нанимателем. В процессе расследования Флойд замечает все больше и больше странностей вокруг дела, вокруг личности убитой, круга ее интересов и занятий.

Также одним из главных допущений является существование некоей гиперсети – системы пространственных каналов, позволяющих пересекать большие пространства, неизвестно кем созданной, как устроенной. Как показала практика, не все выходы из нее ведут в другое пространство космоса.

Общей ниточкой, связывающей оба мира, является Париж. Великолепный город, влюбляющий в себя или заставляющий себя ненавидеть, прекрасный, полный красивыми зданиями, дворцами, парками, улицами или полный грязи, нищеты, безнадеги. Париж для каждого свой.

Персонажи книги яркие, выпуклые, человечные, в них можно узнать себя, человека рядом – это не идеализированные образы, а просто люди со своими слабостями, желаниями, мыслями, поступками.

Венделл Флойд – частный детектив, в свободное время играющий джаз, или, наоборот, в свободное от музыки время промышляющий частным сыском. Умный, интересный, надежный, предпочитающий выполнять свои обязательства, с немного неудавшейся личной жизнью..и с обязательной шляпой на голове.

Верити Ожье – девушка, археолог, человек, влюбленный в свою работу, поменявшая на нее семью, ершистая, неуживчивая с начальством...но, при этом, способная паниковать, бояться нового, влюбляться наконец.

Герои не статичны, они развиваются в процессе книги, открываются нам с новых сторон. Второстепенные персонажи более шаблонны, выписаны скорее крупными характерными мазками:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Авелинг выглядел опасным – тот тип мерзавца, что кажется еще страшнее из-за очевидной интеллигентности и лоска, сопутствующих хорошему образованию и воспитанию. От него прямо-таки веяло угрозой: чуть что, не успеете и вздохнуть – всех перебью. Ожье ничего не знала о нем, но мгновенно поняла: это ветеран войны, и, он наверное, убил больше прогров, чем она видела за всю свою жизнь. Причем ни разу не пожалел о содеянном.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ожье успела выпить полстакана воды, прежде чем дверь распахнулась и появилась коренастая, крепенькая женщина. Соломенные волосы подстрижены коротко, практично, лицо могло бы показаться миловидным, если бы не впечатавшаяся в него хмурая гримаса. Одета женщина была в комбинезон со множеством кармашков и петелек, расстегнутый так, что виднелась засаленная, когда-то белая тенниска. Вошедшая окинула Ожье колючим проницательным взглядом. Затем вынула изо рта окурок и щелчком отправила его в угол. – Я Маурия Скелсгард. Эти шишки обращались с тобой прилично?

Некоторые мысли по тексту:

Мне кажется, что автор применил интересный прием, связанный с темпом повествования. Сначала отдельными главами про события в Париже прошлого и про современную (по книге) действительность, потом большими участками текста в одних главах, которые становятся все меньше, пока события не срастаются в единую вязь. Этим приемом Рейнольдс собрал в единое целое повествование и управлял темпом книги (имхо конечно).

Устами различных героев в ходе монологов и диалогов автор раскрывает нам свои мысли о совершенно разных вещах: о ненависти, природе зла, музыке и т.д.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Мой муж успел увидеть этих чудовищ у власти. Он знал цену их пропаганде и пустым обещаниям, но понимал также, что они умело взывают к самому злому, жалкому и гнусному в людях. К тому, что есть у всех. Мы хотим ненавидеть тех, кто на нас не похож. И чтобы ненависть породила злодеяния, нужно лишь чуть нашептать на ухо, убедить нас в правоте ненависти.

- Это действует не на всех, — возразил Флойд.

- В тридцатых так говорили многие порядочные люди. Они считали, что слова ненависти дойдут лишь до невежественных и до тех, чьи сердца уже переполнены ею. Но это заблуждение. Нужны немалые силы души и разума, чтобы пустить отраву внутрь, — а такие силы нашлись не у всех. И еще меньше было тех, кто сумел высказаться против, встать на пути у разжигателей ненависти.

Кстати, в приведенной цитате, мне кажется, пропущена отрицательная частица “не”)). В целом перевод прекрасный, гладкий. Было пару мест, где диалоги показались немного странными, наигранными, в ответах были дежурные фразы, типа “Посмотрим, что тут можно сделать”, не совсем вытекающие из контекста беседы, но, возможно, это задумка автора.

Еще была пара моментов, где, мне кажется, есть неточность в переводе, или, возможно, это был некий жаргон в разговоре в будущем. Почему обратил на это внимание – никаких других жаргонных словечек по тексту не встретил.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Нет, Ожье, вы заноза в заднице. Больше, чем шпаков, я ненавижу только необходимость быть вежливым с ними.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Он бесстрастно посмотрел на женщин и произнес:

- Шпачихи…

Итак, о чем же книга? О войне, о мире, о глобальном оружии и ответственности за его применение (считаю, полная аналогия с нынешним ядерным боезапасом стран и политики ядерного сдерживания), о роли личности в истории, о людях, о самопожертвовании и, конечно, о любви !

Резюме. Это книга два в одном. Прекрасный нуарный детектив (эта часть мне более близка) и фантастика будущего, которые органично вплетаются в друг друга. Очень и очень хорошая книга. Лично мне немного не хватило концовки, она мне показалась немного наигранной, упрощенной, поэтому моя оценка “Дождю Забвения” – 7 баллов. Но автора буду однозначно продолжать читать.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Марцин Подлевский «Прыгун»

KroxmalA, 26 ноября 2020 г. 14:08

Небольшое скромное мнение по книге «Глубина. Прыгун» Подлевского.

Описывать саму книгу, давать тезисно содержание не буду. Эта информация присутствует во многих отзывах до моего. Напишу свои мысли и ощущения от произведения.

Действительно, очень многообещающее начало цикла, которое знакомит нас с главными героями произведения. По факту, их действительно немало и среди них очень много колоритных (по крайней мере в перспективе). Многие очень негативно отзывались о постоянных флешбеках в прошлое многочисленных героев, но, как по мне, именно в этом и состоит прелесть романа. Именно через флешбеки автор пытается нас знакомить с огромным миром. Такая схема не нова, и здесь она также прекрасно подана.

Опять же, взгляд на одно и то же событие глазами разных персонажей — это и плюс и минус книги. Когда это дозировано, то позволяет взглянуть на происходящее под несколько другим углом. Но, к моему великому сожалению, в финальном этапе с этип приемом большой перебор. Финальной битвы очень много, уже ждешь следующего события, какого-то развития ситуации, а в каждом описании от лица очередного персонажа ситуация продвигается на шажок).

Основной темой романа/цикла мне видится именно показ различных путей развития цивилизации: человек обычный, человек-машина, человек-продукт генной инженерии; причем пока это показано несколько схематично (хотя могу и ошибаться, и в дальнейших произведениях цикла автор предпочтет идти по пути экшена). Также намеками подана социальная составляющая мира, немножко намеками религиозные течения. Над физической составляющей происходящих процессов автор особо не заморачивался, эти процессы просто есть. Мне, честно говоря, в произведении не хватило именно изображения мира с этой стороны.

Скорее этот первый том является огромным прологом, правда по итогу которого появляется некий артефакт (назову его так). Насколько автор сможет раскрыть огромный потенциал идей (возможно идеи и вторичны, но для меня в данное произведение они очень органично вплетены) покажут дальнейшие части.

В итоге: замах очень большой, куча интересностей, необычных явлений, колоритных персонажей. Пока для меня это скорее 7 баллов, но продолжение читать буду обязательно.

Оценка: 7
⇑ Наверх