fantlab ru

Все отзывы посетителя Katia-eac

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  13  ] +

Антология «13 ведьм»

Katia-eac, 30 октября 2016 г. 15:54

Шабаш ведьм

Канули в лету те времена, когда на благодатной почве, пропитанной насилием и суеверием, развернулась кровавая вакханалия, которую сегодня принято называть «охотой на ведьм». Ведовство, колдовство всегда волновало воображение обывателей и притягивало их внимание. С древних времён люди одержимы верой в существование сверхъестественного.

С ведьмами мы обычно сталкиваемся на страницах детских сказок и фэнтези, они прочно обосновались в старинных легендах и преданиях, пугают нас в мистических историях и ужасах. При слове «ведьма» мы представляем древнюю горбатую старуху с седыми космами и крючковатым носом, обитающую в такой же древней избе, завешенной пучками сушеных трав и лягушачьих лапок, с обязательной черной кошкой, смотрящей на нас из полумрака горящими глазами. И рассмеемся, если нам скажут, что живущая по соседству с нами скромная симпатичная девушка и есть самая настоящая колдунья.

И многие ведьмы живут среди нас, не зная о том, что они ведьмы. Так из предисловия к «колдовской» антологии «13 ведьм» многие женщины и узнали, кто же они. В лёгкой и шуточной манере составитель сборника Парфёнов М. С. поведал читателям 13 признаков того, как определить ведьму. К слову сказать, что автор рецензии по многим пунктам точно ведьма.

Цитата: «Ты знаешь плату».

Первым открывает перед читателями дверь в потустороннее рассказ Алексея Провоторова «Костяной» — победитель прошлогодней «Чёртовой дюжины». Как уже успели многие отметить, «открывашка» для сборника получилась мощной. Тёмное-тёмное фэнтези. Кажется, что со страниц несёт замогильным холодом мёртвого леса, а вокруг клубится туман. Уже с первых страниц автор погружает читателя в мрачное, почти сомнамбулическое состояние. В рассказе Буга обладает почти традиционной для ведьмы внешностью. Хотя некоторые детали образа доведены до уродства, что позволяет создать колоритный персонаж (у старухи нет глаз, седые волосы, изрытое, изъеденное лицо, зубы рыбы). Не менее интересны образы Люта, Маэв и Костяного. А сцена с убийством Барвина вызывает бурю эмоций: спектр чувств от отвращения до жалости и наоборот. В рассказе нет положительных персонажей. Испытывая хотя бы небольшое сочувствие, понимаешь, что это плата каждого. Изменяется только направление зла, которое в финале прорывается на свободу. Этот сюжет можно развить и до романа. Захватывающая история.

Цитата: «Моё! Отдай! Моё!».

Далее ведёт нас проторенной тропинкой по лесу к очередному кошмару рассказ Елены Щетининой «Скырлы – Скырлы». На суд читателей представлена вариация сказки «Медведь – липовая нога». Смесь русской народной сказки и хоррора довольна интересная, фольклор — благодатная почва. Развивается сюжет просто: пришёл — увидел – унесли ноги. Шёл внук в гости к своему деду, а встретило его там чудище… и не одно. Конечно, нам интересны детали. В финале же объяснений вы не найдёте. Читатель он ведь такой, всё ему ответы подавай. Как ведьма втёрлась в доверие к старику? Что она с ним сделала? С кем боролся медведь? Внук Матвей играет роль второго плана. Он всего лишь зритель, который отстранённо себя ведёт и наблюдает за происходящим, а потом спасает себя и деда. Хотя, может, и лучше жить по принципу главного героя? Меньше знаешь — крепче спишь (и дольше живёшь).

Цитата: «...Он уговаривал меня лечь в клинику. Я пугала и его, и сына. Он уговаривал, а я не могла ему объяснить, что там, одурманенная лекарствами, я стану еще более беззащитной перед этим…».

Продолжает знакомить нас с миром иррационального рассказ Андрея Сенникова «Зов». Детективно — мистическая история в духе «Экстрасенсы ведут расследование». Здесь уже прорисовывается современный образ ведьмы-экстрасенса, сила которой направлена на помощь людям. Сама по себе, даже без мистики, история интересная. Это связано с тем, что автор за основу взял некоторые детали реальной жизни своего знакомого. А когда в эту «вкуснятину» вплетаются и ведьма, и убийцы, и даже лавкрафтианские мотивы, читатель уже не в силах оторваться от чтения. С миром непознанного здесь сталкиваются многие. Сначала Ветрова, которая тяжело принимает свой дар, потом милиция, которая хотя бы раз, но прибегала к помощи ведьмы и, конечно же, Старшинов. Особенно интересно наблюдать за участковым. Как изменяется его восприятие, его мир. То с чем он столкнулся, меняет его, резко выдёргивает из повседневности и рутины, оставляет отпечаток на всю оставшуюся жизнь.

Цитата: «…Прости, я не хотела... Нет, хотела, хотела, конечно же, но все равно прости».

О любви и той силе, что она имеет над нами, читатель узнает из рассказа «Естество» Олега Кожина. Начинается всё с загадочных убийств, милицейского расследования и встречи одноклассников… Замечательный и наглядный пример того, что доверять женщинам опасно. Образ Агаты многогранен. И какую грань увидит читатель в следующий раз предугадать не так-то просто. Личины сменяются в бешеном ритме: одноклассница, жертва, любовница, ведьма, … «роковая женщина». Концовка предсказуема, но финальная сцена изображена мастерски. Образ Агаты притягивает, восхищает и ужасает одновременно. Нам остаётся только наблюдать, как ведьма улетает на карнизе...

Цитата: «Женщине достаточно просто получать желаемый результат. Пока есть результат — плевать, как он получается…».

С современной ведьмой нас познакомит рассказ Владимира Кузнецова «Плетение». Наши дни. Украина. Военные действия. В это время свою «войну» против всех ведёт девушка.

С первых строк автор при помощи цветописи (тёмное, серое, чёрное) и любви к деталям погружает читателя в атмосферу безысходности, мрачности и унылости. Нуар ощущается во всём (дождь, заброшенные здания, мутные тени, «гнилая мокрота», «ржавые грибы вентиляционных труб»). Героиня органично вписывается в эту обстановку, словно сливается с этой серостью.

Вада обладает необычным даром, который помогает ей творить свой суд над людьми. Ведьмовские киберпреступления, кибератаки, запутанные «многоходовки» или «плетения», как называет это она. Образ действительно схож с героиней Лисбет Саландер Стига Ларсона. Стоит отметить, что это самый динамичный рассказ сборника. Напряжение постоянно нарастает, а структура предложений в тексте усиливает это состояние. Автор постепенно раскрывает все карты перед читателями. Незаметно история о ведьме — «хакерше» перерастает в проблему современного мира. Легко сравнить Ваду с некоторыми представителями нашего общества. Ненависть к окружающим настолько ослепляет таких «людей», что они не понимают хитроумное «плетение» обернётся и против них.

После сцены аварии на химкомбинате читатель ждёт чего-то совсем неожиданного. Но бешеный ритм сменяется лирическим финалом. Сложно поверить, что героиня гибнет от рук своей любовницы. Финальная сцена получилась немного девчачьей. Этот рассказ заметно отличается от творчества писателя, которое мы привыкли читать. Можно сказать, что это некий эксперимент, который автору вполне удался.

Цитата: «Он думает, что сделал это сам».

Что если всё в нашей жизни предрешено? Кто-то следит за каждым нашим шагом, а «косяки» записывает в свою тетрадь? Ответы на эти вопросы мы находим в рассказе Алексея Жаркова «Мать нефть».

Вначале размеренное повествование убаюкивает читателя, усыпляет бдительность, вводит в транс. Стоит отметить, прекрасный образный язык текста, художественные средства выразительности (реки из машин, время – море, волны – люди).

А потом удар… и читателя резко выбрасывает из философской задумчивости. Главный герой с самого начала показан нам обезличенным. Просто человек, один из многих. Примечательно, что образ ведьмы здесь второстепенный. О том, кто она и какие цели преследует, мы узнаём только в финале. А до этого читатель наблюдает за тем, как герой рассказа запутывается в умело расставленных сетях.

Цитата: «Есть кое-кто, кому жить вовсе не обязательно».

Незатейливая армейская байка Александра Вангарда «Самоволка» пугает не мифическими персонажами, а жуткими реалиями современной армии. Отвращение и ужас вызывают описания дедовщины со всеми вытекающими последствиями. В итоге получилась немного мистическая история о солдате и старухе, которая напоминает нам Бабу-Ягу. Интерес вызывает способ мести ведьмы, а мороз по коже появляется в эпизоде, когда герой снова попадает в избушку, в которой уже царит одно лишь запустение. Концовка получилась несколько размазанной, нет финальной точки. А в целом история хорошо написана и читается легко.

Цитата: «Уходи и забудь».

Максим Кабир и Дмитрий Костюкевич создали действительно страшный рассказ «Скверна». Несколько сюжетных линий параллельно развиваются, а в финале умело сплетаются в единое целое. Чувство тревоги героини в начале рассказа передаётся и читателям. Постоянно ощущаешь чьё-то присутствие, приближение беды. С нескрываемым интересом следишь за героями, их взаимоотношениями, чувствами и поступками. Перед нами проносятся прошлое героев, тёплая встреча друзей, женщина, которая хранит тайну, и много-много птиц. Образ ведьмы шикарен: она красивая, умная, сексуальная, знает, чего хочет и прекрасно воплощает это в жизнь. А описание её «лаборатории» на чердаке достойны отдельной похвалы. Финал заслуживает аплодисментов. Чужая семья – это потёмки. Правду прячут на чердаках и в подвалах, всё остальное лишь красивая праздничная обёртка – фальшивка. То, чему так завидовал Женя, отравило его. «Семья» Ани и Тимки в конце рассказа вызывает чувства шока, гадливости и мерзости. Такое ёмкое слово «скверна».

Цитата: «…Таких, как она, исстари на деревне звали «бабками» — вот самое точное слово. Нет деления на темных и светлых — навыдумывали бессмыслицу!».

Повесть Александра Щёголева «Есть ли жизнь в морге» переносит нас в 1981 год. Новая версия сказки о мёртвой царевне. И оживляют здесь особым способом. Читается не так быстро, как хотелось бы. В сюжете много чего намешано. Политика, чернуха, ирония, чёрный юмор. Безумие затягивает героев. Персонажи выглядят немного карикатурными (даже в разговоре ведьмы присутствует сленг). Своеобразная получилась история, на любителя.

Цитата: «…Мышь казалась не то что старой — дряхлой: сквозь редкую тусклую шерсть просвечивала бледная шкура, хвост в каких — то коростах. Только глаза еще были живы. Саня удивилась: разве бывают у грызунов такие глаза? Они всегда глядят черными блестящими бусинами, а тут — медово — карий взгляд... какой-то очень осмысленный». Рассказ Марии Шурыгиной «Мышка» возвращает нас к своим корням, деревенскому быту и преданиям, в которые верили наши бабушки. Сюжет развивается неспешно. Мы наблюдаем за героиней, которая всё бросила и переехала в деревню, чтобы найти там своё место и быть полезной кому-то, а главное нужной. Стоит отметить, как автор относится к слову, с какой любовью говорит о деревне. И эти детали добавляют особую атмосферу сюжету. Зловещий дом, жуткая печка, загадочный сосед цыган. Рассказ вызывает ностальгию о тех временах, когда нам наши бабушки и мамы рассказывали про мышку, которая забирает молочные зубы. Многие эпизоды настолько трогательные, душевные, грустные и тёплые, что невольно наворачиваются слёзы. Концовка хоть и получилась жуткой, но всё равно не потеряла ту особенную атмосферу светлой грусти.

Цитата: «У нее ничего не было – только она сама. И свобода».

Рассказ Ольги Рэйн «Мертвец» играет на контрасте с предыдущим произведением. Отчаянием, безнадёжностью и болью пронизан сюжет. История выживания девушки со сложной судьбой. Героиня прошла все возможные испытания в жизни, пережила предательства близких людей. Это всё её медленно разрушало. Только любовь «оживила» её, раскрыла в ней колдовское начало. Её сила, словно цунами, сносит все преграды. В финальных сценах героиня освобождается от «оков» и обретает долгожданную свободу. Образ летящей женщины на мотоцикле шикарен. Реалистичный, откровенный, смелый рассказ.

Цитата: «Ты ступаешь на её землю».

Рассказ Владимира Кузнецова «Рыцарь и тьма» ещё один представитель тёмного фэнтези. С самого начала повествования читатель попадает в мир запустения, в захваченный тьмой город. Это безжалостный, кровавый рассказ. Сцена в подвале пробирает до костей. Кажется, что слышишь крики младенца. Очень интересный тандем рыцаря и ведьмы. Из флэшбеков мы узнаём историю их знакомства и взаимоотношений. Рыцарь – машина для убийства, «катарсис кровопролития», «оружие». Ведьма Силенция – хитрая, мудрая советчица, которая направляет и помогает рыцарю. Боевые сцены прописаны детально и захватывающе. Чего стоят образы орла и чудовища со щупальцами. Финал совершенно неожиданный.

Цитата: «…я же помню, раннее — раннее воспоминание, младенческое... руки, теплые, сухие, даже немного шершавые, но мягкие-мягкие, гладят меня по щекам, нежно-нежно, и я засыпаю, маленький, в своей кроватке, в маминых руках...».

Завершает сборник рассказ Михаила Павлова «Руки моей матери». В этой истории постоянно ищешь какой-то подвох. То полтергейст в квартире, то соседка с ребёнком, то мерзкая ведьма, то думаешь, что во всём виновата психика главного героя. Развязка настолько шокирующая, что не с первого раза ты её принимаешь. Перечитываешь, находишь детали, а потом снова удивляешься такой концовке. В финале не только читатель, но и главный герой находит ответы на вопросы. Правда ударяет под дых. Ошеломляющая концовка, от которой мороз по коже…

В рассказах авторы «эксплуатируют» как традиционные образы колдуний, так и создают иные, адаптируемые под современность. Ведьмы не всегда непривлекательные, страшные, коварные и злобные. Они выглядят не только мерзкими, пугающими, грозными и ужасными, но и прекрасными, и даже обольстительными.

В ведьм не верят, их отрицают. И в то же время ведьм боятся. Колдуны и ведьмы существуют среди нас, независимо от того, верим мы в это или нет. Можно отрицать их, как и все сверхъестественное и непознанное в нашем мире, а можно признать, что мир, в котором мы живем, намного разнообразнее и сложнее, чем мы привыкли считать.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Михаил Киоса «Волосы»

Katia-eac, 4 октября 2016 г. 18:18

«Зорко одно лишь сердце…»

В последнее время издательство «Эксмо» радует поклонников жанра хоррор новыми книгами Александра Варго и «Апостолов Тьмы». Вслед за сборниками «Сначала было весело», «Невыживший», «Людоед», «Мертворождённый» недавно поступила в продажу книга «Не та дверь». В состав нового сборника вошёл уже ранее публиковавшийся в этой серии рассказ Сергея Дёмина «Зефир в шоколаде» и дебютный роман Михаила Киосы «Волосы». Необходимо отметить, что за несколько дней продаж книга заняла лидирующие позиции в топах различных книжных интернет-магазинов.

«На разогреве» у дебютного романа выступает уже известный читателям рассказ «Зефир в шоколаде». Незамысловатый сюжет с налётом мистики и долей морали о неблагодарном внуке и его дедушке постепенно обрастает сюрреалистическими деталями. Автор умело играет с читателями, которые считают, что вот-вот всё будет понятно. Но ряд финальных твистов только усложняют историю, порождая ещё больше вопросов. Читателям предоставляется возможность поразмышлять и самостоятельно додумать финал. Но, так или иначе, любители законченных и понятных концовок, скорее всего, разочаруются финалом данного рассказа.

Стоит отметить, что успех этому сборнику принёс именно дебютный роман Михаила Киосы. И здесь необходимо в словосочетании «дебютный роман» делать ударение исключительно на слове «роман». Так как писатель давно уже дебютировал со своими рассказами, как в данной серии, так и в других жанровых сборниках. Сейчас же автор демонстрирует своё мастерство только уже в крупной форме.

Определить жанр романа читателю будет непросто, так как здесь есть элементы социально-бытовой драмы, мистики, городского фэнтези, детектива, триллера и хоррора. И этот калейдоскоп различных жанров только добавляет ярких граней произведению.

Писатель блестяще владеет приёмами художественной выразительности речи. Словно художник, он на ещё совершенно чистом холсте делает набросок обычной семьи. И уже эти описания настолько реалистичны, что сразу же роднят читателя с героями романа. Затем в один из солнечных дней этой семьи автор добавляет всего лишь капельку новой краски – лёгкий штрих тревоги, пока совсем безобидной. Детские страхи ребёнка, с которыми легко может разобраться сильный и смелый папа. Но только после этого случая на картине наслаиваются всё больше мрачных тонов. То, что казалось недоразумением, оборачивается для героев романа настоящим кошмаром.

Один за другим члены семьи становятся жертвами некоего «маньяка», и привычный мир персонажей рушится у них на глазах. Они пытаются жить, как прежде, ещё не осознавая, что так уже не будет никогда. Прежде счастливая семья оказывается втянутой в водоворот ужасных преступлений, с каждым витком которого участников столь дьявольского действа затягивает всё глубже в пучину страха и отчаяния. Члены семьи не чувствуют себя защищёнными даже в стенах собственной квартиры.

Образ врага имеет несколько лиц, поэтому герои романа не сразу смогут его идентифицировать. Зло не умирает. Никогда. Оно просто обретает новое лицо, новое имя. То, что однажды Зло коснулось этой семьи, не означает, что теперь у них к нему иммунитет. Молния может ударить и дважды. «Маньяк» — хладнокровен и предельно аккуратен. Способ убийства сразу же ставит следственную группу в тупик, ибо не понятно как такое можно провернуть. Убийца забирает с собой органы и части тела жертв. А также волосы. Весьма соблазнительный сувенир. Волосы — материя слишком интимная. Жертва носит их на себе, спит с ними. Они хранят ее запах, цвет, текстуру. Саму сущность жертвы.

С каждым днём тревога и недопонимание между супругами нарастает. Ситуацию ухудшают ещё и сновидения, которые снятся всем членам семьи. И только, собрав все элементы этой головоломки, читателю станет понятно, кто же этот таинственный враг. Следует отметить, как легко и непринуждённо автор связал мир снов с жуткой реальностью.

Муж и жена становятся марионетками в руках опасного «маньяка». Таинственный кукловод незаметно овладевает умами и чувствами людей, полностью порабощает их волю. Невидимый враг постепенно стравливает супругов, разрушая созданную между ними связь.

К минусам повествования можно отнести чрезмерную затянутость размышлений героев, их душевные самоистязания и самокопания. Персонажи с головой уходят в рефлексию, а читатель тем временем начинает скучать от излишней драматичности в сюжете. В этот момент ему предоставляется возможность немного передохнуть от предыдущих кошмарных сцен и набраться храбрости взглянуть на новые.

Тем временем доведенные до отчаяния герои понимают то, что они пережили в последние дни всего лишь разминка, прелюдия перед основным действом.

Автор тоже легко «манипулирует», пряча в тексте некие «крючочки», за которые и цепляются читатели. Не всегда эти подсказки помогают понять дальнейшее развитие событий. Скорее наоборот, запутывают, заметают следы настоящего убийцы.

В финале герои окончательно теряют ориентиры. Цель отца – спасти детей и себя от злейшего врага. И как бы некоторые читатели не страдали от размышлений персонажей, финал всё оправдывает. Что ждёт читателей в конце романа? Драма? Триллер? Ужас? Шок! Квинтэссенция всего кошмара обрушивается на читателя, заставляя его буквально ерзать на стуле. То, что приготовил для нас писатель трудно предугадать. Невольно читатель сам оказывается на «званом ужине» убийцы.

Резюмируя, можно сказать, что только одному ребенку сразу открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Непонимание, отчужденность людей – это одна из важная тем в романе. Взрослые судят о других только по «внешней оболочке», не видя главного в человеке – его внутренней личности. Душа автора и маленького мальчика Жени не скованы льдом безразличия и омертвелости. Поэтому им открывается истинное видение мира: они знают цену дружбы, любви и красоты. Это тема «зоркости», умения «видеть» сердцем, понимать без слов. Главный герой романа тоже приходит к этому, но слишком высокой ценой достаётся ему это прозрение. Ещё одна важная тема, которая проходит красной нитью в романе – это тема веры. Для каждого она своя, каждый человек вкладывает что-то своё в это понятие. Остаётся лишь сам факт: во что веришь ты? Можно верить в Бога, в дьявола и чёрта, в Бабу-Ягу и Деда Мороза, а можно просто верить себе, жене и детям. Роман дочитан, но бесконечное чувство тоски и боли не пропадает. Это послевкусие надолго остаётся у читателя после финала. Берегите себя и своих детей. А закончить анализ этого произведения хотелось бы словами классика: «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит».

Оценка: 9
– [  8  ] +

Алексей Шолохов «Они»

Katia-eac, 4 февраля 2015 г. 19:07

«Они ещё там!»

Книга «Они» Алексея Шолохова из серии «Нерв» прочитана мною уже второй раз и думаю, что не последний. Читая ещё раз, и уже зная главных героев и финал, меня на протяжении всей книги держало постоянное напряжение, страх и ожидание сюжетных поворотов. Это и понятно, когда читаешь текст впервые, но и уже, зная развязку, роман не потерял для меня интереса.

Хочется отметить два неприятных момента, как для автора, так и для читателя. Первое — закрытие издательством серии «Нерв», которая бы ещё порадовала любителей мистики захватывающими сюжетами. Второе — негативные отзывы читателей на романы, которые совсем не обоснованы. Не буду никого из рецензентов ругать, ибо это дело вкуса. Но, читая такие мнения, не каждый захочет взять эту книгу в руки, ведь уважаемые критики не только смешивают сам текст с грязью, но и считают людей, прочитавших её, умственно отсталыми. Печально, что некоторые пользователи сайтов, прочитав такой отзыв, не будут искать её на полках библиотек и магазинов.

На самом деле книга достойна внимания.

Сюжет.

Из подробной аннотации к книге: Алексей Страхов решает купить дом в деревне. Вскоре он переезжает с семьей на новое место. И тотчас у новоселов возникает странное чувство, будто в доме присутствует кто-то посторонний. Чувство смутной тревоги усиливается, когда дети начинают видеть каких-то странных людей. Тягостная энергия наполняет жилище. А когда вдруг начинают кровоточить стены, жизнь становится просто невыносимой… Кто в этом доме жил раньше? Ощущал ли он присутствие чужих? Алексей получил ответы на эти вопросы от клиента психиатрической лечебницы. И понял, что с этой минуты он обречен – либо сойти с ума, либо совершить что-то страшное…

Сказать, что идея банальная – это не сказать ничего. Сюжет о «плохих домах» заезженный, затасканный до дыр как режиссёрами, так и писателями. И что-то новое придумать для искушённого читателя год от года становится всё сложнее.

Сюжеты подобной тематики строятся по сложившейся схеме:

1.Семья въезжает в купленный дом.

2.Там с главными героями происходят странные вещи.

3.Один из героев начинает расследование, в ходе которого узнает, что…

4.В доме произошло убийство.

5.Финал. Чаще трагический, но тут уж, как повезёт главным героям и как решит автор.

Это фабула многих произведений. Роман «Они» строится по такому принципу. Читая, особенно в начале, замечаешь много аллюзий. Есть отсылки на некоторые фильмы, и для каждого читателя они будут индивидуальны. Мне в начале романа встречались аналогии на книгу «Сияние» Стивена Кинга (невидимый друг Алёны Бэби, осиное гнездо). А в конце книги автор от лица главного героя делает отсылку на фильм «Ужасы Амитивиля», приводя название заметки газеты «Ужасы в Васильевке».

Оформление.

Дизайн переплёта А. Марычева. Уже с обложки ладони и ладошки следят своими глазами за читателями. Иллюстрация жутковатая. Название серии и романа выполнено в кроваво-красной гамме, намекая на потёки крови. Обложка книги сразу привлекает внимание. Качество бумаги среднее. Необходимо заметить, что издательство сохранило авторское название романа. Это намного лучше, чем непонятные названия «Эксмо», которые к сюжету часто не имеют никакого отношения.

Новаторство.

В целом сюжетная линия романа строится, как обычная история о «плохих домах». Но в тексте присутствуют нюансы, которые можно назвать новаторством писателя.

Во-первых, герои обычно в подобной ситуации въезжают уже в жилой дом, а там их поджидают паранормальные явления. Но в этом романе семья купила только участок, а дом построили уже сами. Хотя и это не помешало нечисти напугать героев.

Во-вторых, это не герои выбрали участок и дом, а наоборот. Эти решения были им навязаны тёмными силами, которые их направляли, а герои действовали, будто под гипнозом.

Таким образом, в сюжет, где уже знакомо всё до мелочей, автор постарался привнести что-то своё.

Атмосфера

В сюжет грамотно вплетаются сновидения, видения и галлюцинации героев. Эти сны пугают и запутывают не только персонажей, но и читателей. Никогда не знаешь, где сон, а где реальность. «Жизнь есть сон», — как говорил классик Кальдерон в своей пьесе. Во снах герои живут другой жизнью, там доминируют другие их желания. Видения часто обрываются или перетекают из одного в другое. Жуткий дом проецирует в сновидениях другую реальность для каждого члена семьи, приоткрывает их тайные замыслы. В тексте используется приём обманок. Вроде бы ты всё понял, а потом очередной сюжетный поворот возвращает тебя на несколько шагов обратно. Саспенс держит до самого последнего листа книги, с нетерпением ждёшь финала. Буквально каждая страница романа «Они» цепляет, не возникает желания перелистнуть скучные моменты. Их там попросту нет.

Эффект «бу» помогает тревожной атмосфере достигнуть апогея. И монстры здесь необычные: лица, словно заштрихованные карандашом, девочка-паук, осы, образующие любую форму, кровоточащие стены. «Привыкание» героев к своей новой жизни изображено детально и интригует ожиданием, как же завершится этот процесс.

Герои романа

Они реально живут в этой книге. Мать, отец, маленькая девочка, сынок чуть постарше и взрослый сын от первого брака обладают своими конкретными чертами и особенностями. Семья не представлена каким-то шаблоном, она настоящая. Сначала ими движет желание иметь своё жильё, потом, сталкиваясь с необъяснимым, каждый как может пытается совладать со своими тайными желаниями и страхами. «Ложкой дёгтя» в описании быта героев является обильное и поголовное употребление алкоголя, кроме малолетних детей, конечно. Пьют персонажи часто и с удовольствием. Для романа ужасов это не главное, даже в таком количестве лишнее.

В тексте есть ещё один набор героев. Семья, которая не отличается особым гостеприимством и дружелюбием. Описания этих персонажей привносит в сюжет и психологизм, и интригу, и драматизм. В начале повествования оживает участок, далее — страшный, пугающий, серый дом (как его вообще можно купить в здравом уме не без вмешательства недобрых сожителей?), а потом и настоящие хозяева – Они. Это истинное зло, словно рентген, пронизывает каждого, находит грехи, страхи, желания, и любую крупицу превращает в кошмар. Для каждого персонажа он свой. Для начала дом и то, что в нём находится, просто пугало, но оставляло за героями право выбора. Но, не вняв голосу разума, герои всё глубже погружались в пучину ужаса.

Финал

Интересная концовка. Вроде бы есть недосказанность, но всё понятно. Финал напомнил фильм «Отражение», но силу концовки это ничуть не уменьшает. После книги остаётся приятное послевкусие.

Достойный роман «Они» Алексея Шолохова. Вам остаётся только выбрать: прочитать книгу самому и решить, что она заслуживает, или довериться мнению негативной рецензии.

Оценка: 9
⇑ Наверх