Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «С.Соболев» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 10 декабря 2019 г. 15:49

Соотечественник Уэллса, Олаф Стэплдон, через тридцать лет уже не имел никаких шансов получить оценку криитки по своим лучшим произведениям. Воображением и глубиной идей он по меньшей мере двукратно, то есть двумя оригинальными сочинениями, превосходил Уэллса (ФиФ, I-480)

.

.

КОСМОГОНИЧЕСКАЯ ФАНТАСТИКА

.

.

Один из величайших отцов современной научной фантастики, Олаф Стэплдон, создал, кроме двух романов, которые мы серьезно разбираем в других разделах этой книги, произведение, которому предстояло стать чем-то вроде суммы космической фантастики. Это «Создатель звезд», вещь, написанная в 1937 году, то есть одно из последних «детищ» Стэплдона. Будучи сокровищницей идей, которыми научная фантастика может питаться многие годы, это эссе (потому что трудно назвать «Создателя звезд» романом) представляет собою скорее чудовищный (но импонирующий) холостой заряд. Повествователь, покидающий свое английское жилище по ночам, чтобы смотреть на звезды, однажды вечером возносится духом в космические просторы и начинает свою одиссею среди звезд. Научившись со временем вселяться в инопланетных существ, он, пользуясь их мозгами и глазами, знакомится с неисчислимыми цивилизациями Млечного Пути, равно как мирами человекообразных существ, так и «людей-растений», «подводных людей», «летающих», разумных насекомых, ракообразных, мирами рас птицеподобных, мирами существ, наделенных «групповым разумом», и т. п., причем по мере продолжения путешествия увеличивается и поле зрения героя. Уже не единичные миры, но целые их классы, категории описывает он: например, противопоставляет цивилизациям «здоровым» пораженные «психозом»; показывает такие, в которых наличие других органов чувств — перцептуально ведущих — позволяет обретающим там существам создавать иные образы Божества («Бог как Бытие, имеющее Вкус Совершенства» — поскольку речь идет о созданиях, обладающих могуче развитым всемозговым аппаратом), но это еще не все. Когда Космос заселится цивилизациями, звезды начнут взрываться, образуя Новые и уничтожая жизнь в своей экзосфере и даже выбрасывая из хромосферы ужасающе длинные протуберанцы, коими сотрут живую оболочку с поверхности своих планет. Что это может значить? Оказывается, звезды — тоже «существа», наделенные духовной жизнью. Они рождаются, дозревают и стареют, ибо они — организмы, к тому же мыслящие; и когда повествователь сможет, как он проделывал это в пространстве, путешествовать и во времени, когда отойдет в далекое прошлое Космоса, то поймет, что сознание пробуждалось даже в первоначальных галактических туманностях еще до того, как в них возникли звезды! Но и этого мало: описанные ступени космогонической лестницы все явнее доказывают существование Того, кто их сотворяет, — а это и есть как раз Создатель звезд, изображению которого Стэплдон посвящает последние страницы книги. «Создатель звезд» — это ультимативное путешествие; как из корзины взлетающего воздушного шара раскрывается все более обширное поле зрения, так с позиции рассказываемого все более монументально открывается панорама космических проблем и работ. У этой космопсихогонии есть и свои прелестные и просто странные места (например, картина звезд, гневно сдирающих протуберанцами жизнь с поверхности планет, гротескна и напоминает смахивание пыли перышком). Продуцирует Стэплдон и множество психозоичных уродцев, потому что не учитывает того закона эволюции, который постулирует, что разум, будучи органом адаптации, чрезвычайно ускоряющим процессы приспособления, связанные с игрой естественного отбора, единожды возникнув, делает невозможным, например, вырастание крыльев, ибо эволюции на такие дела требуются по меньшей мере миллионы лет, технически же овладеть искусством полета можно в тысячи раз быстрее. Но такие упущения нельзя считать самыми существенными, потому что они представляют собою лишь шаги на дороге, ведущей вверх, к образу Создателя звезд. У этого Высшего Существа была своя молодость, то есть эра недозрелости, и тогда оно, как бы забавляясь, натворило множество неудачных Универсумов. В различные эпохи существования Создателя в нем по-разному происходило стирание элементов добра и зла и в то же время активное вмешательство в им же созданное либо только любовное наблюдение за его процессами. Мы имеем дело с концепцией Эволюционирующего Бога, которая неизбежно предполагает его начальное несовершенство — кое влечет за собой наличие законов, которым Создатель Космосов подчинялся, ибо ежели мог взрослеть и созревать, то не потому, что сам себе придал такие свойства. Таким образом, Стэплдон оказывается мистическим системотворцем, плоды которого логически небезупречны. Теперешний Космос — дело рук Создателя уже окрепшего, это полыхание гигантских сил, порождающих и попеременно уничтожающих цивилизации; количество падений, руин, повреждений, эволюционных и социальных аберраций не уступает огромностью размера самой Вселенной с ее скоплениями галактик и звездных облаков. Звездостроитель стремится творимому им придавать психику, однако не напрямую, а только давая ему соответствующую развитийную способность. Поэтому сознание возникало и в протопланетарных системах, и в гигантских солнцах, в биосфере холодных тел и на поверхности солнц, которых постигала тепловая смерть. Все эти сознания, если они не исказились в ходе существования, не погибли и не были уничтожены другими, подстерегающими на каждом повороте формами, выходят наконец на такой уровень понимания, на котором уже могут контактировать с другими, вследствие чего постепенно в результате таких столкновений возникает как бы единый Космический Разум. О чем Он думает — неведомо.

В плане логичном особое сомнение вызывает двойной психизм Бытия: ведь Стэплдон не удовольствовался воплощением сознания в материальные системы — начиная с насекомых, через людей и до туманностей, но сверх всей материи поставил Звездостроителя, действия которого можно толковать двояко. Поскольку Он создает миры и, создав их, лишь созерцательно покровительствует им, постольку, хотя Стэплдон и не желает такой интерпретации Его действий и всячески стремится закрыть к ней читателям доступ, упорно подчеркивая, что мотивировка активности Создателя недоступна человеку, тем не менее должно быть одно из двух:




Статья написана 29 ноября 2019 г. 16:35

Всё что мне известно, это описание у букиниста, который моментально избавился от комплекта примерно за $100.

цитата
Журналы комиксов "Долина" и "Долина-2". Киев. ЛитСофт Комикс Групп 1994г. 32-40с. Мягкий переплет, Энциклопедический формат.

В номерах фантастические комиксы по произвидениям американских писателей. ``Долина`` 32 стр. Р.Желязны ``Долина`` (начало), Д.Холдеман ``Война Джекоба`` (полностью), Р.Годжер ``Пикник на Луне`` (начало). ``Долина-2`` 40 стр. Р.Желязны ``Долина`` (окончание), Р.Годжер ``Пикник на Луне`` (окончание). Крайне редкое, добротное издание на полуглянцевой бумаге. Тираж неизвестен.

и еще немного фото




Статья написана 19 ноября 2019 г. 10:34

Неожиданно. Оказывается фильм "Когда на земле царили динозавры" (When Dinosaurs Ruled the Earth, 1970, Великобритания) мог бы быть экранизацией романа Балларда "Затонувший мир". Вот что пишет биограф Дж.Г.:

цитата

Продюсер Айда Янг из «Hammer», британской киностудии, снимавшая фильмы ужасов и фэнтези, попросила его (Балларда) придумать продолжение для их крупнейшего недавнего хита, «Миллион лет до нашей эры» Дона Чаффи. Ремейк голливудского фильма 1940 года, он был обязан своим успехом сексуальности Рэкел Уэлч в замшевом бикини и ее роману с красавчиком Джоном Ричардсоном, чужаком из другого племени. Янг читал «Затонувший мир» или, по крайней мере, читал об нем, и решил, что гигантские игуаны и непроходимые джунгли как нельзя лучше соответствовали надеждам студии «Hammer» в том, что касалось продолжения. По большому счету, им нужна была та же история, только другая. Джим сочинил болванку под названием «Когда динозавры правили Землей», из которой режиссер Вал Гест, закаленный профессионал, удалил все, что не повторяло оригинал. В версии Джима не было никакого диалога, — «просто невнятные восклицания», — но Гест дал актерскому составу «язык пещерного человека» из двадцати семи слов, предположительно взятых из финикийского, латыни и санскрита.

В фильме 1968 года Рэкел Уэлч сменила Виктория Ветри («девушка года» с обложки журнала «Playboy»), но все прочее в истории, изображавшей доисторических любовников в кожаных набедренных повязках, бегающих от динозавров, осталось практически прежним. Хореографический номер в начале фильма был единственным признаком оригинальности фильма. На фоне высоченного утеса — натурные съемки происходили на Канарских островах — племя «Камень» ждет восход солнца. На самом краю утеса стоят три красивые блондинки. За ними мужчины в масках крокодилов, они размахивают пращами, полными камней. Еще дюжина человек ритмично стучит бедренными костями по человеческим черепам. Как только солнце встанет, блондинки будут принесены жертву, а их тела выброшены в море. К счастью, от солнца откалывается кусок и, по ходу фильма, превращается в нашу луну. Нельзя исключать, что Джим как-то причастен к подобному безвкусному трюку, но он всегда старался не обсуждать этот фильм. Вэл Гест был указан в титрах как автор сценария «по мотивам Дж. Б. [sic!] Балларда». «Сначала ведутся высоколобые разговоры про мотивацию персонажей, психологию, символику и все такое прочее, — рассказывал Джим, — но когда доходит до дела, то мы имеем одного пещерного человека, который лупит дубинкой другого пещерного человека по голове».



Статья написана 10 ноября 2019 г. 15:49

Foreign Languages Publishing House, 1959 год, и переиздание 1960 года, обложка Николая Гришина

Editura Tineretului, 1960, копия обложки советского издания 1958 года, Николай Гришин




Статья написана 8 ноября 2019 г. 15:08

Отрывки из из книги Томаша Лема "Суета на фоне всемирного тяготения" (переводчик К.Сташевски)

Tomasz Lem "Awantury na tle powszechnego ciążenia" (2011)



Старый дом Лема, где он жил в 1950е-1978, фото 1978 года:

Дом, в котором родители поселились под конец 50-х, был образцово-показательным продуктом гомулковской программы семейного жилого строительства. Там имелся подвал, в котором иногда не бывало воды (впоследствии устроили нормальный сток, и вода перестала возвращаться, за исключением лишь самых сильных дождей и паводков), и в этих случаях территорию можно было, нарезав на отдельные комнатушки, приспособить под что-то полезное. Под лестницей хранили картошку. В котельной стояла печь, а запасы угля пополнялись через окошко под потолком.

У дома в Клинах, 1960-е:







  Подписка

Количество подписчиков: 609

⇑ Наверх