Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «С.Соболев» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 18 ноября 2022 г. 13:16

В небольшом лондонском издательстве Xanadu, созданном в 1980-х годах Ричардом Глин Джонсом для публикации книг по фантастиковедению, в середине восьмидесятых вышло три любопытных справочника по научной фантастике, фэнтези, и хоррору.

https://fantlab.ru/work375141

https://fantlab.ru/work129110

https://fantlab.ru/work93213

Стараниями Александра Сорочана книги были переведены:


Предисловие Дэвида Прингла к книге "100 лучших романов научной фантастики"


Что такое «научная фантастика»?

Для многих людей в наши дни научная фантастика — «sci fi», как ее ошибочно называют в СМИ, — означает фильмы. Это «Звездные войны», «Инопланетянин» и «2010». Для других это телевизионные шоу, такие как «Доктор Кто» и «Звездный путь», или радиосериалы, такие как «Автостопом по галактике». Для некоторых словосочетание может означать комиксы, от «Супермена» до «Судьи Дредда». Это могут быть и компьютерные игры, такие как «Космические захватчики» или «Торговец». Понятно, что научная фантастика многолика. Его можно даже определить как вид рекламы, используемой для продажи картофельного пюре быстрого приготовления или услуг «Бритиш эйрвейз».

Однако настоящая работа не является исследованием подобных поп-культурных феноменов. Речь идет строго о письменном слове, о научной фантастике в книжной форме. Назовем тему этого тома «НФ». Все остальное — sci fi. Литературная научная фантастика начинается как минимум с «Необычайных путешествий» Жюля Верна, которые печатались в английском переводе с 1870-х годов. Она старше «научных романов» Герберта Уэллса и его подражателей, в изобилии появлявшихся после 1895 г. В течение нескольких десятилетий жанр поддерживали главным образом популярные журналы — журналы, основанные в 1920-х, 30-х и 40-х годах и носившие такие названия как Amazing, Astounding и New Worlds. Эти периодические издания поощряли авторов к сочинению научно-фантастических рассказов и повестей — и со временем они породили современный научно-фантастический роман.

Да, но что же такое «научная фантастика»?




Статья написана 12 ноября 2022 г. 13:56

https://fantlab.ru/edition356487

В РГГУ вышел сборник статей В поисках границ фантастического: средства передвижения и перемещения в пространстве, Составители В.Я. Малкина, Е.А. Нестерова. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2022 г., ISBN 978-5-7281-3045-1, тираж 300 экземпляров, мягкая обложка, на Алибе 1450 руб., может еще где-то всплывёт.

Судя по названию, сборник про транспорт будущего. Воображение рисует обтекаемые флайеры, стремительные летающие автомобили, солнечный парус, космический лифт, уютные кабинки нуль-транспортировки, грандиозные звездолёты, мощный варп-двигатель. Аннотация тоже радует словами "виды транспорта, их устройство, функции":

Смотрим что в книге:




Статья написана 30 октября 2022 г. 20:23

Есть у книжного интернет-магазина "Лабиринт" традиция: чистить свои склады и избавляться от многолетних неликвидов под видом бесплатных подарков, оформляя их как бонусы при покупке на сумму более 2000 рублей. Лет десять назад таким нехитрым способом приобрел я книжку "107 замечательных обложек. От модерна до ежовщины". (Москва, Контакт-Культура, 2006 год). В этом альбоме представлены книги от 1906 года до 1937, с описаниями и оценкой метода выполнения рисунка. Альбом мне этот понравился своим нетипичным подходом к показу эволюции книжной обложки, и имя составителя я запомнил — Владимир Кричевский. Потом приобрел несколько книжек Кричевского, опишу их по порядку выхода в свет. Суммарно это изумительный каскад нестандартных, необычных, экспериментальных графических и типографских экспериментов, перемежающийся с типовыми и классическими обложками и рисунками.




Статья написана 20 сентября 2022 г. 09:47

Иллюстрации Мигунова к "Понедельнику" существуют в двух вариациях — 1965 и 1979 гг. Некоторые рисунки очень похожи между собой, некоторые кардинально перерисованы с дополнением новых персонажей. ВИдение художника за 14 лет изменилось, что-то он дорисовал, что-то сильно изменил, а некоторые рисунки и вовсе убрал. Подробный разбор давно гуляет по интернету, вот например две статьи:

1) 2012 год, С.Литвинов, сравнение рисунков из книг 1965 и 1979 гг.: https://litvinovs.net/index.php?catid=13&...

2) 2015 год, В.Дубогрей, сравнение рисунков из книг 1965, 1979 и 1993 гг.: https://dubikvit.livejournal.com/297271.h...

Но нас в данном случае интересует не голая иллюстративная часть, но место рисунка в бумажной, напечатанной и переплетенной книге, а так же общий эффект от игры текста и картинки.

Для сравнения взяты следующие издания:




Статья написана 23 июня 2022 г. 10:20

Александр Полещук «Вокруг света» и другие истории». [б.м.] Издательские решения, 2022, 592 стр. 978-5-0056-3332-3. Тираж не указан.

https://fantlab.ru/edition348960

Александр Полещук начал свою журналистскую деятельность в 1958 году, сразу после школы, в районной газете «Трудовое знамя» Петуховского района Курганской области. Подробно описывает как устроился на работу, какой был круг обязанностей, как протекал рабочий день. Параллельно поступил на журфак Свердловского университета, и через три года начал работать уже в свердловских изданиях. Потом продолжил учебу в Москве, в аспирантуре, из аспирантуры попадает в помощники одного из секретарей ЦК ВЛКСМ.

Работая в газете «На смену!», участвовал в создании праздничного спец.номера по поводу пуска крупнейшей в мире фабрики по обогащению асбеста треста «Ураласбест» к 50-летию Октябрьской революции. Газеты должна была показать бурлеск трудового энтузиазма и слаженную работу подрядчиков при строительстве этого промышленного гиганта. Праздник готовился несколько недель, приближалась торжественная дата, однако стройка несколько затянулась, спецвыпуск не состоялся, завод запущен лишь через два года. (стр.106) Через два года — вместо планировавшихся двух месяцев. Полное фиаско плановой экономики.

Учась в московской аспирантуре, Полещук участвует в социологическом обследовании «Районная газета и пути ее развития». Цель исследования – выяснить как воспринимают районную газету ее читатели, и что им на самом деле хочется читать в районной газете. Заказчик исследования (государственный комитет по делам издательств) перечислил университету 50 000 рублей, аспиранты получают зарплату – но лишь для того чтобы тут же отдать ее своему руководителю, чтоб тот занимался печатанием документов и оплачивал машинное время для обработки данных. (стр. 144). (такая вот изворотливость и коррупция в самом простейшем примере).

Полевые исследования проходили в Шацке Рязанской области, опрошены сотни читателей. Результаты были настолько обескураживающими, что брошюра по итогам исследования вышла в свет лишь в 1977 году:

Между СМИ и реципиентами были обнаружены «языковые ножницы»: люди не могли объяснить смысл того газетного текста, что предъявляли им в ходе опроса, не знали значений слов из политического словаря. Знавших весь включенный в эксперимент словарь было менее 2% читателей, владевших менее чем его половиной – 9%. 39% не знали, что означает слово «диктатура», 42 – «суверенитет», 46 – «империализм», 48 – «гуманизм», 50-60% — «демократ», «оппозиция», милитаризация», 60-90% — «левые силы», реакционер», «либерал». (стр. 147).

По работе в Свердловской области Полещук общался с секретарем обкома ВЛКСМ Владимиром Житенёвым, Житенёв быстро дорос до секретаря ЦК комсомола, переехал в Москву, и ему потребовался референт. Осенью 1970 года Полещук получает предложение поработать референтом секретаря ЦК ВЛКСМ, учебу в аспирантуре прекращает. Далее следует работа по организации съездов, слётов, собраний, подготовка книг и т.п.

«Привилегии ответственного работника ЦК ВЛКСМ можно считать компенсацией того зависимого, отчасти даже бесправного положения, в каком он пребывал по сравнению с обычным гражданином СССР. На нас не распространялось действие кодекса законов о труде и защита профсоюзов» (стр. 174).

Такого изощрённого объяснения нахлебничества давненько я не читал.

В 1983 году Полещука назначают главным редактором журнала «Вокруг света». Хотя периоду работы в журнале отведено в книге колоссальное место (страницы 257-500), львиная доля этих страниц отдана под пересказ статей лучших журналистов, корреспондентов и приглашенных авторов журнала, рассказы о постоянных авторах и выдающихся путешественниках. (Любителям фантастики будет интересен рассказ о Льве Минце – прототипе Льва Христофоровича Минца, героя рассказов Кира Булычева «Гуслярского цикла», стр. 385-394)

Интересного по сути очень и очень мало, буквально крохи. Например небольшая история о том как был сохранен стол главного редактора В.Сапарина. Или сюжет о причинах небольшого тиража «Искателя».

Финансовая сторона освещена эпизодически, почему-то только за один год.

«В 80-е годы «ВС» выходил тиражом около 2 миллионов 800 тысяч экземпляров, столь же стабильно высокой была прибыль. Приведу для примера экономические показатели издания за 1986 год (без «Искателя»):

Разовый тираж – 2 801,0 тыс .экз.

Штаты – 24 ед.

Месячный фонд зарплаты – 5 092 руб.

Гонорар на номер – 4 325 руб.

Доходы – 26 837 000 руб.

Расходы – 11 376 000 руб

Результат (прибыль) – 15 471 100 руб.

Себестоимость 1 экз – 34 коп.

Номинал – 80 коп.»

(стр. 305)

По подписке и в киосках журнал продавался по 80 копеек, себестоимость его 34 коп.

ЦК ВЛКСМ получал миллионы рублей, но не делал капитальных вложений в издание. Полещук пишет что получили лишь фотоаппараты Nikon, магнитофоны Грюндиг, и пишущие машинки Ятрань. В типографии стояла устаревшая французская печатная машина 1960-х годов, которую с большим трудом чинили местные умельцы, и качество печати неуклонно снижалось, особенно это было заметно на цветных фотографиях. (стр. 306)

Период 1990-х тираж журнала неуклонно падал, цены на всё росли, экономические взаимоотношения постоянно менялись, после описания всех перипетий, чудом является что журнал вообще выжил и просуществовал все эти годы.

После смены собственника издания и ухода из «Вокруг света», Полещук 15 лет работал главным редактором журнала «Восточная коллекция» (издание Российской государственной библиотеки).

Среди рассказов о судьбе разных коллекций и собраний, Полещук повествует о такой истории:

В 1930-40-е годы в библиотеке МГУ работал Н.В.Скородумов, страстный знаток и собиратель книжных раритетов, библиофил. В его личной библиотеке было свыше 40 000 единиц хранения (книги, журналы, открытки и т.д.). Одной из собирательских тем у него была эротика и порнография. После смерти коллекционера оценочная комиссия библиотеки им. Ленина вывезла книги Скородумова из квартиры его вдовы, провела осмотр и оценку книг. Часть книг была куплена за 17 тысяч рублей. Однако эротическая часть коллекции (9426 единицы) «не представляет ни научной, ни исторической ценности для читателей Библиотеки и является сугубо вредным пережитком буржуазной идеологии». «Библиотека им. Ленина не сочла также возможным вернуть литературу столь вредного характера гр. Буровой, поскольку хранение ее на дому частным гражданином представляет определенную опасность. Находящаяся в настоящее время эротическая и бульварно-порнографическая литература из библиотеки Скородумова не может быть возвращена частному лицу, так как эта литература может храниться только в спецфонде». (стр. 567-568)

Интересен взгляд Полещука о месте России в мире:

«Быть может, ставшая в последнее время популярной идея российской (евразийской) цивилизации и распаляет национальная гордость, но серьёзных аргументов в ее пользу не могут привести. Да, Россию можно назвать евроазиатской страной, потому что она расположена на двух континентах и населяют ее народы европейские и азиатские, что отразилось в ее истории и культуре. Но все же у нас европейское образование и наука, европейское законодательство и политическая система; мы говорим на одном из славянских (то есть европейских) языков и пользуемся созданной на Балканах по образцу греческого алфавита азбукой.. … не будь окна в Европу, нам пришлось бы долго создавать собственную промышленность, армию и флот; наша наука и культура – плоть от плоти науки и культуры европейской; мы легко перенимаем европейские обычаи и моды. .. … При всём нашем своеобразии, при всей пресловутой «азиатчине» изобретать особую российскую цивилизацию – значит заранее признавать себя маргиналами, бредущими по мировой обочине» (стр. 492-493).

=-=-=-=-=-=-=-

Книжку перечитывать не буду, если кому-то вдруг нужна — перешлю.





  Подписка

Количество подписчиков: 609

⇑ Наверх