Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «demihero» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 4 мая 2019 г. 16:58

У меня на компьютере есть файлик, датированный октябрём 2010 года, — это черновая версия правил «Фантлабораторной работы № 2». Не буду приписывать себе авторство, каждый пункт правил обсуждался целым консилиумом фантлабовцев, я лишь собрал эти замыслы в окончательную систему. Она меня тогда полностью устраивала, и, когда я решил поднять из руин конкурс «Коллекция фантазий», я взял за основу её же. Несмотря на то что в дальнейшем я постоянно вносил в правила какие-то изменения, два конкурса всё равно оставались довольно похожими по своей механике. Однако прошло девять лет, и определённо назрела серьёзная реформа. 8-)

В этой заметке я анонсирую основные правки, которым я хочу подвергнуть механику «Колфана», и поясню, почему я считаю их необходимыми. Я приглашаю к дискуссии всех бывших, будущих и возможных участников конкурса — не исключено, что вам в голову придёт какое-нибудь более изящное решение той или иной проблемы.


1. Отказ от жюри и финала

В первоначальном замысле — ещё «Фантлабораторной работы», а не «Колфана» — жюри должно было олицетворять наиболее искушённых в литературе людей: критиков, маститых писателей, издателей и т.п. (первый тур ФЛР-2, напомню, судили сами авторы, а второй — рядовые фантлабовцы). Однако искушённые в литературе люди быстро закончились, и жюри стало в большей степени имиджевым элементом конкурса.

Судей довольно трудно собирать, ещё труднее убедить их всех вовремя прислать оценки и почти невозможно добиться от каждого отзывов. Но главная проблема с жюри — не это, а то, что, с точки зрения некоторых участников конкурса, такой способ определения победителя — сродни лотерее. Судей всего десятеро, и голос каждого из них имеет большой вес; достаточно нескольким судьям проявить невнимательность или второпях поставить оценки как придётся — и вот уже судьбу рассказов определяет не закономерность, а случай.

Я хочу вообще отказаться от трёхтуровой системы. Хватит двух туров, как на «Рваной грелке». Если же рассказов паче чаяния пришлют слишком много, можно будет сделать ещё один, промежуточный, тур.


2. Единообразие системы оценивания

Мне нравится демократическая система судейства, разработанная Ником Срединым, почитать о ней можно здесь. Её преимущество, если говорить коротко, заключается в том, что абсолютные оценки (число баллов) преобразуются в относительные (сколько судей оценили один рассказ выше/ниже другого). У каждого читателя свои представления об оценках; кто-то легко разбрасывается «десятками» и «единицами», кто-то большинство рассказов оценивает между «шестёркой» и «восьмёркой». Демократическая система позволяет сгладить это различие — она учитывает, был рассказ оценен каждым из судей выше или ниже другого рассказа, но не насколько именно выше или ниже. С этой системой утопить рассказ одной «единицей» или вытащить «десяткой» становится значительно труднее.

Мы использовали демократическую систему во втором туре «Колфана», начиная с 15-го захода. Теперь я хочу распространить её и на первый тур тоже. По правде сказать, это стоило сделать давно. Единственное, что меня останавливало, — это лень, но я неделю повозился с «Экселем», написал удобную табличку (табличищу! — там одних формул больше 8 000 000 символов :-)), так что теперь можно не считать результаты вручную.


3. Только простое соавторство

Представьте себе такую ситуацию: автор А написал три рассказа, один самостоятельно, второй в соавторстве с автором Б, а третий — в соавторстве с автором В; автор Б при этом написал ещё один рассказ самостоятельно, и автор В тоже написал ещё один рассказ, но совместно с авторами Г и Д, последний из которых написал... Вы поняли, да? Это настоящий ад с точки зрения оценивания и подсчёта голосов — и серьёзная уязвимость для всякого рода «лайфхакеров».

Поэтому я хочу внести в правила следующие положения:

  1. соавторский коллектив имеет один голос на всех;

  2. каждый автор имеет право участвовать только в одном соавторском коллективе;

  3. рассказ, написанный в соавторстве, считается более приоритетным, чем самостоятельные рассказы тех же авторов.

Что это означает на практике? Допустим, авторы А, Б и В вместе написали рассказ. Они могут написать ещё сколько угодно рассказов самостоятельно или в том же составе. Однако рассказы, написанные совместно А и Б, А и В или Б и В, не будут приняты на конкурс, так как это уже другой состав соавторского коллектива. Точно так же не будут приняты рассказы, написанные А, Б или В вместе с авторами Г, Д и т.д. В первом туре А, Б и В голосуют как один человек, даже если у них есть рассказы, написанные в одиночку (правило приоритета соавторского рассказа). Если соавторский рассказ проходит во второй тур, то там они тоже голосуют как один человек; если он не проходит, но проходят рассказы, написанные в одиночку, — тогда автор каждого из этих рассказов может голосовать сам за себя.


4. Ценные призы

Я всегда старался договориться, чтобы финалистов конкурса рассмотрели на предмет публикации в каком-нибудь сборнике или журнале. Я и впредь буду договариваться об этом, но гарантировать тут ничего нельзя. Фантастических журналов и сборников остаётся всё меньше. Потому я решил — пока в целях эксперимента — сделать на конкурсе ценные призы в самой простой форме, денежной.

Я понимаю, что деньги — это пошло. Я понимаю, что тут же набегут и устроят. Поэтому призы будут не настолько большими, чтобы у кого-то возник соблазн серьёзно нарушать правила. Однако конкурсу постоянно нужны новые участники, иначе он выродится и измельчает. Почему бы не попробовать такой стимул?


На этом с основными изменениями всё, я жду вас в комментариях с идеями и предложениями.


Тэги: Колфан
Статья написана 12 апреля 2019 г. 11:06

Конкурсом "Коллекция фантазий" после непродолжительного перерыва снова занимаюсь я. В ближайшее время планирую провести очередной, 26-й (вроде бы) заход. И в связи с этим у меня к вам, коллеги, такая просьба: сориентируйте меня, пожалуйста, по срокам ближайших крупных фантастических конкурсов. Не хотелось бы с ними пересечься.


Тэги: Колфан
Статья написана 8 апреля 2019 г. 16:48

...готовых к сотрудничеству на возмездной основе. 8-) Желательно с английского, но на перспективу можно и с других языков.

Например, прямо сейчас нужен переводчик на Урсулу Ле Гуин.

П.С. Забыли уже про меня все, да? :-)


Статья написана 22 июня 2016 г. 15:41

СОСТАВ ГРУПП

...

РАСПИСАНИЕ

...

АНОНСЫ МЕРОПРИЯТИЙ

Встреча с издателями

Закончив рассказ, повесть или роман – несомненно, гениальный! – автор теряет над ним контроль, выпускает птенца из гнезда. Даже опытные писатели с десятком опубликованных книг не всегда твердо представляют, что именно происходит с их текстами в журналах и издательствах. Что же касается молодых авторов, то они зачастую искренне верят мифам о тиражах, гонорарах, распространенными в сети. Чтобы избежать горьких разочарований, хорошо бы представлять, по каким законам на самом деле живет издательский мир. Специально для участников и вольнослушателей семинара Петербургской фантастической ассамблеи мы подготовили закрытую, «клубную» встречу с представителями издательств «АСТ», «Астрель-СПб» и «Геликон Плюс», альманахов «Полдень», «Астра Нова» и журнала «Если». В узком кругу вы сможете задать самые острые вопросы, на которые вам вряд ли ответят во время официальной презентации.

Мы поднимем следующие темы:

  1. Глухие окольные тропы: каким путем проходит рукопись от папки с «самотеком» до типографского станка?

  2. «Пиастры! Пиастры!», или Из чего складывается реальный гонорар?

  3. Десятитысячный тираж: первая ступень на пути к успеху или предел мечтаний фантаста?

  4. «Отрекламируй меня!»: глас вопиющего в пустыне, или Почему издатели не верят в силу рекламы?

  5. Комплексы, мании, фобии. Чего на самом деле хочет массовый читатель и как на этом заработать?

  6. Безгонорарная публикация: работа на репутацию или пустая трата времени?

 

Редакторский практикум

Многие авторы боятся редакторов. Зачастую это происходит просто от незнания, в чем именно заключаются их обязанности. Автор опасается, что редактор, занимаясь абстрактным «улучшением текста», испортит его. А на самом деле редактор – это технический работник, который выполняет три простые вещи. Зная о них и делая их самостоятельно, автор мог бы сам довести свой текст до совершенства. Этому мы и попытаемся научить участников и вольнослушателей романного семинара. Практикум будет состоять из теоретической части, самостоятельной работы и совместного разбора найденных ошибок; ведущие мероприятия — литературные редакторы А. Петров и О. Нестерова.

 

Несмотря на то что приём текстов на романный семинар давно завершился, мы всё ещё ждём с распростёртыми объятиями вольнослушателей. Стоимость участия в статусе вольнослушателя — 5000 рублей. К этому прилагается бесплатная аккредитация на Петербургскую фантастическую ассамблею, так что если вы и так туда собирались, подумайте: может, вам имеет смысл поехать и на семинар? Во времени мы вольнослушателей не ограничиваем, но чем раньше вы зарегистрируетесь, тем раньше сможете взяться за чтение семинарских текстов.




Статья написана 10 июня 2016 г. 01:07

Публичный разбор готового сценария по литературному произведению // секция теле- и кинофантастики

Представьте: вам, писателю-фантасту, звонят с киностудии и сообщают, что хотят экранизировать вашу нетленку. Более того: вам готовы заказать сценарий фильма — что, понятное дело, гарантирует всемирную славу и немыслимые барыши. Рискнете ли вы принять это предложение? Сумеете ли адаптировать рассказ или роман в сценарий, не исказив основную идею, не потеряв главное и отказавшись от второстепенного? Какие подводные камни ждут вас на этом тернистом пути? Писатель и сценарист Дмитрий Вересов, автор «Черного ворона», «Ленинградской саги», «Третьей тетради» и других книг, облегчит вашу задачу: на Петербургской фантастической ассамблее он публично разберет несколько авторских сценариев по оригинальным произведениям, каждый из которых написан специально к нашему конвенту, укажет типовые ошибки и наметит пути к их ликвидации. Ну а «на сладкое» Дмитрий Вересов расскажет о своем сценарно-литературном семинаре при петербургском Доме писателя и представит новый журнал «Белый ворон». Присоединяйтесь — будет весело и поучительно!

 

Авторское чтение стихов Леонида Каганова // музыкальные и развлекательные мероприятия

Кто-то знает Леонида Каганова как сценариста, кто-то — как автора фантастических рассказов и романов или как журналиста глянцевых изданий, кто-то — как создателя сайтов, указывающих назойливому пользователю направление движения... Но народ в несказанной мудрости своей знает его прежде всего по стихам: они давно стали сетевым фольклором, разошлись на цитаты, превратились в интернет-мемы. Новые и хорошо знакомые публике стихотворения Lleo услышат участники Петербургской фантастической ассамблеи 2016 года: гражданская лирика и сатира, стихи «по случаю» и упражнения в стилизации — в авторском исполнении!





  Подписка

Количество подписчиков: 146

⇑ Наверх