Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 30 июня 2023 г. 10:51

Интригующий полет, или Беседа о постлюдях (и не только)

exopraksija

Ученый Дэниэл Брюкс знал, как проведет ближайшее время. В бесполезном сборе биологических образцов посреди пустынного ландшафта.

Но в результате стечения обстоятельства Дэни оказывается на борту космолета «Терновый венец». В компании старого полковника, синтета, пилотши-социопатши, пары десятков постлюдей, способных к гениальным озарениям и вампирши.

На хвосте у корабля погоня, и кто-то хочет смерти всем его обитателям.

Но не менее важна цель полета. «Венец» отправляется к станции, на которую поступали данные с «Тезея». Лучшего корабля, созданного в 21 веке. 14 лет назад, после Огнепада, отправленного для контакта с внеземным разумом. Корабля, напрочь исчезнувшего из виду.

И очень похоже, что вместе с данными на станцию проникло что-то еще.


Канадца Питера Уоттса («Морские звезды», «Водоворот», «Бетагемот», «Революция в стоп-кадрах») после публикации «Ложной слепоты» окрестили последней надеждой научной фантастики. Не зря. Несмотря на кучу терминов и не слишком дружелюбный текст, романы Питера поднимают чертовски важные для мыслящего хомо вопросы, позволяя хорошенько подумать и поспорить над вариантами развития человечества.

Продолжение романа, принесшего Уоттсу мировую славу, говорит с читателем на те же темы.

-О том, что придет на смену обычным людям – «исходникам», или «тараканам», по терминологии продвинутых гомо сапиенсов. В Эхопраксии Уоттс пристально рассматривает идею роевого разума. На примере единого организма — ордена Двухпалатников. Монахов, выглядящих воплощением ритуалов, запатентовавших кучу передовых открытий, получающих откровения свыше, управляющих самим торнадо. Эдакие вариации на тему люденов. Существ, далеко шагнувших от обычного человека. Наносящих повреждения собственному мозгу, используя раковые опухоли. Объединившихся в коллективный разум, получающий предвидения, способный на точные предсказания. Видящих ситуацию на десятки ходов вперед, всегда имеющих планы внутри планов. При гибели отдельных индивидуумов-монахов, теряющих лишь части тела общего организма. Оставивших за спиной как рваную ветошь некоторые ископаемые чувства и даже личность. Парни, «которые знают что делают». Отчего они не управляют обычными хомо? Неинтересно? Или это только кажется, что не управляют. И что в них осталось от человека?

Да, они сделали шаг ближе к реальности, увидели чуть больше того что на самом деле есть во Вселенной, а не ее преломление через людской мозг. Но не слишком ли высока цена?

-Что такое трансцендентность – трансформация или самоубийство (измененный мозг перестанет быть твоим). Или ценность личности преувеличена, а к ее концепции стоит относиться легче? Ведь со временем, получая, обрабатывая, воспринимая новые мысли, идеи, любой человек кардинально меняется. Становится другим. И это постоянный процесс.

-Об Интуиции, способной на великие озарения, уверенно идущей на смену науке, которая уперлась в границу, решив «заставить кота Шредингера поиграть с мотками невидимых струн». Интуиции, тесно связанной с чувством религиозного экстаза.




Статья написана 26 июня 2023 г. 12:24

Влюбленная Смерть, или Уход в состоянии «больше желать нечего» — это мечта

znakom_Dzho_blek

Билл Перриш поимел от жизни все. Успешная новостная фирма. Отличная репутация. Знакомство с самыми влиятельными людьми страны. Куча бабла. Две дочки, уже давно отправившиеся в самостоятельное плавание. А впереди еще немало свершений. 65 – не возраст.

Так казалось до того момента, когда на пороге особняка Перриша появился смазливый паренек, в которого вселилась сама Смерть.

Смерть, пришедшая за Биллом, но согласная отложить свою работу на то время, пока Периш побудет ее проводником по миру людей. Месту, где Смерть решила провести небольшой отпуск.

О встрече с Разрушительницей наслаждений снято и написано за историю человечества немало. Постановщики Joe Black создали любопытный сплав философского размышления о Жизни, Любви, Смерти, комедии и мелодрамы. Акцент сделав именно на последнем поджанре. Хотя проявляется он далеко не сразу.

В основе ленты пьеса Альберто Каселлы «Смерть берёт выходной». А точнее Meet Joe Black является ремейком фильма 1934 года («Death Takes a Holiday»), переделанного и выпущенного под тем же названием в 1971 году.

Первой мы видим историю человека, получившего возможность осознанно и вдумчиво попрощаться с миром живых.

Билл (Хопкинс )– сильный, харизматичный бизнесмен, всю жизнь создававший могучую фирму, несущую людям новости. Правдивые, прошу заметить новости. Перриш находится на том почти недостижимом для медийщиков уровне, когда может не обращать внимания на давление и желания власть имущих. Не поддаваться их влиянию, не искать благосклонности, а просто хорошо делать то, к чему лежит душа – позволять своим ребятам сообщать новостные сюжеты. Хотя о фирме Билла мы почти ничего не узнаем, складывается именно такое впечатление – быть может, обманчивое.

И вот накануне своего 65-летия он вплотную сталкивается с тем, против чего бессильны деньги, влияние и прочие общественные инструменты. Взамен Перриш получает то, чего почти никто не имеет. Возможность устранить один из самых обидных факторов кончины – ее внезапность. Билл четко знает, что как только его «гость» решит завершить свой отпуск – закончится и жизнь Перриша. А следовательно ему нужно закончить все недоделанные дела, осознать, что самое главное в жизни, вспомнить все хорошее, что было, сделать то, что еще не сделано для своих дочерей. И с миром, осознав, что «больше желать нечего», отправиться к предкам.

Именно этим Перриш и займется. Дав возможность старшей, не самой любимой дочурке провести грандиозный прием в честь его юбилея. А главное – донеся свою концепцию любви и счастья до младшей.

Хопкинс хорош. Энергичный, несмотря на возраст, живущий полной жизнью, властный, жутко занятой, сильный мужчина, столкнувшийся с непостижимым. Некоторое время потративший на приятие того факта, что его жизнь окончена, а рядом неотлучно пребывает сама Смерть. Со временем начавший проявлять характер, настаивать на своем, спорить с визитером, вести себя жестко. Заодно проявляя свои лучшие качества. Способность искренне любить близких. Не поддаваться на привлекательные предложения, идущие вразрез с совестью. Бороться за свои идеалы. Прощать оступившихся, наказывать подлецов.




Статья написана 23 июня 2023 г. 10:35

Профессор-попаданец, меняющий историю, или Добро пожаловать в 17 век

djavol_barxat

У Николаса Фентона, профессора истории Кембриджа, была одна, но пламенная страсть. Перенестись из родного 1925-го в затертый 1675, чтобы предотвратить смерть очаровательной Лидии от яда, подброшенного неизвестным недоброжелателем. Давно умершей женщины, в портрет которой пожилой профессор влюбился как мальчишка.

Однажды, благодаря Врагу рода человеческого, мечта Фентона осуществилась. 58-летний ученый оказывается в теле своего однофамильца – 26-летнего баронета и мужа прекрасной Лидии, до безвременной кончины которой остается ровно месяц.

В году 1675 от Рождества Христова неспокойно. Дрязги в парламенте. Противостояние роялистов и апологетов лозунга «Нет папизму!». Неосторожность Фентона, наступившего на мозоль сильным мира сего. Наемные убийцы.

В этих непростых условиях профессору нужно ответить на самый важный вопрос – возможно ли изменить историю и спасти от гибели любимую женщину.


Американца Джона Диксона Карра считают одним из лучших представителей Золотого века детектива, порой сравнивая его с такими мэтрами, как Кристи или Честертон. Помимо классических расследований, перу Джона принадлежит около десятка исторических романов, самым известным из которых является, пожалуй, наш сегодняшний герой.

Тут Карр, задолго до того как это стало мейнстримом, совместил детективную линию, попаданца, густой и насыщенный исторический фон.

Наиболее интересной становится историческая часть романа. Автор с головой погружает нас в будни аристократии конца 17 века. Деталей эпохи – вагон и маленькая тележка. Особенности языка и произношения того времени; обстановка в доме: мебель, ткани, посуда; одежда, обувь, непременные парики на бритых головах джентльменов, шляпы без которых на улицу нос не кажут. Подход к гигиене: отсутствие зубных щеток, ванн и ватерклозетов (изобретенных меж тем век назад), мытье исключительно частей тела, видимых публике: кистей рук и лица (у дам еще плечи), складирование нечистот в подвале (до основной канализационной трубы доступ есть далеко не у всех). Отношение к женам, любовницам и слугам. К друзьям, политическим партнерам и оппонентам. К простолюдинам и аристократам. Известным личностям типа Карла II или Ньютона и неведомым бандюкам с Эльзаса. Всем людям 17 века, которые «кажется, полностью лишены сдерживающих центров».

Мы посетим самые неожиданные места Лондона. И речь сейчас не о борделях, тавернах, театрах, домах знати и королевском дворце. И даже не о знаменитой тюрьме — Тауэре. Как вам район города, официально обладающий привилегией дарить убежище преступникам? Или Весенние сады – предназначенные для «молодых сатиров, гоняющихся за быстроногими нимфами в масках», то бишь для любовных утех на лоне природы. Атмосферно – не отнять. В памяти возникает шикарная Ртуть, впрочем, до цикла Стивенсона Дьявол все же не дотягивает.

Ведь при всей прелести поездки на машине времени, мастерства описателя (а может просто щедрости в полете фантазии) Карру не хватает. Большинство локаций описаны скуповато, создается впечатление, что нас лишь поманили картиной прошлого, но изрядную часть «фишек» эпохи утаили.




Статья написана 20 июня 2023 г. 13:29

Чересчур велеречивый Денница, или «Довольно болтовни»/Искушение юриста

advokat_djavola

Кевин Ломакс физически не умел уступать. 64 выигранных процесса, слава перспективного адвоката, привыкшего выкручиваться из любой ситуации. Невзирая на моральные аспекты дела и то, что его подзащитный может быть виновен.

Неудивительно, что парень привлек внимание богача Джона Милтона, открывающего адвокатский отдел в своей фирме. Предложение поразительно вкусное – огромная квартира в Нью-Йорке, немеряно денег, громкие процессы, привлекающие внимание прессы и тысяч людей. Ухватил бога за бороду? Но что если Ломаксом заинтересовался аж никак не Господь?


Один из самых популярных мистических триллеров 90-х. С Ривзом, не стесняющимся проявлять эмоции и развернувшимся во всю свою инфернальную мощь Аль Пачино. Элементами трепетно любимой в Штатах судебной драмы и недурным моральным посылом.

Лента, поставленная по одноимённому роману Эндрю Найдермана действительно хороша.

В первую очередь хочется отметить актерские работы.

Киану Ривз. Молодая акула адвокатуры (будем честными, до коллеги из Линкольна Кевин все же не дотягивает). Тщеславный, беспринципный малый, идущий на что угодно ради успеха. Юрист, протаскивающий мерзавцев через лазейки закона, использующий малейшие промахи обвинения. Отлично умеющий отбирать присяжных, играть на их ожиданиях.

Добавляет образу привлекательности то, что мы видим не негодяя, не знающего сомнений. Кевин, отлично зная вину своих клиентов, периодически задумывается над тем, чтобы спрыгнуть с этого паровоза, но гордыня и стремление оказаться тем, кто всегда выигрывает, не дает парню сделать правильный выбор. Киану, что редкость в его фильмографии, тут демонстрирует зрителю всю эмоциональную палитру своего персонажа. Он гневается, хитрит, вожделеет, любит, страдает.

Второй (или все же первый?) актерский столп ленты – полный энергии и искушений Аль Пачино. Его Джон Милтон – владелец суперкрутой фирмы, работающей с различными богачами, в частности, отмазывающей их при проблемах с законом. Джон до чертиков обаятелен, полон афоризмов и до невозможности велеречив. Натуральный полиглот, убийственно действующий на дам. На короткой ноге с известными личностями, не считает денег, по отечески относится к молодому и перспективному Ломаксу. Шикарный психолог, чувствует себя своим в толпе и на светском рауте. И хотя личность Милтона является спойлером типа того, кто именно приходится отцом Люку Скайвокеру, о второй грани личности персонажа Пачино мы поговорим в конце обзора, дабы не портить впечатление тем, кто будет смотреть ленту впервые.




Статья написана 16 июня 2023 г. 10:38

Семеро негритят, или Симфония ненадежных рассказчиков

eksperiment_isola

Альтернативная Европа под знаменем социализма.

Экс-сотрудница гуманитарной миссии Анна Франсис получает предложение, от которого, при ее обстоятельствах, отказаться невозможно.

Поучаствовать в отборе сотрудников для таинственного проекта. Отборе, проходящем в некомфортных условиях на отдаленном острове.

Но не в качестве возможного кандидата, а скорее экзаменатора. Будет подстроена имитация смерти Анны, и «жертва убийства» получает возможность исподтишка оценить реакции и стрессоустойчивость претендентов на участие в проекте.

Однако весьма скоро дела на острове идут наперекосяк. И, похоже, ситуация гораздо сложнее, чем казалось сперва.

Перед нами сплав негритят Кристи и «Охотников за разумом» в невнятно очерченом антураже мягкой антиутопии (Председатель у них суда опасается, жуть какая, прям социализм с человеческим лицом).

Похоже, социалистическая альтернативная Европа автора не особо интересует. Описана она буквально парой строк и на происходящее не слишком влияет.

В наличии Партия, Председатель, пионеры, человек-винтик (но нужный для страны!), проблемы с выездом за рубеж и противостоящий Запад. Все. Не густо, будем честными. На кой ляд было создавать столь слабо описанную альтернативку, непонятно. Сюжет Исолы с тем же успехом мог развиваться в условиях дикого капитализма, киберпанка или махрового империализма.

Авдич исследует не нюансы социалистического государства, а общечеловеческие отношения уицраора державной системы и тех самых винтиков. Причем в конкретном контексте. Повышения в качестве и вхождения в государственную элиту.

Непонятный проект RAN, о котором мы так ничего и не узнаем, вполне может быль аналогом номенклатуры, или любого элитного властного образования.

Вот о том, какие жертвы нужны для попадания в этот класс, и сколь жестко происходит отбор, и поведет речь автор.







  Подписка

Количество подписчиков: 132

⇑ Наверх