Гонка за макгаффином, или Дитя Предназначения. Отрочество
Сражение на Содденском холме завершилась победой северных чародеев. Но выиграна не война, а всего лишь битва.
Геральд и Цирилла начинают нелегкий путь в Каэр-Морхен – дом ведьмаков. Йеннифэр пропадает неизвестно куда. А Тиссая пойдет на что угодно, чтобы узнать ее судьбу.
Но рано или поздно их дороги снова пересекутся.
Судя по всему, постановщики в чем-то прислушались к гласу народа, проведя работу над ошибками. В отличие от первого сезона во втором повествование хронологически последовательно, буквально с парой тройкой коротких флеш-беков. И со все большим количеством отсебятины.
Постановщики дарят нам две сменяющих друг друга линии.
Частную: Геральта с Цири. Она почти полностью посвящена ведьмакам («чудовищам, убивающим чудовищ, лишенным людских чувств и реакций») и напрочь занесена снегом. Опустевший Каэр Морхен. Заброшенный, полуразвалившийся, с обрушившимися башнями, дырами в стенах. Величавый, полный памяти и сожаления по былым денькам. Даже крысы тут истинно ведьмачьи — чуют своих пацанов, эмоционально переживают, когда те сражаются.
Место зимовки, отдыха, встреч десятка ведьмаков. Общий зал с шуточками, бухлишком, историями о чудищах и не только. Тренировочные занятия в виде танца с мечом на высоченных столпах, починка доспехов, пополнение эликсиров. И главное — осознание, что те, кто не приехал зимовать — скорее всего, уже никогда не появятся на этом пороге.
Ведьмачий зал славы с оружием и бронями известных предшественников, медальонное дерево погибших. Алхимические покои с препаратами для изучения чудовищ. Мучильня – точка муштры юных ведьмаков. Вынужденных пролагать проход по висящему бревну, уворачиваясь от раскачивающихся древесных столпов (промиж крапельками). Проскальзывать между горизонтальными лопастями «вентилятора». Прыгать по обледеневшим, скользким доскам, перелетать с места на место над немалой высотой. Или раз за разом обрушиваться в снег.
Атмосферная крепость получилась.
Со зрителем поговорят о происхождении наших убийц чудовищ (магия, там, мутации, в общем – мутатор мыть надо).
Покажут в действии немало «знаков» и парную работу ведьмаков. Поближе познакомят с несколькими коллегами Геральта. Ехидным Ламбертом. Молодым, понтовитым Эскелем. Но больше всего запоминается Весемир (Бодния) Последний уцелевший из старой гвардии. Вскормивший и выучивший следующее поколение ведьмаков. Ставший для них настоящим отцом и мудрым наставником. Болезненно переживающий смерть каждого из учеников. Старающийся сделать все, чтобы у остальных было больше шансов. Отличный мечник. Мудрый, опытный, понимающий. Бодниа маладца. Мастерство не пропьешь.
И чтоб два раза не вставать — с новыми чудищами. Леший. Черепосколопендроподобная многоножка. Большая дура с крыльями. Милые динозаврики.
Геральт (Кавилл) практически не изменился с первого сезона. Монументален (порой даже слишком) и невозмутим как горы. Возвышается над всеми людьми и даже некоторыми из чудовищ. Активно проявляет свои позитивные душевные качества. Становится для Цири настоящим папашей – строгим, придирчивым, жутко доставучим, требующим послушания, запрещающим, заботливым, готовым на все ради чадушка.
Генри по-прежнему злоупотребляет гримасами. Наравне со слабенькими сценами выдает неплохие актерские этюды.
А вот Цирилла (Аллан) откровенно радует. Изысканная юная княжна, безупречно носящая шикарные платья и способная отбрить наглеца одним словом. Бойкая ведьмачка, не щадя себя работающая на Мучильне. Ершистый подросток, легко обжившийся среди брутальных ведьмаков. Ребенок, просыпающийся от кошмаров, искренне тоскующий по дому. Провидица, проваливающаяся в неясные видения. Девочка, всецело полагающаяся на отца – могучего и надежного Геральта. Стремящаяся стать такой как он. Преподносящая массу сюрпризов. Упорная, настырная, целеустремленная, ищущая источник своей силы. Становящаяся все более ценной для самых различных сторон. Походя при этом на самый натуральный макгаффин. К счастью, обладающий волей и упрямством.
Вторая линия стратегическая и летняя, тесно сплетается с событиями, затрагивающими целый Континент. Тут рулит Йенифер (Чалотра). Столкнувшаяся с проблемой, решения которой отыскать на первый взгляд невозможно. Проявившая массу простых и понятных людских качеств. Пару раз даже оставившая свой привычный эгоизм.
К Йен плотно примыкают:
Арки разборок в колдовском совете, ведь чародейка оказывается в самом центре различных интриг коллег. Суровых козней и возни за место главы (точнее глав) Братства.
Нюансы решения эльфийского вопроса. Эльфы во втором сезоне становятся одним из двигателей сюжета и центральных факторов.
Загадочная и могущественная Лесная, она же Бессмертная мать – изобретение сценаристов сериала, чересчур сильно прибравшая к рукам сюжетные вожжи. Тут повеет Индианой Джонсом пополам с русскими народными сказками.
Нильфы в Цинтре, во главе с поднадоевшей фанатичкой Фрингильей и поразительно живучим Кагыром.
Короли, начинающие плотно присматриваться к своим колдовским советникам. На доске сериала даже Дийкстра появился.
Занявшийся благотворительностью Лютик (Бэти) со стильным плащом и новой песней, сочиненной по ведьмачью душу. Неплохо, но «чеканная монета» баще.
В этой же линии нам чуть больше раскроют происхождение, историю Континента — познакомят с Сопряжением сфер – действом, после которого возник мир Ведьмака, полный разных рас и чудищ.
Боевка оставила противоречивое впечатление. Есть красивые моменты (леший, Геральт-Весемир), есть послабее – Геральт-брукса. Вдобавок ее еще и негусто.
Да! Нильфгаардцы таки сменили дизайн доспехов. Теперь они жутко напоминают гондорских воинов из ВК Джексона.
Без морали постановщики не обойдутся. Пройдутся по геноциду и кровавой борьбе за свободу. По преследованию инакомыслящих, не таких как все. По тем, кто такие настоящие чудовища. По страху, как болезни, и его преодолении. По силе настоящей Любви и тлетворности ненависти.
Косяков по-прежнему хватает. Чего стоят несуразные фразы типа «нас считают империалистами», или «кони в кустах» поджидающие Цири с Йен. Но плюсов все равно больше.
Эрго. Продолжение истории Геральта и Цири, устранившее некоторые недостатки первого сезона, но постепенно удаляющееся от первоисточника (особенно к финалу). Каждому сценаристу, понимаешь, хочется стать настоящим демиургом.
Томас Андерсон всемирно известный разработчик игр, на счету которого изрядно нашумевшая трилогия «Матрица». Игра, погружающая вас в мир машин, использующих людей как батарейки, обманчивой реальности и тех, кто не желает менять свободу на сытую иллюзию.
А еще Томас постоянный пациент психиатра, кормящего его синими пилюлями и доказывающего, что видения Андерсона об Избранном и Тринити всего лишь продукт воспаленного мозга геймдизайнера.
Томас не знает чему верить. До того самого момента, пока в офисном туалете ему является очкастый негр, утверждающий, что видения Андерсона абсолютно верны.
Матрица 1999-го года стала своевременным проектом, выводящим давнее людское сомнение о реальности реальности в сферу масскульта. Затем было еще две части, прохладнее принятые общественностью, видеоигра и сборник аниме. Казалось, тема закрыта.
До 2019 года, когда было анонсировано продолжение Матрицы. Ожидания были весьма скептическими. Тем паче, что за время пути лента потеряла одного из братьев/сестер/сиблингов Вачовски, и почти всю команду, создававшую трилогию, включая постановщика экшен-сцен.
В результате мы получили эдакое необязательное «20 лет спустя», как и полагается злободневное, более прямолинейное, сконцентрированное на Нео и Тринити.
С ходу бросается в глаза, что экшен свеженькой Матрицы на порядок менее интересен, чем у предыдущих версий. Если большинством сцен боевки ленты 1999-го и отдельными моментами двух продолжений можно было наслаждаться покадрово, то здешняя движуха аж никак не выделяется на фоне боевиков-конкурентов, снята смазано и попросту неинтересно. В актив ленте можно занести разве что бото-погоню, но даже она, радуя зомби-массовостью, огорчает отсутствием изобретательности. Печалька.
Реальный мир тоже не впечатлил. Никаких тебе битв с машинами и прочих апокалиптических красивостей. Он как бы есть, но абсолютно не запоминается.
С точки зрения картинки Resurrections разочаровал.
Пожалуй, лишь «включения» сопровождающего из реального мира при действиях «фрименов» в матрице смотрятся интересно.
Плюс постановщики активно вводят в повествование кадры из предыдущих фильмов. Этот прием порой оправдан, но чаще всего им откровенно злоупотребляют.
На идейном фронте ситуация получше. Хватит экивоков, решила Вачовски, пора говорить прямо. Лана в лоб вещает о стаде, которому не нужна свобода, лишь контроль, комфорт, уверенность. О тех, кто предпочтет суровой реальности блаженное ощущение свиньи у полного корыта. Скотинки, полностью уверенной в завтрашнем дне. Жаждущей управления компетентными руководителями.
О манипуляциях управляющих этим стадом. Тех, кто может в любой момент заменить у своего скота ложную уверенность в безопасности – необходимостью самоубийственного прыжка с крыши. Локдауне, превращающем людей в зомби, влекомых на тот свет паникой, СМИ, ненавистью к «не таким как все». О том, что чем хуже к людям относятся, чем больше ими манипулируют, тем больше энергии получают в ответ.
О том, что настоящая реальность у нас в мозгу. Что жить надо ради чувств. Ради Любви. Ради возможности сказать: «посмотрите, какую я вырастил клубнику». А не ради войны, или любых идей, требующих лжи и насилия. Что Любовь великая сила, и пара, предназначенная друг для друга, вместе может гораздо больше, чем поодиночке.
О том, что даже Спасителю не вынести свою ношу в одиночку, и нужно разделить ее со своей половинкой.
О пресловутой свободе выбора, ее наличии и отсутствии.
О том, что неважно, каким образом появился на свет разум и как он выглядит. Важно, лишь что он делает и куда направляет свои усилия.
Поначалу лента во многом смотрится ремейком Матрицы 1999-го. Ситуацию спасает ирония и стеб, предназначенный в основном для тех, кто помнит перипетии первого фильма. То герои сами узнают воссоздание легендарных событий. То Андерсон горстями жрет синие таблетки и аж никак не жаждет «пожаловать в реальный мир». То его босс иронизирует над неизбежностью создания четвертой части «с нами или без нас». То персонажи прикалываются над ситуацией и пафосом своих предшественников. То Нео понимает, что все еще знает кунгу-фу. Приятно.
А вот длиннющие монологи то Аналитика, то Смита смотрятся слабенько. Не рассказывай, а показывай – Лана, ау!!
Акцент в Resurrections сделан на Нео и отчасти Тринити, действительно получивших самый настоящий второй шанс.
Киану Ривз как всегда невозмутимо естественен. Отлично смотрится смена обликов – современного бородатого Уика в Матрице и коротко стриженого и потрепанного жизнью мужика в реальном мире. Андерсон трогательно сомневается в собственном рассудке, упорно не верит в происходящее. Долго собирается с силами для сражения за любимую.
Тринити (Мосс) тут гораздо меньше, чем ее суженого. Но когда приходится, женщина напоминает всем присутствующим, что порох в пороховницах в наличии не только у мистера Андерсона.
Любопытный вопрос – стоит воспринимать события четвертой части как нивелирующие жертву Нео в третьей, или как второе пришествие Мессии?
Кроме основной пары имеются и новые персонажи, к сожалению раскрытые на порядок хуже, чем герои трилогии.
Морфей (Абдул-Матин II ). Совершивший метаморфозу из Агентов. Чертовски похожий на прототип (отчего Фишберн не вернулся к своему образу? Неужто из-за того что 60 лет прошло? А кого это останавливало в Матрице?). Практически лишенный пафоса, взамен пышущий иронией.
Смит (Грофф). Смазливый, самодовольный, лощеный. Хороший парень, но не орел. Не Уивинг, не Уивинг.
Багз (Хенвик). Здешняя мятежная духом капитан корабля, поставившая целью отыскать Нео вопреки всему.
Аналитик (Харрис). Самодовольная личность. Впрочем, имеющая для этого немалые основания.
Интересна смена направленности бытия «фрименов» реального мира. Вместо партизанской войны с машинами — город, акцентирующийся на мирном труде. Все же Нео не зря старался в «Революции» — «подвиг твой бессмертен».
Сюда же примыкает тема машин, работающих на людей и прочих сентиентов – программ, сотрудничающих с «фрименами». Мир Матрицы потихоньку развивается.
И напоследок. Фримены для тех, кто остался в Матрице и раньше были самым настоящим смертоносным бедствием сродни урагану. Стоило пацанам из Зиона выйти в люди — жди беды. А конкретнее сотен и сотен трупов. Людей живущих своей единственной, наполненной и дорогой для них жизнью. Полицейских, силовиков и просто попавших под руку прохожих. Ведь если судить по реакциям на собственную «матричную» смерть «наших ребят» — потеря жизни в матрице равна потере жизни в реале. Тем более для обывателей, выбравших бытие в матрице как единственное (или не знавших о другом). Странно, что фримены, четко знающие, что их тела в безопасности на корабле тоже помирают стоит им нанести несовместимые повреждения в матрице.
Но в Воскрешении хорошие парни превзошли сами себя. Четвертую часть по праву можно было назвать Матрица.Геноцид. Извели народу Нео со товарищи от души.
Эрго. При всех вопросах и недостатках побывать в мире Матрицы было приятно. Да, по многим параметрам до ленты 1999-го Воскрешение не дотягивает. А вы серьезно рассчитывали, что будет иначе? Но отчего у них с экшен-сценами так плохо?
В объятьях матриархата, или Кто у нас теперь Дракон?
Тьма пробуждается. А значит, пришло время возродиться тому, кто сможет ее остановить. Дракону. Далеко не все жаждут появления Возрожденного Дракона. Ведь именно его называют виновным в Разломе мира. Но ищут все. С разными намерениями.
Ищут все, а отыскать удается Морейн Седай – одной из могущественных женщин, способных направлять Единую Силу. Но есть проблема. Непонятно кто именно из четверки юных обитателей Двуречья ее цель. А времени выяснить это в тишине и покое нет.
Ведь Приспешники Темного уже рядом.
Сериал поставленный по одноименному циклу Роберта Джордана. Одному из самых объемных циклов в истории фентези, после смерти Джордана завершенному Сандерсеном (автором отличного «Обреченного королевства»). Цикл, несколько томов которого я читал пару десятилетий назад. В памяти осталось четыре момента. Шикарная, подробнейшая проработка мира. Крайняя любовь Джордана к невозможно детальным описаниям всего на свете, начиная от пресловутого процесса восседания Айз Седай на коня, занимающего три страницы (реального времени действия пара минут). Непременное убиение Темного в конце чуть ли не каждого тома (но все не так как кажется!). И подростковое поведение могущественных колдуний, зачастую напоминающих пубертатных недорослей не самого большого ума.
Вроде все. Соответственно сериал можно было воспринимать практически с чистого листа.
Перед нами красивое приключенческое фентези с кучей классических толкиеновских мотивов (по слухам в первом томе саги это было сознательным ходом Джордана). Темный, заточенный «где-то там» и его приспешники, избранный, маг, точнее магиня, путешествие-квест, отряд невольных соратников, преследователи, темный город, разделение отряда, подземные тропы. Все это мы видели уже не раз (оригинальные моменты в цикле наступают позднее). Но даже здесь имеется несколько не совсем стандартных мест. Во-первых, кто именно избранный, не знаем ни мы, ни герои, и каждому из четверки времени уделяется почти поровну (а не по типовому набору: ГГ, его друг, его девушка). Ну и «штирлицы темной стороны», они же Друзья Темного, живущие бок о бок, притворяющиеся обычными людьми — прием у Профессора не использующийся (кроме Гримы разве что).
Колесо привлекает взгляд в первую очередь великолепной природой. Могучие горные кряжи, головокружительные ущелья, фигурные скалы, уютные долины, великие леса, уходящие в бесконечность реки, осенние краски, бескрайние степи, клубящиеся туманы и умиротворяющие закаты. С высоты птичьего полета, когда видно все до горизонта, и детали этого великолепия вблизи.
Пейзажи восхитительны, и сами постановщики это отлично понимают, демонстрируя их много и со вкусом (мол, смотрите, у нас еще и не такое будет!). Еще интереснее, что моделью послужила не искренне любимая кинематографом Новая Зеландия, а вовсе даже Восточная Европа, в основном Словения.
Эта услада для глаз разбавляется недурно продуманным дизайном человечьих поселений. Оригинальные, позитивные дома Двуречья. Мрачноватые строения шахтерской деревни. Пылающий замок. Неведомые руины, встречающиеся в лесах. Вымерший, но живой Город Тени. Белоснежный Тар Валон с его многолюдством, восточными мотивами, ажурными дверьми и открытым ветрам окнами. Монументальная Белая Башня полная статуй и орнамента, с помпезным залом и полными солнца покоями. Подземные Пути – древние проходы вне пространства и времени.
Дополняет блюдо колоритный деревенский быт с его пасторальной жизнью, курочками, яркими праздниками, танцами, пестрыми одежками.
И, конечно же, различные чудища на службе Тьмы. Рогатые троллоки (у них в предках, случайно, Хеллбоя не было?) – крупные копытные твари, по слухам происходящие от хищников, не чуждые бегу на четвереньках и закусыванию человечинкой. Безглазые, они же Мурдраалы, они же Исчезающие – пастухи троллочьего воинства с острозубой пастью на всю голову и свойским отношением с тенями. Ждем еще.
По-поводу волшебства айз-седай — некоторые товарищи активно фыркали, но мне этот вариант пришелся по душе. Приятно визуализированная магия жеста, запускаемая изящными движениями, способная призвать на головы врагов любую стихию, от огня до земли, нашинковать их светом, задержать и перенаправить стрелы, устроить камнемет из ближайшего дома.
Картинка, в общем радует. На непременное для современного кино дикое смешение рас можно уже привычно не обращать внимания. Как и на парочку забавных косяков, как-то использование спичек (надо спросить у знатоков первоисточника – может там, в натуре спички были?), или исчезнувших, а потом вновь воплотившихся коней Лана и Морейн в Шадар-Лаготе).
Не менее любопытно наблюдать за особенностями мира Колеса. Во-первых, перед нами мир кондового матриархата (ненавистникам феминизма смотреть будет нелегко). Здесь поселениями управляют Мудрые женщины, правильно относящиеся к смертоубийству («на войне одни идиоты убивают других по идиотским причинам»). Здесь с совершеннолетием происходит женская церемония инициации, о сути которой нельзя рассказывать мужикам. Здесь дамы самых разных возрастов не гнушаются хорошенько и шумно побухать на постоялом дворе без малейшего зазрения совести (нетипично для наших широт). Используя правда, самый что ни на есть женский тост: «Выпьем ребята!». Здесь имеются женщины-кузнецы (опять срыв шаблона).
Здесь самые могущественные существа принадлежат к прекрасному полу (у мужчин сложные отношения с Единой силой – Темный постарался). Речь о Айз-седай — Слугах всего сущего. Тех, кто не участвует в войнах, а управляет миром из Белой Башни. Милых дамах, способных уничтожать армии. Они разделены на содружества-айя по цвету, каждая из которых акцентирует свое внимание на чем-то одном – боевая магия, исцеление, разведка, защита мира от тех, кто злоупотребляет силой. Они дают три клятвы (почти законы робототехники), и без проблем обходят первую из них («мы всегда говорим правду, ее не всегда слышат — слушай внимательно»). Они способны исцелить любую рану, но не могут лечить сами себя. Они связываются узами с мужчинами – Стражами, и эта связь становится крепче, чем у матери с ребенком. Они жестоки (порой их называют «чудовищами») и не гнушаются никаких средств для достижения цели. Они плетут интриги против своих сестер и сражаются за влияние внутри Белой башни.
Здесь сны не менее важны, чем реальность и обладают силой большей, чем кажется.
Здесь по дорогам бродят позитивные Лудильщики, Люди Листа, эдакие хиппи-цыгане, отказавшиеся от насилия и его орудий (танцы, там-тамы, яркие кибитки и одежки).
И отнюдь не позитивные Белоплащники – члены ордена Детей Света, преследующие слуг Темного и Айз-седай до купы (их они также считают прислужниками Тьмы). А один из улыбчивых палачей ордена может похвастать темным цветом кожи (плохой негр – смело).
А в пустыне обитают лучшие воины среди живущих – айильцы.
Этот мир полон ритуалов, песен, легенд о героях и злодеях, преданий о тысячелетней истории, которые регулярно и чуть нарочито сообщают юным героям со зрителями то Морейн, то ее страж Лан.
Этот мир жесток – но в меру, по крайней мере, неаппетитных подробностей в сериале немного (когда это не касается троллоков).
Он дает возможность поразмыслить о путешествиях, пользе смены мест, ведь на новом месте можешь стать кем захочешь. О глупости войны. О вреде эгоизма и необходимости приходить на помощь.
Далеко не все из этого великолепия мы увидим сразу, кое-что услышим вскользь, намеками, кое о чем придется догадываться. Но потенциал у мира богатейший.
Экшена в сериале в плепорцию: примерно раз в две серии нам дарят более менее серьезное сражение.
Опытные актеры на своем месте.
Морейн (Пайк). Всецело увлеченная поиском Возрожденного Дракона. Женщина не привыкшая, когда ей отказывают. Своеобразный идеал Айз Седай, совместивший лучшие черты представительниц этого ордена, и не выпячивающий худшие. Опасная, красивая, способная выслушать и помочь. Знающая себе цену, чуждая фанатизму и излишней гордыне.
Ее Страж Лан (Хенни). Фактурный, смертоносный, невозмутимый, немногословный (за некоторыми исключениями). Тем интереснее смотрятся редкие эмоции, порой прорывающиеся наружу.
Боевой и полный загадок менестрель Том Меррилин (Виллауме).
Отдельное спасибо за Альваро Морте в образе Логайна. Его тут немного, но посмотреть на хорошего испанского лицедея всегда приятно.
На главных персонажей взяли малоизвестных молодых актеров, и это сказывается. Ребята подвигов не совершают, хотя кашу портят не сильно.
Ранд — «рыжий, честный, влюбленный» — спокоен, ответственен, лопоух. Перрин – активно мается своей трагедией (кажись, в книге такого не было) и принюхивается к волкам. Мэтт – подловат, скользок, ехиден, азартен, не дурак выпить и спереть то, что плохо лежит. На чем и палится. Эгвейн – типаж, весьма спорный с точки зрения эстетики (индийский вариант), порой эмоционирующая за всех четверых. А ведь есть еще ответственная, упрямая, таящая немало сюрпризов травница и Мудрая Найнив.
Ребята и девчата периодически сорятся, мирятся, расстаются и встречаются, глупят и проявляют характер. Достаточно приятно взаимодействуют.
Эрго. Приключенческое фентези в духе Профессора с восхитительной природой, потенциально богатым миром, различными чудищами, неплохо визуализированной магией и боевкой. С молодыми актерами все не так хорошо, многие моменты мира поданы не акцентировано. Но в целом приятно глазу. Фанаты книг, как обычно, имеют по этому поводу отличное мнение.
Жизнь на Земле шла своим чередом. В Оклахоме собирался на пенсию пожилой шериф Тайсон. В Нью-Йорке наступал кризис в отношениях благополучной арабской семьи. В Японии готовились к запуску ракеты на МКС. В Лондоне сражался со своими подростковыми проблемами юный Каспер. В Афганистане тянул армейскую лямку обстоятельный и бородатый американский солдат.
А потом все пошло наперекосяк. Аварии, взрывы, обрыв связи, отключение электричества. Никто не понимал, что происходит, но, похоже, проблемы человечества имели внеземное происхождение.
Постановщики Invasion взялись за амбициозную задачу: показать очередную версию конца цивилизации глазами людей из разных уголков земли. То, что в зомби-варианте уже демонстрировал Брукс и его экранизаторы.
Получилось любопытно, хотя слишком неторопливо и весьма затянуто.
Первую половину сезона нас погружают в людские судьбы. Американцы разных видов и рас, японка, британский подросток. Некоторые более интересны, некоторые менее.
По порядку.
Шериф Тайсон (Нилл ). Бравый слуга закона 45 лет посвятивший защите сограждан и наконец, собирающийся на заслуженную пенсию. Вот только где же «главное дело» всей его жизни? Может хоть в последний день? Может оно связано с этим загадочным выжженным кругом неясного происхождения на кукурузном поле? Яркий пример обманутых ожиданий и усмешек фортуны.
Арабская пара с двумя спиногрызами.
Мать семейства Аниша (Фарахани). Некогда учившаяся на медицинском, но позднее променявшая потенциальную работу на семью. Мать-наседка, в которой кроется немало «нежданчиков» и талантов. Ради своего потомства она способна как на чертовски дурные, таки и на неожиданно добрые поступки.
Ее супруг Ахмед (Нассар). В критической ситуации показывающий себя не лучшим образом.
Митсуки Ямато (Куцуна). Сотрудница Японского агентства аэрокосмических исследований. Талантливая умная блондинка, отправляющая в космос свою любовницу. Ради нее готовая на что угодно.
Японская линия в сериале отдувается не только за проблемы в отношениях отцов/матерей и детей, но и за нетрадиционные отношения. Уйма времени здесь уделяется сложностям лесбийской любви, ее неприятия в консервативных слоях общества Страны Восходящего солнца. Даже когда остальной мир уже стоит на ушах, японцы продолжают баловаться с неприятием и консерватизмом. Зато потом именно они пытаются установить контакт и достучаться до алиенов (о! «Прибытием» повеяло).
Британский подросток Каспер. Не такой как все, подверженный припадкам эпилепсии, сын матери-инвалида – объект травли некоторых одноклассников. Отличный художник, тонко чувствующий, добрый паренек. Во время приступов слышащий и видящий нечто непонятное.
Американский солдат спецназа Треванте Коул (Андерсон). Бравый вояка, несущий на плечах ответственность за сослуживцев. А вот с личной жизнью, оставшейся в далекой Америке, у парня нелады. Зато домой он стремится подобно героям Круза.
Перед нами в большинстве своем обычные люди, «наши соседи», что позволяет прочувствовать трагизм ситуации по полной программе. Зрителю ничего не стоит проассоциировать с ними себя любимого. Герои ничего не понимают, пугаются, ссорятся, делают глупости, «зависают» в растерянности, надеются на доброе правительство. И не все дотянут до финала. Как в жизни. Зато некоторые неожиданно встретятся друг с другом.
Правда, некоторые из них (в основном дети) слышат чуточку больше чем остальные. Но что желать с услышанным — не имеют ни малейшего представления.
Переключения между протагонистами происходят с десяток раз за серию, зачастую в самый напряженный момент. Это заставляет с нетерпением ждать возвращения к персонажам, оставленным в критической ситуации. Но местами изрядно раздражает.
Постановщики практически не дают экшена, взамен неторопливо и тщательно рисуют картину постепенного обрушения цивилизации. Перебои с электричеством, а затем его полное отключение. Гибель техники при перепадах напряжения. Авиакатастрофы. Столкновение поездов, аварии кораблей. Взрывы газопроводов. Падение с небес непонятно чего. Отключение мобильной связи. Паника. Сбивающаяся с ног Нацгвардия. Недостаток медиков. Зарождающаяся паника. Попытки эвакуации некоторых районов. Центры беженцев.
Дальше больше. Трупы на улицах. Жуткая, выматывающая нервы тишина, пустынные улицы, пожарища. Пустота, безлюдность улиц напрягает больше, чем бросающиеся из кустов чудища, долгое время присутствующие лишь в виде теней на стенах и отражений в окнах.
И такой праздник – по всему миру. Картина впечатляющая. А главное – непонимание что происходит и отсутствие четких источников угрозы.
На этом фоне раскручиваются старые конфликты, разгораются подугасшие пожары вражды. Демонстрируя психологию толп и правительств. Мародеры «обносят» магазины. Американцы волками смотрят на сограждан арабского происхождения – теракты ж, что еще, а кто у нас террористы? Индия обвиняет во взрывах Пакистан. И пошло – поехало.
В первой половине сезона, как герои, так и зрители до конца не осознают, что творится вокруг. Создатели сериала периодически подбрасывают толстые намеки, один раз даже демонстрируя некое чудо враждебной техники. Но до конца все равно неясно. Лишь на экваторе проекта намеки потихоньку обретают плоть. В нагнетании и параноидальной атмосферности Invasion не откажешь. Не Independence какой-нибудь, где все как на ладони. Как и в любопытности дизайна алиенов.
Параллельно постановщики смешают коктейль из семейной драмы, армейского боевика, триллера, фильма-катастрофы, хоррора, приправляя получившееся блюдо презентами из Чужого и Повелителя-мух-лайт. Порадуют видами Лондона и Токио. Посокрушаются о недостатках людской расы. Сделают одну из серий до боли похожей на «Тихое место» (именно тут герои начинают жестко тупить).
В общем, неплохо. Но сократить не мешало бы.
Эрго. Впечатляющая картина крушения привычного мира с акцентом на людские истории. Качественная интрига, мощное нагнетание, вменяемые персонажи. Но будьте готовы к нетерпеливости развития и некоторой затянутости сюжета. А вот особого экшена ожидать не нужно, с этим у Invasion проблемы.
Шаблонная фантазия, ил Сказка, рассказанная спустя рукава
Юный Эрагон (Спелирс) – обитатель деревеньки в стране Алагезия, по большей части был доволен жизнью. Хлопоты по хозяйству, охота в лесу, любовь дяди, воспитывающего пацана.
До той поры пока парень не наткнулся на странный камень, оказавшийся яйцом дракона.
Теперь за Эрагоном гонятся не только различные существа, посланные жестоким королем Гальбаториксом (Малкович). Но и жутко опасный колдун Дарза (Карлайл).
А от исхода этой погони зависят судьбы всей Алагезии.
Фентези непростой жанр, требующий не только слаженных действий от съемочной команды, но и тщательной работы сценариста, в данном случае опирающейся на литературный первоисточник.
Мало того что роман Кристофера Паолини, ставший основой ленты, сложно обвинить в оригинальности, создатели Eragon, похоже, отнеслись к постановке спустя рукава, создав на диво схематичную, неровную, клиповую сказку.
Мир не раскрыт, от слова «совсем». Есть абстрактная страна с труднопроизносимым названием под гнетом тирана, есть стражи в горах, есть село протагониста и где-то за пределами карты тусуются эльфы с гномами. Волшебно. Как можно погрузиться в происходящее, описанное столь скудно – лично мне непонятно. Причем ели судить хотя бы по википедии, книги Паолини, являясь непритязательным подростковым фентези, все же демонстрируют более- менее прописанный мир со своей историей, географией и особенностями.
Главное — постановщики так и не определились, для кого снимается кино. По стилистике перед нами пафосно-наивный проект, рассчитанный скорее на детвору и младший школьный возраст. При этом герой – здоровый лоб 17 годочков, которого окружающие, не краснея, величают мальчиком (да на нем пахать можно!). Хватает в фильме жестких моментов (без плескания кровищей в камеру, но, тем не менее), которых юным отрокам не посоветуешь.
Лента пытается втиснуть слишком многое в довольно скромный хронометраж 1.40. Что говорить, если Сапфира проскакивает лет 10 своего роста за 1 секунду полета. В фильме хватает событий (хотя если приглядеться, ключевых, наоборот, недостает), причем должного внимания им постановщики не уделяют. Вот мальчик вяло страдает по поводу своего предназначения, а вот он уже горделивый драконий всадник. Вот он, походя, берет первую жизнь, а вот уже шаманит направо и налево, как опытный маг. Вот чувствует первую любовь, а вот уже теряет друга и участвует в глобальной битве.
Что любопытно, создатели находят время на лишние бестолковые разговоры и долгие панорамы скачущих приключенцев. Никто не спорит, этим они демонстрируют красоты природы (бесспорные) и «как бы» обозначают пройденное героями расстояние. Однако складывается впечатление, что скачущую парочку на фоне величественных пейзажей, мы наблюдаем в общей сложности минут 15. Перебор.
Сеттинг ленты стандартный до зубовного скрежета. Злодейский гад, в одиночку (!) перебивший всех драконьих всадников (не обзавелся ли он базукой?). Свободолюбивые стражи, сверкая пытками скрывшиеся любить свободу в дальние горы, оставив остальных на откуп тирану. Зловещий колдунец, ненавидящий стоматологов. Попущенные солдаты, вяло поругивающие невнятного мужика (выглядящего среди поселян так же уместно, как викинг среди пигмеев), громко толкающего крамольные речи. Даже эльфов с гномами не обеспечили (хотя заявили).
При этом Паолини надергал идей у огромного количества мэтров фентези (и не только). Драконы со всадниками, описанные Маккефри с Мартином (да еще и имя Арья – это типа гордое заявление я вашего Мартина не читал и ваще игнорю?). Магия имен — у ЛеГуин. Толкиеном вообще пропитано все произведение. «ЗВ»? Тут, как на меня, несколько притянуто за уши, ведь идея наставничества и взросления описывается в каждом втором подростковом фентези.
Костюмеры и дизайнеры ленты также решили не заморачиваться. Изобразив Стражей как помесь арабов с неграми. Народ Арьи как теплолюбивых индейцев. А доспехи как гламурные костюмы. В общем, с миру по нитке – Эрагону кафтан.
Боевка невнятная, снятая по принципу: «бой в Крыму все в дыму», пусть камера пляшет и вокруг непременно будет темно – это скроет все косяки постановщиков боев. А уж финальное сражение и вовсе претендует на приз одной из самых нелепых киношных битв. Военного предводителя Стражей нужно расстрелять из баллисты как откровенного саботажника. Чем он занимался все отпущенное ему душкой-Гальбаториксом время: прической и нарядами?
Актеры играют на среднем голливудском уровне, периодически скатываясь до уровня своих сериальных коллег.
Эдвард Спелирс и вовсе образом Эрагона дебютировал в кино. Это не спрячешь. Деревянный юноша, что поделать.
Джереми Айронс в образе наставника ГГ особо не напрягается, беря свое за счет опыта и харизмы.
Малковича тут совсем мало.
Роберт Карлайл косит под Гриму и сам несколько офигивает от небрежности своих стилистов.
Сиенна Гиллори чертовски напоминает Эванджелин Лили в Хоббите.
А вот претензии фанатов (даже у среднего young adult фентези их немало), меня оставили равнодушным. Дело не в том, как показали ургалов, раззаков или какие крылья у Сапфиры, а в общем наплевательском отношении к проекту сценаристов и режиссера.
Но есть в ленте помимо природных красот (спасибо Венгрии) и любовно прорисованных полетов (явно ориентированных на жутко модное тогда 3d) еще один мощный козырь.
Драконица Сапфира. Драконы во многих фильмах нарисованы на уровне, и Сапфира становится настоящим украшением ленты.
Подростковое упрямство. Гордый лошадиный поворот головы, отличная мимика, яростные взгляды, гнев по отношению к врагам и любовь к своему непутевому всаднику. Настоящая женщина! Может, стоило снимать не «Эрагон», а «Сапфиру»?
Эрго. Слабенькое шаблонное подростковое фентези с непрописанным миром, неудачной структурой, невнятной боевкой и средней актерской игрой. В плюсах – драконица, венгерская природа и тридешные полеты.
Режиссер: Стефен Фэнгмейер
В ролях: Эдвард Спелирс, Джереми Айронс, Сиенна Гиллори, Роберт Карлайл, Джон Малкович, Гаррет Хедлунд, Алан Армстронг, Кристофер Иган, Гэри Льюис, Джимон Хонсу, Рэйчел Вайз, Ричард Б. Рифкин, Стив Спайрс, Джосс Стоун, Майкл Мельманн, Тамаш Дек, Мэтт Девере, Мат Хауманн, Андреа Фазекас, Кэролайн Чикези, Аньес Банфалви