Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 4 июня 2021 г. 11:17

Эту песню запевает молодежь, или Информационная революция в юном исполнении/ Деспотизм не пройдет!

mladshij_brat

17-летнему Маркусу Йаллоу не очень нравилась государственная машина. Слежка за учениками в школе, контроль за перемещениями, жучки в компьютерах. Будем честными, мало кому из подростков нравится Система. Но большинство находят способы с нею мириться. Возможно, и Маркус нашел, если бы не оказался не в том месте не в то время.

Террористический акт, и сразу после него жесточайшее закручивание гаек и попирание всяческих прав жителей Сан-Франциско.

Отныне у парня на государство, принявшееся «щемить» своих граждан, а точнее на Департамент национальной безопасности США огромный зуб. Казалось бы: тоже мне отыскалась угроза для наглых силовиков мощнейшей в мире державы: недоросль-программист. Но что если так только казалось?


За последние годы на нас обрушился целый вал разнообразных антиутопий, часть из которых ориентировалась на подростков. Большинство из этих книг мало чем может порадовать искушенного читателя, но Little Brother, появившийся на свет уже почти десятилетие назад, стал одним из немногих исключений. Причем исключением способным заинтересовать как young adults, так и вполне состоявшихся взрослых.

Первых способен зацепить главный герой, юный компьютерщик Маркус, сообразительный, знающий, талантливый, неглупый. При этом, как и все подростки, ершистый, увлекающийся, безапелляционный, немного наивный. Протагонист получился живым и полнокровным, сполна получающим свою долю читательского сопереживания. Книга написана от его первого лица, и отлично ощущается, что протагонист еще учится в старших классах. Особенно поначалу. Обман школьных систем слежения, игры с опасностью, дающие легкий адреналин. Увлечение играми, ролевыми, компьютерными и на местности. Отношения с однокашниками и преподавателями. Открытия, связанные с противоположным полом. Остальные персонажи на фоне Маркуса выглядят бледновато и работают скорее функциями, чем полнокровными героями – «лучший друг», «потенциальная девушка», «папа и мама».

Роман написан на удивление адекватным языком, без скидок на возраст, сюсюканья и нарочитости. Доктороу не пытается излишне стилизовать речь героев, все же протагонисту не 12-ть годочков, но не забывает об особенностях юного восприятия мира. Создавая приятную атмосферу легкого пубертатного безумия и отроческой самоуверенности.

Little Brother буквально пронизан компьютерной терминологией, особенностями использования сетей, гимнами программированию, рассказами о шифровании и прочими техническими приколами. Но у Кори почти всегда получается подавать эти важные для сюжета данные нескучно, не уподобляясь занудным справочникам. А заодно подбросить читателю некоторое количество полезной информации.

Вдобавок роман написан живо и легко, в нем хватает переходов между легким началом и жестким продолжением, обычной жизнью и тюремными буднями, семейным бытом и шпионскими играми, школьными днями и «програмерскими» ночами.




Статья написана 28 мая 2021 г. 13:30

Игра в мертвецком казино, или Семейное воссоединение в городе зомби

armija_mertvecov

Зомби-апокалипсис наступил. Пока лишь в одном отдельно взятом городе США. Лас-Вегасе. Отныне столица игорного бизнеса развлекает лишь живых мертвецов.

Правда, кроме «шаркунов» имеется тут и более приятные моменты. Набитые баксами сейфы казино.

Один из таких сейфов берется вскрыть команда под началом татуированного, близорукого и крутого Скотта Уорда.

Их целостности угрожает не только армия мертвецов, среди которых встречаются крайне шустрые и сообразительные экземпляры. Собственные цели многих членов команды. Но и ядерная ракета, которая обрушится на Лас-Вегас буквально через несколько часов.


Зомби-эпидемии частенько гостят как на больших, так и на малых экранах.

Решил вернуться к этому поджанру и Зак Снайдер? некогда начинавший свою карьеру с «Рассвета мертвецов».

Перед нами, по большому счету, не «11 друзей Уорда» в зомби-антураже, с хитроумными планами ограбления (с этим все просто), а история осознания, понимания и искупления одного единственного человека. Печального Скотта Уорда – огромного мужика в трогательных очечках, трудящегося поваром в закусочной. Только ленивый не прошелся по тому, что Зак этой картиной провел личный психологический тренинг на тему «как отцу успевать на помощь дочке». Но, похоже, так оно и есть.

Скотт, о прошлом которого мы узнаем лишь то, что он заслужил медаль, спасая министра от зомби (вояка наш Уорд или наемник?), отправляется на опаснейшую миссию не ради себя, а для дочери, оставленной ранее на произвол судьбы, причем в компании оной. В процессе наш громила узнает массу нового об отношении окружающих, и даже успевает сделать некоторые выводы.

Батиста в главной роли несколько скучноват, харизмы до того же Скалы Дейву не хватает, но совсем кашу не портит. Радуя зрителя своими поварскими размышлениями о ролах из лобстеров и крафтовом сыре.

Это один из немногих примеров отношения Снайдера к развитию и шлейфу роли персонажей. На героев режиссер решил много внимания не тратить.

Дочурка в исполнении Эллы Пёрнелл показана внезапно крутым снайпером (десяток народу в голову за десяток секунд), социально активным, но поразительно глупым человеком, подставляющим непричастных наемников направо и налево. Особенно позабавило отношение к подруге, из-за которой «полегло столько народу в Европе». В самом финале о существовании той никто попросту не вспоминает – «помер Максим, и хрен с ним». Не до того, у нас тут семейное воссоединение.

Соратник Уорда Вандерох (Хардвик) может, по крайней мере, похвастать концептуальной пилой. Майки Гузман (Рауль Кастильо) — стильной прической.

А вот второй старый напарник Мария Крус (Ана де ла Регера) даже пилы лишена. Одним романтическим интересом обходится.

На тему привычки Койота спать с автоматом, и ее отношения к мужикам, можно сделать определенные выводы, но озвучить их постановщики не озаботились.

Пилота вертолета откровенно жалко. А вот не позволяй совести управлять твоими поступками!




Статья написана 24 мая 2021 г. 10:34

Магический вестерн, или Обменное колдовство под взглядом Госпожи

7_klinkov

Одна допросная камера в Революционной Высокой башне.

Две женщины, одна из которых вскоре умрет.

Шесть часов до казни.

Льется рассказ о волшебниках и охотниках за головами. Жуткой магии и знаменитом чудесном револьвере. Семи заговорщиках, некогда пытавшихся свергнуть саму императрицу.

Падают последние песчинки в часах, отсчитывая мгновения до смерти рассказчицы.

Но что если с падением последней из них история не закончится?


Роман, некоторыми линиями навевающий ассоциации с Аберкромби, «Расколотым миром» Феликса Гилмана и «Черным ходом» Олди. Местами вторичный, но радующий любопытным подходом к волшебству и аналогом магического Дикого запада.

Здешние кудесники чар получают силу через Мену. Сделку с Госпожой Негоциантом (с полом это божество не определилось). Отдаешь, к примеру, воспоминание, или дыхание – получаешь возможность творить волшбу, в зависимости от своей школы. Нынче магия во многом наука – ушлые ребята точно знают, что нужно отдать, чтобы получить желаемое. Случаются, правда, неувязочки. Различных направлений колдовства в мире «Могил» хватает. Тут вам телекинез, работа с ветром, телом, иллюзии, телепатия, открывание порталов в иные миры и призыв оттуда всякого зубастого. Это только малая толика умения классических магов. В наличии также фанаты знаний – вольнотворцы, способные зачаровать рану, одежду и даже свеженький труп. Безглазые Поклонники Видящего Бога – адепты мощной, но нестабильной «языческой магии».

Как видите, колдовства для своей локации автор не пожалел.

Как и различного вооружения: простого, магического и уникального (кто сказал: Дьяблой повеяло?). Ручницы (что в основе здешнего огнестрельного оружия мы так и не узнаем), автострелы — арбалеты с моторами, грозострелы — арбалеты, несущие на своих стрелах грозу, огнеглефы, стужемечи, боевые железные повозки, мощные, но однозарядные штык-ружья, бомбы. Предметов изничтожения ближнего своего — выше крыши.

Это не считая таинственных революционных Реликвий, позволивших «нолям» справиться с колдунами.

И конечно, револьвера, давшего имя нашей героине. Револьвер, что любопытно, также с полом не определился, впрочем, ему это не особо нужно. Какофония – единственный в своем роде. Заключивший соглашение с протагонисткой. Стреляющий пулями, содержащими заклинания, придающий форму магии. Огненные шары, звуковые стены, болезненные несмертоносные чары. Зарядить это оружие можно многими сюрпризами. Какофония обладает зачатками сознания, не разменивается по мелочам, не любит когда его достают зря, а вот добрую драку с сильным противником – очень даже.

На первый взгляд кажется, что в лице Империи и Революции перед нами противостояние магии с технологией, но потом становится понятно, что в основе революционных технологий лежит когда колдунство, когда материалы с непонятными свойствами. В общем, техникой в нашем, земном понимании тут не пахнет.




Статья написана 21 мая 2021 г. 12:48

Размышления о природе человека, или Взрыв страстей в тесных коридорах

pokolenie_vojadzher

Ближайшее будущее. Дела на матушке Терре худо, человечеству пора искать новый дом. Благо подходящая планета вроде как обнаружена.

Чтобы проверить будущую «Землю обетованную», туда устремляется разведывательный корабль.

С необычным экипажем. На борту несколько десятков детей, специально выращенных для этой миссии, и один взрослый. Лететь долго, до цели доберутся лишь внуки первого поколения. Чтобы снизить риск конфликтов, юнцов накачивают наркотой, повышающей вялость, подавляющей сексуальное желание.

Но что случится, если подростки освободятся от препарата, обуздывающего их порывы?


В кино и литературе во все века уделялась масса внимания людской природе, попыткам приглушать стремления и желания, конфликтам в замкнутой социосистеме. Однако поколения сменяются, и Нил Бёргер решил в очередной раз побеседовать с недорослями об этих важных темах.

Как и следовало ожидать, получилось вторично, скучновато, но для целевой аудитории, наверное, уместно.

Какое поведение будет правильным, если вас не сдерживают правила и страх наказания? Что формирует цивилизацию: договоренности или манипуляция? Стоит ли верить всему, что вам говорят? Что лучше: быть дикарями, или вменяемыми людьми? Как решать конфликты: силой или голосованием. Как сдерживать животные порывы и нужно ли это? Что, в конце концов, в самой природе человека: агрессия, насилие, или способность договариваться?

Вполне вменяемые вопросы для разговора с подрастающим поколением, да и некоторым взрослым не мешало бы над ними задуматься. И ответы даются правильные (об этом позднее).

А вот реализация оставила противоречивое впечатление. Снято все камерно (что не удивительно, дело происходит в отсеках корабля), бюджетно, изрядно наивно.

Даже не будем говорить о смысле разведэкспедиции, длящейся без малого столетие. Это у вас не разведка, а полноценная колонизация получается, а для нее трех десятков народу маловато. Или об изначальной идее отправки детишек вовсе без пригляда.

А вот реакции экипажа и уровень манипуляций, которыми на него воздействуют, это натуральный «первый класс, вторая четверть» — как-то чересчур даже для подросткового кино.

Возможно, таким образом нам демонстрируют оторванность молодняка от жизни – его действительно держали в вакууме общения, информации. Однако не верится в то, что детишки, пускай всю жизнь варящиеся в обществе друг друга, не проверяли на своих собратьях психологические манипулятивные инструменты. То, чем гомо сапиенс владеет практически с пеленок.

Опять же интересно, с какого возраста их накачивали «синеньким»? Ведь пубертатные бунты, бодание друг с другом и взрослыми начинаются гораздо раньше, чем в 14. И должны были накрыть экипаж еще на земле.




Статья написана 19 мая 2021 г. 10:04

Нищий Бэтмен в погонах / Законность или справедливость?

major_grom

Игорь Громов не был обычным сотрудником питерской полиции. Скорее он действовал в стиле шерифов Дикого Запада. Зато раскрываемость у него была на высоте, что помогало начальству мириться с его выходками.

Так продолжалось до поры, пока в городе не объявился некий Чумной доктор, наводящий порядок еще более крутыми методами. Взявшийся за очищение Питера от богачей, обычно надежно прикрытых от правосудия деньгами, связями и властью.

Гром сам порой задумывался о том, что закон во многих случаях бессилен, но крестовый поход Доктора грозит и вовсе обрушить город в болото анархии и смертей.

А значит, Питеру нужен тот, кто остановит маньяка.


Первая полнометражка по мотивам российских комиксов рождалась нелегко, а появившись на свет вызвала массу споров насчет своего морального посыла. Причем со всех сторон.

Перед нами кондовый, нажористый, породистый комикс-вульгарис в лучших голливудских традициях старой школы. Но со своими особенностями.

Создатели «Майора» лихо используют приемы, которые уже не получается называть шаблонными, скорее архетипичными.

Герои нарочиты, утрированы и театральны. Особенно это касается карикатурных злодеев, с главным злецом ленте особенно не повезло, впрочем, об этом позднее.

Протагонист совмещает готичность нищего Бэтмена с напористостью зрячего Сорвиголовы, становясь между делом одной из удач картины.

Игорь Громов в исполнении Тихона Жизневского – благородный безденежный дон, любящий шаурму, обладатель одной единственной «визитки», живущий в огромной обшарпанной квартире с осыпающейся штукатуркой и пустым холодильником. Не имеющий друзей и не привечающий гостей (туалет показателен), ходящий в дырявый носках и пользующийся старенькой кнопочной мобилой. Он харизматичен, невозмутим, напоминая одновременно самурая и персонажа Иствуда. Не стесняется использовать кулаки. Не признает полицейской формы, протоколов и ограничений, считая, что по правилам преступника поймать невозможно. Трогательно привязан к кепке и куртке. Сомневается в действенности системы правосудия, однако почти мгновенно, увидев воплощение своих сомнений в действии, принимается исполнять свою работу, напрочь позабыв собственные сомнения. Вдобавок радует зрителя приятной фишкой – визуализированным просчетом своих будущих активных действий. Фактически, под рефрен «думай» нам показывают несколько вариантов будущей драки и ее последствия.

Отдельное спасибо за попытку передать не только «рукомашескую» сторону работы Грома. Нам продемонстрируют, как майор занимается скучной бумажной, кабинетной полицейской работой. Изучение материала, сбор информации, сопоставление, использование «серых клеточек», выводы. Дающие возможность ринуться в поле на поимку преступника.







  Подписка

Количество подписчиков: 132

⇑ Наверх