Агент против апокалипсиса, или Не ходите дети в галактику гулять
Шеннон Мосс – спецагент Следственного управления ВМФ CША, всякое повидала на своем веку. И не только на Земле. И не только в родные 90-е. Ведь она была оперативницей программы «Глубокие воды» — секретных миссий в глубины космоса и глубины времени. Попросту в будущее.
Будущее, которое не сулит человечеству ничего хорошего. Во всех его вариантах нашу цивилизацию ожидает конец. Рубеж. Мгновение, когда человечество перестает существовать.
Жестокое убийство в небольшом провинциальном городке, казалось, никак не может быть связано с грядущим апокалипсисом. Однако чем больше Шеннон работает над этим делом, связанным с пропавшим несколько лет назад «морским котиком», тем яснее становится, что связь все-таки есть. И без очередного визита в будущее Мосс не обойтись. Визита, принесшего неожиданные и шокирующие результаты.
Американец Томас Карл Светерлич появился на фантастическом небосклоне относительно недавно – пять лет назад, когда мир увидал его роман Tomorrow and Tomorrow. До этого Том трудился в университетской библиотеке для людей с ограниченными возможностями и потихоньку работал над рассказами, мелькавшими в сети с 2012 года. Один из своих рассказов Том отослал писателю Стюарту О'Нэну, посоветовавшего Тому подумать над крупной формой. Светерлич с удовольствием последовал совету, дебютировав в 2014 году уже упомянутым Tomorrow.
«Исчезнувший мир» — его второй роман, изданный в 2018. С первых страниц автор огорошивает нас близким концом человечества и таинственными Глубинами времени, крайне необычно действующими на людей. Затем надолго превращая книгу в классический детектив. Жестокое убийство. Расследование Мосс, проявляющий недюжинный полицейский талант. Кропотливая работа следователей. ФБРовцы, пасущиеся на заднем плане. Неожиданные открытия. На «Настоящий детектив» с которым книгу сравнивают в аннотации, роман похож не сильно, но линия расследования сделана вполне вменяемо. А вот кивок в сторону «Интерстеллара» и «Начала» более уместен.
Тем более, вскоре выясняется, что автор все же не забыл о том, что пишет фантастику.
Сперва наша «Шеннон Холмс» проявляет себя как детектив-читер, не отказывающийся от возможности «сделать монтаж» и воспользоваться плодами 20-летней работы своих коллег. А затем расследование и вовсе отходит на задний план, а перед нами во всей красе разворачивается история о путешествиях во времени/пространстве и встрече с таинственными сущностями. История, говорящая об ответственности за людские забавы с непознанным (не ходите дети в Африку гулять). За стремления к безудержному исследованию, познанию и технологическому развитию. Раздумывающая о формировании будущего и человеческой роли в этом самом формировании. Об иллюзорности реальности и различных вариантах бытия. О влиянии знания об этой самой иллюзорности на психику гомо сапиенсов. О моральных аспектах деятельности путешественников во времени и их психическом здоровье.
Светерлич использует в своей книге довольно популярную теорию многовариантности грядущего. Когда каждое действие создает новый вариант будущего, ветвистое дерево линий, возможностей и вероятностей, сплетающихся подчас в абсолютно фантасмагорических сочетаниях. При этом главной и единственно самодостаточной все равно остается линия 80-90-х, где было совершено убийство.
Перед нами два времени: 1997 и 2015. Причем если 1997 – в одном варианте, то 2015-тых мы увидим несколько штук. Наблюдать за вариантами развития персонажей, знакомых по основной линии, весьма любопытно.
Парадоксы, дубли, возвращения, мистические и психоделические моменты, попытки воспользоваться новой информацией и предотвратить нежеланные последствия. Все любимые приемы путешественников во времени в наличии.
The Gone World создан обстоятельно, реалистично и натуралистично. Действие развивается неторопливо, с описанием нюансов преступления, кровавыми и крайне неаппетитными подробностями убийства и следственной работы, атмосферой триллера, особенностями путешествий в Глубокие воды, их последствиями, размышлениями героини, загадками и постепенно получаемыми ответами.
Героини, ставшей одним из основных украшений романа. Уроженка небольшого городка, сумевшая избежать алкоголической дороги, протоптанной матерью, и занявшаяся криминологией после гибели подруги. Эмоциональный, живой человек, испытывающий сомнения, подверженный психотравмам и детским комплексам, допускающий ошибки. Хороший профессионал, матерый оперативник, неоднократно отправлявшийся в пучину будущего. Калека, потерявшая ногу во время первого столкновения с Глубокими водами. Женщина, переживающая из-за сального мужского отношения. Персонаж хорошо прописан, психологически достоверен, снабжен внушительным шлейфом роли, раскрывается перед читателем до донышка и несет в себе изрядный сюрприз.
Как видите, о современных трендах, типа проблем инвалидов и сексизма автор не забывает. А что вы хотите: в современной западной литературе – это практически непременный момент. Даже странно, что расовый вопрос как-то остался за кадром.
Экшена немного, но напряжение создано весьма умело. С самого начала ясно, что больших проблем не избежать, но с ходом времени атмосфера становится еще тягостнее. Жить в ожидании конца человечества, который все приближается и приближается – сотрудникам программы «Глубокие воды» не позавидуешь. «Лучше ужасный конец, чем ужас без конца?» — как-то так.
Особенно если учитывать, что во всех проблемах человечества виноваты кто бы вы думали? Правильно – оно само. Точнее отдельные представители из той самой программы. Сперва прикоснувшиеся к тому, к чему даже близко подходить было нельзя (хотя – а кто знал?), а позднее испугавшиеся единственного способа исправить ситуацию. Да и так ли уж необходимы были масштабные исследования в Глубинах космоса и времени? Не лезьте туда, не зная куда: в места с последствиями визита в которые вы не готовы справиться – будто восклицает автор, а если уж полезли – имейте смелость исправить содеянное. Любой ценой.
Эрго. Приятная смесь детектива, триллера и фантастики о путешествиях во времени, с хорошей атмосферой, напряжением, удачной главгероиней и мощным посылом не торопить развитие цивилизации.
Космический подарочек или Дитя предназначения/«Никогда не разговаривайте с неизвестными астероидами»
Последний год выдался для Молли Уоттс (Берри) не самым легким. Ничего удивительного, 13 месяцев на космической станции, причем в полном одиночестве. Плюс странные видения.
Не фунт изюму, отнюдь.
Но и по возвращении к любящему мужу Джону (Вишнич) и сынишке Итану (Гэгнон) странности не закончились.
Из космоса Молли прилетела на четвертом месяце беременности. Это после того, как больше года не касалась ни одного человеческого существа.
Но и это еще не все. Вокруг семейства начинаются какие-то чертовски опасные игры, и верить чета Уоттс может только самим себе. А также сыну.
Или и здесь есть варианты?
Extant, у которого, как у Арагорна, много имен, пардон, переводов, привлекает в первую очередь даже не наличием Холли Берри. Ну Женщина-кошка, ну Шторм, ну Готика. Мило, но далеко не шедеврально. А вот исполнительный продюсер, это да. Внушает. Самолично Стивен Спилберг. В общем, для того чтобы начать просмотр — достаточно. А сделать так, чтобы зритель его преждевременно не закончил, уже задача всей съемочной группы.
Удалось ли это создателям Extant?
Отчасти.
В чем им не откажешь, так это в неплохих задумках. И пускай особо новыми их назвать сложно, их хотя бы много.
Невозможная беременность. Ошалевшая от такого известия космонавтша. Странности, возникающие вокруг семьи Уоттс. Предательство и угрозы от власть имущих. Возня вокруг Итана, способного преподнести немало сюрпризов. Ожидаемые враги и неожиданные друзья. Новые головные боли, и нежданные повороты сюжета, щедро подкидываемые героям.
А вот воплощение в некоторых местах оставляет желать лучшего.
Подзатянуто. Многовато воды, подсократить было бы самое то.
Хватает логических прорех, в первую очередь психологических.
Злецы никак с собой не определятся. То они все из себя беспринципные, и перед убийством ни на миг не задумываются. То отчего-то носятся с положительными героями, как с писаной торбой. Хотя кардинальное решение проблемы напрашивается само собой.
Протагонисты в ответ героически бросаются на амбразуры, время от времени ведя себя чересчур нагло, и откровенно нарываются.
А уж повсеместная доверчивость к невозможному, и слепое следование инстинктам (особенно рулят родительские) вызывают острое желание напомнить персонажам о необходимости думать головой.
Да и неопределенность ТТХ незваных гостей озадачивает. Они чего могут-то? Дверь, к примеру, помеха или нет? А то в одном случае так, в другом иначе. Нехорошо.
Есть вопросы и к компании — работодателю Молли. Это у них чего, полеты в космос в будущем отданы на откуп частным корпорациям? А как же доблестное американское правительство?
Кстати о будущем. Какие тут прикольные гаджеты попадаются, блеск! А уж протезирование просто на божественном уровне. Да и создатели искусственного интеллекта откровенно тянутся за лаврами всевышнего.
По поводу актерских работ.
Главная звезда — Холли Берри каши не испортила. По-матерински заботится, трогательно пугается и переживает, а когда надо, может и показать, за что ее взяли в космонавты.
Джон (Горан Вишнич), муж Молли, оставил двойственное впечатление. Вроде и сыграно нормально, но как-то слишком прохладно, что ли.
Можно также отметить Майкла О’Нила в роли начальника Уоттс. Вот уж у кого солидный актерский багаж за плечами (пускай в основном сериальный).
Ну а больше всех меня порадовал Пирс Гэнон с его Итаном. Отлично справился с непростым персонажем. Маладца пацан, так держать! Тем более, что несмотря на всего девять прожитых лет, это уже не первая его заметная роль. Мальчик успел засветиться на большом экране в компании самого Брюса Уиллиса («Петля времени»).
Эрго. Несмотря на некоторые недостатки и недоработки, у творцов Extant получилось главное: поддерживать костер загадки, регулярно подбрасывая в него новые и новые дрова интриги. Сцедить бы лишнюю воду, да подправить психологию — было бы вообще хорошо. Но и так мне скорее понравилось, чем нет.
Возвращение волшебства или Сказка на раздвоенных копытах
Она жила в сиреневом лесу долгие-долгие годы. В лесу, где всегда царила весна и птичьи трели. Жила до той поры, пока случайно не услыхала, что из мира исчезли все единороги.
Она уже сотни лет не видала никого из сородичей, но всегда знала, что подобные Ей существуют где-то на свете. Но если они ушли, то и Ей придется последовать их примеру.
И Последний единорог отправляется на поиски.
В мир, утративший волшебство и память о прекрасном. В мир, где рассказывают страшные истории о короле Хаггарде и Красном Быке.
Возможно они, повелители мест «Где скалы остры, бесплодна земля», знают что-нибудь о единорогах?
Или именно они и повинны в их исчезновении?
Питер Сойер Бигл увлекался чтением с самого детства. И в ту же босоногую пору впервые заявил о том, что станет писателем. Как оказалось позднее – пацан сказал – пацан сделал. В школе Питер активно занимался развитием школьного журнала, а в старших классах выиграл литературный конкурс, получив стипендию для учебы в Питтсбургском университете.
В студенческие годы Бигл стал победителем еще одного конкурса и опубликовал первый роман “Тихий уголок”.
Затем был литературный кружок Стэнфордского университета, масса путешествий и новые книги. А в 1968 из-под пера Бигла появился роман «Последний единорог», ставший одним из самых известных произведений в жанре фентези.
Вещь действительно достойная.
В первую очередь отмечу работу Бигла со словом.
В словосложении Питер достиг поистине выдающегося мастерства. Буквально одним предложением он рисует переполненную образами картину, поражающую восприятие, будоражащую подсознание, врезающуюся в мозг и остающуюся там надолго.
Наполнение текста на высочайшем уровне. Один только кусок с Полночным караваном Мамаши Фортуны, или той же историей Хагсгейта достойны своей большой повести.
Его текст поэтичен (кстати, Питер известен не только как прозаик), гармоничен, объемен и весьма хорош на вкус. Будто блюдо, приготовленное матерью и отведанное в детстве, когда деревья были большими, а неведомая, но, безусловно, прекрасная жизнь лишь занималась, как весенняя заря на горизонте. Блюдо, позднее прочно позабытое, но будоражащее рецепторы одним оттенком запаха. Будящее юношеские воспоминания, надежды и чаяния. Оставляющее послевкусие, способное часами таять на языке.
Вот так потихоньку мы вплотную подошли к следующей прелести «Единорога».
Книги, возвращающей нам сказку. Сказку, вобравшую лучшее от своих детских коллег, но не уклоняющуюся от суровой правды жизни. Книги, наполненной волшебством, отголосками легенд, ощущением необычного. Книги, сожалеющей об утрате людьми способности видеть магическую сторону бытия. Книги, тем не менее сохраняющей веру в счастливый исход любого безнадежного предприятия.
Ну и, конечно же, как не упомянуть столь любимую читателем тему квеста, поиска чего либо, за которым мы следим, не отрываясь и забывая перевести дыхание. Тему, выстроенную постепенно и последовательно. Через нагнетание обстановки, сперва едва уловимое, потом все более усиливающееся. Отзвук угрозы. Слухи об опасности. Тревожные ожидания, разговоры, истории.
А затем мы лицом к лицу встречаемся с тем, о чем говорили легенды.
Выстроен роман по классической, веками опробованной схеме, действие ведется неторопливо и размерено, периодически взрываясь всплесками активности.
Герои наперечет, всего четыре магистральных персонажа (не считая единорога), и пара вспомогательных. Каждый отвечает за свою сферу человеческой деятельности. Принц за взросление, мужские свершения, преодоление и героизм. Шмендрик Маг за творчество, ожидание и постижение мудрости. Молли за понимание и зрелую женственность. Хаггард за осознанные пороки.
И над всем этим царит изящное волшебство, пришедшее из сиреневого леса. Волшебство, сказка, мечта, идеал прекрасного. Вдохновляющий, поражающий, позволяющий собраться с силами, развиваться и двигаться вперед.
А вишенкой на торте возлежит ирония. Когда легкая, по-отечески снисходительная. Когда добрая, играющая на аллюзиях и восприятии. Когда ядовитая, до донышка препарирующая людей с их гордыней, жадностью, властолюбием, пресыщенностью, зашоренностью, склонностью обманываться, ленью, нежеланием развиваться.
Но Бигл не только огорчается несовершенством гомо сапиенс. Он также зажигает нам путеводный маяк. В лице тех, кто смог стать выше своих недостатков. Тех, кто, прикоснувшись к волшебству единорога, нашел в себе силы сделать следующий шаг. Тех, кто, познав великую силу Любви, изменившись к лучшему, нашел себя и свой путь.
Тех, о ком будут помнить веками.
Эрго. «Единорог» — камерная, уютная сказка, не претендующая на эпичность и вселенский размах. Удивительная редкость из прошлого века для нашего глобального времени. Поэтичный рассказ о волшебстве, Любви, их влиянии на человека. Рассказ, возвращающий веру в людей. Людей помнящих о волшебстве, и способных, раскрыв свой потенциал, стать действительно Людьми.
Наказание и преступление. С опережением, или Моральные этюды для блондинок
Капитан полиции Джон Андертон (Круз) отдавался своей работе по полной программе. Еще бы, ведь благодаря программе профилактики преступлений и провидцам, количество убийств в округе Вашингтон удалось снизить практически до нуля. Ах, если бы эта программа была внедрена чуть раньше, в то время, когда исчез его 6-летний сын!
Зато теперь Джон все свое время посвящает тому, чтобы подобная ситуация не произошла с другими отцами и детьми. Ну и наркоте, нужен же хоть какой-то способ, чтобы не сойти с ума.
Но вот чего Джон аж никак не собирался делать, так это убивать абсолютно незнакомого ему человека.
Однако именно эту картину увидели провидцы в своих видениях. А провидцы никогда не ошибаются.
К началу 2000-ных один из лучших постановщиков современности Стивен Спилберг снял уже большинство хитов, принесших ему мировую славу, и мог позволить поиграться с материалом в свое удовольствие.
Minority Report, лента по небольшой повести Филипа Дика, одного из самых экранизируемых фантастов нашего времени, вышла интересной по техническому исполнению, живой, переполненной экшеном, картинами будущего и жутко нелогичной.
Из повести режиссер взял лишь основную идею системы допреступности и личность капитана Андертона, который по мнению провидцев, должен совершить убийство. Дика в его работе в первую очередь интересовало влияния знания будущего на само грядущее. Спилберг упомянул пару раз о выборе, но заодно решил поднять ставки, потревожив весьма болезненные социальные и моральные вопросы.
Итак. Трое провидцев-«провов» сделали округ Вашингтон натуральным райским садом. Преднамеренных убийств не случалось уже несколько лет. Преступления в состоянии аффекта предотвращаются бравым спецназом и капитаном Андертоном, вооруженным «палками-блевалками». Систему уже подумывают распространить на всю страну…
Секунду.
А каким собственно образом?
У вас в кармане есть еще десяток-другой подобных «провов»? Нет. Эта троица подростков, дети наркоманов с жуткими генетическими нарушениями – уникальна. Кстати, абсолютно непонятна дальность предвидения «провов». Если судить по финалу – радиус их дара-проклятия не так уж велик, и требует держать провидцев в крупных людских скоплениях.
И что самое забавное – никто и не почесался попробовать воссоздать ту последовательность нарушений и опытов давшую такой неординарный результат. С помощью компьютеров ли, искусственного интеллекта, либо добровольцев или иных подопытных. Неужто во время экспериментов доктора Хинеман не велось никаких записей?
О какой вообще системе может идти речь? Профилактика преступлений, висящая на трех нитках? И если одна из них обрывается (а люди, знаете ли, смертны, причем порой внезапно) – система заканчивается. Как класс.
Первая и самая серьезная недароботка сценаристов ленты. Одно дело, когда этих самых провов достаточно (у Дика их в каждом участке по три штуки: мутанты, что с них взять Гены у них не мытые) – тогда можно говорить о системе. Если их всего трое, и как получить еще, никто не знает – это простите не система, а баловство на пару лет. Хорошо, пару десятилетий.
Дальше, на основании того, что у одного из «провов» обнаруживается родитель, Стивен огорошивает зрителя вопросом – морально ли отбирать ребенка у родителя и использовать на благо общества? Обратите внимание – двух других, безотцовщину, постановщик вообще в расчет не берет. Есть у ребенка родственник – повезло, нет – ты никто и звать никак.
Морально ли заставлять «обколотого» подростка регулярно видеть кошмары, спасая тем самым жизни других? Морально ли накачивать человека наркотой, поддерживая в практически растительном существовании? Морально ли заставлять детей исполнять обязанности государственной машины с ее тысячами силовиков, детективов и прокуроров?
И ежу понятно, что это абсолютно незаконно и настолько же аморально. Но жутко удобно. Ничего, что каждый гражданин (особенно ребенок) по определению находится под защитой закона. Ничего, пускай детишки послужат стране, если нет другого выхода. Отдадут, так сказать священный долг тем, кто и пальцем для них и их семей не пошевелил. Только родился, а уже задолжал – удобная позиция для государства.
Не идет речь о сознательном выборе «провов» (которые, как оказывается, вполне могут жить нормальной жизнью). О возможности отдыхать, наслаждаться заслуженным вознаграждением, звездами, обедом, беседой. Нет. Наркота и кошмары на износ.
Дальше. К чему всех поголовно потенциальных преступников отправлять в бессрочный анабиоз? Одно дело – когда речь идет о маньяках или закоренелых рецидивистах. Но к чему «замораживать» сорвавшегося мужа, убившего (почти убившего) жену и любовника в состоянии аффекта? Единожды подошедший к черте и почувствовавший дыхание пропасти будет гораздо осторожнее впоследствии. Такому субъекту прямая дорога в объятья психологов (которых как и адвокатов на западе целые армии), тут даже полицейский надзор дело вторичное. Работайте товарищи мозгоправы с ним, с женой, с любовником, с их сыном и собачкой. Отрабатывайте в конце концов свое существование. Поставьте ему «крышу» на место. Помогите или разойтись с супругой красиво, или жить дальше в согласии.
Нет. В капсулу – и никаких гвоздей.
Да и тема намерения и его реального воплощения, вроде и поднятая в ленте достаточно явно, не раскрыта в той степени какой могла бы.
В общем, к логике и моральным посылам Minority Report вопросов масса.
А вот к исполнению почти нет.
Частый пересвет кадра, зернистость, скачки резкости по задумке Спилберга должные символизировать предвидение «провов» (коим вроде как и является лента), смотрятся несколько непривычно, но весьма антуражно.
Куча забавных гаджетов, «живая» пресса (Гарри, ты ли это?), поголовное сканирование по радужной оболочке глаза, персонифицированная реклама, захватывающие дух транспортные магистрали будущего, с удовольствием переносят читателя в середину 21 века.
Много беготни Фаррелла и других персонажей в шлемах за Крузом, напряженные моменты, типа «Дела о неверной жене» в начале, или облавы с помощью полицейских пауков, не позволяют заскучать или отвлечься еще за пивом.
В чем-чем, а в режиссерском мастерстве старине Спилбергу не откажешь.
А вот над философией, логикой событий и морально-этическим содержанием Стивену нужно думать тщательнее, не рассчитывая только на блондинок, глубокомысленно прощебечуших после тиров: «Детишек конечно жалко, бедненькие, но вон они сколько человечков спасли. Ах! Спилберг помог меня задуматься о нелегком детском труде».
Эрго. Крепко сверстанная и хорошо поставленная «алдовым» профи Спилбергом фантастика с серьезно нарушенной логикой и странноватой моралью.
Режиссер: Стивен Спилберг
В ролях: Том Круз, Макс фон Сюдов, Саманта Мортон, Колин Фаррелл, Кэтрин Моррис, Тим Блэйк Нельсон, Петер Стормаре, Стив Харрис, Нил МакДонаф, Патрик Килпатрик, Джессика Кэпшоу, Ричард Кока, Кит Кэмпбелл, Кирк Б.Р. Уоллер, Клеа Скотт, Фрэнк Грилло, Анна Мария Хорсфорд, Сара Симмонс, Юджин Осмент, Джеймс Хендерсон, Вене Л. Аркораки, Эрика Форд, Кейт Флиппен, Джессика Харпер, Натан Тейлор
Случилось неслыханное! Среди стаи флуктуаций, атакующих ларгитасский космический корабль, приборы зафиксировали волновой спектр антиса. Антиса! Надежи и опора рода человеческого, защитника странствующих сквозь звездную бездну, героя космоса, нового витка людской эволюции!
Что это было? Ошибка? Сбой аппаратуры? Неизвестная флуктуация? Антис-психопат? Террорист? Дитя, воспитанное флуктуациями? Гибрид? Каких только бредовых идей не выдвигали ученые Ларгитаса.
В любом случае феномен заинтересовал не только самых передовых в Ойкумене техноложцев. Но и брайманов, ведь именно к этой расе, если верить приборам, принадлежал неведомый Отщепенец. И помпилианцев, вечно лезущих не в свои дела и мечтающих о собственном антисе. И, конечно же, совет антисов, стремящихся разобраться в деталях шокирующего, невиданного доселе события.
И не просто заинтересовал. Похоже, Ойкумена оказалась на пороге одного из страшнейших кризисов в своей истории. Кризиса, способного стать первым шагом к глобальной, разрушительной войне.
Ойкумена снова с нами! После пяти лет с момента «Волчонка», и трех, прошедших от выхода «Побега на рывок», мы изрядно соскучились.
Возвращение оказалось волнительным. Ведь в нашей любимой Ойкумене настают сложные времена. А всему виной оскал судьбы — случайная встреча на печально известном Шадруване, послужившая спусковым крючком эпохальных событий. Случай, позволивший Олди приоткрыть нам доселе неведомые или малоосвещенные грани Ойкумены. Познакомить с серьезными теориями, касающихся основополагающих моментов жизни этого мира. И как обычно поговорить с читателем о важных вещах.
К примеру, о реальности (-тях). Теме, уже давно волнующей серьезных фантастов. Ей в новой трилогии уделено максимум авторского внимания. Является ли то, что дано нам в ощущениях, единственным и неповторимым ее видом? Или есть нюансы?
На примере Ойкумены: что такое на самом деле знаменитая шелуха, иначе Вторичный эффект Вейса? И возможно ли, что галлюцинаторная реальность не такая уж и галлюцинаторная. Что если это лишь вторая сторона монеты? Непременное свойство пространства, возникшее вследствие воздействия разума или забав природы? Что если тут помимо исторической, существует и полноправная мифологическая реальность? Как будут воспринимать обе реальности волновые и физические существа? А как будут себя чувствовать в случае исчезновения одной из них?
Изрядно времени в новой трилогии посвящено антисам — «передовому отряду человечества». Мы узнаем об этих завораживающих существах массу нового. О нюансах инициации, и связанных с этими проблемах. Их страхах, комплексах, психологии. Внутренней иерархии, общении, отношении к своим и чужим. Становлении и взрослении. Рождении. И смерти. А как вам теория доктора Йохансона о антисах и менталах? О «героях космоса, защитниках трасс» авторы поведают нам, пожалуй, больше чем за предыдущие тома цикла вместе взятых.
Как и о расе брамайн, до сей поры одной из самых малознакомых читателю рас Ойкумены. Казалось бы – индийцы себе и индийцы. Брахма, варны, грязь, перенаселение, священные коровы. Благодаря гуру (хотя мы с вами так называть его не имеем никакого права) Вьясе Горакша-натху, духовному лидеру нации брамайн, мы вплотную столкнемся с еще одним непременным атрибутом Индии – йогой. Но не просто йогой, а ее продвинутым вариантом (хотя кто знает, на что способны современные йоги из нашей с вами Индии). Йогины (те, кто всерьез и надолго практикуют это искусство) брамайнов, это по большому счету, секретное оружие расы — их ответ менталам. Тот же Вьяса и еще несколько умудренных йогинов, способны на весьма нетривиальные вещи. Потрясающая работа с собственным (и чужим) телом, власть над энергией, аккумуляторами, видеосигналами и прочими элементами иллюзии (по терминологии Вьясы) внушает уважение.
Порадовал также орден натхов. Йогины, стремящиеся к физическому бессмертию в своем сегодняшнем теле. Жаждущие стать антисами, не родившись ними. Колланты? Нет, извините, не наш путь. Коллективный выход в большое тело, это конечно, здорово, но мы желает повторить то же самое в одиночку.
За плотное знакомство с нюансами брамайнского накопления (и траты) энергии через страдания и ограничения отдельное спасибо. Как и за антисов, воспринимаемых многими брамайнами как аватары их божеств. Как там тебе, Баламут, не икается?
В общем, еще одна раса Ойкумены заблистает после этой трилогии новыми красками.
То же и с менталами, о которых после «Городу и миру», казалось бы, сложновато рассказать что-то новое. Однако Олди справились. Ведь Гюнтер Сандерсон («крестник» Регины ванн Фрассен), в отличие от Химеры, застрявшей под Саркофагом, не телепат, а эмпат – человек, взаимодействующий не с мыслями, а чужими эмоциями. Отдельный подвид менталов, со своими, весьма любопытными особенностями работы с мозгом. В «Городе» мы уже виделись с людьми, обладающими подобными талантами (та же Линда), но лишь в «Блудном сыне» мы их познаем досконально. Методы эмпатов, их силу и слабость, работа с трудными подростками, и прочими патологиями. Воздействие на эмоции и чувственные образы с поистине хирургической точностью и завидным терпением.
Через Гюнтера – главного героя трилогии мы познакомимся с еще одной стережневой темой трилогии – проблемой отцов и детей. Налаживание общения, поиск точек соприкосновения, попытки воспитания и социализации. Влияние родителя на ребенка, и чада на своего предка. А чем больше дитятко, тем больше проблемы.
Также мы, наконец, узнаем о судьбе Регины ванн Фрассен и ее близких. Казалось бы, что такого в той Регине? Всего лишь один персонаж из многих. Однако именно за оборванную линию ванн Фрассен на Олдей с неудовольствием косились многие их поклонники.
Не оставят нас Олди и без большой политики. Вновь возвращается и приобретает новые грани основной конфликт Ойкумены – противостояние техноложцев и энергетов. Люди как всегда, остаются людьми, и, похоже, просто не могут жить без «своих» и «чужих». Тем более, когда в игре оказывается такой «вкусный лот», как антис. Мы увидим, как разгораются глобальные конфликты. Как играют между собой разведки разных держав и силовые ведомства одной и той же. Как действует на умы «пересичных громадян» пропаганда и религиозный вопрос. Как вступают в дело духовные и прочие лидеры. Как раскидываются и собирают улов крючки патриотизма, гордости и народного единства. Как начинаются противостояния, перерастающие в войны, уносящие миллионы жизней.
В этих противостояниях нет правых и виноватых, как собственно и в обыденной жизни. Немножко гордыни, чуток злости, мало-мало манипуляций, изрядно тупости и жажды власти. И уже гибнут люди, плавятся корабли, и судьбы Ойкумены висят на волоске.
Но самое главное, что именно в «Блудном сыне» авторы продемонстрировали интересный вариант выхода из кризиса, гнойной туманностью окутавшего Ойкумену, показывав следующий шаг развития гомо сапиенсов. Пускай это только самое начало пути, но как говорится: маленький шажок для ант… человека, зато огромный скачок для человечества.
Эрго. Пятая трилогия Ойкумены всерьез двигает вперед развитие этого мира и не забывает о раскрытии его мало освещенных доселе тайн и особенностей. Подбирает множество хвостов и размышляет о множестве важных тем. Радует старыми встречами и новыми знакомствами. Предлагает выход из кризиса, настигшего этот мир. Фуга вышла знатной.