FantLab ru

Все отзывы посетителя alekscooper

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Кристофер Прист «Опрокинутый мир»

alekscooper, 11 августа 2020 г. 09:26

Прочитав тут отзывы, я немного охренел: такое впечатление, что автор что-то лично должен всем рецензентам, которые утверждают, что, дескать, финал он «слил». Да ничего он не сливал, просто, автор не акцентировал ни одну из возможных линий развития сюжета, а главным объяснением выбрал вполне себе научный (в пространстве мира) феномен. Чего он должен был сделать-то и как закончить роман?

Прист создал довольно интересный (особенно для неискушённого вроде меня) сеттинг, детали которого раскрываются не сразу. Сначала ты не понимаешь, на какой планете происходит действие, особенно, когда идёт описание «не нашего» солнца. Затем, в какой-то момент упоминается английский язык и ты думаешь, почему вдруг в фантастическом мире другой (как тебе ещё кажется) планеты говорят на английском. Потом выясняется, что мир на самом деле наш, но вообще он у каждого свой.

По всей видимости, главное, что интересовало тут автора — то, что возможно существовать в одном физическом мире, но может случиться так, что между тобой и миром появится ещё нечто, что будет искажать его восприятие. Возможно, это сейчас звучит как банальщина, но во время написания романа это, думаю, была вполне интересная идея, тем более, что это нечто — вполне реальное (в мире романа) физическое явление.

Некоторые жалуются на отсутствие психологизма, например, главный герой потерял ребёнка и не отреагировал на это. Во-первых, автор решил нас избавить от мелодрамы, что, в принципе, с учётом созданного мира и выбора того, что в нём описывать, нормально. Во-вторых, главный герой даже не видел своего ребёнка, не держал его на руках, не успел к нему привязаться. Надо брать в расчёт то, что жители сурового мира, который каждый день озабочен собственным выживанием, очевидно, менее сентиментальны чем живущие в комфорте, поэтому не стоит удивляться отсутствию бурной реакции героя на потерю ребёнка и ухода жены (тем более, что уход жены он всё-таки переживал).

Что касается остального — в книге нет того, на чём можно построить лихой в плане динамики сюжет, например, нет борьбы гильдий против терминаторов, нет каких-то «неправильных» любовей типа отношений, не одобренных гильдиями и т. п.

Ставлю 9 за то, что хотелось бы больше деталей из жизни самого города: быта и т. п.

Ооооочень хочется, чтобы этот роман экранизировали. Тут правильно написали, что, конечно, круто было бы, если бы это сделал Вильнёв, но он пока занят Дюной. Но пространство для фантазии в романе, действительно, огромно, как раз то, чего там нет, можно воссоздать в сериале и это будет уместно. Особенно круто представить, как художники-постановщики придумали бы Город.

В общем, мой вердикт: читать обязательно!

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Аркадий и Борис Стругацкие «Далёкая Радуга»

alekscooper, 23 июня 2020 г. 21:00

По-настоящему фантастическая повесть Стругацких о том, что эксперименты могут дорого стоить человечеству. Как и кое-то из написавших тут, я тоже слегка удивился, почему на планете, которая была по сути лабораторией (и физической, и творческой), жили дети, которые скорее отвлекают от научного труда и создания произведений искусства.

Действительно, грустная повесть. Удивлён вниманию к ней — 8 страниц комментариев. Это хорошо, фантастику читать надо :)

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Аркадий и Борис Стругацкие «Хищные вещи века»

alekscooper, 13 июня 2020 г. 22:28

Больше всего меня удивляет то, что детективными делами отправляется заниматься бывший космонавт. По-моему, всё-таки эта профессия предполагает некоторый отрыв от земных дел, некую воспарённость над ними. Детективом должен быть человек, который крепко стоит на земле, знает простых людей с их простыми незатейливыми радостями и никогда не поднимает голову, чтобы посмотреть на звёзды, но не потому, что он глупый и мелко мыслящий, а потому что он ежедневно имеет дело с человеческими пороками и проступками и у него душа устаёт.

Сама повесть написана в типично «стругацкой» манере — мир набросан крупными мазками, авторы, по-моему, боролись с внутренним желанием сделать что-то остросюжетное. По всей видимости, в их среде было укоренено мнение, что остросюжетность — это признак дешёвой литературы, легко находящий путь к читателю, хотя, по-моему, написать хороший остросюжетный роман — не менее трудно, чем написать что-то философское (иной раз можно нагнать любой мути под видом философии, а в случае остросюжетных романов нужно владеть ремеслом).

Строго говоря, не особо понятно, почему мир сплошных удовольствий — это плохо, во всяком случае, в повести это просто постулируется, каких-то конкретных примеров там не дано.

Повесть хорошая, если нравятся Стругацкие, но она оставляет ощущение того, что это можно рассказать всё увлекательнее.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Иван Ефремов «Таис Афинская»

alekscooper, 18 мая 2020 г. 22:40

Про роман можно говорить многое, но признаюсь честно: всю книгу меня интересовала не столько Таис, сколько Македонский. Мне кажется, Ефремову стоило бы больше уделить ему внимания в романе (да, я знаю, как роман озаглавлен).

Иногда по некоторым строкам автора мне казалось, что Македонский собирается чуть ли не ефремовский коммунизм на своих территориях строить, в одном месте мне показалось, что Македонский — это какой-то псих, очень похожий на героя фильма Херцога «Агирре, гнев Божий», одержимый бесплодными завоеваниями и поиском Эльдорадо, а бессознательно — саморазрушением. Но, вроде, потом Ефремов как-то снова делает Македонского мудрым и благородным.

Также в этом романе мне не хватило динамики. Я понимаю, что это Ефремов, но всё равно. Остросюжетность только улучшило бы восприятие романа, который в некоторых местах «провисает».

Тем не менее, конечно, это замечательное, крупное произведение, которое рисует потрясающие картины античности. Я долго не подступался к этому роману, но это потому, что я в принципе не очень люблю исторические романы. Но я очень рад, что прочитал его. И, хотя, я считаю, что Ефремова экранизировать нельзя, думаю, с «Таис Афинской» можно было бы попробовать, но только при маниакальном (в хорошем смысле) отношении к реквизиту, одежде, причёскам и выбору аутентичной натуры.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Артур Кларк «Конец детства»

alekscooper, 2 января 2020 г. 23:11

Эта книга погрузила меня в совершенный ужас и уныние и чуть было не затмила моё советское восприятие космоса, Гагарина и мою мечту о полётах к туманности Андромеда.

Кларк создаёт мир чудовищно депрессивную картину, в которой даже тот факт, что земля превращается в цветущее царство, не играет роли, поскольку это лишь облегчение перед фактически переходом в небытие.

Единственный раз, когда фантастика оказала на меня гнетущее воздействие. Но я этому рад, потому что хорошо, когда от литературы испытываешь разные эмоции.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Андрей Рубанов «Финист — ясный сокол»

alekscooper, 30 ноября 2019 г. 16:06

Несмотря на то, что я не люблю фэнтэзи и, если читаю фантастику, то в основном про космос, я с удовольствием прочитал это произведение. Порекомендовал хороший человек, поэт, биограф некоторых поэтов 20-го века.

Как уже было сказано выше, книга является переработкой нашего фольклора. Написана она, однако, простым современным языком и кажется, что герои жили не много столетий, а всего лишь несколько десятков лет назад. Я боялся, прочтя несколько страниц, что это испортит впечатление и будет этакой новомодной адаптацией, которыми грешат всевозможные новаторы, но, на самом деле, такого не случилось, наоборот — автор отлично избежал игры в старославянскую клюкву, во всякие «паки-паки» и прочее.

Книга состоит из трёх частей. Чуть меньше, чем первая и третья, мне понравилась вторая — личность рассказчика показалась какой-то прямолинейной. Последняя часть даёт возможность проводить параллели с необходимостью или бесполезностью обособленного государства, а также подумать над тем, что же такое традиция как феномен и что с ней делать, если от традиции осталась одна лишь форма, а содержание давно переросло в свою противоположность, можно ли / нужно ли переписывать Завет и т. п. Важные вопрос для России нынешней, по-моему.

Подумалось, что хотелось бы увидеть сериал, особенно было бы любопытно, как художники-постановщики и вся визуальная команда придумала бы внешний вид птицечеловеком, каким бы сделала Вертоград и т. п. С другой стороны, для сериала не хватает в книги экшна, как мне кажется (видимо, это обусловлено формой повествования — изустной побывальщиной), но при желании его можно туда ввернуть.

Жаль, что книга 18+ — мне кажется, что-то такое должно быть для подростков в школьной программе, чтобы знали свою культуру, пусть даже и в фэнтэзийной версии (уверен, от таких книг может возникнуть интерес уже к реалистичной версии); чтобы читали не только Гарри Поттера (ничего не имею против, если им не ограничивается всё, а читается так же и книги типа, вот, «Финиста»).

Не могу сказать, что много размышлений меня зацепило (всё-таки в 37 лет для человека уже мало должно быть удивлений), но то, как один человек (девушка) может, действительно, перевернуть весь мир, в книге показано отлично. Хорошо это или плохо? — Видимо, это данность. Не знаю, бывает ли так в жизни :)

В общем, большое спасибо автору за книгу!

PS Перечитал тут вопрос про то, как Марье удалось вернуть Финиста — это ж очевидно, что силой любви. Если бы автор это разжевал открытым текстом, было бы как-то совсем уж прямолинейно.

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Лю Цысинь «Задача трёх тел»

alekscooper, 18 июля 2019 г. 21:39

После чередования Стругацких и Лема я решил прочитать что-то современное и пошёл в Библио-Глобус в отдел фантастики. «Задачу трёх тел» отметил, признаюсь, потому что понравилась обложка и название, которое показалось загадочным. Однако, прошло где-то месяцев 6-7, после того как я пришёл в магазин второй раз и купил книгу и ещё месяца два, прежде чем я её начал читать. Последние два месяца обусловлены тем, что тут уже упоминалось: казалось, в рабочей суете трудно будет удержать в памяти непривычные имена и фамилии, которые представлены списком.

Если коротко — читать обязательно. Ну, может, вы супер-пупер искушённый читатель в НФ, но я в фантастике профан, не ушедший дальше советских знаковых писателей и Лем. Мне очень понравилось.

Писать можно много, сюжет пересказывать не хочу, отмечу вот что:

1) огромная радость в 21 веке читать про учёных, которых волнуют тайны мира, его законы и познание этих законов, а не наукометрия. Те, кто работает в науке, знают, что сегодня учёный озабочен не тайнами мира или человека, а индексом Хирша, публикационной активностью и прочей ерундой, не имеющей отношения к науке, мышлению и познанию, а имеющей отношение только к упрощению менеджерства. Спасибо Лю Цисиню за то, что в 21 веке показал в книге настоящих учёных.

2) не знаю, понял ли сам автор, но вообще, если соотнести поступки Е и других её соратников, с поступками земных диссидентов, то становится ясно, что вырисовываются не борцы за права и светлое будущее, а обыкновенные мстители. Для России с её прошлым и ролью диссидентов в развале Союза этот взгляд чрезвычайно важен, поскольку консенсуса в вопросе деятельности диссидентов нет, а та форма, которую приняла деятельность отдельных лиц из этой группы, позволяет думать о том, что, действительно, речь идёт о мести.

3) могу, конечно, ошибаться, но многие в СССР верили, что стоит только привести Запад в страну, как всё будет хорошо, что это добрые воины света, которые научат нас жить по принципам права, демократии и т. п. Этого не случилось. А, может, и не было такой цели, а утверждения некоторых представителей советской интеллигенции о выпадении из истории и возврате в неё как раз и было местью. Справедливости ради надо отметить, конечно, что у отдельных людей было полное основание мстить советскому государству (например, Шаламову) и это делает всё ещё более запутанным.

4) идея с игрой — отличная, хотя, мне кажется, композиционно не стоило ставить много глава игры подряд.

5) очень понравился образ грубияна-полицейского Ши — по-моему, по проработанности автору он удался больше всего. Вроде, приземлённый солдафон, но на самом деле — умеющий наблюдать и понимающий людей, только учиться ему приходилось на скверном человеческом материале.

6) о-о-очень хочется увидеть экранизацию, причём, в форме сериала. Обычный фильм тут не пойдёт: всё будет скомкано.

В общем, очень рад, что эта книга мне попалась.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Аркадий и Борис Стругацкие «Жук в муравейнике»

alekscooper, 2 июля 2019 г. 09:01

Совершенно не являюсь поклонником Стругацких, даже, скорее, наоборот, но эта книга — просто великолепна. В этой книге есть то, чего мне не хватало у Стругацких: остросюжетность. Мне вообще у них не хватает двух вещей: остросюжетности и авторского желания разрабатывать фантастический мир в деталях. Например, в Обитаемом острове такие попытки есть в начале книги, но к концу кажется, что Максим находится на Земле, а не на Саракше. Здесь же действие происходит на нашей планете и авторы дают подкидывают всякие интересные детали и нет морализаторства и борьбы с системой. Фактически, это такой полудетектив. У нас почему-то считается, что детектив и остросюжетная литература — это что-то вторичное и как бы чуть ли не бульварное. На деле же написать захватывающий роман — это не совсем уж просто.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Аркадий и Борис Стругацкие «Полдень, XXII век»

alekscooper, 8 мая 2019 г. 13:19

Неплохая книга, но мне в ней было недостаточно конфликтности. Понятно, что в будущем, да ещё в таком мире конфликты должны быть не такие, как у нас, но всё равно.

Подумалось в очередной раз, что общество без высокой мечты, коим является сейчас современная Россия, это всё-таки какое-то неполное общество.

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Станислав Лем «Возвращение со звёзд»

alekscooper, 29 января 2019 г. 18:40

Наверное, из того, что я читал у Лема, пока это лучшее. Но сама авторская манера меня, скорее, тяготит. Во-первых, Лем, по-моему, не очень представляет, как писать диалоги. Временами кажется, что его героям время от времени просто ударяет в голову известная жидкость и они начинают чудить. Поступки главного героя совершенно немотивированны. Кажется, что автор толкает его в спину. Во-вторых — в который раз я отдаю должное Ефремову и ищу этого у других авторов — фантастический мир набросан грубыми мазками. По сути, не описано ни правительство, ни то, как при бетризации, например, они имеют дело с несчастными случаями, как у них действует медицина (какое у Ефремова описание операции после неудачного опыта в «Туманности Андромеды«!), образование (школа и высшее), как ведут себя дети, взрослые, как вообще сходятся люди и т. п. Что-то, конечно, сказано, но какими-то обрывками.

Больше всего меня изумило, что в определённый день на Землю возвращается экспедиция с небетризованными людьми, а всем пофигу. Это вообще странно и в высшей степени нереально. Во-первых, любым космонавтам предложили бы посидеть в карантине и уж точно предложили бы бетризацию, а уж если бы они отказались, сделали бы тайно, хоть взрослые и переносят её плохо. Во-вторых, за ними даже никто не следит. А если бы они буянить начали? Восстание поднимать? Насиловать?

Концовка романа вообще ни о чём, если честно. Лем словно не знал, куда вести своего героя.

Единственное, что интересно — проводить параллели. У меня лежала эта книга дома около года, но взял с полки я её потому, что роман был упомянут на ФБ в комментариях к записи о новом документе американской ассоциации психологов, в котором речь шла про негативную маскулинность и о том, что с ней надо бороться. В принципе, бетризация уже запущена, да, но не медикаментозная, а социальная, растянутая во времени. Так что пристёгивать тут коммунизм ну совершенно ни к чему, ибо культ мужской силы в коммунизме никто не истреблял, а вот нынешний Запад (загнивающий он или нет — решать каждому самому) уже даже в рекламе станков для бритья пропихивает всевозможную ерунду.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Аркадий и Борис Стругацкие «Пикник на обочине»

alekscooper, 1 января 2019 г. 16:03

Являясь, скорее, антипоклонником творчества Стругацких, должен сказать, что это одна из лучших их работ. Правда, впервые мне пришло в голову, что авторы старались писать не как русские, а как какие-то зарубежные писатели. Иногда мне казалось, что я читаю перевод какой-нибудь Ковалёвой-Райт, а не русскоязычных литераторов. Довольно забавно встречать такие слова как «никел» (в значении денег, понятно, это заимствование из американского английского), «покетбук», зарубежные реалии типа «Плейбоя», «Лаки страйк» и т. п. По-видимому, это должно создавать фантастическую атмосферу не меньше, чем упоминание артефактов.

С другой стороны, это типичная атмосфера книг АБС, в которой мир выписан лениво, где авторам, кажется, лень даже думать над свойствами артефактов и «фантастическими» названиями, поэтому они дают им какие-то полуфольклорные наименования. Понятно, что у сталкеров может быть свой язык, но ведь есть же ещё писатели :) В общем, мир им делать не хотелось, поэтому этот мир доделали многочисленные поклонники техно-апокалиптических вселенных.

Как бы то ни было, это довольно неплохая вещь, учитывая, что морализма там нет, хотя, понятное дело, что затевалась повесть ради последней фразы. Но, в целом, неплохо.

Книгу, разумеется, нельзя сопоставлять с фильмом Тарковского, хотя сценарий писали одни и те же люди. Так вышло, что фильм я посмотрел очень давно, потом пересматривал очень много раз, и он всё время стоял перед глазами и читать книгу было абсолютно бесполезно (с «Солярисом» та же тема, кстати). Теперь, когда прошло много времени, я открыл книгу и прочитал её, не думая о фильме. Понятно, за что там ухватился Тарковский и очень легко услышать последнюю фразу повести голосом Кайдановского. Но опять же, как мне кажется, авторы не подводят нас к тому, что в последней части повести Шухарт вдруг проникнется любовью ко всему человечеству. То есть, он, конечно, не злой, не маньяк, он преступник по меркам того мира, в котором живёт, ибо сталкерство вне закона, но он не преступник.

В общем, имхо, хорошая книга для подростков.

PS Если поклонникам АБС покажется, что я издеваюсь над ними и повестью и не хвалю, а наоборот, отзываюсь плохо, то прошу прощения и уверяю, что это не так. Я очень прохладно отношусь к АБС, хоть и прочитал как минимум половину их хитов, и люблю по-настоящему только «За миллиард лет до конца света» и «Гадких лебедей» (последних, впрочем, не принимаю идейно).

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Александр Мирер «Главный полдень»

alekscooper, 28 июля 2018 г. 23:52

Поскольку я повесть читал после того, как посмотрел «Посредник», которого я очень люблю, перебить впечатление от фильма я не смог. Фильм тотален и погружает в атмосферу. Повесть лишь иногда пробуждает интерес ускорением сюжета. Оценку ставить не буду. Спасибо автору за то, что дал такой сюжет. PS Продолжение не читал — не смог, еле осилил несколько страниц (сколько — не знаю, читал fb2).

Оценка: нет
–  [  17  ]  +

Николай Носов «Незнайка на Луне»

alekscooper, 19 мая 2018 г. 18:11

Абсолютно гениальная книга. Мне 35, но текст читается по-прежнему свежо, смешно, местами грустно, но всегда — с восхищением автором, который, мало того, что описал кучу реальный явлений и бедствий, постигших нашу страну, так ещё и с легкостью расстался в некоторых моментах с главным героем романа, чтобы потом вновь его вернуть. Все герои — абсолютно живые, «трёхмерные», вся картина — достоверна. Шедевр. 10/10.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Станислав Лем «Фиаско»

alekscooper, 6 мая 2018 г. 15:11

Размышляя о том, почему у Лема так много описаний в принципе, я прихожу к выводу, что, по всей видимости, он не надеялся, что его произведения когда-то будут адекватно экранизированы (чем больше проходит времени, тем больше мне искренне жаль Лема за то, что сделали с его «Солярисом», при том, что к фильму Тарковского я отношусь очень хорошо, если считать это отдельным произведением), а дать визуальную составляющую своим произведениям ему хотелось. Во всяком случае, пейзажи для него были весьма важны.

Именно поэтому тут и описания Бирнамского леса, и наука (впрочем, довольно забавно, что, например, Лем называет импликацию конъюнкцией; оценить, насколько «достоверны» его другие изложения я особо не могу, ибо не физик). Очень понравилось рассуждение о социолизе и ИИ. Вообще, читая роман и сопоставляя его с нынешним временем (2018 г.), я прихожу к выводу, что умным людям вектор развития общества ясен лет на 50-70 вперёд. И довольно грустно, что только в произведениях уже неживого автора можно узнать вопрос, а что, собственно, даст ИИ? Не то что бы я не вижу этого, но удручает, что прогресс по-прежнему воспринимается некритически.

Что же касается самого романа, то создаётся впечатление, что автор возвращался к нему несколько раз и как бы немного забывал, что он делал до этого. В результате роман напоминает слоёный торт или, лучше сказать, рубашку из разных материалов. Материалы сшиты, нитки видны. Нет какой-то плавности между главами.

Не совсем понимаю суть претензий по поводу искусственно созданных ситуаций. Собственно, в этом и есть суть писательства :) Также не могу согласиться с претензией к землянам. Ну, они такие, какими их хотел показать автор. Да, они непривычно негуманны. Это не просветители и не помощники, это существа, которые непонятно для чего, извините, припёрлись в чужую Галактику по формальному поводу. Чем больше я читал, тем больше был на стороне квинтян,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
а после разрушения луны, которое привело к жертвам,
мне уже было пофигу, что будет с землянами :) Земляне похожи чем-то на современных американцев, у которых, действительно, нет союзников, а есть только зависимые от них.

Единственное, что мне кажется, автор не раскрыл — это взаимоотношения участников экспедиции. Да, они разговаривают, обмениваются мнением, но иногда создаётся ощущение, что разговаривают компьютеры, которые знают, что продолжат выполнение каждый своей программы вне зависимости от результатов разговора.

Роман, безусловно, масштабен, но как литература он тяжёл (сам я его одолел с третьей попытки, первые две — завяз в Бирнамском лесу; впрочем, после леса (в третий раз решил просто дочитать no matter what) всё пошло значительно живее).

Оценка: пусть будет 7/10. В любом случае, я рад, что прочитал этот роман.

Оценка: 7
–  [  14  ]  +

Аркадий и Борис Стругацкие «За миллиард лет до конца света»

alekscooper, 22 апреля 2018 г. 11:58

Единственное произведение Стругацких, которое я по-настоящему люблю, перечитываю и считаю великолепным не только по исполнению, но и по идейному наполнению.

Вообще удивительно, что они до этого додумались и неудивительно, что эта повесть не так раскручена среди поклонников, как всё остальное.

Не буду спойлерить, но скажу, что основная идея повести — о некотором предопределённом порядке вещей и о том, что этот порядок обладает инстинктом самосохранения, который ставит на место «выскочек», стремящихся этот порядок нарушить.

Из этого любой мыслящий человек должен сделать вывод, что, по сути, политические режимы — это всё ерунда, что любой порядок вещей старается сохранить себя, но и в 21-ом веке находятся обличители режимов, вроде Резинового Льва тут ниже, который сводит интересную проблему постоянства системы к обличительству «путинизма», который не даёт ему покоя.

К сожалению, тысячная армия поклонников Стругацких так и не смогла понять, что то, что они предписывали советскому режиму (и сейчас — постсоветской России) есть, на самом деле, общечеловеческая черта, что любое общество принимает тебя только если ты разделяешь его ценности. Такие люди видят, как плохо, когда ты разделяешь ценности «совка», но не видят ничего плохого, когда гнобят тех, кто, например, не разделяет «правильного» мнения по поводу гей-браков или мигрантов.

Повесть, повторюсь, великолепная, но в ней есть больше, чем, подозреваю, туда заложили авторы.

PS Я так и не понял, как тут ставить оценки, поэтому пишу в тексте: 10 из 10

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Вячеслав Рыбаков, Константин Лопушанский «Гадкие лебеди»

alekscooper, 22 апреля 2018 г. 11:47

Фильм отличный, но мне показалось, что в какой-то степени это «дестругацкизация» повести. Во всяком случае, там не прозвучала главная фраза повести про волчицу и зайчиху.

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Аркадий и Борис Стругацкие «Гадкие лебеди»

alekscooper, 22 апреля 2018 г. 11:42

Основной message повести прост: вы не имеете права воспитывать своих детей, отдайте их нам, интеллигентам, мы сами их научим. Первое, чему мы научим — это то, что традиция и история — ничто, а ваше прошлое и настоящее — это скверна на скверне. Абстрактно с этим можно было бы где-то согласиться, благо, поводов предостаточно в любой исторический момент, но реализация именно такой программы была осуществлена в Перестройку и далее в постсоветской России, что привело к гибели и духовному обнищанию миллионов. Прошлое было отвергнуто, но никакого нового мира не построено.

Ветхозаветность Стругацких позволяла им легко игнорировать любые христианские ценности (только с пренебрежением христианством можно написать другой роман, где новозаветный пророк будет совокупляться с козлом), следование духу этой повести — любые ценности вообще, кроме некоего абстрактного любопытства и любви к чтению, от недостатка которого гибнет один из мокрецов.

Хоть дети и говорят, что не будут уничтожать старый мир, по факту любой взрослый понимает, что это невозможно. Какими бы ни задумывали Стругацкие мокрецов и детей, если перенести повесть на жизнь, из них вырастут разрушители. Тот факт, что энное число поклонников Стругацких (поправьте меня, если я ошибаюсь) поддержало либеральные реформы в постсоветской России говорит о том, что нам ещё предстоит исследовать феномен, когда люди говорят очень много правильных слов о добре и интеллекте, а потом спокойно пожимают плечами, когда рушится мир вокруг, а под обломками погибает много людей.

Стиль Стругацких мне никогда не нравился: мир небрежно набросан крупными мазками, отсутствие деталей быта и т. п. — для меня всегда был минусом. Даже не знаю, как оценить повесть. С одной стороны — отличная задумка, с другой — сомнительные идеи и суховатость текста и бытовая недосказанность. Пусть будет середина: 5.

Оценка: 5
–  [  7  ]  +

Кир Булычев «Можно попросить Нину?»

alekscooper, 10 августа 2017 г. 11:00

Золотой фонд не только Кира Булычёва, но и рассказа вообще как литературной формы. Понимаю противоречивость предложения, но хорошо бы, конечно, его в школьную программу.

Оценка: 10

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Кир Булычев «Смерть этажом ниже»

alekscooper, 10 августа 2017 г. 10:57

Великолепная повесть, которая при том, что почти лишена перестроечных сантиментов, поразительно точно схватывает степень уныния и затхлости конца 80-ых. Мелкие детали быта, вроде невозможности привести девушку в гостиницу после 11 вечера, более-менее сносная еда только в гостиничном ресторане, где официанты такие, что одному второстепенному персонажу

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
пришлось идти с калькулятором
, отсутствие туалетной бумаги и т. п. — рассыпаны по повести так, что являются не критическими пинками, а работают именно на атмосферу.

От фантастики здесь, наверное, только то, что, как я понимаю, такой именно катастрофы в позднем СССР не было. Увы, не химик и не физик и не могу сказать, насколько достоверно описано «поведение» газа. В остальном — критический соцреализм.

Единственное — мне показалось

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
, как-то газ довольно быстро рассеялся: ветер прям отогнал и всё.
Слишком тут видна рука автора, которому это было нужно для развития сюжета.

Повесть насыщена визуально: если представлять всё, что написано, рисуется настоящий позднесоветский эко-апокалипсис. Произведение, на мой взгляд, идеально экранизируемо, хотя у нас по-прежнему с трудом воссоздают советский антураж на экране: получается это, как правило, утрировано-пародийно-гротескно.

Хороший фильм, наверное, мог бы снять Абдрашитов (он великолепно снял Остановился поезд — в общем-то о том же самом, только масштаб в тысячу раз меньше), если бы снимал в конце 80-ых и у него не было бы ограничений по финансам.

Что же касается самого поведения героев — мне кажется, это не советское, это общечеловеческое и так вели бы себя чиновники любых государств в любое время. Другое дело, что сегодня скрыть такую эко-катастрофу невозможно, ибо телекоммуникации.

Оценка: 10

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Кир Булычев «Любимец»

alekscooper, 10 августа 2017 г. 10:37

Замечательное произведение.

Самое главное — оно атмосферно, перед глазами, действительно, проходят картины разрушенной Москвы, подземелья, стадиона, Аркадии. Сначала я тоже, как, наверное, многие другие, бунтовал против концовки —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
мне казалось, что после операции на башне должно быть ясно сказано, что спонсоры улетели или улетят. Однако, какое-то время спустя я понял, что это было бы слишком сказочно.

Ведь штука в том, что уйма людей смирилось со своей собачьей участью, кто-то получал выгоду (кому война, как говорится). Иными словами, земляне были колонизированы не только физически, но и морально, а с моральной колонизацией не может бороться сопротивление — это должна быть отечественная война (под отечеством тут надо понимать Землю).

На нестыковки я не обращаю внимание: если атмосфера есть, то фиг с ними. Но предъяву про собак не понимаю: да, видимо, была операция, направленная на уничтожение всех собак, но часть, видимо, выжило. Учитывая габариты спонсоров, им, скорее всего, было трудно уничтожить таких маленьких животных (строго говоря, это и землянам было бы трудно сделать, всё-таки собаки тоже умеют выживать) даже с их уровнем развития техники, не уничтожив при этом жизнь на планете вообще.

Ну и поведение героя: вообще-то он не дебил, не овощ — он как раз был сообразительный, в нём было что-то такое, что не было отбито питомником и его хозяевами, что-то такое человеческое, что прорвалось через среду и воспитание. Собственно, именно это и позволило ему из Тимошки превратиться в Ланселота. Собственно, любой герой-бунтарь — это человек, родившийся в тех же обстоятельствах, что и остальные, но ведущий себя при этом не так, а причины такого поведения не выводятся из окружающего мира — скорее, из личности. Тим не был бунтарём от рождения, но у него был некий предел вмешательства в его сущность

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— мужское достоинство.
Когда спонсоры этот предел перешли, он начал превращаться в Ланселота.

Также не видел никаких пародий. Имена спонсоров? Можно было бы углядеть во всех этих -о пародию, если бы не вся мрачная атмосфера романа. По сути, с приходом спонсоров виды спустились на одну ступеньку ниже, а спонсоры вели себя по отношению к планете и к людям так же, как люди вели себя по отношению к планете и к животным, до их прилёта.

Жалею только что продолжения уже не будет и что этот роман вряд ли кто экранизирует.

Оценка: 10

Оценка: 10
–  [  20  ]  +

Иван Ефремов «Туманность Андромеды»

alekscooper, 12 августа 2016 г. 16:37

Перечитывая роман, я не только сожалею, что такого будущего мне никогда не увидеть, но и о том, что в СССР и постсоветской России победила, к сожалению, линия Стругацких — под видом фантастики (которой, кстати, у Стругацких особо и нет) критиковать режим (получая от него деньги, правда, не брезгуя) и выискивать в человеке дерьмо, выдавая его за правду. Ефремова же интересовал человек возвышенный, человек преображённый.

Роман пересказывать нет смысла, тем, кто его будет читать, надо знать одно — это другие люди, те, которыми мы могли бы быть, если бы не бесконечная гонка за богатством, которое оплачено миллиардами несчастных. Это другие люди, другой язык и т. п. Там не будет бесконечных переливаний о том, какие все плохие, и есть кучка хороших интеллигентов, которых никто не понимает и не платит им за то, что они хорошие. Тут будет стремление к познанию, к бесконечности космоса, а у автора — стремление выстроить свой мир, который ему удался, мир подлинно творческих людей, а не дебилоидов, ждущих новый смартфон с закруглёнными углами...

Оценка — 10

Оценка: 10
⇑ Наверх