FantLab ru

Все отзывы посетителя Shemsu

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Максим Хорсун «Ржавые земли»

Shemsu, 22 сентября 15:02

Только дочитав роман и решив поглядеть, что еще есть у автора, я выяснил, что книга эта – вторая в цикле. Сложно сказать, плохо это или хорошо – скорее, все-таки хорошо – «Ржавые земли» вещь настолько самостоятельная, что по ней и не скажешь ничего такого.

Лично для меня самая интересная тема романа – условно, «классовая борьба»: как оказавшиеся на враждебной планете пытаются самоорганизоваться, чтобы выжить, и как их маленькое сообщество проходит весь путь, большого общества. Собственно, это и есть центральная тема романа, не даром его второе название «Боги-насекомые» (а вот за подробностями уже отсылаю к тексту).

Несомненная находка текста – тема терраформирования, вывернутая наоборот. Когда мы слышим это слово, мы представляем себе грандиозные проекты человечества по изменению биосферы планеты. Здесь же все показано наоборот и со стороны – прямо чертовски остроумно. Навскидку и не припомню, где бы еще было что-то подобное.

«Ржавые земли» — не боевая фантастика, и не survival, для твердой НФ здесь остается много недосказанностей (мы понимаем, что у всего есть научное объяснение, но какое именно – читателю предлагается пофантазировать самому). Иными словами, это такая очень своеобразная вещь на стыке жанров, странная, и вместе с тем увлекательная.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Юлиана Лебединская, Елена Красносельская, Игорь Вереснев, Олег Силин, Николай Немытов «Фимбулвинтер. Пленники бирюзы»

Shemsu, 22 сентября 15:02

Книга, которую написали сразу 5 авторов, заведомо привлекает внимание. Конечно, у нас есть замечательный «Пентакль» авторства Г.Л. Олди (2 человека), М. и С. Дяченко (еще 2 человека) и Андрея Валентинова (итого 5) — но все-таки «Пентакль» сборник. Тем интереснее было посмотреть, смогут ли пять авторов написать полноценный роман, в котором не будет чувствоваться рваного ритма, склеек и прочих неминуемых при соавторской работе неровностей.

У авторов это вполне получилось. Да, в книге порядочно персонажей. Тем не менее, сборник совсем не рваный: истории, казалось бы, не связанных друг с другом героев переплетаются, цепляются друг за друга, в каком-то смысле это похоже на кружево.

У авторов получился интересный мир, в котором есть что-то от Brave New Wolrd, и от киберпанка «2048» Мерси Шелли, местами сама его концепция напоминала мне Гегемонию из «Гипериона» Симмонса. Но мир этот самобытный и самостоятельный, тем интереснее рассматривать его под разными углами, глазами разных персонажей.

По правде, у меня есть лишь несколько догадок, кто и какую часть писал: стили немного разные, но склеены они так гладко и ровно, что текст получился совершенно целостным.

Напоследок скажу, что у книги есть и серьезный недостаток — это финал. Интересная идея, которая, увы, была по сути просто «рассказана, а не показана», к тому же не без логических противоречий. Когда отличный текст заканчивается так – испытываешь просто-таки досаду.

И все же роман стоит того, чтобы его прочесть, даже с текущим финалом: в самом тексте достаточно находок вне зависимости от того, как он был закончен.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Антология «Бестиариум»

Shemsu, 14 сентября 18:04

Я так понимаю, что «Бестиариум» был выпущен раньше «Мистериума», которые принадлежат к одной серии (а я их прочел в обратном порядке). На самом деле их можно читать в любом порядке, просто «Бестиариум» – книга достаточно нейтральная, в ней есть совершенно разные вещи, но по совокупности – нейтральная. «Мистериум» же отчетливо более мрачный и даже местами страшноватый.

Идея сборника, я считаю, гениальная. Как и в «Мистериуме» – в 1939 г. произошло Пришествие, и страшный сон Говарда Лавкрафта пришел на Землю. Согласитесь, такую эклектику написать реалистично или хотя бы правдоподобно действительно сложно.

И у авторов получилось!

Совершенно разные рассказы, где-то обыденные, где-то жутковатые, где-то эмоциональные и человеческие драмы – показывают, как меняется мир, как люди перестают быть хозяевами на своей планете, как мистика и чужеродные силы постепенно проникают во все сферы жизни. Как рушится весь понятный и прогнозируемый уклад жизни. В сборнике показаны несколько срезов: как Древние повлияют на политику. На экономику. На жизнь простых людей. Драмы. Попытки обхитрить судьбу. Любовь. Здесь есть все.

Второе, что нужно сказать о сборнике… Я вот читал несколько антологий Снежного Кома, и в них частенько знакомился с авторами, о которых прежде лишь слышал, фамилии были узнаваемы. В «Бестиариуме» лично я не знал почти никого до прочтения. Может, своеобразные «поколения» сменились за минувшие годы, и эти авторы уже перестали мелькать. Так или иначе, для меня они были (условно) неизвестными – но все приятно удивили.

И третье. «Проходных» рассказов в сборнике нет вообще. На мой взгляд. Это редкое явление. Может, потому что тема довольно интересна, может из-за мастерства авторов – но лично мне показалось, что проходных нет. Не хочется пролистнуть не то что 1-2 текста где-нибудь в середине, а вообще ни одного. Все на уровне, каждый раскрывает тонущий, рушащийся мир с новой и необычной стороны.

Рекомендую. И совсем не только поклонникам Лавкрафта!

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Антология «Фатум. Самые тёмные века»

Shemsu, 14 сентября 02:04

В литературе столько определений темного фэнтези, что поневоле запутаешься. Википедия рассказывает, что это история с элементами готики и хоррора, но в классическом антураже фэнтези. Джорджа Мартина тоже причисляют к темному фэнтези – хотя у него ни готики, ни хоррора в ПЛиО отродясь не было. Есть и цинизм, и откровенные ублюдки, и вонь, и грязь – но есть также место чистым, светлым и искренним чувствам. У Глена Кука это откровенно мрачные истории в мрачном мире. У Аберкромби есть грязь, но каждому герою отчаянно симпатизируешь, хоть они люди далеко не самые приятные.

Составители сборника заявили, что темное фэнтези – это не трэш и кровь, а атмосфера медленного угасания и близящегося краха мира. Но скажу вам честно: здесь собраны рассказы под самые разные видения жанра. Есть здесь и трэш с кровью (рассказ Павла Корнева), и мрачное кровавое этническое фэнтези (гениальный рассказ Сергея Шлычкова), и печальные истории (Лебединская), и рассказы, в которых нет вовсе ничего темного, кроме looming manace (Глазнева, Лазарев). Вынужден сказать, что некоторые вещи лично мной абсолютно не воспринимаются как темные (Глазнева, Лазарев, Лебединская) – но в определение составителей они подпадают, а написаны хорошо, так что я подумал-подумал и решил – почему бы и нет?

Пожалуй, не буду рассказывать о каждом рассказе, упомяну лишь некоторые.

«Сладкая песня Нанки» Сергея Шлычкова. ИМХО – это самый мощный рассказ, настолько живым, красочным, жестоким и пугающим показан мир чуждой нам и древней культуры. Отличный язык, вкусные подробности, даже некоторая кинематографичность — все это цепляет настолько, что текст просто пробирает до мурашек. Я считаю, только ради этого текста уже стоит купить сборник.

Не менее сильная в детализации и глубине погружения вещь – «Принц тварей» Г.Л. Олди. Мастера, как всегда, на высоте. Это закономерно, чего еще от них ждать? Но читать такой сильный, живой и яркий текст все равно приятно.

«Ничего святого» Павла Корнева. К этому тексту у меня были вопросы в том смысле, что я все же воспринимаю фэнтези «темным» тогда, когда в нем есть место и грязи, и красоте, жестокости и свету – иначе, на мой взгляд, получается немного гипертрофировано. У Павла вышел текст несколько однобокий, но по итогу обсуждений – пожалуй, все же оправданно однобокий, это работает на идею и ее подчеркивает. Текст же, несмотря на свою некоторую гипертрофированную «грязность» написан очень хорошо, сильно, динамично, держит до самого конца. Чувствуется рука очень опытного писателя.

Показался интересным текст «Stella Sanguine». Каюсь, я не знаю автора. Быть может, это опять я просто не знаю человека, который давно публикуется. А может – это одна из первых его публикаций. По тексту мне показалось, что автор все же достаточно новое лицо, до умения владеть словом, какое мы видим у Олди или Корнева, ему далеко. Но построение рассказа, сюжет, о котором думаешь, что вот тут автор закончит и тем самым подчеркнет мысль — а он нет, делает новый поворот в совершенно другую сторону, и рассказывает историю дальше, и выводит новые мысли… в общем, рассказ удивил. Рассказ хороший.

Среди прочих, неупомянутых вещей, есть как очень хорошие и сильные, так и просто хорошие, так и середнячки. Пожалуй, среди середнячков упомяну две вещи: «Лицо королевы» и «Хочу справедливости». Идея обоих достаточно любопытна, но языка, подробностей, живости изображения и глубины погружения не хватает. Есть смелые и интересные идеи, но то же самое можно было написать глубже, трогательней, мощнее.

Итого, я считаю, 2 «проходнячка» на книгу – это совсем неплохо. (Не забываем, что практика показывает: самые сильные, средние и проходные вещи обычно у каждого свои)

По итогу скажу, что подобного сборника русского темного фэнтези ИМХО очень не хватало. Я начал его читать и понял, что ждал его много лет. По правде, и переводных-то сборников темного фэнтези не так уж много. А наших авторов нет совсем.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Антология «Мистериум. Полночь дизельпанка»

Shemsu, 8 сентября 23:56

Что произойдет, если вселенная мифов Ктулху внезапно придет в наш мир? На первый взгляд изменится все. На второй – ничего особенного. Люди привыкнут жить в новой реальности, в которой мверзи занимаются исцелением, психиатрические клиники содержатся при храме Ноденса, повелителя великой бездны, роботы говорят через сеть с Азатотом, а наравне с крысиным ядом пригодится и еще один, чтобы в доме не завелся другой паразит – фюллер.

Мистериум – это сборник местами страшных, а местами – совсем не страшных, но жутковатых рассказов, в которых шаг за шагом разворачивается летопись проникновения в наш мир жуткого сна Говарда нашего Лавкрафта. Сделано это притом не как собрание разных текстов разных авторов на тему – так, как обычно собирают антологии – а в рамках одного сеттинга. Все рассказы объединены сквозным сюжетом. Да-да, это по-своему удивительный сборник, где 23 автора, 23 разных по характеру вещи объединены сквозным сюжетом. По сути, это не сборник, не антология, а целостная книга, участие в написании которой приняли два десятка фантастов.

Настоятельно рекомендуется всем поклонникам мистики, хоррора и темной фантазии.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Максим Хорсун «Рождение Юпитера»

Shemsu, 8 сентября 08:54

Я бы сказал, это удивительная книга: с одной стороны остросюжетное интригующее приключение, с другой — это приключение основано на твердой НФ-предпосылке.

Не будет спойлером процитировать то, что сказано в аннотации и на обложке. Любому физику известно, что через несколько миллиардов лет Солнце разбухнет, поглотив Меркурий, Венеру, Землю и Марс. Человечество так и не вышло в большой космос и ютится на планетоидах на окраинах системы. И в ужасе ожидает, что превратившееся в красный гигант светило вот-вот поглотит Юпитер и уничтожит всю систему, сбросив лишнюю плазму.

В книге показан очень любопытный мир будущего. Мир прайдов и рабов, гравитационных трасс между спутниками Урана и Нептуна — и мутантов. Мир, в котором человечество давно забыло себя, не помнит ничего о Земле и верит, что зародилось в океанах Европы.

Сочетание твердой НФ, надвигающейся катастрофы поистине астрономического масштаба, увлекательного детективного сюжета, поисков путей эвакуации из гибнущей системы и интересного продуманного и такого чужого мира – вот то, делает эту книгу более чем стоящей прочтения.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Антология «Бозон Хиггса»

Shemsu, 14 августа 14:31

Это действительно очень хороший сборник очень хорошей научной фантастики. Я бы сказал, фантастики, выдержанной в классическом стиле, причем от классики он взял самое лучшее: т.е. этот сборник, оставаясь НФ, говорит о людях и обществе.

На обложку не случайно вынесен подзаголовок «НФ-возрождение». Книга издавалась в годы, когда все стенали, что русская НФ умерла. Практика показывает, что все совсем не так плохо. Более того, русская НФ и не умирала по-настоящему. Вот они, авторы, которые творили все это время: и в 80-х, и в 90-х, и в 2000-х. Не случаен и состав сборника: здесь, как я понимаю, совсем молодой автор, нового поколения + 2 автора, которым, условно, за 40 (Веров и Первушин). И корифеи старой закалки (Амнуэль и Войскунский).

Здесь у нас несколько крупных повестей, из которых по-хорошему каждая заслуживает отдельного отзыва. Но я напишу о нескольких.

Cygnus Dei. Потрясающая вещь в безумно интересном мире будущего, в который, умирая, попадает герой. Казалось бы, завязка неоригинальна, но исполнена она так интригующе, что об этом вовсе не задумываешься. Мир, причем, выступает не более, чем инструментом для выражения идеи, но получился настолько любопытным, что поневоле жалеешь, что не смог увидеть больше вкусных подробностей. Среди прочих отзывов отмечалось, что к произведению хотелось бы увидеть продолжение. Нет, конечно. По правде, совершенно не представляю, каким образом сюда можно было бы дописать продолжение. Это настолько законченная самостоятельная вещь, что в ней больше нечего сказать. Как компактное множество — замкнутое и ограниченное :)

Но мир получился действительно настолько интересным, что да, жалеешь, что не увидел больше его проявлений. Думаю, рецензент имел в виду именно это.

Идея произведения очень любопытная, но ее спойлерить нельзя, так что напишу просто: действительно, очень необычная, действительно круто и настоящая НФ. Идея из тех, когда ты прочел текст, закрыл книгу, а потом еще целый день в транспорте домусоливаешь ее в голове.

Тем более ценно, что при такой замечательной идее произведение написано очень динамично, и читатель на каждой странице разгадывает загадки, строит гипотезы и сталкивается с новыми тайнами.

«Вертячки, помадки, чушики» Антона Первушина. По правде, это произведение, закрыв которое я подумал, что всю свою жизнь писал ерунду, потому что никогда не смогу написать вещь такого уровня. Это удивительное произведение-исследование, произведение-расследование, по-своему неторопливое, в нем не происходит ничего особенного долгое время – но в то же время оно очень динамичное, потому что все произведение перед нами большая тайна, от которой герои и читатель откусывают по кусочкам, пытаясь переварить и сложить общую картину. Текст читается удивительно приятно: и неспешно, и интересно, и столько всего любопытного из области психологии.

Тем пронзительней финальный поворот повести.

Оно, в общем-то, ты заранее догадываешься: где-то примерно так и будет. Но, Господи, насколько же по-настоящему пронзительным получился текст.

Постараюсь обойтись без спойлеров (или почти без них). Но самый мощный момент – это когда спецслужбист, вживую видевший конец 80-х, 90-е гг. и начало 2000-х, во всем разочаровавшийся, потому что видит каждый день боровов и упырей, которые задают будущее страны, он привык к этому и уже ничего, ничего хороего не ждет — и вот он получает подтверждение, что у его страны все же есть будущее. Он не знает, какое, но знает, что через сотню лет его страна точно будет. И будет способна к космическим перелетам.

И насколько же жутко, бесчеловечно, жестоко эта надежда оборачивается в конце! Когда ты понимаешь, что о да, будущее есть. И понимаешь, что значили все-все словечки потерявшего память подопытного, вплоть до его имени.

Об остальных повестях достаточно сказать просто, что они хорошие. Разные, но хорошие.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Антология «Настоящая фантастика-2018»

Shemsu, 16 июля 15:17

Попробую еще раз написать не отзыв, а рецензию.

В первую очередь надо сказать, что сборник получился субъективно лучше, чем во все прошлые годы. Почему? В каждом сборнике есть очень сильные рассказы, и есть середнячки. Это нормально, так бывает всегда. Но обычно ты читаешь в начале 1-2 мощнейших вещи, а потом как раз наступает «середнячок», провис. Потом еще будут очень сильные тексты, но то потом. Здесь же в целом высокая планка выдержана с самого начала – и примерно на 2/3 объема, а потом пара провисов – и снова очень сильные вещи. Это первая «Настоящая фантастика», где не возникает даже мимолетного желания пролистать что-то в начале или в середине.

Делать отзыв на все рассказы не стану. Только на самые интересные вещи.

Вереснев, «За рекой Смородиной». Я не очень знаком с автором, но читал у Вереснева самые разные вещи, и очень хорошие, и так себе. Здесь – хорошее открытие сборника. Автор вовсе не прыгнул выше лучших своих вещей, но текст очень хороший, отличный язык, отличная идея, для открытия сборника – идеально.

Духина, «Исход». Уже третья или четвертая вещь Духиной, которую я читаю. Сложилось стойкое впечатление, что автор пишет одно и то же произведение раз за разом. Язык и стиль лично для меня бедны. Плюс, я читал именно эти язык и стиль уже 3 или 4 раза. НО. Это тот случай, когда рассказ короткий – и это отлично. Идея выражена кратко, емко, точно. Да, это тот же самый бедноватый язык Духиной, но в коротком рассказе он точно на своем месте, ничего лишнего. Тот случай, когда недостатки автора превращаются в достоинства. (А если вы не читали Духину ранее – то и вообще половины недостатков как не бывало. В этой вещи – все точно по делу, на удивление отличный рассказ).

Шейнин, «Пересменка богов». В этом рассказе чувствуется некая милая наивность, человек явно пробует себя в первый, второй, третий, но явно не пятидесятый раз. Хоть убейте меня, не знаю, в чем дело, но чувствуется. И тем не менее, это короткий, очень милый рассказ, где все на своих местах. Нет яркой драмы – но она здесь и не нужна. Нет красот языка – но и они не нужны. Это интересная, забавная, не ржачная, а именно забавная, как английский юмор зарисовка. Честное 8/10.

Яровова, «Истребитель номер ноль». С этого момента мы ИМХО переходим к тяжелой артиллерии. Драма, берущая за душу – на месте. Отличный язык, который рисует картинку в воображении – на месте. Неглупая идея – на месте. Не знаю. Упрекните меня, если что, что я его превозношу. Может, в этом рассказе нет ничего «сверх». Но в нем все – очень хорошо, все на своих местах, и нет ни одного перекоса, когда одна сфера – «сверх», а что-то на среднем уровне. В этом рассказе просто очень хорошо все.

Савеличев, «Железная кровь». Господи, как же мне не хватало давно в рассказе такой манеры изложения, как в «Эндимионе». Тот случай, когда нет ни одной попытки сделать остросюжетное произведение, это записки умирающего человека тому, кто его найдет. Добрый старый жанр. Но эти записки, притом, написаны динамично, интересно, они чем-то напоминают и «Гиперион», и отдельные произведения Урсулы нашей Ле Гуин, и добрую старую совецкую пропаганду, которую мы все читали в детстве, но здесь это атмосфера, образ, знакомые ассоциации, а говорит автор совсем о другом. Это рассказ, который писался как изложение истории человека, но написан остросюжетно, атмосферно и очень мощно.

Лукьяненко, «Экскурсия» — милая, хорошая, кроткая, с юмором зарисовка. Не ждите от нее большего. Но и меньшего не ждите.

Немытов, «Кредитная история». Как и все рассказы автора, написан он вполне характерным стилем, во всех рассказах автора есть немного натурализма, немного нестрашной, а совсем банальной жути, и эта банальность, красочный живой язык, обыденные бытовые образы, и то, как автор распоряжается обыденностью, чтобы написать на самом-то деле страшные вещи – это подкупает. ИМХО один из самых сильных рассказов.

Кай, «Дорога фаникса». Еще один рассказ, который я назову милым, потому что в нем есть все же что-то женское. И в то же время в нем нет абсодютно ничего «девочкового». Это очень серьезная вещь, в лучших традициях одновременно фэнтези и современной прозы. Фэнтези здесь подчеркивает серьезную тему, а отличный язык сводит все это, фэнтези, «женскость» рассказа, действительно глубокую мужскую идею вместе.

Алекс Бор, «Славные парни». Не могу не остановиться на этом рассказе, потому что читаю уже не первую вещь Алекса Бора. Как правила это вещи чуть хуже, чуть лучше, но в целом в моей системе координат довольно средние. Плюс, многие, кто уже читал Бора, знают, что у него есть «вечные темы». Достаточно сказать, что это ОЧЕНЬ нехарактерный для автора рассказ. Порой я думал: черт-черт-черт, это же просто отлично, как будто его написал вообще другой человек. В этом рассказе ни к чему не прикопаться, по большому счету. В нем хорошо все. Честное слово, я никогда не думал, что поставлю автору 9/10, но здесь эта оценка целиком заслужена. Отличный рассказ, отличный простой, но образный язык, очень интересная идея, здесь есть интрига, здесь есть красивые образы, здесь… просто все хорошо. Я читатель, не могу оценивать автора профессионально, но считаю, что автор прыгнул выше головы. Отличная работа, всем бы так!

Далее серия рассказов, которые должен упомянуть, потому что пролистал. «Государь оператор», «На острие иглы»… Они, наверное, неплохие, но я честно прочел по 3-4 страницы и пролистал дальше. Понял, что не могу. Не мое. Написаны неплохо, но «не верю» в каждом абзаце. Слишком… картонные персонажи. Директор, приносящий НИИ деньги на прибыльных контрактах (важное дело, не спорю!) – слишком директор, прямо картонный новый русский из 90-х – это параллельно таким словам как «ЭВМ» (привет, 1970-е!) и персональным суперкомпьютерам (которых еще нет). Нео-луддиты и сторонники прогресса на улицах Москвы – ок, с натяжкой, но верю, что это возможно. При очень особых условиях. Но когда директор института начинает с ними разговаривать, когда показываются будни коллектива… нет-нет-нет, это какие-то гиперболизированные для пущей выпуклости картонки. Пролистал.

На этом фоне отдельно следует отметить рассказ «Инди» в том же разделе, который написан по всем правилам, герои ИМХО все равно немного картонные, без глубоких чувств, без физиологических проявлений эмоций, без ярких сочных образов в тексте – но идея рассказа хорошая. Тот случай, когда последние абзацы спасают весь текст.

И второе, что следует отметить: Богданов, Панченко «Небо над нами». Как противовес – это тот случай, когда отличный, язык, отличные целостные, пусть и наивные герои (им по 14-15 лет, и они должны быть наивны). Весь рассказ читается с интересом, благодаря хорошему языку — с удовольствием, пусть даже многие вещи предугадываешь заранее. И потому же, даже когда многое предугадал заранее, последние строки буквально обрушиваются на тебя. Очень хорошо написанная, сильная вещь. По-настоящему сильная, а не проходнячок.

Гелприн, «В подарок». Здесь чувствуется рука большого мастера. У Гелприна есть потрясающе сильные вещи, по-настоящему выбивающие из колеи. И есть… ну так. Здесь рассказ где-то посередине, но ближе к первому, но чувствуется, что автор – все-таки большой мастер короткой формы. Мастер такого уровня, каких в этом сборнике мало. Он иногда может написать лабуду. Но у него мастерство такое, что не каждый новый автор с хорошим языком и отличной идеей угонится. Тот случай, когда концовка предугадывется. Но она написана так пронзительно, что буквально слезы наворачиваются на глаза.

Остальные вещи – разные. Есть хорошие, есть просто неплохие. Чаще – очень хорошие. Не стал о них писать не потому что не стоят внимания, а потому что… если автор пишет хорошую вещь, и ты ожидаешь от автора хорошую вещь – это ничем не удивляет. Написал только о том, что задело или удивило. О ненаписанном – повторюсь еще раз – это не значит, что прочие рассказы плохие.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Павел Токаренко «Мёртвая вода»

Shemsu, 4 июля 02:52

Ну что, книга на самом деле вышла отличной. Она действительно остросоциальная, как сказано в аннотации. Это боевая фантастика (с политикой, интригами, спецслужбами и собственно боевыми сценами) — при этом боевая фантастика, написанная совсем неглупо. И читается на одном дыхании, и мир интересный, и неожиданные детали здесь также есть.

Темы исламизации, расслоения общества на рабочих и хай-теков, хибары у подножия сияющего града на холме — все это здесь показано не как влажные мечты ультраправых: автор доносит свои позиции ясно, но при этом довольно тактично. Не забывая, что условно «своя» сторона ничем не лучше.

И да. На самом деле эта книга не об исламизации, не о расслоении общества, а о справедливости, любви, свободе — и, наверное, о том, что по-настоящему вы их никогда не достигнете.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Антология «Иррационариум: Толкование нереальности»

Shemsu, 27 июня 14:17

Впервые попробую написать не просто читательский отзыв, а полноценную рецензию, с впечатлениями от каждой из четырех историй книги.

Первая история – Ярослав Веров, «Горячее лето…». Потрясающая вещь, если честно. И очень правильно, что она открывает сборник. Что в ней такого цепляющего? Атмосфера в первую очередь. Ощущение… нет, ни в коем случае не страха, но ощущение жутковатое. Благодаря героям и атмосфере можешь себе представить, как ты оказываешься на том же месте, и это… не страшно, нет, это не какой-нибудь банальный хоррор, это именно жутковато.

В общем, здесь вас ждут потрясающей достоверности герои, атмосфера, неглупая идея, динамика, интрига, детективный сюжет. Каюсь, надо что-то поругать. Но все настолько живое, достоверное и даже пронзительное в своей реалистичности, что затрудняешься, а что же можно ругать.

Вторая история – Дмитрий Лукин. Она гораздо слабее, во всяком случае на контрасте с первой. Нет, она написана неплохо. Она динамична. Она интересна – но того ощущения, чтобы в процессе чтения постоянно накладывать написанное на ситуации из твоей жизни, той пронзительности, той глубины, которой полна первая история – этого, по правде, не хватает. Наверное, неплохо. Просто неплохо. Есть динамика, есть остросюжетность, но не более того.

Третья история – Юлиана Лебединская, «Город воробьев». Я знаю автора лично, но попробую все же сказать честно: по правде, все-таки слабее, чем первая история. Зато в моем персональном ТОПе – вторая. Не просто неплохо, а прямо хорошо. В отличие от предыдущей повести – здесь говорится о вечном, здесь такие интересные образы. Здесь тоже местами бывает жутковато не потому что страшно – нет, сборник вообще не об этом – а потому что пока читаешь, ты думаешь, прикидываешь на себя. И ты понимаешь, кем бы ты сам был в этой истории.

Той потрясающей пронзительности не хватает, но это очень добротная вещь, вторая в персональном рейтинге. Тоже очень увлекательная, тоже заставляющая задуматься, тоже пронизанная едва уловимым одиночеством, подлинными чувствами и подлинной угрозой.

Наконец последняя история, самая любопытная. Далия Трускиновская, «Сын». Повесть вправду любопытна, потому что автор – безусловно талантлив, к тому же генерирует идеи такие разные, и все такие интересные.

Я очень люблю Далию Трускиновскую, и эта вещь написана отлично. Объективно. К сожалению, это тот случай, когда автор не владеет материалом: о чем он, собственно, пишет. Да любой же человек, который хотя бы когда-нибудь общался вживую с лесби или геем, скажет, что получилось талантливо, хорошо написано, но смешно. Впрочем, обо всем по порядку.

Здесь у нас – детектив. Надо сказать, детектив написанный очень хорошо, увлекательно, захватывающе.

Стиль – немного женский, но это нормально на самом деле. Мужчине тоже читать интересно. Здесь это сознательный прием: например, с «Городом воробьев», написанном женщиной, такой мысли не возникало, а здесь сознательно женская вещь – и остается только снять шляпу.

И, к сожалению, нужно вернуться к той самой неловкой теме, потому что мистика, детективный сюжет и пр. – здесь только инструменты, а идея этой вещи вообще-то о семье и… о тех самых людях. И получается, что именно об этом приходится отзываться. Опять же, к сожалению — но это тот случай, когда автор не владеет темой. Далия написала отличную вещь, но видно, что ей никогда не доводилось близко пообщаться с женщинами, которые любят женщин, и мужчинами, которые любят мужчин. Она о них почти ничего не знает. А ведь хотя бы книги на эту тему есть, можно бы было почитать при желании. И научные, и художественные – написанные теми, о ком пишет автор. Из-за всего этого получается смешно, а оттого и идея воспринимается… гм… специфически.

Кроме этого нюанса – ну как нюанса, это же черт возьми проблематика, на которой построена идея – это вправду сильная вещь. Даже если делать скидку на невладение материалом. Все равно сильная. Я над этой вещью думал, как оценить, что написать. Потому что она и написана вправду хорошо, и непроработка есть. И самое забавное, что те люди, которых автор пытается изображать: карикатурно, бестолково – они ведь по большому счету согласились бы с идеей, как мне кажется. На кухне, вечером, да под вино – они же только о семье со своим любимым человеком (своего пола, разумеется) и детях и говорят. Только слепцу не видно, что этот вопрос их глубоко травмирует.

Только куда же деть бестолковость?

И все-таки – это очень сильная вещь по большому счету. За проработку поставлю 5/10, за идею (с правками, разумеется) – 10/10, итого – 8/10.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Иван Ломака «Ренегаты»

Shemsu, 25 июня 16:16

Любопытная книга. В ней в середине есть некоторый провис, но начало и конец текста читаются почти на одном дыхании, не оторваться.

Это история о человечестве и сверх-человечестве, и как всегда — человечество уничтожает тех, кто на них не похож, кто их превосходит физически, ментально... да во всем. Эта история была рассказана уже сотни раз, но автору удалось посмотреть на нее по-новому.

Очень своеобразная манера изложения. Я бы сказал, кинематографическая. Буквально, 1 сцена = 1 глава. Иногда это мешает, иногда наоборот притягивает. Так или иначе — манера изложения своеобычная. И книга неглупа, надо отдать ей должное.

В итоге имеем интересную задумку, хороший, хоть и не без недостатков сюжет, динамику, любопытные мысли, необычное построение текста. Рекомендую.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Марина Артлегис, Арина Трой «Флогистон»

Shemsu, 25 июня 16:07

Отличная книга. Я уже погуглил, что Арина Свобода — это две девушки, работающие в соавторстве. Так вот обе — молодцы. Динамичная, остросюжетная, неглупая вещь. Эта книга — немного женская не в том смысле, что ее скучно читать мужчине (как раз совсем наоборот), нет — просто чувствуется, что женская из-за отличной проработки главной героини, к тому же матери. Еще раз подчеркну: это женская книга, написанная без слащавости, динамично, с боевыми сценами, и отлично читающаяся мужчиной, при этом — проработка главной героини именно такая, что ты ее чувствуешь.

В остальном — это весьма неглупая, динамичная, действительно фантастическая книга.

Такая, что хочется теперь узнать, а что же еще писали соавторы?

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Георгий Герцовский «Белое и чёрное»

Shemsu, 5 июня 13:13

Я бы эту книгу сравнил не с «Альтистом Даниловым» (как многие, уже читал, сравнивают) — а с Толкином и Клайвом Льюисом. Не потому что здесь такой же огромный мир (он как раз довольно камерный) и потенциал для франшизы. Нет. «Белое и черное» также воспитывает читателя. Надо сказать, сделано это лучше, чем у Толкина и, тем более, чем у морализатора Льюиса.

Просто это книга о добре и зле в человеке, а при этом написана с сочным юмором, даже с сарказмом. Подробно показано, что такое Ад, быт и нравы демонов, и многое многое другое. Сюжетная линия Ада — это вообще просто прекрасно. Вторая сюжетная линия, к слову, послабее — но за демона Демьяна книге можно простить все.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Антология «Социум»

Shemsu, 24 марта 16:45

Это, наверное, одна из лучших книг серии «Антологии», которую я читал. Если любой другой сборник немножко «прыгает»: где-то качество повыше, где-то пониже – здесь основная масса рассказов очень хорошая. Каганов, Гелприн, Дашков, Трускиновская, замечательный рассказ Сергея Волкова – на их тексты хочется особо обратить внимание. Короткий и по-настоящему цепляющий за душу рассказ Алекса де Клемешье.

Но это перечисление, наверное, мало говорит о книге, да?

Это очень добротный сборник, где очень много текстов, от которых не оторваться. Много по-настоящему цепляющих. Средний уровень сборника – значительно выше обычного.

В общем, надо брать. Рекомендую.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Оксана Глазнева «Чёрная царевна»

Shemsu, 22 марта 19:33

Удивительное дело: с одной стороны у нас тут вроде бы женское фэнтези — и мне, мужчине, читать его очень легко и приятно.

Очень интересный мир: во-первых, это стимпанк, во-вторых, тут боги присутствуют бок-о-бок с людьми, и никто не удивится, если они придут, скажем, на бал. От чудовищ защищают ружья гвардейцев, а железные машины движимы кровью богов. В таком вот мире и родилась черная царевная, проклятая, с рождения обещанная богу-мертвецу.

Это очень добрая, легкая, динамичная, но без обычно присущей женскому фэнтези слащавости история о верности.

И да, в конце концов вы увидите главную героиню во главе мертвого войска. Оно того стоит, в общем.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Тим Скоренко «Легенды неизвестной Америки»

Shemsu, 15 марта 11:45

Третья книга Тима Скоренко из тех, которые я читаю. И если первые две – «Сад Иеронима Босха» и «Законы прикладной эвтаназии» были написаны в чем-то похоже, похожим языком, похожим стилем – то «Легенды» совсем другая книга. Во всем вообще.

Это сборник новелл. В нем совсем немного фантастики, и то фантастическое, что в ней есть – скорее, ближе к мистике. Несколько замечательных мистических историй в антураже Штатов от Первой Мировой до нашего времени.

На первой паре страниц кажется, будто бы сборник историй-новелл, изложенных как будто самими рассказчиками, живой речью, с байками, лирическими отступлениями и «Да, так о чем это я?» однозначно проигрывает остросюжетным романам, в которые втягиваешься мгновенно.

Но уже к середине первой истории понимаешь, что нет. Это просто совсем другая книга. И затягивают эти истории так же точно, как остросюжетный фантастический роман. В том числе – благодаря байкам, мелочам, лирическим отступлениям и живой речи.

В этой книге вы будете ловить нацистского преступника, бежавшего в Америку после падения Рейха, разговаривать с привидениями, планировать и совершать ограбление инкассаторского поезда и участвовать в гангстерских разборках. И пожалеете, когда последняя история закончится.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Зиновий Юрьев «Чужое тело»

Shemsu, 15 марта 11:32

Зиновий Юрьев – это такой «аксакал» российской и даже советской фантастики, 1925-го года рождения. Поэтому было вдвойне любопытно, как же он пишет, сравнить с нынешним поколением.

Начну с плохого. Что режет взгляд. Во-первых, видно, что автор достаточно далек от IT-тематики. Достаточно далек автор и от мира бизнеса: во всяком случае, герой романа по складу ума, поведению, по всему — вовсе не похож на предпринимателя. Возможно, дело в том, что герой романа, по-хорошему — и не является предпринимателем: он бывший челночник, которому за десятилетие до начала романа досталось целое состояние.

Все персонажи разговаривают и мыслят одним и тем же языком, что ужасно напрягает. Да нет, язык-то ироничный, приятный в чтении, но когда все мыслят одинаково – всех и воспринимаешь с единственной реакцией: «не верю».

Наконец, научно-фантастические допущения из области биологии, био-информатики и ИИ — они любопытны, но в каждом видно, насколько же далек автор и от мира биологии, и от ИИ. Автор смутно представляет себе, что же это за технологии, которыми он оперирует, на чем они базируются, как работают, какие уже сейчас есть наработки в этих областях. Поэтому возникают удивительно смешные ляпы, когда голосовой интерфейс, способный пройти тест Тьюринга – пишет студентка МГУ буквально на коленке (а мы-то сейчас, спустя десятилетие, видим реальное развитие голосовых интерфейсов, первые наработки в области ИИ и понимаем, какая это глупость, сколько итераций прошла технология от первой Сири до человекоподобного робота Софии). То же самое и с биоинформатикой: речь о технологии, которая объективно может появиться лишь через десятки лет, но ее создает некий бомж опять же на коленке.

В общем, смешно.

В остальном, после всей критики скажу прямо противоположную вещь. Это очень хорошая книга. Это интересная книга: простая, незамысловатая, но читающаяся с огромным интересом. Автор сломал несколько шаблонов, пару раз удивил – и в общем книгу хочется читать дальше и дальше, несмотря на шероховатости.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Тим Скоренко «Законы прикладной эвтаназии»

Shemsu, 12 февраля 15:04

После Сада Иеронима Босха эта книга кажется послабее. Завязка очень интересна. Главная слабость книги – пожалуй, то, что еще с середины становится понятно, чем разрешится основной конфликт, остается лишь вопрос, как именно разрешится. Во всяком случае, стало понятно мне.

Некоторый скепсис вызывает «общество хранителей времени»: ничего о нем рассказывать не буду, вам оно встретится в тексте. При чтении очень большие сомнения вызывает их мотивация.

В остальном же… напишу без спойлеров, очень обтекаемо. Основная идея того, что в прекрасном обществе будущего люди, сами о том не подозревая, попробуют воскресить самые отвратительные практики фашизма (разумеется, ради благой цели) – это очень крутая идея. Она действительно интересна. Она пугает: это противоречие между размеренной жизнью, в которой уже победили все болезни, где технические средства дали самым широким слоям населения жить припеваючи — и того, как они, сами не зная, что творят, пытаются воскресить дьявола, ведь они давным-давно забыли, что это дьявол. Это пугает.

Но, к сожалению, и эта идея «недожата», ее можно было бы показать лучше и фактурнее.

В целом, это хорошая книга. И пара пролог-эпилог – черт возьми, она по-настоящему трогает. Видно, что Тим Скоренко – большой умелец играть на струнах эмоций, но в сюжете – увы, недожал, недодавил.

По 5-бальной шкале я поставил бы крепкую четверку. По 10-бальной – скорее 7.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Тим Скоренко «Сад Иеронима Босха»

Shemsu, 12 февраля 12:13

Начну с того, что это бесподобная книга. Начну с того, что сказано прямо в аннотации: «Мессия не спустился с небес в белых одеждах в окружении ангелов и сиянии славы. Он приехал в Рим на случайной попутке, на ногах у него были грязные стоптанные ботинки, а во рту не хватало нескольких зубов.»

НО. Аннотация не передает всей глубины конфликта.

Представьте себе, что Мессия — конченый подонок. Нет, он не садист — это было бы слишком пафосно. Он просто мелкий, подлый человек.

А теперь представьте, что он, такой, какой есть — действительно орудие Господа! Именно в ублюдка — вселилась благодать! Он — и вправду Мессия. Даже подонок может служить проводником божественной воли. И этот чертов конфликт, между оболочкой и содержанием, между реальным миром продажных иерархов Ватикана и тем, что на самом деле почти против воли делает для людей персонаж — он сопровождает вас всю книгу.

Книга написана легким и в то же время точным и острым, как скальпель, языком. Это очень циничная книга, но в то же время книга о любви к ближнему.

Смешно вот еще что. Роман в свое время привезли на литературный семинар, и его отказались печатать все, кроме Снежного Кома – издательства, где «Сад» в итоге вышел. Зато после выхода – он получил сразу горсть премий, и номинировался на «Большую книгу» и Нацбест (сиречь «Национальный бестселлер»). Вот так-то!

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Антология «Цифрономикон»

Shemsu, 10 февраля 22:59

Сборник немного неровный. В нем – как сильные и запоминающиеся вещи (повесть «Рутинаторы» Ивана Наумова, или, например, как всегда бесподобный Андрей Дашков, или рассказ Михаила Кликина), так и более слабые, проходные вещи. Сама тема техногенной мистики, этот сплав непознанного, мифологического, почитай сказочного – и современных технологий – очень интересен. Некоторые рассказы, к сожалению, отчасти повторяют друг друга в смысле идей: закономерно, что похожие идеи пришли в голову нескольким авторам, и наверное, составителям следовало в таких случаях выбирать лишь один, сильнейший рассказ, остальные же, как бы хороши они ни были – не включать. Но в любом случае получился разный взгляд на одну и ту же мысль.

Сборник однозначно заслуживает крепкую четверку. Тема интересная. 3-4 произведения из него – просто замечательные! Остальные – неплохие, время на чтение вы не потеряете.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ярослав Веров, Игорь Минаков «Операция «Вирус»

Shemsu, 26 января 16:11

Отличный сборник! Операция «Вирус» — это продолжение легендарного «Обитаемого острова» Стругацких, продолжение, которое задумывалось, но так и не было написано АБС. Самая удачная часть сборника — конечно же рассказы, перед первым не зря стоит посвящение Брэдбери и Саймаку, они выполнены настолько изящно, тонко, действительно в духе великих мастеров — рассказам хочется просто аплодировать.

Наконец, статьи. Очень интересно и заставляет по-другому взглянуть на фантастику в целом.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Дмитрий Казаков «Чёрные руны судьбы»

Shemsu, 13 января 05:18

Издатель позиционирует эту книгу как «темное фэнтези». Вообще говоря, я бы так не сказал. Обычное фэнтези. Без розовых пони, реалистичное, где есть и эльфы/гномы/сказочные создания – и человеческие слабости и пороки тоже есть.

Читается очень интересно, просто захватывающе. Видно, что автор – большой мастер слова и умеет построить по-настоящему увлекательное повествование, которое будет интересно и читателю, ищущему простой боевик, и тому, кто ищет чего посложнее.

Герои выпуклые, во всех трех веришь. Язык, казалось бы, и простой – но в то же время полон точных, цепких замечаний, сравнений, мыслей.

В общем, книга проглатывается за 1-2 дня, и об этом ни капли не жалеешь, хочется еще такого же.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Алексей Гравицкий, Михаил Костин «Живое и мёртвое. Третья сила»

Shemsu, 30 декабря 2017 г. 19:17

Финал романа разочаровал. В целом написано на уровне, «подвязаны» все loose ends, которые оставались из первой и второй книг, все герои и сюжетные линии сведены вместе. Получилась эпичная масштабная картина, заявлено большое противостояние, мир книг для читателя значительно расширился и… и это ничем не окончилось. Не то авторы задумывали продолжение да так и не написали, не то еще что – но это не финал.

Ставлю 8/10, как и предыдущим книгам цикла, потому что написано на уровне. Но это не финал :)

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Алексей Гравицкий, Михаил Костин «Живое и мёртвое. Ученик мага»

Shemsu, 13 декабря 2017 г. 22:40

Как и первая книга цикла – продолжение отличное! Легкий язык, динамичное повествование, интересный мир – все плюсы первой книги здесь на месте. Есть изменения в том, что касается героев – и изменения в плюс. Если в первой книге цикла некоторым персонажам было уделено мало времени и места, они прошли просто как фон и оттого оставались слегка картонными – здесь все персонажи, даже весьма эпизодические, выписаны объемно и интересно.

Любопытный мир, в котором соседствуют стимпанк, магия и «магические технологии» (техника, основанная на магии) – стал еще объемнее и показан с того ракурса, о котором в первой книге лишь упоминалось.

Иными словами – читать интересно, и видно, что авторы от книги к книге растут.

Уже читаю третью, заключительную часть цикла.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Алексей Гравицкий, Михаил Костин «Живое и мёртвое»

Shemsu, 2 декабря 2017 г. 13:34

Это отличная книга, с интересными живыми героями и интересным живым миром. Чего стоит (тут никаких спойлеров, потому что даже в аннотацию вынесено) город Витано, состоящий из небоскребов в 20 этажей, на крышах которого располагаются фермы, а подземелья уходят еще на 20 этажей вниз.

Книгу, наверное, можно было бы назвать юношеской – не потому что она просто написана (хотя читается она действительно легко и с интересом), а потому что говорит она о самом базовом: о дружбе и о том, что такое оставаться человеком.

Уже взялся читать продолжение!

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ольга Кай «Межа»

Shemsu, 24 ноября 2017 г. 23:02

Это очень сильный рассказ, в котором хорошо все: любовно выписанный антураж, выпуклые и живые герои, мощная идея. Рассказ — ровно того объема, каким должен быть, в нем нет ничего лишнего, но написан так отлично, что поневоле жалеешь, что этим языком и в этом антураже написана не повесть.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ирина Лазаренко «Магия дружбы»

Shemsu, 21 ноября 2017 г. 14:01

Начну издалека. Когда я был совсем зелен, мне нравилась одна фэнтези-писательница, Элеонора Раткевич — за добрые и в хорошем смысле пронзительные тексты. Уже потом, когда я внезапно решил перечитать их ближе к тридцатнику, мне они показались слегка наивными, но впечатление «добрый и пронзительный текст» осталось.

Такое же впечатление остается и от текста Ирины. Во-первых, это тот редкий случай фэнтезийного мира, в котором хочется жить. Он не идеальный, более того — его ждут жестокие потрясения. Но он... уютный.

Во-вторых, это книга действительно добрая, и при этом ни разу не наивная: все вопросы, которые в ней поднимаются — на самом деле очень взрослые. И это подкупает: легкое, «уютное» в чтении изложение, юмор — и в то же время такие взрослые проблемы. Очень хорошее сочетание!

Пять героев, пять совершенно разных типажей, с большим интересом смотришь на их развитие.

Иными словами, это очень яркое чувство «старое доброе фэнтези», родом из зеленой молодости: доброе, интересное, неглупое, и однозначно стоит прочтения.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Евгений Белоглазов «Принцип суперпозиции»

Shemsu, 17 ноября 2017 г. 16:10

Книга оставила очень противоречивое впечатление.

С одной стороны, она действительно интересно написана (странный, похожий на ядерный взрыв, расследование спецкомиссии, еще более странные фантомы, немножко гангстеров). В тексте есть очень интересные идеи об устройстве мира. Более того скажу: научную часть тоже читать интересно, она в целом хорошо написана.

С другой – частенько возникает ощущение «не верю».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Ладно, одно дело, когда спецкомиссия из трех ученых и следователя по именно таким особым делам обсуждают научные теории – это можно принять. Когда их же обсуждают и понимают журналисты, генералы, простые солдаты? Не верю. Просто не верю. Вопросы вызывает и большой массив дневника, расположеный примерно посередине книги: чрезмерно затянутый, и во всем, что не касается, собственно, событий – читаемый по диагонали.

Иными словами, это книга не без недостатков – читать которую, впрочем, действительно интересно. Интрига держится до самого конца. Героям искренне симпатизируешь. Идеи также любопытные.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Антология «Взломанное будущее»

Shemsu, 3 ноября 2017 г. 06:57

Об этом сборнике многие пишут, что он неровный — и наверное, это так. Мне тоже так показалось. Но что занятно — все указывают как самые сильные и как самые слабые стороны сборника — совершенно разные вещи. Причем, ладно бы указывали простые читатели, там больше нравится-не нравится, но отзывы оставляют и писатели, и издатели, которые оценивают сборник профессионально. Отсюда легко делается вывод, что сборник да, немного неровный, но все же больше не столько неровный, сколько разноплановый. В некоторых рассказах «проседает» описательная сторона, зато интересна игра с читателем. В других интересные идеи. На самом деле почти в каждом рассказе есть что-то интересное, за что его стоит прочесть.

Для меня, конечно, фавориты — Павел Губарев и Дмитрий Богуцкий. Действительно, только ради них стоит купить всю книгу. С большим удовольствием прочитал рассказы жюри конкурса.

В целом я чем больше читаю киберпанк, тем больше думаю, что такого обилия технологических идей на страницу текста едва ли встретишь в любом другом жанре. Это совершенно замечательное его свойство, редко где можно встретить, чтобы столько раз на протяжении книги думалось «это нужно запомнить», «и это хочется запомнить тоже» и так раз в 5-10 минут. Сборник в этом отношении — особенно выигрышен, поскольку собирает под одной обложкой идеи доброй дюжины авторов. Именно в этом разрезе сборник — это, наверное, лучшее, что можно придумать с киберпанком.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Саша Кругосветов «Прогулки по Луне»

Shemsu, 19 октября 2017 г. 16:20

Занятная книга. Вообще-то Саша Кругосветов — детский писатель. Но эта книга не детская. И в то же время... наверное, самое лучшее слово — это гротеск. Тут тебе и приключения, и шпионский триллер, и немного боевика. А еще тут есть Маск, челябинский метеорит, CNN, «Комсомолка» — доходит до того, что в какой-то момент граница, что было придумано в книге, а что происходило на самом деле, полностью стирается.

А еще на ум приходит такое определение — «плутовской роман». Тот самый, в котором главный герой — плут.

В общем, рекомендую.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Павел Амнуэль «Месть в домино»

Shemsu, 11 октября 2017 г. 17:30

Этот роман – НФ-детектив, и как любой хороший детектив, он интригует с первых же страниц. Но есть и недостатки. При всем уважении к автору из поколения, которое начало публиковаться в 80-х, т.е. уже почитай классика фантастики – скрестить НФ и настоящий, именно настоящий детектив – получилось, получилось неплохо, но… именно что неплохо, т.е. не идеально.

Во-первых, да, книга захватывает с самого начала детективного действия. Но слишком скоро вводятся временные склейки, и становится понятно, что убийца где-то там, затесался в склеенных мгновениях времени, как такового замысла убийства, долгого распутывания подробностей, интеллектуальной игры – уже нет. Вернее, нет: интеллектуальная игра остается, но уже совсем другая – как главгерой выпутается из-под подозрений.

Во-вторых еще с момента повторных попыток постановки оперы становится понятно, как примерно обстояло дело. Уже совсем не остается никаких сомнений, уж точно остается единственная интрига – как же выпутаться герою? Это тоже интересно, но почти не оставляет пространства для головоломки.

И все же получился очень качественный детектив, фантастический элемент в нем вполне научен, читать было интересно, интрига также сохраняется. В общем, это добротное, очень качественное произведение от живого классика. Много интересного об опере и Италии. Но все-таки не шедевр. Увы.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Алексей В. Андреев «Лишние детали»

Shemsu, 7 октября 2017 г. 22:10

Некоторые отзываются об этой книге как романе, и это совершенно непонятно, ведь в самой книге совершенно ясно указано, что это сборник. Вот как о сборнике о ней и нужно писать.

Он делится на две части. Первая половина — рассказы, которые раскрывают и углубляют мир из совершенно бесподобного «2048» Мерси Шелли. Рассказы это очень и очень неплохие, они показывают экзотический киберпанковский мир с более... человеческой и человечной, что ли стороны. Также они продолжают историю «2048» — совершенно верно некоторые отмечают, что в действительности роман заканчивается не на истории Омара из чайханы, а рассказом «Броун».

К сожалению, автор не удержался от того, чтобы все же использовать киберпанковское клише и показать, как опасен и хрупок был тот удивительный мир практически полного слияния человеческого и электронного разума, который он выстроил. И жаль. Потому что «2048» был необычным киберпанком: не мрачной антиутопией, а романом об эволюции искусственного разума и его симбиозе с человеком.

А вот вторая часть — это то, что действительно делает сборник прекрасным. Это прочие рассказы Мерси Шелли, и они совершенно бесподобны. Не скованные жесткими рамками киберпанка, они пронзительно поэтические, художественные, яркие, написанные почти набоковским языком, на тонкой грани между фантастикой и большой литературой, притом большой литературы здесь куда больше, чем фантастики. «Белая глина» — думаешь, неужели мужчина может быть таким романтиком и таким поэтом? Это удивительная love story, которая написана мужчиной и по-мужски, так что невольно с тихой грустью вспоминаешь собственные истории.

«Цветок» — рассказ о слепнущем художнике как будто вышедший из-под пера автора начала XX в.

«Каждый желающий фазан», «В жаркой ночной тишине» — яркие, ироничные истории из жизни русского в Америке.

И наконец стихи. Автор не только отличный фантаст и прекрасный прозаик, но и настоящий поэт.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Алексей В. Андреев «2048»

Shemsu, 5 октября 2017 г. 23:12

Фантазия этого человека безгранична. Аэрикши — летающие костюмы. Дремодемы — модемы для снов. Мультиперсоналы — люди, в которых уживаются несколько субличностей, управляемые ИИ-контроллерами. Искусственный интеллект, вшитый в одежду — которая может переходить в режим одеяла, палатки, зонта. Хореограффити, искусственные континенты из суперкораллов, ИИ-гувернеры… в общем, перечислять можно часами.

Создать из этого непротиворечивый мир — совсем непростая задача. Автору это удалось.

Сделать героев живыми в таком экзотическом мире — еще более непростая. Потому что как поверить автору, если все, буквально все в жизни героев непохоже на нашу жизнь? Автору и это удалось.

В общем, это пестрый гобелен, который увлекает с первых страниц.

Ну и, конечно, автор совершенно точно наметил, куда движется наше общество. К полному взаимопроникновению человека и электронного разума до такой степени, что между ними стирается грань, и обе ветви эволюции становятся абсолютно взаимозависимы.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Борис Георгиев «Охота на Улисса»

Shemsu, 23 сентября 2017 г. 13:06

Буквально первые страницы задают общий тон произведения: главная героиня наивная, взбалмошная и капризная девчонка, Пэрис Хилтон своего времени, наследница самой могущественной бизнес-империи планеты.

И, вроде бы, все в этой книге легко и увлекательно. И второй главный герой, марсианский исследовательно — какой-то уж очень удалой, и смел, и умен. И история любви прямо романтичней некуда. И сюжет напряженный, местами — как из боевика, местами — шпионского романа. И мир, выдуманный автором, слегка условен.

А все же у «Охоты» есть подтексты, и роман совсем не легкомыслен. Он верно отмечает направление, в котором стремительно шагает человечество: сегрегация на «золотой миллиард» и копошащихся в грязи простолюдинов, деградация общества потребления.

В общем, это тот случай, когда автор намечает вектор развития общества, но на удивление не в форме антиутопии, а в такой легкой, доброй и остросюжетной форме, что от книги не оторваться.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Далия Трускиновская «Дурни вавилонские»

Shemsu, 23 сентября 2017 г. 12:46

Любопытная книга. Не сразу даже скажешь, в самом ли деле это фантастика — и многие оправданно сомневаются. Древний Вавилон (впрочем, Вавилон ли?), а фантастическое допущение здесь такое крохотное, и появляется хорошо, если на середине книги, да и других внешних признаков фантастики здесь совсем немного.

На самом деле если пользоваться классическим определением, что фантастика — это произведение, в котором фантастический элемент является сюжетообразующим — то это как раз самая настоящая фантастика и есть. При этом это действительно скорее притча. При этом Вавилон действительно довольно условнный.

Притча, что характерно, вовсе не о духовном и человеческом, а об экономическом. О современной экономике, о месте в ней простого человека и об обществе в целом.

И это тот редкий случай, когда притча — жанр, казалось бы, морализаторский и не очень интересный — написан таким легким, душевным языком, а читать ее настолько интересно, что просто не оторвешься.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Борис Георгиев «Далила-WEB»

Shemsu, 20 сентября 2017 г. 14:49

Удивительный случай, когда перед нами киберпанк — но совсем нетипичный киберпанк. В общем, я смотрю Снежному Кому опять удалось выпустить совсем нетипичную книгу.

Во-первых, нужно сказать, что романы Бориса Георгиева связаны друг с другом небольшими отсылками, и это большой плюс. Из трех романов получилось то, что обычно называют «мультивселенной».

Во-вторых и в главных — чертовски приятно прочесть киберпанк, в котором все шиворот-навыворот. Без нищеты, безнадеги, бездомных и подпольных притонов. И герой — малолетний раздолбай, а не пария, уставший от этого мира.

Очень остроумно. Очень увлекательно. И очень необычно.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Борис Георгиев «Космогон»

Shemsu, 17 сентября 2017 г. 01:47

Это очень странная, очень интересная и очень разная книга. Она, по сути, состоит из нескольких историй, которые происходят в разное время, в разном месте. Здесь и Иешуа из Ноцрета, и «новый русский», который купил себе ресторанчик на Луне, тут и настоящий детектив с саботажем, и миф о творении мира.

Поэтому всю целиком ее оценивать довольно сложно.

Как минимум хочется снять шляпу перед автором за то, как а) он умудрился сплести вместе историю творения, детектив, полеты на Луну и историю Христа, причем не намешал в кашу, а сделал мастерски, б) за интригу, в которой ты понимаешь, что все совершенно не те, кем кажутся, но кто они — большой вопрос, в) за удачную головоломку, которую приятно собирать паззл за паззлом.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Сергей Цикавый «Шаги в глубину»

Shemsu, 31 августа 2017 г. 20:09

После совершенно бесподобной «Замены» читать эту вещь было сложно. «Шаги в глубину» — на самом деле вполне крепкий приключенческий роман. Есть сходства: автору отлично, очень живо и натурально удается писать от имени героини-женщины. Есть наметки, кое-где угадываются приемы того емкого, красочного, образного языка, который в полную меру развернется в «Замене». Как и в «Замене» мир не прописан подробно, дан более или менее мазками, но если там это было оправдано интроспекцией больной раком героини, то здесь, пожалуй, нет. Мир есть, картинка складывается, но его как-то... не хватает.

В общем, чувствуется, что это дебютная работа автора, а «Замена» уже воспоследовала.

Тем не менее, читается живо, интересно, события увлекают, в тексте как раз в меру загадок, на которые потом найдутся ответы. Получился добротный приключенческий роман без изысков для гурманов.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Сергей Цикавый «Замена»

Shemsu, 31 августа 2017 г. 19:54

Чудесная книга. Во-первых, с первых же страниц от имени главной героини — по-настоящему проваливаешься в текст, в ее мир. Ощущения и мысли

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
больной раком
героини, описания даны так ярко, так точно, что как будто по-настоящему все это проживаешь. Удивительно богатый и образный язык. Читаешь и облизываешься от метко и емко подобранных слов. И клянешь себя, что сам так не умеешь.

Пока мне не указали на связь, я не замечал, кто произведение кое-где пересекается с аниме Evengelion, но я бы сказал, что в данном случае это совсем не повод для осуждение. Это даже близко не похоже на фанфик или еще что-то в этом роде — скорее, переосмысление некоторых тем.

Удивительная книга в том, что так до конца и непонятно, что же в самом деле произошло с Землей. И кто такие эти странные дети: ответов не дается, лишь намеки, из которых можно составить отрывочную картинку.

Но это и не важно. Книга на самом деле не о том, что произошло с Землей. Книга о женщине, очень сильном человеке, и ее сложном пути.

И это тот случай, когда ответы текст только испортили бы.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Владимир Ешкилев «Питомник богов»

Shemsu, 21 августа 2017 г. 02:44

Интересная, захватывающая книга. Скажу честно: мне порой казалось, что написана она немного простоватым языком, и мне временами не хватало образов и атмосферы. Временами — потому что местами инопланетные пейзажи выписаны у автора на отлично. Но очень быстро втягиваешься и перестаешь замечать этот недостаток. Мир Ешкилева очень интересный, продуманный в подробностях, вместе с историей, общественными отношениями. И, конечно — мощная, захватывающая политическая интрига, которая держит в напряжении.

Очень жаль, что это лишь первая часть трилогии, вторая по официальным данным пишется, но увидит ли теперь свет — Бог ее знает. Жаль. Очень бы хотелось вернуться в этот мир еще раз.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ян Леншин «Турнир самоубийц»

Shemsu, 8 августа 2017 г. 13:08

Отличная книга, местами смешная, местами очень серьезная. Главный герой — профессиональный неудачник, и читать вдвойне интересно, потому что ведь как работает читательская психология? Герою симпатизируешь, желаешь герою побед и успехов. А герой — профессиональный неудачник, для него самый феерический успех — это феерический провал.

Да, все отмечают, что в книгу встроены разные мемы, и это отлично. Когда герои хотят воскликнуть «Oh my God!» — они восклицают «О мой Кот!». Или Котовство то же вместо Рождества. А еще анонимусы, граммар-наци и тролли. Главное, они все действительно живые.

Получается, что книга воздействует сразу на нескольких уровнях: и держит читателя в напряжении, и играет с ним. И посмеешься и задумаешься.

Всячески рекомендую.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Андрей Валентинов «Нуар»

Shemsu, 17 июля 2017 г. 03:27

Отличная книга, которая своей атмосферой — тем самым нуаром — чарует с первых страниц. Язык отличный, яркий, красочный (ну еще бы, у такого мэтра!), любовно выписанные декорации. Забавно угадывать в книге коллег автора, писателей-фантастов: я узнал Гершинина, Липку и грека Деметриоса — но возможно есть и кто-то еще, кого я не распознал.

Книга особенно занятно читается, если помнить, что закончена она в 2013 г., т.е. еще до известных российско-украинских событий.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Андрей Дашков «Плод воображения»

Shemsu, 17 июля 2017 г. 03:07

Дашкова я открыл для себя довольно недавно, через два рассказа в сборниках «Настоящая фантастика». Первый заставил хмыкнуть. После второго подумал «Нашел еще одного любимого автора». Ну, после романа — теперь уж точно нашел.

Я не большой знаток хоррора, возможно это что-то ближе к техномистике и триллеру — в любом случае, эти деления условны. Триллер на славу, сюжетные линии сплетаются мастерски, нагнетание обстановки отличное. Отдельные моменты — кажется, в них все просто, ты буквально видишь механизмы и приемы, которыми автор воздействует на психику. Но они все равно работают! Автор так мастерски применяет даже классические вроде бы вещи, что от книги невозможно оторваться.

Единственный минус. За все время мне попался один-единственный момент, который показался мне реально «грязным». Текст весь довольно жесткий, честный и циничный, но одна сцена именно «грязная», и главное — ненужно грязная, она ничего не сообщает тексту, выбивается из атмосферы, не работает на психику.

За исключением этого крохотного нюанса — книга отличная, 5/5.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Михаил Савеличев «Крик родившихся завтра»

Shemsu, 17 июля 2017 г. 02:49

Это довольно жесткая книга. Я бы даже сказал сложная: местами ее действительно бывает сложно читать. В принципе идея того, как новое общество вытеснит старое — не нова, но здесь подана интересно, жестко, честно, драматично. У автора достаточно много аллюзий, цитат из классики фантастики и вообще отличная стилизация под 60-е. Сама полемика с классиками лично меня не зацепила, хотя довольно любопытно читать и видеть взгляд на классику фантастики не из романтических 60-х, а из нашего довольно жестокого времени. А вот что зацепило — это утопическая, почти мистическая Япония, которая сквозит во всем произведении, придает совершенно волшебные оттенки — и оттеняет неприглядную реальность. Видно, что автор знает и любит хорошее аниме и мангу.

Оценка: 8
⇑ Наверх