Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «master so» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 10 ноября 2021 г. 11:29

Шёл по лесу грибник. Вдруг рядом с ним тормознула летающая тарелка, из распахнутого иллюминатора которой выглянул зелёный человечек и крикнул:

— Слышь мужик! Подскажи, где тут ближайшая цивилизация?

— Если честно — не знаю... — подумав, ответил грибник.


Статья написана 7 ноября 2021 г. 16:39

ГОРИЗОНТЫ ФАНТАЗИИ

Есть книги, которые дарят тепло на протяжении всей жизни. Именно к таким книгам относятся и произведения советского писателя-фантаста Александра Лазаревича Полещука. И хотя написал он не много, каждое его произведение оставляет неизгладимый след в памяти читателя. Богатая фантазия на добротной научной платформе позволяла писателю создавать совершенно уникальные сюжеты, неповторимые в своём содержании и огранённые великолепным мастерством рассказчика. Полещук смело раздвигал горизонты мира научной фантастики, выходя за пределы рамок и стандартов жанра, погружая читателя в бездну приключений своих героев. И вместе с этим, его произведения абсолютно доступны к пониманию и осознанию для любой возрастной категории. А как иначе, ведь писал он в основном для молодого поколения поклонников фантастики, для подросткового и юношеского возраста. Очень красочным и ясным языком А.Полещук предлагал читателю свои научные мысли, идеи и мечты. Избегая сухого и скучного повествования, перегруженного научно-популярным материалом, формулами и прочими учёными атрибутами, автор раскрывал весь свой потенциал физика в простой и увлекательной форме, удивляя читателей и заставляя их верить в технологии будущего, настолько всё было логично и без абстракции.

Освежая в памяти произведения Александра Лазаревича, рядовой читатель с нескрываемой радостью обнаружил, что книги автора всё так же интересны, всё так же фантастичны и не устарели ни на йоту! До сих пор поражают технические возможности пришельца из книги «Звёздный человек», удивляют фантастические изобретения повести «Падает вверх», завораживают тайны необычной цивилизации из произведения «Имбиторы атакуют на заре». Именно эти три повести вошли в первый том автора, раскрывающий общую тему контакта с иными мирами разумных не только в космосе, но и на Земле.

Второй том произведений А. Полещука включает в себя произведения на тему изобретений, работы учёных, необычных явлений на нашей планете. Это и многовековая история становления химии, как науки в повести «Великое Делание», необычная, поражающая воображение развязка книги «Ошибка Алексея Алексеева», многосюжетные перипетии повести «Эффект бешеного солнца» и неожиданные последствия путешествия во времени из рассказа «Тайна Гомера». Хочется отметить и детективную составляющую этих «приземлённых» произведений, умело созданную автором.

Отдельно нужно сказать, что повесть «Ошибка Алексея Алексеева» в данном томе представлена полным вариантом текста, более художественным и развёрнутым. Текст из альманаха «Мир приключений» под названием «Ошибка инженера Алексеева» более сжатый и схематичный, своего рода журнальный вариант.

В качестве маленького довеска хотелось бы вспомнить, что книги А. Полещука по выходу не единожды были охаяны злопыхателями, но, как показало время, это только показатель качества автора, выбившегося из массы писателей среднего уровня, серости и скуки. Именно раскритикованные (разгромленные) писатели-фантасты прошлых лет до сих пор любимы и востребованы поклонниками жанра, их помнят, читают и ставят на полку своей библиотеки, для будущего перепрочтения на досуге!

Всем хороших книг!

книга А. Полищук "Великое делание"

из-во АзГард, 2017 г.


Статья написана 7 ноября 2021 г. 16:35

Просто читать произведения чебоксарского писателя Игоря Дручина у обычного любителя фантастики так и не получилось. Освежая в памяти, либо впервые листая некоторые книги автора из Чувашии, рядовой читатель заметил любопытную деталь — в каждом рассказе, повести или романе И.Дручина практически всегда находились инженерные термины, понятия, а порой и подробные описания каких-либо процессов, связанных с технологией в той или иной отрасли промышленности, стоящие на твёрдом фундаменте науки. И это далеко не случайно, ведь основная профессия автора — геолог. Много лет И.Дручин занимался не только практической геологией, но и вёл научную деятельность, выдвигая гипотезы, разрабатывая теорию, проверяя всё это опытным путём. Не единожды в книгах писателя попадаются сноски «по версии автора» и т.п., что лишний раз подтверждает глубокие знания и пытливый ум инженера и писателя. Однако сразу стоит отметить, что все эти технические дополнения ни в коей мере не обременяют и не перегружают художественные произведения И.Дручина, а скорее наоборот — дополняют и создают эффект реалистичности сюжета, настолько чётко и ясно автор сплетает фантастический замысел с достижениями научно-технического прогресса нашего времени.

Можно много спорить, рассуждать о достоинствах и недостатках художественного наследия писателя — это лишь дело вкуса и приоритетов каждого почитателя фантастического жанра. Не опираясь на какие-либо «школы», не являясь учеником и последователем какого-либо «корифея», Игорь Дручин разработал свой собственный стиль повествования, очень самобытный, яркий и неповторимый. Небольшая схематичность участников сюжетов произведений с лихвой перекрывается искренностью и целеустремлённостью, сильными характерами и мужественными поступками главных героев книг автора. Порой создается впечатление, что писатель переносил на героев собственные черты и помыслы, свою веру, свои принципы, свои убеждения. Не исключено, что многие герои списаны с реальных персонажей — соратников и сослуживцев И.Дручина, участников геологических экспедиций: романтиков, мечтателей, фантазёров и просто честных, увлечённых людей. И это не просто слова — герои писателя достойно встречают любые невзгоды и трудности; в неожиданных и, порой, безысходных ситуациях они не поддаются унынию, и не просто приспосабливаются, а строят новый мир по своему усмотрению, по принципу уважения и братства народов. Такие же, «походно-экспедиционные» характеры и человеческие отношения хорошо просматриваются в цикле автора «Экипаж ‘‘Система’’», выходившего отдельной книгой под названием «Пепельный свет Селены». Сплочённость, взаимоуважение, стремление к совершенствованию, неудержимое стремление к достижению цели — всё это присуще каждому герою из непобедимой четвёрки экипажа.

Несмотря на совершенно земную профессию, когда основной задачей стоит изучение глубин, недр планеты, писатель не забывал смотреть вверх, в глубины космоса, в бесконечную даль галактики. Но всегда и везде люди из произведений Дручина с достоинством несли звание «человека Земли», превозмогая все невзгоды и, кажущиеся непреодолимыми, ситуации. Во всей многолетней ленте творчества Игоря Дручина явно звучит девиз гуманизма: «Наука и техника должны идти в ногу с духовным развитием человечества, безудержное развитие научно-технического прогресса, опережающее развитие морали цивилизации очень опасно, потому недопустимо».


*   * *

Данное издание практического полного собрания фантастической прозы И.Дручина призвано устранить ошибки советских издательств, так и не удосужившихся выпустить достойное собрание автора. Талант, самобытность, мастерство рассказчика позволяет рядовому читателю поставить И.Дручина в один ряд с другими, т.н. фантастами «областниками» Ю.Тупицыным, С.Слепыниным, П.Аматуни, В.Назаровым. Книги И.Дручина достойно займут место рядом с книгами его коллег по цеху.

Расставаясь с произведениями чебоксарского писателя, рядовой читатель абсолютно уверен, что это не прощание. Пройдёт какой-то срок и читатель вновь возьмёт в руки книги автора, соскучившись по добрым, тёплым, умным рассказам это замечательного фантаста.

Прекрасных всем книг, новых авторов и впечатлений!

книга И. Дручин "Хрупкое время Ауэны"

из-во АзГард, 2020


Статья написана 7 ноября 2021 г. 16:24

Данный очерк ни в коей мере не критическая статья, такая задача не ставилась. Это рассуждения обычного читателя, любителя фантастики, поклонника хороших книг. К таким книгам читатель относит и собрание сочинений С. Слепынина в двух томах. Настоящий двухтомник включил в себя все художественные произведения автора, именно о них и будет разговор.

Рассматривая всё творчество Семёна Слепынина, возникает впечатление сплочённости его книг — все они, выражаясь поэтически, очень похожи на лестницу, каждое произведение — ступенька, каждая ступенька — новая высота, все ступеньки связаны косоурами (а для кого-то просто тетивами, кто как представляет себе эту лестницу в воображении), создавая цикличность сюжетов.

Всё фантастическое наследие Семёна Васильевича так или иначе связано с космосом, с просторами не только нашей галактики, но и с параллельными мирами, с иномирами. И по другому, наверное, быть не могло, фантазия автора в границы видимого пространства просто не вмещалась. Лишь в самой первой повести «Фарсаны» герои осваивали космос в классической форме — на космическом корабле, в продолжительном многолетнем полёте. Но это был только пролог.

Вторая книга Слепынина «Звёздные берега» поражает техническими возможностями людей и братьев по разуму. Никакие физические барьеры не останавливают людей будущего. Они покоряют не только космос своего мира, но и находят дорогу в иную Вселенную, со знаком минус, зеркальную сестру нашей Вселенной, с обратным течением времени. Но проблемы и конфликты там точно такие же, как и в нашем мире. Тут и своеобразная Матрица, в чём то даже реальнее и мощнее компьютерной гегемонии из культового фильма, соответственно несущая даже более ужасную угрозу всей Вселенной. Дружественные цивилизации вступают в союз с землянам, объединяют свои усилия для уничтожения всемирного зла. Технические достижения каждой звёздной расы разные, как и их уровень развития. Слепынин не стал задаваться целью описывать подробности техносферы звёздных братьев, но одну любопытную деталь хочется отметить. Обогнавшие землян в развитии таисяне летают в космосе со скоростью, в сотни раз превышающую световую. Их корабли «съедали» пространство, трансформируя его во время. Это ведь не что иное, как аннигиляция Танева, придуманная Сергеем Снеговым. Вполне вероятно, что Семён Слепынин, восхищённый блестящими идеями книги Снегова «Люди как боги», в знак уважения использовал этот приём в своём повествовании. Иначе как объяснить, что такую шикарную мысль писатель упомянул вскользь, как бы между делом?

Следующие повести Семёна Васильевича вроде и не о космосе, но всё равно герои повести «Мальчик из саванны» бороздят галактические просторы, а главный персонаж книги «Второе пришествие» и вовсе оказывается представителем могучей цивилизации, намного опередившей Землю в развитии. В этих книгах уже просматривается новое направление в творчестве писателя — фантастика философская.

Окончательно оставив все перипетии развития технического, Слепынин полностью переходит к фантастике духовной, моральной. Это подтверждает его следующий роман «Сфера Разума», качественно другой по содержанию, совершенно отличный от более ранних произведений, но всё же снова связанный с ними какой-то невидимой нитью родства.

Последняя книга «Паломники бесконечности» является вершиной творчества автора, это просто феерия, не только космическая, но и духовная. Данный роман, без сомнения, квинтэссенция всего творчества Семёна Васильевича, всех его мыслей, его переживаний и выводов. И у него это получилось великолепно! Попытка с чем-то сравнить эту книгу окончилась неудачей, лишь лёгкой дымкой булгаковский «Мастер и Маргарита» проникает в размышления.

Оба романа — это не просто диптих, даже не дилогия, это что-то единое, неразрывное. По прочтении книги, даже немного позднее, в размышлениях о ней, осмыслении её, возникает понимание того, что Слепынину удалось разорвав кольцо, замкнуть его... в кольцо. Но это кольцо не линейное, это нечто вроде ленты Мёбиуса, да ещё трансформированное в форме знака бесконечности. Как то так!

...Ну и почему «Пастушья свирель»? Ведь во всём двухтомнике нет такого произведения, а в данной книге лишь два романа — «Сфера Разума» и «Паломники бесконечности». Никакой ошибки нет, пастушья свирель очень важный элемент сюжета каждого романа, более того в каждом романе есть глава с таким названием, кроме этого «Пастушья свирель» — первое название журнального варианта произведения, напечатанного в журнале «Уральский следопыт», и только потом переименованного автором в «Паломники бесконечности». И самое важное, что владелец свирели, таинственный пастух, является связующим звеном двух книг, а в итоге окажется... Кем? Лучше прочитать книгу!

Нет нужды пересказывать сюжет романов писателя, они настолько многогранны, что каждый прочитавший видит их по-своему, опираясь на своё мировоззрение, свой внутренний мир. И как бы ни сложилось впечатление от прочитанного, возникшая в воображении лестница провела читателя по ступенькам на самый верх, в прекрасные фантастические миры уральского мечтателя Семёна Васильевича Слепынина! А дальше куда? Можно отдохнуть, поразмышлять и прочитанном, можно сразу идти вперёд, к новым авторам, а вот вернуться или упасть с такой лестницы невозможно, ведь это лестница в бесконечность.

Всем приятного чтения!

книга С. Слепынин "Пастушья свирель"

из-во АзГард, 2017 г.





  Подписка

Количество подписчиков: 0

⇑ Наверх