Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «versta» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 21 апреля 2016 г. 20:38


Как так получилось, что на протяжении столетий писатели создают ремейки легенды о короле Артуре снова и снова — до тех пор, пока их совместное творчество не превращается в оплот всей будущей фэнтезийной литературы?


Конечно же, можно долго говорить о вечных темах, которые затрагивает Артуриана, о богатом материале и колоритных персонажах. О том, что, работая в рамках артуровской традиции, авторы заранее обеспечивали популярность своему будущему шедевру — подобно тому, как сейчас коллективы авторов работают на тот или иной литературный сериал.

Однако, эти факты не объясняют популярности цикла, а лишь подтверждает ее. Давайте же попробуем выявить пики популярности Артурианы и их первопричины.

Первая волна: История британских королей

Элементы легенды об отважном воине, вожде Артуре существовали уже VII веке — в устном народном творчестве, в песнях бардов. В VIII-IX веке появляются первые письменные упоминания. Однако культовой фигура Артура становится только в XII веке, когда над его имиджем хорошенько потрудились, а подвиги идеализировали.

Итак. Впервые Артура и его рыцарей на службу Британии поставил Гальфрид Монмутский. Его первый труд — "Пророчества Мерлина", сборник апокалиптических текстов, получился на редкость удачным. "Пророчествам" верили, ими зачитывались на островах и на континенте. Подобного масштаба популярность не могла не заинтересовать власть имущих того времени. И вот — вслед за «Пророчествами» Гальфрид пишет "Историю Королей Британии", после чего скоропостижно становится епископом. Пишет Гальфрид на латыни и адресует «Историю» всему просвещенному сообществу.

И этим псевдоисторическим романом увлекается вся Европа. Книгу не только перечитывают снова и снова — поднимается волна подражаний, артуровский сюжет приобретает форму французского куртуазного романа, который добросовестно эксплуатируют на протяжении двух столетий. Нередко — по заказу частных лиц. Наверняка, у английского средневекового пиар-института был хороший бюджет.

В 17-м веке, когда история становится наукой глобального масштаба — "История королей Британии" теряет свою ценность. Но к этому моменту она выполнила свое предназначение — плотно вросла в культурный фонд всей Европы, прославляя доблесть британского короля и британской нации. Легенды цикла приобрели мировую ценность, а в богатство артуровского цикла сделали вклад сотни творческих личностей того времени. Еще бы артуриане после всего этого не стать основой и предтечей всего мирового фэнтези.

Сам же Гальфрид Монмутский, совершив сей подвиг во славу королей и отечества, продолжает писать о том, кто действительно интересовал его всё это время — о валлийском волшебнике Мирддине, которого он нарекает Мерлином. Вслед за славной «Историей британских королей» он трудится до самой смерти над книгой «Жизнь Мерлина». Очевидно, что легенды о валлийском волшебнике привлекали Гальфрида гораздо больше деяний всех британских королей.

И да, кстати, незамысловатым образом и вполне в своем праве, Гальфрид Монмутский воздает сыновий долг отцу, звали которого... Артур. Не этой ли случайности обязан наш достославный король Артур, впервые вознесенный среди плеяды прочих британских королей на свой пьедестал Гальфридом Монмутским? И если бы отца Гальфрида звали каким-нибудь Брентаном — не говорили бы мы сейчас об истоках популярности какой-нибудь "Брентаниады"?

Вторая волна: Артур Генрихович Тюдор

Вторая волна популярности Артурианы приходится на конец XV века и имеет яркую политическую окраску. Некий сэр Томас Мэлори, сражавшийся в войне Алой и Белой Розы, был не самым благородным рыцарем. За разбой и многочисленные случаи насилия замужних женщин он был заточен в тюрьму. Внезапно он получает доступ к обширной библиотеке старинных рукописей и берется за труд о короле Артуре, над которым он будет работать 20 лет, до самой смерти. Он пишет о великом Короле, ставшим для Британии символом могущества и справедливости, спасителем, который не умер, но лишь уснул – и готов воцарится вновь, когда темные времена наступят для его отчизны.

Оставим ненадолго Мэлори в его темнице и обратимся к политической ситуации в стране. С 1455 года в Англии бушует Гражданская война. Ситуация нестабильна, власть переходит из рук в руки. Мятежник и узурпатор Эдуард IV коронуется на трон – и ему была бы крайне выгодна некая легенда о возродившемся короле, которая утвердила бы его права на власть. И скорее всего именно Эдуард IV был тем благодетелем, который открыл сэру Мэлори доступ к рукописям. И возможно, сделал своего рода заказ на литературный шедевр, способствующий популяризации персоны узурпатора.

Однако, воспользоваться этим заказом посчастливилось Генриху VII. В 1485 году английский первопечатник Уильям Кекстон наряду с некоторыми прочими произведениями публикует «Смерть Артура» за автороством сэра Томаса Мэлори. Книга распространяется по всей Англии, а Генрих VII называет своего сына Артуром. Тюдоры сознательно культивировали идею о происхождении своего рода от легендарного короля, и Артура Тюдора ждал судьбоносный путь – именно ему стараниями предшественников предстояло стать «Артуром возрожденным», объединить Британию и принести благодать этой земле. Однако такой, казалось бы, гениальный план с треском провалился – едва женившись на Екатерине Арагонской, Артур умирает в возрасте 15 лет. А дальнейшая история уже не имеет к Артуриане прямого отношения.

Вот таким образом игры вокруг английского престола дважды популяризовали цикл артуровских легенд, подарив миру величайшее мифонаследие и основу всего современного фэнтези.

Источник: Book AVENUE





  Подписка

Количество подписчиков: 2

⇑ Наверх