Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «mr_logika» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 6 ноября 2022 г. 18:43

«Стихотворения и поэмы»
Борис Пастернак
Стихотворения и поэмы
Издательство: Л.: Советский писатель (Ленинградское отд.), 1965 год, 40000 экз.
Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 732 стр.
Серия: Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание

Комментарий: Стихотворения и поэмы 1912-1931 годов.

Стихотворение написано в 1915 году. Надо быть в хорошем смысле наглым, чтобы осмелиться что-то сочинить в стихах о Петербурге, зная вступление к поэме «Медный Всадник». Борису Леонидовичу 25 лет и поэтическая наглость (в хорошем смысле) ему свойственна. Но хорошо ли получилось?

Второе четверостишие

«О, как он велик был! Как сеткой конвульсий

Покрылись железные щеки,

Когда на Петровы глаза навернулись

Слезя их, заливы в осоке!»

вызывает единственный вопрос — почему у Петра «щеки» (щёки, вероятно) железные? Не нашлось другого эпитета? А не подумал поэт, что такие щеки могут и заржаветь от текущих по ним слёз? Слово «железные» даже и в переносном смысле тут не подходит, поскольку тогда у царя и все остальные части лица можно назвать железными (уши, например), а это чушь — железным у Петра был только характер, воля. И это было бы понятно любому читателю. Но железные щеки!? Здесь же речь идёт не о памятнике Петру, а о живом царе, осматривающем устье Невы.

Ещё более странно выглядит третье четверостишие

«И к горлу балтийские волны, как комья

Тоски, подкатили; когда им

Забвенье владело; когда он знакомил

С империей царство, край с краем.»

Если человеком овладело забвенье, то он не сможет познакомить ни царство с империей, ни, тем более, край с краем, т. к. краёв этих порядочное количество.

Ведь это одновременно происходит — забвенье и ознакомление? Разве не так в стихотворении?

Немного позже появляется толчёный графит

«Волны толкутся. Мостки для ходьбы.

Облачно. Небо над буем, залитым

Мутью, мешает с толченым графитом

Узких свистков паровые клубы.»

Откуда в петербургском воздухе толчёный графит? Что там происходило за два года до Октябрьской революции? Стихотворение явно не предназначено для простого любителя поэзии, живущего в Петербурге сто лет спустя. И никаких пояснений, а ведь передо мной издание 1965 года, БПБС.

Далее поэт говорит о повышении уровня воды в Неве, рейсфедер «северным грифелем наносит трамваи» (рейсфедер это инструмент пишущий тушью, а не грифелем). Интересно, что этот рейсфедер всадника медного унаследовал от всадника «ветер морей», — сомнительный образ, т. к. Пётр-всадник — это одно, а Пётр-мореплаватель — другое, это два разных Петра. Да и трудно представить, что натворит ветер, если ему дать рейсфедер.

И вдруг такое -

«Попробуйте, лягте-ка

Под тучею серой,

Здесь скачут на практике

Поверх барьеров.»

Можно догадаться, почему предлагается лечь, — город под тучами лежит столетиями, ну вот и вы попробуйте (это такая шутка), но кто скачет и куда? о каких барьерах идёт речь?

Пути поэтов вообще неисповедимы, но чтобы до такой степени!

Ещё одна неясность и будет на моей улице праздник.

Последняя часть. «Оттепелями из магазинов веяло ватным теплом.» «Капала медь с деревьев.» Тоже темна вода во облацех, но самое удивительное в предпоследнем четверостишии

«Вот как бывало в будни.

В праздники ж рос буран

И нависал с полудня

Вестью полярных стран.»

Подмечена любопытная метеорологическая закономерность — по праздникам после полудня почему-то начинался буран. Много говорили и говорят о плохом нашем климате, но такую претензию впервые встречаю. Видимо, не везло москвичу Пастернаку с приездами в праздничный Петербург. Так город платил поэту за его нелюбовь к себе.

А вот и обещанный праздник литературный. Это самое начало стихотворения

«Как в пулю сажают вторую пулю

Или бьют на пари по свечке,

Так этот раскат берегов и улиц

Петром разряжен без осечки.»

И это хорошо. Я бы только переставил слова в последней строке — Разряжен Петром без осечки (так лучше звучит). И кажется, что все силы ушли у человека на этот почти шедевр, а над всем остальным пришлось долго мучиться. Ну вот, «что-нибудь» и получилось.


Статья написана 19 октября 2022 г. 00:36

«Танец с драконами»
Джордж Р. Р. Мартин
Танец с драконами
Издательство: М.: АСТ, 2013 год, 5000 экз.
Формат: 70x100/16, твёрдая обложка, 832 стр.
ISBN: 978-5-17-079812-4
Серия: Гигантская фантастика

Аннотация: Битва за битвой. Измена за изменой. Интрига за интригой.

Самое ценное в Семи Королевствах — трон, выкованный из тысячи мечей в пламени дракона. Но одновременно — это наиболее шаткое сооружение, ведь "короли нынче мрут как мухи", а со всех сторон облизываются шакалы, только и мечтающие забрать власть и править. Некоторые из них считают престол Вестероса своим по праву, некоторые возомнили себя Эйегоном Завоевателем, добывшим власть кровью и заплатившим за нее железную цену.

В схватке сошлись северяне и южане, запад и восток, а тем временем наступает зима... Полчища мертвецов поднимаются из могил...

И да спасут вас боги в этот темный час...

Комментарий: Пятая часть романа-эпопеи "Песнь Льда и Огня".
Иллюстрация на обложке В. Ненова (в издании не указан).

"Наверное, сегодня существует около 20 персонажей, давно убитых в сериале, но всё ещё живых в моих романах. И второстепенных и центральных — таких, как Рикон Старк, Барристан Селми, Мирцелла Баратеон: все они мертвы только в сериале, имейте в виду! Также существуют важные персонажи, которые в сериале не появились вовсе. Совсем. Их не то что убили — им не дали родиться. Это Бессердечная, Арианна Мартелл из Дорна, Виктарион Грейджой — брат Бейлона и Эурона ... Все они очень важны для моих книг, между прочим."

Из разговора Антона Долина с Мартином в 2017 году в окрестностях Петербурга.

Только для тех, кто уверенно отличает Мелисандру от Миссандеи, Нимерию от Элларии ... и т. д. :-)

Прочитав цикл второй раз (пропуская различного рода непотребства, что сильно ускорило процесс), чтобы получше представить окончательную позицию этой кайвассы на нескольких досках, попытаюсь подвести итог в виде энного количества вопросов. Или предположений, что то же самое. Сейчас, в начале работы над этой статьёй, я не могу точно сказать, сколько их будет. "Пишу исключительно по памяти" (так называется книга, которую читаю в эти дни).

Первое предположение возникло у меня, когда я узнал, что Петир Бейлиш, параллельно с подготовкой выгодного брака своей приёмной дочери, написал более ста писем во все концы света (думаю, не только Вестероса). Вернуть Сансе Винтерфелл — задача очень скромная и, надеюсь, попутная. Петир метит в короли (и ликвидация Варисом мейстера Пицеля и дяди Кивана определённо осуществлена под его руководством), что было бы идеальным вариантом для этой уставшей от войн территории. А Санса разве не наилучшая кандидатура в королевы? Для меня ответ очевиден несмотря на то, что она жена Тириона. Гениальный лорд Бейлиш решит и этот вопрос, договорившись с Золотыми Мечами с помощью Тириона, а с Тирионом с помощью Золотых Мечей*. Что касается Серсеи, то ей ничто уже не поможет, даже чудовище в латах, сотворённое Квиберном. Мне, кажется, я (как Киван Ланнистер и ещё кое-кто из рыцарей) знаю, кто таков этот Роберт Сильный (почему не Стронг, не мудрствуя лукаво?), но не скажу.




Статья написана 15 сентября 2022 г. 16:18

Кошка заболела. Мурка, 8 лет. Умная, полезная — людей лечит мурлыканьем и теплом, мышей переловила целое стадо. Вдруг перестала есть и пить, в туалет не ходит ни по какому, кашляет. Местный доктор посоветовал сделать УЗИ, но это только в городе. Задача простая: чемодан — вокзал ... переноска — вокзал — электричка (80 км) — город — ветеринарная клиника. Привёз пациента около 23 часов. Сделали УЗИ — инородное тело в двенадцатиперстной кишке, нужна срочная операция, прямо сейчас. Работа хирурга — 51000 р., стационар на двое суток — ещё около 20000. Расценки показались мне неприемлемыми, и я не ошибся! Объяснили, что они — лучшие в городе, у них лучшие специалисты, в общем, они "делают ракеты, перекрывают Енисей, и даже в области балета ...". Мне стало понятно, почему "здесь неприглядный вид". Сказали, что можно найти клинику дешевле (видимо, где ракеты пониже, а Енисей пожиже), если кошка ещё может терпеть. Кошка сказала, что может до завтра, и я, оплатив 2200 за осмотр (скидка 100 р. при оплате наличными), понёс её домой; транспорт уже не ходил.

Утром отнёс в клинику, которая ближе к дому, 10 минут пешком.

Сделали УЗИ — в двенадцатиперстной нет инородных тел (и вообще их нет!). Операция здесь была бы в два раза дешевле, но, слава Богу, отпала. Оплатив первичный осмотр (1300), оставил Мурку на двое суток за 16000 (это только за пребывание), для капельницы (тоже дорогое удовольствие, но коты не могут долго без питания) и анализов. В итоге нашли герпес и поражение печени (один из показателей превышен в 12 раз, другой в три раза). Настояли на УЗИ сердца. Я отказался, зная, как кошка носится по саду и лазает по деревьям, но они уговорили жену. Сердце оказалось хорошим, а клиника получила ещё около 4000 р.

Лекарство от герпеса давали дней десять, оно даётся с помощью шприца прямо в пасть. Несчастного зверя надо держать за все лапы и за морду, надев ему на шею специальный воротник. Кошка понемногу стала есть, и ходить в туалет, перестала кашлять. Похоже, вылечилась, а корм теперь употребляет диетический в пять раз дороже (печень пострадала из-за не самого дешёвого корма типа "Феликс — двойная вкуснятина").

Нам это влетело в 50000, в первой клинике было бы сто, причём, в кишке наверняка что-нибудь "нашли" бы. Уверен, что не признались бы в ошибке.

Жена осталась без денег, отложенных на теплицу, а я вряд ли теперь куплю "Германскую мифологию" Якоба Гримма.

Впрочем, ещё не вечер!

Резюме — держать домашних животных сейчас могут только богатые люди, ветеринары и их лучшие друзья (и родственники, разумеется). Если же больного зверя усыпить, тогда и пенсионер может справиться.

И если уж лечить — будьте бдительны!


Статья написана 5 сентября 2022 г. 16:39

«Академия и Земля»
Айзек Азимов
Академия и Земля
Издательство: М.: Эксмо, 2014 год, 3000 экз.
Формат: 60x90/16, твёрдая обложка + супер, 928 стр.
ISBN: 978-5-699-71077-5
Серия: Золотая коллекция фантастики
омнибус

Комментарий: Два романа, завершающие основной цикл "Академия".
Иллюстрация на обложке А. Дубовика.

"Вот только жить в ту эпоху прекрасную уж не придётся ни мне, ни тебе." Н. А. Некрасов

Основой нижеследующего является книга из серии «Золотая коллекция фантастики» «Академия и Земля». Завершающая дилогия цикла. М. Эксмо, 2014.

Роман «Академия и Земля» начинается с предисловия Азимова, названного «История Академии». Заканчивается предисловие так: «...«Академия и Земля»... начинается в тот самый момент, когда кончается «Край Академии». Вы можете освежить свою память, заглянув в неё, но это не обязательно. «Академия и Земля» — самостоятельное произведение.» Более чем неожиданно здесь то, что в книге, где это напечатано, нет романа «Край Академии» (!). А есть в ней роман «Академия на краю гибели». Думаю, что это следствие недобросовестности сотрудников издательства Эксмо. Вторая неожиданность это утверждение Азимова, что второй роман самостоятельное произведение. Ведь читать второй роман, не заглядывая в первый смог бы только человек, обладающий феноменальной памятью. Например, когда Тревайз говорит, что вернётся на Терминус, подаст в отставку из Совета и это должно сильно обрадовать мэра Бранно, то не каждый сумеет вспомнить кое-какие подробности диалога, состоявшегося более 800 страниц назад; в этом разговоре Бранно назвала Тревайза законченным идиотом и набитым дураком да ещё сообщила ему, что вполне могла бы незамедлительно его казнить. Другой пример — это разговор во втором романе между Тревайзом и Пелоратом о выступлениях Селдона в Склепе и упоминание Тревайза о фокуснике, прочитавшем текст сообщения, спрятанного в псевдотессеракт на необитаемом орбитальном спутнике. Тут уж и возврат к первому роману не поможет, но заглядывать всё равно приходится, чтобы проверить, на пропустил ли чего-нибудь. Так что ни о какой самостоятельности второго романа не может быть и речи. О самостоятельности второго романа не говорит даже то, что в нём Джен Пелорат на протяжении первых восемнадцати глав откликается на имя Дженов и только в 24-й главе опять превращается в Джена. А в главе 20 как чёрт из табакерки выскакивает некий Тендцобаль, адепт второго Основания, что отнюдь не добавляет роману самостоятельности, а лишь возвращает читателя к вопросу о добросовестности некоторых товарищей.




Статья написана 5 сентября 2022 г. 16:39

«Академия. Первая трилогия»
Издательство: М.: Эксмо, 2004 год, 7000 экз.
Формат: 84x108/32, твёрдая обложка + супер, 800 стр.
ISBN: 5-699-06231-9, 5-699-06231-7
Серия: Шедевры фантастики
омнибус

Комментарий: В состав тома вошла основная трилогия цикла "Академия".
Иллюстрация на суперобложке Боба Эгглтона (в издании не указан), Стивена Юла.

(номера страниц даются по изданию «Академия». Первая трилогия: Фантастические романы. М. Эксмо, 2008. (Шедевры фантастики))

Часть 1.

В общих чертах Трилогия об Академиях представляется руководством по политологии, удачно поданным под прикрытием фантастического антуража, который в целом с грехом пополам приемлем, хотя и поражает своей наивностью в некоторых частных случаях типа атомного фонарика или миниатюрной атомной морозилки для продуктов. В первой части действие развивается в политическом аспекте относительно спокойно, т.е. план Селдона выполняется, согласно прогнозам его создателя. Во второй части появляется Мул и повествование начинает напоминать хороший авантюрный роман. Ситуация выходит из под контроля, и план Селдона спасает только решительность умной и красивой женщины по имени Байта Дарелл (ищите женщину!). После этого Вторая Академия принимает все возможные и невозможные (в жертву Плану во имя великой цели приносится полсотни хороших людей) меры, чтобы исключить впредь подобные инциденты.

Самая интересная фигура Трилогии это, конечно, Мул, непримиримый враг обоих Академий. Но о нём позже. Сейчас пришло время поговорить об одной ошибке Автора, связанной со Второй Академией. Азимов настолько старательно запутывает читателя относительно места её расположения, что даже вкладывает в «уста» (это речь телепата) её шефа дезинформацию, которой в его речи ни в коем случае быть не может, потому что выступает этот т.н. Первый Оратор перед своими коллегами и соратниками на заседании Чрезвычайного Совета. Тайну должен защищать «сам ход и образ показываемых событий, представляя как бы непроницаемую маску, за которую не может заглянуть ни один человек.» (С. Лем «Чёрное и белое», сб. статей). Автор ценой прямого обмана читателя своей цели добился. До самых последних страниц невозможно догадаться, где же всё-таки прячется эта Вторая Академия, но так делать нельзя, это слишком прямолинейный и недозволенный приём.







  Подписка

Количество подписчиков: 39

⇑ Наверх