fantlab ru

Все отзывы посетителя Buzuka

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  18  ] +

Ю Несбё «Снеговик»

Buzuka, 8 января 2018 г. 19:28

Если бы нужно было описать эту книгу двумя словами, я бы сказала: «Заштампованная незамутненность». Несбё пишет так, словно не было детективов до Несбё. Не было Агаты Кристи, Честертона, Конан Дойля, По, Сименона, да к черту классику, не было даже Спиллейна и Чейза.

Герои настолько серые, что автор вынужден лепить им огромные бакенбарды или инфернально вонючие ноги, чтобы читатель их как-то различал.

У всех персонажей выше пояса работает только рот, которым срочно нужно выпить, поэтому все их эмоциональные драмы и душевные подергивания унылы чуть более, чем полностью.

Расследование невыразимо скучное, потому что читатель очень быстро понял, кто убийца:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Спрятать настоящего маньяка на виду под личиной хорошего парня — очень заезженный прием.

В числе других штампов, навскидку: супер-коп, у которого проблемы с алкоголем и от которого ушла любимая женщина; детская психотравма маньяка; назначение «избранной» жертвой копа, который его ловит; спасение главной героини в последние секунды, кинематографично растянутые в вечность; триллерные штампы типа «маньяк уже в доме», «я один пойду в подвал», «маньяк появляется из ниоткуда, наверное, он супергерой» — потом эта «ниоткудовость» никак не обосновывается, конечно же. Ну и так далее, позвольте не мелочиться.

Это можно читать людям, которые никогда прежде не видели детективов и не смотрели триллеров — вполне зайдет, наверное.

Это можно читать в дороге, подрыгивая ногой и позёвывая в окно — в качестве времяубивателя пойдет.

Во всех остальных случаях можно смело идти мимо.

Оценка: 4
– [  16  ] +

Нил Стивенсон, Николь Галланд «Взлёт и падение ДОДО»

Buzuka, 10 января 2019 г. 15:07

Аннотации определяют роман как «захватывающий и сложный триллер», так вот, он не захватывающий, не сложный и не триллер. В моем велосипедном насосе больше сложности, саспенса и неожиданностей, чем в этой истории. Собственно, я даже не знаю, что это. Какая-то бессюжетная, несопереживательная антуражная возня во имя науки и магии с кашей и разрушением авторских рамок на последних 150 страницах, чтобы хоть как-то вырулить из акынства, беспечно рассыпаемого на предыдуших страницах 600.

Плюсы — читается легко и может восприниматься как сериальчик, а сериальчики сейчас многими любимы. Местами смешно. Местами эмчто. Голову не загружает, эмоциональной нагрузки не несёт. В общем, я не то чтобы жалею о потраченном времени, но не смогла понять, на чем основаны восторженные отзывы об этой истории.

Оценка: 6
– [  12  ] +

Мариам Петросян «Дом, в котором…»

Buzuka, 24 ноября 2017 г. 23:14

Книга из тех, которые или выстреливают читателю прямо в мозг и оставляют там куски себя, или не выстреливают вообще. Что-то определенное должно быть у человека в голове или в левой пятке, и в зависимости от этого история или пойдет-понесет, или останется просто буковками.

Сначала просто читаешь. И задаешься нормальными вопросами вроде «И где во всем этом родители детишков?» или «Да как оно так функционирует?». А потом вдруг понимаешь, что уже не читаешь, а находишься во всем этом, и функционирует оно ровно так, как должно, и всё становится очень понятно, даже если не понятно почти ничего.

Очень долго я подозревала, что на самом деле нет никакого Дома и никаких героев, есть только образы, проекции, воплощения.

Впрочем, одно другого не исключает!

Как бы там ни было, говорить, что вещь ни о чем — довольно странно. Это история о самоидентификации. О выборе, об изменении себя и реальности вокруг себя после того, как выбор сделан.

Просто в данном случае суть не в том, О ЧЕМ история, о чем эти персонажи и т.д. – суть в том, КАК это сделано. Поэтому никакие формулировки не дают представления о том, что внутри, и любой короткий пересказ будет звучать плоско и скучно. Нужно брать и читать, этот роман либо однозначно заходит, либо категорически нет.

*замогильным шепотом*

Потому что он сам как Дом: или пускает в себя, или нет.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Карен Мейтленд «Маскарад лжецов»

Buzuka, 26 января 2019 г. 21:35

Десять негритят в странненьком антураже не то фэнтезятни, не то псевдоисторизма, причем декорации настолько картонные, что эти же люди могли бы приключаться в любую другую эпоху на любом другом континенте. Это вообще ничего бы не изменило для истории, потому что истории собственно нет.

Чумы, которую сумрачно обещает аннотация, тоже нет. «Она везде, она идёт, от неё можно умереть, у-у-у!» – говорит нам автор, но с тем же успехом он мог бы говорить, что по небу летают макаронные монстры, достоверности оказалось бы столько же. Чума автору нужна только для того, чтобы изолировать героев от других людей. С тем же успехом, т.е. никак воссоздается атмосфера средневековья. «Грязь-говно-дождь-говно-грязь», – повторяет автор как мантру… ну и всё. Само повествование – в том же духе, оно похоже на отчет: мы страдали, мы проголодались, кстати, уже три недели мы были голодными, у-у-у.

У героев даже целей нет. Вот вообще. Почти ни у кого нет и желаний. Антагонист, как оказывается в финале, ни к чему не стремится и ничем не горит ровно так же.

Исходя из всего этого — нет сюжета, только в финале автор вытаскивает из рукава давно торчавшего оттуда и уже основательно протухшего кролика, после чего пытается создать надрыв и драму, но лишь окончательно размачивает окружающий картон. Под самый финал из шкафа вывалился еще один перевертыш, но он тоже ни на что не повлиял, и ровно столь же триумфально из шкафа могла выпасть коробка из-под принтера.

Итого: это не роман, а скорее набор квестов бродилки, в которой все персонажи – побочные и не цепляющие, проявляющие себя только тогда, когда на них фокусируется камера, где у истории нет смыслов и целей, а участники не мотивированы ничем, помимо желания убить несколько часов на квестики: найди еду, прими роды, получи у непися целебную настойку… И пятьсот страниц, в конечном итоге, написаны ни о чем и ни для чего. При наличии определенного скилла можно сформулировать идею сего опуса, но она маленькая и не новая, для нее не нужно было громоздить столько много буков и сущностей, хватило бы детского стишка размером с «Мойдодыра».

Единственное, что могу сказать хорошего о «Маскараде…»: я все-таки его дочитала, а такое бывает далеко не с каждой книгой, за которую я берусь.

Оценка: 5
– [  9  ] +

Роберт Маккаммон «Голос ночной птицы»

Buzuka, 18 января 2019 г. 11:27

Нет, это не мистика. И не ужастик. Это детектив с элементами триллера, очень хороший и атмосферный.

История про расследование, которое должно определить, действительно ли вот эта тетка – ведьма, все проблемы города – от неё, и её нужно сжечь? Последний год XVII века, совсем крошечные еще американские поселения, вокруг суеверия, грязь, говно, медведы, индейцы и сумасшедшие проповедники, в городке есть куча свидетелей, готовых подтвердить, что ведьма – ведьма, а кто сомневается – тот сам дурак и еще ею околдован, его тоже хорошо бы сжечь на всякий случай.

Здесь всё – на грани, все к чему-то стремятся и рвутся, деятельно, до звона, а ставки сходу задраны так, что выше некуда. История страшно запутанная, расследование втиснуто в сжатые временные рамки, почти осязаема атмосфера безнадежности, болезненности и при этом какой-то величественности всего вокруг, она буквально расплющивает этих надрывающихся человечков, и читателю из такого компота крайне трудно вынырнуть, да и не хочется.

Почти до самой кульминации история уверенно тянула на 9+. Потом пошел галоп и концентрация штампов вперемешку со счастливыми совпадениями, герой принялся метаться, ушибаться об рояли, превращаться в какую-то реактивную Мэри-Сью, да и число злодеев тоже превысило все достоверные пределы.

Автор просто рубанул все мощно наверченные им узлы — это не то чтобы плохо, но это одна из вещей, которых читатель мог ожидать, потому не произошло эдакого контрольного в голову, после которого сидишь над книгой с выпученными глазами, а перед ними вертятся Те Самые сцены.

Самый финал, однако, правильный, вполне в духе происходящего. Следующую часть цикла я наверняка буду читать и ожидать от неё многого тоже буду.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Фэнни Флэгг «Жареные зелёные помидоры в кафе "Полустанок"»

Buzuka, 22 сентября 2020 г. 21:59

Кажется, это первая аудиокнига, которую я дослушала до конца, не в последнюю очередь благодаря замечательной чтице Веронике Райциз. Начинала слушать, вообще не зная, о чём эта история. И хорошо что не знала: она воспринимается на, эм, эмоционально-энергетическом уровне и слова недостаточно точны, чтобы дать представление об истории (потому этот отзыв совершенно бесполезен).

Если в двух словах: история о времени и о счастье. Время уходит, унося за собой всё и отрывая от тебя с мясом всех. А счастье – это внутри™.

Не в двух словах: 1984 год, дом престарелых в Алабаме. В холле сидит жизнерадостная старушка, которая похоронила уже всех своих друзей юности и всех родственников, включая мужа и сына, а в дом престарелых приехала временно, за компанию с подругой. И вот она сидит в холле и рассказывает случайно подвернувшейся посетительнице истории о людях, которые когда-то были её друзьями, соседями, названными родственниками.

Старушка радуется абсолютно всему: своим воспоминаниям, вкусной пироженке, чудесной погоде, милейшей медсестре, которая, знаете ли, чернокожая, а потом опять воспоминаниям, в которых во время Великой Депрессии чуваки из ку-клукс-клана грозились сжечь кафешку, в которой подкармливали негров.

Женщина, которая слушает старушку, совершеннейшая клуша. Но постепенно её (и читателя) затягивают истории, она начинает приходить к старушке нарочно и приносить вкусняшки, и постепенно под влиянием историй про адски отжигающих людей курица становиться немного менее курицей – насколько ей позволяет небогатый запас энергии и заборчик бэгкраунда.

Но всё это фоном. Главгерои – они в историях старушки. И то, что она рассказывает урывками, нарушая хронологию, делает из рассказа эпическое полотно. На нём – длинный временной отрезок, от 1910-х до 1960-х годов, там прорва разноцветных героев, и иногда на слух можно запутаться, кто на ком стоит, там множество недомолвок и белых пятен, но общая канва прослеживается очень чётко, и читатель/слушатель в реалтайме наблюдает, как одни времена и нравы сменяются другими, как меняются и уходят в никуда люди, привычки, постулаты, способы мыслей, действий и всякие важности.

И время уходит, унося за собой всё и всех. А счастье – по-прежнему внутри.

Или нет. Тут уж как повезёт.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Элиезер Юдковский «Гарри Поттер и методы рационального мышления»

Buzuka, 28 июня 2019 г. 11:51

«— Он пытался меня убить.

— О, ради Мерлина, да, он пытался вас убить. Привыкайте. Лишь скучных людей никогда не пытаются убить.»

Об этой трилогии нужно начинать рассказ с отставленного мизинчика и «Книга не для всех», но никакая книга не для всех, потому я воздержусь. Хотя некоторые рецензии в стиле «Обоже, как это было скучно и непонятно» вызывают желание настучать авторам по башке, особенно когда под ними красуются плашки типа «Я великий эксперт, я очень хорошо разбираюсь в буковках» (ненависть-мод офф).

Я много раз слышала об этой книге краем уха, но очень краем и никогда не пыталась ничего выяснять, потому что фанфики мне не интересны в принципе. А потом я другим краем уха услышала фамилию автора и, блин, так бы сразу и сказали!

Сначала это охерительно смешно, потому что когда в мир ГП врываются логика и здравомыслие… это смешно, правда.

Потому это ужасно интересно. Потом очень серьезно и зачастую грустно.

Под конец автору хочется оторвать руки, потому что кульминация и финал утоплены в бесконечных блаблаблаблаблаблбалбалбалба, ну зараза, не может быть в мире злодея, который не останавливается на каждом витке развязки и не принимается многословно пояснять, что им двигало и почему это произошло вот так, и уже по этому блаблаблаблаблаблабла понятно: да нормально всё закончится, ведь пока злодей блаблаблаблбалба – у героя есть время подготовиться, а у читателя – попить кофе, испечь торт и поспать, и читателю совсем не страшно, пока он печет торт.

Есть в этой истории и откровенные затянутости, и еще более откровенные загоны, и долгие смены фокуса, обусловленные лишь тем, что автору было надо развить другую линию, чтобы закрыть первую, и брошенные сюжетные линии, и недосказанности всяких важных вещей. Есть много здорового и не очень здорового цинизма, объяснения гармонии алгеброй, старых персонажей на новый лад, всё с ног на голову.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Почти нет квиддича, Рона и вообще Гриффиндора, Хагрида нет, Малфоя перевоспитаем, Дамблдор убил камень и сжег курицу, к режиму зомби Квиррелла есть вопросы, за Снейпа обидно.
Но главное – всё равно оно остаётся интересным, все вот эти как-что-зачем и узнавательные крючочки тянут читателя дальше совершенно неумолимо. Настолько неумолимо, что я по ночам читала это с телефона: меня бесило, как долго книга открывается в читалке, и это единственная книга, которую я читала с телефона, черт возьми.

«Вы дали ему мантию-невидимку, у него иммунитет к сыворотке правды, и он дружит с близнецами Уизли! Альбус, вы представляете, во что втянули эту школу? — её голос был на грани вопля. — К седьмому году его обучения от Хогвартса останется лишь дымящаяся дыра в земле!

Альбус откинулся на спинку своего огромного мягкого кресла и сказал, улыбаясь:

— Вы забыли о Маховике времени.

Минерва не выдержала и вскрикнула. Но негромко.

Северус протянул:

— Стоит ли мне научить его варить Оборотное зелье, директор? Просто для полноты картины, на случай, если вы не удовлетворены размахом возможностей вашей ручной катастрофы».

Читать? Читать. Соглашусь с авторским мнением в предисловии: первые пять-десять глав дадут представление о том, надо оно вам или нет.

А если не надо – нечего давиться тремя томами этого кактуса и потом гневаться, какой автор плохой, пушта написал не то, что вам хотелось прочитать ;D

Оценка: 8
– [  8  ] +

Антология «Иррационариум: Толкование нереальности»

Buzuka, 27 июля 2018 г. 14:32

Я намерено не буду тыкать пальцами в авторов, называть имена и обозначать сюжетные ходы, просто чтобы отзыв не настраивал на что-то определенное людей, которые еще не знакомы со сборником.

Полагаю, немного найдется человеков, которому все четыре истории «Иррационариума» в одинаковой степени придутся по душе – они разные настолько, что едва ли у них может быть один адресат, и диапазон восприятий, скорее, будет варьироваться от «Я прочитал» до «Исчо, исчо!». И это само по себе интересно, поскольку говорит нам, что составитель, разбрасывая этот карточный веер, не искал очевидных путей, он давал возможность каждому найти свой мистический мир и демонов в нем.

Итак, читатель проживет четыре истории: производственный роман в мире большого бизнеса, сумрачный детектив в антураже позднего СССР, стивенкинговскую детективную драму в городе воробьев, а потом – опять детективную историю на современном бытовом фоне.

В двух повестях мистическое начало – элемент сюжетообразующий, а еще две повести вполне могли вообще обойтись и без него. Но не обязательная в их случаях мистика обостряет и усиливает ситуации, характеры, выборы, предопределенности и их отсутствие, и вот такой пограничный подход в исполнении двух мастеров словес делает тексты играбельными, как стогранный кристалл.

Оценив эту красоту игры, я, однако, отдаю свои пальмы повестям, в которых мистическая основа фундаментальна и незаменяема. Не только и не столько из-за этой самой основы, которая делает истории такими цельными – а просто в них есть нечто большее, вот то самое, что зацепило за жабры именно меня. Зацепило, потащило, заставило прожить две яркие, непростые, бурные истории – буквально прожить, прочувствовать каждое событие вместе с героями, ощутить эти миры объемными, настоящими, вплоть до запахов, ветерков в волосах, мурашек по коже.

Очень редко в последнее время мне доводится настолько погружаться в тексты – чем больше знаешь о том, как они делаются, тем безнадежней видишь, из чего и как собраны чужие истории, тем меньше шанса в них занырнуть с чисто читательским удовольствием. С этим сборником у меня сие получилось дважды.

Помимо мистики, все тексты объединяет неоднозначность поднятых вопросов и такая же неоднозначность ответов, которые авторы далеко не всегда дают или обозначают.

И есть еще одна деталь, которая объединяет четыре совершенно разные истории однозначно и монолитно. Не то чтобы эта линия была главной или даже явной во всех повестях, но – все они, очень по-разному и в разной степени, среди многих других важных и непростых вопросов, обыгрывают убийственную ситуацию: «Вот возможность быть таким, каким тебе всегда хотелось быть. А теперь давай посмотрим, почему и для чего ты выбросишь её в помойку».

Вот только ради этого уже стоило прочитать сборник. Это одна из самых запоминающихся книг, которые попадались мне в руки в последние месяцы.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Райан Норт «Как изобрести все. Создай цивилизацию с нуля»

Buzuka, 13 января 2021 г. 12:37

Книга определённо займёт почётное место в перечне самого зажигательного научпопа, который попадал мне в руки.

Это приквельно-вбоквельный ответ «Ружьям, микробам и стали», которая ни о чём не спрашивала: в книге перечислены решения и технологии, которые делают цивилизацию – цивилизацией, от одомашнивания животных и развития сельского хозяйства до искусства и компьютеров.

Ессно, все эти этапы можно было собрать в кучу и представить в виде справочника, такое решение первым приходит в голову. По сути, «Как изобрести всё» – и есть справочник. Справочник неудачника, застрявшего в прошлом, потому что его машина времени сломалась, и теперь неудачнику нужно вернуть цивилизацию к себе. А информация, которую сразу можно к чему-то приложить, ну хотя бы умозрительно, воспринимается гораздо живее (хотя я бы и так читала, я люблю справочники).

Написано живо, стёбно и местами оч смешно:

«Возможно, вы застряли в более ранних эпохах, где не сумеете найти глину и изобрести керамику, но хорошая новость в том, что это вас ничуть не озаботит, потому что в этих эпохах вы довольно быстро умрёте от голода» (не дословно). Ми-ми-ми?

«Учёных часто воспринимают как суперзадроченных ботаников, но философские основания науки на самом деле столь же анархичны, как панк-рок».

«…ваша попытка одомашнивания, вероятно, не сработает, и вы останетесь в компании кучи рассерженных диких животных, которые будут точно знать, где вы живёте».

В общем, не только интересно, но и весело, хотя смешные шутки сосредоточены по большей части в начале, потом ты уже понимаешь, как автор шутит, и его хахашки превращаются просто в особенность подачи информации. И пусть про описанные в книге технологии и решения мы в основном, конечно, и так знаем, – почти во всех разделах есть интересные детали и уточнения, которые нам едва ли известны просто потому, что как-то не занимаемся мы устройством водяных мельниц или селекцией яблоньков.

Книга будет интересна:

- любителям систематизаций всего сущего,

- пытливым умам, желающим знать, чо как устроено,

- авторам художки, пищущим про архаичные миры — чтобы прекратить нести в массы ужасающую фигню :)

Оценка: 8
– [  7  ] +

Джаред Даймонд «Ружья, микробы и сталь: Судьбы человеческих сообществ»

Buzuka, 22 февраля 2019 г. 10:57

В поиске ответа на вопрос «Почему именно эти цивилизации оказывались в выигрышном положении при встрече с другими» автор собрал воедино гигантский багаж фактов.

Ружья-микробы-сталь в этой истории — инструмент и следствие гораздо более ранних событий, и ими, на самом деле, список не исчерпывается, ту же письменность можно было тоже выносить в название, например. В книге меньше внимания уделено тому, как всё это сыграло и выстрелило, и очень много акцентов — на том, почему оно вообще появилось, что этому предшествовало, почему в других местах не появилось, даже если предшествовало, и почему у других потом тоже появилось, если предпосылок вроде как и не было.

С точки зрения фактов и их интерпретации всё это весьма интересно, хотя местами можно спорить с размахов выводов, а местами можно даже гыгыкнуть: спустя годы после того, как были сделаны некоторые умозаключения, они выглядят довольно комично, потому что мы-то знаем.

А с точки зрения того, как оно сделано и читается — вот плохо это сделано и читается, ибо если из текста вылить всю водищу, можно превратить самую сухую пустыню планеты в райский сад. Бесконечные повторы, отступления, повторы отступлений и отступления в повторах, многостраничные разжевывания тезисов, которые вообще не нуждаются в пояснениях, и всякие подобные вещи неоправданно удлиняют текст.

Из-за этого не такую уж большую книжку я мусола ужасно долго, ощущения от чтения были какие-то шизофренические: с одной стороны — интересно, а с другой — как будто в день сурка пытаешься съесть гигантскую ириску, но она скорее сама тебя съест.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Юлиана Лебединская «У каждого свои тараканы, или - шаги к дому»

Buzuka, 1 октября 2022 г. 14:55

Это роман в рассказах, отчасти объединённых общими персонажами. Сквозным героем всех историй выступает добромудрый курительный таракан Грегори, который бродит в межсознаньи между головами людей, ищет среди них свой новый дом, периодически останавливается на постой в новой голове, взаимодействует с её владельцем-человеком и другими живущими в голове тараканами.

Можно читать этот роман как историю о приключениях мозга и экстраполяции событий одной реальности (тараканьей) в другую (человечью). Местами можно улыбаться, вылавливая всякие ненавязчиво показанные прикольности типа формирования/изменения доминант или стремления некоторых человеков назначать себе врагов и отчаянно с ними сражаться. Даже если враги на войну не приходят.

Во многом это история о том, что шибко умных не любят нигде, даже среди тараканов. Но для меня это в первую очередь история об альтруизме. О поиске своего счастья в том, чтобы каждый день делать мир лучше, чем он был вчера. Пусть даже Грегори, мудрый и уравновешенный таракан-аксакал, оглушительно одинок в своей мудрости, но Грегори идёт путём самурая, потому что путь таков. Он старается сделать хорошо другим, но ни в одной из историй не пытается поиметь выгоду для себя. Иначе Грегори не умеет – и потому можно предположить, что у тараканов в головах тоже живут тараканы.

Словом, небанальная, задорная история о многих аспектах жизни, личностного роста и социальных отношений. Несмотря на лёгкую форму, это не развлекательное чтиво. Для подростков и молодых людей оно может стать увлекательным начальным пособием по самоанализу, вспомогательным инструментом для познания своих и чужих… тараканов, да. Для людей взрослых и знающих, как работает человеческая голова, эта история – пожалуй, социальная сатира в жанре драмеди.

Оценка: нет
– [  6  ] +

Всеволод Алфёров «Мгла над миром»

Buzuka, 8 февраля 2019 г. 15:12

Приквел «Царя без царства», история, на мой взгляд, более острая и угловатая, что ли. Поначалу может показаться, что это о том, как трудно быть магом, но ничего подобного, уже очень скоро читатель поближе знакомится с магами, их деяниями, возможностями, прошлым, с внутренними интригами Круга… в общем, чем дальше он во всё это погружается, тем чаще и подумывает: эй, не маловато ли досталось магам, на самом деле? Не короток ли список запрещенных заклинаний, не слишком ли слаб контроль над ними? Может, их еще как-нибудь это, того?

По большому счету, это сказ о ксенофобии, толковый и сложный, нет тут хороших решений, однозначных ответов и даже правильных чувств.

Атмосфера, антураж, яркие образы и метафоры – на месте.

На месте также персонажи разной сложности, светлости и гнусности, которые пытаются пробегать по краям пропастей с большим и меньшим успехом, а пробежали они или нет – это как посмотреть.

Вот это, на самом деле, очень интересно: ведь «Мгла…» – приквел «Царя…» и, казалось бы, читатель может запросто достать из широких карманов пост-знание и ответить на вопрос, хорошее ли решение нашли главгерои, когда развязывали навязанные узлы. Но фишка в том, что читатель и тут, даже зная продолжение, не сможет найти однозначного ответа.

Роман оставляет мрачно-солнечно-фруктовое послевкусие и множество мыслей о вечном в голове.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ольга Кай «Гемоды не смотрят в небо»

Buzuka, 5 июля 2022 г. 12:24

Многие знают, многие помнят эксперимент сербки Марины Абрамович: «На столе лежит 72 предмета, которые можно использовать на мне, как вам пожелается. Я не сопротивляюсь». Её вертели, обливали, раздевали, щупали, резали, кололи, наставляли на неё пистолет – и это участники эксперимента еще сдерживались, поскольку знали, что ведется фотосъемка, но даже при этом Марину не изнасиловали и не убили лишь потому, что закончилось время, отведенное на эксперимент.

В романе Ольги Кай «Гемоды не смотрят в небо» времени у людей – вагон и еще немного, они живут не под прицелом фотокамер, а искусственно созданные гемоды юридически приравнены к инвентарю, потому хозяева могут их хоть с кашей есть, и некоторые, кстати, едят.

Тема человечности в отношении к человекоподобному-искусственно-созданному отнюдь не нова, ага, но хороший писатель даже в инструкции к холодильнику найдет интересные и нужные углы преломления, а Ольга Кай – хороший писатель. Её историю уже на старте выводит на качественно иной уровень такой факт: гемоды – не роботы. Они гомункулусы. Они биологически – люди, только выращенные искусственным путем и с фиксом ряда «настроек» в мозгу. Ну и, спрашивается в задаче, что их отделяет от людей?

Ничего, кроме юридического статуса и запрограммированной безответности, но этого достаточно: люди, получившие отмашку «Можно!» устраивают праздник непослушания в масштабах социума.

Нет, есть и другие: те, кто искренне привязан к своим гемодам, видит в них членов семьи, находит в их лице внимание, успокоение, заботу, которой так не хватало. Есть те, кто заботится о гемодах, есть даже отдельные сумасшедшие, которые пытаются бороться за права «инвентаря». Но, как водится, спокойный глас эмоционально здоровых людей тонет в истеричном вое нездоровых.

Что задает тон истории – всё вышеописанное через призму восприятия главгероини подано с таким живым удивлением, искренними эмоциями, что от происходящего отнюдь не веет мрачностью – хотя накал неверия-изумления и пред-паники нарастает и ощущается. Автор просто разворачивает перед нами полотно с крючочками-зацепками, в целом ряде которых читатель узнает свои чувства, свои мысли, свою злость или страх, и он просто не может оторваться от этой истории, не узнав, куда она вывезет героиню – и его самого.

Потому что героиня – нормальный человек среди ненормальных, но она отнюдь не светлый ангел, она умеет и принимать жесткие решения, и идти на сделки с совестью, и даже всерьез задумываться: а не умнее ли будет сойти с ума вместе со всеми, просто чтобы не задаваться сложными вопросами?

Быть может, она бы так и сделала, если бы случай не свел ее с гемодами, которые начали осознавать себя. В этот момент игра в одни ворота становится чем-то большим: пока еще единичные гемоды все-таки дорастают до способности к бунту, до экзистенциальных вопросов и ответов на них, и ответы человечеству совершенно не понравятся, ведь они продиктованы тем, что гемоды видят вокруг себя. Отнюдь не светлое понимание человечности они поднимают на флаг своего первого (последнего?) боя, и ответственность за это – на людях.

Смогут ли гемоды остановить поезд, несущийся под откос, доказать свое право считаться людьми и тем самым спасти людей от самих себя? Смогут ли, захотят ли человеки хотя бы притормозить в захватившем их безумии, хотя бы задуматься о том, что право на жизнь есть у всякого существа? Захотят ли люди изменить такой удобный для них расклад, понимая, что тогда им придется по-новому уживаться с гемодами, которых они все это время использовали, терзали, выбрасывали, как сломанные игрушки, на которых вымещали свою боль, страх, скуку, безумные фантазии и прочие темные стороны души?

Может, и сумеют. Они еще успевают. Самый важный вопрос, поставленный автором, звучит так: «Да, они не люди. А мы?»

Я не знаю, каким будет финал этой истории. Я знаю, что когда Марина Абрамович закончила свой эксперимент с 72 предметами, она прошла через толпу людей, которые в нем участвовали, и, черт возьми, никто не сумел посмотреть ей в глаза.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Чарльз Диккенс «Рождественская песнь в прозе»

Buzuka, 31 декабря 2020 г. 12:34

Книгу я купила случайно, когда забирала в магазине совсем другой заказ, и эта внеплановая покупка подарила мне великолепный, светлый предновогодний день. Душевная, очень добрая, хотя по сути немного жуткая рождественская история, одновременно и совершенно локальная (про одного человека и небольшой городок), и глобальная — о всечеловеческих ценностях, важностях и свете в душе каждого, который мы сами вольны поддерживать или гасить.

Роскошные иллюстрации П. Дж. Линча, дополняющие эту историю, — сами по себе история.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Наталья Лебедева «Крысиная башня»

Buzuka, 24 ноября 2017 г. 23:08

История о том, что любовь, может быть, и побеждает зло, но сама-то тоже влёгкую становится злом. И о том, как упоительно ломать дрова, насильно причиняя благо другим людям.

И что каждый человек остается там, где его чем-нибудь огрело, вне зависимости от того, чего он хочет и о чём он помнит. Кто-то явно, кто-то краешком, но остается обязательно.

Что положительных героев не существует, всё дело в выражении лиц (покусай меня хаджит, если Мельник – положительный персонаж).

И – да, что темные уголки есть в душе у каждого. Но их не нужно бояться. Туда нужно брать фонарик.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Джордж Р. Р. Мартин, Лиза Татл «Гавань Ветров»

Buzuka, 6 мая 2023 г. 16:23

После только что прочитанных «Грёз “Февра”» открыла вот это и-и-и… Я не могу поверить, что Дж. Мартин действительно причастен к сему творению. Ну, может, запятые в нём расставлял. Поскольку эти два романа изданы с разницей в год – невозможно не сравнивать, невозможно развидеть ожидания, сформированные «Грёзами…». Там было аккуратное цеплялово внимания и эмоций читателя, ловко подвешенные вопросы, постепенно разматывание истории с нагромождением новых вопросов и загадок, с попутным взвинчиванием ставок, неоднозначность многих персонажей, стремлений и поступков, столкновение двух мировоззренческих концепций, эмоциональные и темпоритмические качели.

В «Гавани ветров» – вроде бы тоже столкновение двух мировоззренческих концепций, но какое-то импотентное. Рваный ритм, отсутствие масштаба, схематичные чёрно-белые персонажи, нагромождение пафосных диалогов, совершенно мерисьюшная главгероиня и полная беспомощность в подаче хотя бы экспозиции. То есть нужно продраться через 30-40 страниц текста хрен пойми о чём, чтобы уяснить, кто на ком стоит, чего хочет и почему. Вопрос о том, почему читателю на всё вышеозначенное не плевать, остался для меня нерешённым.

На самом деле конфликты банальные, нет ничего свежего в вопросе о том, как распределять редкий ресурс, и произведение не предлагает ни нового взгляда на этот вопрос, ни мощного противостояния на его тему. Всё предлагается решать через прекраснодушие и бесконечную трындаболию за всё хорошее.

Роман состоит из трёх повестей со сходной структурой: необязательная скукота -> полёт куда-то ради встречи с кем-то -> долгое проговаривание ротом сути проблем, желаний, стремлений, задач с передозом плакатных формулировок -> нагнетание проблемы -> внезапное её разрешение в ещё одном витке плакатных диалогов.

Мораль, видимо, в том, что если ты – хороший человек и выступаешь за дружбу и печеньки, то тебе нужно только эмоционально поведать об этом важным людям – и всё у тебя получится. А, и ещё: когда ты труба шатаешь — это хорошо, потому что у тебя есть железобетонных обоснуй. А когда тебе труба шатают — это плохо, потому что у тебя тоже есть бетонный обоснуй.

Вероятно, роман зайдёт подросткам, любителям ненапряжных простых историй ради убийства времени и любителям покопаться в себе детским пляжным совочком.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Юлиана Лебединская «Пуф круглый год»

Buzuka, 20 августа 2020 г. 12:37

Покупала сыну-подростку, ему книга зашла на отлично. У меня были опасения, что это истории исключительно для детишек помладше, но нет, ребёнок читал с большим интересом. Когда я попросила его сформулировать впечатления для других читателей, он написал следующее:

«Очень впечатляющая и интересная книга, которая отличалась манерой повествования и подачей, чем и привлекала, было много интересных и необычных персонажей, местечек, и, конечно же, самих ситуаций. Она помогает понять некоторые жизненные ситуации и ценности под разными углами, а еще это хорошая и добрая книжка для сказок на ночь.

Если когда-то, резко и внезапно, вопя и шипя появится новая часть — однозначно возьму!»

Оценка: нет
– [  4  ] +

Яцек Пекара «Чёрные плащи пляшут»

Buzuka, 24 февраля 2019 г. 11:42

Стильненько, антуражненько, хотя окружения, действительно, нет. Общее впечатление осталось странное. С одной стороны, меня весьма заинтересовал и мир, в котором колдовская фигня действительно есть, и инквизитор, который не просто постулирует, а в самом деле верит, что несёт благо и свет, даже если попутно ломает пальцы допрашиваемым, и то, как этот инквизитор входит в мировоззренческий конфликт с вышестоящими, которые не верят, а лишь постулируют.

Но, мать-мать-мать, вот этот

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
финальный бог из машины, который пришел и всё разрулил — этачёзафигня? Зачем так надо было делать? Можно было обойтись средствами самих людей, да просто не нагнетать ситуацию до угрожающей, сразу выпнуть героя туда, куда его и выпнули в итоге, да и ок.

Вот это чистейшее «просто автору так было надо», и после этого я отнюдь не уверена, что буду читать цикл дальше. Вдруг там такие же беспомощные приёмы: накрутить конфликтов, а потом притащить высшую силу, которая за героя их разрулит. Фу так делать.

А в остальном весьма, да.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Всеволод Алфёров «Царь без царства»

Buzuka, 21 ноября 2017 г. 13:35

История распашистой обнимашкой затягивает читателя в усредненный Восток, не привязанный (не привязанный же?) к конкретным историческим реалиям и очень атмосферный. Внутри – масштабный замах, взгляд на мир в состоянии кризиса, когда на наших глазах творится история. Интриги во дворце, интриги в круге магов, интриги соседей, заговоры, кровавые ритуалы, ксенофобия и нечто большое и жуткое, что реет пока еще в стороне.

В каждой из сюжетных линий безусловно хороши герои – они характерны, выпуклы, причем правильно выпуклы, по-человечески, а не гротексно, чтобы читатель в них не путался. Они прорываются через заговоры, мистическую бесовщину и шатание мира на глиняных ногах к... а вот к чему каждый из них прорывается и насколько важна его цель – это и есть, пожалуй, самое интересное в окружающем глобальном. Судьбы героев оказываются вросшими в мясо и нервы всего мира, ставки экстремально высоки и далеко не все карты лежат на столе. Кто кого использует в тёмную на самом деле и каким процессам дан ход – пока еще не понимают даже сильнейшие игроки.

Финал истории говорит, что все только начинается, и финал этот такой, что читатель кричит: «А-а-а, что же дальше?!» и немедленно хочет открыть следующий роман цикла.

А еще автору потрясающе удается саспенс в закрытом пространстве, он липкий, жуткий и звучит. Не только в этом романе. Будем считать его фирменной фишкой Всеволода Алфёрова.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Дэвид Кушнер «Властелины Doom. Как двое парней создали игровую индустрию и воспитали целое поколение геймеров»

Buzuka, 19 июля 2022 г. 12:20

Дум и Квейк – ни разу не те проекты, которые меня увлекали в далёком игровом детстве. Но я не помню, когда в последний раз ходила по квартире, уткнувшись в книжку. Эта книга – она сама как игра, где читатель наблюдает, как два персонажа, вложив скиллпоинты в интеллект и отвагу, прокачиваются от оборванных школьников-задротов до мега-боссов.

Вообще это очень «моя» история: история людей вне системы, которые не двигаются в потоке, а имеют смелость заниматься тем, от чего прёт их самих, для которых путь – и есть цель, они счастливы в этом бесконечно и, как кажется, навсегда. А бонусом их «офигенно» становится столь же офигенным для миллионов людей. Это не долбаная история про Золушку, укушенную радиоактивным пауком, которая пришла ниоткуда и внезапно стала подебилом – это история мозолей на жопе и умения держаться своих ценностей, несмотря на сопротивление среды: путь, который к 20+ годам привёл людей к мегауспеху, начинался с круглосуточного курения матчасти ещё в младшей-средней школе.

Ко второй трети книги, когда Кармак и Ромеро начали менять членов команды, как неписей, я немного запуталась в происходящем и, кмк, книгу можно было закончить страниц на пятьдесят раньше. Но это уже моё бубубу.

А ещё это история про дружбу и сотрудничество. Сугубый технарь-интроверт и буйный эстет вместе делали невозможно крутые вещи, и когда они больше не смогли уживаться на одной территории, стало понятно, что один плюс один давали десять, а оставшись друг без друга, они просто стали жать что посеяли, и в этом уже нет ничего воодушевляющего, сугубо жизнь.

Большая спасиба переводчикам, которые сделали послесловие, кратко описав многолетье, не охваченное книгой.

Тут я хотела сказать, что эту историю можно читать и не-геймерам, но слабо представляю, как всё это может захватить человека, не понимающего сути происходящего и трети слов. А жаль, потому что история сама по себе – очень универсальная и общеценная.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Дмитрий Владимирович Лазарев «Протокол "Чума"»

Buzuka, 15 ноября 2019 г. 13:04

Впечатления человека, который почти совсем не в теме серии, не в контексте всех дел, не ценитель, не поклонник, не был и не состоял.

Я цапнула книгу в период грустного барражирования перед полочками с тоскливым «Ну чтоооо бы такого почитаааать?», цапнула почти наудачу, ибо у меня передоз фантастики в организме, и я ни на что не рассчитывала. Но таки прочитала с удовольствием, легко и сопереживательно. Что именно удалось тут автору лучше всего – скажу чуть ниже.

А пока в целом о том, что внутри: это история про страшное пячело, которое превращает удаленный городок в плацдарм для эксперимента. В городок есть только вход, ну а выхода нет. Все, кто внутри, теперь заперты и незримо пронумерованы, как подопытные кролики. И люди далеко не сразу это поймут, а еще долго будут пытаться жить как обычно, только слегка удивляясь маленьким странностям, пока странности не станут большими, и тогда они лавиной сметут всё, не успевшее увернуться. А опции «увернуться» в принципе нет.

Тем интереснее следить, как герои пытаются.

Их, героев, несколько. За кого будем болеть? Бывший сталкер, который никак не может вернуться из Зоны? Беззаботные молодые ролевики, которым дали целый замок, чтобы сыграть в совершенно, как оказалось, незапланированную игру? Обыватель, которого занесла в обреченный городок тревога за семью? Некто могучий, мутировавший до открытия всех чакр разом с попутным выходом из человеческого тела? Спецагентша и её помощник-мутант, которые несутся по следу всей этой каши?

Их сюжетные линии то переплетаются, чтобы слегка изменить траекторию друг друга, то снова разносятся: у всех героев свои мотивы, цели и приоритеты в начинающемся безумии. Даже когда становится понятно, что в этой ситуации не до высоких материй, у каждого всё равно остаётся цель более высокая, чем банальное «Выжить», и только поэтому развязка получается такой, какой получилась.

Впрочем, она всё равно не то, чем кажется.

А что удалось автору лучше всего – это даже не лихой сюжет и не яркие герои, а антураж. Серьезно, я – не тот человек, который читает книги ради антуражу, но тут у меня местами включался кинестетик, и некоторые локации работали в отрыве от всего, что в них происходило: ночной город с одичавшими собаками, новодельный «средневековый» замок у подножия горы – они почти тактильны. И благодаря вот этим провалам в мир для меня «Протокол Чума» получился историей не об истории, а об ощущениях внутри неё – это дополнительный плюс книге.

Да, там были детали, которые вызвали вопросы. С одним из них я прямо пришла ногами к автору и попросила объяснить, что это было. Но покажите мне книгу, которая не вызывает вопросов.

Да, и еще мне импонирует та решимость, с которой автор крошит своих персонажей в капусту там, где они должны сдохнуть. Ибо чудесные спасения в последний момент задолбали. Но это не значит, что автор жесток – в истории есть пара мест, где персонажи должны были сдохнуть и выжили – эти повороты сюжетно оправданы, но всё равно я считаю, что автор слишком добрый :))

Также в книге есть: гора Лосиха, ящероподобный Халк, капюшон без лица под ним, неблагорастворение в пробуждающемся Источнике, зомби, взрывы, как красиво.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Карен М. Макманус «Один из нас лжёт»

Buzuka, 23 февраля 2019 г. 14:06

Неожиданно здоровский YA-детектив, в котором типажи — работают. Лихо, бодро, ярко и очень увлекательно, если не запутаться в стартовом вываливании имен, персонажей и сущностей, то дальше история взлетает и несётся прям как надо, увлекательно и легко.

Из минусов — только периодический передоз сахарных соплей.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Фредрик Бакман «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения»

Buzuka, 15 февраля 2019 г. 20:37

Вначале я подумала, что чего-то не поняла, но вот-вот пойму, однако так и дочитала, не понимая.

Я не могу сказать, для кого это написано. Совсем не детская история, так же точно она не взрослая и уж наверняка не подростковая. Мб это для не выросших взрослых или для старых детей, я не знаю. Всё такое схематичное, условное и при этом гротескное: эти ситуации-скетчи, эти срывы роялей с потолков, персонажи с отбитой внутренней логикой, говорящие исключительно афоризмами – невозможно воспринимать их всерьез, как настоящих, но они так ловко цепляются за читателя коготочками-узнаваторами, и отмахиваться от них тоже не получается.

Я не понимаю, как отношусь к этой историии. Все вот эти скетчи, рояли, гигантские не-собаки, йопнутая бабушка с дверью в туалет нараспашку (я хрен зна, почему за это надо её любить), внезапные смертельные опасности, о которых никто не знал 2/3 книги, смерть, боль, счастье. История всякая: раздражающая, милая, скучная, интересная, наивная, дурацкая, бодрая, грустная, в неё совершенно не веришь, но одновременно понимаешь, что она есть, потому что она тоже висит на тебе узнаваторными коготками.

И я не берусь с уверенностью сказать, о чем всё это. Я бы хотела думать, что о том, как можно поселить себя в сказку, даже если вокруг – обыкновеннейшие скучные люди, а внутри тебя неоперабельный рак и хроническое боевое безумие, но на самом деле, конечно же, книга о другом.

В качестве семейной мультяшки в стиле «Головоломки» это было бы здорово и всё рухнуло бы на свои места.

Именно как текст – никому не рискну советовать и отговаривать тоже никого не буду.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Барбара Мертц «Ведьма»

Buzuka, 21 января 2019 г. 11:21

Навскидку любой, наверное, вспомнит множество историй, в которых мистические события под конец объяснялись рационалистически, и становилось ясно, что не было никаких призраков. Тут же наоборот: мистическое начало введено в историю хрен зна зачем, и в конце герои долго убеждают друг друга и читателя, что призраки есть и не могут не есть. На самом деле всё это шелуха, добавленная в текст, чтобы привлечь внимание читателя к завязке истории. Мистика затащена в этот текст обманом и теперь всё время порывается вскочить со стула и убежать.

Если оставить ее в покое, получится приятный детективный роман (на самом деле повесть), местами схематичный, от которого едва уловимо веет английской классической литературой и хичкоковской театральностью. Из того, с чем нужно просто смириться: действующие лица, выпрыгивающие на читателя, как чертики из коробочки, и главная героиня. Это обаятельная, в общем, дама, будучи заявлена взрослой и мудрой женщиной, только тем и занята, что создает себе проблемы на ровном месте, а потом начинает героически их преодолевать.

В истории есть: кошки, ведьмы, чокнутый городишко, злые доберманы, убитая белочка, дом на холме, дом под холмом, истеричные подростки, толпа с факелами перед домом, счастливые совпадения, алчность и коварство.

В качестве лекого чтива эту вещь вполне можно рекомендовать, она хорошо поедается и оставляет светлое послевкусие.

Оценка: 6
– [  3  ] +

фантЛабораторная работа «Внеконкурсное состязание (15 конкурс)»

Buzuka, 2 августа 2018 г. 16:17

Дорогие коллеги по опасному ремеслу, три с половиной АДНАНОГИЕ ЦОБАЧКИ на 12 рассказов – это на три с половиной больше, чем нужно. Четырём историям поэтому — мой автонет, соре, и да, авторы двух из четырех этих рассказов владеют писательскими инструментами на достаточно высоком уровне, чтобы достигать поставленных целей без детских приемов :)

В целом же на внексе есть интересных историй, есть свежих миров и любопытных фантдопов. Встречаются тексты, крепенько собранные тёртыми авторами, встречаются рассказы с лохмотьями недолинявших шкурок мташности, и всё это, на мой взгляд, одинаково нормально и даже как-то жизнеутверждающе.

Финал всей ФЛР, кмк, ничего не потерял бы, если бы туда не должно было попасть ни одного рассказа из отсюда, и ровно так же ничего бы не потерял, если бы туда могли пройти две или даже три внеконкурсные истории.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Дмитрий Казаков «Чёрные руны судьбы»

Buzuka, 6 марта 2018 г. 18:29

Лихо закрученная история, по-честному нуарный мир, плотная череда событий, а самое главное — герои. Они такие живые, шершавые, сильнохарактерные, с очень непростым жизненным опытом. За ними следишь буквально затаив дыхание, потому что действительно непонятно, как они поступят в каждой новой ситуации, какие соображения окажется ключевыми сейчас... и к чему всё это приведет, потому что навскидку фиг догадаешься.

Это история для тех, кто хочет открыть книжку и рухнуть в неё, пропасть, эмоционировать с героями — а потом долго переваривать послевкусие и, конечно, ждать продолжения.

Но кому при этом нужно воздушностей, красивостей, романтики и вселенского щастья — тому имеет смысл пройти мимо «Черных рун судьбы» :)

Оценка: нет
– [  3  ] +

Тим Скоренко «Законы прикладной эвтаназии»

Buzuka, 21 января 2018 г. 14:54

Понравилось, как решительно автор поднимает сложноскользские темы, как лупит в них светом прожекторов, вертит, разбирает, обосновывает. Не понравилось – как роняет на голову рояли и морализаторствует «в лоб». Есть персонажи совершенно живые, а есть странногротескные, в которых не веришь. Одни эпизоды забрасывают в текст рывком, надолго, без надежды вынырнуть, и читатель, забывая дышать, поедает буковки поедом – а другие эпизоды едва ли не вышывривают из истории. Чтобы читатель вдохнул наконец, видимо.

Я не могу понять, «благодаря» или «вопреки» этот роман так цепляет. Наверное, дело в том, что история и проблематика — про живое, насущное, которое каждый день незримо ворочается и вздыхает под боком у всех человеков, и с чем любой из нас может столкнуться да хоть прямо завтра.

И я думаю, что этот роман имеет смысл прочитать... тут должно быть «каждому, кто...», но все мои формулировки оказываются недостаточно ёмкими. Просто — его имеет смысл прочитать.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Дмитрий Владимирович Лазарев «Кочевница»

Buzuka, 2 декабря 2017 г. 14:15

«Кочевница» прочиталась не без удовольствия, хотя я совершенно не ЦА этой серии.

Хорош и закручен клубок из ряда не связанных на первый взгляд событий, следить за его разматыванием интересно и, спорю, читатель не угадает всех подоплек.

Убедительны и мотивированы герои, причем они не прокачаны в непобедимых терминаторов, с которыми ничего не случится.

В истории, помимо прочего, затронуты глобальные вопросы про сущности человеческие и про неизбежность всего, что случается с людьми из-за того, какие они есть.

Отдельный пряник – за антагониста, который и персонифицирован и не персонифицирован одновременно. Тут я умолкаю, чтобы не спойлерить.

Есть претензии к длиннотностям и местами слишком «в лоб» поданным моралям. С другой сторны — событийный ряд очень плотный, потому читатель-глотающий-буковки не всегда сам приостановится и поймет, какой сложный моральный выбор сейчас делают герои, а выборы там подчас зверски тяжелые.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ольга Кай «Загадать желание»

Buzuka, 24 ноября 2017 г. 23:06

Это настроенческая и отдыхательная книжка. Чтение ее у меня растянулось на достаточно долгое время, и «Загадать желание» стала чем-то вроде полюбившегося мини-сериала (благо и объем позволяет ;)) – хорошо прийти в свободную минуту, легко занырнуть, интересно наблюдать за героями.

В этой книжке интересно не «почему», а «как». С героями непрерывно что-то происходит, им не удается даже конфетку съесть без того, чтобы не встрять во что-нибудь. Очень хорошо ловится эмоциональное состояние главных персонажей.

Особо я одобрила то, что безусловно положительные, лубочно-красивые, до зубовной боли правильные герои – второстепенные. Как будто поставленные в кадр для оттенения гнусных человеческих сущностей героев главных. А те мечутся, рефлексируют и роняют грабли совершенно замечательно и очень по-человечески, вызывая у читателя всестороннее понимание вперемешку с феспалмами и «Во дура-ак!». Регулярно запутываясь в собственных ногах, герои то и дело начинают переться совершенно не туда, не так и не в той компании, попутно пытаясь самоубиться об новые грабли и, кажется, только удаляясь от своей главной цели.

А главная цель – не ерунда какая-нибудь, а обретение потерянного дома, потому что герои – вышибанцы из своей реальности в другую, архаическую и далеко не всегда дружелюбную. С обеих сторон – люди как люди. Боятся непонятного и зачастую предпочитают это непонятное пришибить втихую, пока чего не вышло. Или напротив – поперек всех разумных доводов бросаются на помощь почти незнакомому человеку, потому что иначе нельзя. Кто-то будет втираться в доверие к своим же землякам, чтобы погубить их в новом мире с выгодой для себя, а кто-то костьми ляжет, чтобы выручить и спасти, даже если всем своим видом выражает «Как же вы меня все…»

Было у меня множество вопросов к работе мира, но в данном случае это не главное – многое можно принять как данность, додумать что получится и сделать скидку на то, что додумать не получается, потому что книжка все-таки не о мире, а о людях. Об их отношениях, привязанностях, чувстве долга, способности принимать трудные решения, бороться с собственной темной стороной – или не бороться, потому что ну а чего они все.

И еще – о том, что же такое дом на самом деле. И о том, что человек очень много чего не может, пока по-настоящему не припрёт.

«Загадать желание» оставалась со мной еще пару дней после прочтения, дав повод лишний раз повертеть в голове разные темы. Совсем не новые, но отчасти тем и интересные – потому что о них сколько ни говори, а всегда найдется, что добавить.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Марика Становой «Рождение экзекутора»

Buzuka, 19 июля 2022 г. 12:29

Я читала эту книгу долго, зато всё, что думаю о ней, изложу быстро :) Начинала читать, ничего не зная ни о мире, ни об идеях – только несколько фраз-намеков автора, которые дают представление о том, что за слоями, но не о том, что представляет собой сам текст. Я открыла эту книгу в поезде, отправляясь в недельную поездку, полную свободного времени, и думала, что за это время прочитаю «Рождение экзекутора», а потом еще пару книг сверху. Щас.

В итоге у меня ушло на нее больше месяца. Я читала дозированно, с перерывами: я слишком эмпат для всего этого, мне было необходимо разбавлять происходящее другими историями и просто делать паузы. Не потому что книга тяжелая, хотя и нелёгкая, а потому что она просто сочится тем, что я воспринимаю труднее всего – болезненностью. Да еще пополам с ощущением безальтернативности. Не безысходности, а именно безальтернативности. И не жестокостью, хотя её там достаточно, а именно болезненностью. Это сделано, несомненно, талантливо, потому фиг там выйдет абстрагироваться.

Вся история, все конфликты, главные герои, их стремления, их неудачи и удачи, кстати, тоже, – всё это представляет собой один большой чесучий и кровоточащий клубок. И я воспринимаю такие вещи трудно, потому что знаю: когда я закрою книгу, у меня не появится ответа на вопрос «Ради чего всё это было пережито?» – нет, ответ-то есть, более того, он заявлен уже на первых страницах, просто я не могу принимать такие ответы, они не лезут в мои парадигмы. Сходные ощущения у меня когда-то были от «Заводного апельсина».

О чем история – точнее, как я её поняла. Возможно, я поймала совсем не то, что закладывал автор, поскольку не могу назвать себя чутким читателем и никакие сверх-идеи никогда не улавливаю. Так вот, я вижу это как историю о мире, превращенном в развлекательную полянку для ипанутого садиста с комплексом жертвы. Ибо мир, который заявлен сильным и безбедным, мы почти не видим на самом деле, но то, что видим, вызывает вопросы класса «WTF?». На первый взгляд, это «Эквилибриум» наоборот: решительно всех плющит и таращит от безусловной любви к императору и всяческого восторга. На второй взгляд – если в технологически развитом обществе, где пачками ходят андроиды и работают системы межпланетных телепортов, люди должны руками выращивать себе еду из мушиных личинок, значит, людей категорически нечем больше занять. В общем, про занятые руки там и говорится прямым текстом, но если основную массу людей нельзя занять более интеллектуальным трудом, значит, исключительно важно делать так, чтобы они не думали (и не развивались).

Где-то на фоне солнцеликий император играется во «Всё ради общего блага».

Самые эмоционально здоровые существа (они же – те, про кого интереснее всего читать) – держащиеся подальше от благ империи кочевники и оборотни. Оборотни – вообще самые вменяемые люди среди дурдома, а погружение в их быт и традиции – просто «Дайте два!», чего стоит один лишь отдельный вход в дом, которым нужно пользоваться в волчьей ипостаси – там стоит специальная купель, а-а-а!!, в том месте у меня автоматически делалось вот такое лицо ^_^

Да, так вернемся к баранам: зачем император воспитывает себе экзекуторов? Почему их используют либо как шлюшные подарки бессмертным друзьям на время, либо как палачей, шобы все боялись и не насмехались? Что случится, если друзья императора обойдутся без шлюхи, усиливающей счастье, а палачом будет андроид, который без эмоций сдерет с кого-нибудь шкуру – остальным будет нестрашно, что ли? Так и сейчас никто из бессмертных экзекутора не боится. Некоторые опасаются, как бешеной животной, ну и всё. А с экзекутором-подарком или с ним же, присланным просто поработать, обращаются как с вещью, обляпанной чем-то неприятным – при том, что экзекутор, на минуточку, официально часть императора. То есть это своего императора в лице экзекутора бессмертные всячески стебут, пинают, ломают ему рёбра, ну и всякое такое. Для прироста ужаса перед страшлым и ужаслым палачом, не иначе. Потому у читателя быстро возникает когнитивный диссонанс и вопрос: «Зачем на самом деле нужны экзекуторы и зачем данного конкретного экзекутора дрессируют много лет именно как шлюху-палача?» Лежащий наверху ответ сводится к «Патамушта!», а потом экзекутора начинают последовательно разбивать на кусочки, чтобы учился оставлять свои желания за дверью.

Учится экзекутор паршиво. Вообще ведет себя не как тренированное всю жизнь существо, а как капризная девочка. Зная, что за конкретными действиями последуют конкретные отдачи, которые раздолбают её вдребезги, она всё равно эти действия совершает («Патамушта!»), а потом в слюнях переживает отдачи. Когда ей поставлена задача слиться с окружением, она даже не пытается мимикрировать – горстями швыряет в лица мимокрокодящих своё раздражение, всем вокруг хамит и настырно привлекает к себе внимание. И до бесконечности – то ли экзекутор очень тупая, то ли у неё атрофировано стремление самосохраниться, ведь всё равно оживят, то ли… То ли.

​Через это «то ли» экзекутор понемногу не то растет, не то разрушается, это как посмотреть, и на этом пути всё от начала и до конца покрыто болезненными вавками. Желания и нежелания, наказания и награды, горя и радости – всё болезненное, воспалённое, нездоровое. У меня есть предположение, что всё именно такое просто потому, что император – больной ублюдок. Он пришел к власти через боль, кишки, унижения и дерьмо, и теперь с криком «It’s my life!» создаёт себе привычный уголок болезненности, подбирая сходных с собой людей на роль экзекуторов, чтобы в них, как в унитаз, сливать собственные травматичные загоны и реализовывать через них кровожадные стремления. И эта музыка будет вечной, потому что все они бессмертны.

Памагите.

​Язык повествования достаточно богат, чтобы хорошо делать читателю визуализацию, и не настолько цветаст, чтобы оттягивать на себя внимание от происходящего – именно такой, каким должен быть в подобной истории. Сопереживательно? Не знаю. Достоверно – да, абсолютно, но сопереживательно ли? Экзекутор в теле девочки меня утомляла, потому что ну дурная же, как будто вчера взятая с улицы, а не годами дрессированная. Экзекутор в теле мальчика стал интереснее, потому что решительнее. Но общий затык с ними для меня как для читателя заключается в том, что они, по сути, ничего не хотят, только быть с императором, растворяться в императоре, а он прогоняет экзекутора спать на коврик под дверью или отсылает далеко-далеко – нууу, это проблема не уровня данной истории. Герой по большей части только следует за течением, регулярно взбрыкивая по причине сиюминутных желаний левой пятки либо накопившейся грусти, и немедленно выгребая за это звездюлей. Т.е. это не «Я сломаю себя об колено, чтобы соответствовать пожеланиям своего прекрасного императора, до которых сейчас не дотягиваю» и не «Пока я еще почти подросток, в голове моей опилки, нигилизм и ололо – я сломаю об колено моего дорого императора, потому что лучше знаю, как всем жить надо». Т.е. конфликт, по сути, внутренний, при для внешнего воздействия у одной стороны есть осознанные и спланированные действия, а у другой стороны есть гибкость валенка и «Я хочу быть с тобой». У императора имеется большая цель, у экзекутора нет никакой. Император, конечно, антагонист, потому что мешает экзекутору получать себя безлимитно, но ведь это так мелко, ведь каша варится густая и глобальная, личность экзекутора просто не соответствует масштабу этой каши... а значит, экзекутор – даже не герой истории, а функция её.

​В общем, всё сложно. Нет, СЛОЖНО! Я совершенно уверена, что если взять и перечитать, то можно нахлопать себя по лбу и найти много интересных слоёв, но если я решусь на это, то очень нескоро, потому что эта история меня энергетически вампирит.

Я сейчас даже не знаю, хвалила я эту книгу или ругала. Я не знаю, какую оценку ей поставить: для оценки мне нужна не линейка циферок, а спектр эмоций. Не знаю, поняла я там хоть что-то или не поняла ничего.

Знаю, что запомню её надолго и ярко, и что после того, как книга закрыта, хочется грустить и мороженку.

Оценка: нет
⇑ Наверх