Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Dark Andrew» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 9 ноября 2009 г. 22:06

За последнее время прочитано было не слишком много, но всё-таки.

В первую очередь для себя я отметил Крэга Шоу Гарднера с его "Другим Синдбадом" и "Плохим днём для Али-Бабы". Первый роман иронически-приключенческий, второй — откровенная пародия на арабские сказки, причем и тот и другой весьма неплохи, хотя у "Синбада" затянуто начала, а в "Али-Бабе" автор чуть-чуть, но не удержал уровня шуток. Тем не менее я был приятно удивлен хорошим песвдоарабским юмористическим фэнтези. Над "Плохим днём..." местами так и вовсе в голос хохотал. В общем 7/10 обеим и третью, финальную, обязательно прочитаю.

Совсем другое впечатление от "И приидет всадник" некоего Липарулло, выпущенного в оформлении "под Майер". Подробности — в рецензии в МФ, а в двух словах — обычный "киношный" триллер про вроде бы Антихриста, причем практически без мистики. 5/10 потому что местами увлекательно.

Еще для ликбеза прочитан "Одиннадцатый легион. Воскрешение" Юрина. Плохо. Скучно, затянуто и бессмысленно.


Из нефантастического открыл для себя Вудхауса и безумно счастлив. Читаю, смотрю сериал — сердце отдыхает, душа поёт.


Статья написана 14 октября 2009 г. 23:35

Подглядел у Игоря Черного в живом журнале идею писать о том, что рецензируешь, но не всё, а лишь маленькую частичку. И пожалуй я поступлю также, благо поговорить хочется, а всю рецензию публиковать нельзя...

Последняя пара книг, мною прочитанных были представители РЖП (обожаю клуб харизматических писателей и лично Машу Звездецкую, использующую этот термин вместо набившей оскомину абревиатуры МТА), т.е. русской жанровой прозы. Вот так вот коротко, но ёмко.
Так вот, последними прочитанными книгами были "Потерянный легион. Империя" Иара Эльтерруса и "Я еду домой!" Андрей Круза.

И того, и другого раньше я не читал, и не буду впредь, но совершенно по разным причинам.

Эльтеррус является типичным наследником палп-космооперы тридцатых, с поправкой на прошедшее время. Худшие вещи Гамильтона и дока Смита — вот в тот же ряд укладывается и "Потерянный легион". Для подростков — чтение идеальное. Наши — круты неимоверно, враги негодяйские. Есть даже несколько идей, которые критики, правда не выдерживают, но подростку, не привыкшему анализировать — подойдут. Но я то уже не подросток, а потому лично мне такое читать невыносимо. Банально не развлекает, хотя именно эта цель у книги основная.

С книгой же Круза ситуация совершенно иная. И герой ведёт себя логично, и мир правдоподобно реагирует на зомби, которые встали и пошли всех кушать, превращая живых в подобных себя, и экшен-составляющая по-киношному хороша. А всё равно "не айс". И дело даже не в том, что зомби достали (а это так, их почти столько же, сколько вампиров развелось), и не в том, что замени зомби на просто вирус, и получишь ту же постапокалиптику, какой было понаписано и до Круза весьма немало. Главная беда — это объем текста. То, что должно бы быть первой частью романа на 100 страниц максимум, растянуто на целый том. Причем бесцельно растянуто. И вот это главная причина, почему дальше читать мне не хочется — то, что могло бы стать конфеткой, стало манной кашей, размазанной по столу. Не люблю манку.


Статья написана 16 июля 2009 г. 09:02

Признаюсь честно, я очень люблю эти книги. "Слуги Темного Властелина" покорили меня с первых строчек. Пожалуй только "Игра престолов", когда я впервые прочитал её в далеком девяносто девятом, показалась более впечатляющей. С тех пор я о Бэккере, как об авторе эпической фэнтези отзываюсь, как "первый после Мартина". В романах хорошо всё — от проработки мира, до психологии героев, от философии, который пронизана книга до сюжета, который цепляет с пролога и не отпускает до финала.

Не надо забывать — перед нами "тёмное" фэнтези. А это подразумевает мрачный, жестокий мир, далеко не ангельских-героев, один чище другого, атмосферу страха и т.д. Всё это есть, но есть и многое другое. В первую очередь поражает главный герой — Анасуримбор Келлхус, его отстраненные навыки управления людьми, его оценки действий окружающих. Он супергерой, а по сути, он уже не человек в обычном смысле этого слова. Но и противостоять ему будут совсем не люди…

Или другая, не менее запоминающаяся, деталь — то, как обыграно ожидание возвращения тьмы. Вроде всё уже придумано до Бэккера — постепенно из памяти стираются ужасы войны, народ успокаивается, перестаёт верить в слуг зла. И Бэккер использует этот ход — весь мир так и относится к возвращению Консульта, весь, но не служители Завета (один из них является вторым главным героем), которые каждую ночь ВИДЯТ то, что делали слуги не-бога, видят, и просыпаются в поту. И для них Консульт — реальность. Подобных моментов, когда берется стандартная ситуация для фэнтези, и обыгрывается совершенно иначе в книге огромное количество.

Плюс проработка мира. Мир играет всеми красками, мелочи легенд, оговорка здесь, упоминание там — всё способствует достоверности картины.

Второй роман и вовсе выводит цикл на новую высоту. На фоне описание Священной войны, масштабной и глупой, благородной и подлой, идёт дальнейшие развитие характеров героев. И всё подводится к финалу, к развязке, которая должна наступить в третьем романе, который первые выйдет на русском языке в сентябре месяце.

Всецело рекомендую переиздание всей трилогии в новом оформлении. Рейтинг книг цикла на Фантлабе показывает, что не только я считаю эти романы замечательными и обязательными к прочтению всеми, кто не боится умной мрачной эпической фэнтези.




Статья написана 8 июня 2009 г. 22:57
Муркок – автор разносторонний, но в России известен в первую очередь героической фэнтези о Вечном Воителе. В начале 90-х эти книги не издавал только ленивый, но постепенно интерес к творчеству Майкла Муркока сошел на нет.
Что же стоит у него прочитать? Тут я исходил из следующих соображений:
1. Стоит ли читать классический цикл "Вечный воитель" (нестандартное героическое фэнтези) каждый должен решать сам, а потому нужна книга, чтобы определиться.
2. Отбрасываем:
  1. cамые ранние произведения, как насквозь вторичны
  2. отдельные НФ-романы, т.к. о том же, но лучше, писали и другие авторы
  3. поздние и во многом вторичные романы отбрасываем
  4. не совсем фантастику
  5. цикл о Корнелиусе, как безумный и скверно переведенный

3. Без сомнения стоит прочитать "Танцоров на Краю Времени" (трилогию), продолжения — если возникнет желание
4. Возможно стоит прочитать "Кочевников времени" (трилогию, либо только первый роман)
5. Возможно стоит прочитать "Город в осенних звездах"

Для начала нам нужен томик, чтобы определится с Вечным Воителм. Такой у нас есть, аж в двух оформлениях при одинаковом составе. Первые романы об Эрекозе и Элрике дают достаточное общее представление об основной тетралогии, а рассказы выступают дополнительным бонусом:

[IMGLEFT]http://fantlab.ru/images/editions/big/5582[/IMG][/URL]


Если первые романы понравились, то захочется прочитать основной цикл о Вечном Воителе. Тут тоже достаточно просто выбрать нужные томики, однако желательно помнить, что оптимальный порядок чтения такой:
1. роман "Вечный герой" (об Эрекозе)
2. Первые четыре романа о Хоукмуне (тетралогия "Рунный посох")
3. Первые три романа о Коруме (трилогия "Повелители мечей")
4. цикл об Элрике
5. "Феникс в обсидиановой стране" (об Эрекозе)
6. Оставшиеся романы о Коруме (трилогия "Серебряная рука")
7. Оставшиеся романы о Хоукмуне (трилогия "Замок Брасс")

При чтении цикла об Элрике в рекомендуемом двухтомнике, всё надо читать по порядку, но пропустить при первом прочтении романы "Крепость Жемчужины" и "Месть Розы", т.к. они не относятся из классическому циклу. Их стоит читать уже после прочтения всех остальных романов о Вечном Воителе.

Лучшие переводы и подборки, вот в этих томиках:

[IMGLEFT]http://fantlab.ru/images/editions/big/1766

[/IMG][/URL][/p]

[IMGLEFT]http://fantlab.ru/images/editions/big/18939

[/IMG][/URL][/p]

[IMGLEFT]http://fantlab.ru/images/editions/big/1769

[/IMG][/URL][/p]


Теперь об остальном.
Трилогия "Танцоры на Краю Времени" с отредактированным переводом выходила в двух изданиях. Отличия минимальны, в первую очередь в стихотворных фрагментах. Брать можно любой томик, но если захочется "Легенд Края Времени", то они в тех же сериях в разных переводах, причем "троллевый" существенно лучше "эксмового".

[IMGLEFT]http://fantlab.ru/images/editions/big/1775

[/IMG][/URL][/p]

[IMGLEFT]http://fantlab.ru/images/editions/big/1783

[/IMG][/URL][/p]


Трилогия об Освальде Бастейбле, написанная в жанре альтернативной истории не слишком типична для Муркока, но тем не менее представляет интерес. Если брать всю трилогию целиком, то подойдет любое из двух изданий — "северозападное" и "эксмовое", но для знакомства лучше подойдет томик "Альтернативная история", где кроме Муркока много других не менее интересных "альтернативок".

[IMGLEFT]http://fantlab.ru/images/editions/big/1788

[/IMG][/URL][/p]

[IMGLEFT]http://fantlab.ru/images/editions/big/1789

[/IMG][/URL][/p]




Также из переведенных произведений Муркока вызывает интерес "Город в осенних звездах" — стилизация под плутовской роман о временах французской революции. Если бы не слабый перевод и нехватку комментариев, то этот роман был бы гораздо более популярен, чем сейчас. В любом случае из вида упускать его не стоит — книга уровнем выше основных книг о Вечном Воителе, хотя и примыкает к циклу.


Вот собственно и всё для этого раза.

Статья написана 3 мая 2009 г. 20:35
Полный вариант рецензий на романы Ярослава Верова и Игоря Минакова "Десант на Сатурн" и "Десант на Европу".
Более краткие версии рецензий впервые опубликованы в журнале "Мир фантастики", январь и февраль 2009 соответственно.


ПОЛДЕНЬ МЕХАНОРГОВ

[IMGLEFT]http://fantlab.ru/images/editions/big/24841

[/IMG][/work]Когда на обложке книги написано «фантастический боевик», а в названии есть слово «десант», то здесь просто обязаны быть мускулистые супергерои, злобные инопланетяне и много-много стрельбы. «Десант на Сатурн» в этом плане оказался полным разочарованием, ибо он не похож на типичный экшен.[/p]

Человечество находится под мягким контролем Ирмы, системы искусственного интеллекта. Трудятся специально созданные существа, механорги, а люди ведут «растительное» существование — занимаются спортом, развлекаются в виртуале, в общем, отдыхают. Естественно, есть и бунтари, не согласные с установленным порядком.

Сколько уже было подобных произведений — не сосчитать. Но авторы не пошли проторенным путем, их мир — не антиутопия, с которой борются герои-одиночки, а утопия, которую герой-одиночка защищает. Зовут его Наладчик, и он триста лет следит за тем, чтобы все шло по плану. Вот эта идея и вызывает наибольшие сомнения. Даже если представить, что утопия возможна за счёт механических созданий, оберегающих человечество (привет Р. Дэниэлу Оливо!), то контроль над цивилизацией в руках одного человека — крайне неэффективный механизм (что, кстати, непрофессиональными действиями Наладчика в романе и подтверждается). И подобных моментов в книге настолько много, что возникает подозрение, а не осознанно ли авторы вводили в текст спорные концепции, чтобы "расшевелить" читателя и заставить задуматься, а можно ли было при тех же начальных условиях поступить по-другому, сделать лучше?

Персонажей в книге, кроме Наладчика, немало, но, герои — явно не самая сильная сторона книги. Если злодей — то обязательно болтающий, какой он ужасный. Образы "наших" не лучше — каждый первый если не компьютерный гений, так точно со сверхспособностями. И авторские объяснения, почему герои именно такие, ситуацию не улучшает. Так и хочется сказать: «Не верю!».

Сюжет крепкий, но не сказать, чтобы мгновенно захватывал. Видно, что роман дебютный — авторы хотят сказать настолько много, что получается каша. Описать в одном романе нестандартную мировую утопию, проблемы развития человечества, борьбу с системой и многое другое так, чтобы одновременно и дух захватывало, и на мысли разные наводило, — дерзкий замысел. Но реализация подкачала. Зачем было добавлять к и без того полноценному тексту инопланетян и киборгов-человеконенавистников. Вдобавок, середина романа оказалась заметно слабее остальных частей книги, и только флэшбэки о пути от нашего мира к цивилизации механоргов, её хоть как-то вытягивают.

Итог: если разложить роман на составляющие, то выходит не самая приглядная картина. Если же просто читать, не занимаясь кропотливым анализом, то перед нами — очень даже неплохая научная фантастика. Но главное — с авторами есть о чем спорить, не соглашаться, искать свои варианты. Согласитесь, не часто такое встретишь в боевике!



КОНЕЦ УТОПИИ

[IMGLEFT]http://fantlab.ru/images/editions/big/24843

[/IMG][/work]После событий предыдущего романа прошло без малого двадцать лет. Утопия сохранилась, ИскИн Ирма продолжает оберегать человечество, а жизнь немыслима без механоргов. Но есть и изменения. Вновь введено обязательное образование, частично разрешены пилотируемые полеты, создаются новые космические станции. Эпоха бездействия прошла, человечество постепенно становится самим собой.[/p]

Новой эпохе — новые противники. «Сопротивленцы» наносят удар по системе, что приводит к фатальным последствиям. События разворачиваются параллельно в нескольких местах. В космосе сын главного героя первой книги по просьбе Наладчика старается выявить диверсантов на идущем к Меркурию лайнере. А на Земле после уничтожения управляющего центра Ирмы начинается война между механоргами и людьми. Вдобавок появляются странные посланники в облике тех, кто погиб почти двадцать лет назад...

Из-за того, что масштаб событий существенно расширился, авторы меньше внимания уделили героям. Как следствие, вместо людей получились типажи. Даже главный герой практически не меняется, что же говорить об остальных. Такая статичность мешает почувствовать трагедию происходящего. Разрушение многовековой утопии, гибель тысяч людей — все проходит мимо читателя, не вызывая никаких эмоций.


Вдобавок роман неоднороден, как по сюжету, так и по стилю. Часть глав — взрывной коктейль из советской, но лишенной идеологической окраски космической фантастики с подростковыми романами Хайнлайна. Другие — банальный фантастический боевик, какими завалены прилавки.

Неправдоподобные мелочи накладываются одна на другую, после чего перестаёт удивлять даже такая дикость, как отсутствие системы слежения за потенциальными бунтарями. Это при том, что в первом романе описывалась попытка восстания!

Главным плюсом книги стала яркая и неожиданная идея об эволюции человечества, которая озвучивается на последних страницах. Это уже не Полдень Стругацких, который явно проглядывал в первом романе цикла, не утопия, а нечто непривычно-странное. И ради дальнейшего ее развития стоит ждать продолжений. Вот только подходящего объяснения уже произошедшему так и не нашлось. Стоило ли придумывать интересную вселенную, разрабатывать сюжет, вводить множество героев, чтобы в итоге все свалить на принципиально непознаваемое? Зачем? Почему? Все вопросы — в пустоту. Ответов почти нет, а те что есть не выдерживают никакой критики.

Итог: неоднозначный роман, где замечательные задумки и авторский стиль почти потерялись в мелких недочетах и неправдоподобном сюжете.





  Подписка

Количество подписчиков: 537

⇑ Наверх