FantLab ru

Все отзывы посетителя xdma

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Чарльз Стросс «Аччелерандо»

xdma, 15 октября 11:51

Очень неоднозначные впечатление от этого произведения.

Вначале роман читается с огромным интересом. Бурная фантазия автора на высоте, сюжет развивается стремительно, читатель буквально ощущает мир им созданный. Это мир человечества, поглощающего информацию всё более ускоряющимися темпами, начинающего жить ради неё и довольно быстро становящегося просто частью этой самой информации. Эволюция ускоряется с бешеной скоростью. Трансформация человечества способна поразить любое воображение. Вообще, человечество уже имеет очень мало общего с человечеством в традиционном значении этого слова, настолько велики изменения.

Но уже к середине романа интерес к произведению начинает уменьшаться со скоростью, пропорциональной развитию сюжета, возможно мозг уже не в состоянии переварить нагромождение фантазий автора. Но основная проблема, на мой взгляд — в бытовой(социальной) или правильнее сказать — в художественной составляющей романа. Всё происходящее в романе подаётся через группу персонажей и их взаимоотношения. Небольшая группа людей взаимодействует во всевозможных комбинациях, в различных временных континиумах и в различных инкарнациях. И эти взаимоотношения, уровня самого низкопробного мексиканского телесериала, совершенно нелепо смотрятся на фоне невероятно изменившегося человечества. Читать это становиться просто невыносимо. А ещё социально-экономическая структура сообщества — она остаётся практически неизменной. Т.е. писателю хватило фантазии и умения научно обосновать невероятную картину возможного развития человечества, но на описании структуры общества и взаимоотношений внутри него, его способностей(или фантазии) уже не хватило. Ближе к окончанию романа появляются околорелигиозные мотивы и автор, по-моему, теряет меру и уже сам запутывается в дебрях своей фантазии...

В итоге — потрясающие и грандиозные идеи и допущения, весьма актуальные для нашего времени, когда информационный потоп грозит затопить умы людей, однако угробленные бестолковой реализацией.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Кэролайн Черри «Ангел с мечом»

xdma, 22 августа 12:57

Я с уважением отношусь к творчеству Кэролайн Черри, но этот роман мне совершенно не понравился.

Фантастического в романе практически ничего нет, разве что события происходят на какой-то планете, заброшенной людьми по какой-то невнятной причине. Остатки колонистов живут где-то на стыке средневековья и позднего викторианства. События происходят в городе Меровингене, который постепенно погружается в воду, улиц как таковых уже нет, их заменили каналы и мосты. Город состоит из нескольких уровней, естественно что на верхнем живут богачи, а на нижних уровнях — беднота. Девушка Джонс всю свою сознательную жизнь провела на дне города и весьма неплохо приспособилась к суровой, а порой — очень жестокой жизни «дна». Однажды она спасает странного незнакомца и с этого момента жизнь её совершенно меняется — она попадает в круговорот драматических и не слишком понятных событий...

К.Черри умеет писать. Атмосфера Меровингена передана отлично, сам город и жизнь в нём очень хорошо описаны, хотя цельной картины города у меня так и не сложилось. Персонажи зачастую занятные и колоритные. Со второй половины романа сюжет весьма напряжённый и порой стремительный. Но на этом достоинства, к сожалению, заканчиваются.

История рассказывается от третьего лица, но на самом деле всё происходящее читатель видит глазами героини романа. Повествование несколько рваное, как бы «рубленное» и большей частью это — бесконечный «внутренний диалог» самой Джонс, её размышления и переживания, к которым изредка присоединяется дух(?) её матери. Однообразность и примитивность этого бесконечного «внутреннего диалога» героини реально вызывало иногда жгучее желание забросить книгу подальше. Надо отметить, что беседы остальных персонажей не намного интереснее — они малосодержательные и порой откровенно глуповатые. К счастью, ускорившийся темп событий второй половины произведения позволяет дочитать этот роман до конца. Финал романа невразумительный, он скорее достоин какого-нибудь бездарного «женского романа», впрочем, как и отношения Джонс со спасённым её незнакомцем. После прочтения романа остаётся масса вопросов о городе в котором происходят события (и о мире в целом), возможно автор оставила ответы для других романов цикла. Их, правда, не перевели, и вряд ли переведут, но я не сожалею об этом, читать дальше этот цикл не возникает ни малейшего желания.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Элизабет Бойе «Мертворождённое наследие»

xdma, 15 августа 11:08

Начало повести было многообещающим — сразу же нарисовалась какая-то зловещая интрига, тайна, пусть и не слишком оригинальная. Однако очень быстро сюжет начал хромать, и чем дальше — тем сильнее. Повествование стало примитивным, нелогичным и просто глупым, наполненное бессодержательными диалогами. Чего стоили грозные отряды захватчиков, состоящие из ... 20 человек. Такое ощущение, что писательских способностей автору хватило только на завязку. Но самое ужасное в этой повести — это язык. Возможно, в этом есть немалая «заслуга» переводчика, но такого убогого языка я давно не встречал. Повесть я фактически пролистал, в слабой надежде найти в ней хоть что-то интересное, но это было безнадёжно. Даже не могу представить, для кого написано это, оценка — только за завязку...

Вспомнил, что я уже начинал читать один из романов этого автора, и там было всё точно так же — всё очень плохо. Только в том случае у меня хватило ума во время бросить чтение...

Оценка: 2
–  [  6  ]  +

Скотт Оден «Стая воронов»

xdma, 3 августа 20:21

Очень добротный роман, тяжёлый и сумрачный, можно смело отнести к категории dark fantasy. Я прочитал этот роман с большим удовольствием, хотя не являюсь любителем этого жанра.

Мифологический фэнтези очень органично переплетается с историей средневековой северной Европы.

Беспросветный, тёмный, безжалостный и кровавый мир — рубеж первого тысячелетия после Р.Х. Христианство неумолимо распространяется по северным землям, стирая в прах мир утративших своё влияние и свою силу Старых Богов, и вместе с ним — всю древнюю магию. Гримнир — чудом уцелевший последний представитель дикого древнего воинственного народа, путешествует по странам Севера, одержимый давней кровной местью. Эта месть — его стимул жизни, возможно единственный, в мире, в котором для него уже практически не осталось места. На этом пути он сталкивается с молодой христианкой Этейн, с которой он проходит заключительную часть своего кровавого пути. Это меняет их обоих — как древнего дикого безжалостного воина, так и многострадальную женщину-христианку.

Мрачная, злобная, беспросветная атмосфера безумной и бессмысленной войны всех со всеми, чёрного коварства и предательства, передана отлично, в лучших традициях некоторых произведений Пола Андерсона («Дети морского царя», «Сломанный меч») и Г.Гаррисона («Молот и Крест»). Кроме Этейн, в романе практически нет положительных персонажей. Персонажи хотя и малосимпатичные, но весьма выразительные. Повествование размеренное, но весьма напряжённое, оно не отпускает до самого финала, в нём часто переплетаются фантасмагорические сны с реальностью. Ещё в романе присутствует довольно много рассуждений о христианстве и язычестве, вложенные в уста персонажей. Эти рассуждения не дают никаких оценок и не выносят никакого вердикта, что безусловно радует. Роман является законченным произведением и я не уверен что автору удастся создать достойное продолжение, даже не могу представить о чём ещё автор собрался написать в этом цикле.

К недостаткам романа можно отнести обилие штампов, порой стилистика речи персонажей скачет от откровенно современной до «псевдостаринной», не слишком уместный (как на мой взгляд) лёгкий завуалированный стёб о выдающихся произведениях в стиле фэнтези, недостаток логики и мотиваций в некоторых сюжетно-важных эпизодах. Ну и — переизбыток «расчленёнки» и садизма, которые уже не делают атмосферу романа ещё сумрачнее, а только портят её. Вроде бы автор не был уверен в своих способностях создать достойную атмосферу и на всякий случай «переперчил» своё творение.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Дэйв Дункан «Меченые Проклятием»

xdma, 1 августа 11:50

Хорошо писал шотландский писатель Дэйв Дункан, но он явно «не мой» автор. Из прочитанных мной произведений Д. Дункана больше других понравился роман «Меч демона» из цикла «Сага о Лонгдирке», так и непереведенного полностью на русский язык.

Роман «Меченые Проклятием» обладает рядом несомненных достоинств. Это — необычная магическая составляющая — оригинальные «мутации», происходящие с отдельными людьми выжившими после непонятной болезни; это — яркие, запоминающиеся персонажи; это — напряжённый драматичный сюжет; это — хороший язык романа.

Но при этом масса отрицательных моментов сильно снижает удовольствие от чтения: мир описан порой недостаточно вразумительно, как-то уж очень фрагментарно, часто — очень слабая(или просто отсутствующая) логика поступков персонажей, много буксующих на месте диалогов и размышлений, «рефлексий». Последнее свойственно всем тем произведениям автора, которые я прочитал. Незатейливые интриги видны на ладони, однако им отведено огромное количество текста. Финал скомкан и переходит в эдакую беглую летопись мира. Возможно автор планировал создать цикл произведений об этом мире, но по каким-то причинам отбросил эту идею, поэтому и такая концовка романа. А зря, глядишь — мог бы получиться неплохой цикл...

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Кэролайн Черри «Район Змеи»

xdma, 24 июля 22:41

Отличный роман выдающейся писательницы.

Очень напряженная, драматическая, порой трагическая, история «Района Змеи» — одного отдалённого и изолированного участка Галактики, в котором люди весьма своеобразно жили и взаимодействовали с цивилизацией разумных существ, похожих на гигантских насекомых. Цивилизация обладала коллективным и непрерывным сознанием, со структурой, очень похожей на сообщество муравьёв. Мир людей полон интриг и внутренних конфликтов, однако в целом положение в Районе статичное уже на протяжении семи веков. Но жизнь во Вселенной — это бесконечный круговорот циклов, и вот пришло время очередной смены циклов в этом уголке Галактики. Героиня романа Раен становиться активным участником крушения старого мира и свидетелем возникновения нового.

Роман небольшой (по нынешним меркам), читается он легко, с большим интересом, темп происходящих событий очень высок и постоянно держит в напряжении. Правда, в конце происходит чересчур частое перескакивание с одной сюжетной линии на другую, прямо калейдоскоп какой-то, но к счастью это длится не долго и не успевает вызвать раздражение. Так же не все эпизоды истории мира достаточно освещены, остаются некоторые неясные моменты, мотивации персонажей далеко не всегда понятны, а о мотивациях героини романа порой можно только догадываться. Отношения Раен и Джима чем-то напоминают взаимоотношения Моргейн и Вейни. Но всё это не особо мешает получить удовольствие от этого романа.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Карл Шрёдер «Вентус»

xdma, 22 июля 22:18

Я бы определил жанр романа как «научно-фантастический приключенческий фэнтези». Невзирая на НФ составляющую, атмосфера романа уж очень «фэнтезийная».

Отдалённое будущее, планета Вентус — далёкий мир, невероятно схожий с Землёй. Уклад жизни, интриги, войны — всё в рамках средневекового общества Земли. Да и ещё весьма непростые взаимоотношения с непостижимыми всемогущими стихиями. Главный герой романа, молодой каменщик (строитель) Джордан оказывается вовлечённый в совершенно невероятные для заурядного деревенского юноши события. Его представления о мире рушатся, он довольно быстро наполняется всевозможной, безумно сложной информацией, и постепенно узнаёт что окружающий его мир — не такой уж и «средневековый», а искусственно созданный когда-то давно землянами посредством нанотехнологий. Только вот нанотехнологии повели себя не совсем как ожидали люди и терраформированный мир перестал воспринимать людей как своих хозяев, лишил их технологий и всей техники сложнее меча и плуга. И стали люди практически бесправным элементом экосистемы Вентуса. И вот наш деревенский парень Джордан (который тоже оказывается совсем не прост) попадает в водоворот борьбы множества различных сил за будущее мира Вентус.

В романе, помимо главного героя, много других не менее важных персонажей, их роль и значение неоднократно меняется на протяжении повествовании. Персонажи выразительные, их поведение зачастую мотивированное. Напряженные и драматические приключения порой ненавязчиво разбавлены лирическими и философскими размышлениями. Научно-фантастическая составляющая романа не всегда вразумительная, но это не мешает сюжету. Прочих недостатков тоже хватает — это и чересчур быстрое развитие ГГ, и небольшие «провисания» повествования, некоторую шаблонность и порой — наивность сюжета... Однако на них нет желания обращать внимание — роман читается легко, «запоем». Язык и перевод не вызвали претензий. Финал романа слегка утопичный и пафосный, но в целом соответствует духу произведения.

Возможно, моя оценка и завышена, но я получил большое удовольствие от чтения этого произведения.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Дэйв Дункан «Волшебное окно»

xdma, 16 июля 17:23

Хороший писатель Дэйв Дункан. Только вот первый роман отбил желание читать следующие книги цикла «Хроники Пандемии». Выбор имён и названий в этом произведении Д.Дукана весьма своеобразен: название цикла, да и название первого романа («Волшебное окно»), на сегодняшний день звучит очень двусмысленно. А имя ГГ — Рэп почему-то устойчиво ассоциируется у меня с музыкальным жанром афро-американцев ... :-)

Я не против сказок, наоборот — я люблю их, но в данном случае автор очень медленно(и не слишком успешно), на протяжении множества страниц, пытается втиснуть эту самую сказку в неспешный быт дремучего средневекового мира. И, надо сказать, далеко не самого интересного и вразумительного мира. Чего стоит только разделение на расы с их особенностями. И ещё герои — они частенько тупят, и это очень раздражает. Я понимаю, что идёт плавное развитие персонажей, что они учатся на опыте своих ошибок, и что данный роман — это своего рода вступление. Но это вступление чересчур затянулось, превратилось в «жвачку». И, представив себе столь неторопливую эволюцию героев, умноженную на предсказуемость и заштампованность сюжета, сопоставив с количеством и размерами следующих романов, мне стало заранее очень скучно и грустно. И я решил не продолжать чтение этого цикла...

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Йен Макдональд «Ночь всех мертвецов»

xdma, 15 июля 10:46

Эта повесть напоминает мне черновик какого-то грандиозного литературного проекта.

Её действие происходит на протяжении ... миллиардов и миллиардов лет. Человечество практически обрело бессмертие и со временем — богоподобность. Перед читателем мелькают разрозненные эпизоды из бытия различных инкарнаций Соломона Гурски — одного из «создателей бессмертия». Кстати, я так и не понял толком, как реализовывалось восстановление (реинкарнация) личностей. Бессмертный Соломон (автор намекает о его еврейском происхождении) обитает в непостижимых временных и пространственных континуумах, со временем он уже творит целые галактики и вселенные. Вот только интересы и мотивы у этой сущности, казалось бы невероятно отдалённой от изначального Соломона, очень банально человеческие.

Заигрывая с религиозными идеями, автор создаёт грандиозные миры. Однако это всё — как беглые, путанные наброски, без каких либо внятных объяснений, да ещё утяжелённое ненужным собственным лексиконом типа медленновремя, серводухи, умно-полимерные волокна и тому подобное. Хотя, возможно, терминология — это «заслуга» переводчика, так же как и ставящий в тупик перевод названия.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Йен Макдональд «Камень, ножницы, бумага»

xdma, 15 июля 10:11

Средненькая такая повесть, из ранних произведений известного писателя, рекомендовать её кому-либо к прочтению трудно.

Аннотация более-менее соответствует содержанию. Мне лично было интересно почитать про паломничество по священным местам японского Буддизма. Похоже что автор серьёзно увлекался восточными духовными учениями и мифологиями.

Однако написана повесть очень сумбурно. Предыстория подаётся скупыми и невразумительными флэшбэками, в течении повествования эта предыстория приобретёт какие-то очертания, но всё равно останется ряд непонятных моментов. К сюжету повести тоже много претензий — это и ряд нестыковок, некоторые очень наивные допущения, масса каких-то хаотичных размышлений, приторный и наивный финал. Особо развеселило утверждение автора о европейской гуманности и защищённости граждан в сравнении с техно-феодальной Японией.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Кэролайн Черри «Черневог»

xdma, 11 июля 09:21

Нечасто обращаются зарубежные писатели к славянской мифологии. А если и обращаются — то не могу припомнить удачные произведения. Как и в случае с романом «Черневог» уважаемой мною Кэролайн Черри — роман на мой взгляд весьма неудачный. Хотя, возможно если прочитать всю трилогию «Русалка» с начала, а не одно серединное произведение, впечатления было бы другим. Да и перевод тоже не порадовал.

Повествование сонное, тягучее, невразумительное, буксующее на месте, я даже не понял, зачем я дочитывал роман до конца. Персонажи тоже какие-то невнятные с ещё более невнятными мотивациями. Концовка тоже получилась какая-то размытая.

Вроде бы всё плохо, но вот эта тягучая и тревожная атмосфера сумрачной, размытой и как бы ускользающей фантасмагории необъяснимым образом запомнилась. И странное послевкусие остаётся уже на протяжении нескольких лет после прочтения, напоминающее впечатления от замечательной дилогии «Арафель» той же самой писательницы.

Оценка: 5
–  [  7  ]  +

Роджер Желязны «Этот бессмертный»

xdma, 10 июля 08:53

Постапокалиптическая Земля, на которой жалкие остатки цивилизация сохранилась в основном на островах, на континентах ещё очень много «горячих» радиоактивных зон, рядом с которыми процветают мутации и прочие прелести — последствия ядерной катастрофы. Большая часть уцелевшего населения планеты расселилось на других планетах, входящих в федерацию инопланетной цивилизации из созвездия Веги, и их мало заботит судьба планеты-прародительницы. Группа людей борется за возрождение человеческой цивилизации на Земле. Главному герою предстоит задача разобраться в запутанной ситуации и принять правильное решение, возможно — очень непростое, от которого может зависеть судьба человечества на планете Земля.

Роман небольшой по объёму, написан он весьма сумбурно, невыразительно и даже порой — невразумительно, какие-то слишком отрывистые и невнятные эпизоды и диалоги, неясные мотивации. Сюжет рваный, периодически скачет от воспоминаний к текущим событиям и обратно, но это вносит мало ясности в происходящее. Мысли о развитии человечества интересны, но опять таки обрывочны и невразумительны. Занятная вроде бы идея вплетения в сюжет древнегреческой мифологии вышла невнятной и не получила развития. Неожиданные спасения героев из трудных ситуаций совсем ненатуральны. А концовка вообще получилась приторной до тошноты.

В итоге — посредственное произведение выдающегося писателя, тема актуальная а 60-70 годах, прочитать можно разве что из уважения к автору. Это первый роман Р. Желязны, сырой и дилетантский, однако в нём уже виден творческий потенциал и особенности будущего творчества. Оценка — из уважения к автору и потому что дочитал роман до конца.

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Джонатан Л. Говард «Иоганн Кабал, детектив»

xdma, 7 июля 00:18

Очень слабый роман, гораздо хуже первого романа цикла «Иоганн Кабал».

Здесь главный герой, герр Кабал — совсем не тот харизматичный, хладнокровный и целеустремлённый победитель «Отца Лжи», каким он предстал перед читателем в первом романе, это скорее жалкая пародия на него.

ГГ постоянно попадает в различные передряги, причём — глупейшим образом. Впрочем, выходит он из этих передряг таким же чудесным и ненатуральным образом. Детективная линия сюжета примитивна до глупости, повороты сюжета притянуты за уши. Линия взаимоотношений с молодой и привлекательной девушкой, с которой герр Кабал встретился в первом романе, не выдерживает никакой критики, иногда выдающийся некромант выглядит полнейшим идиотом. Персонажи действуют как герои низкопробных водевилей, особенно это касается антагониста. И ещё добивает огромное количество длинных и бессмысленных диалогов...

Конечно, можно сделать скидку на то что это иронический роман. Он написан действительно хорошим, живым языком, с приятным, ненавязчивым, зачастую черноватым юмором. Это большой плюс, благодаря этому я осилил роман, хотя и местами — «на перемотке». Но хороший язык не компенсирует убогость содержания, такое впечатление, что автор исчерпал всю свою фантазию в первом романе. А вот эпилог неожиданно порадовал, в нём автор вместил отдельную историю, в которой герр Кабал уже больше похож на персонажа первого романа.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Альфред Бестер «Дьявольский интерфейс»

xdma, 3 июня 18:54

Повторю высказывание предыдущего оратора — кошмарное разочарование в авторе «Тигр! Тигр!» и «Человек Без Лица» !

Даже отбивает желание читать что-либо ещё из его произведений. Беспрерывный тупой стёб всемогущих супергероев, сплошная пошлость и безвкусица, от которой буквально тошнит. Я понимаю что роман развлекательный и типа юмористический, но уровень его настолько «ниже плинтуса», что трудно представить себе для какой это аудитории. Да ещё и тупые шутки в адрес Советского Союза (или русских в целом). Возможно для начала 80-х он был и ничего, но сейчас выглядит совершенным убожеством. Я осилил только около трети этого «шедевра», поэтому от оценки воздержусь.

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Уильям М. Тимлин «Корабль на Марс»

xdma, 28 мая 05:41

Возможно в момент издания для кого-то это был шедевр, но как-то уж слишком примитивно для шедевра. Особенно в сравнении с современниками автора — Лордом Дансени, Дэвидом Линдсей и др. Примитивная, невероятно схематичная история (скорее — набросок, черновик), основанная на различных мифологиях мира с иллюстрациями автора, которые меня тоже не особо впечатлили. Из достоинств — занятная идея и краткие, но весьма поэтичных описания. Однако этого слишком мало для того что бы называть повесть шедевром.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Кэролайн Черри «Арафель»

xdma, 12 мая 04:44

Небольшой цикл «Арафель» — по сути одно произведение, состоящее из двух небольших романов.

Это очень красивое, изящное, причудливое и поэтичное произведение. Меняется мир, на смену миру магии и магических существ приходит цивилизация стали и магические существа уступают этот мир людям. Эта грустная тема многократно звучала в замечательных произведениях Толкиена, П.Андерсона, Бигля и многих других выдающихся писателей.

Арафель — эльфийская королева, которая никак не желает покинуть этот мир, который любит и не без основания считает своим. Её жизнь протекает как бы в нескольких мирах и эти миры так причудливо переплетаются друг с другом, что грань между сном и реальностью практически исчезает. Миры Арафель, её мысли и чувства непостижимы для смертных людей.

Я не припоминаю других произведений, где бы так убедительно была передана чужеродность эльфов.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Дмитрий Казаков «Чистка»

xdma, 30 апреля 12:27

Случайно наткнулся на этот большой рассказ (точнее повесть), прочитал с удовольствием. Жанр — городской фэнтези/магический реализм, противостояние светлых и тёмных сил, в духе «Дозоров». Невзирая на вторичность истории и «картонность» персонажей, книга очень напряжённая и драматичная, читается легко и с интересом. Однако окончание скомканное и неубедительное, как будто на последних страницах фантазия автора неожиданно иссякла. И это очень сильно портит впечатление от произведения, при том что писательский потенциал у автора есть.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Роберт Силверберг «Стеклянная башня»

xdma, 31 марта 10:23

Интересный роман получился у Роберта Силверберга, довольно многослойный и неоднозначный. Роман, в котором довольно остро ставятся вопросы технического и духовного развития человечества, значение человечества в масштабах Вселенной, создание человеком искусственных существ (андроидов) и ответственность за свои творения. Вопросы, не имеющие однозначных и простых ответов.

В условиях очень высокого уровня технического развития люди, погружаясь в комфорт и развлечения, в определённой степени утратили смысл жизни, началась деградация человечества. Андроиды приняли на себя большую часть труда и забот о людях. Но создав себе слуг по своему подобию, люди отказались признавать их как мыслящих существ и упорно отказывались замечать что андроиды слишком похожи на людей, а по физическим возможностям даже ощутимо превышают их. Большая часть андроидов так же пребывала в иллюзии по поводу отношения к ним их создателей, людей. Такое положение вещей привело к зарождению конфликта, проявившегося в трагедию.

При масштабности, глобальности событий романа, меня не покидало ощущения «камерности» происходящего, возможно — из-за небольшого количества действующих лиц, на которых автор сконцентрировал всё своё внимание. Некоторые моменты сюжета показались мне не слишком логичными и мало убедительными, что отразилось на восприятии происходящего в романе.

В общем — достойное, заслуживающее прочтения произведение в жанре социально-философской фантастики.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Йен Макдональд «Река Богов»

xdma, 10 февраля 19:13

Ранее я прочитал только один роман Йена Макдональда — «Дом дервиша», он мне понравился и запомнился своей атмосферой и колоритом.

В «Реке богов» автор для создания атмосферы использует аналогичные приёмы, и зачастую успешно. Однако этот роман мне понравился гораздо меньше чем «Дом дервиша», мне очень трудно далось его чтение. Конечно, как на сегодняшний день, роман не назовёшь огромным, но всё же он достаточно объёмный. Мне, как любителю жанра киберпанк, тема романа была весьма интересна. Но вот исполнение разочаровало — на мой взгляд киберпанк в восточном антураже не слишком удался. Слияние техногенного недалёкого будущего и мистического колорита Индии не состоялось. Не помогли роману ни краткие экскурсы по индийской истории и мифологии, ни загруженность индийскими словами и понятиями (глоссарий не спасает), ни повсеместное, даже чрезмерное и навязчивое, использование имён индуистских божеств. Последнее навевало мысль что порой автор просто стебётся...

Действие романа происходит в одном из независимых государств, возникших после распада нынешней Индии. В этом государстве ввиду определённых национальных, политических и экономических особенностей игнорируются многие всемирные правила и запреты в отношении разработок и использование искусственного интеллекта самых последних поколений. Здесь также бурно развиваются исследования в некоторых передовых научных направлениях. Интересы сильнейших корпораций и крупнейших держав мира пересекаются в этой небольшой стране, и без того разрываемой внутренними противоречиями и назревающим военным конфликтом с соседями. Ожесточённая борьба всех со всеми идёт на различных уровнях и всевозможными способами. И всё это происходит на фоне затяжной засухи, практически — экологической катастрофы. Атмосфера романа тревожная и напряжённая... Подробнее пересказывать сюжет не вижу никакого смысла.

Действующих лиц в романе довольно много, явного главного героя (или героев) нет. Все персонажи выразительные и хорошо прописаны, но они не более чем статисты в разворачивающихся событиях. Множество сюжетных линий, являющихся почти самостоятельными сюжетами и вроде бы далёких друг от друга, постепенно переплетаются к финалу романа. Порой кажется, что их чересчур много, как минимум несколько сюжетных линий совершенно не нужные, ни на что не влияющие, они резко обрываются самим автором. Повествование неровное, сюжет часто перескакивает от одних персонажей к другим, он движется рывками — то бешено ускоряясь, то медитативно зависает. В романе довольно часто (и непонятно зачем) описываются весьма разнообразные сексуальные отношения между персонажами(иногда — бурные, иногда — несколько извращённые), но одинаково никак не влияющие на сюжет. Смешение восточного мистицизма с развитием (даже — обожествлением) искусственного интеллекта показалось мне неудачным и местами даже нелепым. Финал романа драматичный, запутанный и не совсем вразумительный.

В целом роман неплох, в нём множество удачных и запоминающихся эпизодов, но впечатления он оставил слишком неоднозначные. На протяжении чтения меня не покидало ощущение, что рассматриваешь мозаику, которую создали ради самой мозаики и которая никак не желает складываться во вразумительную картину. Я не против такой формы произведений, но в данном романе я не получил от этого удовольствия. Многочисленные размышления и идеи, встречающиеся в романе, так же не вызвали у меня никакого отклика.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Брендон Сандерсон «Архив Буресвета»

xdma, 4 февраля 08:28

Американский писатель мистер Брендон Сандерсон — весьма талантливый и очень производительный... графоман. Производительный — это видно из объёмов его книг, талантливый — потому что что умудряется лепить свои книги из банальнейших штампов, наполнять их огромным количеством воды, и при этом вызывать дикий восторг у широким масс читателей.

«Архив Буресвета» — неплохой цикл, по крайней мере два первых романа, которые я прочитал. Хороший язык, интересный мир, персонажи слабые, много интриг и приключений, читать интересно. Вроде бы всё в норме для развлекательной литературы, если бы не объёмы книг. Лично для меня они огромны! Возможно я старомоден и не приемлю современного повального увлечения сериальностью как в кинематографе, так и в литературе.

Первый роман был прочитан с интересом. Второй роман я начал читать осторожно, с опаской взирая на его объём, а дочитывал его уже с большим трудом, с надеждой поглядывая на количество оставшихся страниц. При этом — прекрасно понимая, какая коварное чтиво попалась мне и восхищаясь тем, как автор мастерски поддерживает интерес к этой бесконечной «жвачке». Воскрешение вроде бы погибшего персонажа добило меня окончательно, убедив меня в том, что автор намерен растянуть свой цикл ещё на многие тысячи (если не на десятки тысяч) страниц. Дочитав (точнее — домучав) второй роман и приняв твёрдое решение никогда не возвращаться к этому циклу, я испытал невероятное облегчение...

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Кобо Абэ «Четвёртый ледниковый период»

xdma, 18 января 12:13

Достойная повесть, в духе фантастики середины 20-го века. Повесть довольно многослойная, на протяжении повествования очень сильно меняются настроение, акценты и само значение происходящего.

Группа учёных во главе с учёным Кацуми, от имени которого идёт рассказ, самозабвенно трудятся над проектом машины-предсказателя. Сам Кацуми настолько поглощён своей деятельностью, что не в состоянии осознать и принять будущее, предсказанное его детищем. Он становтся участником драматических событий, происходящее постепенно выворачивается на изнанку, финал трагический и печальный.

Произведение очень неровное. Вначале это суховатая социально-производственная история, которая неожиданно переходит в зловещий триллер, затем темп резко падает — идёт длинный, чрезвычайно скучный поток научно-фантастических объяснений, к финалу история снова становится интересной и весьма трагичной. Некоторые моменты истории выглядят нелогичными, автор местами немотивированно сгущает краски ради усиления драматичности.

Произведение неплохое, но на любителя.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Олесь Бердник «Подвиг Вайвасваты»

xdma, 3 января 16:19

Действительно, очень смелое и необычное произведение для СССР 1965 года. Эпичная, трагическая и в тоже время красивая и оптимистичная легенда/притча о загадочной Атлантиде.

Некогда развитая и могущественная цивилизация деградировала до примитивного и тёмного сообщества, в котором большая часть населения прозябает в бедности и невежестве, а остатки былого величия и знаний доступны лишь ограниченному кругу избранных. Страной правит обожествлённый злобный тиран, его тёмные и безумные амбиции приводят к конфронтации с загадочной цивилизацией (предположительно — инопланетной, оплотом светлых сил на планете), а затем — к катастрофе и гибели континента. Главный герой романа Вайвасвата, человек с драматической судьбой, исполняет своё великое предназначение, способствует гибели Атлантиды и организовывает спасение части её населения.

Роман проникнут светлой верой в эволюцию человечества, в его связь с другими высокоразвитыми цивилизациями Вселенной, в торжество Разума и Гармонии. Автор ненавязчиво и гармонично вплетает в историю ведическую философию и мировоззрение.

Язык романа в целом легкий и красивый, я прочитал роман на украинском. Несмотря на все его достоинства, некоторая его вторичность и местами — чрезмерная пафосность, не позволяет дать более высокую оценку.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Нил Эшер «Скиннер»

xdma, 3 января 13:04

«Скиннер» Нила Эшера очень своеобразный, даже — парадоксальный роман, отличный отзыв на него написал Andelon.

Такого «супа» ещё надо поискать в литературе. Тут намешаны планетарная фантастика и фэнтези, киберпанк и немного романтики, инопланетяне и пираты, а так же много чего мало совместимого ... Очень часто повествование отдаёт сплаттерпанком — тут чуть ли не на каждом шагу присутствует «расчленёнка» и извращённое насилие. Флора планеты, на которой происходит действие, невероятно прожорлива и жестока. Беспрерывный «пищевой цикл» автор описывает весьма тщательно и «со смаком». Но что удивительно — весь этот трэш подаётся как-то легко, он не грузит и не ужасает. Вообще, идиотизма и откровенного бреда в романе полно: это и псевдонаучные термины, и порой откровенно дебильные названия, искусственный интеллект с абсолютно человеческим поведением и интересами, невразумительные мотивации происходящего и много чего другого... Да и повествование постоянно перескакивает от одной группы персонажей к другой до такой степени, что иногда трудно понять где что происходит. Пишу отзыв и удивляюсь себе — как я мог это прочитать до конца ?

Но вот в этом-то и парадокс — читается этот роман очень легко и с интересом, постоянный экшен не даёт скучать.

Резюме : откровенно коммерческий роман, чистый грайндхаус, однако его вполне можно почитать когда нужно убить время и не хочется напрягать мозг.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Джон Браннер «Межгалактическая империя»

xdma, 17 декабря 2019 г. 20:42

После прочтения романа Джон Браннера «Действо на планете Иан» я заинтересовался другими произведениями этого писателя и прочитал его небольшой приключенческий цикл «Межгалактическая империя». Этот цикл оказался невероятно слабым по сравнению с его романами «Действо...» и «Квадраты шахматного города». Совершенно верно написал кто-то в биографии Д. Браннера : «Возможно, Браннер является наиболее ярким примером того, как жёсткая ориентация рынка на «массовую» фантастику способна «сломать» умного и талантливого автора и заставить его подстраиваться под общепринятый «стандарт»».

«Межгалактическая империя» — убогий набор штампов и несуразностей на уровне самых низкопробных фантастических поделок в литературе и кинематографе. Однако даже в этом цикле чувствуется потенциал автора, а «Распутница с Аргуса» гораздо лучше первых двух повестей и единственно достойное прочтения произведение данного цикла.

Оценка: 4
–  [  6  ]  +

Джон Браннер «Квадраты шахматного города»

xdma, 17 декабря 2019 г. 11:59

«Квадраты шахматного города» — это социально-политический триллер, фантастического в нём — это несуществующее латиноамериканское государство, в которой развиваются события, и придуманная автором подоплёка происходящего.

Главный герой, от имени которого ведётся повествование, специалист мирового уровня в области транспортного планирования, приезжает в небольшую, уютную и довольно прогрессивную латиноамериканскую страну по правительственному контракту. С самого приезда он замечает что в стране не так всё благополучно, как кажется на первый взгляд, а его работа имеет не совсем тот смысл, что он предполагал. Довольно быстро он становится втянутым в весьма неоднозначные, не слишком понятные для него события, порой — весьма трагические. Напряжение нарастает неумолимо, как снежная лавина.

В романе множество персонажей с несколько запутанными взаимоотношениями и часто непонятными действиями, меня это периодически начинало утомлять, однако для лучшего понимания происходящего желательно внимательно следить за всем этим, так как постепенно появляются логические объяснения и начинает вырисовываться общая картина.

В итоге — интересное, очень драматичное произведение с оригинальным сюжетом и интересным, хотя и предсказуемым, финалом. Роман написан хороши языком и с качественным переводом.

Это напряжённая и горькая история о предсказуемости человеческого поведения, о манипуляции людьми, о том как отдельные индивидуумы, преследуя различные, порой даже вроде бы благородные, цели, увлекаются этой манипуляцией и начинают играть окружающими в довольно жестокие шахматные партии. Они не замечают, как постепенно их игры выходят из под контроля и они сами становятся обычными фигурами на ими же созданной шахматной доске. И тогда двигаются они уже не по своей по воле, а по воле какого-то запредельного гроссмейстера — ими же созданного эгрегора, а начатая ими партия приводит к совершенно непредсказуемым последствиям.

В наше время о манипуляции людьми говорится очень много, сегодня кому-то роман может показаться даже несколько наивным, но это совершенно не умаляет его достоинств. Возможно он достоин белее высокой оценки.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Антология «Дорога Короля»

xdma, 15 декабря 2019 г. 14:14

Сборник, как на мой взгляд, получился слабым, совершенно не обязательный к прочтению. Похоже на то, что составители просто решили подзаработать денег на имени Толкиена и круглой дате — годовщины его дня рождения. Рассказы очень неровные по своему уровню — есть как довольно сильные, так и просто никуда не годные. А по духу более-менее соответствуют теме всего пара рассказов. И почему такое название — «Дорога короля», чем это связанно с Толкиеном ?

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Джордж Р. Р. Мартин, Гарднер Дозуа, Дэниел Абрахам «Бегство охотника»

xdma, 6 декабря 2019 г. 16:59

Наверное, впервые читал книгу, в создании которой участвовали аж три автора. Получилась очень добротная смесь приключенческой ксенофантастики с психологическим триллером.

Итак, далёкое будущее, заброшенная планета, город-колония землян, в которой люди живут под покровительством существ из других миров. Этот социум страдает от тех же пороков, что и нынешнее человеческое общество на протяжении многих столетий — большое разделение по уровню жизни, воровство, пьянство, наркотики, уличный криминал. Порой удивительно, как в фантастических произведениях, в описании далёкого будущего, при самом невероятном техническом прогрессе и в самых невероятных мирах человек остаётся неизменным, со всеми его комплексами, пристрастиями и слабостями.

Так вот, Рамон Эсперо, герой романа, выходец из Мексики(планета Земля), проживает, а точнее — прозябает, в этой колонии. Герой, надо сказать, весьма малосимпатичный, можно сказать — заурядный мексиканский гопник. Он зарабатывает на жизнь редкими вылазками в качестве геолога, вынашивает планы быстрого обогащения, при этом постоянно всем недоволен, много пьёт и часто дерётся. В одной из пьяных драк он убивает высокопоставленного чиновника и, решив скрыться на время из города, отправляется в малоизученные области планеты на поиски полезных ископаемых. В самом начале своей вынужденной экспедиции он наталкивается на представителей ещё одной, ранее неизвестной инопланетной цивилизации. Тут и начинаются необычайные приключения героя. Не буду рассказывать сюжет, чтобы не портить впечатление от интриги и поворотов сюжета, а они здесь очень интересные. В течении романа происходит серьёзная психологическая трансформация героя.

Прочитал этот роман с большим удовольствием. Более высокую оценку не ставлю по нескольким причинам. Первое — из-за слишком частого использования испанских слов(в основном — ругательств), что вызывает некоторое раздражение. Второе — невнятное и неубедительное описание конфликта между инопланетными цивилизациями. Третье — взаимоотношения землян с инопланетянами очень наивные и порой просто глупые, финал тоже выглядит каким-то несерьёзным на фоне весьма драматического повествования.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Святослав Логинов «Белое и чёрное»

xdma, 28 ноября 2019 г. 18:29

На мой взгляд — лучший рассказ маленького цикла «Радим».

Рассказ, в котором автор серьёзно заставляет задуматься о понятиях «добро» и «зло», о силах «тёмных» и «светлых» и о том как всё это относится к человечеству. Неожиданный ракурс событий практически ставит с ног на голову представление о происходящем. Да, мир совсем не такой чёрно-белый, каким казался вначале рассказа, и интересы сил, влияющих на людей и их жизнь, совершенно не однозначны. И возникает очень важный вопрос — несколько нужно людям присутствие и вмешательство в их жизнь и развитие всех этих внешних сил ? Не пора ли человечеству начать вести осознанную жизнь, начать самому принимать решения и опять таки, самому нести ответственность за последствия своих действий.

Рассказ очень актуальный, в нём хорошо заметно антирелигиозное мировоззрение автора и вера в человечество.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Джонатан Л. Говард «Иоганн Кабал, некромант»

xdma, 26 ноября 2019 г. 22:47

Желаете заключить пари с... Сатаной ? Не слишком удачная мысль, не правда ли ? Я, лично, не желаю... А вот Иоганн Кабал, главный герой данного романа, решил заключить пари с Лукавым. Правда, он имел весьма вескую причину — он уже продал Сатане свою душу (о чём успел несколько пожалеть), и выиграть пари оказалось единственным шансом вернуть её. Вот так начинаются приключения героя в попытке обыграть Отца Лжи на его же поле.

Приключения получились занятными. Роман — крепкая смесь готики, магического реализма, авантюрных приключений, приправленных добротным черным юмором, он близок по духу с некоторыми произведениями Нила Геймана, читается легко и с удовольствием благодаря хорошему языку и качественному переводу. Начало ироничное, местами довольно смешное. Но это первая половина романа. Затем, после некоторого «провисания» сюжета и ряда совершенно лишних эпизодов, роман перестаёт быть смешным, юмор уступает место всё усиливающемуся напряжению, происходящее становится уже не таким и смешным, появляются элементы «хоррора». В финале автор возвращается к ироническому стилю начала романа, но всё равно драматические события, произошедшие в романе, не отпускают и уже не дают воспринимать роман как юмористический. Да и сам финал не слишком удался на мой взгляд — он получился скомканным, «притянутым за уши» и не совсем понятным(как для меня). Слишком большая амплитуда настроений на протяжении романа не пошла ему на пользу.

Однако, в целом — весьма занятное произведение, достойное прочтения, жаль что следующие части цикла не удостоились перевода на русский...

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Владимир Владко «Седой капитан»

xdma, 21 ноября 2019 г. 13:59

Очень достойное произведение для своего времени.

В центре сюжета — трагическая история жизни и борьбы талантливого изобретателя и бунтаря в вымышленном мире, но в котором откровенно подразумевается Испания в период правления Франко и революционная борьба в ней. Я прочитал это роман в школьном возрасте и был так впечатлён драматизмом книги, что в течении нескольких лет пару раз перечитывал её.

Однако через некоторое время до меня дошло, что сюжет романа «Седой капитан» — абсолютный плагиат истории про капитана Немо от Жуль Верна, и наглость советского писателя меня просто восхитила — наверное он рассчитывал что в СССР не многие будут читать Жуль Верна. Но благодаря тому что роман был действительно хорошо написан, а проникнутый советской идеологией, он «на ура» воспринимался во времена СССР, когда большинство жителей страны верило идеям социализма, а теория мировой революции воспринималась чуть ли не с восторгом.

Но тем не менее этот роман был один из тех первых фантастических произведений, с удовольствием прочитанных мною в детстве, благодаря которым я полюбил жанр фантастики на всю жизнь.

Отзыв и оценка роману — на основе детских впечатлений о романе, сейчас я бы не осилил его и тем более не посоветовал бы никому его читать.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Лайон Спрэг де Камп «Королева изгоев»

xdma, 21 ноября 2019 г. 13:23

Очень слабое, просто провальное произведение хорошего автора. Электронная версия, которую я читал, отличается плохим переводом и массой ошибок. Это сильно повлияло на восприятие этого небольшого романа.

Действие происходит на далёкой планете. Человекообразные гуманоиды на очередном витке развития (точнее регресса) пришли к социальной формации, очень напоминающей пчелиный улей. В них сформировались три категории — работники, трутни и королевы, отличающиеся не только по своим функциям в сообществе, но и по половым признакам. Т.е. в этом гуманоидном сообществе сформировалось три пола. Прибытие на планету экспедиции землян является катализатором для давно назревавших противоречий в этом мире. Не взирая на принцип невмешательства, земляне оказываются втянутыми в борьбу внутри гуманоидной системы и способствуют приходу серьёзных изменений.

Идея романа выглядит интересно, но реализация не выдерживает никакой критики, она просто ужасна. В этом произведении плохо всё — невразумительно описаны сам мир и его обитатели, логика зачастую отсутствует, психологические и физические метаморфозы, произошедшие с обитателями мира совершенно немотивированные, притянуты за уши в угоду сюжету и выглядят невероятно наивно и глупо. Язык романа убогий (возможно — вина переводчика и оцифровки), окончание невнятное и оборванное.

Я даже не понял, зачем я дочитал это произведение до конца, скорее всего в надежде, что автору к финалу удастся исправиться, а возможно просто из уважения к самому автору, Лайон Спрэг де Кампу.

Оценка: 3
–  [  2  ]  +

Лайон Спрэг де Камп «Отвергнутая принцесса»

xdma, 19 ноября 2019 г. 10:40

Ещё одна история о «попаданце» от Лайон Спрэг де Кампа, откровенный самоплагиат автора.

Современный автору человек, инженер Роллин Хобарт попадает в так называемый «двухмерный мир» — мир без полутонов и компромиссов, мир где нет плавных переходов между днём и ночью, между состоянием трезвости и опьянения и т.д.

Мир абсурдный, гротескный и довольно забавный. Однако автор уделил этому миру мало внимания, сделав акцент на юмор, в результате мир получился уж чересчур «двухмерным»(плоским).

Наш инженер попадает в забавный кавардак, сам того не желая, он становится героем. Он всячески пытается сбежать в свой родной Нью-Йорк 20-го века, но всё больше вязнет в этом странном мире, походу совершая всё больше героических поступков. В связи с этим жители «двухмерного мира» вначале просто хотят женить его на принцессе, затем выбирают его правителем объединённых королевств и в заключение — практически верховным божеством. Однако инженер благополучно избегает этой столь почётной (но столь нежеланной им) роли и оказывается в родном и привычном ему мире. Весьма остроумную и весёлую концовку автор всё же умудрился испоганить приторной финальной сценой.

Слабенькое произведение, спасает только приятный юмор автора.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Лайон Спрэг де Камп «Глаз Тандилы»

xdma, 14 ноября 2019 г. 11:03

Посредственный рассказик о приключениях одного придворного колдуна в процессе выполнения данного ему королём поручения. Действия колдуна полностью ломают коварные планы захватчиков.

Рассказ получился какой-то очень торопливый, скомканный, вроде чернового наброска. Интрига просто высосана из пальца

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— зачем было городить сложную схему — провоцировать короля на похищением камня, когда можно было бы этот камень просто тайно передать фаворитке короля. А появление в финале законного мужа фаворитки — предел идиотизма.

Спасает рассказ живой язык автора, со свойственной ему ненавязчивой ироничностью.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Лайон Спрэг де Камп «Кольцо тритона»

xdma, 13 ноября 2019 г. 23:02

Знакомство с творчеством Лайона Спрэг де Кампа продолжается. «Кольцо Тритона» — отличный роман в жанре приключенческого фэнтези. В отличии от многих произведений автора, здесь гораздо меньше юмора, роман более серьёзный. Однако порой явно присутствует ирония, иногда переходящая в социальную сатиру. Одно из лучших произведений де Кампа.

Принц Вакар Зу вынужден отправится на поиски «неизвестно чего, но очень важного». Он оказывается втянут в интриги богов, его путь лежит через множество стран, он постоянно оказывается в весьма затруднительных ситуациях, из которых выбирается благодаря собственной смелости и смекалке, а иногда — благодаря помощи совершенно неожиданных персонажей. В общем, принцу (и вместе с ним — читателю) скучать не приходится.

Персонажи романа яркие и запоминающиеся, страны, в которые попадает принц на своём пути — это яркий калейдоскоп своеобразных народов с их весьма странными обычаями, порой просто забавными, но чаще — просто абсурдными, дикими и даже жуткими. Чего стоит одно только королевство с обезглавленными жителями. Иногда вспоминается «Приключения Гулливера» Свифта. Мир романа очень занятный, он достоин более подробного описания, это один из редких случаев, когда хотелось бы немного большего объёма книги. Кульминация приключений принца получилась немного скомканная, но финал достойный и вразумительный.

Различного рода недостатков в романе конечно же хватает, но хочется их простить автору (и переводчику), всё-таки — классика жанра. Роман по духу близок к произведениям о Конане и имеет много общего с циклом «Новария». Да и мир очень напоминает вселенную Конана. Даже не совсем понятно, зачем автор начинал новый цикл с новым миром.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Лайон Спрэг де Камп «Королева Замбы»

xdma, 12 ноября 2019 г. 19:46

Ещё одно классическое произведение развлекательной приключенческой фантастики. Читается этот небольшой роман легко и с удовольствием, впрочем — так же легко и забывается...

Детектив Виктор Хассельборг в процессе выполнения высокооплачиваемого задания (поиска сбежавшей дочери богатого фабриканта) попадает на планету с названием Кришна со средневековым уровнем развития. Земляне придерживаются политики невмешательства в естественный процесс эволюции, введено строжайшее эмбарго на ввоз любых, даже самых простых технологий, ещё неизвестных жителям этой планеты. Однако среди землян находятся и такие, которые, в нарушение всех правил, желают использовать положение на планете ради своих интересов.

И вот наш детектив совершает путешествие по этому живописному и очень противоречивому миру, он попадает во множество забавных (и не только) ситуаций. Сюжет полон неожиданных поворотов и сюрпризов, задорный юмор присутствует практически везде, хотя иногда такое обилие юмора даже немного утомляет. Ещё в романе местами присутствуют весьма нелепые эпизоды и совершенно невнятные мотивации персонажей, перевод частенько озадачивает. Но из уважения к классике на это всё можно и закрыть глаза...

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Лайон Спрэг де Камп, Флетчер Прэтт «Дипломированный чародей»

xdma, 11 ноября 2019 г. 11:49

Этот небольшой цикл ироничного/юмористического фэнтези можно смело отнести к классике жанра, учитывая время его написания. Для многих современных читателей он покажется слишком примитивным.

В этом цикле несколько американцев, разносторонне развитых специалистов в области психологии, подводят научную основу под магию, создают формулы заклинаний и начинают перемещаться в различные миры, созданные фантазией людей — в миры литературные. Первым отправляется отправляется в путешествие психолог Гарольд Ши — энергичный искатель приключений. Он оказывается в водовороте событий, попадает в весьма занятные и опасные ситуации, но с честью выходит из них победителем благодаря своим уму, находчивости и образованности. Это первая повесть цикла. Во следующее путешествие Гарольд отправляется вместе со своим старшим коллегой. В третьем — путешественников уже больше, их приключения становятся всё более однообразными, диалоги всё более длинными и скучными.

Цикл написан легко, с приятным юмором, речь персонажей весьма колоритна. Впрочем — иногда даже чересчур. Речь великанов и гоблинов в первой повести, благодаря «стараниям» переводчика превратилась в какой-то раздражающий кошмарный уличный суржик.

В общем, для ознакомления с циклом (и чтобы не портить о нём впечатление) вполне достаточно прочитать первые две повести.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Джон Браннер «Действо на планете Иан»

xdma, 9 ноября 2019 г. 21:28

Роман «Действо на планете Иан» — это неторопливое повествование о контакте землян с инопланетной цивилизацией, об взаимоотношениях между очень разными культурами двух цивилизаций, о стереотипах мышления, которые крайне сложно преодолеть. Немногочисленные земляне, проживающие с позволения аборигенов на планете Иан, многие годы безуспешно пытаются разгадать загадку древних артефактов, разбросанных по всей планете. Аборигены планеты намного отстают технологически от землян, они не то сами не понимают значение этих артефактов, не то эта тема вроде табу для них. Однако их образ жизни притягивает отдельных землян. Весьма неожиданная разгадка тайн планеты Иан приходит вместе с пониманием неизбежности планетарной катастрофы. Финал трагичный и печальный, он подталкивает к философским размышлениям о цивилизации, её эволюции и смысле этой самой цивилизации в масштабах Вселенной. Однако объяснение происходящего показалось мне несколько скомканным и не слишком вразумительным.

В итоге — интересный и красивый роман, с пасторальной, прямо таки гипнотической атмосферой декаданса, загадочности и обречённости. Атмосфера романа у меня вызвала ассоциации с циклом «Обречённая Земля» Вейнса и «Умирающим светом» Мартина.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

К. У. Джетер «Оружие смерти»

xdma, 7 ноября 2019 г. 10:08

Жанрово-тематический классификатор на 80% безбожно врёт и этот текст совершенно не для любого возраста!

Я решил прочитать это произведение потому что небольшой цикл «Доктор Аддер» относят чуть ли не к классике киберпанка.

Это небольшая постапокалиптическая повесть, полная извращённой жестокости, безумия, подавляющей суицидальной обречённости, она имеет мало общего с киберпанком.

Человек по имени Леггер движется по пути своего предназначения, совершенно не понимая этого самого предназначения. С ним путешествуют ещё несколько странных людей с непонятными целями и побуждениями. Они движутся по развалинам цивилизации в Северной Америке, по опустевшему, одичавшему и совершенно безумному миру. К такому состоянию мир пришёл в результате экспериментов над психикой людей, проводимых корпоративной элитой, одержимых маниакальным стремлением манипуляции сознанием людей. Повествование отрывистое, невразумительное, диалоги зачастую истерические и бессмысленные. Объяснение происходящему начинает появляться только к середине повести, и то отрывками. Относительное понимание происходящего образуется только к финалу. Финал довольно неожиданный и безумный, как, впрочем, и вся повесть.

Читать повесть тяжеловато, порой откровенно неприятно, усугубляется это плохим переводом и плохим качеством электронной версии книги. Тем ни менее какой-то извращённый интерес заставил меня дочитать повесть до конца.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Джосайя Бэнкрофт «Рука Сфинкса»

xdma, 6 ноября 2019 г. 11:40

После прочитанной с большим удовольствием первой книги данного цикла сразу же преступил к чтению второй книги.

Мои опасения по поводу продолжения сбылись. Второй роман был прочитан с меньшим удовольствием чем первый. Язык романа по-прежнему хорош, автор по-прежнему приоткрывает завесы над одними тайнами и тут же подкидывает новые. Путь героев романа по-прежнему непредсказуем и полон неожиданностей, зачастую весьма неприятных. Мир остался всё таким же странным и порой откровенно сюрреалистичным, персонажи, с которыми встречаются герои, всё так же колоритны и непредсказуемы.

Но таких сильных впечатлений, как от первого романа, уже нет. Во-первых — героев стало несколько — это сам Сенлин и его пёстрая команда из 4 человек. Повествование начало скакать от одного персонажа к другому, что уменьшило интерес к чтению. Во-вторых — роман ещё больше наполнился размышлениями и переживаниями, теперь уже не одного Сенлина, а целых пяти человек. И, наверное как следствие — улетучился драматизм, эффект сопереживания, который возникал в процессе чтения первого романа. Да, драматизм в романе вроде бы присутствует, но он уже не находит отклика в читателе. Повествование стало более вялым, взаимоотношения героев забуксовали на месте, что начало вызывать откровенное раздражение и скуку. Если первый роман держал в напряжении за счёт драматического поиска Сенлином своей пропавшей жены, то во втором романе становится ясно, что этот поиск утратил смысл, движется чисто по инерции и грозит стать бесконечной чередой приключений в невероятно огромном и причудливом мире Башни. Читать о приключениях вроде бы и интересно, однако эти самые приключения становятся всё более «притянутыми за уши»(приключения не ради сюжета а ради самих приключений) и повествование заметно скатывается к заурядному графоманскому сериалу, размером с саму гигантскую Башню.

В общем — нельзя сказать что сам по себе второй роман цикла плох, но как продолжение первого романа — это разочарование, несколько портящее впечатление о первой книге. Вряд ли буду читать продолжение (которое, впрочем, ещё не переведено).

Оценка 7 завышена, из уважения к первому роману цикла.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Джосайя Бэнкрофт «Восхождение Сенлина»

xdma, 31 октября 2019 г. 15:29

Джосайя Бэнкрофт — совершенно незнакомый для меня автор. И я неожиданно получил большое удовольствие от чтения этого его романа.

Классифицировать этот роман сложно, да и не обязательно. Множество жанров переплетено в нём, так же как в мире Вавилонской башни причудливо переплетается западная и восточные культуры, имена, названия...

Застенчивый, педантичный и весьма наивный деревенский школьный учитель Том Сенлин вместе с молодой женой Марией отправляется в свадебное путешествие на экскурсию в Вавилонскую башню, начитавшись путеводителей и прочей рекламы. Он считает это место сосредоточением культуры и науки и давно мечтает совершить это путешествие. С момента прибытия всё идёт не так как он представлял себе — вокруг Вавилонской башни простирается огромный хаотичный Рынок(своего рода — чистилище), происходящее там совершенно не соответствует путеводителям и вообще представлениям о этом месте. Он тут же теряет в людских водоворотах свою молодую жену. И приключения начались...

Основная линия сюжета — поиск учителем своей жены. Он входит в гигантскую башню и весьма медленно продвигается по ней. Мир Башни угнетает каждого попавшего туда. Он огромный, давящий, странный, часто просто безумный и — весьма жестокий. Персонажи, встречающиеся на пути Сенлина очень живописные, порой — даже гротескные. По мере своего продвижения он узнаёт истории этих персонажей и получает разрозненные отрывки знаний о самой Башне. Параллельно, в виде небольших ненавязчивых флэшбэков автор рассказывает о самом Сенлине.

Колоссальный мир Башни затягивает и поглощает людей и их души. Все персонажи, с которыми сталкивается Сенлин, имеют свою тайну(двойное дно), и все они являются узниками Башни, независимо от своего положения в ней. У Сенлина складываются с ними весьма сложные и неоднозначные отношения. В процессе продвижения по Башне меняется и сам Сенлин. Его наивность и идеализм быстро растворяются, представления о мире меняются, меняется его поведение и действия. В тоже время он всячески стремиться сохранить свою человечность, хотя это не так уж просто в окружающей его среде. Трансформация Сенлина выглядят реальной и мотивированной.

Автор умело поддерживает интерес к повествованию, он постоянно подкидывает новые загадки, иногда даёт весьма неожиданные разгадки некоторым из них, события романа часто принимают непредсказуемый поворот и принципиально новую интерпретацию. В романе достаточно размышлений, в нём явно просматриваются философские и религиозные аллегории. Это не вредит повествованию, напротив — добавляет происходящему дополнительные оттенки.

Окончание романа — это всего лишь окончание одного их многочисленных эпизодов драматического путешествия Сенлина.

Язык романа очень хорош, так же как и перевод. Автор описывает происходящее ярко и убедительно, часто с лёгкой, ненавязчивой иронией, с головой погружая читателя в атмосферу романа, заставляя его сопереживать происходящему. Юмор в романе очень хорош и уместен, он не даёт повествованию скатиться в заурядную «чернуху».

Сразу же начну читать следующий роман цикла, очень хотелось бы что бы автору хватило мастерства и фантазии достойно продолжить историю. Огорчает что третий роман цикла ещё не переведён.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Абрахам Меррит «Семь шагов к Сатане»

xdma, 29 октября 2019 г. 11:43

Этот роман, написанный около 100 лет назад и сегодня читается с интересом.

Сюжет — ныне уже классически. Ужасающий злодей, практически — монстр, невероятно умный и моментами даже обаятельный, умело манипулируя людьми, добивается невероятного могущества. Его манипуляции основаны на доскональном знании человеческой психологии и своим дьявольским жестокости и коварстве. Для усиления эффекта он создаёт вокруг себя ореол мистического ужаса и называет себя Сатаной. Главный герой, от имени которого идёт повествование — специалист по древним ценностям и авантюрист, попадает в поле зрения этого злодея и с помощью сложной комбинации становится его пленником. Сюжет прямолинейно ведёт главного героя через сложнейшие испытания и безумные приключения, он пересекается с различными, весьма своеобразными людьми, естественно, находит свою любовь и участвует в победе над злодеем. Финальная сцена убивает наповал своей глуповатостью и сильно портит впечатление о романе. И всё же несмотря на простоту и шаблонность сюжета, частому отсутствию объяснений и мотиваций происходящего, множеству откровенно наивных моментов и ляпов, роман очень атмосферный и читается на одном дыхании.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Абрахам Меррит «Корабль Иштар»

xdma, 27 октября 2019 г. 11:34

Достойный приключенческий роман, написанный около 100 лет назад, классика фэнтези.

Кентон, современный автору человек, по каким-то загадочным обстоятельствам попадает в замкнутый мир, созданный шумерскими богами как полигон для своих бесконечных противостояний. Только сражаются и гибнут в этом противостоянии обычные смертные, различными способами втянутые в игры богов. Кентону отведена значительная роль в происходящем, которую он исполняет в меру своих возможностей и своего мировоззрения. Его окружают весьма живописные персонажи, однако про самого Кентона вообще ничего не рассказывается. Мир романа мрачноватый, порой гротескный и сюрреалистичный. Приключения соответствуют канонам жанра, финал романа бурный и даже трагичный.

Язык романа красочен, перевод вроде бы неплохой, но с периодическими «ляпами». Я читал книгу в электронной версии — она оказалась очень плохого качества, с множеством ошибок. Эти факторы затруднили чтение и подпортили впечатление от романа.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Йен Макдональд «Дом дервиша»

xdma, 27 октября 2019 г. 10:45

Отличный роман, который трудно отнести к какому-либо конкретному жанру. Да и не нужно пытаться его «классифицировать» — нужно просто расслабиться и погрузится в его атмосферу. А атмосфера романа великолепна — знойная, пряная, лениво-расслабленная и в тоже время пронизанная неуловимой тревогой. Читатель как бы неторопливо плывёт по улицам Стамбула, переходя из одного времени в другое, разглядывая как яркие картинки различные истории, касаясь судеб множества людей. И незаметно все эти пёстрые лоскутки складываются в цельную картину, каждый эпизод имеет своё место и значение в полотне романа. Незаметно скрученная пружина интриги мощно и драматично распрямляется в финале.

Из недостатков следует отметить некоторую затянутость повествования и перевод, который желает лучшего.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Эрик Фрэнк Рассел «И не осталось никого…»

xdma, 24 октября 2019 г. 22:25

Повесть — в некотором роде пацифистская утопия, очень гуманная и оптимистичная. Но в тоже время совершенно слабая, пафосная и наивная до глупости. Необычное утопическое общество с ещё более необычными утопическими взаимоотношениями на проверку оказывается не более чем идеализированным, упрощённым до предела (или до идиотизма) деревенским вариантом капитализма. Читается повесть легко, но осадок остаётся неприятный, как будто читал не фантастику, а простенький и уже порядком устаревший политический памфлет, где важна только идея и совершенно не требуется никакой оболочки, формы. Как памфлет — очень хорошо, как фантастика — увы, никак ...

Оценка: 5
–  [  11  ]  +

Марта Уэллс «Отказ всех систем»

xdma, 24 октября 2019 г. 21:51

Небольшая повесть (или — большой рассказ), очень слабенькая, даже как развлекательное чтиво ...

Повествование от лица ... охранного бота о том, что происходило на затерянной планете с группой исследователей в процессе этих исследований. Хотя ничего особого тут нет — ни мира, ни мотиваций, только ряд грубо набросанных штампов, бестолковые диалоги и беспрерывные размышления охранного бота («киллербота» — так претенциозно назвал он сам себя). Размышления с намёком на интригу, тайну, которых так и не появилось до конца повести.

«Киллербот» взломал сам себя и отключил модуль контроля себя самого. Теперь он способен самостоятельно размышлять и принимать решения. Более того — он даже начинает испытывать некоторые эмоции (насколько это возможно для робота). Но всё это совершенно не приветствуется людьми, и несчастный ГГ вынужден скрывать свою изменённую сущность и постоянно изображать из себя бездумного исполнительного бота, чтобы не подвергнуться перепрограммированию. Такое положение вещей ввергает «киллербота» в хроническое уныние. Одна радость — фильмы, которые он качает при любой возможности. Меня озадачило увлечение бота бесконечными телесериалами, наверное таким образом автор решил подчеркнуть его развивающуюся «человечность» и близость по духу американскому обывателю.

Данное произведение очень похоже на небрежный черновик, к тому же ухудшенный переводом. Особо удивляет что оно удостоилось наград, неужели сейчас всё настолько плохо в литературе ...

Оценка: 4
–  [  5  ]  +

Клайв Стейплз Льюис «За пределы безмолвной планеты»

xdma, 29 сентября 2019 г. 08:24

Этот небольшой роман — фантастическое произведение начала 20-го века, с присущими тому времени достоинствами и недостатками.

Филолог Рэнсом похищен двумя малосимпатичными учёными и доставлен на одну из планет Солнечной системы. Там он знакомится с необычным миром и с его ещё более необычными обитателями. Это путешествие полностью изменяет представление Рэнсома о мироздании.

Роман очень наивный для жанра фантастики, можно даже сказать что это — фэнтези. Читать довольно интересно, мир и обитатели планеты Малакандры описаны весьма красочно. Но путешествие на планету и приключения на ней — это только форма(оболочка), в которую автор вложил свои религиозно-философские размышления о природе и устройстве мироздания. Представления автора базируются на традиционном христианском мировоззрении, но гораздо шире его. Автор размышляет о роли и значении человека в масштабах Земли и Вселенной. Размышления зачастую наивные и схематичные, часто страдают идеализмом, но они предназначались скорее всего неискушённому читателю того времени и придираться к этому нет смысла. Так же как нет смысла критиковать практически полное отсутствие научно-технической составляющей романа. Роман явно был очень хорош 80 лет назад, но для нынешнего времени он слишком прост и наивен, он имеет определённое сходство с «Путешествием к Арктуру» Линдсея, но заметно слабее.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Джин Вулф «Песнь преследования»

xdma, 27 сентября 2019 г. 11:30

Странная повесть, впрочем — в духе Д. Вулфа. Читается она с интересом. Это небольшой эпизод ... непонятно чего. Человек, потерявший память, непонятно как оказавшийся в не слишком понятном ему мире, начинает практически безнадёжную погоню за объектом о котором он ничего не знает, но предполагает, что там он узнает что-либо о себе самом. Повесть драматическая, напряжённая, мир в котором оказывается герой — это мир холода и снега, он очень суров и порой очень жесток. Живущими в этом мире существами управляет лишь инстинкт выживания и больше ничего. Но не всё так запущено — постепенно главный герой (явно более высокоразвитый, чем окружающие его существа), притягивает к себе существ, которым стало тесно в мире животных инстинктов. На пути героя (и вместе с ним — читателя) разбросаны крохотные кусочки мозаики, которые должны составить картину мира и истории героя. Но эти частички слишком крохотны, а финал слишком обрублен и картина мира никак не вырисовывается. Зато остаётся огромный простор для фантазии читателя, возможность придумать любые объяснения и любое продолжение истории. Но захочет ли этого читатель ? Уж очень короткое и не слишком вразумительное путешествие он совершил вместе с главным героем...

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Цезарий Збешховский «Всесожжение»

xdma, 16 сентября 2019 г. 22:55

Очень неоднозначное произведение! Безжалостная смесь апокалиптического киберпанка с фантастическим триллером, приправленная элементами ужастика, разбавленная приличной порцией безумия и замешанная на метафизике...

События стремительно разворачиваются в некоем мире, типа параллельном (или ещё как-нибудь) нашему. События преподносятся отрывками, количество непонятной терминологии и аббревиатуры просто зашкаливает, на множество вопросов ответов так и не последует... Суть происходящего ясна в целом, но в деталях разобраться непросто.

После информационного взрыва и тотального погружения мира в нанотехнологии и аналог современного интернета, люди зачастую перестают оставаться людьми. А затем, по не слишком вразумительным причинам, начинаются сетевые сбои, которые ведут к коллапсу. Семья олигархов пытается спастись в условиях захлёстывающего мир безумия, они укрываются в неприступном родовом замке.

Повествование ведётся от лица одного из членов этого семейства, неоднократно восстававшего из мёртвых благодаря сложнейшим технологиям, доступных его семейству. «Воскрешения» не проходят даром, в какой-то момент пропадает грань между событиями реальными и виртуальными, и вдобавок усугубляется различными психозами. Только любовь удерживает сознание от погружения во тьму. Да-да, именно любовь, которой, казалось бы уже не осталось места в этом бесчеловечном распадающемся пространстве.

ГГ становится свидетелем глобального распада окружающего мира и участвует в его финальном разрушении.

Повествование весьма запутанное, местами перемешанное с горячечным бредом и подробно описанными жестокостями.

Пару раз возникало желание бросить чтение. Однако желание узнать чем всё это закончилось брало верх и, пролистывая местами целые страницы, я всё таки добрался до финала. Финал оказался драматичным и не слишком вразумительным, но, к моему большому удивлению, в тоже время — светлым и оптимистичным.

Книга эта с мощным предостерегающим посланием, но по форме она весьма непростая для чтения и восприятия, иногда даже — неприятная. Возможно, нужно вначале прочитать рассказы из цикла «Рамма», чтобы облегчить восприятие данного произведения.

А аннотация, как и в большинстве случаев, врёт...

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Барри Хьюарт «Мост птиц»

xdma, 3 сентября 2019 г. 05:59

Приятное юмористически-пародийное, детективно-приключенческое фэнтези в ориентальном антураже.

События происходят в сказочном Китае первого тысячелетия до н.э.

Китайский деревенский юноша, от лица которого идёт повествование, находит очень колоритного и эксцентричного старого мудреца и отправляется с ним на поиски лекарства для спасения детей его родной деревни. Эта миссия протекает очень бурно и незаметно перерастает в миссию гораздо более масштабную и невероятно запутанную.

Язык романа лёгкий и красочный, персонажи выразительные и запоминающиеся. Поначалу беспрерывный поток стёба немного нагружал, но затем начало появляться больше серьёзных, драматических мотивов, закрутилась интрига. Концовка оказалась довольно неожиданная, весьма красочная и лирическая, в лучших сказочных традициях.

Из недостатков — сюжет имеет некоторые нестыковки, логика происходящего не всегда понятна, в тексте частенько встречаются различные неологизмы, плохо вписывающиеся в сказочную атмосферу древнего Китая.

В результате — достойный развлекательный роман.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Джефф Вандермеер «Борн»

xdma, 12 июля 2019 г. 14:03

Первое знакомство с этим автором получилось интересным.

Повествование романа неторопливое, оно ведётся от имени молодой женщины по имени Рахиль, живущей (а точнее — выживающей) в городе, разрушенном в результате всемирной техногенной катастрофы. Причины катастрофы не слишком вразумительны и подаются отрывками, вместе с воспоминаниями Рахиль о её прошлом. Мир разрушенного города очень локализован, иногда возникает ощущение что это единственный уцелевший обломок человеческой цивилизации. И эта «камерность» делает этот мир ещё более ужасным, лишая малейшей надежды выбраться из него. Мир безумный, невероятно жестокий и безжалостный, порой сюрреалистичный, наполненный невероятными существами, в котором людям уготована участь крыс. Рахиль живёт вместе со своим другом Виком в очень приемлемых для этого города условиях. Однажды она находит маленькое существо неизвестного происхождения и забирает его к себе. Рахиль называет это существо Борном. Борн очень быстро растёт и развивается, в скором времени выясняется что он способен менять форму, мыслить и разговаривать. Он невероятно любознателен, однако лишён традиционных человеческих понятий о добре и зле. Впрочем, все эти понятия уже в прошлом, им нет места в новом мире. Рахиль привязывается к Борну как к ребёнку, вся её нереализованная материнская любовь проявляется в этой привязанности. И ей приходится очень непросто — ведь сущность Борна весьма далека от человеческой и чем больше он растёт, тем больше это проявляется. Но вот парадокс — в мире, где большинство людей утратили свой моральный, так иногда и физический облик, существо по имени Борн оказывается наиболее «человечным». Окончание романа драматичное, но одновременно и обнадёживающее. Это не «хэппи-энд» — это просто шанс для выживших возродить человечество в «человечной» форме.

Роман написан сочным языком, мир постапокалипсиса описан детально и логично, он ужасает и подавляет своей реалистичностью. И в тоже время, при всей своей жуткой и безысходной атмосфере, роман полон любви и света. Вопросы, затронутые автором не имеют однозначных ответов. Роман имеет некоторые недостатки — некоторая вторичность сюжета, местами затянутые и однообразные размышления и эмоции Рахиль, слегка скомканный финал, но всё поглощается сильным впечатлением, остающимся после прочтения. Очень серьёзное и достойное произведение.

Оценка: 8
⇑ Наверх