FantLab ru

Все отзывы посетителя wintermute2.0

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Аластер Рейнольдс «Префект»

wintermute2.0, 10 сентября 2019 г. 20:57

Человечество смогло наконец-таки расправить плечи только в созвездии Эпсилон Эридана. Перед нами либертарианская утопия: пояс из сотен орбитальных сообществ всех сортов социального устройства практически без какого-либо надзора извне. Государством — ночным сторожем тут выступает военизированная организация Паноплия (в русс. переводе — «Доспехи», но мне такой вариант не нравится; непонятно зачем это слово вообще понадобилось переводить, — почему нельзя было использовать существующее в нашем языке заимствование?) — единственная задача которой обеспечить гражданам свободу голосования по общим для сообщества вопросам. И уже с этого момента с верой в правдоподобность происходящего у меня начались проблемы. С учётом временных рамок досветовых межзвёздных перелётов, совсем недавно отгремела война с местным коллективным разумом — боковой ветвью развития человечества. Перемирие довольно хрупко, подозрительность густо пропитывает атмосферу взаимоотношений. Тут же имеем космических торговцев, многие из которых особо не скрываясь промышляют натуральным космическим пиратством, чьи корабли могут нанести довольно ощутимый вред орбитальным обиталищам. Добавим сюда совсем недавно вышедший из-под контроля эксперимент по созданию ИИ с кучей жертв, фатальные последствия от которого едва удалось локализовать. А также обнаружение следов существования нечеловеческой высокоразвитой цивилизации с совершенно непонятными психологией и, соответственно, намерениями в отношении братьев по разуму. И отсутствие вооружённых сил у этого сообщества начинает вызвать серьёзные вопросы. Да, у Паноплии есть небольшой космический флот и некий запас оружия массового поражения, но нет ни ресурсов, ни тренированных профессионалов, ни, самое главное, доктрины для хоть какой-то разумной в данных обстоятельствах степени контроля за вверенной территорией. Масла в огонь подливает сам автор. Он никак не может определиться с функциями придуманной им организации: то мы максимально не вмешиваемся (следим только за беспрепятственностью волеизъявления) и оставляем охрану правопорядка местной милиции, то расследуем всё вплоть до убийств. Тут же вспомнился роман коллеги Рейнольдса по британской новой волне космооперы — гамильтоновская Сага Содружества, к которому у меня были примерно те же претензии. Но там хотя бы стагнацию и безмятежность человечества можно было оправдать тучными столетиями его бесконфликтного развития. Тут же в рамках десятка-другого лет после инцидента с взбесившимся ИИ, возникает практически аналогичная ситуация. И снова к этому никто оказывается не готов. Даже известная ещё в древности неспособность прямой демократии нормально функционировать в кризисной ситуации и единственный известный человечеству путь обхода этой проблемы выходит за рамки разумения могучих людей будущего, покоривших бездны космоса.

Вообще раздражающая атмосфера некомпетентности сил правопорядка пронизывает весь роман. От общего отсутствия контроля за производством оружия и средствами коммуникации (вплоть до невозможности установить грубую полную блокаду связи отдельно взятого обиталища), до банальной неспособности отладить процедуры внутренней безопасности даже у себя, типа мероприятий по охране доков или заключённых.

Всё это, на мой взгляд, следствие того, что роман написан как сценарий для голливудского фильма с обязательным включением характерных штампов и клише. Тут есть всё: страдания с заламыванием рук по поводу чудовищных преступлений против человечности, типа отключения населения от интернета и, как следствие, демократии, картонные диалоги наполненные взаимными похвалами от которых сахар хрустит на зубах, спасение в последний момент, и драматичное преодоление трудностей, созданных в результате совершенно нелогичного поведения самих персонажей. Рейнольдс, в ответ на вопрос о степени приверженности законам физики при построении сеттинга, говорил, что эти законы вполне могут быть принесены в жертву нуждам повествования. На мой взгляд здесь он пошёл дальше, — в полном соответствии с кинотропом «Rule of Cool» в жертву были принесены и законы здравого смысла.

Придя к такому заключению, дальше обсуждать неисчислимые нелепости сюжета нет особого смысла — поговорим о хорошем. Роман читается очень легко, персонажи симпатичны, повороты сюжета увлекают. Рейнольдс смог избежать тяжеловесности упомянутой выше Саги Содружества. Если вспомнить, что произведение написано в жанре космооперы, — да, приведённом в соответствие с духом времени (без грудастых блондинок в обтягивающих скафандрах и резиноголовых страшилищ из космических пучин), но всё ещё весьма сильно отдающим «бульварностью», — и не предъявлять к нему особых высоколобых претензий, вполне можно получить от чтения ощутимое удовольствие.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Питер Гамильтон «Содружество»

wintermute2.0, 18 августа 2019 г. 13:10

Цикл Саги Содружества — это на самом деле огромный роман, по техническим причинам разделённый на двое (столько страниц под одну обложку чисто физически не запихнуть).

С этой особенности и начнём. Гамильтон — графоман, один самых злостных на моей памяти, наравне, пожалуй, с Симмонсом. Первый том этого романа-эпопеи на самом деле 800-страничное вступление. Действительно важных для сюжета событий там едва ли 1%. Остальное это «вода». Гамильтон — писатель, в плане литературного таланта, крайне посредственный (я читал в оригинале — так что на переводчика не спишешь), описания у него получаются очень скучными и откровенно раздражают, отвлекая от сюжета. А местами и вовсе отрицательно влияют на восприятие текста. Например, слишком большие перерывы между событиями политической линии вынуждают возвращаться назад по тексту, чтобы вспомнить кто все эти люди. Описаны политики очень схематично, появление их в отдельно взятых сценах кратко, что не способствует запоминанию.

Для уменьшения чудовищного объёма книги и, как следствие, облегчения восприятия текста, было бы неплохо сократить количество сюжетных линий. Начать нужно с линии Марка, которую смело можно выкинуть совсем. Это совершенно самостоятельное чудовищно скучное произведение, лишённое каких бы то ни было значимых событий и практически никак не связанное с основным сюжетом. Единственную ценную сцену с эвакуацией можно с минимальными изменениями встроить в сюжетную линию Меллани. Линию Оззи можно сократить процентов на 90. Само по себе путешествие по разным мирам могло бы быть интересным. Но этому жанру как воздух нужны вкусные описания окружающей среды. А, как уже было сказано выше, автор их откровенно не тянет. Дополнительно безжалостно отредактировав остальной текст, можно было бы вместо огромного двухтомного бумажного кирпича, получить удобоваримый роман.

Небольшая интерлюдия: в начале 2го тома есть перечень действующих лиц. В характеристике некоторых содержится информация (указано кто является агентом врага), которая к этому моменту читателю не известна и будет раскрыта позже в самом тексте 2ой книги. Это такая странная авторская задумка или косяк издателя?

Теперь о правдоподобности, — здесь тоже есть за что поругать автора. Человечество фактически наобум открывает порталы в неисследованные секторы вселенной, точно зная, что инопланетный разум существует. При этом, допуская возможность того, что чужие могут быть настроены враждебно, не имеет вооруженных сил (за исключением охранных, по большей части полицейских, ботов в крупных городах). Даже когда становится ясно практически наверняка, что нападение враждебной цивилизации неизбежно, люди начинают сооружать исключительно космический флот. Наземная оборона ограничивается накрытием крупнейших городов силовыми полями. Ни боевых машин, ни авиации, ни тяжёловооружённых роботов, ни стационарных батарей, прикрытых мощным силовым полем. Населению даже массово не роздано оружие для организации милиции и не создано убежищ на случай прорыва обороны (которой толком нет), дав людям возможность продержаться до прибытия подкрепления (или попартизанить, для самых смелых), а командованию время для организации эвакуации. Партизан же засылают только после того, как планеты уже захвачены. Практически всё людское оружие и, самое главное, врата нуждаются в огромном количестве электроэнергии. Но у нас только (термо)ядерная энергетика. Имея возможность перебрасывать через пространство огромные корабли, человечество за сотни лет не додумалось организовать выкачку энергии из звёзд, забросив к ним спец. электростанции. Это бы критически усилило обороноспособность. Зато до этого, через буквально мгновение после разработки технологии гиперперехода, додумались праймы. Таким образом военная часть произведения, занимающая немало места, совершенно неправдоподобна.

Можно ещё поругать политическую часть. Чтобы не перегружать отзыв — буду краток. Здесь мы видим беззубую капиталистическую утопию. Социально-политический строй при взрывном развитии технологий фактически не претерпел за три века никаких изменений. В это не верится от слова совсем. Если очень хотелось написать такой огромный по объёму роман — вот чему нужно было уделить больше места и времени.

Неужели всё совсем плохо, тогда откуда такая оценка в конце? Признаюсь честно, я её завысил. Гамильтон практически искупает в моих глаза все недостатки своего творения, описанные выше, отличной работой в моём любимом жанре — ксенофантастике. И главные звёзды тут, конечно, праймы. Многие могут со мной не согласиться — мол, они тут выглядят неким клишированным абсолютным злом. Недоговороспособные, жаждущие уничтожить всё живое. Но, на мой взгляд, автор совершенно осознанно создал их именно такими. Гамильтон поставил задачу противопоставить два вида разумной жизни: постоянно терзаемое сомнениями, отягощаемое бессмысленно сложным (с точки зрения выживания) социальным устройством, идеалистическое человечество против ведомого биологическими императивами, заточенного под максимальную эффективность, до предела прагматичного коллективного разума. Нечто подомное мы видим, например, у Питера Уаттса в его Ложной слепоте. Праймы — не воплощение абсолютного зла, у них просто нет такого понятия. Если есть хотя бы минимальная теоретическая угроза их выживанию, она должна быть устранена. Это та самая «бессердечность» природы. Разум для них просто ещё один очень полезный инструмент (наряду, например, с когтями или зубами) в гонке к вершине биологической пирамиды, а не источник вредных для развития вида моральных терзаний. Люди именно так ещё совсем недавно «покорили» окружающую среду, обезопасив, насколько это возможно, своё существование и устранив препоны для своего развития как вида. Теперь же человечество из-за своих нравственных и социальных заскоков чуть не проиграло битву за выживание. Спас его только Бог из машины в самый последний момент. Когда мне стало понятно, что люди не хотят использовать оружие судного дня из соображений политкорректности, при этом ранее откладывали решающий удар до момента накопления достаточного количества кораблей и оставили свои планеты фактически без защиты, из-за тех самых политических соображений, даже возникло подозрение, что Гамильтон пишет сатиру. Настолько человечество описано карикатурно инертным, стагнирующим в своём развитии, потерявшим гибкость мышления и способность приспосабливаться к новым условиям.

Итого: в основном чрезмерно затянутый очень пресный текст, оживающий только под самый конец повествования. Единственный светлый момент — ксенофантастика и тема контакта. Если этот жанр вам не греет душу — смело снимите бал с моей итоговой оценки, а если не согласны с моими рассуждениями по поводу чужих выше, то и все два.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Майкл Суэнвик «Дочь железного дракона»

wintermute2.0, 16 августа 2019 г. 22:54

В рамках поставленной задачи перечитать «в оригинале» англоязычную литературу, которая оставила положительные впечатления в молодости, взялся в том числе и за это произведение. Моему разочарованию не было предела. Многие прочитавшие жалуются на то, что роман без надобности переполнен «взрослыми сценами», это не совсем так. Всё гораздо хуже — он переполнен скукой.

Сюжет до нельзя примитивен — в книге очень мало чего происходит (более-менее живые начало и концовка). Главная героиня большую часть времени пытается вместе с читателем изучить законы функционирования этого мира (в случае последнего — безуспешно, но об этом ниже). Само по себе это не приговор. Мы знаем произведения, которые выезжают за счёт интересных персонажей или (в случае фантастики) необычных миров. И тут мы должны вспомнить две особенности авторского стиля Суануика.

Первая особенность: все персонажи, помимо главных героев — не более чем схематично прописанные статисты. Тут всё как всегда у автора. Диалоги очень пресные, персонажи незапоминающиеся. Говорить особо не о чем.

Вторая особенность: острая неприязнь к экспонированию своих миров. Читатель должен упорно и желательно безуспешно искать глубинные смыслы сам. Задумка автора видна — из текста торчат уши психоанализа начала прошлого века сдобренного отсылками к европейской мифологии. Но из-за того, что система мира остаётся непознанной, желания, для примера, вспоминать из какого эпоса выдернуто то или иное существо или ритуал не возникает. Даже если вы пересилите себя и не будете умственно лениться и читать по-диагонали, более предсказуемыми законы этого мира не станут, а значит эмоциональных инвестиций текст всё-таки не заслуживает. Все эти эксперименты хороши у Суануика, когда он работает в малой форме. Например, в повести из этого же условного драконьего цикла — Urdumheim. В этом варианте синкретическая мешанина из разных религий и психологии не успевает надоесть.

Повествование всё-таки удаётся Суануику лучше всего, когда ему нет нужды растекаться мысью по древу. Путь Прилива спасала атмосфера, Вакуумные цветы — несформировавшийся авторский стиль, главным образом отсутствие будущей Второй особенности творчества (см. выше). Здесь же, кроме попытки деконструировать жанр, ничего заслуживающего внимания нет.

Книжку можно рекомендовать только начинающим знакомиться с многообразием фэнтази, для приобретения читательского опыта вида: «оно бывает и вот такое» — чувство новизны (как у меня при первом чтении) может породить интерес. А также любителям необычной формы (даже в ущерб содержанию).

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Майкл Суэнвик «Путь Прилива»

wintermute2.0, 27 мая 2019 г. 01:06

Роман распадается на череду оторванных друг от друга эпизодов, и вызывает ассоциацию с циклом рассказов, объединённых одним миром. Повествовательные лакуны между главами читателю предлагается заполнить самостоятельно. Это сильно ломает текучесть восприятия, т.к. с началом каждой главы, темп чтения естественным образом падает, — мозг занят домысливанием сюжетной линии на основании тех крупиц информации, которые автор скупо разбрасывает по тексту. Места действия, названия городов — всё проносится мимо маловразумительным калейдоскопом — мозгу не за что зацепиться, — без должной экспозиции для читателя всё это пустой звук. Сведения о мире произведения крайне фрагментарны: почему так устроен социум, из-за чего введены все эти ограничения на распространение технологий, какие астрофизические причины вызывают подобные регулярные катаклизмы на планете? Фантазия предлагает множество вариантов, но какой из них верный понять сложно. Да и характерная для фантастики новой волны картина звёздной экспансии человечества без порталов, червоточин и сверхсветовых перелётов — очень интересная сама по себе, здесь представлена в виде неоконченного наброска. А ведь это те вкусности, которые, на мой взгляд, обогащают произведение в жанре НФ. С большой натяжкой единая картина мира собирается только к концу романа. Из-за этого, например, глава, посвященная виртуальной реальности, становится крайне невразумительной. Она наполнена символизмом, смысл которого ускользает от читателя, — мы слишком мало знаем о реалиях вселенной произведения, чтобы его оценить. Правда в сваленных в кучу символах спрятано ружьё, и оно всё-таки выстрелит в самом конце, но только если вы обладаете способностью запоминать бессвязные на первый взгляд тексты. Но как это ружьё работает, мы так никогда и не узнаем.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(тут речь о просьбе Земли выпустить в океан чемодан и о возможной передаче спец. технологии, нужной для финального превращения)

Всё это приводит к тому, что мы частенько не до конца понимает о чём говорят персонажи. А между тем, автор, как будто насмехаясь, вводит в текст несколько сцен, где собеседники героя начинают экспонировать систему мира в диалогах, но это дело неизменно обрывается на полуслове чем-то вроде: «бюрократ перестал вслушиваться и ушёл в себя».

Сами персонажи здесь — просто ещё один элемент декораций. Так и представляешь себе главного героя в состоянии изменённого сознания, смотрящего на мир вокруг туннельным зрением, а где-то на периферии сенсорума едва слышится гул голосов попадающихся по дороге людей.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Даже когда в конце романа оказывается, что все кругом, от начальника до напарницы, использовали героя в своих целях, это не вызывает никаких эмоций.
Они просто статисты, с которыми у читателя не сформировалось по мере чтения произведения никаких эмоциональных связей. Единственные яркие пятна на этом фоне — истории, которые персонажи рассказывают. Здесь снова автор включает свой писательский талант на полную мощь. Непроизвольно возникает ассоциация с NPC из компьютерных ролевых игр: прибитые к полу автоматы по выдаче хорошо написанного текста.

Возможно в этом и была авторская задумка — смутить читателя, сообщив ему при этом ощущение сюрреализма происходящего? Автор явно хотел привнести атмосферу магического реализма в НФ, для чего были принесены в жертву многие ценные элементы жанра-реципиента. Если это действительно так, то с поставленной задачей он справился — сами по себе истории очень атмосферны. Всё это написано хорошим языком и наполнено образностью. При чтении, воображение рисует картины, сродни тем, что можно увидеть в какой-нибудь документалке о Луизиане в посткатринный период.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Да и концовка подтвердила подозрение, что казалось бы основная сюжетная линия-детектив, не такая уж основная, а всего лишь авторская «обманка». Да и ничего «магического» в местном реализме нет... Или всё-таки есть? Причастна ли Земля к метаморфозе бюрократа или это результат его собственного ритуала-пути? В чём смысл гамбита Земли с искусственным интеллектом и пустыми подарками (или подарок бюрократу не был пуст)? Ответов нет.

В общем и целом — любителям неординарной и местами постмодернистской НФ должно понравиться. Любители же получить ответы на все вопросы могут быть разочарованы.

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Макс Фрай «Чужак»

wintermute2.0, 16 июля 2018 г. 00:26

Немалая часть текста произведения состоит из цикличного описания приёма пищи главным героем и его коллегами-эвдемонитсами, нескончаемого потока комплиментов от последних, а также его эмоциональных переживаний по этим 2м поводам. После десятой итерации начинаешь читать всё это по-диагонали.

Основная же сюжетная канва в каждой повести бесхитростна и удручающе линейна. Главный герой, обёрнутый в броню Бога из машины, неспешно плывёт к финалу расследования мимо торчащих из кустов роялей. В конце — буря восхищения коллег, рукоплескания и всё новые превосходные эпитеты.

Все сюжетные ходы от основного его двигателя — бесконечной удачливости Макса, до простейшего — все обитатели другого мира разговаривают на его родном языке, объясняются не мудрствуя лукаво одной фразой: «Потому что Магия».

Манера речи Макса сильно раздражает. Так разговаривают люди, которым очень хочется показать себя непревзойдённым ораторам и им кажется, что всё, что для этого нужно — максимально витиеватая речь, местами присыпанная неуместным просторечием. Использовать этот приём пару раз в юмористических целях может и можно, но если делать это постоянно — герой становится, на мой взгляд, отталкивающим. Ещё труднее испытывать симпатии к человеку, который предпочёл граппу, которую он, по его же словам, не сильно любит, бельгийскому пиву.

Бесхитростный юмор несколько разряжает это напыщенную атмосферу. Как будто это что-то хорошее.

Город — важнейший элемент городской фэнтези — за пределами многочисленных трактирных сцен повёрнут к читателю спиной. Я тоже люблю трактиры, но в новом городе можно найти и другие, достойные упоминания, достопримечательности. Странно, что в столь многословном произведении, автор не посчитал нужным пожертвовать хотя бы парочкой из нескольких десятков трапезных сцен ради более вкусного описания города.

Итого имеем банальную историю попаданца, превратившегося, практически без каких-либо усилий с его стороны, из ничем не примечательного индивида в ровню лучшим представителям своей новой профессии. К сожалению, — очередное несостоявшееся произведение в потенциально интересном жанре детектива в декорациях городского фэнтези, испорченное явной ориентацией на невзыскательных подростков.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Питер Уоттс «Ложная слепота»

wintermute2.0, 1 марта 2017 г. 13:51

После первых страниц возникает мысль: «Только не это — опять «не такой как все» главный герой». Дальше больше — появление на страницах «твёрдого» НФ романа вампиров кажется совсем уж эклектичным. Создаётся впечатление, что всё это сделано чисто ради эпатажа. Но со временем приходит понимание, что данные сюжетные ходы служат вполне определённой повествовательной цели — анализа на примерах значения для носителя интеллекта эмпатии и социальной интеграции. Той же цели служат и остальные, казалось бы, набившие оскомину сюжетные ходы, типа классических киберпанковских ноток в описании без пяти минут трансгуманистического окружения героев. Но автор очень редко прямо указывает на связь фоновых элементов и основной линии повествования — читатель должен быть внимательным.

По своей сути это даже не совсем художественное произведение, а скорее сборник эссе на тему места интеллекта и сознания в эволюции; сложности конструкции ЦНС и проистекающей отсюда хрупкости сознания на примерах калейдоскопа нервных расстройств; дуализма живого от неживого. Сюжет и персонажи пасут задних на фоне простыни авторского текста. История, если вылить из неё всю эту «воду», может ужаться до масштабов повести. При чтении очень хочется обзавестись способностью героев отображать перед глазами в виде субтитров информацию из сети, необходимую для более глубокого понимания того, о чём говорит автор. Уоттс не держит читателей за ленивых дураков и не стесняется демонстрировать колоссальную исследовательскую работу, проведённую им перед написанием романа. Из запавших в память любопытных моментов, можно отметить косвенный анализ даже такой, на общем фоне, мелкой, но вполне насущной темы, как «интернет-спик» — в данном случае это своеобразное научное арго экипажа, состоящее из варваризмов, специфических неологизмов и аналога эмотиконов. Профессия главного героя как раз и состоит в том, чтобы переводить подобный «новояз» в человеческую речь, что он и делает для читателя, выступая рассказчиком.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
С основным посылом автора будет трудно согласиться. Идея о том, что сознание в отличии от интеллекта — это фактор мешающий развитию нашего вида, кажется уж очень радикальной. Сразу вспоминается старый анекдот про то, как врач призывает пациента отказаться от плотских утех для того чтобы прожить подольше, на что тот вопрошает: «А зачем так жить?». Жизнь без сознания представляется бессмысленной и скучной. Парадокс в том, что для носителя «бессознательного интеллекта» не будет существовать самих понятий смысла жизни и скуки. Автор не заставляет нас принимать на веру этот посыл — он просто предлагает нам мысленный эксперимент, базис которого опирается на множество научных работ. Над источниками своих идей Уоттс размышляет в приложении к роману, обильно снабжая текст ссылками. Поучаствовать в этом эксперименте, по-моему, однозначно стоит.

На мой взгляд, это эталонная ксенофантастика. Жанр требует максимального напряжения авторской фантазии, для того чтобы не получить очередной макулатурный боевичок с отвратительными чудищами, которым создатель даже не трудятся прописывать пристойную мотивацию, помимо желания просто уничтожать всё живое непонятно зачем. Или неоклассическую басню: у Крылова люди заменялись животными, у авторов эпохи «Золотого века НФ» — инопланетянами. При этом в обоих случаях ничего, кроме внешнего вида не менялось. Даже творцы с очень богатой фантазией страдали этим недугом (я на Вас смотрю, мистер Виндж). Если же сравнить произведение с более удачными образцами жанра, то приходит на ум нечто вроде « 'Свидание с Рамой' в стиле секс, наркотики, рок-н-ролл, от души добавить научпопа, не взбалтывать». Здесь пришельцы действительно «чужие» во всех смыслах: физиологически, психологически. Правда, в этом случае автора может снести в другую крайность — пожертвовав логикой законов естественного отбора, создать экстремально несуразных пришельцев, — лишь бы только максимально не похожих на людей. Опять же, это не тот случай — под все различия подведён серьёзный научный базис, и чужие остались биологически правдоподобными.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Из основного посыла романа вытекает весьма необычная причина для агрессии чужих — рассылка спама. Люди, как, судя по всему, единственный обременённый сознанием интеллектуальный вид, заполнили вселенский радиоэфир информацией не несущей полезной нагрузки, но при этом отнимающей время на расшифровку. Вторжение пришельцев — это всего лишь операция по удалению источника зловредного вещания.

Единственным минусом мне показалось несколько сумбурное завершение дуги развития главного героя. Финальный акт «очеловечивания» социопата прописан очень сумбурно.

Также, возможно, не всем понравится, что многие вопросы касательно природы пришельцев так и останутся без ответов. Но, на мой взгляд, это дань реализму: научные изыскания в столь сжатые сроки могут дать лишь фрагментарный образ объекта.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Майкл Суэнвик «Гинунгагап»

wintermute2.0, 23 февраля 2017 г. 23:37

В этом рассказе Суэнвик проецирует древний парадокс Корабля Тесея на несколько видоизменённую концепцию межзвёздных путешествий через червоточины.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Главная героиня, — человек с т.н. слабым образом тела не видит никакой проблемы в ситуации со своим копированием, тогда как куратор эксперимента считает, что её копии уже не будут нести оригинальную личность, и при данных особенностях технологии перемещения, участие в проекте будет означать для неё смерть. Она же контраргументирует тем, что человеческое тело непрерывно обновляется в ходе естественных биологических процессов, и таким образом ставит под сомнение само наличие здесь парадокса.

Традиционно для себя, Суэнвик не навязывает читателям какую-либо точку зрения, оставляя возможность для мысленного эксперимента.

Позже этот парадокс ещё не раз всплывет в произведениях как НФ авторов, так и авторов манги (можно вспомнить Ghost in the Shell) в контексте дилеммы, которая может возникнуть на постгуманистическом этапе эволюции человека.

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Вернор Виндж «Глубина в небе»

wintermute2.0, 6 февраля 2017 г. 00:38

Все плюсы и минусы предыдущего романа серии перекочевали сюда без изменений, но, к сожалению, последние здесь проявились несколько ярче.

Сначала о плюсах. Виндж не утратил своего визионерского дара. В книге традиционно много интересных идей. Теория о цикличности существования людских цивилизаций, отделённых друг от друга непреодолимыми в условиях невозможности достижения релятивистских скоростей расстояниями. Описание особенностей межзвёздной экспансии цивилизации кочевников-торговцев информацией и технологиями, которые служат хранителями знаний человечества и помогают восстанавливаться осёдлым обществам, пострадавшим от упомянутой выше цикличности. И даже такие мелочи как профессия программ-археолога, поддерживающего жизнь в звездолётах торговцев, находящихся в отрыве от цивилизации тысячи лет. Описание приключений одного из торговцев — первый из трёх пластов повествования. Это лучшая часть книги, остальные не так удачны.

Второй пласт, как и в первой книге серии — это ксенофантастика. Тут, к сожалению, окончательно находит подтверждение подозрение, возникшее при чтении «Пламени над бездной», что в этом жанре автор откровенно слаб. Достаточно поменять арахнидов на людей и мы получим занудное описание технической революции ХХ века. Тут Винджа как будто подменяют — ни каких тебе оригинальных находок, ни интересного описания мира — очень скучно и затянуто.

Третий пласт — интриги и партизанщина на орбите мира арахнидов. Столкновение двух очень разных человеческих цивилизаций само по себе интереснее унылой ксенофантастики. Здесь так же есть любопытные авторские находки. Преодоление ограничения зоны на разработку ИИ, особенности жизни на небесном теле с малой гравитацией, предусмотрительность тысячелетнего ГГ. Но повествование очень неспешно — действия очень мало, герои в основном не спеша ждут развязки. Да и мотивация главного злодея очень странная, что не добавляет плюсов.

Это по прежнему очень интересное с точки зрения богатства авторских идей произведение, главным минусом которого является его явная затянутость. Тому, кто как и я, в основном читает научную фантастику ради логично воплощенных интересных авторских находок, книжка настоятельно рекомендуется к прочтению. Тем же, кто ищет закрученного сюжета и глубоко прописанных героев, книга понравится вряд ли.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Джон Кэмпбелл «Кто ты?»

wintermute2.0, 3 февраля 2017 г. 11:56

Завязка повести поражает воображение. Группа учёных у Южного магнитного полюса Земли обнаруживает очень ценный для науки объект — вмерзший в лёд корабль внеземного происхождения. Для того чтобы проникнуть внутрь, они не придумывают ничего лучшего, чем использовать термит для плавки льда рядом с обшивкой из неустановленного им материала, в процессе корабль уничтожая, т.к. обшивка оказывается из магниевого сплава (тут порадовал переводчик Зарахович, изобретя таинственный «магнезиевый сплав», — очевидно кодекс гильдии переводчиков запрещает искать неизвестные слова в словаре). Профессионализм исследователей радует несказанно. Дальше больше. Найдено тело пассажира корабля. Исследователи, снова проявляя себя крепкими профессионалами, притаскивают образец неизвестного науке биологического вида в необорудованное для этих целей жилое помещение (по словам переводчика Зараховича, соревнующегося в профессионализме с книжными исследователями, это вообще палатка, в Антарктиде!). Возникает спор между биологом экспедиции, требующим немедленного вскрытия, и некоторыми участниками экспедиции. Кстати, зачем нужен биолог в экспедиции к Южному магнитному полюсу? Даже в 1938 году, когда была написана повесть, было известно, что жизни там нет. Это сейчас, когда мы знаем о подлёдном озере в его присутствии есть резон, но не в 1938. Но поверим на слово, что он в экспедиции необходим. Какой нормальный биолог из 20 века будет исследовать неизвестный, потенциально опасный биологический образец в жилом помещении, к тому же совершенно для это не оборудованном? Это же не натурфилософ эпохи Возрождения. Организм имеет внеземное происхождение, о его физиологии и биохимии не известно ровным счётом ничего, — научные теории, построенные на исследованиях только земных форм жизни, могут быть неприменимым в данном случае. Соответственно вся контраргументация биолога о невозможности, с точки зрения науки, передачи возбудителей болезни от столь отличного от нас существа может пойти псу под хвост. Эта элементарная мысль придёт ему в голову только после побега твари. В конце концов, образец может быть безнадёжно испорчен при исследовании в ненадлежащих условиях, как это случилось с космическим кораблём. Вариант оставить существо замороженным или оттаять его в формальдегиде, а затем передать на большую землю для исследования в более подходящей среде отметается под совсем надуманным предлогом. Допустим, что биолог одержим славой первооткрывателя и не считается с гигантским риском. Тут должен вмешаться руководитель экспедиции (автор описывает нам его как прирождённого лидера). Но этого не происходит.

Эта же бредятина перекочевала и в фильм «Чужой», несомненно позаимствовавший завязку из данной повести.

Вся остальная история состоит из цепочки неверных логических умозаключений от членов экспедиции, пока, наконец, один из них не приходит к верному решению по выявлению чужих. Никакого детектива тут нет, т.к. автор не показывает читателям почти никаких событий на базе и очень скупо описывает поведение действующих лиц, он просто под конец демонстрирует правильный ответ.

Единственным положительным аспектом произведения, при наличии у читателя богатого воображения, можно считать атмосферу людского страха и подозрительности в условиях отрезанной от большой земли станции.

Повесть, без сомнения, выглядела очень самобытно в 1938 году, но на сегодняшний день из-за своей сюжетной надуманности, она, как мне кажется, не достойна дифирамбов. И такая всенародная любовь к ней остаётся для меня загадкой.

Оценка: 5
–  [  9  ]  +

Вернор Виндж «Пламя над бездной»

wintermute2.0, 26 января 2017 г. 14:41

Книга имеет две ярко выраженные сюжетные линии.

Первая — попытка рядить фэнтези сюжет в одёжки космооперы. Тут есть все ключевые сказочные составляющие: древнее зло, избранный с выдающимися «магическими» способностями, божественная помощь избранному, оружие древних, только с помощью которого можно победить зло и дорожное приключение. Третий закон Кларка в действии. С этим, например, связана профессия одной из героинь — прикладная теология — дисциплина по изучению трансцендентных цивилизаций.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
По ходу чтения возникли забавные аналогии с фильмом «Пятый элемент». Замените древний ИИ на Сферу Зла, трансцендентного Старца на мондошаван, Фама на Лилу, древний антивирус на 4 элемента и готово.

Виндж выдающийся визионер. Мир «Зон мыслей» построен на любопытной концепции изменения особенностей технологического развития пангалактической цивилизации под влиянием изменения физических законов при удалении от гравитационного центра галактики. Но автор не водит читателя за ручку, вываливая на него простыни текста с пояснениями механики работы его вселенной, и ломая при этом плавность повествования. Все сведения читатель должен собирать по крупицам по ходу чтения — цельная картина мира сложится у него только ближе к середине книги. Виндж не отбирает у аудитории возможность открывать его мир самостоятельно.

Вторая сюжетная линия — типичная история «попаданцев». Да, она не лишена находок, типа необычной физиологии обитателей планеты и связанных с ней особенностях психики или привязанной к ней системы счисления, но во всём остальном — это набившая оскомину история людей будущего оказавшихся в раннем средневековье. Виндж не показывает нам практически никаких интересных нюансов развития материальной культуры существ столь отличных от людей — всё те же замки, метательные орудия, плоты и т.д. Помести героев в земное средневековье и менять в окружении ничего не понадобилось бы. Это часть истории затянута и не так увлекательна, как космическая ветка сюжета.

Отдельным очень интересным по исполнению и содержанию пластом повествования идёт добродушная пародия на Юзнет. Эпиграфами к главам служат теории и догадки пользователей его галактического аналога о природе разворачивающегося перед ними апокалипсиса.

История, рассказанная в книге, сама по себе не очень оригинальна и не вызывала бы интереса, если бы не качественный антураж с массой находок, в который автор её поместил. Книга больше для таких как я любителей необычных миров. Она скорее всего не понравится людям, ждущим от романа оригинального закрученного сюжета и запоминающихся героев.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Майкл Крайтон «Затерянный мир»

wintermute2.0, 22 января 2017 г. 14:53

Все ключевые точки сюжета книги точно повторяют сюжет предшественницы. Такое самокопирование очень необычно для автора уровня Крайтона — книга глубоко вторична. Из-за этого, элемент триллера (самая сильная сторона первой инсталляции) напрочь утерян.

Сюда перекачивал и основной недостаток оригинала. По прежнему основным сюжетным инструментом является наплевательское отношение ИнДжена к своим финансовым вложениям, в которое совершенно не верится.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Продавая на аукционе копеечные ПК, компания не потрудилась вывезти с острова дорогущие генные секвенсоры, суперкомпьютеры и геотермальное оборудование, оказавшиеся очень важными для повествования. Тут же, как и в первой части, экономия на персонале. Но на этом острове, в отличии от первого, где ветеринар был всего один, их нет вообще — про прионные болезни никто ничего не знает. Тем не менее о них внезапно осведомлён математик Иан.

Очень странным выглядит прямые отсылки автора к недостаткам своего предыдущего творения устами своих персонажей, типа подслеповатости тираннозавров или неправдоподобности, показанной нам в первой части, фабрики по производству динозавров. Этот непонятно зачем нужный приём сильно ломает эффект погружения в атмосферу произведения.

Единственными достойными внимания моментами являются размышления автора над проблемой вымирания и любопытная ситуация с особенностями поведения искусственно выведенных высокосоциальных животных. Больше в этой книге ничего интересного нет.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Майкл Крайтон «Парк юрского периода»

wintermute2.0, 22 января 2017 г. 13:53

Книжка построенная по достаточно стандартной для крайтоновского технотриллера схеме. Выбирается относительно новая для человечества технологическая отрасль и начинается пугание последствиями безответственного отношения занятых в ней учёных к результатам своей деятельности. Тут под каток попала генетика.

Как триллер это наиболее удачное произведение автора. До момента прибытия главных героев в парк умело нагнетается напряжение нарастающим количеством свидетельств таинственного мероприятия. Затем напряжение умело поддерживается каскадом непредсказуемых проблем уже в самом парке и состоянием непрерывной опасности для ГГ. Хорошим штрихом являются эпиграфы к главам с описанием проявления своих непредсказуемых свойств комплексной системой. Видно биологическое образование автора, технологии описаны с подробностями и очень наукообразно.

Как поучительная история о опасностях безответственного использования новых технологий, роман откровенно слаб. Неприятности, которыми нас пугают в книге, вызваны не учёными, а недальновидными владельцами парка.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Все проблемы в парке произрастают от странного желания владельцев многомиллионного предприятия экономить на персонале. При наличии достаточного количества ветеринаров за несколько лет работы в парке они бы точно заметили немалое количество молодняка, а при регулярных медосмотрах животных (как неоднократно нам сообщают герои, стоимость которых исчисляется миллионами долларов) заметили бы изменения половых признаков у некоторых из них. Странное нежелание следить за состоянием своих гигантских денежных вложений. Системных администраторов в парке тоже нет. Как осуществлялась приёмка сложной компьютерной системы тоже загадка, если её никто даже толком перезагрузить не может. Вся эта надуманность заставляет с ухмылкой относится к потугам автора на морализаторство об ужасах новых технологий.

Загадочные намёки и умничанье Иана выглядят смешно. Ничего особо сложного в анализе ситуации нет, никакая теория хаоса тут не нужна, ситуация достаточно универсальна для многих сфер человеческой деятельности — сложную систему пытаются контролировать не прилагая к этому особого старания и не привлекая специалистов. Что, впрочем, математик в конце концов и декларирует, разрушая свои же потуги запутать ситуацию.

В итоге имеем крепкий триллер со слабеньким смысловым наполнением.

Оценка: 7
⇑ Наверх