FantLab ru

Все отзывы посетителя lammik

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Кир Булычев «В куриной шкуре»

lammik, в 18:41

Кора Орват прибывает на планет Дил-ли для расследования убийства уроженца планеты Ксеро профессора Гальени и тут же становится жертвой покушения. К счастью для Коры после взрыва её голова успешно отрывается от тела, что позволяет медикам далёкого будущего столь же успешно пересадить мозг Коры в тело Гальени-папа — вдовы убитого профессора.

Довольно милая вещица, только оказавшись в теле гигантской курицы Кора Орват наконец-то начинает работать мозгами. В предыдущих произведениях цикла она этим не отличалась. Неожиданно вообще ни разу не упомянут Сталин, а я уж думал, что он в цикле так же обязателен как комиссар Милодар и сама Кора. Концовка заставила вспомнить «Сердце Ангела».

Подводя итоги, хочу сказать, что если бы весь цикл был похож на «В куриной шкуре» настроением, остроумием и лёгкостью восприятия, то его можно было бы отнести к творческим удачам.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Кир Булычев «Покушение на Тесея»

lammik, позавчера в 16:57

Агент Кора Орват по поручению комиссара Милодара отправляется в виртуальный круиз, чтобы спасти жизнь Тесея, он же принц Густав с планеты Рагоза. В виртуальной реальности Коре встретятся с детства знакомые персонажи — Медея, Ясон, Ариадна, царь Минос и кентавр Хирон. Вот только всё будет совсем не по-детски.

Сразу становится ясно, что цикл о Коре сбивался на скорую руку. Кора больше не воспитывалась в интернате как в «Детском острове» и даже не училась в Суриковском институте как в «На полпути с обрыва». Ведь «Покушение на Тесея» написано раньше.

Роман невероятно затянут, большую его часть занимает пересказ мифов о Тесее и об аргонавтах. Читать реально скучно. Казалось бы, как сюда вставить Сталина и Берию? Да легко, ведь они тоже грузины как Медея. Ну или грузинам нравится думать, что Медея грузинка, так точнее будет.

Есть у Кира Булычева вещи, которые по праву вошли в золотой фонд русской, не только фантастики, а литературы вообще. «Покушение на Тесея» же скоро забудут. Скажу больше, оно забывается уже через день после прочтения. По крайней мере для того, чтобы вспомнить как же звали рагозийского принца мне пришлось специально лезть в книгу. Ну а самая запоминающаяся сцена книги, которую теперь не расчитать, это, безусловно, покрытие кентавром Хироном коровы.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Кир Булычев «На полпути с обрыва»

lammik, 16 апреля 19:18

2094 год. Крым. Большая Ялта. Симеиз. Неподалёку от побережья действует портал в параллельный мир и комиссар Милодар отправляет Кору Орват туда на разведку.

Я уж думал, что хуже «Детского острова» в цикле ничего не встретится, однако ошибся и сильно. Во-первых, повесть полна ляпов, связанных непосредственно с существованием двух параллельных миров и течением времени в них. Но этим дело не ограничивается. Возбудителем чумы является не вирус, а бактерия. При этом вирус с характеристиками, описанными в повести, просто бы не сохранился — инфицированные помирали бы раньше, чем заражали следующих жертв.

Во-вторых, это если и антивоенная повесть, то она не против войны, а против военных. Чувствуете разницу? Все военные показаны агрессивными имбецилами, рвущимися к власти.

В-третьих, посыл у повести антисоветский, но поражает скорее другое — Кир Булычев откровенно не любит свою героиню, Кора Орват предстаёт перед читателем недалёкой пустышкой. И это при том, что сам Булычев называл её в своём роде «повзрослевшей Алисой».

Таким образом, с одной стороны читать сие можно посоветовать исключительно стойким поклонникам творчества Кира Булычева, с другой — именно им читать данную повесть будет особенно мучительно.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Кир Булычев «Детский остров»

lammik, 14 апреля 18:59

На Детском острове Интергалактическая полиция собрала загадочных сирот со всей Галактики, этаких «жуков в муравейнике», где их усиленно исследуют, а то как бы чего не вышло. Однажды ночью одна из воспитанниц пропадает. Поисками занят комиссар Милодар, курирующий остров.

Не думаю, что Кир Булычев разочаровался в жанре фантастики. В ком он разочаровался, так это в читателе. В одной из своих статей он прямо пишет, что в пору перестройки писатели-фантасты думали, что вот теперь, в отсутствие цензуры, они развернутся, завоёвывая прилавки милионными тиражами. А читатель взял и стал сносить с развалов весь западный трэш с полуголыми девицами на обложке. Разочарование понять можно. А вот можно ли понять появление «Детского острова»? Тут каждый решает сам. Написана книга довольно простым языком, небольшими предложениями, но если в «Алисе» подобный стиль был оправдан возрастом аудитории, то «Детский остров» явно не для детей, постоянно поминаются лишение невинности, аборты, выкидыши, из девушки-акробатки делают чучело и это не фигура речи. Но и эротика описана как-то нелепо и неказисто. Для примера

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ангельская улыбка играла на алых губах князя Вольфганга дю Вольфа. Розовые щечки блестели, словно намазанные кремом. Голубая шевелюра была тщательно завита. Князь задумчиво гладил актрису по попке, размазывая мед. Все в комнате пропахло хорошим цветочным медом. Князь дю Вольф был лжецом, равного которому еще не рождала Галактика. С ним надо было быть настороже.

При этом в этот сюр писателю удалось вставить ещё и триаду «Сталин, Берия, Гулаг». Непонятно для кого всё это писалось. Детям — рано, подросткам — скучно, взрослым — удивительно, в том плане, что непонятно, что же случилось с любимым писателем. Хотя для них он оставил маячки из предыдущих книг — Галактический центр, Паталипутру и даже Великий Гусляр. Но этим слабым лучикам ностальгии никак не пробиться сквозь густую мглу разочарования.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Роберт Ибатуллин «Роза и Червь»

lammik, 10 апреля 11:06

В сентябре 2295 года жизнь на Земле была практически уничтожена атакой из космоса. Человечество, заметно сократившись в численности, разделилось на космиков и наземников. И вот теперь, в конце XXV века, старинный враг опять дал о себе знать. Смогут ли люди отразить новый удар и останутся ли людьми после этого?

Начинал читать с некоторым опасением. С одной стороны — «Отечественная книга года» от «Мира фантастики», с другой — отзывы насчёт того, что «так пишет десятиклассник Вася». Прочитал — не пожалел, премия заслуженная, при этом «от Васи», точнее «для Васи» в тексте тоже много всего. Так ведь книгу и читают не только те, кто слышал про Ферми с Кориолисом.

Теперь по порядку. Если отвлечься от научной терминологии, то книга очень напомнила произведения Вадима Панова: несколько сюжетных линий, много действия, голые женщины опять же. Но при этом у автора не получилось чётко эти сюжетные линии свести к финалу, что Панов делает на раз, женщины просто голые, а у Панова с ними зачастую производят всяческие непотребства разной степени весёлости. И, наконец, юмора нет вообще, ну или моё чувство юмора совсем не совпадает с авторским.

Читается всё это весьма увлекательно, среди клубка чужих идей попадаются родные и оригинальные. За техническими подробностями прячется некоторая психологическая ущербность персонажей, но Роберт Ибатуллин вполне её осознаёт и даже позволяет себе самоиронию в конце книги.

Замечены элементы политической сатиры: Иделистан с рабами и халифом, династию которого контролируют и создали космики, царство свободы Зелёный мост, который, если копнуть глубже, оказывается олигополией, пастораль русских княжеств, утонувшая в далёком прошлом.

О чём хочется пожалеть, так это о том, что у автора не возникло шлейфа последователей и эпигонов. «Роза и Червь» так и осталась одинокой звёздочкой на фантастическом небосклоне наших дней. И даже сам автор не пожелал продолжить движение в русле твёрдой НФ. Труден этот путь и неблагодарен. Видимо, гораздо легче и полезней для кошелька расписывать приключения очередной попаданки в магической академии на станции «ВДНХ».

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Север Гансовский «Побег»

lammik, 6 апреля 13:30

Жил-был Стван. Вокруг практически коммунизм, бесплатное питание, жильё, уже 55 лет никто никого ни разу не ударил. Казалось бы, чего ещё нужно. Но нашего Ствана что-то грызло, мешало наслаждаться всеми благами развитой цивилизации, раздражало всё вокруг. И вот, чтобы избежать стванового асоциального поведения, был он отправлен в далёкое прошлое — в кембрийскую эру, где не то что людей нет, жизнь ещё даже не вышла на сушу.

Три путешествия в прошлое, три этапа становления человека. В кембрии Стван принимает себя и ответственность за себя. В меловом периоде он смог ощутить своё единство с жизнью на планете. А в XVIII веке осознаёт себя частью человечества и принимает на себя личную часть ответственности за всех людей на Земле.

Три части, три куска мозаики и лишь собранные вместе они дают ярчайшую вспышку осознания, что вот именно за такие произведения мы и любим фантастику. И пусть кто-то будет высокомерно рассуждать о жанровом гетто, но именно они, эти книги, и заставляют увидеть и осознать красоту и безграничность человеческого Разума.

Почему не 10? Тут надо признать, что повесть всё же успела заметно устареть. Стван, насколько я посчитал, должен жить в 30-е годы XXI века, но мир, описанный в повести от нас всё так же далёк, как и в момент её написания. Более того, автор не предвидел развития информационных технологий, а ведь именно из-за невозможности попасть в музеи без очереди, недопуска в некий Дискуссионный клуб и тому подобного и страдает Стван. Информационный голод и невозможность самовыражения. Теперь вот такие стваны не мордобитием заняты, а атакуют разного рода форумы и тому подобные площадки в Сети.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Север Гансовский «... и медные трубы»

lammik, 5 апреля 20:54

Новый барин появился в Смаиловке. И, не откладывая дела в долгий ящик, принялся Степан Петрович Колымский реализовывать грандиозные планы начиная от устроения школы и заканчивая внедрением передовых технологий по аграрной части. И всё бы хорошо, да вот только каждому овощу своё время. Народ знает о чём говорит.

Очень стильно написанная повесть, при чтении получаешь удовольствие не только от сюжета, но и от самого процесса. Очень ловко, действительно мастерски, автор сводит слова в предложения. Повесть о «попаданце», написанная задолго до появления этого слова. История Ствана-Колымского с лёгкостью кладёт на лопатки целые книжные полки всей той попаданческой мути, что сейчас заполняет прилавки. Ну, за небольшими исключениями.

В «Медных трубах» и дух времени показан аккуратно, и, главное, чётко передано ощущение чужеродности пришельца из будущего. Единственное, что не понравилось, это повторение мифа о том, что « Потемкин же в качестве «главного командира Новороссии», кто «степи населил, устроил», распорядился художникам ставить на юге декорации городов и деревень — чтоб издали будто настоящие.»

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Север Гансовский «Побег»

lammik, 5 апреля 19:45

В обществе будущего Стван оказался несколько асоциальным типом и вместо того, чтобы наслаждаться достижениями цивилизации, всё больше ворчал о том, как всё вокруг несправедливо устроено. Для духовной перековки был отправлен в путешествие во времени с тремя, как потом выяснится, остановками. В рассказе «Побег» и описана первая часть этого путешествия — в кембрийскую эпоху. Один на всей планете, из противников только стихия, по преимуществу водная. В борьбе с ней Стван меняется, крепнет и не только физически.

Честно говоря, в отличие от «Медных труб» этот рассказ едва ли стоило выделять, он хорош только как часть прекрасной повести. Это как с ингридиентом салата. Едва ли кто-то будет есть варёную свёклу саму по себе, но вот в салате «Под шубой» она просто незаменима. Так и здесь. Недаром же все остальные отзывы на этот рассказ оказываются отзывами именно на повесть.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Борис Акунин «Алмазная колесница»

lammik, 2 апреля 12:42

1905 год. Началась русско-японская война, и Эраст Петрович Фандорин возвращается в Россию, забросив поиски сокровищ на дне морском. Фандорин решает помочь своей стране защитить уязвимый железнодорожный путь из Европы в Азию, жизненно важный для ведущейся кампании. Японцы тоже знают о важности железных дорог, и в Санкт-Петербург под видом штабс-капитана Рыбникова прибывает японский агент.

Роман имеет двухчастную структуру. Части плотно скрепляются небольшим эпилогом, но в целом по настроению они совсем не похожи друг на друга и Фандорин в них тоже разный, что и неудивительно, ведь прошло 27 лет.

Первая книга «Ловец стрекоз» пасмурна и пронизывающе холодна. Идёт война с Японией, по стране летают искры будущей Гражданской, то тут то там поджигая миропорядок кровавыми вспышками усобицы. Когда читал и перечитывал, все события представлял как в черно-белом фильме, хорошо хоть не дозвуковом. Акунин верен себе — в самом начале романа мы узнаем, что Зюкин и Энглунд, персонажи «Коронации» погибли в Цусимской битве. Отсылка к Куприну остроумна. Фандорин по-прежнему холоден и немного пунктирен. В целом получилась неплохая повесть про контрразведку в реалиях начала прошлого века.

Вторая книга «Между строк» совсем другая по настроению, вся пронизана Солнцем и даже если идут дожди, то они красиво называются сливовыми. Увлекательная дальневосточная сказка для взрослых, дарящая читателю чудеса полной мерой, все эти японские «дзюцу», что способны ошарашить не только молодого титулярного советника. Именно в Японии Эраст Петрович и стал окончательно тем, кем мы его знаем — настоящим космополитом, человеком мира, способным воспринимать разные культуры и находящимся при этом немного над событиями. А вот в «Между строк» Фандорин наиболее очеловечен, пусть повествование идёт и не от первого лица, но здесь ему ещё можно по-настоящему сопереживать, как любому молодому человеку, слегка запутавшемуся в чувствах, убеждениях и долге, но искренне желающему поступать правильно.

«Алмазная колесница» — лучшее из того, что написал Акунин, могла бы стать прекрасным завершением «Приключений Фандорина», но писатель решил не останавливаться на вершине. А с неё, как известно, путь только один — вниз.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Борис Акунин «Статский советник»

lammik, 26 марта 12:31

Революционеры, называющие себя Боевой группой, убивают генерала Храпова в поезде Санкт-Петербург — Москва. При этом убийца выдал себя за статского советника Фандорина. И теперь для Эраста Петровича становится делом чести поимка членов Боевой группы. Из столицы в Москву с той же целью направлен флигель-адьютант князь Пожарский.

«Статский советник» — это одна из самых удачных книг цикла о Фандорине и одна из самых удачных книг Акунина вообще. Автору удалось показать всю сложность картины русской истории на переломе веков, избегая однозначных трактовок и назойливого преломления событий через призму собственных политических взглядов. Жаль, что в дальнейшем эту способность он утратил.

При этом Фандорин в романе становится реально действующим лицом фактически под занавес. Да и то, как это ни парадоксально, выбирая действие через отсутствие оного. Но и без него в книге хватает ярких персонажей, пусть часть из них и являются марионетками.

Фильм тут скорее способен помешать правильному восприятию книги, хотя в нём есть весьма яркие роли. В любом случае, я рад, что ознакомился с романом до просмотра фильма.

Без обращений к прежним образам тоже не обошлось. По ходу чтения вспоминаются и Бриллинг из «Азазеля» и Ахимас из «Смерти Ахиллеса»

Ещё, как мне кажется, Фандорину просто бы не предложили место московского обер-полицмейстера ни при каких обстоятельствах. Он просто не создан для этой должности, и любой, хоть немного сведущий в администрировании чиновник, это бы легко просчитал. И дело не в обострённом чувстве достоинства, разборчивости и т.д., дело исключительно в том, что Фандорин — одиночка по жизни, абсолютно не приспособленный для руководства столь сложной махиной на втором по значимости посту в миллионном городе.

P.S. Совет смотреть фильм вместо чтения книги на Фантлабе выглядит как кощунство и никак иначе.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Борис Акунин «Любовник смерти»

lammik, 22 марта 11:34

Сенька Скориков рано осиротел, через какое-то время судьба занесла его в самый центр бандитской Москвы — на Хитровку. И вот в один прекрасный день Сенька ухитрился похитить у какого-то китайца-слуги узелок с зелёными бусами. Китайцем этим, а точнее конечно же японцем, оказался Масахиро Сибата, камердинер Эраста Петровича Фандорина. Жизнь Семёна Скорикова сделала потрясающий зигзаг.

Во-первых, нельзя не отметить, что «Любовник смерти» является частью дилогии. И тут нужно сказать, что у автора отлично получилось состыковать оба романа. И только прочтение двух книг помогает понять, что же такое «слон», коим в данном случае является фандоринский вояж в Москву 1900 года. Город дышит переменами, меняется транспорт, меняется искусство, меняются люди, в том числе и преступники. Нет, они не становятся лучшее и милосерднее, просто на смену налётчикам приходят такие, как Упырь. При этом Фандорин всего лишь мелькнул метеором, изменил к лучшему судьбы Маши и Сеньки и унёсся на «ковре-самолёте» прочь из родного города.

Во-вторых, Борис Акунин опять повторился. Читавшим «Левиафан» не составит труда вычислить Кладоискателя.

Подводя итоги, надо сказать, что «Любовник смерти» получился интересным и захватывающим романом с поиском сокровищ, тайнами уголовного мира Москвы, убийствами, переодеваниями и даже с развёрнутой, хоть и не до конца, картиной технического прогресса начала века. Подумать только, в «Азазеле» телефон Бриллинга ещё воспринимался как настоящее чудо.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Кир Булычев «Пустой дом»

lammik, 21 марта 13:25

Рассказ о том, как люди обманули природу. В очередной раз. Единственный момент, пару-тройку сторожей-хранителей на город всё же стоило оставлять. Ведь прилететь могли не только романтично настроенные земляне...

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Кир Булычев «Монументы Марса»

lammik, 21 марта 13:25

Несколько миниатюр о человеческом самопожертвовании во имя освоения враждебной планеты, совсем не приспособленной для жизни людей. И самым важным кажется последний памятник — Монумент Земли, той самой колыбели разума, о которой говорил Циолковский. Везде и всегда нужно помнить о корнях.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Кир Булычев «Жертва вторжения»

lammik, 21 марта 13:25

Рассказ стоило назвать «Вторжение похотливых похитителей мёртвых тел». Простая российская медсестра по уходу Лукерья Маратовна встаёт на скользкую дорожку Андрия Бульбенко, променяв Родину на любовь чужого организма. Но, к счастью, у землян есть профессор Минц. Не даст он свершиться злодейству, в него мы верим.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Кир Булычев «...Хоть потоп»

lammik, 21 марта 13:24

Очень жизненный рассказ. Да, учёные тоже люди и люди достаточно сложные. Далеко не все из них каждую минуту думают о благе человечества, так ведь так думать могут только карикатурные литературные персонажи советской фантастики ближнего прицела. Извините, в жизни всё сложнее. Суслин при всём при том фанатик науки, для которого даже собственная клиническая смерть — это всего лишь доказательство верности теории. Прорывы в науке делают именно суслины, а траубе успешно клеят студенток.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Борис Акунин «Любовница смерти»

lammik, 19 марта 20:38

Маша Миронова, романтичная провинциалка из Иркутска, прибывает в Москву. Из всех жителей Первопрестольной она знакома только с Петей Лелейко, который и приводит Машу, что теперь зовётся Коломбиной, в таинственный Клуб самоубийц. Вслед за Машей в Клубе появляется загадочный господин средних лет с седыми висками и характерным заиканием.

Атмосферный роман с поэзией и лёгким налётом мистики, который так до конца и не исчез, хоть и изрядно рассеялся. Параллели с циклом Стивенсона автор не скрывает, прямо упоминая последнего в тексте. «Любовница смерти» должна гораздо больше понравиться любителям Серебряного века и просто любителям и знатокам поэзии, но даже не будучи вхож в их число, я смог получить от книги немалое удовольствие.

Главная героиня, глазами которой мы и воспринимаем действие, несколько инфантильна для своего двадцатиоднолетнего возраста, так обычно себя ведут девочки лет 14-15. Ну да спишем всё на акселерацию.

Я могу понять некоторую недогадливость, явленную Фандориным в этой книге по части поиска злодея, хоть он-то здесь очевиден на этот раз как никогда. Законы жанра. Но вот то, что он второй раз попался на трюк с креслом после «Азазеля», так в это поверить решительно невозможно. Опять же, как можно перепутать водку с «царской водкой» — жидкостью жёлто-оранжевого цвета с сильным запахом хлора и диоксида азота, знает только Борис Акунин.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Борис Акунин «Коронация, или Последний из романов»

lammik, 17 марта 16:38

Май 1896 года. Древняя столица готовится к императорской коронации и Афанасий Степанович Зюкин, дворецкий великого князя Георгия Александровича, сделает всё, чтобы вверенное ему хозяйство работало как совершенный механизм. Однако после похищения злодеями сына Георгия Александровича механизм этот начинает разваливаться. В конце концов сломается и сам Зюкин.

Во-первых, для прочитавших «Левиафан» и «Турецкий гамбит», не составит особого труда вычисление главного злодея. Борис Акунин повторяется.

Во-вторых, создаётся ощущение, что Фандорин уже несколько поднадоел своему создателю. Иначе как объяснить его прямо таки вопиющую непроницательность в «Коронации»?

В-третьих, вся книга вполне заслуживает названия «Деградация последних из Романовых», ибо желание показать правящую фамилию в самом неприглядном свете так и лезет из каждой главы — по Акунину московский генерал-губернатор погряз в эгегействе, император — набожный тщедушный инфантил, императрица — жадная дура, а великие князья даже во время горя в семье озабочены величайшим вопросом, кому из них приходовать балерину.

В-четвёртых, авторская метафора прозрачна как вода горного ручья. Зюкин — это русский народ, который влюбившись во француженку и послушав англичанина, в конце концов прозревает и решает, что не на то что надо тратит свою жизнь, такая власть его никак не вдохновляет на служение.

Кстати, похоже, что дворецкий Фрейби со своим «Live your own life» — это такое alter ego автора.

P.S. Сейчас перечитываю «Алмазную колесницу». Борис Акунин не отступил от своей мрачной традиции,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
погубив Зюкина с Эндлунгом в битве при Цусиме.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Борис Акунин «Особые поручения»

lammik, 13 марта 16:30

«Особые поручения» я читал еще в 2001 году, но в отличие от остальных изданных на тот момент акунинских книг в памяти из этого сборника осталось совсем мало — приём на Воробьёвых горах, княжна Софико Чхартишвили, да московский маньяк, оказавшийся вдруг Джеком Потрошителем. Похожая история у меня во всей Фандориане только с книгой «Весь мир театр», из неё я тоже практически ничего не помню. Даже из в целом неудачной «Планеты Воды» осталось чёткое понимание сюжета. И вот сейчас, перечитывая «Особые поручения», могу сказать в чём проблема. Уж больно они похожи на что-то ранее где-то читанное, вот только с Фандориным. Причём Фандорин тут показан глазами Тюльпанова, а за этим фильтром обожания и благодарности никак нельзя прочувствовать живого человека.

Я, конечно, понимаю, что под «особыми поручениями» можно понимать что угодно, но уж больно фантастичной кажется ситуация, когда один Фандорин с малой помощью Анисия решает все московские проблемы от поимки маньяка до обведения вокруг пальца афериста.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Борис Акунин «Декоратор»

lammik, 13 марта 15:56

В Москве одно за другим происходят убийства женщин, совершённые со звериной жестокостью, по Первопрестольной начинают ползти чудовищные слухи, кресло генерал-губернатора заметно пошатывается, Эраст Петрович Фандорин начинает свой путь по следу маньяка...

Вторая повесть из «Особых поручений» служит ярким контрастом для первой. Весёлый мошенник Момус и зловещий маньяк Декоратор. По сути в обоих случаях Фандорин решает поступить по справедливости, беря на себя функции правосудия.

Видимо, для придания повести масштаба (всё же маньяк — это не всемирный заговор, не охота за баснословными сокровищами раджи и не убийство знаменитого генерала) Акунин вспоминает о Джеке Потрошителе. Но всё же этот приём выглядит несколько искусственным и притянутым за уши.

При этом автор продолжает убивать своих персонажей.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Анисий Тюльпанов не пережил «Декоратора» и даже несчастную Ангелину автор не оставит спокойно доживать в монастыре, чтобы убить её на исходе цикла

От повести остаётся ощущение некоего сочинения на заданную тему, мол, напишите как провёл весну 1889 года страшный московский маньяк и как его изловил Фандорин. Автор показывает — могу и про маньяка, извольте прочесть.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Борис Акунин «Пиковый валет»

lammik, 12 марта 10:46

Тяжела и безрадостна жизнь служащего Жандармского управления Анисия Тюльпанова. Служит он рассыльным, содержит старшую сестру-инвалида, денег вечно не хватает, перспектив никаких. Но однажды судьба Анисия делает неожиданное ускорение. Банда «Пиковых валетов» провернула афёру с продажей особняка генерал-губернатора Москвы Долгорукого и вот уже Анисий Тюльпанов становится ассистентом Эраста Петровича Фандорина. Теперь «валетам» не уйти.

Повесть стоит особняком о всём Фандоринском цикле. Здесь никого не убивают, не плетут сети заговоров, здесь даже Э.П. Фандорин не похож на себя, эпатажно проживая с чужой женой и не то чтобы душа в душу. Ловкий и дерзкий Момус Фандорину откровенно симпатичен. Он даже делится с мошенником каплей своего везения, вовремя появившись при весьма щекочущих нервы обстоятельствах.

Нельзя не отметить, что именно в «Пиковом валете» Борис Акунин впервые намекнул широкой публике на свою реальную личность.

К сожалению, ничего подобного в «Приключениях Фандорина» больше не встречалось да и в «Особых поручениях» «Пиковый валет» выглядит необходимым лишь для пущего контраста с «Декоратором».

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Борис Акунин «Смерть Ахиллеса»

lammik, 11 марта 09:58

Незадолго до возвращения в Москву Эраста Петровича Фандорина в номере гостиницы «Англия» при странных обстоятельствах умирает Михаил Дмитриевич Соболев. Врагов у Белого генерала всегда хватало, Фандорин приступает к расследованию...

«Смерть Ахиллеса» фактически завершает трилогию «Азазеля». Действие в романе происходит стремительно, с одной стороны — укладываясь в неделю, а с другой — в целую жизнь. При этом в ткань повествования вплетены шпионская линия, придворные интриги, бандитский мир Москвы, а для связки всего этого служат драки, погони, многочисленные убийства и даже любовная история (на этот раз не с Фандориным).

Первый раз, помню, роман проглотил за сутки. Поэтому, а также по молодости, и посчитал его одним из лучших у Акунина. Сейчас перечитал и впечатление несколько изменилось. Вот тут многие пишут, как они сочувствовали Ахимасу. Неужели? Неужели можно сочувствовать откровенному психопату только потому, что убивал он задорно и не без остроумия?

Ко всему прочему, Ахимас Вельде — персонаж даже не фантастический, а откровенно сказочный. Начиная с обстоятельств своего появления на свет. Как Борис Акунин, человек не чуждый Кавказу, представляет себе чеченку XIX века, спокойно крестившуюся, вышедшую замуж за чужака и при этом оставшуюся жить в Чечне? Да «дядя Хасан» добрался бы до папы Вельде быстрее любого Магомы. Я уже не говорю о том, что не может быть светлых глаз и волос у подобного метиса, законы генетики за эти годы не изменились.

При этом возникает ощущение, которого похоже автор и добивался, что на всю страну один Фандорин в белом. Остальные чиновники либо преступники похлеще хитровских, либо долго не живут. Как страна выживала без Эраста Петровича целых шесть лет?

Ну и затевался весь роман, очевидно, не ради описаний похождений наёмного убийцы, а чтобы показать, что нет преступника страшнее государства. К этой теме Акунин ещё вернётся в «Шпионском романе».

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Борис Акунин «Левиафан»

lammik, 8 марта 12:47

1878 год. Гордость европейского кораблестроения, детище англо-французского консорциума, теплоход «Левиафан» отправляется в своё первое плавание. У комиссара французской полиции Гюстава Гоша есть все основания считать, что на борту судна находится преступник, повинный в смерти десяти людей на улице Гренель в Париже. Преступник циничный, опасный и безжалостный. И самым перспективным подозреваемым оказывается молодой русский дипломат с седыми висками и лёгким заиканием...

Хорошо быть посмодернистским писателем! Берёшь антураж у Агаты Кристи, главного героя у Артура Конан Дойла, размещаешь всё это на «чуде техники» от Жюля Верна и вперёд! Не всё так просто, чтобы получившееся творение не стало литературным аналогом монстра Франкенштейна, нужно тщательно жонглировать словами, выдерживать взятый стиль и всё это в таком темпе,чтобы читатель даже и не думал останавливаться и рассуждать. У Бориса Акунина в очередной раз получилось. Когда читал в первый раз, то будто бы попал лет на 12-13 назад, когда собственно и знакомился с книгами упомянутых творцов. «Левиафан» меня буквально поглотил и отпустил только после закрытия последней страницы.

Сейчас, через 18 лет, восприятие несколько поменялось. И дело не в политике, её-то как раз в книге и нет. Взять хотя бы завязку.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Воспользовавшись как предлогом вспышкой холеры в Париже, злодеи вводят яд слугам Литлби под видом вакцины.
Пойдём по фандоринскому методу. Вакцина от холеры изобретена только в 1892 году нашим соотечественником Владимиром Хавкиным — это раз, даже сейчас в произвольно выбранном коллективе нереально убедить всех привиться, что уж говорить о XIX веке — это два, никогда два охранника не покинут охраняемый объект одновременно — это три. И таких вот нестыковок в романе можно найти при желании немало. На каком-то этапе Фандорин заявляет главгаду: «– Люди д-для вас – статисты, а статистов вы никогда не жалели.» Создаётся ощущение, что это для автора персонажи — статисты, которых не жалко. А хладнокровное умерщвление детей — это всё же запрещённый приём.

Финал романа, где Фандорину опять повезло, неправдоподобен, но оптимистичен. Фандорин обломал когти британского льва и что-то аналогичное сделал с французским петухом.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Борис Акунин «Турецкий гамбит»

lammik, 6 марта 13:53

1877 год. На Балканский театр военных действий к жениху прибывает Варвара Суворова, девица весьма прогрессивных взглядов. По дороге на фронт она встретится с русским волонтёром Эрастом Петровичем Фандориным. А в это время в расположении русской армии находится и отнюдь не бездействует безжалостный шпион турецкого султана Анвар. Удастся ли Фандорину вычислить врага, спрятавшегося под чужой личиной?

В классическом детективе злодеем обычно оказывается с виду безобидный товарищ, что с самого начала книги мелькает на заднем плане. Не то у Акунина, здесь ещё с «Азазеля» этим самым злодеем обычно является едва ли не самый симпатичный и интересный читателю персонаж, зачастую действующий не из банальной алчности, а с напрочь сломанной сверхидеей психикой.

При этом случай с сериалом, когда автор поменял одного шпиона на другого, практически не затронув скелет сюжета, чётко показывает, что детектив как жанр — это скорее литературная игра, к которой не стоит относиться излишне серьёзно.

С высоты сегодняшних знаний позабавила цитата из Фандорина: «– Если живешь в г-государстве, надобно либо его беречь, либо уж уезжать – иначе получается паразитизм и лакейские пересуды.» Является ли паразитизмом жизнь в другом государстве, но зарабатывание денег на эту жизнь в России, при условии, что государство Российское ты же и аккуратно поливаешь отнюдь не елеем при каждом случае?

Сам же роман отлично написан как в плане языка, так и в плане сюжета, персонажи выписаны аккуратно и объёмно. Жаль, что не все доживут до конца. Впрочем, в этом, отчасти, и фирменный стиль писателя. Тут пару книг пережить могут истинные счастливцы.

Плюс ко всему «Турецкий гамбит» способен пробудить интерес к истории у молодёжи, что немаловажно. Глядишь, и сквер у метро «Китай-город» будут знать в первую очередь по памятнику «Героям Плевны».

P.S. Почитал отзывы. Многие пишут, что вот какой нехороший Анвар предал родную Турцию. Хочу только напомнить, что Анвар не турок, Анвар — азазель и азазельство это всё, что он действительно может предать, но этим своим идеалам он как раз хранит верность до конца.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Кир Булычев «Глаз»

lammik, 6 марта 11:02

Этот рассказ совсем не про возвращение зрения незрячим людям. Просто однажды Борис Коткин смог поглядеть на себя и свою жизнь незамыленным взглядом, со стороны и то, что он увидел ему не понравилось. Однако, полагаю, Глаз тут ни при чём, он просто выступил катализатором распада «ячейки общества», ибо изначально она была обречена. Ну и ещё рассказ о том, что иногда стоит пожить в общежитии, чтобы затем не ломать себя ежедневно и ежечасно лицемерием и рутинной привычкой.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Евгений Филенко «Лягушечья кожа»

lammik, 6 марта 11:02

В дом престарелых, который содержится на деньги местного авторитета Калачова, попадает старик в тельняшке, начисто лишённый памяти и документов. За тельняшку его прозвали Капитаном. В том же городе Мухосранске Моисей Сайкин со товарищи исследуют таинственный материал умбрик. Однажды пути Капитана и Моисея пересекутся.

«Человек есть то, что он помнит». Я бы добавил — ещё и то, что о нём помнят другие. Потому некоторые люди и живут столетиями в памяти людской.

Философская повесть об осени жизни, о памяти, о родителях и сыновнем долге. Читается с лёгкой грустью и надеждой, при этом не лишена юмора. Даже не верится. что тот же автор написал «Галактического консула».

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Евгений Лукин, Любовь Лукина «Когда отступают ангелы»

lammik, 6 марта 11:01

В бригаде Миньки Бударина появляется новый резчик металла Гриша Прахов. В первый же день Прахов роняет лист металла. Производство, прямо скажем, опасное. И от греха подальше Прахова решили сплавить на шестой пресс. Вот только тем вечером неверная Наташка заняла скамейку, что Минька не без оснований считал своей. Так и началось противостояние одного простого рабочего и целого мира «ангелов».

Читал именно повесть «Разные среди разных». В повести кристально чётко показана разница между хаотично эмоциональными землянами и насквозь рациональным и взвешенным миром «ангелов». Прекрасно выписаны характеры Миньки, его мамы, Люськи, ребят из минькиной бригады. Все разные и одинаково хорошие люди. И на их фоне пришельцы — все одинаковые и при этом совсем не люди. Внезапно, да? При этом в поздних повестях Лукина, недавно прочитанных «С нами бот» и «Лечиться будем» нет вообще ни одного персонажа, которому хотелось бы переживать. Все настолько не симпатичны, что начинаешь думать, что «ангелы» победили, просто не справились с контингентом.

Правда, судя по финалу, и у пришельцев есть индивидуумы, которым можно себя «вести». Более того, они умудряются как-то группироваться и бороться за власть. Так что не всё, далеко не всё, там рафинированно и стерильно. Преступлений нет, похоже, только среди простых «ангелов» типа нашего Гриши, пожизненно следящих за какими-то трубками с жидкостью.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Кир Булычев «Чума на ваше поле!»

lammik, 6 марта 11:00

Елена Сидорова работала учительницей физкультуры в школе города Верёвкина. С мужем Елена развелась, одна воспитывала сына Борю. Но однажды случилась беда — Борис попал в больницу с диагнозом гепатит B. Тогда-то Елена и узнала, что сын её героиновый наркоман. Дальше в повести будет много всего намешано — коррумпированные чекисты, опасные вирусы, закат над Меконгом и любовь с тайским полковником. Закончится всё, как положено, мировой катастрофой.

Понятно, что Кир Булычев в конце 90-х жил не в безвоздушном пространстве и не мог продолжать писать исключительно оптимистичные повести о приключениях Алисы Селезнёвой, вот так и появился Верёвкин — город безысходности и страданий, нелепых смертей и нарастающего абсурда.

Как ни странно, «Чума на ваше поле» — это повесть о смысле жизни. Ведь именно его ищет Елена, отправившись в Таиланд, как та кета вверх по течению нерестовой реки. Вот только, как окажется, смысл был неправильный. Разве что остались ей воспоминания о хитром Наронге, теперь генерале, и звёздчатый сапфир как подтверждение того, что это всё был не сон.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Борис Акунин «Азазель»

lammik, 4 марта 15:51

Май 1876 года. Эраст Петрович Фандорин служит письмоводителем в Сыскном управлении в Москве. В Александровском саду на глазах у изумлённой публики стреляется студент Московского университета Кокорин. Вот только не всё так просто с этим самоубийством. К чему бы богатому наследнику столь резко обрывать свою жизнь? Эраст Петрович берётся за расследование...

Любимая книга Фандорианы. Первая и последняя, где Фандорин ещё наделён живыми чертами — любопытством, нерешительностью, верой в людей. После «Азазеля» появится машина для расследования преступлений с характерными чертами внешности и дикции. Раз — то, два — сё, три — ещё что-то. По сути тот, настоящий Эраст Фандорин, умирает в конце «Азазеля». А новому Фандорину сопереживать довольно трудно, он слишком крут. Помню своё первое впечатление в 2001 году, это было столь мощно, что я, прочитав всю книгу за один день, уже на следующий поехал в «Дом книги» на Новом Арбате и скупил всё остальное из Акунина. Слог, время действия, место этого самого действия, где всё столь знакомо — Александровский сад, Университет на Моховой, Камергерский, Дмитровка и т.д., закрученный сюжет, летящий вперёд и яркие выпуклые образы людей из прошлого. Всё это вместе взятое просто влюбляло в себя враз и надолго. И понадобилось множество книг из позднего Акунина, чтобы это чувство поугасло. Но вот сейчас перечитал «Азазеля» и оно вернулось вновь.

Сравнение с «Тремя мушкетёрами» имеет право на жизнь, тем более, что сам Акунин не удержался от подмигивания в эпизоде, где Зуров спрашивает у Фандорина, не увидел ли тот лилии на плече у Амалии. Кстати, именно Зуров, чем-то отдалённо напоминающий толстовского Долохова, заметно оживляет повествование, внося необходимый хаос в стройные авторские построения, где есть все необходимые по сюжету персонажи — роковая женщина, чистая любовь главного героя, гениальный злодей мирового масштаба, мудрый наставник и тот, «на которого никогда не подумаешь».

Собственно, «Азазель» — последняя книга Фандорианы, где я заранее не вычислил преступника. При этом роман можно перечитывать и каждый раз получать удовольствие, что для детектива, вообще говоря, едва ли не высшая похвала.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ольга Громыко «Киборг и его лесник»

lammik, 28 февраля 12:56

Лесник Североомлошского лесничества Евгений Николаевич, он же Женька, он же Леший, давно и безуспешно мечтал о киберпомощнике. И вот однажды старая мечта непримиримого борца с браконьерами сбылась, но не совсем так, как представлялось. И вот уже отважная команда из человека и кибера не только гоняет браконьеров, считает эндемиков и спасает зайчих и свиней, но и ведёт расследование загадочной смерти на местном озере...

Казалось бы, используя небольшой отрывок из рассказа «Грибная охота»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вблизи опушки лес действительно был исхожен вдоль и поперек: всюду натоптано, кусты помяты и местами удобрены. Из-под ног лениво расползались несъедобные и оттого вконец обнаглевшие поганки, а одна, подозрительно бледная, увязалась за грибниками, подбираясь все ближе, пока Ланс, не выдержав, не отвесил ей превентивного пинка. Полина стыдила недружелюбного «котика», пока компания не вышла на небольшую круглую поляну, в центре которой лежал, вяло шевелясь и пуская слюни на проплывающие над головой облака, крупный бритоголовый мужик в комбезе цвета хаки и высоких берцах. Рядом стоял так же одетый и такой же рослый и широкоплечий киборг в охранном режиме, который ничуть не мешал ему деловито уничтожать содержимое походной ссобойки. На комбезе переливалась голографическая эмблема «DEX-компани», но Тед все-таки дружески окликнул киборга: «Привет!»

– Привет, – неожиданно раскованно отозвался тот, в свою очередь скользнув взглядом по нашивкам ОЗК на одежде собратьев.

– С твоим хозяином все в порядке?

– Нет, – флегматично ответил киборг. – Его мухомор укусил.

– Так, может, ему помощь нужна?! – забеспокоилась Полина.

Киборг критически посмотрел на блаженно улыбающегося и разводящего руками мужика.

– Не похоже.

– Через три-четыре часа сам очухается, – подтвердил Дэн, сверившись с программой. – Но к тому времени провизия успела бы испортиться.

Киборг невозмутимо кивнул и продолжил обгрызать жареную куриную ногу.

едва ли можно много соорудить, да и сам рассказ выглядел достаточно проходным — Эдем, бабки, хищные грибы. Но Ольга Громыко сумела вытащить целую историю, которую можно смело назвать модным словом «броманс», начиная с весьма сложного знакомства через многочисленные приключения, спасение жизней и торжество справедливости. Персонажи, даже мелькающие где-то на периферии, прописаны мастерски. Правильный, но несколько диковатый Женька, которому в лесу гораздо комфортнее, чем среди людей. Не утратившая боевого задора и навыков Степановна во главе ватажки скучающих пенсионерок. Непосредственный начальник Лешего Григорий Борисович Полещук, которому приходится усиленно крутиться в условиях недостаточного финансирования. Многих охарактеризовать просто невозможно, избегая спойлеров. Вот как раз Джек получился достаточно типичным киборгом, в нём есть что-то и от Дэна и от Ланса. С другой стороны не зря же они одной модели.

Надо отдать должное Великой Белорусской Писательнице, ради достоверности ей пришлось довольно глубоко покопаться в тонкостях работы лесника — представителя той профессии, о которой большинство горожан имеет весьма поверхностное представление.

Ну и отдельное удовольствие для любителей мира «олухов» ловить в тексте рассыпанные отсылки к полюбившимся персонажам.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Алексей Иванов «Блуда и МУДО»

lammik, 19 февраля 21:16

«Блуда и МУДО» — это, безо всякого сомнения, роман о любви к малой родине. Не Костёрыч здесь главный краевед, а Моржов. Он планомерно исследовал родной город от маргинального Багдада до респектабельного Пикета, проникая в его обитательниц. Посредством пресловутого ОБЖ Моржов встроил в свой фамилион полгорода и Лёнчика он стёр с городской карты именно с целью очищения ковязинских пейзажей. Такой себе российский супергерой без трико, плаща и Альфреда, но трезво глядящий на себя «Я же весь картонный. На подпорках. Для социума у меня кодировка от алкоголизма, а для друзей пластиковая карточка. Для врагов — пистолет, для баб — виагра. Сам по себе я ничто.» и готовый действовать, исправляя кривую реальность.

Теперь понятно, когда дала ростки идея «Пищеблока» — «Я уже придумал, чем буду заниматься без работы, – заявил Щёкин. – Я стану серийным детским писателем. В моей чернильнице уже цикл романов. Общая идея вкратце такова. В наше время некий следователь получает доступ к секретным архивам КГБ, в которых хранятся дела о подвигах и гибели пионеров-героев времён брежневского застоя. Первое дело – о том, как пионерский отряд ценой своей жизни разоблачил проктолога-вампира.»

И опять, как и в «Комьюнити», Алексея Иванова подвело знание столичных реалий — « В гостинице «Украина» Моржов снял на всю ночь двух проституток и трахался с видом на Государственную думу, и все вокруг вдруг сразу поняли, что Моржов – очень успешный художник.» Из окна гостиницы «Украина» Моржов мог лицезреть исключительно Дом правительства, бывшее здание Верховного Совета. Государственная Дума находится на улице Охотный ряд.

Отдельное спасибо за Гершензона — «Береги честь смолоду, коли рожа крива!»

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Николай Свечин «Туркестан»

lammik, 13 февраля 19:38

Бывает так, что человек сбивается с пути, который уготовила ему Судьба, но та железной рукой возвращает путника на маршрут. Вот и Алексей Лыков, выйдя в отставку, решил стать мирным лесопромышленником, оставив где-то вдали душегубов, бомбистов, воров и прочий криминальный элемент. Однако, дела предпринимательские заносят Лыкова в Туркестан, где уже вовсю идёт Большая игра.

Собственно расследованию убийств русских поселенцев в книге, и без того небольшой, уделено довольно мало места. Зато писатель щедро делится со своим читателем историческими подробностями, погружая того в атмосферу верещагинских картин — штурм Геок-тепе, железнодорожное строительство, Большая игра, в коей всё так же «гадит англичанка».

К «Приключениям Лыкова» часто можно встретить претензии в духе «много энциклопедичности и мало детектива». Ну так это особенности авторского почерка, которые лично для меня являются достоинствами. Автор выбрал свой жанр и хранит ему верность. Про больницы и санатории это просто не к нему. Всё равно, что написать, почему мол Лыков не проник в гарем хивинского хана, не соблазнил там прекраснейшую из наложниц, а затем, убегая от разъярённых евнухов, не обнаружил в подвале Ходжу Насреддина с Авиценной, который уже открыл к тому времени эликсир бессмертия. И все вместе они на машине времени, подаренной Улугбеком Самаркандским отправляются ко двору Александра Македонского предупредить последнего, чтобы не пил что попало.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Николай Свечин «Тёмные всадники»

lammik, 8 февраля 14:09

Алексей Лыков возвращается из Нижнего Новгорода домой проездом через Москву. Неожиданно в поезде он замечает подозрительного пассажира, интуиция опытного сыщика не даёт закрыть глаза и ехать дальше. На станции Чулково надворный советник сходит с поезда и следует в ночи за опасным попутчиком...

Если в предыдущей повести сборника писатель много времени и места уделил историческому антуражу и пространным описаниям нижегородских реалий с привлечением известных персон от графа Витте до доктора Кащенко, то в «Темных всадниках» сплошное действие с минимумом отступлений — стрельба, погони. драки, любовная интрижка. При этом впервые на моей памяти в «Приключениях Алексея Лыкова» случился юмористический эпизод и это в повести про действительно страшные злодейства. На контрасте читается отлично.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Николай Свечин «Последняя выставка»

lammik, 7 февраля 21:33

XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка — крупнейшее событие поистине имперского размаха . И уж конечно, Николай Свечин не мог обойти его своим вниманием. Благо, происходила выставка в родном для писателя Нижнем Новгороде. Так надворный советник Лыков вернулся туда, где начиналась его сыскная карьера.

Первые две главы посвящены описанию собственно выставки, мероприятию грандиозного масштаба, куда со всех уголков империи были собраны свидетельства достижений набирающего силу капиталистического хозяйства. А там, где собираются много людей и денег, всегда найдётся некто, кто захочет помочь этим людям с деньгами расстаться. И хорошо, если речь идёт о торговцах, представителях гостиничного дела или рестораторах. Однако, тут как тут оказываются воры, мошенники и грабители. По-прежнему Алексей Лыков в работе полагается не столько на напряжённые умственные усилия в тиши кабинета, сколько на системную работу с осведомителями, психологическое давление на преступников и быстрые оперативные мероприятия. В повести автор сплетает, не слишком впрочем сложный, узел из убийства городового, гибели проститутки и мошенничества с продажей билетов на выставку, попутно показывая нам Российскую империю периода расцвета, совершившую гигантский скачок вперёд при «самом русском императоре».

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Вадим Шефнер «Небесный подкидыш, или Исповедь трусоватого храбреца»

lammik, 5 февраля 15:46

Серафим Пятизайцев в детстве спас «небесного подкидыша» Юру Птенчикова. В благодарность за это Юра открыл Серафиму свою тайну — он, Юра, прислан на Землю, чтобы познакомиться с культурой землян и по возвращении пополнить копилку знаний своей родной планеты. В рамках дружеской помощи Юра организует доставку Серафима на планету Фемида, где больше никто не живёт, ведь Фима так любит тишину.

Абсолютно бесполезно пытаться описывать содержание повести, Шефнера надо читать. В пересказе волшебство испаряется. Нужно только сказать, что в «Небесном подкидыше» присутствуют многие мотивы, ранее уже звучавшие в других произведениях Вадима Шефнера — ребёнок-инопланетянин («Человек с пятью не»), любовь к тишине у главного героя («Фиалка молчаливая»), бессмысленная контора со странным названием ИРОД, занимающаяся производством бесполезных и даже опасных изобретений («Скромный гений» и опять же «Человек с пятью не»). При этом текст украшают, как это заведено у автора, расставленные к месту четверостишия. А какая разница как действует СТРАХОГОН? Главное, что

«Я вам открою правду, так и быть,

И занесу в дальнейшем на бумагу:

Порой мы страх должны благодарить

За то, что он рождает в нас отвагу.»

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Алексей Иванов «Дэнжерологи»

lammik, 2 февраля 14:03

Очень сложно воспринимать две столь непохожие книги как части единого цикла. И если в «Псоглавцах» дэнжерологи действуют как чётко организованная структура с хорошим финансированием и широкими возможностями, то в «Комьюнити» дэнжеролог Дорн просто выполняет роль очередной жертвы, разум которой не выдержал впечатлений. В «Псоглавцах» налёт мистики слезает к аккуратно прописанному финалу, в «Комьюнити» же он постепенно заливает всё повествование плотным киселём, за которым уже и неясно, то ли это всё приснилось герою, то ли он просто двинулся рассудком, пересидев за смартфоном.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Алексей Иванов «Комьюнити»

lammik, 1 февраля 23:03

2011 год. Москва. Умирает ведущий разработчик Интернет-холдинга «Дикси». На похоронах топ-менеджер того же холдинга Глеб Тяженко замечает кенотаф Абракадабры — демона чумы. Отправив фото кенотафа в свое сообщество в сети «Дикси», Глеб запускает череду событий, где как в больном наваждении промелькнут чума, предательство, любовь, квартира в Раменках и куча модных брендов.

Простая как палка метафора «телеком — это чума нашего века, что захватывает город за городом, не спасётся никто». И хуже всех, конечно же, москвичам. Читалось как хроники сумасшествия. Собственно, и послевкусие осталось как от дурного сна. Если всё же не считать прочитанное сном главного героя, то поражает его незамутнённость при его то должности.

Второе, что удивило это странная фраза «приехали на Кубинку». Если что, то Кубинка не шоссе, допустим Кубинское, и приехать можно только в Кубинку. Станция метро «Коломенская» называется «Коломенским». Москвич не знает как пересесть с серой ветки на зелёную. И вот таких моментиков, заставляющих мигать табло «Не верю!» на периферии сознания довольно много.

Третье — уж больно много общеизвестных фактов про чуму, но ни разу не прозвучали слова «вакцина», «сыворотка», «антибиотики».

Само «комьюнити» совершенно неправдоподобное. То есть я могу представить. что эти люди собрались вместе каким-то случаем, но что не разбежались за первый же вечер, то это вряд ли.

Резюмируя, скажу, что Иванов попытался сыграть на поле Пелевина (даже прямая цитата присутствует — «солидный господь для солидных господ»), но вышло довольно неуклюже и нарочито. При этом полностью загублена идея о могучих дэнжерологах из «Псоглавцев» (один Ромыч чего стоит), здешний дэнжеролог совсем не впечатлил. Самозванец какой-то.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Алексей Иванов «Псоглавцы»

lammik, 30 января 16:23

Москва. Довольно мутный тип с фамилией Лурия организует экспедицию в Нижегородские леса с целью изъятия фрески из местной церкви, что в деревне Калитино. Подбор участников экспедиции выглядит не менее странным, чем её цель. Набирали их, пользуясь информацией из блогов ЖЖ. И вот по прибытию в деревню начинаются приключения с мистическим уклоном, где всё смешалось в бурном водовороте событий — зона, раскольничьи скиты, поисковые системы, любовь, смерть и едкий дым горящих торфяников.

Надо заметить, что от книги осталось довольно странное ощущение — она затянула в себя как в болото. Поначалу всё происходящее на страницах представлялось донельзя неуместным и надуманным. Сложно представить, что совсем не бедствующие молодые люди повелись на странное предложение странного человека, которое тот даже не сумел логично обосновать. Главный герой романа Кирилл, словно девица из «Покровских ворот», весь из себя внезапный, противоречивый и непредсказуемый подорвался куда-то ехать просто потому, что некая Вероника сбежала от него со словами «Кирюша, это несерьёзно». При этом Кириллу начинают мерещиться всякие страсти ещё до попадания в Калитино, увидел пару собачек — впечатлился, увидел фреску — та замотала головой и так далее. При этом подобная впечатлительность не помешала нашему герою по ходу повествования вломиться на территорию чужой дачи с целью проведения быстрого обыска на предмет обнаружения сверхъестественного. Ну и для полной цельности образа Кирилл разбирается во всякого рода брендах одежды, как будто сошел со страниц какого-нибудь Минаева. Возможно, по мнению Алексея Иванова примерно так выглядит и ведёт себя типичный москвич. Обитатели деревни примерно столь же фольклорны — чистые упыри, им бы нажраться, стащить, что плохо лежит у заезжего лоха или совершить насильственные действия сексуального либо же несексуального характера с тем, кто подвернётся под скорую руку. Короче, читалось всё это с превеликим трудом, но тут начались те самые экскурсы в мировую паутину и они то и примирили меня с «Псоглавцами», подогрев интерес и заставляя самого активно искать информацию по теме в Интернете. Бодрая концовка со срыванием покровов, раздачей сестрам по серьгам и бурным потоком заимствованных слов окончательно повысила общую оценку романа.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Алексей Иванов «Пищеблок»

lammik, 25 января 13:19

1980 год. Где-то в далёкой Москве проходит Олимпиада-80, а на берегу Волги в пионерлагере «Буревестник» творится нечто ужасное и фантастическое одновременно. Силы тьмы готовятся собрать кровавую жатву и противостоять им могут и готовы только пионер-идеалист Валерка и пионервожатый-второкурсник Игорь.

Во-первых, стоит отметить абсолютную точность попаданий автора в реалии времени. Каждая строчка, каждый диалог погружают читателя в атмосферу пионерлагеря 80-х, узнавание деталей гладит участки мозга, ответственные за ностальгию, даже если пребывание в пионерлагере не оставило никакого желания туда возвращаться.

Во-вторых, нельзя не сказать, что написано очень смешно. По крайней мере до появления вампиризма и всего, что с ним связано, я смеялся едва ли не на каждой странице.

В-третьих, при всей прозрачности метафоры «страна как пищеблок», натяжек нигде нет. Всё это было. И общее безразличие к происходящему, воровство на рабочих местах, лицемерие комсомольских и партийных работников. Из песни слов не выкинешь. Но при этом роман никак не должен восприниматься как этакий наезд на Советский Союз или тем более на левые идеи. Да в 80-е стратилаты сидели по обкомам и горкомам, в 90-е побеждали на залоговых аукционах, в 2000-е, если судить по полковнику Захарченко, надели погоны и сели на финансовые потоки. Сразу скажу, это не значит, что все партработники, бизнесмены и силовики пьют кровь из страны. Есть масса достойных людей и в бизнесе и в системе МВД. Просто так получается, что стратилатам нужна кровь и стремятся они оказаться там, где она есть.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Север Гансовский «Зверёк»

lammik, 21 января 20:25

Мальчик Коля рос с отцом и мачехой. Отцу, который постоянно пропадал в командировках, по приезду было не до Коли, мачеха Колю терпеть не могла. Колина двоюродная сестра Маша с мужем решили взять его на воспитание. Вот только в степях Казахстана родственники не коней пасли, а ставили эксперименты...

Безо всякого волшебства, а только силой науки Коля оказался примерно в той же ситуации, что и Нильс из «Чудесного путешествия Нильса с дикими гусями», вот только попал он в тело суслика. В первые моменты после трансфера сразу вспомнились «Приключения Карика и Вали» и «В стране дремучих трав» — все эти деревья с листьями-лентами, муравей, жуки и т.д.

Мораль рассказа для детей — не будь жесток к животным, но и для взрослых тут есть мысль — детская жестокость порождается взрослыми. Ребёнок с устойчивой привязанностью к своим взрослым и к животным относится хорошо.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Север Гансовский «Дом с золотыми окошками»

lammik, 21 января 16:41

Лиз Обельдуайе проживает в гостинице «Бургундия» и работает танцовщицей в ресторане «Чёрное Солнце». Однажды в ресторане появляется странный посетитель и просит Лиз присоединиться к нему за столиком...

Сама идея рассказа хороша, хоть и банальна — мы живём каждое мгновение, не в прошлом, не в будущем, а здесь и сейчас. Пришельцы просто открывают сознание героини для осмысления сего факта, взорвав своим появлением рутину скучных однообразных будней.

При этом сильно резанула концовка. При ударе человека ножом брызги крови неминуемо попадут на одежду бьющего, да и определить рост убийцы не так уж и сложно. Радиотелескопы в принципе не способны «уловить наличие некоего неподвижного тела в космосе над Ла-Маншем».

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Север Гансовский «Доступное искусство»

lammik, 21 января 12:39

Чисон (видимо тот же, что и в «Демоне истории») со своим приятелем Лехом попадают на приём в дом Лин Лякомб. У приёма сразу два «гвоздя» — демонстрация картины Рембрандта «Отречение Петра», точнее её помолекулярной копии и материализация Людвига ван Бетховена с целью исполнения последним «Лунной сонаты».

Я бы воздержался от трактовки рассказа как порицания капиталистического общества. Автор высмеивает невежественное тщеславие. А его хватало и в Советском Союзе. Чего стоят книжные полки с выстроенными рядами, тщательно подобранными по цвету корешков, книгами, что ни разу не открывались. А ведь многие будущие фантлабовцы готовы были на всё, только чтоб прочитать какого-нибудь из заключённых этих полок.

Ну и сама идея точного копирования уникальных объектов перспективна в любом случае. Готовы ли представители фирмы «Доступное искусство» копировать живое?

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Север Гансовский «Двое»

lammik, 20 января 20:04

Человек сошёл с магнитного поезда, разделся до трусов и пошёл в строну леса. В ближайшие дни его ждёт исключительно единение с природой, радость свободного бега и настоящая дружба с диким зверем.

Очень светлый, солнечный рассказ-видение о мире будущего, где можно вот так сойти с поезда и отдаться ощущению полной свободы, полной власти над своим телом, преодолевая 15 километров за 20 минут и прыгая на 10-12 метров (похоже на спортивные достижения Алисы Селезнёвой). Ну а конфликт тут нужен не больше, чем пятая нога тому коню, что встретился главному герою.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Север Гансовский «Восемнадцатое царство»

lammik, 20 января 18:26

Сергей, девятнадцатилетний ленинградский студент, отозвавшись на просьбу дальней киевской родственницы, вызвался отыскать в Казахстане Фёдора Леппа — энтомолога, работавшего до войны с мужем этой самой родственницы. Киевская лаборатория проводила опыты по использованию насекомых в народном хозяйстве. Попутчиками Сергея на пути к Леппу оказались геолог Самсонов и местный проводник Мухтар Оспанов — человек с тёмным прошлым...

Очень органичный для своего времени рассказ, прям вот памятник эпохи — решительный коммунист-геолог с револьвером, бай-недобиток, вызвавший «взрыв религиозного фанатизма», романтичный студент и твёрдая вера в возможность поставить на службу людям очередную силу природы.

При этом описания природы и всей окружающей действительности хороши — так и представляется бесконечный степной простор, наполненный терпкими запахами трав, парящий в поднебесье хищник, бегущий табун лошадей и висящий высоко в небе жгучий шар Солнца.

А насекомыми, по крайней мере некоторыми, управлять наверняка возможно. Только едва ли с помощью излучений, на помощь должна прийти биохимия.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Вадим Панов «Отражение»

lammik, 15 января 14:33

С некоторой опаской брался за чтение «Отражения». Всё же не хотелось второго «Тайного города». И уж тем более не хотелось позднего «Тайного города» — однообразного и заштампованного, с несмешными отсылками к российской политической жизни, медленно и мучительно тянущего нить глобального сюжета. Но в процессе чтения я был приятно удивлён, «Отражение» — роман-мозаика, каждый из камней-макамов которого постепенно открывает общую картину. При этом после первой книги остаётся ещё много места. Видимо, мы имеем дело с единой книгой, разделённой издательской волей на две по типу «Криабала» Рудазова. Сравнение с «Криабалом» тем более уместно, что, как и там, видно — автор старался собрать в книге всё то, за что его любят и читают. Тут есть что-то от «Тайного города», что-то от «Московской мистики» и даже что-то от «Анклавов». При этом каждая глава, обладая своим сюжетом, достаточно твёрдо укладывается в память, чтобы читатель не запутался в действующих лицах, событиях и их последовательности.

В «Отражении» нет персонифицированного Добра, но это не значит, что нет хороших людей. Валерка, Обуза, Виталик, хоть последний и не принадлежит Отражению, совершали поступки, которые иначе как альтруистичными и не назовёшь. Вообще, первая половина книги получилась сильней и ярче второй. Там каждый рассказ можно издавать отдельно. Посмотрим, что будет в «Искажении».

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Владимир Набоков «Лолита»

lammik, 13 января 11:15

«Лолиту» прочёл ещё 20 лет назад в 1998 году, с тех пор не перечитывал, но восприятие несколько изменилось. Понятно, что у Гумберта не всё в порядке с головой, да и у Лолиты, пожалуй, тоже. При чтении сложно кому либо сочувствовать. Скорее ощущаешь любознательное высокомерие, эк его корёжит и было бы из-за чего. Но вот конец истории, Куилти этот, заставляет многое переосмыслить — вот где настоящее чудовище, здоровое и циничное. Назвать «Лолиту» апологией педофилии можно с теми же основаниями как «Убийство Роджера Экройда» призывом к истреблению английской аристократии.

При этом с возрастом понимаешь, что основная беда Лолиты не в Гумберте, а в отсутствии рядом отца, мужчины, которого можно взять за образец и любовь которого в состоянии защитить уязвимую детскую натуру, дать тот стержень, что позволит стать хозяйкой своей судьбы на долгую и счастливую жизнь. Любите своих детей, занимайтесь ими! Мы только звено той цепи поколений из прошлого в будущее, но мало произвести на свет ребёнка. Чтобы цепь была надёжной и прочной, необходимо затратить массу усилий. А то ведь одни отцы даже алименты не платят, другие платят, но ребёнка не видят, оставляя без необходимого внимания, третьи, даже живя в семье, вечно заняты чем-то ещё.

Сам роман написан хорошо, довольно богатым языком, насыщен образами, при этом местами ощущаешь, что перевод, пусть и авторский. Однако, для книги об американских реалиях это нормально и даже в плюс. Понятно, что мало кто считает мощный пласт реминисценций и аллюзий, заложенный в текст романа. Так ведь для этого и существуют критики, с лупой разбирающие каждую строчку вот уже не одно десятилетие.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Вячеслав Рыбаков «Гравилёт «Цесаревич»

lammik, 7 января 16:50

Вечером 3 октября 1993 года мы сидели в одной из комнат ФДС МГУ и смотрели телевизор. Внезапно экран стал чёрным, трансляция прекратилась. И вот мы втроём, три студента 2 курса, решили поехать в центр Москвы, чтобы воочию увидеть, что же там происходит. Близость к средоточию исторических событий и возрастное любопытство не дали остаться на месте. Метро работало как обычно, мы доехали до «Смоленской» и оттуда по Садовому пошли к Белому дому. Обычно оживленная улица выглядела как декорация для фильма-катастрофы, которых мы тогда ещё не видели. Никакого движения по проезжей части, единицы людей на тротуарах, сгоревшие, разбитые и перевёрнутые машины по обочинам. Вышли к зданию Верховного Совета, все окна в нём чернели, ни единого огонька, у подножия стояли люди, публика была довольно пёстрой, но в основном просто одетые мужики лет под сорок. Какие-то бабки продавали или раздавали, уже не помню, газеты коммунистического или что-то вроде содержания. Одна старуха стояла рядом со штендером, увешанным наоборот иконами и чем-то подобным и что-то бормотала. Два мужика тащили третьего и на вопросы встречных отвечали, что поймали шпиона и сейчас отволокут его туда, где с ним есть кому разобраться. Мужчина в военной форме стоял с мегафоном и призывал добровольцев строиться, чтобы на автобусах, которые стояли тут же, ехать в «Останкино». Один из нас вдруг загорелся идеей туда поехать и, как мы его ни отговаривали, таки поехал. К счастью, вернулся на следующий день к обеду помятый, но живой. Всё это было настолько дико (Москва, вооружённые люди, смерти случайных прохожих), что сейчас воспринимается так, будто какой-то не слишком удачный фильм.

Собственно всё это затянувшееся вступление было к тому, что «Гравилёт» нельзя рассматривать в отрыве от времени написания и вся та боль, что проступает через строчки, тот ужас перед происходящим в стране, возникли не на пустом месте. И невыразимо прекрасно, что в 2019 читающие могут со снисходительностью знающих будущее писать отзывы на тему «как-то всё здесь чересчур». Весь роман — это один большой призыв к гражданскому миру, согласию и терпимости, ибо альтернатива ужасна и в конечном итоге не понравится никому. Для меня это и есть нормальная позиция русского писателя и тем сильнее было разочарование в подписантах «письма 42», которые оказались просто «носителями культуры» уже из другого рыбаковского произведения. Депутаты потом прекрасно себе жили, многие переизбрались, а кто вернёт в семьи погибших отцов и матерей, даже не все из которых готовы были участвовать в том противостоянии, некоторые просто неудачно оказались не в том месте и не в то время?

Что касается самого романа, то он написан настолько хорошим языком, что не отметить этот момент отдельно просто невозможно, особенно с учётом трёх последних книг, что я прочитал перед Новым годом.

Насчёт всей этой любовной чехарды князя Трубецкого, должен сказать, что женщины все разные и нельзя, зная одну, заявлять, что знаешь всех. В конце концов никто же не пишет, что «Гранатовый браслет» — это «фантастика, бабам должна нравиться».

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Виталий Бодров «Кровь Титанов. Неизведанные пути.»

lammik, 30 декабря 2018 г. 20:22

Решил я под Новый год развлечь себя юмористическим фэнтези отечественного розлива. Первой попыткой стал роман Сергея Мусанифа «Всё для рейтинга» — компиляция чужих идей с логическими лакунами эпических масштабов и даже без претензии на юмор, хоть и издана книга была в «Юмористическоцй серии». Но я не сдался и взлся за «Кровь Титанов» Бодрова.

Знаки. Они были. Во-первых, книга была в «белянинском оформлении». А это очень, очень плохой знак. Но богиня Надежды вела меня вперёд и отвела глаза от этого факта. Дальше с богиней пришлось сильно поспорить, увидев на первой же странице фразу «Отсюда, с возвышавшейся над городом башни, открывался прекрасный вид на город.» Но я не сдавался.Тем более, что в дальнейшем подобных перлов стало поменьше. Но добил меня авторский юмор, вернее то, что автор вместо юмора использует. Чистейший образец: «— Был в Кассараде один святой, — припомнил Нанок. — Видекарт Гефорсе его звали. Так по его словам, он различал шестнадцать тысяч цветов. Предлагал даже проверить»

В целом, перед нами довольно заштампованный роман (сирота в деревне с кровью титанов и драконов в венах, магическая школа, дикий варвар, маг-злодей, убивший учителя и «сосущий» силы всех других магов, партия приключенцев и т.д.). При этом, если текст причесать с литературной стороны и вычистить петросянство, то читать будет можно. Но вряд ли нужно, ведь есть много других книг уровнем гораздо выше.

Оценка: 4
–  [  4  ]  +

Сергей Мусаниф «Во имя рейтинга»

lammik, 28 декабря 2018 г. 17:55

Конец XXI века. Учёным удалось открыть временной портал в прошлое, аккурат перед Троянской войной. Достижением науки решил вовсю воспользоваться владелец телевизионной империи мистер Картрайт. В прошлое отправлены миникамеры, маскирующиеся под мух и суперагент спецслужб в отставке полковник Трэвис. Величайшее шоу все времён «Троя» вот-вот выйдет в эфир...

Книга оставила у меня смешанные впечатления. С одной стороны — никаких оригинальных собственных идей (съёмки в прошлом из «Фантастической саги» Гаррисона, бунт против богов из «Илиона» Симмонса, боги из «Американских богов» Геймана, про «Иллиаду и «Одиссею» не говорю). С другой стороны — подан весь этот винегрет достаточно ловко, с ударной концовкой, так что после прочтения даже не хочется искать ляпы и нестыковки. Но вот некоторые, что лежат на поверхности и искать их даже не надо. Почему Дэн помнил реальное прошлое, когда все остальные его забыли? Почему Трэвис смог нанести вред Аполлону, когда вокруг были тысячи людей, что верили в олимпийцев? Язык романа беден, но не коряв, мозг не спотыкается об фразы, примерно так читаются сценарии и пьесы (минимум описаний, литературных красивостей нет и множество диалогов). Создалось ощущение, что автор в процессе написания романа постоянно менял своё мнение о том, что же он пишет на самом деле. Поэтому и повествование получилось весьма неровным, местами абсурдным и с трудноуловимым юмором, хотя несерьёзность происходящего была задана с пролога описанием пенсионных будней Трэвиса и карикатурным образом Картрайта, у которого президент на посылках. Не говорю уже о том, что сильно сомнительно существование в конце века телевизоров, телевизионных империй и реалити-шоу.

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Роман Злотников «Царь Фёдор. Ещё один шанс...»

lammik, 23 декабря 2018 г. 13:34

«Царь Фёдор. Ещё один шанс...» — первая книга Романа Злотникова, которую я прочитал. Боюсь, что последняя. Сейчас объясню почему.

1. Главный герой. Он же и единственный, поскольку остальные даже не картонные куклы, а их тени на стене. На редкость неприятный тип. Якобы с тремя аж (с учётом книги — ажно) высшими образованиями, но с лексиконом владельца ларька из незабвенных 90-х. При этом пролог, в котором описывается бытие Фёдора в настоящем показывает нам скорее не олигарха, а представление подростка о жизни этих самых олигархов — яхта и девушки с низкой социальной ответственностью, для разнообразия может закоптить рыбину-другую. Собственно говоря, ещё в прологе порывался чтение бросить.

2. Сюжет. Попаданец наш оказался вселенцем, а не засланцем, причём вселенцем вынужденным и в тело ребёнка. Ну это для любителей классификации. И вот сюжет этот то плетётся еле-еле, то скачет конём резвым через годы, что уже само по себе раздражает. При этом попаданец наш вельми везуч, но и этого мало автору. Враги у него практически безмозглы, одно только попадание в ловушку «собаки, крымского царя» чего стоит. Время от времени начинаются главы-доклады о том, как доблестные войска порубали в кашу тех или иных недругов, читать их донельзя скучно, как реферат семиклассника.

3.Язык. Это отдельная песня. Повествование идёт то от первого лица, то от третьего, то нам насыпят горсть архаизмов типа «вельми понеже», то перестают это делать, что неслабо сбивает с ритма чтения и опять же раздражает. При этом легко можно напороться на фразу«сорокатысячный корпус капыкулу, в который входила отборная османская пехота — янычары, артиллеристы-топчу, оружейники-джебейди и фурлейты-топ арабаджи». Время от времени возникают анахронизмы типа «Он прибыл в Елец в составе конвоя» и это не от нашего современника.

В заключение, хочу сказать, что у нас и без того богатая и славная история, которой можно гордиться и для этого не нужны попаданцы-прогрессоры. А для чисто развлекательной книги данная слишком утомительна.

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Сергей Лукьяненко «Кайноzой»

lammik, 18 декабря 2018 г. 21:43

Начальство отправило Дениса Симонова в Санкт-Петербург — бывшую столицу России и нынешнюю столицу российских кваzи. В городе на Неве начали происходить странные события — кваzи проявляют несвойственную агрессивность, не все, но лиха беда начало. Захватив с собой сына Сашу, Симонов отправляется в «культурную столицу» и уже в поезде начинаются неприятности — кто-то убивает целый вагон курсантов-подводников, таинственная красавица Александра Фадеева растворяется как утреннее воспоминание о ночном сне. В любом случае ясно, что хрупкое равновесие, установившееся в мире, доживает последние дни.

Удачное завершение дилогии, легко читающееся, развивающее мысли первой части. Присутствует немалая детективная компонента, хотя и личность глагада угадывается заранее. В который раз автор касается темы подростковой психологии и как раз эти моменты с Найдом-Сашей способны пробудить чувства даже у весьма чёрствого читателя. В общем писательское мастерство никуда не делось, но это был бы рядовой роман баллов на 7 по моей десятибалльной шкале. Но Лукьяненко и тут смог сделать красиво (в первой книге он объяснил, зачем кваzи мозги) ,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
привязав своих кваzи второго порядка к вампирам и прочей продвинутой нежити.
А за такую красоту и лишнего балла не жалко.

Дилогия завершена. И, как мне кажется, любое продолжение её только испортит.

P.S. Что-то мне подсказывает, что Сергей Лукьяненко освоил автозамену в текстовом редакторе.

Оценка: 8
⇑ Наверх