Все отзывы посетителя lammik
Отзывы
Рейтинг отзыва
Виталий Зыков «Безымянный раб»
lammik, 31 июля 2017 г. 13:44
Авторский стиль мучителен, сюжет банален, юмор отсутствует как класс, герой не вызывает ни капли сочувствия. Что-то подобное я ощутил, читая первую книгу из серии «Ричард — длинные руки». И как это произведение получило столь высокий рейтинг? Вот где настоящая фантастика.
lammik, 25 декабря 2020 г. 17:48
Не выдержал, решил написать. Во-первых, по вопросу биотехнологий будущего стоит обратиться к творчеству Питера Уоттса. Там всё максимально научно и футуристично (даже можно разделить сознание с котом), вот только не все осилить могут. Во-вторых, «рубашка», «джинсы», «свитерочки» — это всего лишь слова и какие именно предметы одежды ими назовут потомки, нам знать не дано. В-третьих, по Платону, идея кухни в том, что это место, где готовят пищу. А уж что там стоит, печь, электроплита или пищевой синтезатор — дело десятое. И наконец, киборги — это изначально биологические объекты с искусственными частями. Ни Вертер, ни Терминатор киборгами не являются, они именно что роботы. А отличными от других людей Дэна, Джека и компанию делают не столько импланты, сколько отсутствие детства и родителей.
Чем русский язык хуже для общения человечества в будущем того же англо-китайского гибрида из «Светлячка» мне решительно непонятно. При этом в «Космоолухах» для общения людей и инопланетян используется интерлингва. Ну и экипаж из людей как-то всё же ближе большинству потенциальных читателей в 2020 году нашей эры.
У Ольги Громыко получился очень удачный, местами потрясающе смешной, местами щемяще грустный, книжный цикл. И он не про киборгов, звездолёты и инопланетян, а про то, как важно оставаться людьми, несмотря на всё то, что нас разъединяет, ибо в масштабах Вселенной все эти различия не имеют никакого значения.
Николай Горькавый «Астровитянка»
lammik, 14 августа 2017 г. 15:03
Полагаю, некоторая полярность оценок этого произведения и всего цикла в целом вызвана в первую очередь тем, что читатели ждали от книги немного разного. Как история реалистично описывающая события с ребёнком, выжившим на астероиде и вдруг попавшим в Большой мир, «Астровитянка» едва ли может быть оценена высоко. Тут и всемогущество героини и немалое такое везение не сильно добавляют достоверности. Однако, книга не об этом и не для этого. Автор прямо пишет, что основной своей задачей видит пробуждение интереса подростков к науке и стремления улучшить то самое «прекрасное далёко», в котором им предстоит жить. Попутно объясняются довольно нетривиальные сведения из физики, матстатистики и других научных дисциплин. Вот с этой своей задачей Ник Горькавый справился блестяще. Одна из лучших книг жанра «Развлекая, обучай». В отечественной литературе не могу вспомнить аналогов. И сравнения с Гарри Поттером Роулинг мне кажутся притянутыми. Нельзя же в выборе аналогов руководствоваться антуражем. К «Астровитянке» гораздо ближе «Гарри Поттер и методы рационального мышления» Юдковского.
lammik, 17 июня 2018 г. 16:13
Амстердамская шлюха Марта, за взрывной темперамент прозванная Крюйткамер, т. е. Пороховым погребом, становится обладательницей ценной японской реликвии — Орехового Будды. Затем Марта отправляется в далёкую Россию, на родину своего нового мужа Родиона Трёхглазова. Вот только тут судьба Марты делает резкий и трагический разворот. В результате её ребёнок, девочка Катерина оказывается без родителей, среди чужих людей в общине староверов Архангельской губернии. Японская святыня всегда при ней, висит на шее. Вот только в Японии про Орехового Будду не забыли и охота за реликвией подбирается к архангельским лесам...
Из всей огромной колоды истории России Борис Акунин аккуратно вытаскивает только те карты, что необходимы для складывания авторского пасьянса, который призван проиллюстрировать отнюдь не новые мысли и даже изначально не акунинские — ничего в России не меняется, государство суть зло, беззаконие и безнадёжность из века в века терзают эти земли, то ли дело в Европе. И даже московские послы сразу после пересечения границы резко меняются в лице и обречённо ждут, когда их сволокут в Преображенский приказ, чтобы под страшными пытками поспрашивать про участие в очередном бунте. Остаётся только удивляться, почему они не разбежались по Европе вместо того, чтобы так вот страдать. Опять же сплошь и рядом встречающиеся отсылки к современности далеко не помогают погружению в эпоху.
При чтении создаётся ощущение некоей бездушности книги. Вроде и всё на месте и местами красиво. Но это как вместо картины «Утро стрелецкой казни» с удивлением обнаружить в раме качественно выполненный чертёж Лобного места в трёх проекциях.
P.S. По-видимому, издательскую аннотацию писал некто, книги вообще не читавший.
lammik, 9 октября 2019 г. 20:55
Мой любимый рассказ из всего цикла о Шерлоке Холмсе. Не лучший, нет, но именно любимейший. Если в «Этюде в багровых тонах» и в «Знаке четырёх» преступники вызывают сочувствие в той или иной степени, что в общем-то для детективов не слишком характерно, всё же по законам жанра зло должно быть призвано к ответу и наказано, то в «Союзе рыжих» главный злодей не может не вызывать восхищения, уж больно остроумно и со вкусом обставлена подготовка к преступлению, тем более, никто не пострадал, а незадачливый владелец ссудной кассы обогатился на тридцать фунтов (если перевести в современные рубли, то это 275 тыс. рублей примерно) и слегка повысил свою общую эрудицию.
Не помню, что за издание я читал в детстве, но сейчас перечитывал рассказ в собрании сочинений от 1966 года в классическом переводе Чуковских и в глаза бросилось некоторое несоответствие (уж не знаю, есть ли оно в оригинале или это небрежность перевода) — объявление в «Морнинг кроникл» датировано апрелем 1890 года («— «Морнинг кроникл» 27 апреля 1890 года. Ровно два месяца назад.»), а объявление о закрытии Союза рыжих — октябрём того же года («СОЮЗ РЫЖИХ РАСПУЩЕН 9 октября 1890 года»). То есть из текста совершенно невозможно понять, в октябре или же в июне происходят события рассказа.
Ну и сам рассказ служит отличным предостережением для всех — не беритесь за бессмысленную, пусть и высокооплачиваемую работу, ибо к Шерлоку Холмсу обратиться возможность есть не у всех.
P.S. Нашёл оригинальный текст, с датами напутал сам Конан Дойл.
lammik, 13 января 2019 г. 11:15
«Лолиту» прочёл ещё 20 лет назад в 1998 году, с тех пор не перечитывал, но восприятие несколько изменилось. Понятно, что у Гумберта не всё в порядке с головой, да и у Лолиты, пожалуй, тоже. При чтении сложно кому либо сочувствовать. Скорее ощущаешь любознательное высокомерие, эк его корёжит и было бы из-за чего. Но вот конец истории, Куилти этот, заставляет многое переосмыслить — вот где настоящее чудовище, здоровое и циничное. Назвать «Лолиту» апологией педофилии можно с теми же основаниями как «Убийство Роджера Экройда» призывом к истреблению английской аристократии.
При этом с возрастом понимаешь, что основная беда Лолиты не в Гумберте, а в отсутствии рядом отца, мужчины, которого можно взять за образец и любовь которого в состоянии защитить уязвимую детскую натуру, дать тот стержень, что позволит стать хозяйкой своей судьбы на долгую и счастливую жизнь. Любите своих детей, занимайтесь ими! Мы только звено той цепи поколений из прошлого в будущее, но мало произвести на свет ребёнка. Чтобы цепь была надёжной и прочной, необходимо затратить массу усилий. А то ведь одни отцы даже алименты не платят, другие платят, но ребёнка не видят, оставляя без необходимого внимания, третьи, даже живя в семье, вечно заняты чем-то ещё.
Сам роман написан хорошо, довольно богатым языком, насыщен образами, при этом местами ощущаешь, что перевод, пусть и авторский. Однако, для книги об американских реалиях это нормально и даже в плюс. Понятно, что мало кто считает мощный пласт реминисценций и аллюзий, заложенный в текст романа. Так ведь для этого и существуют критики, с лупой разбирающие каждую строчку вот уже не одно десятилетие.
Роман Злотников «Царь Фёдор. Ещё один шанс...»
lammik, 23 декабря 2018 г. 13:34
«Царь Фёдор. Ещё один шанс...» — первая книга Романа Злотникова, которую я прочитал. Боюсь, что последняя. Сейчас объясню почему.
1. Главный герой. Он же и единственный, поскольку остальные даже не картонные куклы, а их тени на стене. На редкость неприятный тип. Якобы с тремя аж (с учётом книги — ажно) высшими образованиями, но с лексиконом владельца ларька из незабвенных 90-х. При этом пролог, в котором описывается бытие Фёдора в настоящем показывает нам скорее не олигарха, а представление подростка о жизни этих самых олигархов — яхта и девушки с низкой социальной ответственностью, для разнообразия может закоптить рыбину-другую. Собственно говоря, ещё в прологе порывался чтение бросить.
2. Сюжет. Попаданец наш оказался вселенцем, а не засланцем, причём вселенцем вынужденным и в тело ребёнка. Ну это для любителей классификации. И вот сюжет этот то плетётся еле-еле, то скачет конём резвым через годы, что уже само по себе раздражает. При этом попаданец наш вельми везуч, но и этого мало автору. Враги у него практически безмозглы, одно только попадание в ловушку «собаки, крымского царя» чего стоит. Время от времени начинаются главы-доклады о том, как доблестные войска порубали в кашу тех или иных недругов, читать их донельзя скучно, как реферат семиклассника.
3.Язык. Это отдельная песня. Повествование идёт то от первого лица, то от третьего, то нам насыпят горсть архаизмов типа «вельми понеже», то перестают это делать, что неслабо сбивает с ритма чтения и опять же раздражает. При этом легко можно напороться на фразу«сорокатысячный корпус капыкулу, в который входила отборная османская пехота — янычары, артиллеристы-топчу, оружейники-джебейди и фурлейты-топ арабаджи». Время от времени возникают анахронизмы типа «Он прибыл в Елец в составе конвоя» и это не от нашего современника.
В заключение, хочу сказать, что у нас и без того богатая и славная история, которой можно гордиться и для этого не нужны попаданцы-прогрессоры. А для чисто развлекательной книги данная слишком утомительна.
Алексей Пехов «Крадущийся в тени»
lammik, 18 января 2022 г. 09:58
В 98-99 годах прошлого века я подхалтуривал переводом компьютерных игр для одной канувшей в ничто пиратской конторы (работа адова, сроки нереальные, деньги смешные). Так вот одной из тех игр и была Thief: The Dark Project. Поэтому со всей ответственностью могу заявить, что для Алексея Пехова данная игра была не более чем одним из источников вдохновения. Прямых заимствований не слишком много, хотя они и встречаются (проверочная миссия, отношения с гильдией воров, сам персонаж вплоть до имени, наконец), на новеллизацию не тянет. При чтении забавно угадывать, что и откуда автор понадёргал, действительно оригинального тут мало. Местами встречаются редакторские недоработки. «Защитный щит», «место холмистой местности». В целом как для пробы пера неплохо, но количество десяток и восторга в отзывах просто пугает. Ребята, надо больше читать, чтоб было с чем сравнивать.
Затянутая экспозиция романа-эпопеи, по-настоящему оценить качество которой можно только прочитав весь цикл.
lammik, 5 октября 2018 г. 16:27
Журналист Дональд Бетли в сопровождении проводника — лесничего Меллера отправляется в лесистую местность, чтобы написать статью об отарках — результате эксперимента учёного Фидлера. Интеллект отарков превосходит человеческий, но людьми их не делает, скорее наоборот...
Всё началось с того, что в 1985 году я посмотрел в кинотеатре фильм «День гнева» и он произвёл на меня сильнейшее впечатление, особенно финальный финт. Что объяснимо, мне было 11 лет. Рассказ я прочитал гораздо позже и теперь-то понимаю, что тот самый финт только всё опошлил, враз сведя весь фильм к балагану.
1.В рассказе затрагиваются две темы.
Научная этика. Что можно и чего нельзя делать учёному, удовлетворяя свою природную, абсолютно человеческую, жажду знания? Мера ответственности учёного за результаты своих экспериментов. Наука на службе обществу, а не наоборот.
Суть человечности. Что именно делает человека человеком? Большой мозг? Способности к абстрактному мышлению? И все ли люди действительно люди?
2. Претензии к рассказу по поводу вторичности несколько даже удивительны. Кир Булычев в своё время написал, что «Похищение чародея» не хотели издавать именно потому, что Уэллс уже закрыл тему в своей «Машине времени». Рассуждая таким образом, можно дойти до того, что тема любви между мужчиной и женщиной раз и навсегда закрыта ещё в Древней Греции. Притом неоднократно.
3. При этом, зная людей, хочу сказать, что в реальности отарков этих переловили бы, конечно, и заисследовали бы в всех смыслах. Учитывая отарковский интеллект, их бы ещё чего доброго и в отарковскую «шарашку» загнали бы, чтобы одни отарки резали других не для гастрономических целей, а во славу науки.
4. А ещё рассказ мастерски наполнен жутью. Настолько, что даже сейчас, хоть я и перечитывал его, отлично зная сюжет, но всё равно пробрало, как когда-то в далёком детстве в тёмном зале кинотеатра «Сатурн».
Кир Булычев «Путешествие Алисы»
lammik, 27 ноября 2017 г. 21:48
Классика советской детской фантастики. Профессор Селезнёв, механик Зелёный, Громозека, Алиса. Всех их мы знаем с детства, если и не из книги, то по прекрасному мультфильму «Тайна третьей планеты» Романа Качанова. При этом книга обширнее и сложнее мультфильма, при всей детскости сюжета два эпизода не могли не обратить на себя внимания. Первый — планета Шешинеру и населяющие её зелёные человечки, получившие таблетки для путешествий во времени, и с тех пор цивилизация эта утратила всякий стимул к прогрессу, раз за разом гоняясь за удовольствиями ушедших лет. Второй эпизод — планета Шелезяка и цивилизация роботов, что бездумно потратили все ресурсы своего мира и теперь прозябают, деградируя при полном отсутствии надежды. Совсем не детские проблемы, и Булычев, создавая «Путешествие Алисы», безусловно гениальную детскую книгу про будущее, добавил в неё второй слой для взрослых, чтобы они постарались избежать тех ошибок, с которыми это будущее никогда не наступит.
Айзек Азимов «Звёзды как пыль»
lammik, 26 мая 2022 г. 10:27
У нас принято сетовать на то, как советские идеологи гнобили отечественных фантастов, не давая тем развернуться во всю мощь фантазии и интеллекта и заставляя агитировать за светлое коммунистическое будущее. Но роман «Звёзды как пыль» одного из величайших фантастов всех времён также не лишён идеологического заряда, причём в таком количестве, чтобы проняло всех и каждого. Мирные Затуманные Королевства угнетаются планетой с говорящим названием Тирания. Спасти несчастных может только демократия, а понять, что же это за чудо, можно исключительно с помощью Конституции США.
Я редко обращаю внимания на перевод. Но тут особый случай. Я даже полез искать переводчика, некоего И.Ткача. Каково же было моё удивление, когда оказалось, что это не кто иной как, Генри Лайон Олди, т.е. Дмитрий Громов и Олег Ладыженский. Сказать по правде, роман переведён чрезвычайно небрежно. Чтобы не быть голословным приведу конкретные примеры.
«В Галактике насчитывается от одного до двух тысяч биллионов звезд, являющихся источниками света и тепла. Среди них есть пятьсот биллионов планет, где уровень гравитации в одних случаях составляет 120 процентов земного, а в других не достигает и шестидесяти. Некоторые из них слишком жаркие, другие — слишком холодные. Атмосфера многих ядовита, потому что состоит преимущественно или полностью из неона, метана, аммония, хлоридов, даже силиконового тетрафлуорида. На некоторых планетах нет воды, другие состоят почти сплошь из океанов, наполненных сульфатодиоксидами. На третьих нет углерода.» В русском языке нет биллионов, только миллиарды. Аммоний — это катион, т.е. положительно заряженный ион. Вероятно, речь об аммиаке. Силиконовый тетрафлуорид — это, видимо, тетрафторид кремния. А сульфатодиоксиды — двуокись серы.
«А вот по дороге назад нас сбил метеор.» Метеор — это исключительно атмосферное явление, сбить никого не может. Раньше метеорами называли вообще все атмосферные феномены. Отсюда и название такой области знаний как метеорология.
«Там в подробностях были описаны десятки тысяч звезд, и каждая изображалась в трех проекциях. Справочник состоял из сотен страниц этих проекций, обозначенных греческими буквами Р (ро), Q (тета), Ф (фи).» Зачем звёзды изображать в трёх проекциях? Очевидно, что речь о трёхмерных координатах.
«Потом я отбыл на Землю, потому что Земля – родной дом гуманизма.» Не гуманизма, хотя и его тоже, а человечества.
«Нету карбондиоксидов. Это совсем нехорошо!» Речь об углекислом газе. Потом они ещё таскают с собой «карбондиоксидные цилиндры». Но что это такое и зачем нужно, я так и не понял.
Сам роман получился наивной сказкой не столько для подростков, сколько для тех, кто помладше. Ну а издательствам, работающим с научно-фантастическими текстами, крайне потребен научный редактор.
Захар Прилепин «Письмо товарищу Сталину»
lammik, 28 мая 2021 г. 07:32
В своё время появление «Письма товарищу Сталину» произвело эффект сравнимый с воскрешением самого Сталина прямо посреди Красной площади, как положено — во френче, с трубкой и с усами. Принимаемый до того в «лучших домах» Захар Прилепин, наделённый премиями, колонкой в глянце и приглашениями на все тусовки, вдруг резко стал осуждаем либеральной общественностью, а для Дмитрия Быкова так вообще «умер». Что же такого ужасного в этом «Письме»? Неужели же желание раскрутить с новой силой «маховик репрессий», вернуть страну в 37-ой год? Да ничего подобного. Прилепин огласил то, что и так многим понятно — в России есть люди, для которых Сталин не умерший много лет назад руководитель страны, а средство для манипуляции сознанием сограждан здесь и сейчас. И в этом своём желании от тех, кто присвоил себе право называться либералами не отстают российские власти. Бесконечные сериалы по федеральным каналам про «кровавую гэбню» шли едва ли не чаще слезливых историй о том как талантливая провинциалка уехала в Москву, влюбилась, и сколько же горя ей, бедной, пришлось перенести на своих хрупких плечах. Не Колыма — родина нашего страха, а Останкинский телецентр. И когда молодёжь слезла с «телеиглы», борьбу со Сталиным тут же перенесли на Youtube, и вот уже популярные блогеры выстраивают цепочку «Сталин=Гитлер» следовательно «коммунисты=нацисты» следовательно «русские должны платить и каяться». Я верю в нашу молодёжь, знаю, что они обязательно разберутся во всём. Но очень важно не упустить время. Жалею, что в 80-е в Советском Союзе не оказалось своего Захара Прилепина, который способен прекрасным русским языком, чётко и взвешенно, отстаивать те ценности, на которых испокон веку стояла наша страна и люди, её построившие.
Захар Прилепин «Имя рек. 40 причин поспорить о главном»
lammik, 1 сентября 2020 г. 09:16
За «Уроки русского» я готов смириться с существованием всего канала НТВ. В сборнике «Имя рек» Захар Прилепин возвращается ко многим темам, что уже затрагивал в этом цикле, размышляя о своей стране, своём народе, истории, культуре, об отдельных знаковых для неё именах — Есенине, Маяковском, Высоцком, Шукшине и других. Взвешенно и спокойно, безо всякой аффектации, красивейшим слогом доносит он свои мысли до читателя по вопросам вечным и вопросам текущим. Впечатления от прочтения сравнимы с разговором с умным собеседником, причём близким по духу, что важно. Но даже если Захар Прилепин вам активно не нравится по каким-то причинам, две заметки из сборника заслуживают прочтения в любом случае. Это «Масоны и маршалы», чтобы взглянуть на события 1917 года во всей их сложности и противоречивости, сняв очки предвзятости. И это «Мы не успокоимся», чтобы понять почему не уходит память о той Войне и той Победе и почему нельзя слушать весь тот хор «доброжелателей», ежегодно исполняющий партию «Лучше бы повысили пенсии и построили дороги». Не дороги им нужны...
Артур Конан Дойл «Палец инженера»
lammik, 12 октября 2019 г. 15:03
Страшная история, разрешившаяся относительно благополучно. Прочитал я этот не самый популярный рассказ впервые и теперь понимаю, почему сценаристы включили его в список материалов для создания экранизации Игоря Масленникова «XX век начинается». Во-первых, он очень кинематографичен. Когда читаешь, так и представляется сцена за сценой, причём в стилистике немых чёрно-белых фильмов начала прошлого века. Во-вторых, злодеи в рассказе немцы, преступление высокотехнологично и направлено против Великобритании как таковой.
Необходимо сказать, что с тем же успехом Уотсон мог отвезти инженера сразу к инспектору Бродстриту. Принципиально финал рассказа не изменился бы ни на абзац.
При этом «Палец инженера» в очередной раз показывает широту литературного таланта создателя Шерлока Холмса и уже одним этим достоин прочтения.
Артур Конан Дойл «Пёстрая лента»
lammik, 12 октября 2019 г. 13:10
Когда перед Артуром Конан Дойлом встала задача отобрать 12 лучших рассказов «Шерлокианы», то первым номером он поставил именно «Пёструю ленту», написав следующее:«Есть мрачная история о змее, «Пестрая лента», которая, я уверен, будет в каждом списке.» Понятно, что с такой аргументацией, решив разместить свой отзыв на Фантлабе, великий писатель быстро получил бы его, отзыва, удаление. Поэтому постараюсь быть менее лаконичным. Чем хороша «Пёстрая лента»? Во-первых, мрачной атмосферой лондонского предместья и нагнетаемым на читателя ужасом, начиная с самого описания Элен Стоунер, молодой, но рано поседевшей женщины, дрожащей не от лондонского холода, а от страха. Во-вторых, сама схема преступления настолько необычна, что догадаться раньше Холмса об истинных событиях в Сток-Мороне практически невозможно, тем более, что с рассказом или его экранизацией знакомишься лет в 10-11. Кто убийца ясно, а вот способ преступления скрыт мраком и всю подоплёку происходящего мы узнаём одновременно с Уотсоном.
Восприятию рассказа уже не могут помешать ни пробелы Конан Дойла в серпентологии, ни удивление от возможностей индийского корреспондента Гримсби Ройлотта, пославшего ему африканских гепарда (в тексте именно cheetah) и павиана, ни даже сложности переводчиков с многозначным словом «Band» (ведь надо же им как-то объяснять «цыганскую» версию).
P.S. Должен признать свою неправоту. Это сейчас гепардов в Индии нет, а вот во времена Холмса они там водились. К сожалению, были истреблены к середине прошлого века.
Борис Акунин «Алмазная колесница»
lammik, 2 апреля 2019 г. 12:42
1905 год. Началась русско-японская война, и Эраст Петрович Фандорин возвращается в Россию, забросив поиски сокровищ на дне морском. Фандорин решает помочь своей стране защитить уязвимый железнодорожный путь из Европы в Азию, жизненно важный для ведущейся кампании. Японцы тоже знают о важности железных дорог, и в Санкт-Петербург под видом штабс-капитана Рыбникова прибывает японский агент.
Роман имеет двухчастную структуру. Части плотно скрепляются небольшим эпилогом, но в целом по настроению они совсем не похожи друг на друга и Фандорин в них тоже разный, что и неудивительно, ведь прошло 27 лет.
Первая книга «Ловец стрекоз» пасмурна и пронизывающе холодна. Идёт война с Японией, по стране летают искры будущей Гражданской, то тут то там поджигая миропорядок кровавыми вспышками усобицы. Когда читал и перечитывал, все события представлял как в черно-белом фильме, хорошо хоть не дозвуковом. Акунин верен себе — в самом начале романа мы узнаем, что Зюкин и Энглунд, персонажи «Коронации» погибли в Цусимской битве. Отсылка к Куприну остроумна. Фандорин по-прежнему холоден и немного пунктирен. В целом получилась неплохая повесть про контрразведку в реалиях начала прошлого века.
Вторая книга «Между строк» совсем другая по настроению, вся пронизана Солнцем и даже если идут дожди, то они красиво называются сливовыми. Увлекательная дальневосточная сказка для взрослых, дарящая читателю чудеса полной мерой, все эти японские «дзюцу», что способны ошарашить не только молодого титулярного советника. Именно в Японии Эраст Петрович и стал окончательно тем, кем мы его знаем — настоящим космополитом, человеком мира, способным воспринимать разные культуры и находящимся при этом немного над событиями. А вот в «Между строк» Фандорин наиболее очеловечен, пусть повествование идёт и не от первого лица, но здесь ему ещё можно по-настоящему сопереживать, как любому молодому человеку, слегка запутавшемуся в чувствах, убеждениях и долге, но искренне желающему поступать правильно.
«Алмазная колесница» — лучшее из того, что написал Акунин, могла бы стать прекрасным завершением «Приключений Фандорина», но писатель решил не останавливаться на вершине. А с неё, как известно, путь только один — вниз.
Вячеслав Рыбаков «Гравилёт «Цесаревич»
lammik, 7 января 2019 г. 16:50
Вечером 3 октября 1993 года мы сидели в одной из комнат ФДС МГУ и смотрели телевизор. Внезапно экран стал чёрным, трансляция прекратилась. И вот мы втроём, три студента 2 курса, решили поехать в центр Москвы, чтобы воочию увидеть, что же там происходит. Близость к средоточию исторических событий и возрастное любопытство не дали остаться на месте. Метро работало как обычно, мы доехали до «Смоленской» и оттуда по Садовому пошли к Белому дому. Обычно оживленная улица выглядела как декорация для фильма-катастрофы, которых мы тогда ещё не видели. Никакого движения по проезжей части, единицы людей на тротуарах, сгоревшие, разбитые и перевёрнутые машины по обочинам. Вышли к зданию Верховного Совета, все окна в нём чернели, ни единого огонька, у подножия стояли люди, публика была довольно пёстрой, но в основном просто одетые мужики лет под сорок. Какие-то бабки продавали или раздавали, уже не помню, газеты коммунистического или что-то вроде содержания. Одна старуха стояла рядом со штендером, увешанным наоборот иконами и чем-то подобным и что-то бормотала. Два мужика тащили третьего и на вопросы встречных отвечали, что поймали шпиона и сейчас отволокут его туда, где с ним есть кому разобраться. Мужчина в военной форме стоял с мегафоном и призывал добровольцев строиться, чтобы на автобусах, которые стояли тут же, ехать в «Останкино». Один из нас вдруг загорелся идеей туда поехать и, как мы его ни отговаривали, таки поехал. К счастью, вернулся на следующий день к обеду помятый, но живой. Всё это было настолько дико (Москва, вооружённые люди, смерти случайных прохожих), что сейчас воспринимается так, будто какой-то не слишком удачный фильм.
Собственно всё это затянувшееся вступление было к тому, что «Гравилёт» нельзя рассматривать в отрыве от времени написания и вся та боль, что проступает через строчки, тот ужас перед происходящим в стране, возникли не на пустом месте. И невыразимо прекрасно, что в 2019 читающие могут со снисходительностью знающих будущее писать отзывы на тему «как-то всё здесь чересчур». Весь роман — это один большой призыв к гражданскому миру, согласию и терпимости, ибо альтернатива ужасна и в конечном итоге не понравится никому. Для меня это и есть нормальная позиция русского писателя и тем сильнее было разочарование в подписантах «письма 42», которые оказались просто «носителями культуры» уже из другого рыбаковского произведения. Депутаты потом прекрасно себе жили, многие переизбрались, а кто вернёт в семьи погибших отцов и матерей, даже не все из которых готовы были участвовать в том противостоянии, некоторые просто неудачно оказались не в том месте и не в то время?
Что касается самого романа, то он написан настолько хорошим языком, что не отметить этот момент отдельно просто невозможно, особенно с учётом трёх последних книг, что я прочитал перед Новым годом.
Насчёт всей этой любовной чехарды князя Трубецкого, должен сказать, что женщины все разные и нельзя, зная одну, заявлять, что знаешь всех. В конце концов никто же не пишет, что «Гранатовый браслет» — это «фантастика, бабам должна нравиться».
Кир Булычев «Белое платье Золушки»
lammik, 27 февраля 2018 г. 11:25
На балу-маскараде в Селенопорте Владислав Павлыш встречает Золушку, точнее, девушку в костюме Золушки — Марину Ким. И как положено всякой Золушке, после бала она исчезает, оставив загадочную записку с просьбой не искать её в ближайшие два года. Однако судьба сведёт Владислава и Марину раньше. На планете Проект-18, где находится Станция Института биоформироания...
Во-первых, подтвердилась догадка о том, что при всей своей правильности доктор Павлыш весьма неравнодушен к женскому полу. Уже забыты Гражина из «Тринадцати лет пути» и Снежина из «Последней войны». Начинаю подозревать, что и Марину Ким мы больше не встретим на страницах цикла. Что же, видимо тихое семейное счастье не для покорителей Дальнего космоса. Во-вторых, к талантам Павлыша добавилось пилотирование флаера. И не просто пилотирование, оказывается, он был чемпионом Москвы по этой прикладной дисциплине.
В повести речь идёт о противостоянии людей и стихий. Причём жертвы на которые идут люди, в этом противостоянии весьма и весьма велики. Драч и Грунин погибают, остальные биоформы ежедневно рискуют здоровьем и самими жизнями, Марина ссорится с отцом. Начинаешь задумываться о том, стоит ли оно того. И понимаешь, что стоит. Всегда найдутся люди, которых влечёт дорога в неизведанное. Будь то учёные, путешественники или испытатели. Именно они и слышат тот зов Прометея, не дающий тихо жить до старости в спокойном пригороде, копаясь на грядках и собирая значки.
Кир Булычев «Можно попросить Нину?»
lammik, 14 декабря 2017 г. 11:16
Не хотел ничего писать. Все слова кажутся какими-то ненастоящими. Просто прочитайте рассказ, обязательно прочитайте.
Питер Уоттс «Революция в стоп-кадрах»
lammik, 31 июля 2021 г. 20:01
Это могла бы быть встреча с прекрасной повестью о противостоянии человеческих разумов и ИИ. Дуэль, длящаяся тысячелетия и размазанная по парсекам пространства. Но чёртов Уоттс вначале написал «Остров» и, горе мне, я его прочитал. А попробуй не прочитай, когда вокруг столько разговоров. В результате «Революция» не производит впечатления артиллерийского салюта над головой, а то и в голове, оно выпало на долю «Острова». А тут ощущение как от фейерверка за окном — шумно, всполохи на тёмной стене, но весь восторг остался там, в прошлом.
Не повторяйте моих ошибок, читайте «Подсолнухи» в соответствии с внутренней хронологией.
lammik, 20 июня 2021 г. 10:39
Я довольно много прочитал книг про «попаданцев». Не все из них были людьми приятными или хотя бы интересными. Но герой книги Евгения Щепетнова переплюнул любого из них. Он просто отвратителен! Во-первых, Михаил Карпов умудряется ненавидеть буквально всех — от мотоциклистов до старушек у подъезда. Во-вторых, людей с настолько раздутым эго стоит изолировать от окружающих в их же, этих людей, интересах. В-третьих, он жесток до психопатии, целеустремлённо применяя свою силу несоразмерно. И если Михаил Карпов действительно является alter ego Евгения Щепетнова (а многое в тексте на это прямо указывает), то тому стоит обратиться к коллегам Зинаиды Мокеевой, пока чего не вышло.
На фоне такого главного героя перестаёшь обращать внимание на сказочные повороты сюжета. К примеру, милиция после побега рецидивистов не начинает контролировать места их возможного появления и защищать свидетелей по делу, психиатр из провинции имеет мощные связи в московских издательствах, а с товарищем Карповым главный редактор одного из них подписывает договор сразу на десять книг после признания его «советским Толкиеном».
Ну и последнее, о чём хочу сказать, это донельзя вульгарный стиль повествования. Все эти «чугунные зады», «мокрые трусики» и «нытьё в паху» раздражают неимоверно. Полагаю, в советское время, что у Щепетнова, что у Карпова, не было бы ни одного шанса напечататься вообще, не то что в «Детлите».
Александр Санфиров «Царёв врач, или Когда скальпель сильнее клинка»
lammik, 13 июля 2020 г. 10:55
Иван Васильевич меняет лекаря
Начитавшись книг про «попаданцев» начинаешь подозревать, что каждый наш современник в потенциале просто сверхчеловек какой-то, которому только дай волю (отправь во глубину веков), и вот уже ход истории необратимо повернётся, направленный крепкой рукой из XXI века. Вот и здесь простой российский пластический хирург, проснувшись однажды в землянке XVI века с бабушкой-знахаркой, не растерялся и тихо спросил у старухи: «А где тут у тебя, бабушка, инструмент?». Та тоже оказалась не промах и ответствовала: «Поищи под шкурой». А дальше понеслась история прогресса и благолепия. Оказался Сергий-лекарь сыном боярина, завалил несколько нехороших людей, организовал бесчисленные мануфактуры, поразив окружающих знаниями не только медицины, но и химии, оптики и даже торговыми навыками, оказавшись в этом всём на две-три головы выше местных. Не мог пройти мимо такого самородка и царь всея Руси, грозный, но справедливый, Иоанн Васильевич. Быстро надев на вертел предыдущего лекаря (не эвфемизм, не подумайте дурного) — английского шпиона и отравителя, приблизил к себе царь Сергия Аникитовича. Теперь за царство можно не переживать.
«Царёв врач» — просто образцовый «попаданческий роман», где герой как по маслу ползёт вверх по карьерной лестнице, все враги его заканчивают со своей враждебностью в одно время со своей же жизнью (весьма скоро, надо сказать). Знает и умеет наш герой не в разы, а просто на порядки больше того, во что ещё можно поверить. Ну и ко всему прочему совершенно не расстраивается, оказавшись столь далеко от дома, привычного окружения и удобных мелочей современности.
Знаю, что у подобного чтива есть множество поклонников, да и сам не чураюсь, но оцениваю всё же по гамбургскому счёту.
Артур Конан Дойл «Собака Баскервилей»
lammik, 27 октября 2019 г. 11:41
Остерегайтесь выходить на торфяные болота ночью,
когда силы зла властвуют безраздельно.
Старинная легенда.
Московской осенью 2019 года, открыв третий том «огоньковского» восьмитомника, я попал в другую осень, на 130 лет назад, в октябрь 1889 года. И она полностью поглотила моё сознание, как гримпенская трясина тех несчастных, что сбились со своего пути. Малонаселённые дартмурские пустоши, где на много миль окрест пара чахлых деревенек, пара поместий, да тюрьма — эта та сцена, на которой разыгрались драматичные события романа. Сама природа здесь способствует тому, что даже рациональнейшие из людей склоняются к мистическому образу мышления. И только Шерлок Холмс твёрдо уверен, что сверхъестественное никогда не станет красть туфли из отеля или высылать письма, склеенные из газетных вырезок. А значит за всеми таинственными событиями на болотах стоит чей-то злой гений, достойный противник для великого сыщика.
Сразу скажу, что экранизация Игоря Масленникова от 1981 года очень удачна, не в последнюю очередь потому, что практически дословно следует тексту романа. Фильм глубоко западает в память, и поэтому, когда я впервые читал «Собаку Баскервилей», знакомство получилось несколько смазанным. Что не помешало в дальнейшем неоднократно возвращаться к телефильму и вот теперь перечитать роман. Эффект один — из Москвы выбрасывает в Дартмур с каждым годом на всё большее расстояние по времени.
Уверен, что «Собака Баскервилей» не устареет никогда. И мои внуки, а также внуки моих внуков будут продолжать отправляться в 1889 год в окрестности деревушки Гримпен.
P.S. В последней главе «Собаки Баскервилей» есть такие слова: «В первом из них ему удалось разоблачить полковника Эпвуда, замешанного в скандале, разыгравшемся за карточным столом в клубе «Патриций»». Явно сюжет «Пустого дома» развился в дальнейшем из этой фразы.
lammik, 25 июля 2019 г. 16:58
“Прежде мне довольно было знать, что автор повести — женщина, чтобы не читать ее. Оттого что ничего не может быть смешнее взгляда женщины на жизнь мужчины, которую они так часто берутся описывать; напротив же, в сфере женской автор-женщина имеет огромное преимущество перед нами”.
Это слова из дневника Льва Толстого. С тех пор многое изменилось и женщины научились описывать жизнь мужчин. Очевидно, не все. Тут вот как раз такой случай. Буревой, Далин, теперь вот Макс Фрай. Зачем брать мужской псевдоним, если с первой страницы ясно, что писала женщина?
Как детектив повесть никакущая. Но самым ужасным является то, что книга, которая позиционируется как юмористическая, не может вызвать и улыбки, не то что смеха.
И ладно бы высокий рейтинг на Фантлабе, тут я уже попадал с Зыковым, Садовым, Сыромятниковой и Панкеевой. Так ведь ещё и куча премий, в том числе от уважаемого «Мира фантастики». Ну и кому теперь верить?
Борис Акунин «Доброключения и рассуждения Луция Катина»
lammik, 11 июля 2019 г. 18:16
1756 год. Луций Иноземцев-Катин, сын Катерины Трёхглазовой, отправился в городок Тюбинген с целью обучиться в тамошнем университете астрономии. Вот только вместо обсерватории судьба привела его в ряды прусской армии короля Фридриха, а в Европе полыхает Семилетняя война, которую можно было бы по праву назвать мировой...
Есть у акунинских книг из этой серии несколько общих моментов, которых не удалось избежать и «Доброключениям». Во-первых, все они, ну может за исключением «Князя Клюквы», депрессивны и наполнены сверх всякой меры безнадёжностью. Всё плохо и выхода нет! И вот члены древнего рода с характерными пятнами каждое поколение начинают всё заново, выживают в труднейших испытаниях, чтобы уже в следующей книге побыстрее помереть и до этой самой следующей не все могут дотянуть. Во-вторых, очень много отсылок к современности, что выбивает из атмосферы исторического повествования, уж больно навязчиво педалируются и кризис с беженцами и конкурентные выборы и свободная журналистика. Ну где же ещё обо всём этом поговорить как не в книге про XVIII век?
У «Доброключений» есть и особенность. Герой книги — человек учёный с энциклопедическими знаниями из области естественных наук, вот только автору этих знаний явно не хватает. Приведу пару примеров.
«Но перед дальней дорогой Луций решил напоследок побаловать себя трапезой в каком-нибудь трактире. Заведение он выбрал скромное, а пищу потребовал самую простую: яичницу с колбасой да кувшин воды – и оказался единственным, кто употреблял здесь сию смесь водорода с кислородом.»
Напомню, 1756 год. Еще не открыты ни кислород, ни водород, да и названия свои они получат не сразу. Никому тем более не известно, что вода — это соединение (не смесь!) кислорода и водорода. Ну и смесь кислорода и водорода при комнатной температуре и атмосферном давлении, естественно, газообразна и называется «гремучим газом».
"– Глупости! – Беттина топнула ногой. – Вы поступили правильно. Гонять зло с места на место безответственно. Вы ведь знаете закон сохранения энергии? Сколько в одном месте убавится, столько прибудет в другом.»
Закон сохранения энергии откроют только в следующем веке.
Но в целом книга понравилась больше предыдущей, особенно если считать, что речь не об исторической прозе, а о некоей либеральной сказке на материале XVIII века с прекраснодушным принцем, его ловким министром-гуманистом, принцессой-феминисткой и ужасными русскими крестьянами, в которых не осталось ничего человеческого, только страх, раболепие и вороватость. Не читаю параллельного цикла, как бы документального, ибо подозреваю, что там всё то же самое, но что простимо беллетристу, нельзя прощать историографу.
Оксана Панкеева «Пересекая Границы»
lammik, 21 августа 2017 г. 16:44
Я всё понимаю, сейчас печатают вообще что угодно, и каждая книга находит своего потребителя. Издатели не щадят читательских мозгов, гораздо важнее прибыль и без того утекающая в песок корсаров от Интернета. Но неужели сами читатели себя так не любят, чтобы потреблять нечто подобное да ещё и на протяжении многих и многих книг. Пусть даже и бесплатно. Ну это бы ладно, в конце концов взрослые люди вправе убивать время своей жизни так, как им заблагорассудится. Но почему одни посетители сайта так не любят других, выведя «Хроники странного королевства» в число лучших фэнтези-циклов всех времён и на всех языках? Или тут работает эффект, описанный Марком Твеном в «Приключениях Гекльберри Финна» в случае с захватывающей трагедией «Королевский жираф, или Царственное совершенство»? Выражаясь словами автора, она тут «трахает» читательский вкус изощрённо и с фантазией.
Николай Горькавый «Астровитянка»
lammik, 18 августа 2017 г. 10:20
Мне кажется, не все поняли о чём этот цикл. А он совсем не о девочке, которая выжила на астероиде, а потом училась в необычной школе. Он о том, что каждый хозяин своей судьбы. О том, что планы должны соответствовать масштабу личности. Наконец о том, что деньги всего лишь средство для изменения жизни к лучшему. Своей жизни, жизни близких, всего человечества в конце концов. Не тратьте жизнь впустую и обретёте бессмертие в мыслях благодарных потомков.
P.S. Абсолютно непонятны претензии к авторскому слогу. Он заметно лучше, чем у многих как бы профессиональных писателей с огромными тиражами и высочайшим рейтингом на Фантлабе.
Шамиль Идиатуллин «Возвращение «Пионера»
lammik, 7 декабря 2022 г. 11:44
Мне книга показалась максимально манипулятивной. Начиная от псевдонаучного обоснования отправки детей в космос и заканчивая логистическим центром на месте космодрома. Собственно даже абсолютно надуманная угроза от кометы Галлея кажется способом отключить критическое мышление, дальше больше — если мальчик, то из Грозного, если девочка, то из Таджикистана, если полиция, то отморозки и так далее и тому подобное. Ну и так любимые нашими либералами обобщения, которые они легко озвучивают, не разбираясь ни в чём. Ни в производстве (ничего не производится!), ни в науке (ничего не исследуется!), а виноват во всём Сталин. Кто же ещё?
Книга о подростках совсем не для них, а для ровесников автора, им-то он и подмигивает постоянно («Ты у меня баба умная!»), пытаясь достучаться до спрятавшегося глубоко внутри ребёнка с идеалами. Только уж больно грубовато, нарочито, искусственно.
И вообще, пора уже всем нам научиться воспринимать собственную историю целостно, она — процесс непрерывный, безостановочный. Да, было разное, не марш от успеха к успеху. Но и ошибки и трагедии и катастрофы — это всё часть нас самих, такая же определяющая как и победы, свершения и достижения.
lammik, 30 декабря 2019 г. 14:12
За что мы любим «Космоолухов»? Как раз за это, когда посреди отвязного веселья, остроумных шуток и забавных наблюдений появляется щемяще-пронзительный надрез скорлупы из цинизма, что окружает каждого из нас. «Котик», «Овчарка», «Отпусти», теперь вот «Стекло». И киборги нужны Ольге Громыко только затем, чтобы показать людей и раскрыть суть человечности.
Сергей Лукьяненко «Маги без времени»
lammik, 25 декабря 2019 г. 15:09
Во всей истории с Мастером Романовым для меня самым поразительным было то, что есть люди, заливающие время своей жизни в чтение творений никому не известных авторов. И это когда ещё столько всего непрочитанного в мире и каждый год появляется что-то новое и уже точно знаешь, что всего желаемого не прочесть, даже если бросить работу и остальную жизнь.
У Сергея Лукьяненко получился небольшой роман или даже крупная повесть с отличной центральной идеей, крепко увязанными событиями сюжета и довольно изящным финалом, напрочь снимающим возможность и нужность продолжения.
Радует, что автор продолжает заливать время своей жизни в такие вот эксперименты. Однако, на основной вопрос о том, может ли молодой писатель ловко выстрелить из ниоткуда и попасть в центр мишени читательского интереса, эксперимент этот ответа не дал. Ибо, чтобы так писать, надо годами набивать руку и много и при этом разнообразно читать. Всего этого у молодого начинающего нет по определению, не залито нужного количества минут, дней и лет.
В «Магах без времени» нет задора «Императоров иллюзий», допустим, но нет также и ощущения мёртвой, выверенной маркетологами, проектности как в «Заставе». Зато есть ощущение зрелой авторской мудрости вкупе с желанием «тряхнуть стариной».
P.S. Читая финал, не мог не вспомнить «Поцелуй Уробороса» Панова.
Ольга Громыко, Андрей Уланов «Космобиолухи»
lammik, 8 ноября 2019 г. 15:24
Не собирался писать отзыв на «Космобиолухов» — читал давно, всех подробностей не помню. Сразу скажу, что изо всей серии про «космоолухов» первый роман получился самым слабым. Не знаю, чья тут вина, Андрея Уланова или же принципиальных сложностей Ольги Громыко с написанием книг в соавторстве (второй их совместный роман «Плюс на минус» является вообще самой неудачной книгой за авторством Громыко), но уже во второй книге у цикла появится легко узнаваемое собственное лицо, а печать вторичности или же, если хотите, дань уважения предшественникам, останется в прошлом.
Если что, я смотрел «Светлячка» и фильм-продолжение, так вот — мироощущения очень сильно здесь и там различаются. Что и неудивительно, ведь «Космобиолухи» на первой же странице названы пародией и пародируют помимо «Светлячка» много разных книг и фильмов, вызывая радость читательского узнавания. У Ольги Громыко получилось создать действительно смешной цикл, который местами затрагивает очень серьёзные проблемы. «Что есть человек?» «Что такое разум?» Но всё же комедия здесь первична и несмотря на мои многочисленные попытки отыскать сколь-нибудь смешную русскоязычную фантастику (ну не то чтобы ухохатываться, так хоть часто улыбаться), ничего подобного «Космоолухам» обнаружить не удалось.
Ну и наконец, Ольга Громыко — просто хороший писатель и яркое, оригинальное, что важно, явление на нашем фантастичеком небосклоне. Безо всяких скидок на пол и возраст.
Артур Конан Дойл «Пляшущие человечки»
lammik, 19 октября 2019 г. 21:10
Если «Союз рыжих» — мой любимый рассказ о Холмсе, то «Пляшущие человечки» — лучший, на мой взгляд по крайней мере. Тут есть всё, что должно быть в хорошем детективном рассказе — увлекательное начало с загадочными рисунками, работа интеллекта сыщика, причём подробно объяснённая и, наконец, поимка преступника. Возвращение Шерлока Холмса имело бы смысл даже в том случае, если бы ограничилось «Пляшущими человечками». Ибо следить за тем, как красиво мыслит величайший сыщик, во-первых, чертовски увлекательно, а во-вторых, весьма пользительно, особенно в детском возрасте.
Нередко к этому рассказу высказываются претензии относительно того, что
Артур Конан Дойл «Тайна Боскомской долины»
lammik, 10 октября 2019 г. 19:35
Шерлок Холмс настолько популярен, что в голове у читателя обычно получается довольно смешанный образ из прочитанных книг Артура Конан Дойла, книг его подражателей, кино и телефильмов, а у кого-то, чем чёрт не шутит, и радиопостановок. Но во всём этом нет человека, есть только функция — живая машина для расследования убийств не без странностей типа игры на скрипке и доктора рядом, но тем не менее.
А вот если взять и перечитать в уже сознательном возрасте самого Конан Дойла, то бросается в глаза изменение самого Холмса. В «Этюде в багровых тонах» это один человек — высокомерный и тщеславный, сознательно ограничивающий свою картину мира видами глин из лондонских предместий, сортами табака и т. п., поймавший Джеффферсона Хоупа, несмотря на то, что тот, отомстив негодяям, сделался абсолютно безобиден, и Холмс об этом знал. В «Знаке четырёх» Холмс не то, что бы радикально изменился, но вдруг стал весьма начитанным сыщиком со склонностью к приёму наркотиков от скуки, к месту вставляющим цитаты знаменитых иностранцев, при этом он легко передал лавры по раскрытию громкого дела инспектору Джонсу, правда, вволю оттоптавшись на умственных способностях последнего. А вот в сборнике «Приключения Шерлока Холмса» перед нами уже некто третий, не просто умный, но мудрый, и в «Боскомской долине» данное обстоятельство проявляется наиболее зримо. Не правосудие, но справедливость торжествует в финале. Уважаемые рецензенты не разглядели в рассказе положительного героя? Но он есть, есть. Это скромный лондонский сыщик, решивший, что всё должно закончиться правильно, и это здесь главное.
lammik, 27 июня 2019 г. 19:42
В Галактике творится нечто ужасное. Стоит только цивилизации достичь определённого технологического уровня, как тут же — хлоп... и по всей планете одни чёрные маки. Но, по счастью, Человечество чаша сия миновала и вот уже Земля является частью Соглашения, что регулирует отношения между самыми развитыми разумными и их взаимодействие с теми, кому пока меньше повезло. Жизнь не стоит на месте, кто-то рвётся к межзвёздным путям, чтобы присоединиться к Соглашению в качестве бонуса, а кто-то в одночасье самоуничтожается.
Не буду писать про «сильную фантастику и сильный детектив», ибо фантастика крепкая, а детектив без разгадки и не детектив вовсе. Но если кто-то скажет, что Лукьяненко-де и здесь уже не тот, то тому критику лучше подумать о том, что дело может быть в нём самом, ибо Сергей Лукьяненко выдал образец своей прозы времён «Императоров иллюзий» и даже поглубже, если разобраться, но всё равно это проза для старших подростков, а людям свойственно с возрастом меняться.
Используя шахматную аналогию, «Порог» — это даже не дебют партии, а расстановка фигур. Но все они на своих местах и искренне надеюсь, что будущая игра никого не разочарует.
P.S. Рискну предположить, что Ракс — это единый кибернетический организм.
P.P.S. Умилил авторский поклон в сторону братьев Стругацких — «Dumkopf! Rotznase!».
Вадим Шефнер «Девушка у обрыва, или Записки Ковригина»
lammik, 18 сентября 2018 г. 14:35
Перед нами разворачивается история жизни гениального изобретателя аквалида Андрея Светочева, описанная его другом с детских лет Матвеем Ковригиным. Далёкий от технических наук Матвей описывает изобретение аквалида и историю любви Андрея и Нины, пропуская все события через фильтр своего сознания весьма далёкого от объективности. Тем не менее, читатель «Записок Ковригина» едва ли избежит чувства тихой тоски и щемящей сердце грусти. Хотя, казалось бы, автор описывает события с эмоциональностью какого-нибудь ЭОЛа или САВАОФа.
Второе прочитанное произведение Шефнера и опять про скромного гения, опять довольно сложное и многослойное. Первое, что бросается в глаза, это, конечно, полная нереальность описываемого мира даже по меркам советской фантастики. Не сказал бы, что речь о пародии, скорее о некоторой иронии и лёгком подтрунивании. Все эти роботы с именами от Поэтов, вплоть до самых бесполезных. Чего стоит утешитель родственников покойного АВГУР или сообщающий отцам о рождении ребёнка ГОНОРАРУС с соответствующим полу новорожденного букетом. Отмена денег и марок с сопутствующим бунтом филателистов. Универсальный материал из воды. Полагаю, всерьёз воспринимать такой вариант будущего было сложно ещё в 60-е годы прошлого века. Но на то она и сказка.
История Андрея Светочева — это история Прометея XXII века, одарившего Человечество (в случае данной книги только так, с большой буквы), удовлетворившего свою жажду познания и выгоревшего дотла, потеряв Цель жизни и Любовь этой самой жизни.
Хочу написать пару слов в защиту Матвея Ковригина. Да, он мелкомасштабен и узколоб, о чём прямо пишет автор и что особенно ярко бросается в глаза на фоне Андрея. Но при этом он целеустремлён (все свои проекты на 5 тысяч экземпляров довёл до конца), скромен (убрал ветку в тайге, чтоб не пугать Надю), смел (остался на острове для проведения эксперимента и спас друга на реке), в чём-то даже благороден (принял выбор Нины без истерик и с достоинством).
Немного удивило, что при всеобщем коллективизме (двери не запираются, каждый может вселиться куда-угодно без стука даже, коммунализация опять же) планета спокойно смотрела, как открывший ей путь к звёздам, медленно изводит себя в одиночестве. Я уж не говорю, что единственным средством борьбы с депрессией в XXII веке оказался самогон старого Чепьювина (тоже очень колоритный и запоминающийся персонаж).
Особо понравился жизнеутверждающий эпилог повести. Чувствуется вера автора в то, что раз за разом новые Прометеи будут дарить людям огонь знания. При этом, чтобы расцвёл гений, нужны и простые, не хватающие звёзд с неба трудяги от науки.
lammik, 20 марта 2018 г. 10:47
В затерянную в уральской тайге деревню Полуехтовы Ручьи прибывает фольклорная экспедиция из областного центра Свердловска. В деревне той всё необычно — говорящий ворон, стреляющий из пушки медведь и восхитительное буйство природы. Но есть, есть и злые люди, которым не терпится использовать местные чудеса в своих корыстных целях.
Великолепная сказка с элементами детективного расследования. Написана прекрасным булычевским языком с уважением к истории и не только Большой Истории России, но и маленькой уютной уральской деревеньки, которую жалко отдавать под санаторий. Сразу приходит на ум Великий Гусляр и его беспокойные обитатели, только Полуехтовы Ручьи ещё дальше от столиц и быстро убегающей цивилизации.
P.S. Очень странно читать претензии к повести по части отсутствия реализма. Писатель, очевидно, и не ставил задач подобных. Кому хочется реализма историй о депрессивных деревнях, у того есть масса книг, написанных с разной степенью таланта и в разное время. Кому хочется соцреализма о повышении надоев и урожая с гектара, то и в этом найдутся желающие помочь. А вот создать такой «Царицын ключ» мог только Кир Булычев. И повесть эта одна из лучших, что писатель оставил нам в наследство.
lammik, 14 января 2018 г. 09:16
История полёта коротышек на Луну, рассказанная ими самими, сюжет постоянно переворачивается с ног на голову, куда там Найту Шьямалану. Это ни в коем случае не извращение мира Николая Носова и не издевательство над коротышками, а дань уважения первому и проявление искренней любви ко вторым.
Действительно вспомнился Карен Налбандян с деконструкцией мира Алисы Селезнёвой.
Читать строго тем, кто уже одолел трилогию про Незнайку.
Владимир Михайлов «Ручей на Япете»
lammik, 19 мая 2021 г. 10:23
Из Дальнего космоса возвращаются герои. Космический корабль «Ладога» с экипажем из двух человек должен подготовить торжественную встречу «Синей птицы» на Япете...
Потрясающе точный в психологии персонажей и в описании ситуации, при том ничуть не устаревший рассказ. Познавший изнутри «космическую кухню» пилот Брег, который понимает, что любой полёт может стать последним, ибо и в Солнечной системе бывает всякое и высокомерный, раздражающий по ходу чтения репортёр Сивер, который, хочется верить, получил важный урок, что не забудется в дальнейшем.
Остаётся только надеяться, что когда люди отправятся к звёздам, изменятся не только технологии, но и они сами. Собственно, советская фантастика в своих лучших проявлениях именно об этом.
Евгений Войскунский, Исай Лукодьянов «Формула невозможного»
lammik, 25 июля 2020 г. 17:57
В наше время повесть воспринимается как жёсткая сатира на общество потребления. Всё чаще мелькают прогнозы, что та или иная профессия исчезнет благодаря автоматизации — шофёры, продавцы, бухгалтеры, адвокаты. Огромен сей список. Зато всем дадут по гарантированному доходу. Вот тогда и заживём. Не могли Войскунский с Лукодьяновым предвидеть исчезновения кинокамер с перфокартами, а вот появление элоев — вполне. Тем более, что при наличии роботов морлоки просто не понадобятся.
И пусть земные «прогрессоры поневоле» одним махом разрубили узел местного эволюционного тупика, что слабо вяжется с обычной деликатностью обитателей коммунистического далёка, но желающие могут предложить альтернативы. У меня вот их просто нет.
Повесть здорово напомнила булычевских «Пленников астероида» (в девичестве «Ловушка»). Только «Формула невозможного» увидела свет гораздо раньше, да и образ «карусели смерти» на детскую психику едва ли благотворно повлияет.
P.S. Позабавило, что программисты деградировали последними. Изучайте программирование! А изучив, никогда не создавайте роботов без инсталляции Трёх Законов Роботехники!
Артур Конан Дойл «Голубой карбункул»
lammik, 12 октября 2019 г. 09:51
Незадолго до Рождества в гостинице «Космополитен» из шкатулки графини Моркар был украден драгоценный камень, известный как «Голубой карбункул». Непостижимым образом этот камень оказался в зобу гуся, которого мистер Питерсон обнаружил на улице, брошенным убегавшим прохожим. И только знаменитому сыщику с Бейкер-стрит дано проследить весь путь карбунукула из шкатулки графини до гусиного зоба.
Чудесная рождественская история, последнюю страницу которой переворачиваешь с улыбкой на лице. Тот самый пресловутый «дух Рождества» наполняет рассказ праздничным сиянием, что-то подобное ощущаешь при чтении «Даров волхвов» О. Генри. Холмс в очередной раз поступает не по закону, а в соответствии со своим чувством справедливости, и я в очередной раз поражаюсь изобретательности Артура Конан Дойла и развитию образа Холмса всего за несколько лет литературной жизни героя.
Великолепен урок дедуктивного метода, что даёт Холмс своему другу на примере шляпы Генри Бейкера, ничем не уступает эпизоду с часами из «Знака четырёх».
С камнем всё не так просто. Читая рассказ в детстве, я решил, что речь о голубом бриллианте.
«В больших старых камнях каждая грань может рассказать о каком-нибудь кровавом злодеянии. Этому камню нет еще и двадцати лет. Его нашли на берегу реки Амой, в Южном Китае, и замечателен он тем, что имеет все свойства карбункула, кроме одного: он не рубиново-красный, а голубой. Несмотря на его молодость, с ним уже связано много ужасных историй. Из-за сорока граней кристаллического углерода многих ограбили, кого-то облили серной кислотой, было два убийства и одно самоубийство. Кто бы сказал, что такая красивая безделушка ведет людей в тюрьму и на виселицу! Я запру камень в свой несгораемый шкаф и напишу графине, что он у нас.»
Но карбункулом, оказывается, называли гранат. Никакого углерода гранаты не содержат, тут писатель ошибся, а вот голубыми действительно бывают.
Артур Конан Дойл «Знак четырёх»
lammik, 9 октября 2019 г. 13:59
Не все рассказы и повести из цикла о Шерлоке Холмсе одинаково хороши. Но «Знак четырёх», как одна из тех жемчужин, что получала Мэри Морстен, достоин оказаться нанизанным на чётки любого собрания избранных произведений о великом сыщике и его помощнике. Шерлк Холмс, который в «Этюде в багровых тонах» ничего не слышал про Коперника и гелиоцентрическую систему мира, переживая за пространство своего мозга, начинает цитировать в оригинале Ларошфуко и Гёте. И уж, чтобы совсем удивить читателя, роман начинается со сцены внутривенного приёма кокаина.
Сам роман, как и предыдущий, оказывается историей мести, жажда которой вела преступника через моря и границы, только на этот раз не из Америки, а с противоположного края земного шара — из Индии. По Борхесу все сюжеты мировой литературы сводятся к поиску сокровищ, осаде/обороне крепости и возвращению домой. В этой логике любой детектив можно назвать поиском сокровищ, но здесь он становится буквальным. Сказочные сокровища индийского раджи приносят горе и гибель всем тем, кого обуяла алчность, а оттого их судьба кажется правильной и справедливой.
Нельзя не вспомнить, что Борис Акунин писал своего «Левиафана» явно не без влияния «Знака четырёх», уж слишком много пересечений. И стоит отметить, что выбор блистательного аристократа Эраста Петровича Фандорина совпал с выбором безграмотного Джонатана Смолла (по крайней мере касательно участи драгоценностей индийского раджи).
«Знак четырёх» был бы не столь обязательным для чтения как «Этюд в багровых тонах», если бы не две сцены — с часами Уотсона и возвращением Холмса, загримированного под старого моряка. Читать их — отдельное огромное удовольствие.
Есть ощущение, что столь оперативно сведя доктора Уотсона с Мэри Морстен, автор пытался поставить точку в приключениях Шерлока Холмса в первый раз, но читатели бы не поняли, конечно. Спасибо им от имени всех тех людей, что вот уже несколько поколений продолжают восхищаться великим сыщиком-любителем с Бейкер-стрит 221б.
lammik, 10 сентября 2019 г. 14:36
2082 год. В небе Земли вспыхнули мириады огоньков. Вспыхнули и погасли — нас посчитали и запечатлели. Осталось выяснить — кто и зачем это сделал. С этой целью к границам Солнечной системы отправляется корабль «Тесей», несущий на борту нескольких не совсем людей и одного совсем не человека...
Hard science fiction. Слово «hard» означает не только «твёрдый», но и «трудный», «тяжёлый». И в данном случае семантика не подвела. Книга читается и тяжело и трудно, а уж людям с гуманитарным мышлением и соответствующими образованием её стоит отложить сразу, тогда удастся избежать массы ядовитых как кубомедуза отзывов и острых как клыки вампира насмешек над авторским умением укладывать мысли в слова и абзацы. Но, дорогу осилит идущий. И постепенно, шаг за шагом, ощетинившийся терминами и плюющийся в читателя далёкими от лучших образцов словесности фразами, роман открывает своё в целом глубоко запрятанное очарование, яркие авторские идеи, а уж в финале откровения посыпались как майские градины — одна за другой, пробивая читательский скепсис и утомлённость от картин мира столь недалёкого будущего.
«Ложная слепота» — это жемчужина фантастики, но лежащая даже не внутри раковины, а внутри морского ежа-мутанта и стоит много раз подумать прежде, чем к нему подойти.
Сергей Лукьяненко «Линия Грёз»
lammik, 27 июля 2019 г. 20:35
Признаюсь, первый раз садился читать «Линию Грёз» с некоторой опаской. «Master of Orion» не просто одна из пройденных не единожды игр, а однозначно самая любимая. Соответственно было опасение, что идеи создателей игры подвергнутся беспощадной вивисекции и на выходе получится беспомощный фанфик по типу васильевского UFO. И тут, надо признать, Сергею Лукьяненко удалось удивить — книга написана не для фанатов игры, она прекрасно читается даже теми, кто об игре ни разу не слышал. Хотя для игравших названия типа Таури, Горра, Ментар, Меклон и Урса звучат как музыка. Из описаний в пару строк на экране выбора расы Сергей Лукьянеко смог создать живые и объёмные образы крайне опасных булрати, уравновешенных силикоидов, полумашин-мекларов (здесь меклонцы, но мы то знаем), ужасных паразитов-дарлоков (за идею писателю отдельное спасибо).
Да, по своей сути «Линия Грёз» — стандартный космический боевик с «поиском сокровища», но выполненный качественно с литературной точки зрения и при всём при этом поднимающий вопросы бессмертия и выбора судьбы, выбора судьбы целой расы одним её представителем. Идеи эти найдут развитие в «Звёздной тени». Ведь по сути Врата Теней — это аТан и Линия Грёз в одном флаконе.
Из 2019 года отлично видно, что конец прошлого века был для писателя временем, когда он действительно создавал миры просто потому, что не мог иначе. Искусство ещё не стало ремеслом. Есть надежды на «Соглашение», посмотрим...
lammik, 25 января 2019 г. 13:19
1980 год. Где-то в далёкой Москве проходит Олимпиада-80, а на берегу Волги в пионерлагере «Буревестник» творится нечто ужасное и фантастическое одновременно. Силы тьмы готовятся собрать кровавую жатву и противостоять им могут и готовы только пионер-идеалист Валерка и пионервожатый-второкурсник Игорь.
Во-первых, стоит отметить абсолютную точность попаданий автора в реалии времени. Каждая строчка, каждый диалог погружают читателя в атмосферу пионерлагеря 80-х, узнавание деталей гладит участки мозга, ответственные за ностальгию, даже если пребывание в пионерлагере не оставило никакого желания туда возвращаться.
Во-вторых, нельзя не сказать, что написано очень смешно. По крайней мере до появления вампиризма и всего, что с ним связано, я смеялся едва ли не на каждой странице.
В-третьих, при всей прозрачности аллегории «страна как пищеблок», натяжек нигде нет. Всё это было. И общее безразличие к происходящему, воровство на рабочих местах, лицемерие комсомольских и партийных работников. Из песни слов не выкинешь. Но при этом роман никак не должен восприниматься как этакий наезд на Советский Союз или тем более на левые идеи. Да в 80-е стратилаты сидели по обкомам и горкомам, в 90-е побеждали на залоговых аукционах, в 2000-е, если судить по полковнику Захарченко, надели погоны и сели на финансовые потоки. Сразу скажу, это не значит, что все партработники, бизнесмены и силовики пьют кровь из страны. Есть масса достойных людей и в бизнесе и в системе МВД. Просто так получается, что стратилатам нужна кровь, и стремятся они оказаться там, где она есть.
lammik, 12 октября 2018 г. 16:29
Джулио Фератерра обожает оперную музыку и готов на всё, чтобы попасть на концерт в замок графа Буодельмонте. После концерта к нему подошёл человек, представившийся доктором Алляром из Бельгии. Алляр готов даровать Джулио голос посредством хирургической операции на мозге...
После прочтения сразу возникает множество мыслей и все на разные темы. Сейчас попробую высказать по порядку.
1. Форма повествования в виде монолога старого итальянского парикмахера. От его речи просто невозможно оторваться. Так и представляешь его — в возрасте, загоревшего под щедрым солнцем родной Италии, слегка сгорбленного от характера работы, но при этом по-южному говорливого и словоохотливого, жадного до новых лиц и впечатлений.
2. Весь этот итальянский колорит, словечки, восклицания, поступки, лица. Точное попадание в мои представления об этой стране.
3. Музыка, опера, bel canto. Написано со знанием и восхищением предметом. Не мог удержаться и прерывал чтение ради того, чтобы послушать упомянутые в тексте арии и мелодии.
4. Столкновение лёгкого итальянского мира и северного сумрачного гения в лице Аллюра, которому не интересна музыка, да и наука — только инструмент для получения денег, о чём прямо пишет автор.
5. Не могу не отметить полную бездарность бизнес-плана доктора Аллюра. Ведь это основы маркетинга — исходить надо из потребностей целевой группы.
6. А ещё это рассказ про настоящую любовь, которой не важны титулы и поклонение окружающих.
Финал рассказа дарит надежду на то, что не переведутся таланты в народе итальянском и мы ещё не раз услышим чарующие южные голоса, звучащие на всю планету.
Кир Булычев «Похищение чародея»
lammik, 21 марта 2018 г. 19:58
Анна решила провести свой отпуск в тихой белорусской деревне, в доме своей тёти, которая улетела на отдых в Крым. Ведь после города в деревне можно отлично отдохнуть, а если всю жизнь прожил в деревне, то смена обстановки просто необходима. Неожиданно планам Анны провести несколько недель в уединении на фоне пасторали помешали два незнакомца, умеющих быстро и ловко решать любые вопросы, что с властями, что с небогатыми родственниками. Вот только не на ту напали, тем более, что все обстоятельства так и кричат, что впереди самое невероятное приключение в жизни и самая замечательная тайна.
Кир Булычев немало написал о перемещениях во времени, даже придумал Московский институт времени и его директора Ричарда Темпеста. Но повесть «Похищение чародея» в ряду других его произведений с темпоральной составляющей стоит особо. Во-первых, здесь есть концепция временной спирали, а значит по прошлому куда угодно не полетаешь, а в будущее потомки путь закрыли. Во-вторых, сами путешествия используются с оригинальной целью — выявить и извлечь из прошлого гениев, что смогут применить свой дар в любое время. Тут у меня сразу возник вопрос — неужели люди, столь сильно продвинувшиеся в физике, не смогли столь же далеко продвинуться в генетических исследованиях, чтобы плодить гениев по заказу в любой области человеческих знаний и умений?
Приключенческая повесть, написанная прекрасным языком. Как всегда, когда Кир Булычев описывает исторические события, к нему на помощь приходит Игорь Можейко, а уж этот дуэт выдаёт на-гора только первоклассные тексты как с литературной, так и с научной стороны.
lammik, 14 февраля 2018 г. 19:29
1918 год. После бакинских событий 1914 года Эраст Петрович Фандорин пребывает в коме. Верный Маса делает всё, чтобы вернуть к жизни господина. Бывший имперский контрразведчик, а ныне красный офицер, Алексей Романов прибывает в Москву по срочному вызову из ЧК. Судьба сведёт их вместе на фоне драматичных событий Гражданской войны в южнорусских степях...
Не буду описывать историю своего знакомства с Эрастом Фандориным, к делу это не относится. Да и цикл книг о нём не настолько ровный, чтобы воспринимать его как единое целое. В данном романе Борис Акунин наконец ответил на множество вопросов. Теперь мы знаем то, как появился на свет Александр Эрастович Фандорин, как пристало вести себя благородному мужу во время войны своих со своими, как Алексей из Романова становился Октябрьским и даже судьбу Варвары Андреевны Суворовой, с которой Фандорин расстался в конце «Турецкого гамбита».
Видимо финал саги Акунин продумывал давно. Поэтому и книга получилась гораздо увлекательнее и живее трёх предыдущих. Небезынтересен оммаж творчеству Игоря Болгарина, не припоминаю чего-либо подобного у Акунина раньше.
Надеюсь, что когда-нибудь мы узнаем о дальнейшей судьбе верного Масахиро Сибаты и поподробнее о службе в госбезопасности Алексея Романова-Октябрьского.
Кир Булычев «Сто лет тому вперёд»
lammik, 18 декабря 2017 г. 07:57
Сюжет и героев повести «Сто лет тому вперёд» знают все. Если и не из книги, то из многосерийного фильма Павла Арсенова «Гостья из будущего». Мальчик Коля из конца 70-х удачно сходил за кефиром, получив доступ к машине времени и, не долго думая, отправился в XXI век. Оказавшись в родном городе, только на 100 лет позже, Коля не растерялся и занялся осмотром местных достопримечательностей — посетил Московскую станцию юных биологов, Космопорт и Космозо. В Космозо Коля встретил Алису Селезнёву и спас уникальный прибор миелофон из цепких рук космических пиратов, знакомых нам по «Путешествию Алисы» Крыса и Весельчака У. Затем Коля вернулся в своё время, а за ним увязались Алиса и пираты. В результате серии удачных совпадений Алиса становится одноклассницей Коли, показывая невероятные по меркам XX столетия способности. После вмешательства временщика Николая Николаевича всё благополучно разрешается — миелофон у Алисы, пираты упакованы, школьники 6-го б всю жизнь будут помнить девочку из будущего.
Невольно начинаешь сравнивать с фильмом и понимаешь, что и книга и фильм одинаково хороши. Особенно принимая во внимание бюджетные и технические ограничения кинотворцов. Тем более, что принципиальных отличий между сценарием и книгой не так уж и много. В книге нет робота Вертера, соответственно в будущем нет и состязаний роботов-гитаристов, прости Господи. Коля не Герасимов! Благодаря этому в книгу добавлен детективный элемент, вместе с Алисой и Юлей мы до конца так и не знаем, какой же Коля сгонял в будущее, в первой части книги фамилия Коли ни разу не упомянута. Из фильма вырезаны станция биологов, профессор Рррр и капитан Полосков, что понятно, ведь с ними мы познакомились в предыдущих частях цикла. Читая, постоянно вспоминаешь целые сцены из фильма, даже те, что несколько отличаются в киношном и книжном вариантах. Понравилось, что пиратам пришлось устроиться на работу. При этом Крыс, с его-то способностью, прекрасно мог бы жить и без миелофона. Весельчаку, конечно, посложнее.
Замечательная книга, которую наряду с «Путешествием Алисы» можно смело рекомендовать всем — детям, подросткам, взрослым и тем, кто вообще не любит фантастику и даже тем, кто вообще не любит читать.
Дмитрий Глуховский «Метро 2033»
lammik, 28 июля 2017 г. 09:02
Изо всех плюсов книги можно выделить только интересную задумку. Но вот дальше идут сплошные минусы. Читать тяжело, через слог автора приходится буквально продираться. Сюжет постоянно провисает, разумных объяснений происходящему просто нет. Не читал других книг цикла и допускаю, что в них приведены адекватные причины событий первой части. Но заставить себя их читать после такого вот задела просто не могу.
lammik, 9 декабря 2022 г. 21:56
Время идёт, Тайный город стонет под тиранией Консула, многие уважаемые тайногородцы разбежались кто куда, молодёжь фрондирует по модным кафешкам, навы отсиживаются в Цитадели. А вот у Марины Брич появился ангел, не то чтобы хранитель, скорее наоборот. Лиссет Кумар продолжает входить в наследство Клопицкого при помощи мудрого попугая, Урбек Кумар делает свой гешефт, Красные Шапки промышляют криминалом.
Вроде бы всё как всегда. И уж точно ангел поинтереснее будет, прости, Спящий, птицы Какнис. Но в лучших книгах цикла в глазах действующих лиц горел огонь, им всё это было жизненно интересно, всё вокруг так и бурлило. А теперь действие всё больше похоже на сходку пенсионеров, которым есть что вспомнить, как говорится. Собственно, уставший до чёртиков Ярга является отражением всего цикла. Ему прямо сочувствуешь, видя, как он мучается. Заслужил он почётную пенсию. Ну и в лучших книгах цикла Красные Шапки отвечали не только за актуальный юмор, они двигали сюжет, внезапно вмешиваясь в сложнейшие планы Великих Домов. А сейчас где-то параллельно отыгрывают повестку про «испуганных патриотов» и полковника Захарченко с квартирой-сейфом. Среди всего прочего автор так и не раскрыл нам тайну воскрешения Сантьяги. Может сам не придумал? Куда опять же девался победитель Консула и мой любимец уйбуй Копыто? А драконы так и плавают в океане никем не замеченные? «Югославы» с Выселок тоже где-то прячутся.
Вот так и начнёшь задумываться о том, что стоит эту Вселенную смахнуть с доски, чтобы познать уже наконец новую. Останавливает только то, что здесь уже всё знакомо и привычно, а новая может оказаться куда как нуднее и унылее.