Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «drogozin» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 2 мая 2010 г. 10:25

Апрельский номер "Если" я бы назвал парадом нереализованных возможностей. Лучше всего это продемонстрируют отзывы на произведения. Начнём как обычно с худших.

8. Дэйв Крик "Похититель Адрианы"оценка 5

Бесконечно вторичный рассказ, автор которого прекрасно знаком со всеми штампами современного научно-фантастического видения близкого будущего. Орбитальные поселения, нано-био-инфотехнологии. Всё это было у Суэнвика, Стерлинга и прочих. И это не было бы так плохо, если бы не сам рассказ. А он совершенно беспомощен в плане сюжета, который нелогичен, оторван от идеи, а самое главное — неинтересен.

ссылка на полный отзыв

7. Владимир Ильин "Программист"оценка 5

Теория (точнее теории) о воздействии слова на людей интересует многих. Об этом говорят хотя бы тиражи и количество НЛП-шных брошюрок. Кто из нас не мечтал одним словом заставлять людей плакать или смеяться. И данный рассказ начинается очень перспективно и захватывающе. Но тему автор не потянул. И рассказ вылился в глупую беготню, которая закончилась ничем.

ссылка на полный отзыв

6. Адам-Трой Кастро "Чикец"оценка 6

Очередная неудачно реализованная идея. На сей раз идея "ксенолитературы" и "ксенокритики". В начале произведения я просто облизывался, предвкушая как весело и интересно можно было это реализовать. А получилось скучно и неправдоподобно.

ссылка на полный отзыв

5. Вячеслав Басков "Падуанский портной"оценка 7

Приятный ироничный рассказ, небанально реализующий вечную тему лишнего маленького человека в безразличном обществе. Но на сей раз он поймает свою синюю птицу.

ссылка на полный отзыв

4. Фёдор Березин "Часовые периметра"оценка 7

Семёрка — это чрезвычайно завышенная оценка для этого сырого рассказа. Текст схематичен и сух, герои совершенно непроработаны, а о принципах построения сюжета в малой форме автор явно даже не слыхал. Но какие идеи! Размах грандиозен, потенциал — колоссален! Это твёрдая НФ. Не дотягивающая до звания литературы, но смелая и безкомпромиссная. Будем надеяться, что Березин сделает выводы и обретёт когда-нибудь стиль и драматургию, не растеряв по дороге смелость и размах.

ссылка на полный отзыв

3. Николай Горнов "Зародыш"оценка 7

В заглавной повести номера мы опять имеем потрясающую идею с которой автор не справился. Возможностей для реализации потенциала данной идеи было масса. Как философских и социальных, так и приключенческих. Но ничем этим автор так и не воспользовался, ничего кроме беготни и оборванной концовки нам так и не предложив.

ссылка на полный отзыв

2. Том Лигон "Встреча в небесах"оценка 8

Психологически достоверный и классно написанный рассказ. На первый взгляд он о супердостоверном компьютерном симуляторе воздушного боя, а на самом деле — о человеке, который живет своей мечтой. И готов отдать всё в своей скучной жизни, чтобы хоть раз вдохнуть полной грудью запах неба, самолёта и воздушного боя.

ссылка на полный отзыв

1. Евгений Гаркушев "Выгодная работа"оценка 8

А вот этот автор явно привык выжимать всё из своих идей. У него получился крепко сбитый, ироничный и глубокий рассказ на тему относительности наших сегодняшних ценностей. Первое место в номере.

ссылка на полный отзыв


Статья написана 11 апреля 2010 г. 08:30

Визитной карточкой журнала Полдень 21 век для меня давно стала уникальная неровность текста, когда в одном номере замечательные вещи могут соседствовать с произведениями, которые даже на Самиздат выкладывать стыдно. Не стал исключением и апрельский выпуск.

Начну, как повелось с худшего.

Геннадий Прашкевич, Алексей Гребенников "Юрьев день"

Во-первых заглавная повесть номера. Не стану заранее (до прочтения окончания повести) выставлять оценок. Однако начало меня не впечатлило. Как и в некоторых других произведениях новосибирского писателя, создаётся впечатление, что форма довлеет над содержанием. При этом избираемые автором художественные средства вызывают отторжение. Не знаю, что из этого выйдет. Увидим в мае.

6. Валерий Брусков "Медитация"оценка 3

Неудавшийся философский микрорассказ. В таком деле ошибки не прощаются — "или пан или пропал". В случае Брускова имеет место как раз второй вариант — пусто, несмешно и бессмысленно.

отзыв

5. Константин Ситников "Заговор старичья"оценка 4

Мой разум не смог принять идею, которую автор вложил в рассказ. Совершеннейшая глупость, над которой можно в лучшем случае посмеяться. При этом изображённая неплохим языком.

отзыв

4. Андрей Собакин "Моя гостья из будущего"оценка 5

Про этот рассказ трудно сказать что-то действительно плохое. Если воспринимать его вне контекста более чем столетней истории научной фантастики. Количество таких историй не поддаётся подсчёту. Ни грамма оригинальности.

отзыв

Высшая лига

3. Евгений Акуленко "Глюк"оценка 7

Безусловно, этот рассказ не безупречен. Язык не такой гладкий, как мог бы, жаргонизмы отпугивают. Но идея потрясающая (хоть и не полностью оригинальная), а концовка (вечная беда молодых авторов) просто отличная.

отзыв

2. Ольга Артамонова "Гадкий Барби"оценка 8

В начале рассказ активно не нравился. Отталкивала избранная примитивная стилистика, да и антиутопией, где сжигают книжки нас давно не удивишь. Однако по мере чтения, тексту удалось захватить меня, как читателя полностью. Вероятно за счёт чего-то очень личного, сквозящего в каждой строчке рассказа. Чего-то, что также близко и мне.

отзыв

1. Мария Познякова "Универсальная машина"оценка 8

Данный рассказ меня удивил и его я ставлю на первое место. Трудно было ожидать от 25-летней дебютантки такого глубокого произведения. Пока что один из лучших рассказов, читанных в этом году. Имеющий ту особенность, которая и отличает настоящих фантастов: способность смотреть с другой стороны.

отзыв

Как видим номер получился очень удачным — нечасто в Полдне выходит сразу 3 приличных вещи. А остальное, ну что ж тут поделаешь.

Приглашаю к обсуждению. Здесь или в соответствующей ветке форума.


Статья написана 10 апреля 2010 г. 10:04

Когда я дочитал книгу до конца, моей главной мыслью было «Как ХОРОШО, что этот замечательный автор не так талантлив и всё испортил в конце». Потому что мысли из этой книги – это опасное знание. Попробую объясниться.

«Свободная воля». Существует ли в природе эта эфемерная субстанция? Действительно ли мы выбираем сами свой путь, или любое наше действие лишь результат сложившихся так в данную минуту нейрохимических факторов?

Такие вопросы задаёт Бэккер в своём романе «Нейропат». Устами своих героев он приводит крайне убедительные аргументы, раскладывая по полочкам все самые главные наши чувства и мотивы, всё самое основное, что делает нас людьми. Он наглядно и цинично демонстрирует, как одним разрезом и парой уколов можно лишить человека самой его сути, превратив по сути в другую личность. Люди знакомые с топической диагностикой нервных болезней, подтвердят, что это действительно так.

В таком случае встаёт резонный вопрос: «А существуете ли вообще Вы, как личность? Что есть Ваше драгоценное уникальное сознание?»

По этому пути автор заходит очень далеко, переходя негласную грань дозволенного. Он спрашивает дальше. Если мы согласны с приведёнными аргументами, то над чем тогда мы трясёмся? Мы не можем в первую очередь самим себе объяснить большинство определяющих нашу жизнь вещей. Если всё так химично, то почему мы должны бриться по утрам и не должны никого убивать? Не должны отбирать у той самой бабушки её пресловутый батон хлеба?

Этот путь размышлений ведёт прямиком к саморазрушению.

Как-то так получилось, что я в течение жизни очень много размышлял об этом вопросе, раз за разом к нему возвращаясь. Я принимаю безоговорочно все без исключения доводы Нейла Кэссиди. Но я НЕ ХОЧУ в них верить. По моему мнению, если что и понимать под пресловутым «по-своему-образу-и-подобию», так это именно СВОБОДУ ВОЛИ. Свободу быть хозяином своей жизни. Главный дар.

И я надеюсь призрачным краешком надежды, что Кэссиди не прав и эта искра у меня есть. Может быть как-то так атеисты-материалисты приходят к вере?

Что касается самой книги, то первая её часть набок сносит крышу, а вот вторая на мой взгляд выливается в банальный «остросюжетный-триллер-с-неожиданной-концовкой». То ли Бэккер сам испугался, то ли не потянул взятый замах, но в середине книге он очень ощутимо осадил лошадей, заменив будоражащие откровения на кровищу и гонки по пересечённой местности.

Но может это и к лучшему, ведь оставлять людей наедине с ТАКИМИ мыслями – опасно.


Статья написана 28 марта 2010 г. 11:44

Давно вынашивал эту идею и с сегодняшнего дня решил её воплощать в жизнь регулярно. Я говорю об обзорах основных российских периодических изданий, посвящённых фантастике. На данный момент это "Если" и "Полдень 21 век". Начну с мартовского номера "Если".

Мартовский выпуск "Если" получился тематическим. Произведения, включенные в журнал, относятся к фэнтези и городской сказке. И, надо сказать, номер вышел удачным. По-крайней мере мне он показался лучшим в этом году. Начну обзор с конца, то есть с худшего.

7. Борис Руденко "Наследник"оценка 3

Удивительно беспомощный рассказ, в котором нет ничего. Ни идеи, ни сюжета, а самое плохое — ни единой мысли.

полный отзыв


6. Далия Трускиновская "Проглот"оценка 5

На данный рассказ мне не удалось даже написать внятный отзыв, так как прочтение его не задело ни единой струнки в душе. Ни положительных ни отрицательных эмоций — просто ничего. Там бегают домовята, которые, видимо, должны вызывать умиление. Решают проблемы, которые совершенно неинтересны. Если автор хотела поиронизировать над компьютерной зависимостью, то получилось весьма и весьма плоско.


5. Наталья Резанова "Хозяин железа"оценка 6

Неудачная попытка в очередной раз произвести сплав фэнтези и научной фантастики. Всегда с большим вниманием отношусь к таким экспериментам, но в этот раз получилось пресно и предсказуемо. Хотя идея — хорошая.

полный отзыв


Высшая лига

4. Гэри Дженнингс "Рано или поздно или никогда никогда"оценка 8

Прекрасно написанный иронический рассказ с очевидным двойным дном. Не только весело, но и умно.

полный отзыв


3. Генри Лайон Олди "Смех дракона"оценка 8

Может быть рассказ и задумывался, как дань памяти Говарда, но от Говарда здесь разве что первая треть, действительно напоминающая конанистические похождения. Однако затем рассказ становится всё более серьёзным, вызывает всё больше мыслей, а драматичные кульминация и концовка — просто блестящи. Пародия не получилась — и слава богу!

полный отзыв


2. Сергей Лукьяненко "Человек, который разговаривал с ангелами"оценка 8

Отличный, мастерски написанный рассказ. Интересная идея, динамичный цепляющий сюжет, неожиданная развязка. Что ещё нужно для хорошего произведения?

полный отзыв


1. Святослав Логинов "Ось мира"оценка 9

Заглавная повесть номера — вне всякого сомнения выдающееся произведение, где под маской приключенческого фэнтези прячется глубокое и мудрое размышление о власти и ответственности. Веха в творчестве автора и пока что лучшее из прочитанного в этом году.

полный отзыв

В итоге мы имеем отличный выпуск. 4 хороших произведения — это очень и очень немало.


Статья написана 20 марта 2010 г. 13:11

Если расфокусировать взгляд и попытаться кратко обозначить своё ощущение от «Криптономикона», то это – колоссальная глыба, сверкающий айсберг. Но когда начинаешь вглядываться, понимаешь, что глыба эта не монолитная. Скорее, «Криптономикон» напоминает гору разноцветных драгоценных камней.

Нравится Вам такой вариант или нет, но в «Криптономиконе» Стивенсон рассказывает не одну, а тысячу разных историй, каждая из которых самодостаточна. А вот насколько и как эти кванты информации сложатся в единое целое, зависит уже от Вас. «Криптономикон» крайне требователен к своему читателю, не вынося и выбрасывая гостей поверхностных, невнимательных, неувлечённых. Этот отзыв может показаться излишне личным, но я постараюсь объяснить своё отношение к роману Стивенсона, показав, как я к нему пришёл.

Помнится в своё время мне очень понравилось название книги Макса Фрая – «Книга для таких, как Я». Так вот для меня «Криптономикон» — это как раз и есть «книга для таких, как я».

Читал я его два раза, точнее 2,25 раза.

Начав в первый раз, я проглотил 200 с чем-то страниц и понял, что при чтении теряю массу информации. Что её очень много, текст ей перенасыщен, а у меня в одно ухо влетает, а из другого сами знаете. Была бы другая книжка и бог бы с ней. Но то, что я читал, мне жутко нравилось. И было адски жаль терять хотя бы байт. Кроме того, я решительно не мог взять в толк, что же собственно меня так в «Криптономиконе» ухватило. Цитируя уважаемого Karavaev’а, «нравится, но хрен знает, за что». Я, к сожалению, не Karavaev и не мог позволить себе такой расточительности, а потому бросил чтение и вернулся к началу.

К тому времени я уже взял на вооружение методику Уотерхауса, который был склонен применять приёмы математического анализа ко всем сторонам своей жизни, включая секс и поедание кукурузных хлопьев. Я создал текстовый файл, незатейливо назвал его «Крипта» и начал читать книгу сначала, внося в файл то, что меня так или иначе зацепило или пришло на ум в процессе чтения. Кто-то назовёт меня маньяком или просто чудаком, который занимается какой-то кропотливой писаниной, вместо того, чтобы просто наслаждаться процессом. Но ведь мы с Вами на Фантлабе! В месте, где группа увлечённых людей пытается систематизировать несистематизируемое. Кроме того это занятие меня увлекло не на шутку и я просто не смог бы наслаждаться чтением «Криптономикона» в другом формате.

Литература в целом и «Криптономикон» в частности тоже являются частью вселенной. А значит подчиняются законам. Какой-нибудь мечтательный романтик скажет, что творчество нельзя оценивать по меркам физики или математики и презрительно фыркнет. Ну и пусть с ним, мы и его посчитаем. Кроме того я тоже мечтательный романтик, что мне ни капельки не мешает. Эти закономерности есть и они жестко определяют воздействие текста на читателя. Просто эти внутренние связи настолько сложны, многофакторны и неочевидны, что мы их не видим. Наиболее талантливые из нас их неосознанно ощущают и становятся гениальными писателями. Может быть для того, чтобы взломать эту «Аретузу», нужен компьютер размером с Солнце? Но я, являясь наглым выскочкой, взялся за работу с энтузиазмом, а помогла мне привитая за время написания диссертации системность и усидчивость.

Где-то за 1,75 месяца я закончил читать книгу. В результате мне достался файл с несколькими тысячами «квантов удовольствия», как я их назвал. Я рассматривал их так и эдак, группировал и пытался выявить некие закономерности, но только лишь уяснил, что за деревьями не вижу леса. Безусловно, всё это не было зря, и я смог чётко сформулировать многие мысли, которые до этого были лишь неясным ощущением, но до какого-то более глубинного понимания было очень далеко. Был сделан вывод – мало информации. Потом появились новые книги, новые мысли и я на время забыл про «Криптономикон».

Недавно я снова перечитал эту книгу. Уже без выписок, более отстранённо и, одновременно, гораздо более осознанно. В этот раз я смотрел телевизор из кресла, а не с расстояния в 5 см, когда изображение состоит из красных, синих и зелёных точек.

И только тогда я понял и смог сформулировать общую причину, за что мне нравится «Криптономикон». Просто за этим текстом мне видится такой человек, как Я (или по крайней мере такой, каким я себя вижу). Из за букв «Криптономикона» на нас смотрит автор, который любит и ценит красоту, но склонен искать систему во всём. Человек увлечённый и увлекающийся. Не такой, как все, немного чудаковатый и потому, как ни странно, успешный. Автор надвигающейся «Системы мира», от которой я даже не знаю чего ожидать...

Нил Стивенсон.





  Подписка

Количество подписчиков: 95

⇑ Наверх