FantLab ru

Все отзывы посетителя drogozin

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Барри Лонгиер «Грядущий завет»

drogozin, 19 августа 2019 г. 07:20

В «Грядущем завете» Лонгиер попытался одновременно продолжить «Врага моего» и сделать что-то новое, уйти от его концепции. Причём уйти он попытался сразу в нескольких направлениях и в итоге не добился успеха ни в одном из них.

--

»-« Минусы

- Основой, главной темой, как и в первой повести остаётся Антивоенный пафос. В этом нет ничего плохого, если это подаётся не в лоб открытым текстом много раз. Автор продолжает последовательно развивать, иллюстрирует новыми примерами положение о том, что война это очень плохо и вообще не решение вопроса. Что надо просто понять друг друга, взглянуть на мир глазами врага.

- Тут возникает второй минус. А кого тут собственно надо понимать? Ведь это же те же люди только в костюмах желтых крокодилов. То, что в первой повести было неважно, в романе, призванном описать подробнее вселенную квадрантов бросается в глаза. Ну, почему драки такие антропоморфные? Те же люди только с тремя пальцами. Такие же дома они строят, на машинах ездят. Даже армия у них такая же, как у Соединенных Штатов Земли (ну конечно, СШЗ). «Офицер девятого разряда, по земному старший сержант», да ладно!

От лица безымянного сержанта автор говорит «То, что представляется логичным вам, не обязательно кажется логичным жабе, никогда не слыхивавшей об Аристотеле. То, что кажется логичным ей, скорее всего представляется лишенным всякой логики вам…» Правильно! Но на деле Лонгиер делает драков полностью антропоморфными. С чего бы они на другой планете выросли вдруг такими же, как люди? Автор постоянно повторяет: мол смотрите какие они разные. А они не разные, это у Брина — Люди и Соро разные. А здесь Драки и Люди одинаковые. Разные только традиции, как, например, у русских и японцев.

- Героиня и её «Развитие» — тоже не заставили меня проникнуться. Так-то тема отличная — ослепнуть и как это будет? Как жить? Но сопереживания героине нет, никого не жалко, никто не интересен. Манипулятивные эпизоды вроде спасения горящих детей не добавляют сопереживания, а самая сильная сцена — это избиение слепой героини сыном Главного Драка в снегу. И то — только из-за своей несправедливости и желания отплатить засранцу. Раздражают эти оказавшиеся бессмысленными флэшбеки про мужа (ах, она проснулась ночью от «Томления по Маллику». Серьёзно??). Секс с Драком — это смехотворно и зачем вообще это было нужно? Что касается слепоты, в переломный момент книги (не буду спойлерить) кажется, что она стала сюжетообразующей, но всё убивает концовка.

- Сюжет и развязка. Где-то в середине книги автор понял, что пишет унылую политическую агитку и решил превратить книгу в «Детектив» и «Политический триллер». Спойлер — Не получилось. Героиня ни с того ни с сего одним махом раскрывает все межпланетные заговоры. Все главные политические лидеры галактики настолько поражены её талантами, что верят ей безоговорочно, приглашают на все совещания, выполняют все её указания. Останавливают войну (которая длилась без просвета много десятилетий), нападают вместе на другую могущественную древнюю цивилизацию. В общем это всё смехотворно.

---

»+« Плюсы

+ Главный плюс книги, это как ни странно «Талман» и вообще всё это учение по которому живут драки.

Отсылки к Талману могут кого-то раздражать, а мне они дали ощущение глубины в отношении цивилизации Драков, без этого мир был бы совсем картонным.

+ И вообще учение о «Талме» мне очень понравилось. Целая цивилизация, которая своей религией избрала не «Дедушку-на-облаке», который, если вы будете себя хорошо вести, даст вам после смерти утолить все примитивные желания, а Постановку правильных целей и поиск способа их достижения. «Жить — значит иметь возможность ставить цели: конкретная жизнь невозможна без выбора. А любой выбор означает постановку цели… Без цели ты просто занимаешь место в пространстве — не только в этой комнате, в этом ковахе, но и вообще во Вселенной. Либо найди цель, либо уступи место другому, имеющему цель».

*

Повторюсь — целая цивилизация исповедует такую религию. Почему люди с ними воюют, а не дружат? Почему люди сами живут не так?

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Стивен Кинг «Ради чего мы во Вьетнаме»

drogozin, 14 августа 2019 г. 16:58

Утомительная, однообразная и очень затянутая нотация на тему о том, что «Война — это очень плохо и посмотрите-во-что-она-превращает-отличных-парней».

Единственный интерес представляют отсылки к событиям «Сердец в Атлантиде» и «Людей в жёлтых плащах». Поэтому в рамках сборника рассказ вроде как на своём месте, создавая под конец книги общее такое тоскливое настроение. Но самостоятельного интереса он не представляет.

Оценка: 4
–  [  5  ]  +

Дэниел Абрахам, Тай Френк «Война Калибана»

drogozin, 17 мая 2019 г. 07:15

Вторая часть цикла, как ни странно, понравилась больше первой.

-

Сеттинг романа тот же — моя любимая полуосвоенная Солнечная система. Интриги корпораций, пираты, выживание на астероидах — всё, как в 1 части.

Плюс «Войны Калибана» по сравнению с «Левиафаном» — это новые герои.

- Во-первых Бабуська-госсекретарь. Читать про её махинации — одно удовольствие, ну и это конечно — самый здравомыслящий герой романа. Десантница — тоже запоминается, а что касается биолога Пракса — то ему в этой книге была делегирована обязанность совершать идиотские поступки, двигающие сюжет (в «Левиафане» этим занимался сам капитан Холден). Но ему (Праксу) как раз таки веришь (есть у него к тому причины и мотивация).

- Что касается главных героев (команды Росинанта) — они такие же пластмассовые. Опять истерики из ничего, идеализированные образы, немотивированные поступки.

-

Сюжет книги опять очень бодрый, читается просто влёт. Недостаток один и он всё тот же — читерство, немыслимая лёгкость, с которой герои всех побеждают. Особенно это касается капитана Холдена на крейсере. Нет никаких сомнений — когда дело дойдёт до разборок с Венерой, победа придёт к команде Росинанта (а именно они будут разбираться с протомолекулой, вы уж не сомневайтесь) в самом конце, но очень легко. Появится какой-нибудь Конь-в-кустах и вся Венера не только очистится, но и станет пригодна для жизни. Из-за этого — немного не интересно.

---

Резюме: Однако, главное для меня при постановке оценки — это то чувство, с каким я закончил чтение. Хочется ли мне продолжать читать цикл, или взять «что-то вроде этого». Ответ — я обязательно буду продолжать читать «Пространство» — отличная приключенческая фантастика.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Андрей Лазарчук, Михаил Успенский «Посмотри в глаза чудовищ»

drogozin, 8 мая 2019 г. 15:36

«Комикс про Тамплиеров для Гиков-гуманитариев»

Культовый роман 90-х, один из краеугольных камней русской фантастики дошёл до меня только в 2019. И мне понравилось.

+ Плюсы

-Во-первых, книга очень хорошо написана. Признаюсь, я не очень люблю творчество Лазарчука и совсем не люблю Успенского. Что там было за соавторство, я не знаю, но получился — какой-то День Победы Русского языка. Читается прекрасно. В книге — множество перлов, которые хочется записать, запомнить, перечитать. Любой человек создающий тексты, ценит моменты, когда читаешь — и завидуешь, что не ты придумал такой оборот. Но стиль — не главное.

-Главное — это конечно герой. В первой же сцене книги этот Гуманитарий наказывает быдло-вертолётчиков. Ну какому ботанику-с-Роскона это может не понравится? Он по-прежнему интеллектуал и Поэт, хоть и колдун. Но ещё — прототип Джеймса Бонда, его уважают все масоны и, при случае он может Втащить так, что мало не покажется. Можете писать всё, что угодно — про стиль и прочее, я Вам не верю. Главная сила Чудовищ — в герое, с которым мы ассоциируем себя.

-Конспирология, иерархия тайных обществ, Аттила, Каббала, Ultima Thule — я все эти X-Files очень люблю, но только когда в книге нормальный сюжет. Здесь он Ненормальный (об этом позже) и, тем, не менее — все эти Гейдрихи в «Бункере просвещённых» со Святым Граалем в Антарктиде — захватывают. Просто люблю эту тематику, а тут — она ещё внутри хорошего текста. Постоянно, всю книгу перескакивал в Википедию, чтобы узнать, кто такой Жаботинский, Беньовский и другие. Чёрт возьми! Да я же вот в декабре 2018 года проходил мимо старой синагоги в Праге и стоял на старом еврейском кладбище возле могилы Рабби Лёва. И абсолютно не проникся! После Чудовищ — я поеду туда снова!

- Минусы

-Главный же минус книги — общее чувство несерьезности происходящего. Это на самом деле похоже на комикс. Кутерьма прохладно поданных исторических персонажей, которые вообще никакой роли в сюжете не играют. Маяковский, Куча фашистов, Ян Флеминг, Ярослав Гашек, какие-то клоны Гитлера, Булгаков, Аттила, Марлен Дитрих появляются на минуту чтобы исчезнуть без следа.

-Происходящее парадоксально похоже на Барочный цикл Стивенсона. Каждый эпизод по отдельности прекрасен. Но все они самостоятельны как кванты, не связаны друг с другом. Короли, колдуны и поэты мелькают как в калейдоскопе. Тут нашлось место и для пародии на классический детектив Агаты Кристи и для мифа в духе «Создал бог из камня 7 разных братьев..» Жуткие и Сильные сцены вроде самоубийства Маяковского чередуются с откровенно юмористическиими отрезками текста. Вторые смотрятся очень неуместно.

-Переключения сюжетных линий между эпохами вносят полную неразбериху. Честное слово — хотелось взять текст книги в Word-формате и переставить главы в хронологическом порядке.

--

В итоге: Прочёл книгу с большим удовольствием, но не совсем понял «Зачем всё это было?»

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Владимир Обручев «Земля Санникова»

drogozin, 8 апреля 2019 г. 18:35

Бесцельная жестокость

--

Поначалу идея книги захватывает. Когда с абсолютно Жюль-Верновским или Конан-Дойлевским настроением герои пробираются через льды к Земле Санникова, когда находят её. Сама идея — отличная, но, после вступления в этот волшебный анклав тепла всё очарование заканчивается.

Литературно книга не представляет никакой ценности. Герои книги — одинаковые, как пятеро пластмассовых солдатиков. Бородатых солдатиков. Невозможно отличить этих Горюнова, Костюкова. Ах да, извините, был же мужик, который просидел всю книжку в сугробе, стреляя разрывными пулями в орлов. А ещё был якут-Горохов, говорящий такими же интеллигентными фразами, как остальные.

Сюжет — это линейное описание прохождения этих «цивилизованных людей» по обнаруженному нетронутому оазису природы с подробным описанием убийства всех встреченных животных.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
...отправились на охоту за несколько километров на восток, где накануне видели семью носорогов.

...Грянули четыре выстрела. Самец рухнул на колени, вскочил, пробежал до опушки и свалился. Самка с детенышем помчалась в противоположную сторону и встретилась с цепью онкилонов

...Детеныш, по-видимому недавно родившийся, отстал от нее, и его остановили собаки, вцепившиеся в складки кожи на его боках. Но им, вероятно, пришлось бы плохо, если бы подбежавшие онкилоны не прикончили малыша копьями

Это происходит всю книгу. В каждой главе (в каждой! без исключения). Это бессмысленно, тупо, дико, непонятно. Это противно читать. Эти убийства животных ничего не дают сюжету, остаётся сделать вывод, что автору это просто нравится.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Эх, упустили дичь! — вздохнул Горохов. — Жеребёночка бы свалить, вкусные они.

В одной главе «герои» с «научной целью» убивают мамонта (чтобы привезти его череп в Москву) и сетуют, что, к сожалению, не удастся убить самку с мамонтёнком, потому что их могут затоптать. Т.е. если бы они могли — они обязательно бы их убили.

Даже в последней главе на Земле Санникова, спасаясь из тонущей, погибающей страны, этот якут Горохов просто так веслом убивает куницу, пытающуюся выжить на дереве. Зачем?

То, что эти «герои» в конце бросят или убьют или сожрут своих собак, я лично ни секунды не сомневался.

У меня нет слов. Люди, поставившие 9 и 10 этой нелепой книжонке, что с Вами не так?

--

Может быть за почти век, прошедший с выхода «Земли Санникова», всё поменялось. Может тогда всё это казалось обычным делом. Ну значит надо оставить эту макулатуру там, где ей место — на пыльной свалке.

Оценка: 3
–  [  8  ]  +

Дэниел Абрахам, Тай Френк «Пробуждение Левиафана»

drogozin, 3 апреля 2019 г. 13:34

Строго говоря, я книгу в этом году перечитывал, т.к. собрался начать «Калибана» и осознал вдруг, что не помню Левиафана совершенно, а оценка 8 стоит. Ничегошеньки не помню — ни героев, ни сюжет ни идею. Странно, обычно я про книги с 8-кой хоть что-то да запоминаю.

Может она не стоила восьмёрки? И вот после повторного прочтения оценку я снизил до 7.

*

Книга очень бодрая, особенно в 1-ой трети. Начало — просто бомба. Когда детектив ведёт следствие в коридорах Цереры — это настоящий атмосферный нуар. Корпорации, орбитальные поселения, пираты, фронтир, немного киберпанка — я всё это очень люблю и готов читать по такой книге в день.

Но где-то в середине Левиафана авторы устали. Начались какие-то неестественные психологические страдания, детектив вдруг воспылал дружбой к незнакомым людям, очень честный капитан продолжил череду идиотических поступков, за которые его нужно бы привязать где-нибудь без интернета, экипаж одного корабля решил все вопросы в Солнечной системе (больше некому), а шайка оборванцев чуть-ли не с рогатками разгромила базу могущественной межпланетной военизированной корпорации.

*

И тем не менее — книга классная, а описанный мир — очень перспективный, хоть и не особо оригинальный.

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Мариам Петросян «Дом, в котором…»

drogozin, 20 марта 2019 г. 15:30

Книга, конечно, сносит крышу. И её сила — не в магреализме, не в ходоках-прыгунах и не в каком-то мифическом взрослении (кто там повзрослел?).

Вам она понравится тем сильнее, чем Вы более одиноки, чем более необычны, чем более интроверт и, если хотите — социопат (в хорошем смысле).

Сила Дома в сотне моментов узнавания. Любое долгоживущее сообщество людей вырабатывает сложную систему символов, неформальных правил, секретов. Хочется быть частью этого. У большинства это было в жизни, а кого не было — тому хочется, чтобы было.

Другая сила Дома — в потрясающих образах героев. Персонажи Дома — это шедевры, я запомню их навсегда. Сфинкс, Стервятник, Слепой, Македонский — гениальные образы. Особенно Слепой.

Третья сила — в десятках блестящих мини-историй. Огромная, неровная, рыхлая, хаотичная книга состоит из множества отдельных историй, некоторые из которых уникальны (волшебное лето в пустой школе, Курильщик в Клетке, история Македонского, расшифровывающий надписи Ральф и др.), а другие (которых намного больше) — пусты, тяжелы для чтения, неинтересны. Если первая часть удивляет и захватывает, третья часть и, особенно, концовка просто душу разрывает на части, то вторая часть — это очень недружелюбное к читателю, тяжёлое, заунывное чтение. Не то, чтобы текст какой-то сложный; он бесцельный. Когда читаешь и не понимаешь зачем. Я читал Дом два месяца, быстрее просто не получалось.

--

И всё же — это гениальный текст. Его гениальная концовка («Счастливый мальчик» и Возвращение Сфинкса в Дом через Перо Цапли) потрясает. Просит высшей оценки. Но, я не могу забыть болотное уныние середины романа. Может если середину убрать, то погаснут все «Кванты Радости»? Я не знаю.

Оценка: 7
–  [  13  ]  +

Павел Корнев «Лёд»

drogozin, 18 января 2019 г. 15:54

Бодрое, очень честное, в меру чернушное бродилово с довольно интересным миром.

Похоже по концепции на Тропу Брайдера-Чадовича «Клинки Максаров- и.т.д.» но больше хомячества. Собирать, считать, прятать всякий хабар, горевать по его утрате — всё, что мы любим.

--

Оценка была бы выше; интересно было, куда идёт парень. Но, к сожалению, оказалось, что парень никуда не идёт. Просто бродит, бухает, собирает патроны и всякое другое барахлишко.

Оценка: 5
–  [  8  ]  +

Патриция Маккиллип «Мастер загадок»

drogozin, 10 октября 2018 г. 09:10

От этой книги остались противоречивые ощущения.

Поначалу «Мастер загадок» мне очень понравился. Потрясающий мир, ощущение волшебства, которое не проходит до конца третьей части. Видимо, это эталонный образец того, что называется мифопоэтическое фэнтези.

Происходящее завораживает, но слишком оторвано от реальности на мой вкус. Текст напоминает записанные сны, в происходящем нет особой логики. Все герои ведут себя совершенно необъяснимо, непонятно что для них важно, куда они побегут в следующем абзаце в необъяснимой истерике. Хаос полнейший. На каждой странице персонажи кричат, рыдают, вскакивают с места и плывут в другую страну, там на всех кричат, «Зачем мы приплыли в эту страну?!?!», все вместе рыдают, плывут обратно. Даже не пытайтесь понять мотивы происходящего.

Как будто читаешь какую то исландскую сагу или Одиссею или красивое, но слишком длинное стихотворение.

--

Каждый отдельно взятый абзац «Мастера загадок» прекрасен, но в целом... Книга просто не моя. Я очень устал читать, еле домучил эту трилогию. И, кстати, концовка — это лучшее что есть в «Мастере загадок».

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Роман Арбитман «За мгновение до весны»

drogozin, 9 сентября 2018 г. 08:55

Рассказ какой-то нарочито искусственный и, при этом, совершенно банальный.

Вызывает только недоумение. Как и все, пожалуй, художественные попытки Романа Арбитмана.

Оценка: 4
–  [  4  ]  +

Спайдер Робинсон, Джинн Робинсон «Звёздные танцоры»

drogozin, 24 августа 2018 г. 15:54

Ненужное дополнение

--

Вторая повесть, входящая в роман «Звёздный танец», написана как и первая — хорошим языком, герои живые и классные.

Но она абсолютно искусственная, бессмысленная и переходная (к новому контакту с чужими). В ней вообще ничего не происходит. Есть удачные сцены, образы, продолжает действовать волшебство великолепной первой повести, но..

Чётко видно, что никакие продолжения авторы писать не собирались; они не ожидали такого успеха «Звёздного танца». Он был законченной «вещью в себе», а продолжение — это какой-то необязательный аппендикс.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Рэндалл Гаррет «Честность — лучшая политика»

drogozin, 19 августа 2018 г. 14:46

Ох уж эти рассказики про смекалистых землян и могущественных, но тупых инопланетян без чувства юмора. Прямо Михаил Задорнов с его «Тупы-ыми американцами».

Диалог с детектором лжи, конечно, забавный, но не более того. Сто таких рассказов написано в Золотом веке и все они похожи друг на друга.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Константин Ситников «Без передышки»

drogozin, 15 августа 2018 г. 07:03

Сложная структура, делающая рассказ тяжёлым для чтения, скрывает банальный смысл и банальную развязку.

Оценка: 4
–  [  0  ]  +

Антон Горин «Мне это не по зубам…»

drogozin, 14 августа 2018 г. 11:07

Совершенно тривиальная история о путешествиях по времени. Невозможно даже посчитать сколько сотен таких рассказов написано писателями разных стран.

Очень-очень простенько и необязательно.

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Сергей Швецов, Михаил Успенский «Куры для восьмого»

drogozin, 13 августа 2018 г. 17:12

При всём уважении — просто какая-то белиберда. Мастер (Успенский) даже не скрывает, что нашёл тетрадь с ученической попыткой молодости, а «Полдень» вдруг забрал её для публикации в юбилейном выпуске. Ну, это всё, что вам надо знать про «Полдень».

Оценка: 4
–  [  4  ]  +

Андрей Кивинов «Мент обреченный»

drogozin, 9 августа 2018 г. 18:47

Серая ментовская чернуха.

--

Если Вы не поклонник бомжеватого реализма «Улиц разбитых фонарей» — проходите мимо.

А фантастика тут немного есть, хотя лучше бы не было. Это — утрированное до абсурда фантдопущение об идиотском социальном эксперименте, из которого вытекает нехитрая мораль. Что, дескать, какой бы псих нами сверху не правил, мы должны просто делать то, что подсказывает совесть и будь, что будет. На самом деле, эта мораль вытекала бы из неплохого в целом текста и без этих неудачных анекдотов про стоматологов. «Града обреченного» из «Ментов» не получилось.

Не понравилось.

Оценка: 4
–  [  2  ]  +

Михаил Назаренко «Остров Цейлон»

drogozin, 8 августа 2018 г. 08:13

- Бесцельный постмодерн —

Когда вы дочитали повесть, вы понимаете — что вот это как раз и есть образец жанра «Постмодерн», что бы это ни значило. Как в «Идеальном романе» Макса Фрая.

Видимо для этого жанра и конкретно «Цейлона» характерны следующие признаки:

— 1. При чтении с трудом продираешься через каждый абзац;

— 2. Цель — просто завершить чтение;

— 3. Несмотря на вышеуказанное, на Фантлабе надо ставить высокую (но не слишком) оценку — 7 или 8 — в самый раз;

— 4. Отзывы — интереснее произведения;

— 5. При написании отзыва надо обязательно отметить, что «повесть — для подготовленного читателя», подразумевая, что Вы-то, понятное дело, как раз из таковых;

--

На самом деле, видно, что автор очень сильно старался и выполнил все свои задачи. В тексте попадаются удачные сцены и эпизоды, но в целом читать его было тяжело и, самое главное — неинтересно. А в конце осталось только недоумение — зачем всё это было?

Оценка: 4
–  [  0  ]  +

Ярослав Веров «Ключ к свободе»

drogozin, 6 августа 2018 г. 07:38

Дословный пересказ сюжета «Золотого ключика» в киберпанковском антураже.

При этом авторы демонстрируют немыслимое косноязычие из-за желания втиснуть где только можно «молодежные интернет словечки». Что называется, Черномырдин распорядился развивать молодежную повестку.

Оценка: 4
–  [  2  ]  +

Саки «Габриэль-Эрнест»

drogozin, 5 августа 2018 г. 09:54

Морально устаревший рассказ. Беспомощная попытка готического ужаса. Иногда такие старые вещи берут атмосферой, но не в этом случае.

Оценка: 3
–  [  14  ]  +

Эдмонд Гамильтон «Звёздные короли»

drogozin, 2 августа 2018 г. 12:25

Понимаю, что для многих эта книга — светлое воспоминание детства, когда (в 13-15 лет) её и надо читать. Но я, к сожалению, обратился к ней в 36 лет.

Не читал в своей жизни ничего более наивного и незамутнённого. Звёздные короли — эталон подросткового эскапизма. Прекрасно себе представляю какое впечатление они могли бы на меня произвести в 13 лет . Но сейчас воспринимать как литературу этот Лего-Стартрек у меня не получается.

--

PS: А я в свои 14 лет прочёл вместо «Королей» — «Лорда с планеты Земля» Лукьяненко, у которого стоит гордая оценка 7, хотя совершенно очевидно откуда у него растут ноги. Парадокс.

Оценка: 3
–  [  9  ]  +

Александр Бушков «Охота на Пиранью»

drogozin, 1 августа 2018 г. 16:37

Тот редкий случай, когда «Фильм-лучше». А книга — широко известный быдло-боевичок для неудовлетворенных ПТУ-шников. Простой слог, бодрый action, всё что нужно человеку. Низкая оценка, кстати, вовсе и не поэтому.

Первая часть книги — честный survival в тайге, и немного про то, как гопники напали на ВДВ-шника с девушкой. А потом — пошла какая-то чернуха; про все эти изнасилования и половые похождения просто противно было читать. Автор похоже в этом вопросе теоретик, а не практик — черпает вдохновение в порнофильмах. В конечном итоге от книги осталось какое то очень неприятное послевкусие. И конечно не надо читать никаких продолжений и других произведений этого автора.

Оценка: 4
–  [  11  ]  +

Дмитрий Глуховский «Метро 2033»

drogozin, 20 июня 2018 г. 17:59

Пойду немного против течения. Мне книга скорее понравилась, ничего особенно плохого в ней нет. Прочёл быстро и с интересом в рамках «Знакомства-с-неизвестным-мне-но-популярным-в-народе-автором».

---

- Понравилось:

1. Тут говорят, что минусом книги является её «проектность» и газилион продолжений. Но, я извиняюсь за дурной вкус, это по-моему — главный плюс. Встречая такой «Мир-с-открытым-кодом», чувствуешь перспективу, чувствуешь, что всё не закончится. Что там есть ещё другие станции, другие герои, другие города. Нереализованные возможности, включая поверхность, завораживают. И это хорошо.

2. Квестовая структура и ограниченный мир, нарисованный на карте-схеме. Всю книгу, читая, смотришь карту метро и прикидываешь, что можно пойти так, но здесь фашисты, а здесь — лишние 2 перегона. Люблю такое со времени, как читал «Многорукого бога».

3. Фаллаут-РПГ — заставляет простить многое и если текст более или менее прилично написан, то мне он скорее всего понравится. Хомячество и Survival, понятное дело, слабее, чем у Круза, но тут и акцента такого нет. В рамках вселенной Метро, я думаю, нашлись авторы, которые развернули этот компонент на полную. Кстати, «Поверхности» в книге очень мало, но та глава, где герой бродит по Москве — классная. А какая библиотека!

4. Реальное московское метро должно после этого текста ощущаться иначе. Например, я через неделю буду в Москве и, наверное, станция Боровицкая будет выглядеть для меня по-другому. Может даже съезжу просто так на станцию ВДНХ.

5. Книга в общем-то неплохо и гладко написана. А по меркам попаданческо-постапоплексической неперевариваемой кучи и вовсе — хорошо. Нет чернухи. Нет пошлятины. Нет натужного юмора.

---

- Не понравилось:

1. Автор норовит периодически свалиться на несколько страниц в совершенно бессмысленную псевдофилософию. Сидел у костра грязный алкаш, жрал кошачий корм и вдруг ни с того ни с сего начал вещать нечеловеческим голосом Философию! С большой буквы Ф. Не запнувшись ни разу, выдаёт на 2 страницы монолог о месте человечества во вселенной. Да. Это и есть — главный минус.

2. Второй минус — это, конечно, заваленая концовка. Мне не понравилась (совсем) эта задумка про добрых чёрных. Крючок на следующую книгу не работает в моём случае вообще.

3. Ну и все НФ-допущения, биология, мутанты, телепаты и Кремлёвский слизень (особенно Кремлёвский слизень!) — это, конечно, белиберда полнейшая. Хотелось бы побольше Survivala, пореалистичней экономику и поменьше этой клюквы. Экономика этого метро смехотворна и невозможна. Баланса в этом мире вообще нет. Люди мрут по 10 человек в минуту и при этом не кончаются.

---

Продолжения читать, конечно, не буду.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Даниэль Клугер «Поединок в Лорбрульгруде»

drogozin, 18 мая 2018 г. 13:47

Идея, конечно, классная. Гулливер ведёт детективное расследование в мире великанов. У автора был миллион возможностей.

Но он их не использовал. Детективная линия очень простая и совершенно не интригует. Хотя, возможности, повторюсь, были огромные.

Оценка: 5
–  [  10  ]  +

Алексей Глушановский «Дорога в маги»

drogozin, 14 мая 2018 г. 06:15

Сначала о хорошем (чтобы больше к нему не возвращаться). В книге есть одна несомненная удача — образ могильника с искусственным Некро-интеллектом. Очень свежо и неожиданно.

Во всём остальном «Дорога в маги» — это просто обычное МТА-шное попаданчество. Простой парень бухал в России и попал в другой мир! (Вот это поворот!) Там он всех побеждает, все в него влюбляются, он Бард и Маг и Демон... Владеет всеми видами оружия и все его слушаются. Всё это очень плохо написано, в происходящем нет никакой логики, все герои совершенно слабоумные и с юмором, понятное дело, всё ещё хуже, чем с остальными компонентами.

Зачем я это читал? — Иногда пробую лучшую книгу незнакомого автора, высоко оценённого на Фантлабе.

--

Резюме: Читать «Дорогу в маги» не нужно никому. Ни детям, ни подросткам, ни разочаровавшимся в жизни, ни в метро, ни «чтобы голова отдохнула». Нет таких ситуаций. Всегда можно взять какую-то соседнюю книжку и она почти наверняка будет лучше.

Оценка: 3
–  [  8  ]  +

Мария Галина «Куриный Бог»

drogozin, 15 сентября 2013 г. 11:06

Не так просто писать отзывы на подобного рода сборники.

Как правило, всегда есть что сказать о каждом произведении, вошедшем в книгу, и мало чего — о ней в целом. При беглом ознакомлении с содержанием последнего авторского сборника малой прозы Галиной возникает ощущение, что составлен он произвольно, просто вобрав в себя «лучшее из последнего». И в самом деле, проглядев на Фантлабе жанровую принадлежность частей «Куриного бога», мы видим, что автор в данном сборнике практически не повторяется: фантастика, фэнтези, хоррор, магический реализм, реализм.

Произведения действительно очень разные, но некие общие паттерны выделить можно. Мне было не слишком просто сформулировать словами общее настроение сборника и даже пришлось кое-что перечитать, но в итоге мне показалось что во всех произведениях так или иначе звучит мысль о «непонимании людьми друг друга». Нежелание «влазить в чужую шкуру», неприятие других ценностей, отбрасывание чего-то иного на край и за край вращающегося диска. В том или другом виде эта тема прошла красной нитью вдоль всего сборника. При этом, как ни удивительно, данное непонимание не всегда рассматривается как трагедия, но и как радость, и как принцип, определяющий жизнь человека или общества, а стало быть и сюжет произведения.

Говоря о сюжете, нельзя в очередной раз не отметить характерное в целом для Галиной некоторое преобладание формы над содержанием и очередные несколько сюжетов, оборванные на полуслове. Я не берусь и не смею судить — писательский приём это и сознательное решение или некие затруднения в поиске хороших концовок; но отмечаю это уже не в первый раз и для меня это конечно минус.

Все произведения сборника ранее были опубликованы в периодике и некоторые из них были удостоены различных жанровых премий. Подсчитав, мы получаем потрясающую статистику: 5 премий и 14 номинаций на премии! От «Бронзовой улитки» до «Книги года Фантлаба».

--

Заключение: Очень хороший, на первый взгляд разнородный, но объединённый сквозным настроением сборник от одного из ведущих авторов. Такие книги конечно нужно читать обязательно. Хотя бы потому, что их становится всё меньше и меньше.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Анджей Сапковский «Змея»

drogozin, 11 марта 2012 г. 16:27

Подходя к «Змее», я держался с опаской. Трудно было прогнозировать, что меня ждёт. Ведь знал я автора исключительно по романам в жанре фэнтези. Ожидания, предположения и различные затёртые словосочетания (для будущего отзыва) в моей голове роились самые разные. Тут и «Новое слово в творчестве Сапковского» и «Очередная клюква про Россию» и ещё целая куча.

Так что в итоге? Попробуем ответить на основные вопросы.

---

1. «Удалось ли автору меня удивить?»

Безусловно. Он удивил меня тем, что перейдя к событиям реального мира, не опустил планку, не допустил фальши, не пропустил клюкву, зная, кто будет читать его книгу. Текст силён, плотен, метафоричен. Командир Продромы, рассвет над Гиндукушем и Змея, как дракон Смауг и его морок, лежит на своих сокровищах. Эти образы останутся в моей памяти.

2. «Действительно ли «Змея» — новое слово, отличное от всего предшествовавшего творчества Сапковского?»

Скорее «нет», чем «да». Автор и впрямь пишет историю уже не вымышленного мира, а помещает своих героев в мир реальный. Но темы пана Анджея остались прежними. Это люди на войне, люди в «нелюдских» условиях, люди перед выбором. Герои, которых презирают. Игра, в которой все проиграли. Война, которая никогда не отпустит своих солдат.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

фантЛабораторная работа «К вопросам человеческой морали»

drogozin, 1 марта 2012 г. 22:19

Простенький рассказ. И совершенно без претензий на что либо.

Тема, безусловно, раскрыта. В отношении данного произведения ни у кого и мысли не возникнет, что оно было написано не для этого конкурса.

Но этот факт не отменяет общую тривиальность и очевидную вторичность поведанной нам истории.

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

фантЛабораторная работа «Враг человеческий»

drogozin, 1 марта 2012 г. 21:40

Очередная скучная вариация на тему «победившего Фаренгейта». Очень много «смысла» прямым текстом, простенькие истины, всё разжёвано, всё для людей.

От языковых экспериментов — скулу сводит набок. Объяснения в духе «А-вот-так-будут-все-говорить-если-книжки-читать-не-будут» отклонены.

В общем — грусть.

Оценка: 4
–  [  2  ]  +

Екатерина Насута «Богохульник»

drogozin, 1 марта 2012 г. 16:45

Безусловно, что рассказ хорошо написан. И тема есть, и месседж, но вот совершенно не затронул ни одной ниточки в душе.

Исследование природы зла, старое противостояние манихейской ереси с традиционной позицией (злом, как отсутствием добра), гордая позиция капитана Летучего Голландца, не желающего склонить колени даже ради спасения. Всё это могло бы стать уникальной историей.

Но не стало. История превратилась в винегрет. Вкусный, но винегрет. И Баттон, и Голландец, и Христианский Бог собственной персоной (прошу любить и жаловать).

Любопытно, но не более того.

ПС: Я могу оказаться неправ, но каждая строчка рассказа кричит «Старая Заготовка». Темы нет вообще.

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Сергей Вакуленко «Пасьянс из карт Таро, разложенный парнем по имени Стив в мире победившего зомби-апокалипсиса»

drogozin, 29 февраля 2012 г. 21:40

Мир этого рассказа — стереотипен до невозможности. Ни шагу вбок. Фаллаут, Ромеро, Безумный Макс. Наши ребята.

Второй момент — автор фактически не предлагает нам никакой истории. Он просто немного рассказывает про свой сеттинг.

И самое смешное в итоге — рассказ этот мне понравился. Классный текст. Плотный, живой, интересный, небанальный.

У меня много есть разных критериев оценки книг. Но одно из них — ключевое. Хочется ли мне читать это дальше или я скучным взором смотрю и вижу, что мне предстоит мучаться ещё кучу страниц.

Эту историю я бы хотел читать дальше. Не исключено, что она и является бессюжетным прологом к чему-то большему.

Если она продолжит жить — дайте мне знать.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Екатерина Насута «Девианты»

drogozin, 25 февраля 2012 г. 11:12

Этот рассказ я воспринял неоднозначно. То, что в нём есть, это интересный постапокалиптический мир. Интересный своей концепцией.

И рассказ «Девианты» — кусочек этого мира. В этом мире могла бы произойти другая история. Размером не на рассказ, а больше.

И на этом всё. Сюжет рассказа совершенно не впечатлил. Он несёт на себе единственную задачу: проиллюстрировать мир и максимально быстро (что обусловлено ограничением по объёму) показать, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Артефакта не существует, а стало быть не всё так просто.

И как это сделать? Надо, чтобы тебя

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сразу же поймали, а затем главный антагонист в приступе дурного откровения всё рассказал и показал.

Тем не менее, рассказ мне скорее понравился, чем нет. За мир.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Александра Давыдова, Сергей Игнатьев «Электрическая весна»

drogozin, 25 февраля 2012 г. 08:01

Несмотря на исхоженную тему, у этого рассказа определённо есть своё лицо.

За счёт чего? Безусловно за счёт избранного автором стиля. Поэтичного стиля коротких рубленных фраз, перенасыщенного необычными метафорами. Этот стиль произвёл на меня впечатление, но погоня за ним похоже стала для автора самоцелью. Создалось ощущение избыточности (особенно в начале), когда плотность метафор на килобайт зашкаливает. А вот к концу рассказа метафоры, как это часто бывает, стали уступать место пафосным диалогам и внутренним монологам.

И за этими словесными кружевами куда-то потерялась сама история.

Эмоции ведь не должны плавать в вакууме, для них должны быть основания. Только тогда в них начинаешь верить.

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Игорь Алимов «В сторону Клондайка»

drogozin, 10 октября 2011 г. 16:31

Рассказ отвратителен. При его чтении у меня было два чувства. Первое и основное — это гадливость. Второе — это желание понять зачем. Зачем вся эта пакость?

Оказалось — ни зачем. Просто так.

И, конечно, самый главный момент. Рассказ напечатан в антологии «Академия Шекли». Кто мне скажет, какое отношение эта бесцельная грязь имеет к светлому творчеству покойного Мастера?

Оценка: 2
–  [  3  ]  +

Александр Абрамов, Сергей Абрамов «Очень большая глубина»

drogozin, 4 августа 2011 г. 20:23

Несмотря на в целом низкие оценки, это не самый плохой рассказ у Абрамовых и вообще. Идея произведения действительно незатейлива, и несколько коробят все эти «бездушные империалисты» и негодующие советские люди.

Но, на самом деле, рассказ ведь не об этом. Он о том, как мало мы до сих пор знаем о собственном мире, который считаем домом. Как бессмысленно и бездарно его используем. А эти-то идеи и мысли сегодня ещё более актуальны, чем в 70-е годы, когда был издан рассказ.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Андрей Балабуха «Выбор»

drogozin, 28 июля 2011 г. 10:04

Рассказик, действительно очень незатейлив, но, что у него не отнять, так это духа первопроходцев и первооткрывателей, которым приходится уходить. Уходить, когда романтика фронтира уступает место прагматизму.

Оценка: 5
–  [  7  ]  +

Спартак Ахметов «Интернат «Баргузин»

drogozin, 27 июля 2011 г. 15:16

Эх, куда всё это делось?

Помню как сейчас школьные годы, олимпиады по химии (районные, городские, областные, зональные). И школьных учителей на районной олимпиаде в 8 и 9 классе, которые не могли понять, о чём мы пишем. Откуда у нас 29 или 38 решений вопроса, на который в методическом руководстве указано только 7 решений.

Есть ли это сейчас? Я не знаю, может и есть. Но духа того — точно нет. А таких учеников сейчас называют ботаниками, зубрилами, фриками и т.д. Увы.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Спартак Ахметов «Гипотеза о происхождении алмазов»

drogozin, 27 июля 2011 г. 14:43

После прочтения рассказа нельзя не вспомнить один расхожий артефакт «докомпьютерной фантастики». У многих «классических фантастов» регулярно встречаются шкафы с книгами, записанными на кристаллы.

Этот рассказ несколько архаичен, но при всём при том весьма интересен. А лежащая в его основе идея — оригинальна и необычна.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Павел Амнуэль «Невиновен!»

drogozin, 24 июля 2011 г. 08:57

Н-да. Навскидку даже и не удаётся вспомнить более заезженную НФ-идею, чем та, что легла в основу данного рассказа. Сразу было понятно, чем он кончится, но как-то не верилось, что кто-то, пусть в 80-х годах, также прямо пройдёт по этой тропе и наступит на бабочку. Так оно всё и закончилось. Сюрприза не произошло.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Павел Амнуэль «Метроном»

drogozin, 24 июля 2011 г. 08:09

Безусловно, идеи автор предлагает необычные и очень интересные. Но вот главный герой всей серии рассказов изрядно раздражает. Всё он знает заранее, всё на свете предвидит. Сложно заинтересовать читателя даже самой великолепной идеей на фоне таких тривиальных историй.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ярослав Веров «Завхоз Вселенной»

drogozin, 18 июля 2011 г. 08:07

Н-да. И снова «Пирамиды построили инопланетяне!»

Роман представляет собой сумбурную мешанину всяких «Оккультных-тайн-Третьего-Рейха». Автору удалось сложить в кучу практически всё основное мистическое мракобесие на данную изъезженную тему.

И ведь не сказать, что книга написана из рук вон плохо, но происходящий в ней винегрет настолько бесцелен и бессмыслен, что оставляет после себя только недоумение. В плюс автору можно поставить лишь ту самую сложноподчинённую иерархию богов и прочих бессмертных. В любом другом случае, я бы не назвал это положительным моментом, но здесь больше отметить просто нечего. Если конечно Вы не любите почитать истории про беготню неуязвимого героя, который обязательно замочит (не сомневайтесь в этом) всех американцев, ГБ-шников и фараонов.

ПС: За что только не дают у нас премии. А этот роман был удостоен аж двух.

Оценка: 4
–  [  0  ]  +

фантЛабораторная работа «Михалыч, аууу!»

drogozin, 13 июля 2011 г. 21:48

Истории, как таковой нет. Завязка и обрыв. Но до чего классно написано! Текст рассказа искупает многие недостатки.

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

фантЛабораторная работа «Осенняя рапсодия»

drogozin, 13 июля 2011 г. 21:26

Отличный рассказ. Злой, циничный, яркий, балансирующий на грани, хорошо написанный. И при этом цельный, по теме и со смыслом.

Очень хорошо. И даже фраза про «Напрягание мозжечка» не сильно смущает.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

фантЛабораторная работа «Слёзы ненависти»

drogozin, 13 июля 2011 г. 20:57

Тривиальный и схематичный рассказ. Обилие НФ-рюшечек и пафос аля «Ранний-Лукьяненко» не делает рассказ интереснее, а сама идея — мало того, что малость (это я такой дипломатичный) затёрта, так и ещё и невнятно отражена.

Да. И самый главный вопрос: а тема-то? Где она, родимая?

Оценка: 4
–  [  0  ]  +

фантЛабораторная работа «Арена»

drogozin, 13 июля 2011 г. 20:03

Несмотря на то, что ничего особенно нового в произведении не сообщается, мне оно скорее понравилось, чем нет. Форма, в которую автор облёк свою нехитрую философию, в общем-то увлекает.

Однако, не могу не заметить, что эта неразборчивая высокопарная дискуссия, где не всегда понятно, кто к кому обращается, могла бы быть и более внятной.

Итог: Неплохо, но не более того.

Оценка: 5
–  [  0  ]  +

Татьяна Викторовна Левченко «Первый - пошёл!»

drogozin, 13 июля 2011 г. 19:43

Абсолютно не понравилось.

В рассказе совершенно очевидно сделан расчёт на оригинальную «Уау»-идею, которая раскрывается в конце. Больше в произведении просто ничего нет.

И как раз идея мне показалась совершенно неудобоваримой.

Очень плохо.

Оценка: 2
–  [  0  ]  +

фантЛабораторная работа «Младенец, убийца и время»

drogozin, 13 июля 2011 г. 19:31

Рассказ забавный, идея интересная. Но сюжет уж больно схематичен, а язык — примитивен насколько это вообще возможно. Это не произведение, а схема произведения. Но за идею — спасибо.

Оценка: 5
–  [  0  ]  +

Марианна Язева «Мимо»

drogozin, 13 июля 2011 г. 19:09

Определённое настроение в рассказе без сомнения присутствует. Это можно занести в плюс и, судя по всему на этом и строилось произведение.

Но создать полноценную историю автору не удалось. Ни идеи, ни сюжета, ни конфликта (к сожалению) я не вижу. А вижу лишь туманную психологическую зарисовку.

Средне, но в целом — небезнадёжно.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ярослав Веров «Метаморфозы»

drogozin, 9 июля 2011 г. 14:44

Честно пытался постичь глубокий смысл данного произведения. Минут десять курил на балконе и думал. Стройной теории не выработал, но мысли разные в голову приходили.

За это — такая удивительно высокая оценка.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Розали Муспрэтт «Дух дольмена»

drogozin, 3 июля 2011 г. 07:18

Боюсь, что и в 1930 году данный «страшный» рассказ о призраках Стоунхенджа казался тривиальным. Автор попытался обыграть расхожие мифы о друидах и знаменитом круге камней, поселив там «ужасное-древнее-зло».

А что из этого вышло? Примитивная как идейно, так и сюжетно история, которая к тому же совершенно не страшная и ни капельки не загадочная. Худший рассказ антологии «Проклятый остров».

Оценка: 3
–  [  3  ]  +

Элджернон Блэквуд «Проклятый остров»

drogozin, 15 июня 2011 г. 20:41

Великолепный рассказ. И вроде бы нет тут особой идеи, оригинального сюжета. Но какой здесь у Блэквуда саспенс!

Читать тревожно, страшно и при этом совершенно невозможно оторваться. Почти шедевр.

Оценка: 8
⇑ Наверх