fantlab ru

Все отзывы посетителя muxaJIu4

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  2  ] +

Неизвестный автор «Блок памяти»

muxaJIu4, 28 апреля 2021 г. 20:24

Еще одно произведение ни о чем, написанное неизвестным под псевдонимом Уилл Гарт, по неизвестной причине приписанное переводчиками Генри Каттнеру. Кто-бы не был автором этого маловразумительного писания, ему не чем гордиться. Единственное оправдание может быть в желании автора немного подзаработать на хлеб насущный. Возможно и сам издатель придумал Уилла Гарта для того, что бы заполнить журнальные страницы хоть чем-то, не компрометируя при этом хороших писателей.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Генри Каттнер «Земля грядущего»

muxaJIu4, 9 апреля 2021 г. 18:16

Отличная и совсем не издававшаяся после 1941 года повесть. По общему построению сюжета повторяет «Повелителя Бурь» (точнее все как раз наоборот, учитывая время написания). Несколько затянутая и растянутая во времени, чем контрастирует с признаными шедеврами — «Темным миром» и «Последней цитаделью Земли». По самому сюжету напоминает «Запомни будущее», большой рассказ написанный в том же 1941 году. И там, и здесь человек из середины 20-го века попадает в Утопию, идеальное общество и испытывает Дивный Новый Мир на прочность. Позже А. Кларк на сюжете о противостоянии одиночки и замкнутого пресыщеного общества создаст блестящую вещь — «Город и Звезды». Так эта повесть однозначно не хуже Кларковской.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Генри Каттнер «Доктор Циклоп»

muxaJIu4, 31 марта 2021 г. 19:02

Новелизация безызвестного голивудского фильма от Генри Каттнера. Публиковался рассказ когда фильм вышел в прокат, и что там было первее — неизвестно. Писательство для Генри было способом заработать на хлеб насущный, писал он много, и не всегда очень хорошо. Рассказ достаточно проходной, главный злодей

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
немецкий, если не агент, то симпатик нацистов
все в духе времени и таких произведений (в духе времени) в Генри приличное количество. Попытка псевдонаучного объяснения сути эксперимента явно неудачная и вызывает легкое недоумение. Ведь квантовая теория строения атома к тому времени уже была разработана усилиями Шредингера, Бора, Паули и др. В остальном все весьма средне.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Генри Каттнер «Рукопожатие в пустоте»

muxaJIu4, 31 марта 2021 г. 18:44

Под псевдонимом У. Гарт публиковались разные более или менее известные писатели, и даже совсем неизвестные, такие на сайте isfdb значататся как unknow. Но это произведение выходило под именем Генри Каттнера в 2010 году, значит будем считать его автором. Сам рассказ не очень, слишком патетичен и высокопарен, тема самопожертвования не часто попадается в других произведениях Генри, вспоминается только «Город-склеп Бессмертных». Тем более важным видится позитивное влияние Кэтрин Мур на более поздние произведения подписанные многочисленными псевдонимами творческого дуэта. Мне кажется Генри и Кэтрин идеально дополняли друг друга и совместными усилиями наваяли не один, и даже не один десяток шедевров жанра. Так что простим Генри эту неудачу.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Генри Каттнер «Бог по имени Кру»

muxaJIu4, 29 декабря 2020 г. 20:40

Каттнер (имею ввиду и Генри, и Кэтрин, их творчество с момента их знакомства и последующей совместной жизни неразделимо) — один из моих любимых писателей и оценивать его творчество объективно мне трудно. Но буду максимально честным: фэнтезийные произведения в традиционном понимании ему не удавались. Будь-то принц Рэйнор из Гобийской Империи или Элак из Атлантиды — они достаточно шаблонны и ничем не запоминаются. Но стоило авторам на какое-то время забыть о затерянных во времени цивилизациях и сделать героев их современниками — о чудо! получались оригинальные произведения. Из жанра коротких историй запоминаются «Самая большая любовь» или «Одиссея Югорда Тролла». Из более крупных — «Бог по имени Кру». История мелкого божка

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
бросившего вызов самому могущественному созданию во Вселенной, павшего в бою, и занявшего место в пантеоне Богов рядом с Мордуком, Ормаздом и Оссирисом.
А если добавить к ней изрядную порцию юмора и литературный талант — получим отличную повесть от классиков жанра.

Оценка: 9
– [  -2  ] +

Генри Каттнер «Честная сделка»

muxaJIu4, 23 ноября 2020 г. 14:06

Авторство Генри Каттнера сомнительно, по крайней мере на isfdb.org автором значится неизвестный. Под псевдонимом Will Garth писали разные авторы, от известных до совсем безызвестных. Под именем Генри Каттнера или Кэтрин Мур рассказ не публиковался никогда.

Сам рассказ, совсем короткий, ни о чем. У самого Генри есть более достойная вещь на эту же тему — «Железный стандарт». Если ЭТО было написано с целью добыть немного средств на хлеб насущный — не осуждаю, кто бы ни был автором. Думаю и сам автор хотел бы забыть ЭТО.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Генри Каттнер «В стране забвения»

muxaJIu4, 10 ноября 2020 г. 21:20

Два города — застывшие во времени, но дрейфующие в пространстве. Их связывает таинственная сила и давняя вражда. Человек из середины 20-го века — от его выбора зависит их дальнейшая судьба.

Лихо закрученный сюжет от Генри Каттнера и добротный литературный стиль от Кэтрин Мур. Это — тот случай, когда один плюс один больше двух. Это — на уровне их лучшего якобы «фэнтези» — «Темного Мира» и «Последней цитадели Земли». Всем фанатам творческого дуэта рекомендуется к прочтению.

Оценка: 10
– [  -1  ] +

Генри Каттнер, Кэтрин Мур «Некуда отступать»

muxaJIu4, 2 декабря 2019 г. 19:58

В далеком 1941 году авторы задались злободневнейшим вопросом нашего времени: возможен ли исскуственный разум? Другими словами, может ли цифровой компьютер обладать сознанием? Два величайших ума современной философии науки дают на него противоположные ответы. Дэвид Дойч считает что может, вопрос только в мощности исскуственного мозга. Роджер Пенроуз опровергает такую возможность видя противоречие такой машины теоремам о неполноте математики, но оставляет лазейку. Квантовый компьютер может стать разумным, ведь как он сам полагает, наш мозг и есть квантовый компьютер. Пока этот вопрос для науки открыт. Генри с Кэтрин дали свое видение ответа на него, лихо закрутив сюжет и оставив открытым финал.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Юрий Константинов «Загадка ореха Кракатук»

muxaJIu4, 21 октября 2019 г. 18:15

Читал в детстве в журнале «Пионерия», автор предлагал читателям самим дописать концовку. Номера журнала приходили не регулярно, часто терялись, затерялся и номер с окончанием рассказа. Но сам сюжет запомнился, разыскивая автора «Лица Аэны» к своему удивлению обнаружил, что он же и автор этого рассказа. И каким разочарованием было узнать, что окончание отсутствует. Автор видимо хорошо умеет завязать интригу, а вот с концовками — беда. Мне обидно в свои 47! Представили разочарование 10-летних читателей?

Оценка: 5
– [  1  ] +

Юрий Константинов «Лицо Аэны»

muxaJIu4, 21 октября 2019 г. 18:07

В году так 1983 (плюс-минус год) печаталась с продолжением в журнале «Пионерия», но почта в моем райцентре часто теряла номера и полностью тогда «Аэну» так и не прочитал. Но запомнил — и прочитал теперь. Ничего нового не открыл, только испортил воспоминание из детства.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Роджер Желязны «Двери в песке»

muxaJIu4, 24 июля 2019 г. 18:50

- Как вам это удается?

- Мы же инопланетяне.

Р.Желязны «Двери в песке»

Действительно, как ему (Р.Желязны) ЭТО удается? Может и он инопланетянин?

Тут есть все от Желязны, в смысле утонченного литературного стиля и мистификаций с отсылами к мифологии плюс детективный сюжет. От перевода впечатление испорчено на первых же страницах, переводчик не знает о разломе Сан-Андреас, и потому не понятно, отчего это Калифорния откалывается от материка и погружается в морскую пучину (в первую очередь не понятно самому переводчику). Для него/нее это произведение так и осталось «лабиринтом, из которого нет выхода», свою «дверь в песке» он/она так и нешел/-ла.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Борис Стругацкий «Год Тридцать Седьмой»

muxaJIu4, 25 мая 2019 г. 18:30

Сам рассказ проходной, в духе эпохи. Критика кудьта личности, перегибов, отдельных ошибок отдельных членов партии. Ошибаются именно отдельные товарищи, Партия же всегда права. Ну так об ошибках...

Ошибкой была сама Советская Власть, власть маньяков и серийных убийц. Ошибка — когда расстреливали священников, дворян, офицеров, бастовавших рабочих, голодающих крестьян, инженеров, писателей, интеллигентов и просто людей, которые хотели остаться людьми. После 1934 (убийства Кирова) расстреливали не по ошибке: Партия убирала свидетей своих злодеяний, исполнителей и просто полезных идиотов, которые стали отработанным материалом. К 1940 году процесс очищения был закончен, свидетели вычищены, история переписана. Были уже и пакт Молотова-Риббентропа, развязавший мировую бойню, совместный парад РККА и Вермахта в Бресте, передовицы в «Правде» с поздравлениями немецкому народу и лично фюреру по поводу блестящих побед над Францией, Бельгией, Данией. И кто уже вспомнит, а с кем мы воевали в Испании? С фашистами? Да что Вы такое несете! Они ведь наши союзники! Все, кто могли вспомнить давно расстреляны. И войдут в Светлое Будущее товарищи Сталин, Молотов, Каганович и иже с ними белыми и пушистыми. Но это совсем другая история.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Владимир Савченко «Чёрные звёзды»

muxaJIu4, 27 февраля 2019 г. 19:33

Старую фантастику читать конечно интересно, но когда произведение перегружено «наукой» воспринимать прочитанное серьезно не получается. Ведь понимаешь, что полет на Луну в артилерийском снаряде совершенно невозможен. Так и нейтрид совершенно невозможен. Нейтрон с временем жизни порядка 800 секунд плохой кандидат на «нуль-материю», ведь иначе бы существовали нейтральные ядра из 2-х и более нейтронов. Нейтрон стабилен в ядрах большинства элементов — там его удерживают от бета-распада ядерные силы (радиоактивные элементы как раз и радиоактивны из-за бета-распада нейтрона) и нейтронных звездах вследствии их чудовищной гравитации. Если игнорировать научную сторону произведения в сухом остатке имеем набор привычных штампов из советской эпохи и неплохой сюжет от начинающего мастера. Не знаю кто и как, но в южном городе Днепровске, я узнал свой почти родной Днепропетровск, где я прожил лучшие годы своей жизни, и нынче он называется город Днепр. Совпадение или предвидение?

Оценка: 7
– [  5  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Попытка к бегству»

muxaJIu4, 15 февраля 2019 г. 11:53

Если попытаться немного выстроить хронологию событий 22-го века, то получается таким был первый контакт коммунаров с «земным прошлым». Так вышло, что на Саулу первыми прилетели «звездолетчик», «структуральный лингвист» и «историк».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Историк, по замыслу — человек из 20-го века, по факту — идеологический штамп из начала 60-х, когда реальная история начала забываться, а вместо нее начал лепиться некий светлый идеал. Чисто по-булгаковски — нет никакого ГУЛАГа, заградотрядов и безоружных людей штурмующих Днепр, и никогда не было.

И столкнулись там со своим «прошлым», но отягощенным

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
вмешательством извне.
Было это до «провала» Института Экспериментальной Истории в Арканоре, до Сикорски и Кармерера. Надо признать им повезло. И
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
остаться в живых повезло, и не повлиять серьезно на аборигенную цивилизацию.

Тут сразу в голову приходит повесть «Стажеры» и рассуждения кажется Жилина о пользе инструкций. Инструкция она и есть на такой случай — не знаешь как поступить, поступай по инструкции. Т.е. обнаружил цивилизацию — быстренько прибрался, и на Землю. Там есть Комкон, Горбовский с Дауге, это их работа.

А так вышло как вышло, и хорошо что так вышло.

Отсюда мораль: нечего по космосу гулять, как по парку. Для праздношатающихся есть Пандора с тахоргами, подстрелил пяток, раздарил черепа знакомым — и за работу, структуральнейший лингвист. Хотя и тут есть замечание, см. С.Лем «Спасем космос!».

Оценка: 10
– [  8  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Трудно быть богом»

muxaJIu4, 14 февраля 2019 г. 16:52

Произведение нерядовое, целиком и полностью продукт эпохи в которой жили и творили авторы. Это был «полдень» социализма: космические корабли «бороздили просторы Вселенной», тов. Хрущев грозил Америке с трибуны ООН и с ракетных баз на Кубе, а 22-й съезд объявил о построении коммунизма к 1980-му году. «Наши цели ясны, задачи определены. За работу товарищи!» (Н.Хрущев, 22-й съезд КПСС). За работу взялись и братья Стругацкие.

Вместе с полетом Гагарина ушли в вечность старые герои — покорители космоса, тайны урановой Голконды или колец Сатурна уже не будоражили умы фантастов. Солнечная система стала внутренним двором человечества, теперь вся Галактика простиралась за ближайшим поворотом. И новые толпы первооткрывателей ринулись туда в поисках неизведанного.

Вопрос: зачем? Зачем обществу изобилия, где никто ни в чем не нуждается, космос? Если на Пандору летали от скуки, пострелять местную фауну — это можно понять. Но зачем лезть к гуманоидной цивилизации, отставшей от вас лет так на 700? Ответ от коммунаров: ради проверки наших исторических теорий!

В СССР история средневековья выглядела достаточно примитивно, европейский феодализм считался ступенью от рабовладения к капитализму и не более, а то, что ну хотя бы Китай в эту схему не вкладывался, ну и пусть, исключение только подтверждает правило. Феодализм у Стругацких он тоже весьма странный — если у Сапковского смешение эпох оправдано самим форматом фэнтезийного произведения, то тут совершенный анахронизм: концепцию народности из века 19-го будто бы впихнули в высокое средневековье века 12-го. И в этот социальный венигрет влезли коммунары 22-го века со своими идеалистическими концепциями всеобщего просвещения и с совсем уж людоедским желанием помочь братьям нашим меньшим.

Вопрос: как помочь? Тут совсем все плохо, похоже деятели Института Экспериментальной Истории проводя эксперимент не представляли ответа на этот вопрос. Их идеалистический гуманизм не позволял дать аборигенам технологию огнестрельного оружия, сильнейшего двигателя научного и технического прогресса средневековой Европы, но что мешало им внедрить водяные мельницы и технологию выплавки чугуна? Эти же небожители, всезнайки лилеяли свои теории представляя себя благодетелями темных забитых недолюдей.

Закончилось все плохо: для тех и других. Иначе быть не могло. Как и с коммунизмом к 1980-му году.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Станислав Лем «Голем XIV»

muxaJIu4, 1 декабря 2018 г. 11:29

Если хотите, то это еще одно произведение Лема о Контакте, только в отличие от «Эдема» — контакта людей с иной цивилизацией, «Соляриса» — контакта иного разума с людьми, «Непобедимого» — контакта разных форм самоорганизации материи, тут имеем контакт Творца и Творения.

В юности я принимал все аргументы Лема об отрицательном градиенте эволюции и квантовых скачках в эволюции разума за чистую истину не имея чего им возразить. По прошествии почти 25-ти лет, перечитывая роман заново у меня есть что возразить. Начиная с идей Пенроуза (упоминаемого Лемом) о невозможности исскуственного интеллекта у цифровой машины (Пенроуз находит противоречие искуственного интеллекта теоремам о неполноте математики упомянутого Лемом Геделя, а следовательно наш мозг совсем не цифровая машина). Дойч (который не согласен с Пенроузом) своими взглядами на философию науки, на научный метод познания и структуру реальности вообще уравнивает биологическую эволюцию с космологией, считая их равнофундаментальными. Наконец наш мозг, как и весь мир может быть голограммой, проекцией мира большего числа розмерностей.

Но дело все не в этом. Лем — мастер мистификаций. Это произведение такая же мистификация как и «Футурологический конгресс» или «Осмотр на месте», только облеченная в псевдофилософскую форму. Лем провоцирует читателя, низвергая непреложные истины. Он в духе Канта ставит на первый план критический разум, но при этом низвергает и «моральный закон».

Эволюция социальная, создавшая из гоминида человека, будто бы сменила эволюцию биологическую. Но не ошибаемся ли мы считая себя вершиной всего живого? Ведь если прав Пенроуз, наш мозг — квантовый компьютер, а сознание — продукт странных явлений: квантовой неопределенности, запутанности и других, то где тогда предел биологической эволюции?

Оценка: 8
– [  7  ] +

Станислав Лем «Условный рефлекс»

muxaJIu4, 12 ноября 2018 г. 20:10

«Открытый люк — следствие приготовления омлетов.» С.Лем «Условный рефлекс».

Совсем небольшое отступление от правил безопасности, как следствие спешки, в соединении с другими маловероятными событиями становится причиной гибели людей. Такое случается постоянно и приводит к более (авария на АЭС) или менее (смерть в ДТП) значимым последствиям. Теория Хаоса в действии — предугадать или рассчитать такое не представляется возможным ни сейчас, ни в обозримом будущем. Профессиональная подготовка, внимание к мелочам, острая интуиция — все чего не хватает простым смертным, помогли Пирксу спасти жизнь себе и другому человеку.

К подобым сюжетам мастер будет постоянно возвращаться, каждый раз по-новому, и всякий раз блестяще.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Мор Йокаи «20 тысяч лет подо льдом»

muxaJIu4, 3 ноября 2018 г. 10:21

В детстве попалась книга 1959 года издания, без первых глав, но запомнившаяся на всю жизнь. Это была «20000 років під кригою» Мора Йокаи. Из этой книги я узнал, что венгры когда-то были моряками, плавали в Арктику, а Земля Франца-Иосифа названа в честь австрийского императора и венгерского короля из династии Габсбургов. Это, возможно, была первая трещина в моем, еще детском, восприятии окружающей дейсительности. Роман абсолютно антинаучный, авантюрный с разрывающим легкие юмором. Совсем недавно отыскал книгу в сети, спасибо энтузиастам ее оцифровавшим, и снова погрузился в детство, где деревья были выше и небо синее. Наверное старею.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Беспокойство»

muxaJIu4, 28 октября 2018 г. 16:04

Сами авторы признали повесть никуда не годной в части глав о Горбовском и Управлении. Непонятно было при чем тут Горбовский, если повесть как-бы о Лесе. И тогда появился Перец вместо Горбовского, и Кандид вместо Атоса, а повесть из научно-фантастической стала фантастически-сатирической. Но разобраться, что не так с Горбовским все же попытаться можно, но для этого следует вернуться в советскую действительность. И провести небольшой ликбез для людей не знакомых с научным коммунизмом — единоправильным учением объясняющим прошлое, формирующим настоящее и предсказывающем будущее.

В фундаменте сего учения, кроме марксистской экономической теории, лежал диалектический материализм, опять же единоправильная философская концепция. В соответствии с диалектикой движущей силой всякого прогресса был конфликт, общественного прогресса — кофликт между производящими силами и производственными отношениями (единство и борьба противоположностей). Этот конфликт обострялся (переход количества в качество) и заканчивался революцией сметавшей старый общественный строй (отрицание отрицания). Так, если коротко,человечество прошло путь от каменного века до коммунизма — идеального общества без конфликтов и противоречий.

Все казалось бы просто и очевидно, это понимал каждый советский школьник старших классов. Но был один каверзный вопрос вводивший не поготовленных учителей обществоведения в некое подобие ступора. Если коммунизм идеален и бесконфликтен, то что является движущей силой этого общества? И уверенно цитирующие классиков корифеи диамата начинали в ответ мямлить нечто невыразительное.

Вот тут мы и подходим к сути вопроса: что не так с Горбовским? В мире Полдня — мире изобилия (сам Горбовский говорит, что на Земле всего с избытком), где «от каждого по способностям, каждому по потребностям», чем вообще занято человечество? Когда, отвечая классику «все задачи выполнены, все цели достигнуты»? Ответ — скука. От скуки коммунары прилетают на Пандору охотиться, от скуки сидят над обрывом и бросают в Лес камешки, зная, что Лес не ответит. Общество утратившее смысл своего существования уязвимо — это понимает Горбовский, вопрошая: а что если из тумана под обрывом к нам придет НЕЧТО?

Странно, но ответ на вопрос, что будет, если общественный (социальный) прогресс достигнет высшей точки имеется в скрытой форме и в этой редакции повести, и в явной — в окончательной «Улитке на склоне» (Перец — Кандид). Подсказкой служат другие произведения авторов закрывающие мир Полдня. Там появляется новая раса — людены, эволюция социальная сменяется эволюцией биологической. Противоречия двух путей развития обостряются, количественные изменения переходят в качественные, новое человечество отрицает человечество старое. Так рождается Новый Мир. В этой же повести таким будущим видится сам Лес, немашинная цивилизация, где все сущее есть Жизнь.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Станислав Лем «Испытание»

muxaJIu4, 28 октября 2018 г. 10:36

Рассказ открывающий миру пилота Пиркса, некую альтернативу гротескно-сатирическому Ийону Тихому. И одновременно начало экспериментов Станислава Лема над окружающей действительностью.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Д.Дойч, известный философ науки, в книге «Структура рельности» утверждает: любая реальность с некоторым набором физических законов может быть смоделирована компьютером, т.е. человек не способен отличить реальность от компьютерной ее модели. Если вы находитесь в непрозрачной кабине и равноускоренно двигаетесь «вниз» то не сможете определить: это движение под действием силы гравитации (лифт), или равноускоренное движение под действием внешней силы (кабина космического корабля). Хотя строго говоря можно провести эксперимент с двумя шарами: их траектории будут строго паралельны при равноускоренном движении, и сходящимися к центру гравитирующей массы при движении в гравитационном поле. Принцип эквивалентности гравитационной и инерционной масс открывает возможность фальсификации окружающей действительности.

Пирксу же было не до философских размышений о фальсифицировании дейтвительности. В тренировочном полете все пошло не так с самого начала, и проблемы множились выявляя пределы прочности человека. Такой себе креш-тест для пилота. Испытание выдержала и мастерская «подделка», и сам пилот.

Начало циклу положено отличное. Вместе с «альтер-эго» Пиркса Ийоном Тихим мои любимейшие литературные персонажи.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Станислав Лем «Футурологический конгресс. Из воспоминаний Ийона Тихого»

muxaJIu4, 14 октября 2018 г. 18:35

«Если не можете дать страждущим хлеба, дайте им хоть бы наркоз. С.Лем «Футурологический конгресс»

Есть мнение, что в момент смерти человек заново переживает всю жизнь. Но что тогда жизнь, если не видения возникающие в умирающем мозге?

Гуманна ли эвтаназия — смерть во благо, избавление от мучений смертельно больного? Или гуманнее дать умирающему наркоз, наполнить остаток жизни умирающего счастливыми видениями? 100 миллиаров страждущих на умирающей Земле — что выбрать для них? Герой Лема выбирает правду — но что есть правда, если не картинка возникающая в следствии изменения баланса ионов калия и натрия в нейронах. Какова же истинная и окончательная реальность?

Станислав Лем-врач един в трех лицах: анестезиолог, хирург и патологоанатом. Даже если больной неоперабельный, обязан попытаться его спасти, не получилось — тогда вскрытие поставит самый точный з возможных диагноз.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя»

muxaJIu4, 7 октября 2018 г. 12:05

При прочтении складывается впечатление о некоторой вторичности романа в отношении «Хромой судьбы», будто все не сказанное по разным причинам там, досказано здесь. Тот же конфликт творческой личности/интеллектуала/социальной группы с государством, только без хэппиэнда хотя-бы в одном из паралельных слоев повествования. Но тут присутствуют и другие конфликты, представляющие несомненный интерес для читателя.

Может ли Зло творить Добро? Да! — уверенно отвечает в первой половине века М.Булгаков, его Воланд единственный кто творит добро в «Мастере и Маргарите». А можно ли вообще отделить первое от второго? — отвечают Стругацкие в конце века. Демиург — вещь в себе, мы его оцениваем с позиций антропоцентризма, наших этических установок «здесь» и «сейчас». А демиург вообще-то способен изменять физические законы, если его попросить и он поймет чего от него хотят.

Из этого, если можно так сказать, появляется другой конфликт — альтернативных историй. Что такое история? Это такое представление о происхождении «сейчас», которое принято в определенном обществе и зиждется на не подлежащих сомнению фундаментальных мифах. В романе мы как раз имеем дело с альтернативной мифологией, только одна — мифы прошлого, другая — мифы будущего. Христианство, ислам и иудаизм имеют общие корни в мифах, которые не имеют ничего общего с объективной действительностью, любой критический разум прийдет к такому выводу при беспристрастном их анализе. Альтернативная трактовка мифа Стругацкими может ли стать фундаментальным мифом, который будет принят массовым сознанием и станет основанием Новой Истории? Нет! В нем нет созидательного начала, нет фундамента, на котором могла бы быть построена Новая История. В ином плане романа живет альтернативный миф будущего — таким мог быть Советский Союз в середине 21-го века если бы у Горбачева все получилось. Своеобразное Откровение от коммунистов, проекция перестроечного общества в ближайшее будущее. И объеденяют альтернативные мифологии личности (если их так можно назвать) Демиурга и Агасфера.

Третий и не последний конфликт — конфликт цели и путей ее достижения. Всяка ли цена приемлима за достижение цели? Ведь казалось бы Цель Всей Жизни при приближении может оказаться мелкой и ничтожной, а все из-за неправильной оценки перспективы, оптического обмана зрения. И достигнув ее находишь пустоту, как наш герой-ученый-астроном. А что Агасфер, коллекционер человеческих «теней»? Какая у него цель, и какую цену платит он? Его коллекция людских страстей похоже может травмировать и заразить гангреной самого Демиурга, ведь отсек он себе конечность, побывавшую в портфельчике.

В целом роман — попытка описать крушение мира. Роман-катастрофа, тайфун, в спокойном центре которого Демиург и Агасфер плетут нити судьбы мира.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «За миллиард лет до конца света»

muxaJIu4, 30 сентября 2018 г. 11:53

Последовательно сделал попытку просмотреть фильм Сокурова «День Затмения», якобы по мотивам этого произведения, потом — сценарий Стругацких, по которому Сокуров якобы снял фильм, и перечитал саму повесть «За миллиард...». Без перечитывания литературного сценария вообще не понятно о чем должен бы Сокуров снимать фильм, там от оригинального произведения почти ничего не осталось: вместо Ленинграда — Красноводск, вместо ученого средних лет — молодой врач только с интернатуры, вместо подруги жены (откуда у вчерашнего интерна жена) — сестра... Дальше не смотрел, не смог себя заставить проникаться всемирно признанным шедевром. Ничего личного, никаких сомнений в гениальности режиссера Сокурова — просто не мое.

Сцерий — другое дело. Довольно хорошая адаптация повести, можно было снять и кинофильм, и мини-сериал. Круг героев сокращен до необходимого минимума, жена исчезает, но больше места отведено для Лидочки, подруги первой жены. Ребенок тоже перекочевывает к Малянову, и его якобы хотят убить, если тот не отступит. И место действия — в Центральной Азии, наверное единственное, что связывает сценарий с фильмом. Как того требует законы жанра конфликт творческой личности со Вселенной заменен противостоянием со Сверхцивилизацией, прогрессорами наоборот. При таком обороте у нас больше шансов на окончательную победу, ведь впереди аж миллиард лет, а цивилизация чужих пусть даже сверх-, вполне себе приемлимый противник. А «день затмения» просто самое темное время ночи, которое как известно бывает перед рассветом.

В самой книге такой надежды нет. Прогрессу цивилизации противостоит сама Вселенная стремящаяся к равновесию. Когда равновесие достигнуто, нужны достаточно сильные флуктуации — типа открытия общей теории относительности или двойной спирали ДНК, чтобы статика сменилась динамикой и установилось новое равновесие. Это и имеет в виду Вечеровский, когда говорит о миллиарде лет впереди. Но достаточно ли миллиарла лет? Насколько вероятны такие флуктуации? Для бесконечной в пространстве и времени Вселенной что такое миллиард лет?

По общей атмосфере безысходности, недостижимости, потерянности можно сравнить с 1-й редакцией «Улитки на склоне». В повести «За миллиард лет...» склон близок к вертикали и край его скрыт за горизонтом.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Станислав Лем «Сказки роботов»

muxaJIu4, 20 мая 2018 г. 13:53

«Сказки роботов» — они как «совы» из «Твин Пикса», только по форме сказки и совсем не про тех «роботов». Это скорее сатирическая аллегория в духе «суеты сует» Эклисиаста. Вся человеческая суета, все цивилизационные мифы, все наше «суперэго» рассмотрено в точнейший микроскоп, проанализированно, препарированно и утилизированно со свойственным Лему тончайшим юмором. Досталось и порокам типа жажды власти, денег или славы, скурпулезно исследована и высмеяна вера во всемогущество науки, спародирован самый устойчивый человеческий миф о космогонии и вера в доброго, но справедливого Творца. Достаточно места отведено и Врагу Рода Человеческого (т.е. Роботического) коим в лучших традициях религиозных апокрифов сам его Творец и оказался.

Станислав Лем один моих любимых писателей, и «Сказки роботов» я полагаю только проборой пера Мастера, своеобразной разминкой перед творением настоящих шедевров.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Александр Бушков «Радиант»

muxaJIu4, 18 мая 2018 г. 18:58

Вместо комментария этого произведения (я прокомментировал в соответствующих ветках в целом Таларский и Неталарские циклы) будут размышления о том, что с этим всем делать (по состоянию на 18.05.18 это крайний эпизод сериала, но думается не последний).

Нужно: 1) достойный финал, не обязательно «Шекспировский», но очевидно и в самой книге ясно написано — Король королей устал. Он прямо и опосредствовано

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
контролирует почти весь Талар, является «серым кардиналом» Империи, которая его же усилиями распространила свою власть и на Нериаду, «семейная парочка» кроме традиционной магии ларов контролирует еще и Древний Ветер (к счастью без псевдонаучного описания, а то и живот можно надорвать от смеха).
По большому счету франшизу нужно было закрывать после
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
победы над последним воплощением Князя Тьмы
, но вышло как вышло
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
да и тему с дверью в прощлое Талара нужно закрыть. Можно с героической гибелью главного героя, было бы логично.
Но помнится в Сварога есть как минимум один потомок, от женщины с племени морских бродяг, можно реализовать и Артуровскую тему (Сварог реально похож на легендарного последнего короля кельтской Британии), со смертью от руки бастарда.

2) перераработать, уплотнить/сократить все начиная с «Железных парусов» до 3-4 романов с логически завершенными сюжетными линиями и финалами предваряющими последующие книги.

3) интегрировать Неталарский цикл в общую Хронику.

Тогда может быть все это не потонет в море графомании, а как писал поэт Маяковский «громаду лет пробьет, и явится весомо, грубо, зримо...»

Оценка: 6
– [  2  ] +

Александр Бушков «Печать скорби»

muxaJIu4, 18 мая 2018 г. 18:24

Прочитал Сварога Таларского, Димерийского и «Коронного», далее «Земной». После

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
раздвоения Сварога
сказал сам себе: «Андрей Михайлович, пора остановиться! С меня хватит!» Как говорится «Боливар» (да и «Ельцын») «устал».
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Одного Сварога бы еще выдержал, но ДВА Сварога, и это при его то биографии — перебор!
Простите, но комментария не будет.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Александр Бушков «Корона»

muxaJIu4, 15 мая 2018 г. 18:52

После Таларского и Демерийского Сварога — Сварог скажем «Коронный». После унылого «продолжения» Таларского цикла и в какой-то мере «ненатуральной» Демерии мир Короны кажется заметно более убедительным, само повествование более динамичным и сжатым. И — о чудо! — сюжет стал чуточку нелинейным. По крайней мере он не напоминает дневник главного героя. Коммерческий интерес заставил автора и издателей разбить полноценный роман на 3 книги, но это кажется более оправданным чем в случае с Таларом или Демерией. Повторюсь — я не осуждаю желание получить максимум материальной выгоды из бренда «Сварог», тем более имея ввиду хотя бы пример Зилазны с Янтарным королевством. В остальном Сварог каким был таким и остался — будь то чужой мир, чужое время или чужое тело. Из героев второго плана порадовал Гор Рошаль — опять повторюсь, но начальники тайной полиции у Бушкова получаются что надо. Сам мир Короны — потенциально золотое дно, но совсем не проработан. Возможно даже как и Демерию Бушков его испортил пустив в него Сварога. Опять же понимая, что перед тобой авантюрный роман и все совсем несерьезно, читается легко и приятно. И всякие там чудеса техники и просто таки советских масштабов гигантомания ничего кроме смеха не вызывает.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Александр Бушков «Димерия»

muxaJIu4, 11 мая 2018 г. 18:00

Все мной написанное про Таларского Сварога в полной мере относится и к Демерийскому Сварогу, но с некоторыми примечаниями.

Понятно желание автора, а вместе с ним и издателей, распространителей и иных выгодополучателей подзаработать на золотой жиле под названием Сварог. Ни в коей мере не осуждаю, просто принимаю как данность — весь цикл просто одно произведение: растянутое, многословное и несколько несерьезное. Оно казалось совсем нечитаемым после 1-й трилогии Таларского цикла, ибо возникал вопрос: об чем это вообще?. Но после вялой тягомотины «продолжений» коим конца не счесть, кажется уже и занятным, и интригующим, и динамичным.

Об Демерии. Чисто фэнтезийный мир со своей магией к счастью не имеющей «научного» объяснения. Регулярность катаклизмов имеет псевдонаучное описание

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
якобы вся энергия от циклических геологических процессов уходит в «магию» — потому нет цунами, но возникает вопрос: откуда берется энергия на сами циклические геологические процессы? Из магии? Но зачем тогда городить огород из «псевдонауки»?
Мир получился бы интересным, если бы Бушков взялся его разрабатывать «вглубь», а так получились очередные декорации для супергероя.

О героях. Их есть 1,75:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
1-Сварог, 0,5 — Гор Рошаль, 0,25 — все остальные из свиты супергероя.
Вообще любимыми героями второго плана у Бушкова видятся: начальник тайной полиции и любовницы 2-х сортов — титулованные и в военной форме.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Любовниц у Сварога было ровно 2, по одной из каждой категории. Абсолютный антирекорд по сравнению с Таларом. Нужно думать все сцены 18+ Бушков приберег для Таларских «продолжений».

В результате имеем авантюрный роман в духе Индианы Джонса в декорациях гибнущего и возрождающегося мира. С открытой концовкой — куда занесет Сварога в этот раз? И что поимеет главный герой из этой суматошной эпопеи?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Правильный ответ — ничего. Ничего не приобрел и не потерял. Вышла игра с нулевой суммой. Перефразируя классика: «...и нет никакой Демерии. И заметьте: никогда не было!». Просто сон.

Если абстрагироваться от Сварога, Талара и т.д. вышло неплохо.

Оценка: нет
– [  9  ] +

Александр Бушков «Сварог»

muxaJIu4, 4 мая 2018 г. 21:39

Комментировать буду весь (по состоянию на 04.05.18) Таларский цикл, ибо писать об отдельных произведених нечего (т.к. сами отдельные произведения отсутствуют — имеет место сериал, ограниченный в количестве серий только коммерческим успехом, т.е. если затраты перестануть покрываться плюс минимальная рентабельность франшизу непременно закроют).

Самое первое — литературная ценность произведения чуть выше ноля, если за ноль брать явную графоманию. Но написано легко и понятно, главное остроумно и отвечает запросам массового читателя.

Сюжетных линий ровно одна, т.е. имеем дело с банальным жизнеописанием главного героя — его биографией.

Жанр оценил бы как сказку для взрослых с элементами научной фантастики — ведь научная основа по крайней мере для магии ларов существует. Сразу отмечу просто дикий взрыв веселья от псевдонаучного описания действия магии в одной из первых книг: снижение температуры окружающей среды при сотворении «из ничего» неких материальных предметов (даже достаточно массивных вроде парохода). Надо думать автор имеет ввиду использование внутренней энергии (проще говоря тепла) окружающего воздуха для процесса «материализации». Любой кто хоть немного знаком с физикой скажет — «такого не может быть, потому что такого не может быть никогда!», ведь нарушается второе начало термодинамики. Сотворение парохода уменьшает энтропию, следовательно окружающий воздух должен бы нагреться увеличив свою энтропию и энтропию системы маг+пароход+окружающая среда.

Главных героев ровно один, потом у него появляется постоянная спутница, главная задача у нее чисто голливудская:вдохновлять, оберегать, награждать (скорее даже быть главным призом).

Сюжет — тут совсем плохо. Т.е. сам сюжет хорош, но развития никакого. Все сюжеты с путешествием в иные времена (паралельные вселенные, другие измерения и т.д.) я меряю «Темным миром» Г.Каттнера — вот где минимум слов и максимум смысла. Тут же динамика первых книг сменилась вялой бытовухой последующих. По сути яркий конфликт был только в первой книге, потом он начал угасать и угас с победой над

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Черной благодатью».
Далее автор решил не травмировать читателя острым сюжетом, ведь
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
даже с корабля каторжников Сварог мог легко сбежать, только почему-то он все время выбирал самые трудные пути. Тоже и с превращением в собаку — сюжет вроде и оживился, но автор постоянно успокаивает нас — вернуться в людскую подобу легко, но мы ведь не ищем легких путей.
В последних же сериях интрига отсутвует полностью
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
как бы автор не уверял постоянно читателя, что силы Империи и Радианта равны, и даже Радиант на несколько ходов впереди, хочется по Станиславскому крикнуть «Не верю!».

Вот чем автор может откровенно похвастаться так это сценами для взрослых. В каждой серии франшизы обязательно, в лучших традициях взрослого жанра присутствуют сцены 18+.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сначала — домоуправительница, вроде как и предназначенная для секса с барином — но нет наш герой стоек, с ней к сожалению ничего, а потом она вообще исчезает из жизни Сварога. Мара — секс из подчиненной, кошмар любого руководителя, но только не майора ВДВ. Потом сцена групового секса — Мара + герцогиня Дино. Далее императрица — сначала БСДМ (Сварог добрую половину франшизы мечтает выпороть почти каждую свою знакомую, (правда все они как и Яна совершеннолетние, тут автор принципиален, как и режисеры порнофильмов, прямо в титрах и большими буквами «все актеры старше 18 лет») а тут тебе сразу императрица, да задрав подол на голову, да широким солдатским ремнем — мечта любого фаната ролевых игр), потом душевные терзания и просто завидная стойкость, далее «девушка хочет сама и всегда хотела» — король королей как-бы и не виноват. Потом секс как государственная необходимость или как средство к достижению цели, вишенка на торте: аж 2 сцены почти изнасилования, но автор сразу успокаивает: самого страшного не случилось благодаря прозорливости главного героя. В конце концов все скатилось в рутину и повторение пройденного: императрица, сослуживица, государственная необходимость. Можно смело франшизу отнести к классике эротического-на-грани-порнографического жанра.

В целом читается неплохо если понимать что все это совсем несерьезно, совсем даже пародия на фэнтэзи в стиле Конана.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Сэмюэл Дилэни «Вавилон-17»

muxaJIu4, 11 марта 2018 г. 09:33

«Автора отличает глубокий философский подход к поставленным проблемам, нестандартность формы и стиля произведений» — из аннотации к роману. Все перечисленное присутствует в полной мере. То, что автор мог бы стать литературным гением, избери он более классический жанр — несомненно. Правда в 60-е американская фантастика уже выросла из журнальной формы, где автору платили за каждый печатный знак, и не приходилось писателю строго следовать «генеральной линии» издательств, чтобы заработать себе на хлеб насущный. Но и тогда было достаточно авторов, оцененных только спустя десятилетия — к счастью к Дилэни признание пришло сразу и дало ему творческую свободу. Сам роман сложный по форме, приходится буквально «продираться» через текст чтобы не потерять нить повествования. Понравится не каждому.

Оценка: 8
– [  17  ] +

Фредерик Пол «Врата»

muxaJIu4, 23 февраля 2018 г. 19:50

Удивительно — дожить до 45-ти, из них что-то около 30-ти увлекаться фантастикой — и открыть для себя Фредерика Пола. Произведение вполне добротное, насыщеное духом 70-х и своеобразным юмором. Не могу согласиться с тем что роман не роман, и не глубокий, и герой не тот. Герой надо думать среднестатистический землянин среди 25-ти миллиардов, плохо питающийся, с неважным здоровьем и уродливым моральным обликом. Сюжет тоже хорош, раскрывает и героя, и мир вокруг него. Если говорить о литературной форме — на роман тянет, события произведения разделены в пространстве и времени, и героев первого плана хватает. О непроработанности темы бегства из

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
черной дыры. Тут автор оставил некую загадку — и очень хорошо. Черная дыра — объект изучения обеих несоместимых между собой физик — квантовой и общей теории относительности. Чего там, вблизи горизонта событий — единой теории нет. Есть мнение, что корабль будет сожжен Хокинговским излучением. По большому счету — это неважно. Черная дыра
— просто момент смертельной опасности, и автор «испытал» своего героя таким моментом.

Книгу читал в украинском переводе Ю. Ефремова, перевод понравился, сама кнога тоже. Оценка -9.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Стивен Р. Дональдсон «Раненая Страна»

muxaJIu4, 22 октября 2017 г. 14:30

События Второй трилогии переносят нас на тысячелетия в будущее уже Антистраны-антиутопии. Там Зло победило, пусть и не везде географически, и победило прежде всего в умах обитателей-обывателей Антистраны. Белое давно стало черным, а обман единственно возможной правдой. Презирающий как никогда близок к разрушению Арки Времени, и как воистину азартный игрок делает самый рискованый ход — вызывает в свой мир Томаса Ковенанта и Белое Золото — единственную вещь могущую его освободить из заточения во Времени. Но и Создатель оказался готов рисковать — он «навязывает» Ковенанту напарницу. В первой книге мы узнаем что не все так и плохо, как казалось в начале, и Ковенант может все исправить и снова победить Презирающего. Но остается большой вопрос: надолго ли? Сможет ли Страна выжить в вечном противостоянии Создателя и Презирающего? А может поискать способы избавиться от их обоих?

Оценка: 9
– [  1  ] +

Стивен Р. Дональдсон «Сила, которая защищает»

muxaJIu4, 8 октября 2017 г. 19:20

В этой книге мы окончательно прощаемся со Страной — идеальным местом населенным идеальными людьми. Зло так глубоко пустило корни, что уничтожить его невозможно не уничтожив сам мир. Можно только найти хоть какой-то баланс, чтобы мир Страны уцелел. Только это будет наверняка совсем другой мир. По сравнению с первыми книгами — еще мрачнее, тоскливее, безысходнее.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Стивен Р. Дональдсон «Война Иллеарта»

muxaJIu4, 22 июля 2017 г. 20:49

1-ю книгу прочитал где-то в средине 90-х, теперь перечитал ее снова и взялся за 2-ю. Совершенно не понравился перевод, тупой, буквальный перевод английского делает произведение неудобочитаемым. Но и это не испортило общее впечатление.

Добавились новые герои, повествование делится на части и ведется не только от Томаса Кавенанта, что делает сюжет более разносторонним. Страна становится ближе и понятнее, раскрывается мифология и проясняется связь настоящего с прошлым. Красочные описания ландшафтов и растительного мира присутствуют в полной мере, как и отсутствие мира животного (как-то вскользь упоминаются тигры и орлы живущие на высокогорье, но мы их так и не увидим). К расам известным из 1-й части добавились новые мутанты- порождения камня Иллеарт, и все по прежнему идет по плану Серого Убийцы. Утопия продолжает рушится с возростающим темпом, обитаемый мир становится все меньше, как уменьшаются надежды на его спасение. Кавенант плывет по течению поразившей его болезни, но его параноя дает трещину (он довольно наивно испробует проверить Страну на реальность). А сама Страна будто заражается безумием Кавенанта, как того требует план лорда Фаула. Интересно, что никто не догадывается просто покинуть Страну, ведь окружающий мир следует думать бесконечен в пространстве (путешествия гигантов тому подтверждение).

Текст объемист, но интересно то, что изначально объем произведения был больше в 2 раза. Автору пришлось исключить из финальной версии целую часть (их было 4), и сам текст был уплотнен. Это пошло на пользу, сюжет в целом динамичен, что выгодно отличает 2-ю часть от 1-й.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Стивен Р. Дональдсон «Проклятие лорда Фаула»

muxaJIu4, 19 июля 2017 г. 21:01

Купил где-то в середине 90-х книгу под непретезательным названием «Презрение Лорда», прочитал и остался под впечатлением на всю жизнь. Главное — понравился перевод, он действительно литературный и не отягощенный прямым переводом с английского. Пишут — текст трудный, да, есть такое, но Вы почитайте С. Лема вроде «Осмотра на месте» тогды поймете что такое трудный насыщеный дву-, трех- и т.д. значностями текст. К главному, и практически единственному, ибо все крутится вокруг него и его болезни, герою ни у кого претензий нет. Герой оригинален, и повторюсь в единственном числе (если не считать великана-мореплавателя — он выписан крупнее остальных персонажей). Как для единственного героя и достаточно короткого промежутка времени текст длинноват, даже чрезмерно длинноват. Много места отведено погружению читателя в место действия, утопическую страну переживающую плохие времена.

Страна — странное место. Автор дает красочные описания ландшафтов и множества растений — но странно, совсем нет животных, насекомых, с рыбой — не уверен, может и есть. Конечно красотища — тишина, ни птиц, ни животных, ни комаров — только странно все это.

Жители страны — хорошо что обошлось без гномов, орков и прочих персонажей Толкина. Есть люди, есть приплывшие невесть откуда гиганты, есть пещерные жители — демонгла, есть остатки Великого Леса. Экономика строится на магии, точнее сказать — натуральное хозяйство. Об расширенном воспроизводстве, прибавочной стоимости и торговле ничего не известно. Просто иделический коммунизм от маркса-энгельса-ленина под мудрым руководством лордов. Не удивительно что Герой не признавал реальность такой страны, она просто не могла существовать.

О мифологии. Мифология — стержень фэнтезийного произведения. Тут мифология раскрывается постепенно и понять, что же такого случилось в былые времена, и что привело к катастрофе сейчас, в первой книге не получится. Хотя общий фон присутствует.

Ну и Главный Злодей. Мы с ним встречаемся в начале романа, дальше он присутствует заочно, как Всевидящее Око, и дергает за ниточки.

Первая книга подобна «Хоббиту», просто путешествие «Туда и Обратно». Спустя больше 20-ти лет после ее прочтения я взялся читать продолжение. В надежде таки понять, что меня так задело тогда и не давало забыть про Томаса Кавинанта все эти годы.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Генри Каттнер, Кэтрин Мур «Источник миров»

muxaJIu4, 18 мая 2017 г. 19:13

Возможно самое необычное произведение Генри и Кэтрин из «большой» прозы. Нечто между серьезной антиутопией и абсолютно несерьезной авантюрой. К сожалению «треугольник» главных героев достаточно заурядный. Каждый зависит от каждого, а от того как они со всем этим справятся зависит судьба мира. Паралельный мир как раз незаурядный. Посерьезнее Малеско («За Земными Вратами») или Темного мира («Темный Мир»), если те просто копии Земли «которой не повезло», то тут он самодостаточен. Естественно для человека 21-го века, знающего о квантовой электродинамике и хромодинамике, спонтанном нарушении симетрии — механизме Хиггса размышления об мироустройстве как об атоме урана кажутся наивными, и порой даже смешными. Повесть продукт своей эпохи, и продукт добротный.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Генри Каттнер «Тёмный мир»

muxaJIu4, 14 мая 2017 г. 19:15

Одно из самых перечитываемых мною произведений Каттнера — Мур (другое — «Ярость»). По сюжету — полный клон «Маски Церцеи», точнее наоборот, «Маска» написана позже. Но в «Темном мире» есть что-то завораживающее. И еще есть впечатление крайней экономности авторов, видимо не было установки на количество знаков. Кратость, сжатость изложения доведенная чуть ли не до формата газетного репортажа скорее в плюс. Оставляет читателя с ощущением недосказанности подобно лучшим произведениям Лема или Стругацких, дает читателю пищу для собственной фантазии. Повесть сжата, как в пространстве, так и во времени. Во времени — традиционный для авторов период одного-двух дней («За Земными Вратами» и др.) за который толком понять Темный Мир не получится. Почему он физически темный, с биологией то ясно — это все Ллур, но с физикой что не так? Так же он сжат в пространстве 3-мя строениями, с расстоянием между ними преодолеваемым за одну ночь. А что с остальной планетой — копией Земли? Есть информация, что святилищ Ллура достаточно много, тогда Совет выглядит уже не мировым правительством, а локальным, местечковым. В повести вопросов больше чем ответов. И в этом есть особый шарм произведений Каттнера — Мур.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Андрэ Нортон «Операция «Поиск во времени»

muxaJIu4, 27 апреля 2017 г. 12:00

У Андре замечательно получаются произведения приключенческого жанра поданые под соусом НФ. Делаем из фрегата космический корабль, из необитаемого острова — затерянную в космосе планету, из самого космоса — океан, не заморачиваемся техническими деталями происходящего (ну не будем-же для людей 1-го века разжевывать как устроена телега, а в 19-м почему паравоз ездит без лошадей — и так все понятно!) и вперед. Роман готов! Тут имеем дело с попыткой хоть как-то объяснить мир, сделать его понятным несовременнику. Внутренне непротиворечивой картины как мира «Нашего», так и «Чужого» не вышло. Но за попытку поставил 7.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Андрэ Нортон «Угрюмый дудочник»

muxaJIu4, 27 апреля 2017 г. 11:49

Достаточно интересный подростковый роман сравнимый с произведениями Хайнлайна. Если отбросить декорации НФ и забыть про «биологические причины» (один из предыдущих комментариев) будет нечто из «В дебрях Борнео» или «Робинзон Крузо». Читается легко и особых умственных напряжений не требуется. В поездку самое то.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Андрэ Нортон «Кошачьим взглядом»

muxaJIu4, 27 апреля 2017 г. 11:42

Субъективно — не люблю рассказы о животных. Объективно — шпионский роман загримированный под фантастику, с характерной для Андре темой космоархеологии. Могла бы и Предтеч сюда интегрировать, это моя любимая тема в ее поизведениях. Оценка 5 — снял ровно половину балов за отсутствие собственно фантастики.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Генри Каттнер «Долина пламени»

muxaJIu4, 15 апреля 2017 г. 20:43

Оценил на 8, субъективно — затерянные миры не мой жанр. Снова фэнтези которое совсем не фэнтези, с привкусом «страшных» историй в стиле Лавкрафта. Сам мир проработан достаточно хорошо, сюжет присутствует и он достаточно логичен. С физикой созданного Каттнером мира сложнее... А именно с замедлением времени. Сначала нас автор убеждает что это так — в Паитити замедляется время. Это хорошо согласуется с описанием тайного хода ведущего в долину, там имеет место гравитационная аномалия, следовательно мы имеем дело с эффектом ОТО, искревлением пространства-времени гравитирующей массой (энергией, давлением). Правда автор забыл при этом об ускорении свободного падения и искажении постранственных отрезков в направлении к центру гравитирующей массы — ну и ладно. Но потом он утверждает что никакого замедления времени нет, просто метаболизм живых существ ускорился под действием Пламени. Т.е. часы Паитити синхронизированы с любыми другими часами на Земле, находящимися на том же расстоянии от центра гравитирующих масс. В таком случае физическая картина мира полностью рушится... Если артилерия и действительно бесполезна в таком мире, то падения с высоты 20 м будет падением с высоты 20 м со всеми печальными последствиями.

В целом у Каттнера получилось неплохо, похоже на «Последнюю цитадель Земли» только лучше. поклонникам его и Кэтрин творчества рекомендуется.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Генри Каттнер, Кэтрин Мур «Ярость»

muxaJIu4, 7 апреля 2017 г. 17:37

Единственное «большое» призведение Каттнера — Мур дотягивающее до романа. Сюжетных линий там все таки больше одной, но меньше двух. Одно из двух самых перечитываемых мной произведений авторов (еще «Темный мир»). Мессианская тема в нем доведена до логического конца, роль личности в истории гипертрофирована в абсолют. Естественно — сюжетная линия героя-одиночки есть одной из доминант всего жанра НФ-эпопей, и авторы хотели угодить читателю. И получилось очень даже хорошо. Главный герой проработан хорошо, в отличии от других романов-повестей, да и повествование занимает изрядный временной отрезок (сопоставимый только с «Осью Времени»). И герой — он очень американский герой, из разряда «Наш Сукин Сын», противостоит почти в одиночку аристократическому правлению Семей. Из другого — политическая система Венеры — почти копия США, федерация Куполов. Забыты опереточные войны между куполами (одна из них описана в «Ночной битве»), ушли в прошлое и вольные отряды, человечество в целом довольно сегодняшним днем и мало задумывается о завтрашнем. Вобщем цивилизация на самом пике, а возможные проблемы где-то далеко даже не на горизонте.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
С самого начала не вполне понятно почему люди и дальше не могут жить в подводных куполах, строя например новые и постепенно заселяя мелководье. Вроде и технологии есть, и проблем с демографией не чувствуется. Как-то вскользь авторы таки проболтались о главной проблеме — невосполняемый источник энергии вот-вот закончится...

Другая большая тема многих произведений авторов — мутанты.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Тут мутанты не телепаты, и не боги — а просто бессмертные. Элита, аристократия и олигархия в одном лице. Они вроде бы мудро правят человечеством, естественно не забывая о себе.

Тема мутантов происходит из другой не менее важной темы — атомной войны и атомной бомбы. Про атомную бомбу я писал в коментарии к «Ночной битве» — там она главное зло. Тут она тоже зло, но уже не абсолютное. Угроза ее применения скорее последний аргумент в споре, а не жесткая необходимость как в «Бесчисленных завтра». И весь роман — он продукт эпохи в которой был написан. В 60-е он получился бы совсем другим.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Генри Каттнер, Кэтрин Мур «Ночная битва»

muxaJIu4, 26 марта 2017 г. 19:07

Оценил на 8. Войны между куполами уж очень несерьезные. В позднее средневековье, эпоху наемных армий, все было куда серьезнее: 30-летняя война чуть было не погубила всю Германию, разрушила экономику, подорвала демографию, вызвала эпидемии и всеобщий хаос. А тут

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
символическая бомбардировка проигравшего сражение купола и наложение контрибуции.
Думаю ужасы 2-й мировой побудили авторов сконструировать подобный способ ведения боевых действий. Другой вопрос: ядерное оружие. К 1943 году атомной бомбы еще не было, но был страх атомной бомбы нацистов. Атомная война и послеатомный мир можно сказать главные декорации в больших НФ-произведениях Генри и Кэтрин. Отношение к нему там тоже разное: если в «Мутанте» это фактор сдерживания, в «Бесчисленных завтра» — фактор чуть ли не технического прогресса, то тут — очевидное зло. В целом если не заморачиваться и просто получать удовольствие от прочитанного — добротная по тем временам вещь.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Генри Каттнер, Кэтрин Мур «Бесчисленные завтра»

muxaJIu4, 23 марта 2017 г. 22:27

Оценил на 8. По мне одно из лучших произведений авторов (из романов и повестей) в жанре чистой НФ в ряду с «Осью Времени» и «Яростью». Даже чем-то напоминает лучшие произведения Ф. Дика. От «Планеты шахматной доски» отличается в лучшую сторону наличием развязки, и развязки под стать сюжету нестандартной. Естественно война не лучший способ решения проблем, даже — худший. Но перед нами антиутопия

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мир под властью глобальной бюрократии который застыл как муха в янтаре. Покончив с войнами человечество покончило с техническим прогресом. Авторы уже не впервые, а фактически даже в каждом из крупных произведений, противопоставляют власть централизованой бюрократии (наивысшее зло) децентрализации и свободной ассоциации автономных взаимозависимых общин (утопию). Наиболее ярко утопическая децентрализация описана в цикле «Мутант», там она детально проработана и обоснована. Генри и Кэтрин полагают всемирную бюрократию злом даже большим чем война, и их герой выбирает это меньшее зло. Выбор трудный, но из всех бесчисленных завтра которые открываются Бридену, выбор ядерного холокоста кажется самым гуманным.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Генри Каттнер «Из глубины времени»

muxaJIu4, 20 марта 2017 г. 19:32

К сожалению целостного произведения у Генри не получилось. Возможно в сроки не укладывался или пришлось уменьшать (увеличивать) объем дабы получить требуемое к-во знаков. Рваный темп повествования — вялотекущее развитие сюжета больше похожее на газетную (журнальную) статью сменяется неплохой динамикой и опять превращается в журналистский репортаж. Порадовал зомби-апокалипсис, правда с околонаучной подоплекой характерной для писателя. Ментальные вампиры напоминают Чужих из «Последней цитадели», сама чума — «Отравленый пояс» Конан-Дойля. Ну и сама идея романа блестяще развита в «Оси Времени», выдергивание людей из различных времен не менее блестяще реализована Ф. Ж. Фармером в «Мире Реки». Порадовал конец, он таки присутствует. А так среднее произведение. Да, и с него получился бы неплохой сценарий для блокбастера.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Кэтрин Мур «Судная ночь»

muxaJIu4, 19 марта 2017 г. 14:31

Время и место событий в романе спасают его от критики — очень далеко во времени и пространстве. И события воспринимаются уж очень несерьезно. Героиня — вариант Джирел из Джойри в декорациях Вселенской Империи. Жанр повествования схож с циклом про Джирел — женский роман в формате фантастического боевика. Ну и все... Да — хэппиэнд отсутствует, как и само окончание — очень характерно для писательницы. Накрутить накрутила, а что дальше?

Оценка: 5
– [  4  ] +

Генри Каттнер «Ось времени»

muxaJIu4, 6 марта 2017 г. 22:05

Еще один город В Конце Времен ( см. «Последняя цитадель Земли»), и еще одно Лицо (там же).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
На сей раз Город вроде как с людьми, но вроде как и без. Он не просто место проживания — а единый биологически-механический организм, конечный итог бесконечной эволюции городов. И враг — не инопланетный ментальный вампир, а «инородная» материя стремящаяся захватить все Пространство и все Времена. И полем битвы с Врагом будет все Пространство и Время. Как правильно подмечено: если кого и стоит спасать — то всю Вселенную!

Вещь посильнее «Последней цитадели». Для фанатов Каттнера-Мур рекомендуется

Оценка: 8
– [  4  ] +

Генри Каттнер, Кэтрин Мур «Маска Цирцеи»

muxaJIu4, 5 марта 2017 г. 10:32

Еще одно произведение Каттнера-Мур где за маской фэнтэзийного мира скрывается технология («За Земными Вратами», «Последняя цитадель Земли», «Темный Мир»...). Снова привет Артуру Кларку. И Фрэнку Герберту тоже — Батлерианский Джихад в борьбе Цирцеи и Аполлона не узнали? И раздвоение личности — прям Ийон Тихий после полета на Луну («Мир на Земле»). Сюжетов — пруд пруди, не на одно поколение фантастов.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Генри Каттнер, Кэтрин Мур «За земными вратами»

muxaJIu4, 5 марта 2017 г. 09:45

Про жанр — совсем даже не фэнтэзи.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Окно между мирами создано жрецами-инженерами малеско. Технический уровень достаточно высок, хотя для широких народных масс это просто магия жрецов. (Привет Артуру Кларку!).
Про сам мир.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Время нахождения главного героя в Малеско — ну не более 1 суток. Он так и не узнал мир в котором очутился. Из архитектуры — только Храм да Бани, из общественных отношений — только сословный конфликт между жрецами и остальным обществом. Т.е. декорации к экшну отсутствуют.
О самом жанре. Не согласен с пародией. Учитывая время написания — скорее антиутопия, с уклоном в «1984».
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Жрецы Малеско использовали передовые технологии для пропаганды, контроля за обществом, развития вооружений и т.д. Прямо таки Великий Могучий который к 1949 году уже обзавелся атомной бомбой при голодающем населении. Отсюда противопоставление Рай — Ад (Нью-Йорк — Малеско), и карикатурность антипода Америки в котором были лучевые пушки, но отсутствовали автомобили
В целом получился среднего качества экшн, с тупой блондинкой и мускулистым парнем, который не хочет спасать ни мир, ни блондинку.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Генри Каттнер, Кэтрин Мур «Последняя цитадель Земли»

muxaJIu4, 3 марта 2017 г. 19:31

Хорошая повесть (на роман не тянет — переработка своих ранних повестей и циклов рассказов в романы обычная практика успешных писателей в Америке, тут помешала ранняя кончина Генри). Мне напомнила скорее «Машину Времени» Герберта Уэлса, но оптимизма тут больше. И некоторое ощущение что авторы знаменитого «Доктора Кто» знакомы с этим произведением. Узнаваемость стиля авторов — само-собой разумеется. Для поклонников творчества Каттнера — Мур самое то.

Оценка: 8
⇑ Наверх