fantlab ru

Все отзывы посетителя kaiten

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  13  ] +

Том Холт «Шестнадцать способов защиты при осаде»

kaiten, 31 мая 2023 г. 09:26

Роман мог бы носить название «Шестнадцать способов не раскрыть тему». Начинаешь читать, и поначалу вроде бы присутствует все то, что обещалось и ожидалось: фэнтези, война, осада, приключения, ирония... Но ни одна из составляющих не доведена до такого уровня, чтобы роман можно было поставить в один ряд с творениями Сапковского, Аберкромби, Пратчетта, Мартина.

Главный герой — инженер. Хорошая идея. Но его мысли, рассуждения, объяснения, касающиеся обороны города, строительства машин и прочей деятельность на этом поприще, описаны довольно по-дилетантски, без технических деталей и подробностей, как мог бы написать человек, знающий об осадных орудиях и осадах исключительно по псевдоисторическим фильмам и книгам. Может, и не стоило тогда ставить героя во главе целого инженерного полка и постоянно твердить про его инженерные способности и опыт?

В книге вроде как происходят масштабные геополитические события — мятеж и последующая война, охватившая всю Империю. Но большая часть этих военных событий происходит где-то за кадром и объясняется довольно кратко и скупо. Не говоря уж о том, с какой невероятной стремительностью и скрытностью все происходит. Орда варваров-мятежников возникает словно из ниоткуда (полкниги персонажи голову ломают — кто они и чего хотят?) и становится сюрпризом для всех, включая многотысячную имперскую армию, которая выходит из города, попадает в засаду (волшебную, судя по результату) и благополучно гибнет вплоть до последнего человека. Уже в этот момент захотелось разбить лицо фейспалмом.

География, история, геополитика в произведении заслуживают гораздо больше внимания, чем им уделил автор. Мир не вырисовывается, не выглядит цельным, трудно представить что это за Империя такая, какие народы ее населяют, чем живут, и в каких отношениях между собой находятся.

В романе вроде как поднимается тема и проблема расизма, только повернутая с ног на голову — главный герой белокожий, а тут это люди второго сорта. Но и эта тема толком не развита и вообще непонятно зачем нужна. Да, варвары-мятежники собираются истребить имперцев, но акцент делается не столько на расовых разногласиях, сколько на детских обидах и жажде мести предводителя вражеской орды. С тем же успехом это могли быть «бедные» против «богатых».

Отношения между персонажами шаблонные и картонные, личность и характер большинства из них почти не прописаны.

Ирония, юмор, шутки тоже как бы присутствуют. Но в недостаточных объемах, чтобы назвать роман юмористическим или ироническим. Иронично, но у пресловутого Аберкромби в его темном и мрачном фэнтези иронии и черного юмора было больше, и они были более к месту. Пардон за тавтологию.

Военно-политически-техническое фэнтези автору явно не удается. Более легкомысленное иронично-юмористическое фэнтези про войнушку и осадушку — тоже получилось не таким забавным, как могло бы.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Джаспер Ффорде «Вечный кролик»

kaiten, 16 июля 2021 г. 06:19

Эта история начинается, как забавная сказка для взрослых (подумать только: кролики очеловечелись и теперь живут среди нас, разговаривают и расхаживают тут и там, в жилетках и с карманными часами прям как в «Алисе в стране Чудес»). И первые несколько глав сохранялось первоначальное впечатление. Веселили всякие полукомические ситуации, связанные с совместным существованием людей и кроликов, и то, как они обвели вокруг пальца людей, неспособных отличить одного кроля от другого. Думалось, что и дальнейшее повествование будет столь же беззлобным и беззубым. Но тут на сцене появляются такие сюжетные детали, как Мегакрольчатник — специальное огороженное и охраняемое место, созданное отнюдь не кроликами, но для кроликов, куда планируется переселить всех кроликов, даже если потребуется применить для этого силу. Рассказывается о том, что за каждого лиса, убитого кроликом, даже если это была самозащита, лисы вправе безнаказанно и практически узаконено истребить сотню кроликов. Ничего не напоминает? А выражение «потушить кролика», которое в начале книги кажется неким жаргонизмом или идиомой, типа «загасить», «задать жару», оказывается следует понимать буквально. И становится немного неуютно и жутковато, особенно от мыслей о том — к чему же все это в итоге приведет? К счастью, Ффорде не стал слишком уж сгущать краски и конец можно считать чудесным хэппи-эндом.

Книга эта не только о ксенофобии, толерантности и о том, что «жизни кроликов важны». Но и том, что причины и мотивы, по которым более полувека назад одни (не)люди сжигали других людей в печках, травили газом и морили голодом — все еще с нами. И пока они будут с нами — рано человечеству считать себя по-настоящему цивилизованным и гуманным.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Роберт Маккаммон «Слышащий»

kaiten, 9 мая 2021 г. 07:37

В последнее время что-то не узнаю Маккаммона. Попсово-голливудская «Граница», неудержимое скатывание сериала про Меттью Корбетта... неужели «гений из Алабамы» растерял свой талант, исписался? Была надежда на «Слышащего», но увы, и она не оправдалась. Даже если рассматривать роман в отрыве от остального творчества автора, то он в общем-то неплох, по своему интересен, но... не представляет собой ничего особенного. А если вспомнить шедевры тридцатилетней давности, такие как «Песня Сван», «Они жаждут», «Кусака» — новому «Слышащему» катастрофически не хватает размаха, масштабности, важности и значения происходящих событий. Банальная история про похищение детей миллионера, которая заканчивается, едва начавшись. Даже не разрастается до масштабов «Мое!» с отдаленно похожей канвой событий. Кстати, если уж говорить о похожести, то стоит упомянуть и о знаменитом и многими любимом романе автора «Жизнь мальчишки», но опять-таки в том смысле, что у «Слышащего» труба пониже, дым пожиже. А еще, при чтении постоянно возникали ассоциации с некоторыми произведениями Стивена Кинга, например, телепатическое общение и дружба персонажей уж очень напоминает «Доктор Сон», да и сама тема про людей, наделенных даром (сиянием) затаскана тем же Стивеном Кингом до дыр.

Тема телепатии в романе почти не раскрыта. Она просто есть, персонажи ей просто пользуются, словно мобильным телефоном. Но это еще ничего, нельзя счесть недостатком, в конце концов телепатия и в реальной-то жизни мало изучена. А вот то, что не раскрыты, или, наоборот, раскрыты слишком поспешно и топорно некоторые персонажи — это хуже. Пэрли, который поначалу кажется основным персонажем, немного загадочным типом с гнильцой в душе, которая, по идее, должна разрастаться и овладеть человеком, словно демон (не случайно же автор описал его месть девочке за то, что та заподозрила его в мошенничестве) — к середине романа становится

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
картонным и безвольным, ни на что не влияющим, плывущим по течению.
Джинджер, которая в начале выглядит расчетливой и хладнокровной преступницей, в конце ни с того ни с сего выставлена
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
обычной психопаткой, причем всю ее историю просто выкладывает Донни в коротком ночном разговоре с Пэрли.
Сам Донни — вообще стереотипный псих-садист, с первого своего появления в романе вопящий:
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Я поиздеваюсь над хорошими персонажами, угроблю все дело, а потом меня убьют, и поделом!»
Более-менее неплохо получился Кертис, но, повторюсь, уж очень он похож на кинговских «сияющих» персонажей.

Сюжетные линии банды похитителей и Кертиса большую часть романа развиваются параллельно и независимо, да они в конце почти не пересекаются. Бандиты до самого конца остаются в неведении насчет телепатических способностей похищенной девочки и того, что к ней спешит на помощь «рыцарь в темных доспехах». Рыцарь же ничего не узнает о похитителях, кроме их имен. Между ними нет непосредственного конфликта и противостояния. Лишь в конце происходит короткая стычка,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
погибает и Джинджер и Кертис, остальные живут долго и счастливо.
Аминь.

В общем, роман «Слышащий» стоит рассматривать как второстепенное и не очень значимое приложение к творчеству Маккаммона. До планки, установленной автором для самого себя еще в прошлом веке, он не дотянул. Почитать стоит, удовольствие от чтения получить тоже можно, но сильно сомневаюсь, что кто-то назовет «Слышащего» любимой книгой Маккаммона.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Томас Харрис «Кари Мора»

kaiten, 25 декабря 2020 г. 16:43

Практически все, что хотелось сказать после прочтения романа, оказывается, уже написано в более ранних отзывах :( Остается только подписаться. Как криминально-приключенческий роман «Кари Мора» с грехом пополам потянет. Как психологический триллер же он слаб и вял, особенно в сравнении с теми книгами, что прославили автора.

Добавлю пару слов об аннотации на обложке книги, ибо она вводит читателя в заблуждение. Аннотация обещает некое захватывающее противостояние Его и Ее, представляет их чем-то вроде давних заклятых врагов, причем именно это противостояние по идее должно стоять во главе сюжета. По факту же, бОльшая часть романа посвящена охоте двух криминальных группировок за кладом — вот между ними и идет противостояние. Кари и главный антагонист, конечно, пересекаются, но между ними нет личной вражды. Да, антагонист хочет ее помучить и изувечить, но ничего личного, просто бизнес и потакание своим извращениям. А Кари хочет, чтобы ее оставили в покое; ей на этого Ганса-Петера было наплевать, она не пыталась его убить, отомстить или что-то вроде. Да она после краткой встречи в начале романа про него почти и не вспоминала. И лишь на последних страницах книги

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
происходит жалкое подобие пресловутого противостояния. Очень быстро и скомканно: похищение, освобождение, бегство, преследование, схватка, убийство...

Оценка: 5
– [  9  ] +

Джаспер Ффорде «Ранняя пташка»

kaiten, 6 декабря 2019 г. 13:40

Если необычная фамилия Ффорде вам ни о чем не говорит, и книга «Ранняя пташка» для вас первая с этой фамилией на обложке, то, вероятно, вас ждет сюрприз. Приятный или наоборот – предсказать не берусь, все зависит от вашего мировоззрения, воображения и представлений о том, как должны строиться и преподноситься читателям создаваемые писателями вымышленные миры. В отличие от подавляющего большинства фантастических произведений других авторов, где описывается более-менее знакомая и привычная нам вселенная (даже если дело происходит в далеком будущем или на другой планете), где действуют более-менее знакомые и привычные нам законы (пусть даже в них вмешивается и нарушает некое фантастическое допущение), Ффорде с первых же страниц бросает читателя, как в омут, в причудливый, даже нелепый (с точки зрения неподготовленного читателя) мир, созданный и работающий по своим собственным законам и правилам. Непохожим ни на что, что вы читали раньше. Причем автор совсем не спешит знакомить читателя с этими законами и правилами, ведя повествование так, словно описывает совершенно обыденный мир и его повседневность. Здесь зимняя спячка у людей и все, что с этим связано, включая риски и опасности Зимы – неотъемлемая часть их жизни, и вы не получите обстоятельных псевдонаучных объяснений, как и почему люди дошли до жизни такой. Они просто так живут, смиритесь. Такой подход немного напоминает фэнтези, где авторы также не утруждают себя детальным объяснением механики и устройства мира, но в остальном «Ранняя пташка» Ффорде совсем не похожа на фэнтези. Это причудливая смесь фантастики, альтернативной истории, шпионского триллера, сатиры… Тут тоже есть Англия, но по ней бродят мамонты. Здесь тоже есть история Ромео и Джульетты, вот только не совсем такая, как у нашего Шекспира. И так во всем. И все это варево в придачу приправлено своеобразным юмором, часто построенном на игре слов, иногда по-английски тонким, иногда цинично-чернушным. Поначалу будет трудновато врубиться и втянуться. Но если уж втянетесь – будет трудно оторваться.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Олег Дивов «Техподдержка»

kaiten, 2 марта 2019 г. 08:48

Как и предыдущий роман автора, «Техподдержка» — это социальная фантастика. Интересная, обстоятельная, атмосферная... но социальная. Про маркетологов, дипломатов и наших «любимых» специалистов техподдержки. Так что масштабной войны шагоходов не ждите, несмотря на то, что теме шагоходов, как потенциального развития боевых машин, и вообще техническим деталям, в романе уделено немало внимания. Тем не менее, будут приключения, перестрелки и прочая движуха, чего так не хватало «Чужой Земле». А также юмор, занятные диалоги и остроумные отсылки.

PS. И, похоже, это только первый том ;)

Оценка: 8
– [  2  ] +

Андрей Уланов «Серебряные пули с урановым сердечником»

kaiten, 21 ноября 2018 г. 17:47

Единственный роман Уланова, который: а) показался невразумительным, б) не понравился. Такое ощущение, словно в книжке не хватает нескольких страниц, на которых объясняются некоторые сюжетные детали и мотивация героя. А без этих потерянных страниц все нагромождение событий, схватки и перестрелки, прыжки через порталы из Мира в Мир и прочие приключения кажутся несвязанными друг с другом и почти не влияющими на сюжет. О чем вообще роман? Какова цель и миссия главного героя? В целом, в глобальном смысле, а не в каждой отдельной главе, где он задумывает и реализует какие-то мелкие авантюры, похожие на побочные квесты в РПГ. Постоянно идут пафосные намеки на всеобъемлющую борьбу Добра со Злом, а герой всю книгу кошельки по карманам тырит (фигурально выражаясь). Ах да, еще мочит направо и налево людей, в том числе тех, кто ему не сделал ничего плохого.

Оценка: 4
– [  5  ] +

Андрей Уланов «Однажды на Диком западе»

kaiten, 5 ноября 2018 г. 09:47

Чем мне нравятся произведения Андрея Уланова вообще и цикл про альтернативно-фэнтезийный Дикий Запад в частности – так это своей добротой, теплом и оптимизмом. Даже самые опасные приключения и отчаянные ситуации, в которых оказываются герои, описаны без излишнего драматизма, спокойно, с юмором и иронией. И, естественно, почти всегда герои находят выход из положения и все кончается хорошо. Это чем-то напоминает сюжеты новогодних Елок для детей. Да, многие сюжетные ходы шаблонны, развитие событий иногда предсказуемо, читателю не стоит ждать чего-то необычного, оригинального, шокирующего, гениального. Цикл Уланова «Однажды на Диком Западе» – это легкое развлекательное чтиво, не дотягивающее до «настоящей» серьезной фантастики, не говоря уж о научной. Пожалуй, оно не дотягивает даже до лучших примеров юмористического фэнтези, вроде «Плоского мира» Пратчетта. Но, может, и цели-то такой не было – до чего-то дотягиваться? А была цель просто пофантазировать о том, как было бы забавно и прикольно, если б типичный мир по образцу Толкиена, с его гномами, эльфами и орками, доэволюционировал до аналога нашего 19-го века. Да еще если бы часть действия развернулась на американском континенте. И получилось действительно забавно и прикольно. К счастью, автор не стал слишком долго эксплуатировать эту идею и плодить целый сериал; четырех романов более чем достаточно.

Юмор успешно балансирует между «тонким английским» и «сортирным», не сваливаясь ни в одну, ни в другую крайность. Шутки незамысловаты, просты, кратки, ненавязчивы и пусть не заставляют гоготать во все горло или восхищаться остроумием автора, но вызывают улыбку и поднимают настроение.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Роберт Маккаммон «Граница»

kaiten, 12 октября 2018 г. 14:41

«Граница» Маккаммона — пожалуй, самый слабый роман автора. Это не значит, что он совсем уж плохой, но его вторичность прямо-таки бросается в глаза. Любители творчества Маккаммона наверняка обратят внимание на то, что «Граница» по сути своей — гибрид «Кусаки» и «Песни Свон», ранних и, заметьте, великолепных романов. Но дитя от этого брака получилось заурядным и ничем не примечательным. Помимо явного сходства с упомянутыми романами Маккаммона, в «Границе» можно углядеть вкрапления и от «Дня независимости», и от «Пятого элемента» и от «Терминатора», и бог знает от чего еще. Добавьте сюда же затасканные фантастикой мифы о Зоне-51. И, раз уж мы заговорили о фильмах, роман производит стойкое впечатление написанного в расчете на экранизацию. Переделать его в сценарий шаблонного голливудского блокбастера про жестоких и страшных пришельцев и мужественных героев, спасающих планету — раз плюнуть. Почти ничего не надо менять; в тексте как раз оптимальное соотношение эффектных экшн-сцен с чудовищами, перестрелками и взрывами, равномерно распределенных по всему фильму... то есть, тьфу, книге, пафосных диалогов и монологов, дилемм и моральных терзаний персонажей. Персонажи довольно стереотипные по сравнению с яркими героями из пресловутых «Кусаки» и «Песни Свон», но недостаточно стереотипные, чтобы назвать их картонными. Благодаря всему вышеперечисленному, роман кажется написанным в середине-конце прошлого века, начинающим, но неплохим и грамотным автором. Серьезно, если бы вдруг стало известно, что Маккаммон написал «Границу» или хотя бы черновик этого романа до «Кусаки» и «Песни Свон», а потом запер рукопись в ящике стола на три десятилетия — это сняло бы все вопросы и оправдало бы все недостатки романа.

PS. Перевод Н.Московских, к сожалению, сырой и почти нечитабельный.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Олег Дивов «Чужая Земля»

kaiten, 1 октября 2018 г. 14:01

Неплохо. Читабельно. Написано воистину по-дивовски, в отличие от всяких там «Инквизиторов». С прекрасной дивовской иронией. Но есть два «но». Во-первых, уж очень долгая раскачка. Первые 100-150 страниц практически ничего не происходит. Мы только узнаем: какие славные ребята местные аборигены и какие славные ребята русские, ведь только с ними у славных местных ребят установились нормальные отношения, а остальные, включая всю ООН, пошли лесом. Будь роман раза в два потолще, или будь он первым в серии/цикле — это смотрелось бы нормально. А тут... только вроде наклевывается некий кризис, с возможной гибелью больших человеческих жертв — книжка подходит к концу. Во-вторых, все обрывается там, где, по идее, должна начаться самая эпичная и масштабная движуха. Может, даже с войной. Нечто в духе и стиле «Лучшего экипажа Солнечной». Но нет, все последующие события читателю предлагается додумать самостоятельно.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Алан Дин Фостер «Чужой»

kaiten, 4 июля 2018 г. 16:09

Первый раз читал эту новеллизацию в начале 90-х в книжной серии «Бестселлеры Голливуда», в сокращенном виде и, вероятно, посредственном переводе. Второй раз решил перечитать в современном издании 2018 года. Скорее из ностальгических побуждений, а не сравнения ради. Тем более, что тот старый текст почти не сохранился в памяти.

Ну, что можно сказать? Как новеллизация одноименного фильма роман неплох, несравнимо лучше большинства прочих фильмопересказов (львиная доля которых была написана за пару вечеров на коленке людьми, не имеющими к литературе вообще никакого отношения), выпущенных в вышеупомянутой серии «БГ». Если же рассматривать книгу как самостоятельное фантастическое произведение, допустим, для тех, кто не смотрел и даже не слышал про фильм «Чужой» — то посредственно. Главный недостаток — затянутость первой половины романа и скомканность/упрощенность второй. Такое ощущение, что автор добросовестно начал, но поспешно и халтурно закончил. Пол-книги нам подробно и скрупулезно рассказывают про жизнь и быт на борту «Ностромо», про приземление на планете, с которой был подан сигнал, про исследование чужого корабля. Все это сопровождается продолжительными обсуждениями и диалогами. Это даже становится скучным. Затем начинается движуха. Но когда персонажи начинают один за другим становиться жертвами Чужого — роман теряет и без того скромные литературные достоинства и превращается в подобие вышеупомянутых фильмопересказов в вышеупомянутой серии «БГ». Персонажи, которые в начале романа, пока не было смертельной опасности, казались более-менее выпуклыми и живыми, размышляли, вели интересные диалоги и проявляли чувства и эмоции, ближе к концу превратились в картонки. У них на глазах погибают коллеги и друзья, по кораблю шляется здоровенный монстр, нужно бороться за жизнь, а в тексте почти не чувствуется ни ужаса, ни отчаяния, ни ярости. В общем, вся та часть, которую с натяжкой можно назвать фантастическим ужастиком, получилась суховатой и безвкусной, даже с поправкой на время написания романа. А та часть, которая этому ужастику предшествует — слишком занудна.

Смысла в подобных новеллизациях в наше время, когда кругом изобилие настоящей фантастики, почти никакого. Можно почитать разве что из тех же ностальгических побуждений, что двигали мной.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Джесс Буллингтон «Печальная история братьев Гроссбарт»

kaiten, 1 июля 2018 г. 08:09

Редко можно встретить произведение, да еще такое длинное и насыщенное событиями, где главные герои не просто преступники и убийцы, не просто циничные негодяи, а вообще законченные отморозки. Автор с самого начала и до самого конца книги вываливает на читателя все гнусные подробности столь же гнусных поступков, разговоров и мыслей братьев, причем совершенно буднично и обыденно, как бы говоря: «Да, они вот такие. Такими были и такими останутся. Это нормально. Не стоит от них ждать ничего иного». И даже если один из братьев вдруг

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
заделается святым
— он не перестанет быть от этого отморозком. Не представляю, как им можно сочувствовать и симпатизировать, но... следить за их приключениями было очень интересно и местами весело. Иногда и ненадолго возникали ассоциации то с «Викингами», то со «Зловещими мертвецами», то со «Святыми из трущоб», то с фильмами Тарантино. Но вряд ли там было подражание или заимствование, просто случайные совпадения деталей и характеров.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Стивен Кинг «Долгая прогулка»

kaiten, 12 марта 2018 г. 13:45

Берем «Бегущего человека» того же Бахмана, выкидываем описание, «механику» и атмосферу антиутопии, выкидываем динамику и приключения, выкидываем вразумительную мотивацию персонажа на которой строится весь сюжет, сдабриваем взамен унылыми размышлениями и разговорами ни о чем, умножаем на 100 по числу участников мероприятия — получаем «Долгую прогулку».

Оценка: 4
– [  26  ] +

Андрей Ангелов «Золотая конина»

kaiten, 28 февраля 2018 г. 19:13

Каким образом это произведение попало в сборник, под названием «Русская фантастика 2018» — известно, видимо, только составителю этого сборника. Это не фантастика. От слова «совсем». Ну, если не считать фантастикой то, что в подобной ситуации персонажи столкнулись бы с гораздо большими трудностями, чем описанные в повести. И, скорее всего, события развернулись бы несколько иначе.

История в общем-то забавная, но совершенно неуместная в сборнике фантастики. Она напоминает обычную интернетовскую байку на страницу-другую, зачем-то растянутую на семь десятков страниц, и от этого львиную долю забавности растерявшую, как слишком длинный и запутанный анекдот с несмешным и предсказуемым концом. Весь сюжет помещается в одну фразу: археологи нашли золотого коня и решили его присвоить. Все. Детективно-криминальной составляющей — кот наплакал. Зато есть секс, сранье и пуканье. Большая часть разговоров и действий персонажей даже не влияет на сюжет. Про «препятствия» в аннотации — это кто-то соврамши; деревенская пьянь, сотрудники милиции, папа и баба Васа с коровой присутствуют чисто для галочки и тоже ни на что не влияют.

PS. Не читал другие произведения автора, но судя по их названиям — там таки попадается нечто фантастическое. Так почему же для сборника была выбрана именно «Золотая конина»...?

Оценка: 5
– [  4  ] +

Роберт Маккаммон «Пятёрка»

kaiten, 21 декабря 2017 г. 09:28

Честно говоря, у меня книга оставила двойственные впечатления. Ожидания оказались не совсем похожи на действительность. В том, что касается реальных событий, происходящих с персонажами книги, все замечательно. То, что творится внутри рок-группы, чем она живет и дышит, что делает пятерых музыкантов, собравшихся вместе, неким подобием семьи, и почему это так неприятно, когда группа на грани распада — все это описано и показано на «пятерку», пардон за каламбур. Криминальная часть сюжета, опять-таки, если говорить о фактических событиях — никаких проблем, все чин по чину. Хорошие живые диалоги, атмосфера, саспенс...

Но вот то, что можно назвать мистическими вкраплениями в сюжет, а также мысли, домыслы, размышления и предположения персонажей относительно этих элементов... На мой взгляд, получилось не очень. Слишком заумно, слишком непонятно, слишком притянуто за уши. Вопросов возникает больше, чем ответов. Для начала, мистики, сверхъестественного и потустороннего настолько мало, что присутствие всего этого в книге просто неоправданно. Исключите из сюжета загадочную девушку с водой, и некую... гм... сущность, подбившую бывшего морпеха расчехлить винтовку и начать отстреливать музыкантов, вернее, замените эти два элемента на что-то реальное и немистическое — и что изменится? Слетевшие с катушек убийцы в последнее время попадаются сплошь и рядом, вряд ли в каждом случае уместно говорить, что «за его неожиданными атаками стоит сам Дьявол» (аннотация с задней обложки). Что касается девушки, то какова вообще ее роль в сюжете и почему она обязательно должна быть с какой-то мистической подоплекой? Зачем? Допустим, это была обычная живая девушка, из плоти и костей, которая своим обликом и поступками вдохновила членов группы написать новую песню.

Я все это к тому, что и необычность девушки, и потусторонность сил, влияющих на снайпера-убийцу и других плохих ребят — существует лишь потому, что кто-то из персонажей думает: «о, что-то необычное есть в этой девушке» или потому, что автор описывает глюки Петта, до которых нет дела никому, кроме самого Петта и психиатра-криминалиста. А в повествовании, в цепи событий, не происходит практически ничего такого, что могло бы заставить стороннего наблюдателя (читателя) подумать или сказать: «это необъяснимо, это мистика, фантастика, это чудо». Даже прямая отсылка в «Песне Свон» — деформация лица убийцы, и то происходит либо во сне, либо так, что этого никто не замечает. Если автор ставил себе цель — написать реалистичный триллер о рок-группе, преследуемой убийцей, то можно было обойтись совсем без мистики. Если цель была — написать реалистичный триллер с элементами мистики, то мистика какая-то невразумительная, неубедительная, непонятная.

До самого конца книги я ожидал и надеялся на некую кульминацию, которая прояснит вышеописанные сомнения и расставит все точки над i. На, скажем так, открытое противостояние добра со злом, в мистическом и/или религиозном смысле этого слова. К сожалению этого не произошло. Даже девушка в конце книги больше не появилась и не сказала/сделала ничего интересного. Как чеховское ружье, которое так и не выстрелило.

В самой напряженной по идее сцене, когда убийца и его жертвы оказываются буквально лицом к лицу, тоже не все гладко.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Почему Петт вдруг решает, что убить нужно и важно именно Ариэль, ее одну? До этого ему было все равно, кого из членов группы и в каком порядке убивать. Почему Ариэль решает, что если она пойдет вместе с убийцей, то он не тронет остальных? Он минуту назад засыпал пулями их всех, без разбора, и повезло, что насмерть застрелил только Терри. Почему он вдруг понял, что больше не надо никого убивать? Иными словами, как Ариэль (или добро, которая она представляет) победила Петта (или зло, которое им управляет)?

Каким вообще образом этот мотив с песней, которую должны сочинить члены группы сообща и которая, судя по всему, так важна для них, привязан к основному сюжету об убийце, что охотится за членами рок-группы? Автор, устами своих персонажей, говорит нам: некие злые силы хотят помешать написанию этой песни, поэтому они «наняли» снайпера, «наняли» парня с пистолетом, «наняли» скотч-насильника... Но герои не сдаются, они обязательно сочинят и исполнят эту песню, и никто их не остановит. Но, блин, помимо объяснений от автора, есть какая-то причина? В «Песне Свон» Дьявол, или его воплощение, хотел убить Свон, потому что она несла в себе чудодейственную силу, способна была оживлять мертвые деревья и вернуть землю к жизни — все было понятно, мотивы и стремления персонажей понятны и логичны. А тут-то что?

Вот только не надо говорить, что я, мол, невнимательно читал, и в тексте романа есть ответы на все мои вопросы. Да, допускаю, что мог что-то упустить или неправильно понять. Но такого не происходило после прочтения предыдущих книг Маккаммона, а я их, слава богу, прочитал достаточно. Если вы поняли суть и смысл вышеупомянутых полумистических деталей — объясните. Только, пожалуйста, не надо основывать объяснение на том, что раз кто-то сказал: «в этой девушке было что-то необычное» или «она, наверное, не человек» — следовательно так оно и есть. Факты, Карл, факты!

Оценка: 5
– [  5  ] +

Гильермо дель Торо, Чак Хоган «Штамм. Начало»

kaiten, 21 декабря 2017 г. 09:26

Можно быть хорошим сценаристом и режиссером, со своим узнаваемым стилем, но при этом весьма посредственным писателем. Верно и обратное. Я это к тому, что имя Гильермо дель Торо на обложке говорит о книге только то, что ее написал человек с таким вот красивым именем, не более того.

Книга получилась не то чтобы плохая, нет. Но какая-то вторичная, с минимумом своего, оригинального. Явно заметно влияние ранее вышедших книг и фильмов в этом же жанре. Автор, конечно, имеет право черпать вдохновение в любых других произведениях, но иногда дело доходит до банальной кальки. Мне, например, в глаза бросилось сходство с «Они жаждут» Маккаммона, а также с циклом книг Ф.П. Уилсона. Есть, конечно, кое-какие необычные и интересные детали — типа анатомического устройства вампиров, с этим их жалом.

Несмотря на все вышесказанное первую книгу прочел с интересом. Вот вторая уже начала утомлять, а третью дочитал просто для галочки. Там меньше заимствований и меньше сходства с другими произведениями о вампирах, но меньше и всего остального, в том числе логики в поступках персонажей.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Том Клэнси, Ларри Бонд «Красный шторм поднимается»

kaiten, 21 декабря 2017 г. 09:22

Не так уж много книг со всеми военно-техническими подробностями повествует о Третьей Мировой неядерной войне (авторы, почему-то, больше любят живописать события ПОСЛЕ ядерной войны), так что творение известного «русофоба» Тома Клэнси заслуживает внимания хотя бы поэтому. «Русофоб» в кавычках — потому что не такой уж автор и русофоб. Так, умеренный русофобчик. Да, местами выставляет русских в неприглядном свете, описывает военные преступления и все такое. Но чего вы хотите от американца-то? Кто из авторов, пишущих о реальной или вымышленной войне не преувеличивал жестокость и бесчеловечность врагов, одновременно преувеличивая благородство и военное искусство своих соотечественников? В общем, если отстраниться от вопросов русофобии и рассматривать книгу просто как художественное описание одного из возможных сценариев Третьей Мировой, то получается не так уж плохо*. Но в то же время предсказуемо — типично голливудское развитие событий (может, Клэнси надеялся, что его книгу купит какая-нибудь кинокомпания и снимет фильм). Сперва советские войска вероломно нападают, застают врасплох и дают западной коалиции люлей, затем те собираются с силами, дают люлей Советам... Кончается все на довольно оптимистичной ноте, мол, давайте жить дружно.

* C поправкой на то, что и действие романа и время написания — конец прошлого века.

Оценка: 7
– [  14  ] +

Стивен Кинг «Пляска смерти»

kaiten, 17 декабря 2017 г. 09:23

Caveat emptor, как сказал бы персонаж «Необходимых вещей» Стивена Кинга. Будьте осмотрительны при покупке нового издания 2017 года. Хотя в книге (И тут, на фантлабе) указан переводчик с внушительным послужным списком А.Грузберг, на самом деле это старый, ранее публиковавшийся, перевод Колесникова. Все так же, как и 15 лет назад, изобилующий расхождениями в названиях произведений («Невероятный Неуклюжий» вместо уже привычного нам «Невероятного Халка») и откровенными ляпами (упомянутый в самом начале Риган из «Изгоняющий дьявола» на самом деле девочка).

Что это — случайная ошибка издательства или умышленный ввод покупателей в заблуждение, с целью еще раз продать замшелый и даже не отредактированный текст — предстоит выяснить следствию.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Стивен Кинг «Заклятие параноика»

kaiten, 15 августа 2017 г. 12:56

Новый вариант перевода довольно читабельный и хорошо звучащий. И теперь это действительно похоже на стих, а не на пересказ стиха прозой.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Стивен Кинг «Ярость»

kaiten, 10 июня 2017 г. 11:52

Очень переоцененное произведение. В основном из-за того, что его публикация прекращена и права на издание больше не продаются. Если отбросить этот факт, привлекающий внимание и вызывающий нездоровый интерес к книге (доходит до того, что некоторые, в основном в рунете, называют книгу запрещенной!), то роман не представляет собой ничего особенного. Местами интересно, местами занудно, где-то предсказуемо, где-то неожиданно. Не худший и не лучший роман в творчестве Кинга/Бахмана.

Оценка: 3
⇑ Наверх