fantlab ru

Все отзывы посетителя tiwerz

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Юлиан Семёнов «Семнадцать мгновений весны»

tiwerz, 6 августа 2021 г. 13:12

Декабрь 1944 — фронт «союзников» разбегается, доблестные войска «западных демократий» массово сдаются в плен.

Январь 1945 — Черчиль и Рузвельт слёзно умоляют Сталина начать генеральное наступление, чтобы избежать разгрома. Красная армия преждевременно начинает не до конца подготовленное наступление.

Февраль 1945 — США и Британия начинают сепаратные переговоры с Германией о мире и сохранению власти нацистов в Германии.

Вот эти планы подлых «союзников» и должен был расстроить Штирлиц.

Нам повезло, и роман вышел в нормальное время. В перестроечное время Семенов-Ляндрес такое бы уже не написал. Он написал ещё про Штирлица, но уже пасквиль, про «диктатора» Сталина, «кровавую гэбню», и прочую ахинею в угоду западной публике. Запоганил хорошую сагу про советского разведчика.

Но старый роман безусловно хорош. Правда мне попался уже перестроечный вариант, с правками про гулаги, и про истерики Сталина, который грозит подчиненным попаданием в ЧК, наверно не зная, что ЧК к тому времени давно не было. )) Ну да неважно, запад знает про страшную чеку, поэтому вываливаем весь набор: матрёшка-балалайка-медведи на улицах (Сталин, Берия, чека, гулаг, куда обязательно попадали все разведчики и солдаты, вернувшиеся с фронта))).

Оценка: 9
– [  12  ] +

Николай Михайлович Карамзин «Наталья, боярская дочь»

tiwerz, 18 апреля 2021 г. 09:09

Карамзин является отцом русской исторической прозы в полном смысле этого слова. Именно его перу принадлежат первые исторические повести, а так же многотомный труд «История Государства Российского». Оный труд пользовался бешеной популярностью, читаем по сей день, и именно он служил вдохновением к созданию исторических романов для многих будущих романистов. Прекрасно читаема и его первая в истории историческая повесть.

Итак, посмотрим кто же первый герой в истории русской исторической прозы. А первым героем её, прямо скажем, героиней — является дочь боярина Матвея Андреева — Наталья.

Вы ещё более удивитесь, что героиня эта, барышня из терема, а прямо авантюристка какая-то. Вот понравился её добрый молодец в синем кафтане с золотыми пуговицами, решила она себе: «всё, мой будет», так и сбежала с ним, неизвестно куда, не испросив папенькиного благословения. Карамзин прямо говорит, что вообще то это рулетка, мог и разбойник какой попасться, но повезло в своём роде, сын опального боярина попался, скрывающийся на лоне природы.

Далее логика событий подсказывала, что следует ждать появления детишек и поездки к родителю для прощения. Ан нет. Грянула тут война с литовцами (не с теми что сейчас проживают в закоулке Балтии, а с Великим княжеством Литовским, Русским и иных), т.е. с государством, и по силе и территориально не уступающим Московии. Супруг Андрей Любославский отправляется воевать, жену к тестю хочет отправить, но эта авантюристка ни в какую. Переодевается штаны и кольчугу, и с мужем, воевать! Вот вам и боярыня.

Повесть читается с интересом, написана лёгким языком, хотя, напомним, создана ещё в восемнадцатом веке. Вообще крайне любопытно было, как Карамзин в довальтерскоттовский период справится с написанием исторической повести, без канона, так сказать. На отлично. Отметим, что скучать читателю, и отдаться плавному течению рассказа Карамзин не даёт. Он постоянно апеллирует к читателю, спрашивая его, а что он думает по этому поводу, нравится ли ему, как ведут себя герои, а как бы читатель сам поступил на месте героев. Интерактив, такой, своеобразный. Читатель естественно напрягается, вынужден мысленно отвечать автору, дискутировать... Удивительно для первой русской исторической повести.

Но за то не удивительно, что повесть и её мотивы послужили образцом и вдохновением для последующих писателей. Любославский у Загоскина превратился в незабвенного, Милославского ; малиновка, встретившая пением Наталью после первой брачной ночи превратилась у Ивана Лажечникова в «Малиновку, или Лес под Тулою»; опальный дворянин, на войне заслуживающий доверие царя, это несомненно «Последний Новик», мотивы прослеживаются и у Марлинского и так далее.

В достоверности же рассказанной читателю истории сомневаться не приходится, ибо Карамзину всё в точности поведала «бабка его деда», а она то врать не станет...

Оценка: 10
– [  2  ] +

Алексей Писемский «Леший»

tiwerz, 28 февраля 2021 г. 19:28

Писемский рассказывает загадочную историю, да ещё впервые (1853 год) изображает полицейского в положительном виде. Мы то по школьной программе привыкли что полиция в Российской империи была сплошные Держиморды, да унтер-Пришибеевы!

Разгадку мы находим в биографии Писемского: в молодости он служил чиновником по особым поручениям при губернаторе, и по роду службы он «носился по губернии в поисках разбойников, грабивших почтовые кареты», как сказано в предисловии к сборнику. Значит и полицейские служаки для него не «держиморды», а товарищи по опасной службе.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Андрей Зарин «Казнь»

tiwerz, 17 февраля 2021 г. 09:02

Не перестают удивлять писатели XIX века своим высоким уровнем мастерства. Вот и знакомство с новым автором стоило мне бессонной ночи. Книга захватывает с первых страниц, и не отпускает до конца. Этот роман — превосходный детектив в лучших классических традициях. В одном приволжском городе (по топонимам смахивающий на мой Саратов) проживает один богач, как бы его сейчас назвали «успешный предприниматель», и многие пострадавшие от него, обманутые мужья, должники, и прочие разорившиеся от его «предпринимательской деятельности», его хотят грохнуть. Мы видим строго очерченый этот круг лиц (как у Агаты Кристи), подробно узнаем, чем они занимались за день до убийства и несколько дней после. Все имеющие касательство к этому делу прошли через нелёгкие испытания, ибо помимо убийства у многих имелись и свои тараканы. Преступление обострило проблемы и противоречия, кто-то воспринял это как свою личную казнь за грехи, а кто то и попытался нажиться на этом преступлении и тайнах, тщательно скрываемых, и приподнятых волею случая. Все персонажи и их неповторимые характеры мастерски выписаны автором.

Что произошло ночью в день убийства мы узнаём постепенно из показаний подозреваемых, в круг которых входят все знакомые. Дознание ведёт амбициозный следователь Казаринов, с острым чутким носом, по своей математической схеме. Весь город уверен в его успехе.

Однако раскрытием преступления на самом деле занимаются его внешне сонный и глуховатый письмоводитель с украинской фамилией Лапа и его помощница, служащая горничной, Фенечка. Их остроумный план, задуманый Лапой и исполненный Феней и помог разоблачить убийцу. Таков этот замечательный детективный роман. Кто убийца, я понял где-то в середине романа, точнее решил, что понял. На самом деле это автор, мастерски водя читателя за нос, распорядился в неожиданном конце по-своему.

А награды и лавры за раскрытие этого громкого преступления и титул «русского Лекока», как и положено в классическом детективе, получит следователь Казаринов.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Владимир Осипович Богомолов «Момент истины (В августе сорок четвёртого…)»

tiwerz, 8 февраля 2021 г. 09:52

Этот роман прочитал ещё в школьном возрасте, и в силу огромного изобилия книг военной тематики, особо не запомнился. Лишь сложилось твёрдое убеждение, что так как мы воевали с немцами, то и шпионы-диверсанты тоже были немцы. Теперь же, решив ознакомиться с ним поподробнее, удивлённо узнаю, что враги наши по сюжету — Павловский, уроженец Минска, Мищенко, уроженец Ростова... Эти люди, вероятно считая себя патриотами в своём роде, обучались своей диверсионной деятельности в европейских спец школах, с запада же получали указания и финансирование. Только свободу эти верные псы Германии понимают, кхм, специфически... Вам никого не напоминает, из нынешних?

Роман слушал в аудиоверсии, в виде радиоспектакля, образца, правда, 1995 года. Характеры героев переданы очень хорошо, действие увлекает, хотя перестроечная специфика дала о себе знать в виде «тупых» генералов, «зловещих комиссаров», с «кавказским акцентом»)), и как верх либерального обострения «Сталин» — Этуш, который ничего не понимает, и лишь тупо пытается выяснить, почему это операция называется именно «Неман», и нет ли тут подвоха? Ну конечно, он же параноик был)) (или всё же его либеральные трактователи?) Вся это кровожадная публика (Сталин, генералы и комиссары) всячески мешает бравым рядовым контрразведчикам работать, и грозится на каждом шагу расстрелами через повешенье. Вобщем иллюстрация перестроечной версии, что войну выиграли не Сталин и Коммунистическая Партия, а... хз кто, Райан, Шиндлер и Солженицын, в свете нового европейского учения. Остальные герои переданы замечательно, отдельно отмечу майора Полякова, в исполнении Валерия Баринова, которого люблю со времён Петербургских тайн. Его голос — это отдельное искусство: мягкий добродушный, вдруг совершенно незаметно для слушателя, не меняя громкости и интонаций, приобретает металлическое жёсткое звучание, и перед нами уже человек с железной волей, а то и с жестокой.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Евгений Пермяк «Крылатая изменщица»

tiwerz, 8 февраля 2021 г. 09:24

Сказки Евгения Пермяка ни с чем не спутаешь, у них своя особая атмосфера, свой стиль, своя вязь повествования. Поэтому много читая в детстве, запомнил что то особо, и среди прочитанного — сказки Пермяка, которые и были то у меня пару недель, отец приносил из библиотеки. Прекрасная сказка Пермяка, про летучую мышь, которая в войне между грызунами и птицами занимала то одну, то другую сторону, пока не заслужила всеобщего презрения. Таких летучих мышей напоминают и иные писатели...

Оценка: 10
– [  3  ] +

Александр Дюма «Галлия и Франция»

tiwerz, 28 января 2021 г. 15:08

«Железные короли».

Любителям романов Дюма по истории Франции 14 — 19 века наверняка будет интересно прочитать и его историческую хронику о началах создания Франции и французского народа, о её первых королях.

Галлия при развале Римской империи, в которую она входила, обрела независимость, но пользовалась ею только 25 лет, когда последний её правитель, именуемый «римским королём» Афраний Сиагрий был разгромлен франкским королем Хлодвигом. Дюма подчёркивает, что франки пришлое германское племя, установившее свою династию Меровингов, затем Каролингов, которые действовали только в своих интересов и интересах своих германских родственников. Подлинными предками французов Дима считает только галлов, а подлинно национальной династией, только третью династию Капетингов, ветви которой правили Францией до 19 века.

Дюма рассказывает интересную историю древних королей, рыцарей, их войнах и крестовых походах, формирование французского народа, в сжатой динамичной форме. Его история не становится нудной, и не успеваешь заскучать, как от школьного учебника. Он доводит своё повествование до последнего представителя линии старших Капетингов, Карла IV Красивого, и восшествия на престол первого Валуа, Филиппа IV. Отмечая при этом, что по любопытному совпадению, каждому закату ветвей капетингской династии предшествует правление трёх братьев поочередно. Так было у старших Капетингов, так будет у Валуа и Бурбонов; что Дюма красочно опишет в своих прекрасных сериях романов.

Рассказав о раннем средневековье в своей хронике, Дюма больше к ним почти не вернётся в своих крупных романах, подробно занявшись описанием 16 — 18 веков. Этот пробел потом заполнит Морис Дрюон, великолепной серией «Проклятые короли».

Вопреки ходульному утверждению, вырванному из контекста, что для Дюма история лишь только «гвоздь» на который он вешает свои сюжеты, тут мы можем увидеть, что Дюма к истории относился серьёзно, имел свои взгляды на неё и понимание процессов происходивших во французском обществе. Некоторые «несоответствия» событий и дат, которыми попрекают романы Дюма, и «неисторичность», объясняются заявленным мэтром методом написания исторического романа.

Основная канва исторических событий, главные действующие исторические лица всё равно сохраняются, а интересная художественная история заставляет читателя, получившего общее представление о том времени, узнать о нём поподробнее.

Для таких Дюма и составил свои исторические хроники, начиная с «Галлии и Франции», заканчивая «Последним королем французов».

Хочется отметить, что взгляды Дюма на раннее средневековье практически не устарели и по сей день.

Довелось читать современных французских историков о раннем средневековье, так их трактовка и оценка событий разнится буквально лишь в каких-то незначительных мелочах, объясняемых своим авторским видением вопроса, и современными политическими установками, но ничего «кардинально-нового», заявленного в аннотациях.

Вобщем читайте лучше Дюма, он нам всё уже рассказал...

Оценка: 10
– [  5  ] +

Александр Дюма «Ашборнский пастор»

tiwerz, 27 января 2021 г. 16:30

Чисто английский роман Александра Дюма

Дюма, по его словам часто упрекали в пренебрежении психологическим анализом в его произведениях. И вот однажды поездка в Англию, её неповторимой атмосферой тайн и туманов, общение с тамошними обитателями, сподвигла Дюма на написание такого романа. — Хотите психологический роман? Получите его, — сказал писатель, и мы, оставив в сторону мушкетеров и Шико, настроившись на волну туманного Альбиона внимательно прочитаем произведение мэтра, ставшее для него новым вызовом.

Как написать исторический роман, не включая в его действие королей, придворных и прочих знаменитостей? А вот как. Роман должен повествоваться от лица жителя Англии XVIII века, с её неповторимым колоритом сельской местности, неспешное повествование о днях, трудах и заботах молодого пастора, характер которого «замешан на доброжелательности, гордыне и простодушии, нечто среднее между Стерном, и Голдсмитом, между «Векфильдским священником» и «Сентиментальным путешествием»».

В первой части автор проводит через испытания бедностью, недоброжелательством врагов, борьбе за любовь. Если вам удалось настроится на чтение и погрузиться в замечательную атмосферу романа, переживая за судьбу этого наивного, но очень забавного героя, то во второй части вас поджидает сюрприз. Ибо вам вместе с молодым пастором предстоит попасть в Уэльс и пройти через мистические события.

О призраках хорошо говорить при свете солнечного дня, и смеяться над ними и предрассудками, гораздо сложнее это сделать одному ночью в пустынном старинном доме, где есть проклятая комната, где запертая дверь открывается сама собой и из неё выходит призрак серой дамы... Всё это испытал на собственной шкуре и пастор, когда уехала молодая жена, и храбриться стало не перед кем.))

Дюма очень точно описывает психологическое состояние человека, который всю жизнь считал себя реалистом, но не зависимо от него, мистическое его настигает, стоит с ним раз соприкоснуться из искушения посмеяться над суеверием и чувства бравады... Мистическим, сверхъестественным человек обычно называет те силы природы, которые он не в состоянии постичь своим практическим прагматическим умом. Но оно может существовать не зависимо от наших взглядов на сей предмет. Человек может отрицать это до тех пор, пока эти силы не начнут отрицать самого человека, поэтому лучше не заигрываться... Как говорится «если долго всматриваться в бездну, бездна начнет всматриваться в тебя»... Вот над какими вопросами заставляет нас задуматься Александр Дюма.

Этот замечательный атмосферный роман, где тонкий английский юмор может соседствовать с подлинной драмой, издается у нас в третий раз, и первый раз так массово, выражаем по этому поводу удовлетворение, и не сомневаемся, что и эта необычная книга Дюма найдет своих почитателей.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Александр Дюма, Огюст Маке «Три мушкетёра»

tiwerz, 21 апреля 2019 г. 17:46

С этого романа, как и у многих началось моё знакомство с Александром Дюма. Знакомство довольно позднее, в 20 лет, но как оказалось на всю жизнь, и с тех пор периодически перечитываю, набираясь новых впечатлений.

На что хотелось бы на этот раз обратить внимание. Благородная дружба суперблагородных дворян, злодей — кардинал, эти штампы нам скорее навязал кинематограф. Мушкетёры в книге очень живые, каждый со своими тараканами, принципы чести и благородства включают когда им этого хочется. Но их никогда не устаревающая дружба вечна, и всегда будет востребована. Их дружба — это дружба военная, мы и в жизни знааем сослуживцев, которые не разлучаются, стоят друг за друга, у них общие средства, которые они не задумываясь тратят в помощь другу, или просто вместе пропьют. Такие люди и выйдя в отставку поддерживают связи, и помогают друг другу пристроиться на гражданской жизни...

Впечатляет и кардинал. Хоть мушкетёры и имеют наглость ему противостоять, Ришелье это ценит и уважает таких противников. Его фразы узнаваемы и навсегда врезаются в память. Когда Дартаньян объясняет кардиналу, что уклонялся от встречи с ним, из-за истории с подвесками, то Ришилье, как очень умный правитель, успокаивает его, говоря, что тот лишь хорошо выполнил полученное задание, и за это следует лишь поощрять, а не наказывать. Очень немногие и из нынешних руководителей будут способны по достоинству оценить такого соперника, не ударяясь в личные эмоции...

По поводу миледи. Долгое время представлялось, что её поведение вызвано несправедливостью Атоса, который её повесил, не дав возможности объясниться, по поводу клейма. Ведь в роли жены она была безупречна, и действительно старалась быть хорошей женой и хозяйкой... Но вот перечитав внимательно все эпизоды, всё таки пришёл к выводу, что она конечно не жертва обстоятельств, а змеюка ещё та, и поступили с ней правильно. Шутка Дартаньяна с ней вышла ему боком, он нажив с дуру себе врага, её реально боялся. Не даром и кардинал, узнав о казни миледи, испытал только облегчение...

Закрыв последнюю страницу романа, не торопитесь приниматься за «Двадцать лет спустя», и расставаться с Ришелье и Людовиком XIII. Через четыре дня после взятия Ла-Рошели, кардинал возвращается в Париж, и начинается новый виток противостояния первого министра и королевы Анны Австрийской, которая собирается отплатить ему за Бэкингема, о чём повествуется в романе Дюма «Красный сфинкс» («Граф де Море»)...

Оценка: 10
– [  6  ] +

Артур Конан Дойл «Пропавший регбист»

tiwerz, 11 апреля 2019 г. 12:44

Превосходный познавательный рассказ о Шерлоке Холмсе, демонстрирующий его невозмутимость и находчивость.

Из него мы можем узнать, что уже в XIX веке в Англии спорт делился на любительский и профессиональный. А так же тот факт, что к великому сожалению большинства мужского населения Шерлок Холмс не является поклонником игровых видов спорта.

Ещё обращаешь внимание, насколько нелегка профессия частного сыщика, даже работа со свидетелями. Только в одном этом рассказе на Холмса наезжает зажратый высокомерный жлоб-миллионер, извозчик травит его собаками, а коллега по интеллектуальной сфере деятельности — профессор медицины, открыто выражает презрение к роду занятий «мистера-ищейки»:

— Я слышал о вас, мистер Холмс, и о вашей деятельности и должен сказать, что я не одобряю ее.

— В этом вы единодушны, доктор, со всеми преступниками Англии, — спокойно ответил мой друг.

И только невозмутимость и выдержка позволяют Холмсу в очередной раз пройти все испытания, и попробовать успешно, как всегда, решить загадку пропавшего регбиста.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Александр Дюма «Бонтеку»

tiwerz, 9 апреля 2019 г. 14:08

Историю семнадцатого века Дюма начинает с повести о морских приключениях голландского капитана Бонтеку в Индийском океане в 1618 году.

Профессионально подходя к теме, Дюма в первой главе даёт общий обзор освоения европейцами этого океана. Первыми конечно были португальцы, которые открыли проход в Индию вокруг Африки, и основали сеть колоний. Однако в конце XVI века королевство Португалии потеряло независимость, и на историческую сцену вышли «европейские финикийцы», по выражению Дюма, голландцы. Ещё в 1583 году они лишь боролись за свою независимость от испанцев и громили, на суше и на море, предпринявших военную авантюру адмирала Жуайеза и герцога Франсуа Анжуйского, и открыв шлюзы затопили их армию (о чем Александр Дюма нам рассказал в прекрасном романе «Сорок пять» ), а уже в начале века XVII они хозяйничали по всем морям и океанам, и

«в своем чванстве назвали себя «подметальщиками морей» и укрепили на гафеле своих судов метлу вместо флага»

История о капитане голландской Ост-Индской компании Бонтеку живописует нам, за счёт каких качеств храбрые голландцы добивались таких успехов.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Во время морской катастрофы, опустившие руки погибали, а настоящие моряки включали у себя лучшие качества. «Я как будто-то стал другим человеком», говорит о себе капитан. Жажда жизни мобилизовала внутренние резервы организма моряков, в экстремальных условиях даже никто не заболел. Морякам чтобы добраться до берега, а затем спастись от дикарей на острове Суматра приходилось проявлять чудеса находчивости: сделать парус из рубашек в шлюпке, из деревяшки изготовить навигационный прибор, да ещё с помощью него вычислить в какой стороне суша, чтобы запастись водой, без ёмкостей, вынуть мякоть из стебля бамбука и налить туда воду, затем заткнуть отверстие, и так получилось фляжка. Когда капитан ездивший за провизией в деревню дикарей, по возвращении, оказался один с другими туземцами в пироге, и по их общению почувствовал, что его хотят убить. Тогда он, к растерянности дикарей стал петь весёлую голландскую песню. Нестандартное поведение в минуту смертельной опасности в очередной раз спасло ему жизнь...

Завершив работу в компании, и хорошо заработав, на родину в Нидерланды капитан Бонтеку отплыл в январе 1625 года, а через три месяца, в первое воскресенье апреля во французский город Менг въехал молодой дворянин на коне оранжевой масти...

Оценка: 10
– [  3  ] +

Александр Дюма «Семейство Ченчи»

tiwerz, 8 апреля 2019 г. 16:41

Одним преступным итальянским семейством — Борджа, Дюма начинал историю XVI века, другим заканчивает. Эта криминальная история явилась прямым порождением времени Ренессанса, как это ни странно звучит. После снятия или ослабления ограничений в общественной и личной жизни христианских регламентов, житейских вековых правил, объявленными «устаревшими», неизбежно породилась распущенность и вседозволенность, в том числе и половая. Подобный период мы наблюдаем и ныне в Европе, но так же неизбежно наступает и эпоха реакции, ограничений, ужесточения порядка и норм, тогда: с одной стороны в виде реформации, обвиняющей в падении нравов католицизм, и с другой стороны католической реакции, инквизиции...

Жертвами такой «свободы» и эротических фантазий и стали дочь богатого аристократа Франческо Ченчи и её мачеха, вынужденные принимать совместное участие в его похотливых утехах. Правосудия они не добились, и решили покончить с его « свободой без комплексов и предрассудков», а заодно и с ним. Интересно было наблюдать за реализацией их плана, и сопереживать. Жаль что план оказался не идеален и с изъянами. С другой стороны убийство — есть убийство, и счастья обладанием большого состояния это им не принесло... Ватикан закрывший глаза на жалобы женщин, по поводу убийства проявил решительность и не примиримость, «всех казнить, а имущество отписать в казну Ватикана.» Этим, верно и объяснялась такая ватиканская принципиальная непримиримость...

Оценка: нет
– [  4  ] +

Александр Павлович Иванов «Стереоскоп»

tiwerz, 17 марта 2019 г. 09:01

Ночь в музее № зеро.

«Мне отворены были двери в те области, куда человеку недозволено проникать, куда он может лишь заглядывать; для меня исчезла непереступаемая грань между тем миром и нашим... И вместе с тем знаю я, что человек не должен проникать туда, хоть и может. Не следует живому тревожить тот мертвый мир застывшего своим вторжением в его недра: тогда в тех недрах нарушаются таинственные равновесия, тревожится их священный и старый покой; и дерзкий пришелец платится тогда за вторжение тяжким ужасом...»

Довольно жутковатая и очень атмосферная повесть образца 1905 года о путешествии в застывшее прошлое.

Мастерски передано ощущение изменения пространства, и ощущение застывшего времени прошлого мира, застывшего города, застывших фигур, запечатлённых петербургским фотографом 21 апреля 1877 года в Эрмитаже. Или не таких уж и застывших?

Экскурсия в прошлое для героя оказалась далеко не безобидным предприятием и возможно смертельно опасным. А ведь надо ещё найти способ вернуться назад...

Нынешние мастера фантастики и мистики, учитесь, как надо писать такие вещи.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Огюст Маке «Прекрасная Габриэль»

tiwerz, 13 марта 2019 г. 21:36

Недостающее звено в «гугенотской серии».

Многие читатели гугенотской трилогии Дюма, после окончания романа «Сорок пять» досадовали, что сюжет неожиданно обрывается, многие сюжетные линии подвисли, и упрекали Дюма, что он эту серию забросил. Так вот дело в том, что продолжение Дюма и его помощник Маке готовили, но как раз в этот момент они рассорились, начали судиться, и Маке выпустил этот роман без обработки и сюжетных линий Дюма , самостоятельно. К этому можно относиться конечно по-разному, но продолжение от человека, напрямую принявшего непосредственное участие в создании наших любимых героев трилогии заслуживает нашего внимания.

Итак, мы видим, что королём Франции уже стал Генрих Наваррский, однако он воюет с Лигой и в Париж его не пускают. Лига хоть и значительно обезглавленная, благодаря Генриху Третьему и его «сорока пяти», всё ещё сильна, благодаря неистовой принцессе Монпансье и её братцу Майеннскому. Но герцог на роль короля не претендует, а принцесса, согласна прекратить восстание, если Генрих Наваррский, разведётся с королевой Марго и женится на ней, Генрих в ужасе категорически оказывается... Ситуация сложная, и стороны обращаются за советами к некоему настоятелю монастыря, известному как светоч красноречия и лучший оратор Франции, он настолько свят и благочестив, что с трудом проходит в двери, а советник, через которого он вещает, весьма длинен и худощав. Читатель к своему удовольствию узнает в них брата Горанфло и Шико. Именно они дают советы лигёрам и Наваррскому, а значит скучно нам и им точно не будет!

Ещё одна центральная линия связана со знакомыми нам героями. Вы помните, как Карл Девятый, чтобы спасти Генриха, уводил его из Лувра, в некий дом, где познакомил со своей любовницей, Мари Туше и своим сыном от неё? Карл попросил позаботиться о своём сыне Шарле Генриха, и тот своё обещание выполнил. Теперь сын Карла граф Овернский и сподвижник короля. Мари Туше вышла замуж за де Бальзака д'Антраге, она знатная дама, и по прежнему признаёт настоящим королём только Карла Девятого, а его наследником только сына Шарля.

Первая часть романа посвящена истории, как Шико помогал Генриху бороться с Лигой, и взять Париж, а вторая — придворным интригам вокруг короля, который надумал развестись с Марго, чтобы подсунуть королю свою кандидатуру. Наибольшую деятельность тут развила семейка Антрагов. У Мари Туше есть красивая дочка от Антраге, Анриэтта, сестренка Шарля, вот её то и задумали подложить королю. Но как мы знаем, король Генрих Четвёртый простоват внешне, но не глуп, он сам примет нужное ему решение...

Главные романтические герои романа, благородный Эсперанс и прекрасная Габриэль оставили впечатление неоднозначное. Эсперанс, первый возлюбленный Анриэтты, оставляет у себя письмо, компроментирующее её, несмотря на все её просьбы его вернуть, и на протяжении всего романа она отважно пытается его спереть обратно. Габриэль, ангел добродетели и по совместительству штатная любовница короля, чтобы король не узнал, что она за ним следила, оговаривает совершенно невиновного человека... К слову сказать, Генрих и Габриэль являются дедушкой и бабушкой знаменитого герцога Бофора, баламута и фрондёра из романа «Двадцать лет спустя».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Из понравившихся моментов, помимо сцен с Шико и Горанфло, запомнилась сцена с принцессой Монпансье. Лига владеет Парижом, но король Генрих по совету Шико принимает католичество, и герцог Майенский, понимая, что дело проиграно, драпает, тогда принцесса сама скачет весь вечер по Парижу, вдохновляя лигёров и укрепляя оборону. Ночью Генрих тайно проникает в столицу, и занимает все ключевые позиции. А утром Монпансье будят, Сен-Люк (он самый!) просит её принять, и сообщает, что король приглашает принцессу в Лувр, отобедать вместе с ним. И что вы думете? Пошла)).

Ещё один трогательный момент, когда пожилой и тучный герцог Майеннский, уставший от войн, уже не в состоянии садиться на лошадь без посторонней помощи, просит фаворитку примирить его с королём, а примирившись с королём, затем извиняется перед Шико, признав, что по всем понятиям дворянской чести был не прав, и не имел права так поступать с дворянином...

Не известно, как бы выглядел этот роман при участии Дюма, какими бы новыми гранями и сюжетными линиями бы заблистал, но дюманистам ознакомиться с ним вполне стоит...

Оценка: 7
– [  5  ] +

Пьер-Алексис де Понсон дю Террайль «Красотка-еврейка»

tiwerz, 13 марта 2019 г. 21:33

Инкогнито из Наварры.

Историко-приключенческие романы Александра Дюма были пионерами этого жанра и породили целое направление историко-приключенческой литературы во Франции и в других странах, миновав правда Россию, в которой бум исторических романов пришёлся на тридцатые годы, и возродился только уже в 60е, «Князем Серебряным» и Войной и миром». Во Франции он и не прекращался, и в числе плеяды исторических романистов находится и Понсон дю Террайль, занимающий не последнее место. Его романы — это прекрасная возможность для читателя в лёгкой интересной форме заинтересоваться историей. А уж ежели надумают в дальнейшем, то можно браться и за научные исторические работы. Во всяком случае романы дю Террайля такую свою задачу прекрасно выполняют.

Роман «Прекрасная ювелирша» (он же «Красотка — еврейка») о приключениях молодого Генриха Наваррского, прибывшем инкогнито в Париж, конечно же навеян романами Александра Дюма, тут и узнаваемые персонажи, Генрих, Карл Девятый, сестрица Марго, Мария Медичи и прочие. Имя Друга Генриха — Амори, отсылка к романтическому герою романа Дюма «Амори», сюжет с прекрасной ювелиршей Саррой Лорьо, подругой любовницы Генриха, весьма напоминает историю графини де Монсоро, которых обманом заставили выйти замуж за негодяев. Генрих действует под псевдонимом «сир де Коарасс» изображая прорицателя, чтобы противостоять парфюмеру Рене, (в лице которого нашим героям удалось ещё по дороге нажить врага.) И это не спроста. Это ещё одна отсылка к повести Дюма Гастон Феб , где рассказывается о мистических событиях в Беарне во времена Чёрного Принца, и неком сире де Коарассе, считавшемся астрологом и водившем дружбу с демонами.

Впрочем все эти отсылки, вовсе не обесценивают роман, а служат маркерами «узнавания» событий и героев, весьма интересными для благодарного читателя. Которому будет весьма любопытно, как герои спасут красотку Сарру от ревнивого мужа и домогательств Рене Флорентийца, чтобы затем приступить к прочтению второго романа серии «Молодость короля Генриха».

Оценка: 10
⇑ Наверх