Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «neo smile» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7

Статья написана 10 сентября 01:04

Серия "Любимое кино"

коллаж1

Дело было так. Когда я только начал писать сценарий, я уже определился с большинством песен. И иногда я позволял структуре песни определять сцену. Например, возьмем «Hocus Pocus» группы Focus. У этой композиции очень рваный ритм, она то замедляется, то ускоряется, и это диктует то, что происходит на экране в сцене погони. Вот герой бежит во время гитарного запила, а вот он прячется за деревом, потому что в песне вступает часть с йодлем и можно передохнуть. Конечно, я знал, из чего должна состоять сцена, но я позволил структуре песни определить порядок действий.

Эдгар Райт / Интервью "Я снимал каждую сцену под звук отведенной ей песни"

Этому Малышу, который в сольных проектах снимает от себя и для себя в лучшем определении этого понятия, на момент создания картины "Малыш на драйве" (Baby Driver / 2017) исполнилось 43. И он по-прежнему классно заигрывает с различными жанрами в своём нестандартном подходе к тенденциям мирового кинематографа.

Этот британский режиссёр на данный момент представил массовому зрителю пять полнометражных картин. Если не брать в фокус внимания его раннюю низкобюджетную пародию на вестерны "Пригорошня пальцев" (A Fistful of Fingers / 1995), где актёрами по традиции такого кино были его друзья и знакомые, а декорации и костюмы были созданы собственными руками. Очень трогательное начало классика современности — как называют Эдгара Райта многие киноманы в своих обзорах.

Эдгар Райт по праву заслужил титул Короля британского чёрного юмора. И уже в раннем творчестве он представил на суд массового зрителя таких талантливых актёров как Саймон Пегг и Ник Фрост. Райт будет работать с ними и в качестве сценаристов его первого проекта "Spaced", который принёс режиссёру первые лучики славы в уже далёких нулевых на родине в Великобритании.

Пять великолепно смонтированных полнометражных лент и два сезона сериала в жанре ситком могут дать определённую характеристику творческому подходу Эдгара Райта. Он не любит гнать количество и откровенный проходняк. И время от времени, дистанцируясь от создания своих картин, с энтузиазмом участвует в проектах своих единомышленников.

Возможно, это своеобразный ответ что называется "на злобу дня" тем режиссёрам, которые дрейфуют в сером потоке мейнстрима и конъюнктуры, вынуждая по инерции тех же профессиональных рецензентов писать подробные обзоры, когда обозревать в общем и целом по инерции темы нечего.

Эдгара Райта по праву можно назвать мастером визуальных комедий и создателем культового кино. Его картины становятся культурным феноменом и кроме всего прочего отражают тенденции медиакультуры, на элементах которой всегда работает этот талантливый британец.




Статья написана 19 июля 13:46

«Бегство охотника»
Джордж Р. Р. Мартин, Гарднер Дозуа, Дэниел Абрахам
Бегство охотника / Hunter's Run
2007, роман

Жизнь Рамона Эсперо круто меняется после пьяной драки в баре, которая заставляет его сбежать от цивилизации в дикую природу. Неприятности Рамона на этом не заканчиваются – он попадает в плен к инопланетянам и вынужден пуститься в погоню за своим соплеменником, который вызнал тайну пришельцев. Каково же удивление Рамона, когда он узнает, что беглец – это он сам. Больше узнавая о судьбе, похитившей его расы, его мировоззрение меняется. Что заставило Рамона рискнуть своей жизнью в попытке сохранить тайну пришельцев?


Всё целое присутствует во фрагменте, а фрагмент может отображать целое (с)

Принцип фрактальной геометрии на основе бесконечного вложения самоподобных структур соавторы этого романа представят по-своему. И к слову сказать, сделают они это достаточно интересно, предложив своему читателю неплохо сбитый образчик гуманитарной фантастики. Ко всему прочему в "Бегстве охотника" причудливым образом сплелись сразу несколько жанров изложения: детектив с вкраплениями психологического триллера, философский экшен с элементами погони и непосредственно планетарная фантастика с необходимым набором клонирования и ксенофобии.

И украшает этот роман очень удачная вариация рассуждений на тему текучести и потокового мышления азиатов. Именно этот значимый срез подобной тематики, положенный на динамику приключенческого экшена и держит основное напряжение романа в первых трёх достаточно крепко сбитых частях романа.

Живой и осознающий себя поток создателям удалось представить очень красиво и поэтично. Эти вещи получились интересными и цельными по манере авторского изложения. Они удачно сглаживают многие нестыковки финальной (четвёртой) части повествования. В том числе из-за этих фрагментов стоит хотя бы раз ознакомиться с концептом данного произведения о приключениях ключевого антагониста Рамона Эспехо.

Рамону снилось течение. Лишенные смысла существительные обретали значение и снова забывались, оставшись позади. Ощущения, такие существенные, как любовь или сон, пронизывали его, не оставляя за собой ничего, кроме ужаса. Небо сделалось океаном, и поток заполнил собой все пространство между звездами. Он следовал этому течению сотни тысяч лет, он плыл среди звезд, беременный нерожденными еще поколениями, в поисках убежища, места, обещающего безопасность, где его не нашла бы погоня, где он смог бы укрыться и исполнить свое предназначение. И все это время за ним гнался кто-то неутомимый, неуловимый, кто-то черный и зловещий, и этот кто-то взывал к нему голосом, ужасным и одновременно манящим. Рамон пытался не слушать его, не позволять ему тащить себя обратно. Красота потока, его мощь, глубокое, беззвучное обещание — он пытался занять свой ум этим, не думая о преследователе, который тянулся к нему своими щупальцами, мертвыми и все же сочащимися кровью.

История создания "Бегства охотника" не менее интересна, чем замысел самого произведения. В далёком 1976м Гарднер Дозуа начал писать свой рассказ. Годом позже на суд Джорджа Мартина он зачитал один из его фрагментов. Четырьмя годами позже Дозуа предложил Мартину дописать и расширить его сюжет. И судя по многим аннотациям в сети, Мартин вложил в это повествование много именно своих концептальных находок и личных фэнтезийных вывертов. Что-то не клеилось у двух соавторов на стадии завершения произведения. И привлечение Дэниела Абрахама, третьего соавтора, стало спасительной "соломинкой" для той идеи, которая долгое время дрейфовала в беспокойном водовороте фэнтезийного мышления Дозуа и Мартина. В создании "Shadow Twin" — повести, вышедшей в печать в малом издательстве в 2004 году — свой окончательный вариант внёс Дэниел Абрахам, известный массовому читателю по циклу "Пространство" (Expanse), который был написан под псевдонимом Джеймса Кори.

Для русскоязычного читателя повесть "Shadow Twin" канула в лету непереведённых изданий. И лишь спустя через три года в 2007 году, расширенная до размера романа, вышла новая версия трёх соавторов под заглавием "Бегство охотника" (Hunter's Run / 2007).

коллаж1

Забавно, что известная брутальная ирония Дэниела Абрахама, который поясняет своё участие в этом проекте, в определённом смысле стала для меня назиданием и руководством к действию.

В повести были вещи, которые мы специально урезали, т.к. был ограничен объем. Теперь каждый работал над своими кусками текста. От других людей, которые работали в подобном соавторстве, я слышал, что обычно знаменитый писатель заставляет нескольких несчастных сукиных детей делать всю работу. Но ни в моем случае. Я надеюсь, что люди, которые будут читать эту книгу и говорить что-нибудь вроде "Что это за человек Дэниель Абрахам, и почему он испортил замечательную историю Джорджа Р. Р. Мартина", пойдут и прочитают мои собственные работы.

Так уж вышло, что меня сильно заинтересовали слова этого фантаста. Я пошла и прочитала его "Пробуждение Левиафана" (Leviathan Wakes / 2011), хотя до этого ничто не предвещало моей любви к космоопере, как таковой. Вероятно, всё дело в том — Абрахам великолепно владеет искусством эклектики в смешении жанровых составляющих. И возможно, именно по этой причине "Бегство охотника" вышло таким цельным и динамичным произведением. Определить, где начинается Мартин, где плетёт свою интригу Дозуа, а где шлифует Абрахам не так уж просто. И это основная фишка романа в качестве некоего занимательного сканворда для фанов знаменитых авторов.

Абрахам в своём оригинальном творчестве пишет о галактических приключениях ключевых героев ярко, эмоционально, с эпическим библейским размахом, при этом ловко заигрывая со свойственным ему жаргоном. В "Бегстве охотника" его участие отнюдь не случайно, ибо Абрахам идеально попал в стилистику Мартина.

Быть может, не стоит требовать от этого романа слишком много экзистенциальной философии. И в качестве взрослого комикса — элементами которого "грешит" Абрахам в цикле "Пространство" — роман трёх соавторов написан великолепно.




Статья написана 1 июля 03:25

Золотой фонд мировой фантастики

«Грёзы Февра»
Джордж Р. Р. Мартин
Грёзы Февра / Fevre Dream
1982, роман

К капитану и владельцу речной судоходной компании Эбнеру Маршу обращается с деловым предложением некий Джошуа Йорк. Он предлагает Маршу приобрести половину его компании и вложить деньги в строительство нового наисовременнейшего парохода, названного "Грезы Февра", в обмен на предоставление на судне мест таинственным друзьям Йорка и на то, что Марш не будет задавать вопросов. Переживающий тяжелые времена речник соглашается, но долго мириться с тайной он не в состоянии: слишком уж непонятен ему сам Йорк и его знакомые. Они появляются только ночью, отлично видят в темноте, да и вообще много в них странностей, вытерпеть которые без объяснений невозможно. Объяснения он в итоге получил, но пользы это ему, увы, не принесло. Пароход "Грезы Февра", с которым были связаны самые честолюбивые мечты Марша,...


Положи свою голову мне на плечо

В этом мире случайного нет ничего

Это тайная миссия, но только вот в чём её смысл?

Я сегодня забыл, а когда-то я знал

То ли где-то прочел, то ли кто-то сказал

Но под действием виски так трудно сконцентрировать мысль

Девятый скотч за одну эту ночь

Нам уже никто не сможет помочь

Лед в стаканах стучит всё быстрей и быстрей

Девятый скотч за одну эту ночь

Пол из-под ног уносится прочь

И уже невозможно дойти до дверей (с)

У многих имя Джорджа Мартина ассоциируется с известной сагой "Песнь Льда и Огня" / A Song of Ice and Fire, первый том которой вышел в 1996 году. На мой личный вкус, этот американский фантаст сильнее именно в цельных вещах (произведениях вне цикла). И он писал жёстче и круче именно до того периода, как приступил к работе над своим удивительно затянутым фэнтези о борьбе Старков, Ланнистеров и Таргариенов. Не хочется в этой рецензии быть слишком дерзкой в своём суждении. Но, на мой взгляд, повествование в формате саги — это не самое удачное самовыражение талантливого американского автора.

И тем более диковинным цветком раскрывается великолепно проработанный роман Джорджа Мартина "Грёзы Февра" (Fevre Dream / 1982).

В теме вампиризма Мартину удалось виртуозно вскрыть вены эклектике в литературе как таковой. Его "Грёзы Февра" представляет собой густой замес психоделики, написанный на срезе гностики, мистики, байронизма, философии, фантастики и отлично проработанного детектива.

Фантасмагорию наркотического транса, в котором ночь не успевает рассеиваться между робкими проблесками рассвета, этот фантаст воссоздал в "Грёзах Февра" на удивление аутентично. Каждый раз погружаясь в глубины подсознания Мартина, не перестаёшь восхищаться богатству его души.

коллаж1

Мне он напоминает о недуге, лихорадке и смерти, искаженных видениях. Грезы, которые не должны грезиться, Эбнер. Друг мой, давай выпьем за "Грёзы Февра" и за всё, что наше судно воплощает собой, — красоту, свободу, надежду. За наш корабль, за лучший мир!

Лето 1857 года по задумке Джорджа Мартина было чревато серией загадочных убийств и не раскрытых преступлений. Роскошный быстроходный пароход "Грёзы Февра", совершая грузо- и пасажироперевозки по реке Миссисипи, оставляет за собой турбулентный след из крови, расчленёнки и жёсткого насилия.

Джордж Мартин умеет работать на стыке нескольких жанров. В этот роман засасывает водоворотом его глубоких размышлений буквально с первых глав в ключе великолепно проработанных диалогов главных героев. В нём растворяешься, как пропадают на время в непроглядном сумраке тумана. И в него падаешь, словно в галлюциногенный транс подступающей ночи.

Тяжеловесный, брутальный, гружённый богатыми метафорами, — Мартин захватывает воображение своего читателя сразу, не отпуская из своего экшена до самого финала повествования.

Буквально в каждом своём герое он виртуозно распечатывает образ зверя, прикованного к цепи — злобного, опасного, древнего. Зверя, не знающего пощады в своих поступках и желаниях.

На грани истерики злого гения и тотального разгула хтонического зла плетёт американский фантаст сеть интриг на вымышленном корабле, который словно призрак существует и снится одновременно.




Статья написана 1 июня 12:25

Золотой фонд мировой фантастики

Пусть это будет уроком всем Творцам: творить надо мудро, но не слишком хорошо (с)

«Творец снов»
Роджер Желязны
Творец снов / The Dream Master   [= Повелитель снов; Мастер снов; Повелитель сновидений; Творец сновидений]
1966, роман

Конец XX века. Врач-нейросоучастник Чарльз Рендер помогает своим пациентам посредством моделирования их снов и фантазий. Он берется излечить от желания видеть слепую от рождения Эйлин Шалотт, но лечение идет не так, как планировал доктор Рендер.


Если кратко об этом авторе: Желязны пишет как бог. И я по уши влюблённый в него читатель. Если попытаться представить его творчество более структурно и детально: есть такие фантасты, которых всегда читаешь на безусловной квоте доверия. То есть открывая любое художественное произведение, подсознательно ждёшь от автора как минимум погружения в его личную, продуманную до мелочей и отшлифованную до самого миниатюрного камушка, многогранную вселенную. И здесь для меня не важен фактор переводчика в качестве обязательного посредника. Со временем читательская притирка к любимому автору становится такова, что текст начинаешь сканировать как бы между строк, доставляя постоянные авторские троеточия — глубокую недосказанность Желязны — личным фэнтезийным орнаментом воображения.

У этого романа несколько различных названий — вариаций перевода — и каждый из них, так или иначе, отражает глубину творческого замысла.

коллаж1

По поводу концепта этого произведения в сети периодически разгораются споры на тему того, какой именно базис закладывал лидер движения Новой волны в научной фантастике конкретно в "Творце снов" (The Dream Master / 1966).

И следует отдельно заметить: в "Мастере снов" Желязны пишет не на эзотерике, не на каббале и не на классическом психоанализе. Хотя структуру последнего американский фантаст держит великолепно.

В этом романе ему удалось виртуозно создать красивейшие трансы и глубокое, но предельно мягкое и безопасное погружение в бездны авторского подсознания. Благо, Желязны в этом Мастер не только в аспекте своей литературной карьеры. В "Мастере сновидений" очень сильно слышен его трамплин в психологию и отличная база аналитика, заложенная перед тем, как он перевёлся на отделение английской словесности, впоследствии сменив специальность.





Статья написана 21 мая 23:43

«Искусство любить»
Эрих Фромм
Искусство любить / The Art of Loving. An Enquiry into the Nature of Love   [= Искусство любить. Исследование природы любви]
1956, монография

Одна из самых известных работ Эриха Фромма — "Искусство любить" — посвящена непростым психологическим аспектам возникновения и сохранения человеком такого, казалось бы, простого чувства, как любовь. Действительно ли любовь — искусство? Если да, то она требует труда и знаний. Или это только приятное ощущение?.. Для большинства проблема любви — это прежде всего проблема того, как быть любимым, а не того, как любить самому…


Перечитай, пересмотри

И убедись, что город внутри.

Забытый город съехавших крыш

И взорванных стен.

Пересмотри, перечитай

И убедись, что вышел за край,

За рубежи отчётных границ

И свёрстанных схем (с)

Экзистенциальная психология по охвату ключевых тем находится на стыке философии и психотерапии. Это золотой фонд того сегмента литературы, который с количеством времени набирает свою актуальность, обрастая лайфхаками и двойными смыслами различных трактовок. Самые яркие представители этого направления психологии — К. Г. Юнг, А. Маслоу, Р. Ассаджиоли, В. Франкл — работали с достаточно сложными клиентскими случаями по сборке новой личности. И каждый от себя утверждал, что общие схемы универсального подхода невозможны с точки зрения того, что каждый анамнез уникален и требует аккуратного вмешательства в судьбу конкретного индивида. Безусловно, речь идёт в том числе о духовной составляющей жизни конкретного человека, которую на заре психоанализа отвергал З. Фрейд в своих трудах. И невозможно, рассуждая о закладке личности человека, не затрагивать темы того, как сильно влияет социум со своими деструктивными установками на жизнь обычного человека, который стремится быть счастливым, гармоничным и любимым.

Примерно на таком посыле написана книга Эриха Фромма "Искусство любить" (The Art of Loving. An Enquiry into the Nature of Love / 1956). И это, пожалуй, самая известная монография немецкого психоаналитика Франкфуртской школы психологии, в которой знаменитому представителю данного направления удалось пройти по всем срезам значимых и ключевых тем.




Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7




  Подписка

Количество подписчиков: 35

⇑ Наверх