Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «neo smile» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 21 февраля 2021 г. 04:03

Нечего менять плохое Прошлое, надо лечить Настоящее и строить лучшее Будущее / статья "Филип Киндред Дик: Человек, слишком рано открывший двери восприятия" (Сергей Соболев)

Мы все сегодня живём в эпоху видео-ревью и потокового мультимедиа вещания (Live streaming). Тем более знаково и трогательно обернуться назад и попробовать отследить, с чего начинались первые шаги отечественных фэнзинов. Тот труд различных творческих сообществ любителей фантастики трудно переоценить. И именно они во многом способствовали популяризации НФ литературы для не избалованного на тот момент количеством периодики отечественного читателя.

Вне всякой навязчивой нарочитой критики, но по сравнению с тотальной безответственностью блогеров YouTube, когда автор темы порой занят в основном тем, что изящно скользит по поверхности, — вклад той периодики в развитие своего направления очень глубок и серьёзен. На мой притязательный вкус серьёзного вдумчивого зрителя и читателя у видеохостинга на сегодняшний день есть ряд весомых преимуществ по сравнению с классической литературной подачей. Вопрос по существу состоит лишь в том, насколько определённый пользователь сети разбирается в освещаемом материале. Увы и ах, серьёзных юзеров (и соответствующего видеоконтента) не так много, как хотелось бы.

И в любом случае у так называемой классической литературы, которую сегодня настойчиво теснит видео и аудио формат, по-прежнему много своих поклонников и искренних доброжелателей. При особой любви к теме и соответствующей эрудиции вне всяких броских и порой спекулятивно растиражированных за счёт основного содержания красивых картинок, можно создать очень интересный интеллектуальный продукт.




Статья написана 31 января 2021 г. 02:14

Серия "Любимое кино"

Шахматы это не всегда состязание. Шахматы могут быть искусством.

коллаж1

Восьмилетняя Элизабет Хармон в результате автомобильной аварии, в которой погибла её мать, осталась сиротой. Долгое время в сиротском приюте "Метуэн-Хоум" она будет терпеливо делить кров и огромную общую комнату с двадцатью такими же, как она, брошенными девочками. Они все в этом доме — маленькие бессрочники, ожидающие своей очереди удочерения с необходимым теплом приёмной семьи.

Но тезис "Никто не придёт" маленькая Бет в свои восемь лет обыграет по-своему. Какое-то особое внутреннее упрямство заставит выделиться её из статичного окружения. И что-то загорится необыкновенным любопытством в её выразительных глазах при встрече с одной из самых древних игр мира. И это "что-то" называется редкий дар феноменального игрока.

Подружиться со своей новой жизнью, особенно когда она так рано начинается с детских страданий по утерянному дому, непросто. Но, как ни странно, порой именно эта неустроенность носит закономерный характер стать кем-то лучшим. Кем-то, кто может выделиться из серой толпы и заявить о себе в контексте яркого таланта.

К слову сказать, побеждать своих демонов можно разными путями. Маленькая Бетти сделает это посредством увлечения всей своей жизни, которое позже закономерно перерастёт в настоящую глубокую любовь и страсть.

Шахматы... Они будут мерещиться ей везде. Начиная от настоящих шахматных досок в случайных витринах магазинов и заканчивая размытыми ассоциациями поединков на потолке перед сном. Или вместо сна.

Нужно отдельно заметить, что тема транквилизаторов подана в сериале и одноимённом романе Уолтера Тевиса настолько нарочито, что этот концепт сильно тянет на себя основное внимание уже в первой части "Хода королевы". Достоинство это или очевидный перебор данной воображаемой истории — каждый зритель оценит, безусловно, на свой лад и вкус. Здесь всё зависит от того, с каким настроением и ожиданиями приступать к просмотру этого мини-сериала. На мой взгляд, если отталкиваться от того, что серьёзное увлечение шахматами — это и есть особый наркотик, тема с транквилизаторами, разгоняющими сознание, выглядит как определённая тавтология для вдумчивого серьёзного зрителя. Хотя, безусловно, нарастающую интригу этим приёмом сценаристы на протяжении всего сериала держат очень ловко и умело.

Что касается первоисточника, нужно сказать, что роман написан живым, эмоциональным и очень интересным языком. "Ход королевы" 1983 года Уолтера Тевиса классно расчерчен яркими штрихами и резкими переходами между главами с различными переживаниями главной героини.

И к слову сказать, перелом в сознании маленькой Бетти от приёма транквилизаторов, о котором пишет Уолтер Тевис в своём романе, оправдан в той мере, в которой это создаст базовое напряжение в последующей биографии юной чемпионки, рано осиротевшей и всю свою жизнь вынужденной бороться за выживание во внешнем мире. Однако в свою очередь у меня вызывает некоторое сомнение: нужно ли было так нарочито передавливать эту тему в аспекте становления именно шахматного игрока?.. И в любом случае, сильные аллюзии с биографией Бобби Фишера так или иначе проявят себя на протяжении всего романа и одноимённого сериала.




Статья написана 28 декабря 2020 г. 16:21

Классика мирового кинематографа

Я — насекомое, которому снилось, что оно человек. Это было приятно, но сон закончился.

коллаж1

О Дэвиде Кроненберге по умолчанию сложилось очень неоднозначное мнение. Фаны его обожают и считают классиком уже при жизни. Критики в недоумении пожимают плечами и неизменно ставят штамп "Самый ненормальный режиссёр XX века". Спорить с ними сложно именно в том смысле, — а когда и для кого сегмент кинофантастики был нормальным в контексте нелинейного изложения определённой темы?.. В общем и целом, оспаривать мнение авторитетов — весьма неблагодарное дело. И здесь вопрос лишь в том: что именно зритель (и потенциальный критик) понимает под нормальностью, как таковой?..

Как бы то ни было, Дэвид Кроненберг режиссёр очень разноплановый. На протяжении всей своей пятидесятилетней фильмографии он великолепно отработал на стыке многих жанров, показав и раскрыв тем самым огромный потенциал одарённого творца своей профессии.

Нужно отдельно отметить, что Кроненберг удивительным образом на протяжении практически всей своей карьеры самобытного режиссёра и сценариста умудрялся вплетать в жанр биологического хоррора и киберпанка свои неповторимые чувственные полутона с ощутимым эротическим переживанием ключевых героев его оригинальных историй.

В позднем творчестве в том же "Опасном методе" (A Dangerous Method / 2011) мелодраматические ноты стали слышны в его творчестве отчётливее. И здесь нужно отдельно отметить, что Кроненберг ещё раз показал всем высокий класс — как грамотно работать с документальными хрониками, виртуозно встраивая их в сегмент исторической драмы. Визионерство режиссёра, как бы это странно не звучало, достигло в этой картине своего творческого апогея. Подавая так нарочито фундаментальные понятия психоанализа, Кроненберг изящно намекает своему зрителю, что в XXI веке мы по умолчанию поставили на стриминговый поток банальную эзотерику и сейчас находимся примерно на таком же старте своего базового мышления, на котором в своё время находился великий старик Фрейд, развенчивая магию спиритов и оккультистов. По моим личным ощущениям, перелом подобного понимания случился у этого канадского режиссёра именно в нулевых в фильме "Паук" (Spider / 2002), после которого Кроненберг больше не вернулся в эпатаж фирменной подачи своего бади-хоррора. Но леденящие душу ужастики 80х остались яркой визитной карточкой и мощным отголоском его оригинального творчества из прежнего века и именно они принесли Кроненбергу мировую славу.

И именно этот пласт его фильмографии сделал режиссёру определённую репутацию в мире кино, одновременно заложив прочую базу для всего дальнейшего творчества в целом. Картины Дэвида Кроненберга — это в основном артхаус, достаточно сложный для понимания и местами вызывающий у впечатлительного зрителя отторжение на грани неприятия. К слову сказать, в различном сегменте своих произведений этот канадский режиссёр часто занимался экспериментальным творчеством, но так или иначе одиозный титул "Король бади-хоррора" Кроненберг приобрёл именно в 70-80х годах прежнего века. И "Муха" одна из самых известных его картин.

Философ от биохоррора — примерно такую репризу заслужил Дэвид Кроненберг в аспекте своего раннего творчества.




Статья написана 11 декабря 2020 г. 01:50

Серия "Любимое кино"

Говорят, что каждый рождается героем. Но жизнь может толкнуть тебя за грань и сделать злодеем. Проблема в том, что ты не всегда знаешь: переступил ли черту / "Jessica Jones" s01e13

коллаж1

Порой кажется, что в формате комиксов на привычных штампах мышления уже сказано всё. Но когда нуар на подложке отличного комикса плотно сплетается с драмой, и актеры виртуозно воплощают образы своих типажей, — тема наркотиков, различных допингов, генетических экспериментов, криминальной чернухи и тяжелых душевных потрясений раскрывается иначе. Более полно и глубоко; более брутально и агрессивно.

После очень динамичного "Сорвиголовы" сценаристы существенно сбавили обороты и замедлили ритмику повествования, перейдя на размеренный медитатив следующих сольных проектов. Правда, не все из них получились сильными и цельными по структуре своих сезонов. Но одно это не умаляет колорита их основных героев. И здесь подробно и ёмко что касается второго сольника "Джессика Джонс", премьера всех серий которого состоялась в ноябре 2015 года.

Неплохо прописанные ироничные, а порой и чернушные, диалоги выводят этот сериал на очень приличную высоту для притязательного взрослого зрителя. Тем более интересен тот момент, что создатели ДД не стали снимать кальку с прежней истории. Здесь много оригинальных идей и своих замысловатых придумок, которые задают нужную атмосферу и настраивают на определённый лад восприятия этого телесериала.

Мрачные граффити и различные решëтки в кадре; красивая игра света и тени в лучших традициях неонуара; мерцание фонарей на заброшенных пустырях ночного города; грамотные завалы камеры и сломанные перспективы, — это узнаваемые приëмы качественного кинематографа и одновременно классные фишки данного проекта.

В начальных титрах к "Джессике Джонс" удалось виртуозно поставить именно такой саундтрек с элементами джаз-фьюжн под классное ротоскопирование всех оттенков фиолетового, после которого буквально всё на экране в первом сезоне этого сериала воспринимается как полное погружение в эту нетипичную историю.

Закадровый, глубокий и депрессивный голос главной героини, словно особые переливы души Джессики Джонс, с ощутимым акцентом еë мрачных переживаний в знаковых местах по сценарию картины рисует очень удачный фон всему происходящему. К тому же, как ни странно, — несмотря на женскую ключевую героиню, — в этом плотном психологическом триллере много больше крови, трэша и жёстких сцен убийств, чем было нарочито визуализировано в том же "Сорвиголове".

И вновь красиво зафонила тема сверхспособностей, развернутая в иной плоскости повествования, основанная на персонажах комиксов Брайана Майкла Бендиса и Майкла Гайдоса.

Пробежать милю максимум за четыре минуты в формате шуточного личного марафона. Остановить рукой машину на медленном ходу по принципу заводной детской игрушки. Сорвать навесной замок с тяжёлой цепи, словно это миниатюрный брелок. Пробить в драке бетонную стену кулаком как подарочную картонную коробку. Это ёмкое портфолио главной героини данной истории, которая совсем не банальна в контексте оригинальной задумки сценаристов. Ко всему прочему у Джессики, по сравнению с возможностями организма статичного индивида, великолепная заживляемость и прочный иммунитет ко всякого рода физическим увечьям и травмам.




Статья написана 28 октября 2020 г. 13:25

Серия "Любимое кино"

Этот мир не заслуживает того, чтобы быть увиденным — рассмотренным в мелочах

коллаж1

Перманентный депрессив и историю несчастья маленького мальчика, с детства по воле несчастного случая потерявшего зрение, в жанре супергеройского боевика можно визуализировать по-разному. Создателям "Сорвиголовы" 2015 года, Дрю Годдарду и шоураннеру Стивену Денайту, удалось избежать штампов и перманентных перегибов сюжета, которые по умолчанию присущи этому жанру НФ боевика. На мой личный взгляд впечатлительного зрителя, они обыграли этот экшен классно, самобытно и очень талантливо. И к слову сказать, формат комикса по своему потенциалу настолько гибок и самодостаточен, что может держать определённые преувеличения (логические нестыковки) без навязчивого банального отторжения зрителя в стиле: возможно / не возможно.

Замысловатая история "Сорвиголовы" основана на комиксах Marvel Стэна Ли, — автора, сделавшего этот жанр по-настоящему популярным. Интересный факт — в одной из версий "Сорвиголовы" есть его камео. Маленький Мэтт Мёрдок не даёт Стэну Ли погибнуть под колесами автомобилей. Очень ироничный (в контексте того, что Мэтт не видит, как обычные люди) и одновременно человечный эпизод этой истории.

И нужно справедливо отметить, что весь проект "Сорвиголовы" классно сделан не только в аспекте отвязных драк. Глубокие отношения ключевых героев и ёмко прописанные взрослые диалоги — основная фишка этого телесериала.

Начало "Сорвиголовы" сделано в достаточно ироничном ключе с элементами кича и гранжа основного повествования. Два добрых самаритянина, только-только начинающих свою практику молодых адвоката — буквально 7 часов со времени аренды их офиса под скромной табличкой "Адвокатская контора "Нельсон и Мёрдок" — пришли на помощь к той самой подозреваемой, против которой все улики выставлены по сюжету картины просто виртуозно. Карен Пейдж обнаружена в своей квартире, что называется, по локоть в крови у тела её офисного коллеги, с которым они якобы только немного выпили после работы. Пейдж единственная подозреваемая, застигнутая на месте преступления с орудием убийства и без следов насилия на её теле — очень ловкая и практически идеальная подстава её прежних работодателей. Она невиновна — это станет ясно позже по сюжету. И это не спойлер — ибо у сериала достаточно много разнообразных развилок и сложных узлов, которые с приятным увлечением придётся распутывать внимательному зрителю на протяжении трёх сезонов этой истории "Сорвиголовы".

И здесь стоит отметить: сцена, которой начинается первая серия, — та самая, в которой Мёрдок буквально фибрами своего раскачанного чутья искусно считывает по стуку сердца своей клиентки о её невиновности, — одна из самых сильных в фильме. Она длится менее минуты, снята без патетики и чувственного нажима, но задаёт в самом начале телесериала первого сезона общее настроение всему проекту "Сорвиголова".







  Подписка

Количество подписчиков: 41

⇑ Наверх