fantlab ru

Все отзывы посетителя Fenol

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Елена Щетинина «Аппетит приходит во время еды»

Fenol, 10 декабря 2023 г. 05:01

Отличный рассказ, один из лучших в ССК 2024. С рассказами Елены Щетининой у меня постоянное состояние «попал-не попал». Здесь всё прям в сердечко попало. Пресыщенный ресторанный критик по совету друга заходит в какую-то странное заведение, где ему предлагают откушать. Да так откушать, чтобы обязательно пришёл в следующий раз. В умелых руках тема еды-поедания-недоедания всегда начинает сиять своим истинным блеском, затрагивая какие-то первобытные струны человеческой души. Потому что темноты мы боимся куда меньше убийственного голода или участи быть съеденным кем-то. Рассказ ни на секунду не теряет в темпе, постоянно нагнетая напряжение, а в какой-то момент срываясь в конкретную такую жесть (сцена в лифте ух). Финал красивейший, очень образный, очень такой пугающе вкусный. Прекрасно.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Дмитрий Сергеевич Лазарев, Павел Давыденко «Визаран»

Fenol, 7 декабря 2023 г. 20:32

Ох, а вот и прилетел неожиданный жесткач, а ведь ничего не предвещало. Начало рассказа такое мирное — ну попала семья в какую-то странную петлю времени, ну сейчас побродят и вернутся, но тут рассказ напоминает, что мы ССК 2024 читаем, а не «Десантник среди Викингов: ЗА ВДВ» издание. Карнавал начинается приличный, конечно, но больше всего радует, что у авторов есть идея и они доводят её до конца. Без многозначительного троеточия, без фальши, а вот вам концовкой прям по щекам. Просто, но от души.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Сергей Возный «Ab ovo»

Fenol, 7 декабря 2023 г. 20:24

Главная проблема этого мистического хоррора в том, что здесь нет мистики и нет хоррора. Сеттинг балдёжный — глухие болотистые леса, деревушка, которую только освободили от нацистов, доблестный смершевец, направленный сюда для дела. Все хранят тайны, все что-то недоговаривают, на болотах ходит что-то страшное. И всё это по итогу никуда не приходит, концовки у рассказа тоже нет. Опять же — написано интересно, ожидание чего-то поддерживается на неплохом уровне, но это скорее хороший приключенческий боевик.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Дмитрий Лопухов «Сай-фай»

Fenol, 7 декабря 2023 г. 20:14

Это был бы ладный рассказ с интересной идеей, но есть нюанс. Даже два. Первый — важной частью этого произведения являются рассказы в рассказе. И они по задумке автора должны быть плохи, но проблема в том, что они действительно плохи. Каким великолепным должен быть «плохой» рассказ в рассказе можно увидеть у Джо Хилла в его рассказе «Лучшие новые ужасы». Или у Дмитрия Костюкевича в рассказе «Морские пейзажи». И эта важная часть воздействия на читателя не работает. Но тут бы ладно, с этим легко можно смириться, но тут в дело вступает непришейкобылехвостная мать главного героя, делающая чтение рассказа совершенно невыносимым. Каждое её появление — это поток какой-то мерзкой изощренной матершинной лексики, которая не просто настроение убивает, а хоронит его под плинтусом так надёжно, что не отыскать с диогеновским фонарём. Это совершенно невыносимо. И вдвойне обиднее, что это хоронит действительно неплохой рассказ.

Оценка: 4
– [  6  ] +

Дмитрий Тихонов «Волчья сыть»

Fenol, 7 декабря 2023 г. 19:50

Дмитрий Тихонов в поджанре исторического славянского хоррора находится не просто в своей стихии, он левиафан этой стихии. Очень многие наши авторы разово заходят в этот поджанр, выдавая великолепные вещи, но Тихонов пишет в нём много и держит невероятную планку качества. И даже из такую обычную завязку, как в рассказе «Волчья сыть», он превращает в захватывающую вещь. Наш отечественный ведьмак приезжает в глухую глубинку, пытаясь найти оборотня, обращается за помощью к местному пастушку и понеслась. Просто? Да. Но насыщено деталями настолько, что картинка перед тобой встаёт словно живая. И охотник описан так тщательно, что его словно перед собой видишь, и тревога пастушка передаётся тебе очень явно, и экшн максимально жёсткий и страшный, но при этом не чернушный. Тихонов один из тех немногих писателей ужасов, которые умеют показать детское насилие так, чтобы тебе было страшно, но не хотелось руки вымыть. Тревожное напряжение здесь не на последних двух страницах рассказа, а грамотно распределено по ходу действия. Концовка отличная, пока что это лучший рассказ первой трети ССК 2024.

Оценка: 8
– [  19  ] +

Джо Аберкромби «Мудрость толпы»

Fenol, 31 октября 2022 г. 05:41

Это стыд, лучше всего характеризуемый мыслями, которые возникли у меня на временном разбеге в 11 лет. Читая в те далекие времена трилогию «Первого Закона», ощущая её кинематографичность, я думал о том, что она является идеальным клиентом для HBO времён «Рима» (с огромным количеством вложенных денег, матёрой маскулинностью, безжалостностью обстоятельств и общей темнотой истории). Трилогия «Эпохи безумия» — настолько концентрированный клиент Нетфликса или Амазона, что тем даже делать ничего не надо для обтесывания истории под свои специфические рамки, писатель сам уже всё сделал. Третья книга уже окончательно формирует у читателя понимание всех недостатков, которые были в прошлых двух частях новой трилогии, явственно обнажая усталость (?!) самого Аберкромби от собственного мира Земного Круга. Он использует те же шаблоны интриг, он использует те же шаблоны создания клиповости битв (за здешний эпизод «Маленьких людей» просто невыносимо стыдно, простите нас, Герои), всё и вся упрощено здесь до уровня последних классов школы, оно стало настолько омерзительно приземлённым, что отправилось в грязь. Можно говорить много и о разном, но всего один простой пример характеризует новую трилогию лучше любых расписываний. Без капли едкой иронии и преувеличения, детальному и максимально живописному описанию месячных у двух разных героинь здесь уделено 3-4 полных главы, их можно перечислить по цифрам. Байязу — Мастермайнду всего Земного круга, вершителю судеб, Доктору Ноу господина Аберкромби, уделена суммарно половина главы (и это очень оптимистичный подсчет, так как по большей части он просто появляется, говорит всесильным главным героиням: «Люди такие глупые и не понимают моего величия» или несколько других строк и уходит). Приоритеты расставлены Аберкромби вполне очевидно, главным злодеем трилогии и врагом всепобеждающих главных героинь являются несколько дней месяца, а не этот странный лысый старик.

Главной проблемой первых двух книг было то самое желание писателя максимально онетфликситься. что подразумевает под собой погребение под краеугольным камнем фэнтези пропаганды тех ребят — зашкаливающим инфантилизмом. Это камень не держит здание новой трилогии в одиночку, тут у нас представлена полная палитра прогрессивности и одухотворенности, но по голове этот камень бьёт сильнее всего. Все до единого главные герои ведут себя как подростки. Все. Без исключений. В первой трилогии единственным настоящим инфантилом был Джезаль, да и то Байяз очень быстро обтесал с него всю эту шелуху, заставив повзрослеть в максимально короткие сроки. Остальные герои были взрослыми в своём поведении людьми — мерзкими, подлыми, добрыми, хитроумными, безумными, но взрослыми людьми. Здесь ты надеешься, что хоть к третьей книге кто-то из главных героев изменится, но минимальные царапины в характере получил лишь Лео, но даже они в финале благополучно уничтожены его младенческими истериками и криками мальчика, которого обидели злые тёти.

Еще к концу первой книги ты благополучно понимаешь аксиому нынешнего «тёмного фэнтези» Аберкромби — «Женщины здесь неприкасаемы и всемогущи», спокойно считывая любые возможные твисты последующих книг уже на взлёте. Женщины играли важную роль в старой трилогии, ни одна из тех героинь на кухне борщи не готовила, не вызывала жгучего ощущения ледяного вакуума в лёгких. Здесь же писатель настолько стремится угодить, что буквально делает всех своих героинь полу-богинями. Финри, да да, вот та самая Финри с её потрясающим опытом боевых действий — Наполеон Земного Круга, побеждающая во всех сражениях; дочь Глокты — Савин становится Джеффом Безосом этого мира; Рикке «Только исполнилось 18», по совместительству дочь Ищейки — местный Майкл Корлеоне и правит Севером; Тереза правит Союзом вместо тряпки Джезаля; Монца правит в Стирии, Судья с несколькими сотнями человек творит Революцию, захватывая железные дороги, почты и кинотеатры. Все планы главных героинь всегда сбываются, в какую бы мясорубку оные планы не попадали, рядом с ними хитрейшие умы Севера, Юга и Союза начинают вести себя как юродивые. И это заставило ненавидеть главы Рикке. Мало того, что она мечет молнии из рук (глаз... глаза...), мало того, что любые её действия сопровождаются километрами описаний намеренно омерзительных физиологических действий. Так еще и все её планы — олицетворение геополитических стратегий, придуманных подростком, они настолько пусты, поверхностны и смешны, что ты поверить не можешь, что на них кто-то купится, но потом ты опять вспоминаешь, что этот вчерашний подросток — новая Мишель Корлеоне, потому все её планы сбываются по умолчанию. И кульминацией этого становится битва при Карлеоне в третьей книге. Невозможно поверить, что её создал тот автор, который создал «Героев», который придумывал осаду Дагоски, но вот оно имя на обложке книги. После каждой строчки этой битвы ты повторяешь себе, что подобного в битве не может быть просто потому, что не может быть, постоянно вспоминая, что одним из участников является Мишель Корлеоне, поэтому беспросветность каждого действия оправдана во имя победы настоящей Героини. И пусть на другой стороне воюет самый хитрый человек Севера с неисчислимыми полчищами соратников, тактические манёвры а-ля Морской бой на тетрадной странице с одноклассником превозмогут. А эти шпионские твисты и обманки с пустышками, да это почти богомоловский «Момент истины» от тёмного фэнтези (нет). Всё, что связано с Рикке в трилогии — омерзительно. Её соратники, радостно убивающие женщин и детей в обозе (Рикке и ко на стороне Добра, кстати, если вы забыли). Её детские планы. Её мерзкое поведение. Её тактический гений из ниоткуда. При всех претензиях к всемогущести Савин, но она не начинает в третьей или второй книге молнии из рук пускать, или войска при Стаффенбеке в бой вести, большую часть времени она занята выживанием, успешность которого вполне можно оправдать и именами её покровителей. и её собственными способностями, которые Аберкромби хотя бы удосужился обрисовать (фехтование с ранних лет, постоянные битвы нервов и испытания выдержки в деловых кругах, отточенный в интригах ум). Пусть описание её физиологических нужд и не менее мерзкое, но к третьей книге она хотя бы начинает вызывать сочувствие (опять же благополучно уничтоженное Аберкромби в финале).

Главных героев старых книг здесь убирают со сцены намеренно унизительно и бессмысленно, словно писатель стремится извиниться за то, что они вообще существовали в его прошлых книгах. Единственным светлым пятном всей трилогии становится Йонас Клевер, словно воплощающий в себе взрослый голос разума, вынужденный из-за этого постоянно попадать в передряги. Забыв лицо всего отца, Аберкромби в третьей книге утвердительно печатает список своих личных потерь. Потеря умения придумывать и описывать жесткие битвы. Потеря умения высекать своих персонажей из камня, а не из наркотика или выделений организма. Потеря умения держать ритм и создавать тайну, раньше делая едва ли не шпионский роман, а теперь печатая мыльную вариацию любой революции. Он бьёт себя по лицу ладонью самоповторов, даже не пытаясь создать нечто оригинальное. И словно этого мало, в конце книги он оставляет многостраничный клиффхэнгер на будущую трилогию, словно расписываясь в собственной беспомощности. Да, здесь я, конечно, опозорился с тремя книгами, но дальше, ребята. Дальше —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
всемогущий злой и спокойный воин, который наверняка окажется сыном Логана, всемогущая злая финансистка Хильди, всемогущий злой Байяз проснется от спячки и появится больше, чем на несколько абзацев, да вот, я вам даже самого Логана Девятипалого, выходящего из океанских вод верну, его там наверняка где-то в Дальних Землях омолодят, вы только обязательно верьте и ждите и всё будет

Оценка: 4
– [  6  ] +

Дмитрий Карманов «Зубы Ватерлоо»

Fenol, 17 января 2022 г. 01:54

Начало 19 века. Мародеры из числа не особо богатых солдат бродят по полю боя, забирая у погибших немногое, что у тех осталось. Сильнее всего ценят зубы. Только вот в лица жертв войны нужно всматриваться повнимательнее, иначе... Иначе и случается с одним из них, раскручивая маховик безжалостного падения в свой персональный ад.

Первое новое имя в «Самой страшной книге 2022» и сразу настолько мощное выступление. Дмитрий Карманов настолько, в хорошем смысле, «приземляет» свой хоррор, держа его на максимальном расстоянии от всего хтонического и потустороннего, что сперва это вызывает недоумение, но с каждой страницей пугает куда сильнее. Ненависть к себе, месть, трусость, оправдываемая звериным крысиным желанием выжить любой ценой, снижение планки собственных моральных оправданий с каждым новым поступком — всё это неимоверно давит, при этом автору совершенно нет надобности прибегать к чернушным методам нагнетания саспенса. В какой-то момент даже показалось, что для полного выбивания из рамок автор сделает

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
юмористический финал, где Мортон все эти годы ищет Герберта забавы ради
,но серьезное лицо было сохранено. Ничего лишнего.

Отличное произведение, достойно выдерживающее конкуренцию с зубрами жанра в ССК 2022.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Татьяна Томах «Аттракционы»

Fenol, 5 июня 2020 г. 03:37

Очень элегантное обращение с затасканной темой туристов, приехавших не в тот приморский посёлок. В самом начале рассказа присутствовала некоторая рассинхронизации с автором, слишком уж лихо сменились сюжетные линии, но они сплелись уже очень скоро. Автор с умелостью Карабаса управляется с самыми тонкими нитями своего рассказа ужасов.

-Здесь есть грамотно проработанная мифология Древних, но нет километровых сносок с разжевываниём её читателю.

-Есть сеттинг, от которого веет солеными штормами британской школы ужасов, но при этом он остается максимально отечественным и родным.

-Есть очень интересные сюжетные находки, потенциал которых выстреливает в финале, а не растрачивается попусту.

Если когда-то наши составители решат сделать отечественную иннсмутскую антологию, то этот рассказ будет одной из её жемчужин. Очень красивая и психологически тревожащая вещь.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Владимир Кузнецов «Навек исчезнув в бездне под Мессиной...»

Fenol, 23 мая 2020 г. 05:29

Очень красивый и продуманный рассказ, берущий не грудами наваленных тел, а сдавливающим приступом клаустрофобии. Первая Мировая война,солдаты роют подкопы под укрепления врага, и безумие, царящее над поверхностью, не может не проникнуть в темноту тоннелей. Владимир Кузнецов очень правильно изначально расставляет акценты, не тыкая читателя напрямую в Страшное Зло с Большими Зубами, а постоянно нагнетая атмосферу ужасами самого различного характера. Я к середине рассказа поневоле стал прислушиваться к тому, ничего ли там за стенкой не слышно, никто ли там не копает, настолько он проникает в сознание. Концовка классическая, но от этого не менее вкусная.

И несколько раз возникла мысль, что вот из этого рассказа мог бы родиться отличный роман. Прекрасное произведение.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Олег Кожин «Мин бол»

Fenol, 23 мая 2020 г. 05:11

Это пятый рассказ Олега Кожина, прочитанный мною, и уже стала вырисовываться очевидная тенденция — всем прошлым рассказам я ставил одну и ту же оценку «хорошо». Они все мне нравились, но всё время не хватало какого-то рывка, чтобы выйти на уровень «отлично». И вот он этот рывок. Я думаю о каждом компоненте этого рассказа, и в голове возникают исключительно восторженные слова. Невероятно сжатый и сосредоточенный (всё действие происходит в одной комнате между двумя персонажами и телефоном), с интересным твистом, живыми персонажами, которые пугающе меняются по ходу действия. И юмор к месту, и ужасы к месту, и национальный колорит сел как влитой.

Блестящая работа.

Оценка: 9
– [  15  ] +

Антология «Дети Лавкрафта»

Fenol, 13 марта 2020 г. 23:43

Это ужас. В ужасно ужасном смысле этого слова. Настолько плохой сборки у Эллен Датлоу я еще не видел, при этом в предисловии говорится, что «мы не хотим писать фанфики и повторять то, что делал Лавкрафт, а хотим создавать своё», но уже с первого рассказа от Шевонн Кэрролл под названием «Поселенцы» веет таким откровенным косплеем, что дышать труднее, чем на плато Ленг. Почему этот рассказ не называется «Цвет иного мира 2»? Понятия не имею. И дальше становится только хуже.

Оррин Грей с рассказом «Муза Мортенсена» забыл, что он хотел сказать, уже к окончанию первой трети своей вещи.

Лэрд Баррон такой Лэрд Баррон, у него ничего не меняется. Неостановимый поток сознания, разобрать в котором можно лишь обрывки мыслей, его «Режим забвения» одновременно и притягивает интересными деталями и находками, но и отталкивает своей сумбурностью. Всё как обычно у него.

«Вечная Форелия» Стивена Грэма Джонса вызовет вечную зевокелию у читателя. Это не рассказ, а странный набор совершенно несвязанных с собой мыслей.

«Восполнение» Джона Лэнгана — не самый плохой, пусть и очень стандартный рассказ о потере близких и цене, которую люди готовы платить за повторную встречу с ними.

«М-р Дорнейл» Марии Дэваны Хэдли — мешанина из намеренной мерзости и осовремененной темной сказки, в которой есть одна интересная находка — старик с козами, и кошмар кошмарный во всём остальном.

«Тайны насекомых» Ричарда Кадри — один из трёх светлых проблесков во всей этой р-лайховской тьме безнадежности и ангста. Опять же, ничего сверхвыдающегося в рассказе нет, но святые угодники, он первым из всех вспоминает, что читателя неплохо бы пугать. Двое полицейских везут в своей машине кровавого душегуба, ведут с ним душевные беседы, и атмосфера становится пугающей. Всё просто, но эффективно. и обращение к творчеству Лавкрафта здесь видится уместным.

«Очки» Брайана Эвенсона далеко не худший (особенно по стандартам этого сборника), но немного не сумевший раскрыть свой потенциал рассказ про очки, в которые лучше не смотреть. Идея не нова, исполнение приличное, пусть и стандартное.

«Когда швы расходятся» А. К. Уайза — лучший рассказ сборника, по отдельности являющийся лишь хорошим произведением (что еще раз характеризует общий уровень книги). Привычное «возвращение домой», куда лучше бы не возвращаться никогда, интересные образы, созданные автором, очень живое и пульсирующее повествование, балансирующее между Лавкрафтом и Кингом.

Браян Ходж со своим рассказом «На этих обугленных берегах времени» традиционно держит хороший для себя уровень, и в этот раз создав очень интересную идею, соединяя родительский ужас потери ребёнка с первобытными страхами. Вполне сносный рассказ, не претендующий на величественные лавры.

Остальные рассказы не запоминаются ничем.

Я не знаю, зачем фамилия Говарда Филлипса стоит в заглавии книги. Не знаю, по какому принципу Датлоу подбирала рассказы под одну лишь ей ведомую тему. Не знаю, как довольно известные среди любителей жанра ужасов писатели могли выдать вот такие вещи. Знаю лишь то, что если у вас на целый сборник всего три просто хороших рассказа, то у вас большие проблемы. И на контрасте с только что прочитанной «Самой Страшной Книгой» 2020, где на весь сборник было всего 3 середняка, а всё остальное — это хороший и отличный уровень, вот это читалось просто дико. В одном тамошнем рассказе «Земля медузы» от Оксаны Ветловской больше чистого и естественного Лавкрафта, чем во всём сборнике с названием «Дети Лавкрафта».

Не рекомендовано.

Оценка: 4
– [  6  ] +

Кирилл Малеев, Иван Белов «Идущие в Рай»

Fenol, 13 марта 2020 г. 21:01

Один из самых сильных рассказов очень крепкого сборника. Беспросветная темнота, которая не перерастает в бессмысленную чернуху, непростые персонажи, совершенно волшебный твист, который действительно делает тебе страшно. Вот этот рассказ действительно ощущаешь, в него крайне легко погрузиться, а потом также трудно отпустить его от себя. Прекрасная вещь, которую можно хвалить бесконечно

Оценка: 9
– [  2  ] +

Иван Белов «Зовущая тьму»

Fenol, 13 марта 2020 г. 20:53

По одной лишь Ктулху известной причине начал читать антологию ССК с самого последнего выпуска, и тем забавнее наблюдать путь авторов, начиная с их крайнего рассказа. В случае с Иваном Беловым это особенно показательно. «Идущие в рай» из ССК-2020, эксплуатируя то же окружение, воплотили в себе всё то, чего не хватило «Зовущей во тьму», наглядно демонстрируя, что автор растёт и работает над собой. Главная проблема здесь — это чрезмерная простота истории, которая еще и усугубляется довольно спойлерным названием, разрушающим любое напряжение уже на этапе знакомства с рассказом. Герои очень линейно движутся к кульминации, останавливаясь на заранее отмеченных локациях, и их не чувствуешь совершенно. Это выглядит довольно кинематографически, конечно, но не пугает совсем.

При всём том, что очевиден авторский успех в создании гнетущей атмосферы, которая проникает читателю в голову, но её одной не хватает, поэтому оценка нейтральная.

Оценка: 6
⇑ Наверх