FantLab ru

Все отзывы посетителя Spion

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Дональд Уэстлейк «Прогулка вокруг денег»

Spion, 4 августа 2021 г. 09:41

И снова на первых ролях Джон Дортмундер, и снова афера, связанная с очередным выдуманым карликовым государством... В общем-то типичный для Уэстлейка сюжет с

нестандартным, якобы филигранно продуманным (тут автор не перестает удивлять) ограблением. Как обычно, что-то у жуликов пойдёт не так, в реализацию отточенного плана вмешаются третьи силы... Примерное развитие событий как-бы известно наперед и ситуация вряд ли жизненна, но подано это иронично, с огоньком и читается на одном дыхании.

Достойное продолжение цикла.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Корнелл Вулрич «Окно во двор»

Spion, 20 июня 2021 г. 08:20

Замечательный, полный тонких психологических моментов рассказ.

И выводы, которые делает из своих наблюдений его герой, способный лишь косвенно влиять на развитие событий, гораздо логичнее сомнительных умозаключений Шерлока Холмса или же мосье Огюста Дюпена.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Десмонд Бэгли «Бег вслепую»

Spion, 9 ноября 2020 г. 17:42

«Обременить себя трупом значит оказаться в сложном положении, особенно если к трупу не прилагается свидетельство о смерти». Не могу припомнить триллер, который бы начинался столь же энергично.

Перед тем, как взяться за книгу, Десмонд Бэгли основательно изучил шпионское дело. А может быть, и сам практиковал (биография писателя вполне позволяет).

Ушедшего в виду определённых обстоятельств на покой шпиона привлекают к казалось бы, невинному заданию: доставить небольшой сверточек из точки А в точку Б. Даже не взирая, что события разворачиваются в Исландии (хорошо, что летом), годного триллера из такой банальной ситуации на вымутить. Закономерно, что на пути возникли непредвиденные препятствия и вот уже за Аланом Стюартом с огромным энтузиазмом охотятся спецслужбы как минимум трёх государств. Отставного агента, аки зайца гоняют между гейзерами и по лавовым полям Исландии. Он не супермен, но, бесспорно, профессионал.

Учитывая, что роман писался в разгар холодной войны без русских таки не обошлось: «Русские имеют больше не занимающихся рыбной ловлей траулеров, чем любая другая нация».

Скучать во время чтения не придётся — сюжет тщательно закручен и что гораздо важнее, логичен и правдоподобен. Спецагенты, как и положено, занимаются подковёрными единоборствами, содержание таинственного свёртка становится известным лишь на последних страницах. Оно весьма любопытно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Электронный модуль, который... ничего не делает
.

Если и есть в сюжете натяжки, то минимальные.

Уверенное знание специфики спецслужб, исландских реалий и внимание к деталям придают тексту правдоподобность. Перевод добротный, читается легко. Разве что полуметровые исландские имена и географические названия немного напрягают. Пока разберёшься с названием какого-нибудь вулкана, так извержение и закончится.)

Много не относящейся непосредственно к сюжету, но занимательной информации: можно узнать, например, для чего нужен сген дабх или зачем закапывают в песок акулье мясо.)

Уверенно рекомендую.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Сюзетт Хейден Элджин «Помолчим»

Spion, 28 октября 2020 г. 17:38

Своеобразный рассказ.

Война Севера и Юга — одно из наиболее значимых событий истории США, основным итогом которой являлась отмена рабства. Сюзетт Элджин рассматривает альтернативный вариант. И даже не тот, при котором победа досталась южанам.

Рабство-то отменилось, но как-бы само по себе: пока белые вели между собой изнурительную борьбу, черные сидя на берегу виртуальной реки ожидали, когда мимо проплывет труп победителя.

Остатки южан новые хозяева земель прогнали на север. Так появилась Новая Африка — с Мексикой на юге, Соединёнными Штатами на севере и океаном по обе стороны.

Казалось бы — чего ещё желать: огромная территория с плодородными землями и развитой инфраструктурой; свобода, равенство, братство.. Если бы не одно «но» — та самая гордыня, которая увы, не позволила им объединиться и построить Новую Вавилонскую башню.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Философия такова — лучше уж молчать, чем говорить на языке ненавистных поработителей.

Вериться в подобное развитие событий с трудом, тем более что перспектива перед новыми африканцами маячит отнюдь не радостная: утрата знаний, общее одичание и деградация.

Если, конечно, не найти альтернативу, которой вполне мог бы быть например, эсперанто... Но неизвестно ещё, как к подобной идее отнеслись бы гордые сыны Новой Африки.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Фредерик Браун «Марсиане, убирайтесь домой»

Spion, 18 октября 2020 г. 21:03

Однажды, подобно своему герою пребываючи в творческом кризисе, Фредерик Браун задался вопросом: «что было бы, если бы марсиане оказались маленькими зелеными человечками, видимыми, но и бесплотными»? И внезапно в огромном количестве прибыли на Землю?

Попыткой найти ответ на такой каверзный вопрос и является данная книга.

К моменту её написания шумиха, поднятая вокруг розуэльского инцидента и соответственно нездоровый интерес к инопланетянам набил у американской общественности порядочную оскомину.) И Фредерик Браун в пародийном, ироничном ключе постарался её (оскомину) немножечко сбить. К слову, брауновские инопланетяне никакими техническими прибамбасами, в том числе и летающими тарелками не пользовались.)

Зелёные пришельцы (марсиане они лишь предположительно), свои весёлым разильдяйством напоминающие гремлинов из 80-х, причинили человечеству грандиозные неудобства, породив всемирный кризис, далеко превосходящий по масштабам Великую Депрессию.

Стоило лишить человечество возможности врать, а любого индивида приватности, без возможности уединиться ни в правительственном бункере, ни под собственным одеялом — и человеческая цивилизация оказалась практически обречена (общее ли это качество для всех цивилизаций, или присущее сугубо землянам — вопрос, конечно, интересный...).

Плюс инопланетные панибратские шуточки, далеко не всегда безобидные, часто приводившие к несчастным случаям и катастрофам.

«Опасно было что-либо говорить или делать в присутствии марсиан. А марсиане всегда оказывались поблизости».

Почему же земляне терпели творящих откровеный произвол зелёных недомерков? Каковы были истинные цели пришельцев и имелось ли у них слабое место? — Вот вопросы, над которыми бились все лучшие умы человечества, включая африканских шаманов людоедского толка.

Рано или поздно любую историю нужно заканчивать. Даже такую абсурдную. И вот, совершенно неожиданно герой Брауна, пытаясь осмыслить новую реальность, ударился в пространное философствование, замешанном на идеях солиспизма, то есть совершенно в духе В. Пелевина. Получилось ненатурально, но автору возможно понадобилось это для формирования оригинальной, хотя и неоднозначной концовки. Easy come, easy go, так сказать...

В тексте встречаются неплохие шутки, интересные мысли, да и сама фабула оригинальна, но чего-то «Марсианам» не хватает. Скорее всего — героям глубины, тексту динамизма и ярких сюжетных поворотов.

Далеко не шедевр, лишним свидетельством тому является провалившаяся экранизация 1989 года с убогим IMDb-рейтингом: 2.8.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Эдгар Аллан По «Убийство на улице Морг»

Spion, 11 октября 2020 г. 18:29

Перечитывая недавно этот рассказ, с удивлением обнаружил, что его вступительная часть, с рассуждениями об аналитических способностях и презентацией «героя нового типа» оказалась сильно урезана. Зато в конце добавлено несколько фраз, делающих финал более определённым.

Вряд ли кто-то из многочисленных переводчиков мог взять на себя смелость так «доработать» произведение классика — в своё время сам автор ввёл в текст более 50-ти изменений. Отсюда и разночтения. Поздний вариант получился более сбалансированным.

Итак, Огюст Дюпен, способный молодой человек без определённых занятий, большой любитель всяческих неразрешимых загадок и предтеча самого Шерлока Холмса. Его аналитический «метод» основан на произвольных допущениях и домыслах, которые почему-то не допускают разночтений, а по сути хлипки, как карточный домик.

«Вы непременно должны были обратить ваши взоры (имеется в виду, умственные) на созвездие Орион»... Почему же не на Большую Медведицу, например? Впрочем, описанные логические построения — не более чем забава.

А шанс приложить свои аналитические способности на практике выпал довольно быстро. В одиноком особняке на улице Морг (воистину, По обладал своеобразным чувством юмора) совершено двойное, воистину нечеловеческое по своей сути и исполнению убийство. Тут автор расстарался, дабы поразить и сбить с толку своего читателя. Видимо, Эдгару По удалось заодно провести и парижскую полицию, поверхностная близорукость которой зашкаливает. Но она же замечательно оттеняет проницательность Дюпена (стандартный для данного жанра сюжетный ход).

Пытливый ум Дюпена, конечно же, разгадает эту загадку, а читатель получит возможность проследить всю логическую цепочку.

К сожалению, получилось довольно коряво. К домыслам детектива-любителя добавились ещё и малоправдоподобные детали.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Спальня старушки — далеко не Форт Бойяр, где были бы уместны всякие секретные пружины. Головки гвоздя не отламываются от удара молотком (или же в конце 19 века не умели делать гвозди).

А поднявшись по громоотводу, практически невозможно не только перелезть, но и заглянуть в окно, находящиеся более чем в полуторах метрах. (На имеющихся иллюстрациях это расстояние сильно сокращено).

Вычислить замешенного в эпизоде моряка рациональным образом невозможно, и автор услужливо подбрасывает Дюпену засаленную ленточку.

Даже при поверхностном осмотре полиция должна была обнаружить клок странных волос, но почему-то не обнаруживает... Кстати, Дюпен может быть и отличный аналитик, но вряд ли при этом ещё и специалист по разновидностям шерсти и морским узлам одновременно.

В любом случае, «Убийства на улице Морг» — нестареющая классика, которая и через двести лет способна увлечь читателя сильнее, чем многие современные бестселлеры. А в чём-то и логичнее — ляпы у современников бывают и покруче.) И если по каким-то причинам этот знаменитый рассказ прошёл мимо — настоятельно рекомендую почитать/послушать, получите удовольствие. Я гарантирую это.)

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Антология «Исчезновение»

Spion, 6 августа 2020 г. 06:40

Весьма посредственный сборник, мистики и ужаса в котором кот наплакал.

Интересными показались лишь титульная и завершающая истории, что заметно по количеству отзывов, кстати. Ещё неплох, хоть и предсказуем «Милое семейство». Остальные рассказы — откровенно проходные, через пару дней и не вспомнишь.

Самый слабый — высосанный из пальца «Яд на троих». Ну не ведут так себя реальные люди.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Найо Марш «Ру-ру»

Spion, 23 июля 2020 г. 15:11

Рассказ можно отнести к экологическим детективам.

Сочно описанная девственная природа Новой Зеландии, и на её фоне — такая внезапная смерть. Оригинальный (по крайней мере мне подобный в литературе не попадался), интересный способ выявления убийцы.

Из минусов — небогатый скучноватый язык, неубедительные характеры.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Андрей Курков «Любимая песня космополита»

Spion, 12 июля 2020 г. 22:11

Честно говоря, не увидел у Куркова ничего заявленного в аннотации антироссийского, а тем более, антиукраинского.

Роман прямо-таки перенасыщен антивоенным пафосом, немножко фантастичен в идейном и тем более сюжетном плане. Впрочем, несколько зануден, как и большинство прозы А.Куркова. Есть символические, как я подозреваю, но невнятные моменты.

Может быть, как для литературного конкурса, он и не плох. (Иногда и более престижные премии присуждаются весьма странно).

Перечитывать не буду.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Уильям Тенн «Бруклинский проект»

Spion, 26 июня 2020 г. 06:50

Для меня оказалось неожиданным, что знаменитый «И грянул гром» Брэдбери — по большому счету лишь лайт версия этого рассказа Уильяма Тенна.

Помимо хорошо проработанной основной идеи присутствует ирония по поводу всяческих спецслужб с их развитыми навыками много говорить ничего не сказав, страстью к всеобщей секретности и вздуванию пузырей патриотизма.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Неизвестный автор «Обвинение в убийстве»

Spion, 8 июня 2020 г. 08:20

Главный герой — практически неуязвимый снайпер, укладывающий в считанные секунды врагов наповал, а сногсшибательных блондинок в койку.

Он «остороумно» дерзит незнакомым дамам и боссам местной мафии (что удивительно легко ему сходит с рук), абсолютно бескорыстно впрягается в местные разборки разве что из желания обуздать мафию, против которой местная полиция конечно же бессильна...

Есть и недостатки — он усиленно хлещет виски, которое в изобилии встречается по локациям, но количество выпитого никак не отражается на меткости и прочих геройских характеристиках.

Враги многочисленны, но тупы и неуклюжи.

В целом роман (скорее, повесть) сработан по старым, проверенным годами лекалам и воспринимается сейчас без особого восторга.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Уильям Тенн «Она гуляет только по ночам»

Spion, 27 апреля 2020 г. 10:45

Всё очень схематично.

Чуть ли не первая фраза, да ещё в сочетании с говорящим названием напрочь разбивает интригу

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«что сделал док, когда его единственный сын влюбился в вампира?»

Может быть, Уильям Тенн решил просто поиздеваться над набившей оскомину уже в далёкие 50-е вампирской темой?

А может быть рассказ писался как преамбула финальной шутки о «кровавой Мэри»?

Без всяких на то оснований и привязки к сюжету автор отрезал одному из персонажей ногу. Зачем? — Это не «смишно»...

В целом непонятно и неинтересно.

Рассказ проходной.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Эрл Стенли Гарднер «Дело о невероятном мошенничестве»

Spion, 15 апреля 2020 г. 15:00

Не лучшее из цикла о Перри Мейсоне. К самому адвокату, славящемуся беупречной логикой и интуицией, претензий вроде нет.

Зато фигуранты дела ему усиленно подыгрывают, наследив по собственному головотяпству (глупости ?) во всех ключевых локациях.

Диана, она же любящая сестра вообще отличается эпической глупостью.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Это же надо было такое исполнить: подобрать ключевую улику с места преступления и позднее засунуть её .... в технологический отсек... самолёта!??

Профессиональными советами пренебрегает, активно наводит тень на плетень. Как итог, влезает в крайне неприятную ситуациюю, отчётливо попахивающую газовой камерой.

Коготок увяз — всей птичке пропасть. Если бы не Перри Мейсон.

Само же анонсируемое мошенничество является невероятным лишь с той точки зрения, что вряд ли кто-нибудь стал в реальности заниматься столь сомнительной аферой.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Дональд Уэстлейк «Убийственная земля»

Spion, 7 апреля 2020 г. 18:08

Деньги — это зло. Шальные, вернее, заработанные преступным путём деньги — тем более.

Окопавшийся в парке развлечений Паркер конечно мошенник, преступник, убийца и всё такое, но когда он в одиночку противостоит полутора десятку нешуточно мотивированных головорезов, поневоле проникаешься к нему симпатией.

Ничего лишнего в тексте, в меру иронично, в меру — правдоподобно. Главы короткие, локации — разнообразные, герой изобретателен.

Гарантированное удовольствие на вечер.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Адриан Конан Дойл, Джон Диксон Карр «Чёрный баронет»

Spion, 4 апреля 2020 г. 18:50

К плюсам можно отнести хорошое подражание стилю Конан Дойля и грамотную привязку рассказа ко всему циклу о Шерлоке Холмсе.

К минусам — неубедительную картину состоявшегося преступления.

Что за армированные когти были у полковника Делси, коль он ими исцарапал всю столешницу?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И относительно орудия убийства — выскакивающий из чаши клинок при срабатывании может лишь проткнуть горло, а никак его не перерезать...

Да и Холмс как-то не на высоте, позволяет себе проделывать весьма рискованные следственные эксперименты...

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Майкл Коннелли «Девять драконов»

Spion, 27 марта 2020 г. 12:35

Очередной эпизод из похожденний полюбившегося Майклу Коннелли в качестве основного героя Гарри Босха.

Как и его именитый однофамилец, Гарри Босх тоже занимается «художествами», но только чужими, криминальными.

Полицейский триллер, щедро приправленный азиатской экзотикой, исполненный в соответствии со стандартами жанра.

Читатель в полной мере получит все ожидаемые плюшки: инсайд о скрытой от посторонних глаз полицейской «кухне»; несгибаемого ГГ с шершавым характером и нпомерно развитой интуицией; щепотку непростых отношений с начальством, коллегами и семейством. А также в меру драматизма, драйва и замысловатые сюжетные повороты.

Для затравки был живенько определён претендент на странноватое убийство мелкого лавочника. Но триада наносит ответный удар — и всё лихо завертелось. Гонконг: суетлмвая беготня, рукопашная и стрелянина. С десяток трупов... Некоторые оказались практически «ни при чём» и могли бы по сей день спокойно покуривать кальян где-нибудь, кабы не не свалившийся на их грешные головы лихой американский детектив, а при данном раскладе — обыкновенное частное лицо в чужой стране.

В финале — ещё парочку трупов в LА, а затем неcколько неожиданный и малоправдоподобный финал, с внезапно выскочившими из авторского рукава новыми обстоятельствами. Хотя Гарри Босх и заявлял, что не верит в совпадения, но куда же ему супротив автора?....

И ещё один обративший внимание момент. Преднамеренно ли, или невольно в силу авторского менталитета, но по тексту постоянно подчеркивается пресловутое американское превосходство и пренебрежение ко всему, что по ту сторону пограничной проволоки.

Куча «цветных» трупов, оставленных в чужой стране удивительно легко сходит Босху с рук. От официальных гонконгских детективов, напавших на след Босха американская фемида отмахнулась небрежно, как от назойливых мух. Такие дела.

Не шедевр. Считаю, почитать книгу можно, а вот специально выискивать не стоит.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Джон Кристофер «Чудовище»

Spion, 16 марта 2020 г. 17:46

Идея рассказа может быть и не плоха, но вот воплощение...

Длина самой крупной каракатицы, котрые якобы сильно досаждают подводным сапиенсам, может достигать 50 сантиметров. И какой же вред они могут нанести племени кранаков, которые собственно людей называют не иначе, как «пигмеи», несомненно намекая на их не очень внушительный размер? Другое дело, допустим, гигантские кальмары...

Вообще, вся подводная цивилизация описана слабо.

Кстати, сама идея налаживания контакта с «пигмеями» — чистейшая авантюра, заранее обречённая на провал: «Мы пойдем к ним, и они помогут нам одержать верх над нашими общими врагами акулами».

Каким же образом предполагалось сей контакт наладить? Шлёпая ластами по воде?

Молчу уж про скафандр из прозрачного коралла...

Неубедительно, чтобы не сказать хуже.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Джон Гришэм «Вне правил»

Spion, 12 марта 2020 г. 15:36

Юридический триллер, в котором мало выстрелов, мордобоя и прочего кунг-фу.

Зато есть многоопытный адвокат Себастиан Радд — блестящий знаток тонкостей судопроизводства, различных лазеек в законах, психологии, обладающий к тому же нужными связями как в среде преступников, так и слуг правопорядка. Не всегда чистый на руку, но харизматичный герой.

С самого начала автор задаёт хороший темп, увлекая читателя любопытными делами, впрочем довольно типичными для Радда. Показанная без прикрас правоохранительная система, вернее её закулисье, техника работы адвоката, её хитрости и тонкости, неожиданные тузы в рукаве увлекательны для любого читателя. А для практикующего юриста — «Вне правил» и вовсе эффективное учебное пособие.) Впрочем, как и другие книги Гришэма.

Надо сказать, что необычность адвоката Себастиана Радда заключается не столько в его бронированном фургоне-офисе, а скорее в эксклюзивности дел, за которые он берётся.

Иногда побудительным мотивом является собственная борьба за справедливость, иногда — «производственная» необходимость, а за некоторые из дел ему приходится браться и по принуждению (бывает и такое).

В любом случае, ввязавшись в процесс, мистер «Крутой Адвокат» выкладывается до последнего, по возможности стараясь держаться в рамках закона и не считаясь с затратами. (Кстати, зачастую ему приходится привлекать собственные и немалые средства, что уж точно не типично для адвоката.)

И вот, после энергичной завязки, углублённого знакомства с ГГ и другими ключевыми персонажами, вроде его стервозной б/у жены, Крёстного Отца местного масштаба и колоритного пройдохи Арча Свэнгера, казалось-бы несвязанные между собой эпизоды начинают постепенно слипаться в тугой узел и Радду становится реально не до смеху.

Резкая смена направления сюжетной линии,и внимание плюс симпатии читателя достаются рисковому адвокату. ... и тут Джон Гришэм проявляет подлинное мастерство, позволяя выпутаться своему аватару из практически тупиковой ситуации без единого припасённого рояля. Браво!

Роман действительно хорош — своими героями, сложной интригой, нестандартными сюжетными ходами и напряженной атмосферой.

Это тот редкий случай, когда завлекалочка «Бестеллер №1 NYT» на обложке вполне справедлива и не вызывает раздражения.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Уильям Тенн «Лимонно-зелёный громкий как спагетти моросящий динамитом день»

Spion, 26 февраля 2020 г. 09:35

Уж не знаю, что заставило включить издателя сей опус в целом неплохой авторский сборник «Огненная вода».

Рассказ представлен в форме свидетельских показаний некоего Леонарда Дракера о странном умопомешательстве, охватившем г.Нью-Йорк, округ Манхэттен.

По мере чтения, я всё надеялся что унылый текст вытянет какой-нибудь яркий сюжетный поворот или же неожиданная концовка, или глубокомысленная мораль. Увы...

Наверное, автор старался сделать читателю «смишно»... Вполне возможно, что рассказ мог бы вызвать несколько скупых «ха-ха» у замшелых нью-йоркеров, узревших в сем фельетоне сатирические выпады на злобу тогдашнего (1967) дня...

Мне же рассказ показался несмешной чепухой.

Оценка — 2. (Балл добавлен за прочие литературные достижения Уильяма Тенна).

Оценка: 2
–  [  7  ]  +

Филип Дик «Солнечная лотерея»

Spion, 12 февраля 2020 г. 00:17

Иногда утвеждение «такое ощущение, что я читал другую книгу» оказывается недалеко от истины. Относится оно в данном случае к переводной литературе, ведь переводчик по сути является соавтором и модифицирует изначальный текст по собственному усмотрению.

У меня была возможность прочитать «Солнечную лотерею» в переводе В.Хобота и более позднем С. Буренина.

Что сказать? С оригиналом Ф.Дика я не знаком, но очевидно что один из переводчиков, а то и оба занимаются отсебятиной. И в итоге получились у них несколько разные книги, вызывающие немного разные впечатления. Примерно как анекдот, рассказанный двумя разными людьми: всё вроде одинаково, а смешно только в одном случае.

Приведу, чтобы сильно не утомлять, лишь парочку примеров. Смотрите сами.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Вы помните Робина ПИТА, тридцать ПЕРВОГО Ведущего Игру, девятнадцатилетнего психопата?» — (С. Буренин)

«Вы помните Робина ПИТТА, тридцать ЧЕТВЕРТОГО Ведущего Игру, избранного в вохорасте девятнадцати лет, ГОМОСЕКСУАЛИСТА, психопата» —

— По поводу ориентации Робина Пит(т)а, может быть, упоминать и не стоило (персонаж лишь упоминается), но каков же он был по счёту??

Описание одного и того же (или разных?) героя:

«Бентли увидел бесцветного субъекта с соломенными жирными волосами, с чертами лица плоскими и невыразительными» — (С. Буренин)

— И развернутое описание того же (ключевого, кстати) персонажа в переводе В.Хобота:

«Бентли обернулся. ...Спутник Веррика был худ, среднего роста, одетый в серо-зеленый костюм самого обычного вида. Его руки безвольно висели по бокам, лицо было лишено какого-либо выражения...

Его соломенного цвета волосы были влажны и небрежно причесаны. Черты лица нечетки, плохо обозначены и невыразительны.»

Лично мне более по душе перевод Буренина. Он не такой дотошный, но выглядит более логично. В данном случае это немаловажно, так как автор резко окунает в некий сумбурный, не имеющий ничего общего с нашим повседневным мир, мало чего в нём объясняя.

Основная идея лотерейного управления любопытна, но ещё более утопична чем коммунизм и практически нереализуема в человеческом обществе. Тем более, в глобальном масштабе.

Если же каким-нибудь чудодейственным образом и удастся внедрить подобную избирательную систему, то

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
рано иди поздно ушлые хакеры подберут к процессу выбора нужные ключики, что превратит её в фикцию и дурилку для масс,
что мы и наблюдаем в романе.

Не совсем понятна также вся линия фанатов-престонистов.

Их эпический исход для сюжета как бы и не нужен. Зато позволяет завершить роман пафосным посланием к Человечеству.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Александр Грин «Бархатная портьера»

Spion, 9 февраля 2020 г. 10:05

Рассказ был опубликован только в 1933 году, уже после смерти автора. Ясно, что «Бархатная портьера» не относится к золотому фонду Грина, и сам писатель ценил его невысоко.

В самом деле, рассказ производит впечатление неаккуратно написанного, скорее даже чернового наброска и мне не понравился..

На этот раз никакой особой, гриновской романтики, да и связного сюжета.

Кроме места действия (выдуманный автором портовый Покет) в «Бархатной портьере» всё заурядно. Это скупое описание мытарств изрядно напившегося матроса в незнакомом городе. Вначале, поверив на слово что в некоем доме за бархатной портьерой должен располагаться элитный притон, Чаттер заявляется туда. Вполне предсказуемо, пьяного хулигана слегка проучили и даже

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
заставили декламировать ... Шекспира. С какой стати?

Практически сразу следует второй эпизод. Слегка протрезвевший матрос знакомится со странной мещанской семейкой, в кругу которой долго гоняет чаи, а затем возвращается на судно, слегка озадачив старика Баррилена своим неожиданным приобретением.

Вот, собственно и всё.

Иногда Грин даже из подобных безделиц мог создать чудесное произведение. Но это другой случай.

Тут действуют странные и уж точно не романтические герои, которые изъясняются ненатуральным языком. Стиль повествования тусклый, без ярких «гриновских» метафор. И совершенно заурядный, даже какой-то пошловатый финал — «Чаттер запустил руку в свою «бархатную портьеру», почесал грудь и лёг спать.»

И эта концовка принадлежит перу убеждённого романтика ?!

Честно говоря, грустно.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Наталья Борохова «Адвокатская тайна»

Spion, 1 февраля 2020 г. 21:49

По сведениям из Сети Наталья Борохова практикующий по сей день юрист, но имеет такое хобби — детективы писать. В названии каждой её книги обязательно присутствует слово «адвокат» или его производные. Видимо, не дают автору покоя лавры Эрла Гарднера, у которого заглавие любого романа начинается со слова «Дело...» Тут уже ничего не поделаешь...

Значит, выкрали у ювелира-коллекционера эксклюзивную коллекцию ценностей. Персонажей (включая самого потерпевшего) — с полдюжины, так что особо терзаться по поводу воришки не приходится.

Тем более, после того как

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
с первых же страниц становится известно, что дочь ювелира мечтает посвятить себя театральной сцене,
интрига напрочь убита.

Рассказ могла бы спасти действительная яркая партия защиты, так ведь и этого нет. Молодая адвокатша вместо того, чтобы глубже вникнуть в суть процесса проникается смутными намёками непонятно откуда взявшейся и соответственно, также неуловимо растворившейся ... цыганки.

Короче, чепуха.

Надеюсь, что госпожа Борохова таки гораздо лучший адвокат, чем писатель.

Оценка: 4
–  [  2  ]  +

Жебе «Шарль Ребуазье-Клуазон обвиняет»

Spion, 27 января 2020 г. 17:04

Содержание рассказа перекликается с афоризмом Козьмы Пруткова: «Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий».

Некий Шарль Ребуазье-Клуазон проповедует интересную версию солипсизма: ведь если всё окружающее есть лишь плод воображения субъекта, то вряд ли сможет существовать что-то, не «входящее в круг его понятий». То, что по его словам, отказывается понимать его мозг. Или, по крайней мере, дивайс с непонятным принципами не сможет функционировать.

Благо ещё, что сей учёный муж не задумывался о собственной физиологии, о механизме действия какого-нибудь блокатора обратной транскриптазы, например.

В противном случае ему осталось бы лишь в последний раз завопить своё: «Слишком сложно! Это не может работать!».

Впрочем, концовка рассказа наталкивает на мысль, что возможно Шарль Ребуазье-Клуазон — это лишь искусный мистификатор и тролль 80-го уровня, посмеявшейся над наивной журналисткой.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Христо Поштаков «Так будет справедливо, Боткин!»

Spion, 23 января 2020 г. 16:32

Весьма средненький, небрежно написанный рассказ.

И дело не только в общей схематичности, перфолентах-дискетах на фоне ионной тяги; не связанной с основным текстом и потому лишней вступительной части; ненатурально закручинившимся герое. Глупо, нелогично выглядит сама основная интрига

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
зачем было неуклюже похищать инопланетную реликвию, коль и так имелись пробы воска? А потом его можно было синтезировать сколько угодно

- аборигены, гнавшиеся за Боткиным по пятам, не узрели, как он обронил 3-х килограммовый ком?

- не проще было бы подобрать оброненный воск, чем потратить 10 лет на его синтез?

- точное измерение времени на планете основано на взвешивании воскового кома, обладающего свойством стабильно медленно испаряться... Может быть, тэтийские аборигены в одной из хижин хранят высокоточные лабораторные весы?

Рассказ могла бы вытянуть оригинальная, парадоксальная концовка, что-нибудь в стиле Роберта Шекли, например.

А так...

Не верю. И не знаю, что в этом рассказе такого юмористического, хотя он и входил в тематическую антологию. Может быть, пара гэгов в стиле «галактика Ы-83»? Но это может показаться забавным только нашим, знакомым с фильмами Гайдая соотечественникам.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Карен Андерсон «Тартесский договор»

Spion, 21 января 2020 г. 17:20

Оригинальный вариант альтернативной истории, причём хорошего литературного качества и с убедительным античным антуражем.

Почти сразу же стало ясно, что переговорщики со столь различными взглядами и интересами вряд ли смогут прийти к удовлетворяющему обоих решению. И это только подогревало интерес в процессе чтения: что же нам сможет в финале предложить автор?

Развязка истории показалась мне изящно неожиданной и просто удачной:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
так сказать, и кентавры сыты и посевы целы.)
.

А то как знать — может быть и в самом деле соперничающие группировки истребили бы друг друга, если бы не договор...

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Герберт В. Франке «Паразит поневоле»

Spion, 15 января 2020 г. 14:57

Какой-то не до конца оформленный, скомканный отрывок. Без конца и края, вернее, начала. И не очень логичный.

Судя по тексту, земляне давно и основательно освоились на Сириусе (почему Сириус? — это ведь довольно крупная звезда? Но в рассказе сказано чётко — жители Сириуса. М-да...).

Так вот, неправдоподобно, что опытные поселенцы понятия не имеют о природе туземного запрета рвать и засовывать в вазы что ни попадя. Что простительно ещё в отношении глупенькой и, возможно, малолетней Рут, но никак не оправдывает доктора-дилетанта с его фразочкой «Здесь медицина бессильна».

Рассказ никак не тянет на высокую оценку.

А относиться к природе бережно безусловно необходимо.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Александр Рудазов «Двуног прямоходящий»

Spion, 11 января 2020 г. 15:06

Человечество издавна с интересом относилось к братьям нашим меньшим. Не только в смысле их кулинарных достоинств и прочих практических ценностей, а и в смысле повадок, инстинктов и внутреннего устройства. Наиболее любознательные индивиды с энтузиазмом применяли (и продолжают использовать) мушек-дрозофил и беззащитных зверушек (курочить растения не так интересно) для опытов, делая затем глубокомысленные, но не всегда верные выводы..

Так, Луиджи Гальвани «В один из осенних дней 1780 года... подвесил на латунных крючках несколько лягушачьих лапок». Вопрос, где он их взял, конечно, риторический... Так был открыт гальванический ток, ошибочно принятый сим естествоиспытателем за «животное электричество». Что, впрочем не помешало ему увековечить собственное имя. Теперь же некоторые последователи Гальвани применяют порою его наработки к особо несговорчивым подопытным по всяким застенкам и подвалам.

К чему это я? Мы, возомнив собственную расу чем-то вроде царей природы, оставляем за собой право по собственному усмотрению судить и миловать прочих земных обитателей, подходя к ним с человеческими мерками. Уверен, что тот же подход в случае обнаружения обеспечен и инопланетным жизнеформам. Антропоморфизм, видите ли.

Готово ли само человечество стать подопытными образцами, для иной цивилизации? Как быть, если даже сама разумность сапиенсов окажется под сильным сомнением?

Рассказов с подобной фабулой существует достаточно. Произведений, в которых образ мышления и логика внеземного разума в корне отличны от человеческих — и того больше. Но Рудазов в своём рассказе постарался раскрыть тему как-то оригинально, с юмором и кроме того, неплохим языком. Однозначно понравился «дизайн» экспериментатора-самшима. Надоели уже зелёные человечки ). Неверные оценки уклада и потенциала землян основаны во многом, кстати, на несовпадении наших размеров, и главное, органов чувств. Человеческая реакция на «опыты» в рассказе, весьма правдоподобна — живая такая, эмоциональная; хотя сами по себе они могли бы быть поинтереснее.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Особенно радиоактивные кирпичи как-то не очень...

В любом случае, годный рассказ.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Эрл Стенли Гарднер «Дело о девушке с календаря»

Spion, 7 января 2020 г. 19:06

Адвокат-правдолюбец Перри Мейсон вновь на тропе войны.). Известно, что он с непременным успехом распутывает в суде самые сложные дела.

Как и положено хорошему адвокату, основной упор он делает на собственные аналитические способности и непревзойдённую интуицию. В этот раз Мейсону приходится выручать строительного подрядчика, ставшего жертвой вымогательства и одновременно подозреваемого в убийстве. А потом выпутывать из прокурорских щупалец ещё одноьго клиента, хотя обвинение располагает, казалось бы, железобетонными уликами.

Дело на мази, улики и подозреваемые — под рукой, но неугомонный адвокат, сопостаив имеющиеся факты и доверяя собственным подзащитным на 100%, что само по себе авантюра, выигрывает процесс. Понятно, что залог успеха — развитая интуиция, игра на опрежение и помощь верной секретарши Деллы Стрит. А также въедливость, умение оперировать фактами, выверенная логика и умение припасать до поры-времени ключевые аргументы.

Кроме того, ожидать каких-нибудь поблажек никому, включая окружного прокурора от нападшего на праведный след Перри Мейсона не стоит.

Обратил на себя внимание один момент — обычно герои, а вместе с ними и авторы детективных опусов крайне негативно относятся к официальным органам, выставляя их в глупом ракрусе ограниченных и ленивых служак. Бывший в течении довольно продолжительного периода практикующим адвокатом, Эрл Гарднер, вполне осознал нелёгкую полицейскую долю: «В нашей работе вообще нельзя быть ни в чем уверенным заранее. Мы просто идём по следам и из сотни следов в конце концов находим тот, что на нужен.»

Тем не менее, всякие профессиональные симпатии со стороны Перри Мейсона исключены.

Роман густо пропитан атмосферой 50-х годов прошлого века и многие его моменты не сработают на сегодняшний день. (наличие сотовых телефонов, например). Зато, по ходу романа читатель знакомится с механизмом и тонкостями судебной системы Соединённых Штатов.

Сложно сказать, насколько изображённая картинка соответствует реальности, но чувствуется, что правосудие за океаном это не пустой звук.

Не идеальный, но вполне заслуживающий внимания, детектив.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Джон Мини «Песнь праха»

Spion, 3 декабря 2019 г. 17:23

Мрачная и странная реальность другого мира — лилово-фиолетовая палитра, вечно хмурое небо, с которого льется ртутный дождь.

Огромные, насыщенные склепами подземелья циклопического мегаполиса. Неуютное для всего живого место, но вряд ли по другому может выглядеть столица цивилизации, энергетической основой которого является некросинтез. Топливо его -человеческие кости, заложенные в реакторы, подозрительно напоминающие адские котлы: «Здесь мертвые расплачивались за удовольствия жизни».

Уже на уровне подобной концепции история выглядит достаточно оригинальной, к тому же автор дополнительно развил основную идею. Кости неравноценны по качеству. Они содержат концентрат из эмоций и опыта той личности, которой когда-то принадлежали. Поэтому Кости гениальных людей уникальны, одно прикосновение к которым действует как сильнейший наркотик. Алчные коллекционеры охотятся за такими раритетами более безудержно, чем браконьеры за слоновьей костью в нашем мире. И не всегда желают ждать естественной смерти владельца...

Нарисовав концептуальную и продуманную картину иной реальности, Джон Мини был обязан сосредоточиться на её детализации. К сожалению, «Остапа понесло».

Воистину, нет ничего хуже отсутствия чувства меры.

Сотрудники полицейского управления, вмонтированные по пояс в казённые столешницы. Маги-некроманты, наводящие морок через лампы накаливания и дУхи, непонятно каким образом, а главное, с какой целью заключенные ... в проволоку (?). Немногословные волки из спецсужб и полу разумные автомобили в буквальном смысле лезущие на стены... И тому подобные несуразности.

Может быть по величине бреда на квадратный лист автор решил потягаться с Чайна Мьевиллем? Сие неведомо, но в результате вместо потенциально добротной мрачной фантастики получаем сумбурное городское фэнтези с элементами полицейского боевика. Необходимые в нужных местах рояли щедро прилагаются.

Что ещё? Странная любовная линия, которая кажется странной даже персонажам )

Финал досадным образом слит; главные злыдни сматываются с возгласом «I`ll be back», недвусмысленно намекая на продолжение цикла. (Имеются ещё два, по сей день не переведённых романа цикла, что весьма символично).

Семёрку ставлю исключительно за оригинальность концепции и буйную авторскую фантазию.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Кристофер Фаулер «Верхний мир»

Spion, 15 ноября 2019 г. 16:51

Хорошо известно что Лондон — один из самых мистических городов Европы. И если Чайна Мьевилль живописует лондонские свалки, подвалы и канализацию, то Кристофер Фаулер подошел к вопросу мифологизации английской столицы с диаметрально противоположной стороны — он воспевает мир лондонских крыш. Вернее, молодёжную субкультуру, созданную его обитателями и романтику их существования. Сюжет, конечно, многообещающий, а «пара болезненно-тусклых глаз» с укором взирающих на потенциального читателя с обложки интригует.

Всё необходимое для создания убойного боевика в «Верхнем мире» присутствует. Достаточно оригинальная завязка. Неплохая композиция, умеренная ирония — всё профессионально и уместно.

По версии автора, лондонская традиция сбегать от жестокой действительности на крыши весьма стара, а её сторонники — чуть ли не наследники традиций масонов вкупе с розенкрейцерами и египетскими жрецами.

Скачущие по крышам непонятные (пока) тени; жуткие ритуальные убийства, исполненные с выдумкою и огоньком; противоборство Света и Тьмы, романтические мотивы и даже некоторые мистические шарады в духе Дэна Брауна. Ух!!

... вот только сам роман удался не очень.

Портят общую картину недостаточная проработка деталей и авторские ляпы.

В первую очередь, непонятно, зачем такая прорва народу полезла на крышу? Мотивация лидера да пары-тройки особо приближённых, конечно, ясна... А вот остальная масса эскапистов? Они и сами этого объяснить не могут:

— «Как же вы тут проводите время? — спросил Роберт.

Не могу понять, что вы тут делаете.

— Здесь очень красиво, наверху.

Уже 60 лет мы тут, а внизу никто ничего не заметил.»

Ну да, конечно, особенно в Лондоне! ) В какой-то мере это признает и сам автор. Оправдываясь, например, тем, что в описанное время (конец 80-х) ещё не было такого количества камер слежения — но глаза-то у людей по-всякому были. )

Если бы только это! Мой хит-парад ляпов и нестыковок выведу на всякий случай под спойлер, может быть для потенциального читателя всё перечисленное может оказаться несущественным:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— глав-злодей вкупе с подручными не шифруясь особо, сваливает свежеосвежёванные трупы буквально на головы лондонским прохожим. Доблесная полиция никак не может определиться, откуда они берутся. Может быть потому, что есть дела и поважнее: комиссар, которому поручено вести это дело, более озабочен прелестями одного симпатичного сержанта (уточняю на всякий случай — женского полу).

- банда жестоких убийц-руферов вооружена самострелами, которые плюются заточенными и намазанными какой-то ядовитой дрянью монетами (?). Не проще ли использовать проверенный и практичный огнестрел?

- персонажи бегают по улице босиком в Рождественские морозы — можно списать на стресс, но всё-таки...

- неясны источники снабжения, и вообще удовлетворения бытовых нужд, в то время как наиболее упоротые члены сообщества принципиально не покидают крыши вообще.

- Банда в количестве 50 человек плотно висит на дозе, откуда берутся наркотики — непонятно. Может быть, руферы сами выращивают на крышах конопельку?

- главарь угнездился... на телевышке. Там же организовал застенки. Неужели в Лондоне это не режимный объект?

Пожалуй, достаточно.

Кроме того, крайне туманно описана вся технология перемещений между «станциями». Вниз-то ещё понятно, но как удавалось перемещаться вверх? Мне так и не удалось этого представить (возможно, и автору тоже). Может быть, в обещанной экранизации, учитывая голливудские возможности, всё получится гладенько?

Резюмируя, скажу, что в целом роман вызывает впечатление сырого и непродуманного, хотя и не бездарного произведения, с не до конца реализованным потенциалом. Можно почитать, разве что ничего другого не оказалось под рукой.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Алексей Гравицкий «Жаба голубых кровей»

Spion, 12 ноября 2019 г. 15:39

Хрестоматийная сказка, пересказанная плохо, но с некоторыми потугами на юмор (в том числе «для взрослых»). Если уж пишем пародию, на народную сказку, то нужно хоть стиль соблюдать. А когда древнеславянский мажор употребляет обороты «разваливающийся маразматик» или «проблююсь и домой пойду», то становится не смешно, а тоскливо.

Что оригинального, кроме плохого языка, привнёс автор? Разве что, финальный, впрочем, вполне предсказуемый твист, ради которого и выплетались неуклюжие словеса.

Не интересно.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Филип Фармер «Личный космос»

Spion, 8 ноября 2019 г. 16:38

Первая, и лучшая на мой взгляд, из частей семикнижного цикла «Многоярусный мир».

Роман имеет лучший и наиболее экспрессивный из попадавшихся мне зачинов: «Под зелёным небом и жёлтым солнцем на чёрном жеребце с выкрашенной в малиновой цвет гривой и хвостом Кикаха скакал, спасая свою жизнь».

Текст с таким ярким вступлением просто не может разочаровать.

И воистину так!

Меня сразу же поразила образующая вселенную Многоярусного мира концепция: таинственные, вечноживущие и охваченные непримиримой враждой демиурги, что творят целые миры по своему вкусу; в них же и скрываются от испепеляющей ненависти родственников и соплеменников. Это и есть «личный космос» каждого из них.

Он может быть разным, но конкретно Многоярусный Мир, в котором разворачиваются события этого романа, по форме напоминает... детскую пирамидку с хозяйскими чертогами на вершине. И в самом деле, этот мир является по сути игрушкой создавшего его Господа (в моём варианте перевода). По прихоти творца Многоярусного Мира на бескрайних просторах его уровней смешаны мифические создания (гарпии, сатиры, кентавры они же полу-кони), индейцы, торговцы-кочевники, тевтонские рыцари; Эдем и Атлантида.

Однако, не чужды Господу телепорты и прочие технические чудеса.

Биороботы, палящие из бластеров в тевтонских рыцарей и марсианское зверьё, рвущее на части гигантских говорящих пернатых. Такой от микс из фэнтези и научной фантастики.

НФ-составляющая, кстати, мне показалась слабее фэнтезийной.

«Личный космос» как и весь цикл не претендует на философскую глубину и прочие откровения — в основе авантюрные приключения в стиле Индианы Джонса, перенесённые в другую реальность, но усиленные и разбавленные разнообразными сюжетными линиями.

Движущая сила и совместительству главный герой книги — вызывающий бесконечную симпатию трикстер Кикаха (можно просто Обманщик), успевший скандально прославиться на всех ярусах. Появление его в этой вселенной есть великая тайна. По сути Кикаха попаданец, но ... догадаться об этом сложно, так как полагается не на плоды прогресса, а исключительно на собственные качества. Справедливости ради надо отметить, что пострелять из бластера ему таки придётся.

Кикаха независим, хитёр и изворотлив. Но благороден — в разумных пределах, конечно. И неисправимый романтик. По канонам жанра Главному Герою положено иметь спутниц, чтобы спасть её из лап/когтей многочисленных монстров и чтобы было кому послушать пафосные спичи. Но, вопреки канонам, Анана не глупая блондинка, а... читайте и узнаете.

Даже спустя 20 лет, после первого знакомства «Личный космос» великолепно читается. Фармером замечательно описаны батальные и ключевые сцены, которые можно перечитать пару раз подряд, смакуя каждое слово — немного найдётся подобного и в более традиционном приключенческом жанре. Харизматичный, не теряющий присутствия духа и находящий выход из любой передряги герой и ключевые персонажи, наделённые яркой индивидуальностью. Удивительный мир, пёстрый калейдоскоп народов и всяких божьих тварей, с подробнейшим описанием их внешнего вида, уклада, обычаев и даже анатомии. (Когда-то Фармер хотел стать антропологом, кстати).

Лёгкий, красочный язык, сюжет не провисает, поступки и реакция персонажей кажутся вполне естественными.

В финале романа приоткрывается одна тщательно охраняемая тайна и, следовательно, затравка для следующей части — «За стенами Земли».

Приятного чтения, приключения продолжаются!

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Юрий Глазков «Сладкий миг свидания»

Spion, 6 ноября 2019 г. 13:41

Как-то подобной версии

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
с жёстким дефицитом кислорода
превращения Земли в подобие космического корабля не попадалось.

Отличный рассказ, жаль что короткий. Весьма образно и убедительно — Человек рано или поздно приспосабливается к самым неимоверным условиям. А любовь может если не спасти, то хотя бы сделать чуточку лучше этот мир — для двоих.

Хотелось бы, однако, кроме описания бытовых подробностей более подробной разработки этого постапокалиптического мира — его устройства, чем он живёт, куда движется?

Хотя в таком случае мы получим уже не рассказ, а как минимум, повесть.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Лайон Спрэг де Камп «Приказ»

Spion, 1 ноября 2019 г. 15:16

Наиболее любопытная фишка рассказа — это специализация Главного Злодея. Обычно в этой роли выступают какие-нибудь безумные изобретатели. Или физики-теоретики (желательно, ядерщики). А вот злодей-ботаник попадается впервые...)

Идея использования биологического оружия, а конкретно спор в личных диктаторских целях может быть и хороша. Но вот реализация, увы, на уровне сюжета для комикса или мультика. В самом деле, нельзя же полагаться в таком важном деле, как завоевание мира на авось!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Про зону пассатов наш ботан, похоже, ничего не слыхал. И про то, что парализованному человечеству нужно что-то есть, не подумал.

Не понятно, зачем автору понадобилось так мучить бедного медведя. Ещё с натяжкой можно представить, как он готовит себе кофе,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
но по поводу флакона с йодом или сеанса машинописи явный перебор...

Все необходимые по сюжету манипуляции вполне могла бы выполнить, например, обезьяна — желательно горилла, ибо в некоторые моменты противостояния нужно было применить не только сообразительность, но и силу.

Воспринималась бы такая история более органично. Но медведь в качестве протагониста, несомненно, креативнее.)

Неуклюжее творение, которое всерьез может заинтересовать лишь мальчишескую аудиторию. В журнале «Юный техник» ему самое место.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Сергей Слюсаренко «Миссия «ЕРМАК»

Spion, 18 сентября 2019 г. 18:55

Довольно слабый на мой взгляд рассказ.

Гомо сапиенс как игрушка в руках инопланетного разума или скучающего божества?

Оставим в стороне НФ-составляющую, может быть, каким-нибудь учёным и в самом деле любопытно взорвать в глубоком космосе ядерный реактор (непонятно, о какой сверх-новой идёт речь ?).

В остальном рассказ напоминает неуклюжий и перегруженный ненужными подробностями анекдот, в котором идут долгие-предолгие построения ради одной-единственной ударной фразы в финале (в данном случае, про собачку).

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Юлий Буркин «Алмазный мальчик»

Spion, 15 сентября 2019 г. 09:17

Очень удачна выбранная для произведения форма — рассказ матерого космического волка, которым он вполне мог поделиться где-нибудь в кают-компании за кружечкой эля.

Образная и не избитая сюжетно история. Что особенно ценно — при прочтении не возникает впечатления фальши, если не цепляться к деталям, конечно.

Звездолёт контрабандистов — списанный военный эсминец, то есть посудина по определению весомая и не малая. Сильно (подозреваю) «усеченная» команда — шесть человек... А капитан становится в позу из-за лишнего паренька, якобы способного вызвать недогруз — ?. Видимо, у кэпа не нашлось более убедительных аргументов, чтобы не брать на борт постороннего.

Странности поведения можно списать на воздействие веществ,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
контрабанда которых и являются целью экипажа.
А вот их, веществ то есть, невольная пропаганда в финале («может, мир стал бы лучше...») только портит интересный сюжет.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Джеральд Даррелл «Натуралист на мушке»

Spion, 26 августа 2019 г. 19:45

По сути, это сборник очерков, составленный по итогам съемки телесериала о природе. И конечно же, такой наблюдательный и ироничный человек, как Даррелл не мог пройти мимо уймы комичных моментов, сопровождающих сей многосложный процесс.

Особенно забавны портреты режиссёров сериала — это истинные люди искусства, да!

Однако истинными героями книги выступают зверюшки, моллюски, птицы и пр. существа, в своей естественной среде обитания — диких и не очень уголках природы. От пустынь до заброшенных пустырей Нью-Йорка, всюду кипит разнообразная жизнь, стоит лишь присмотреться!

И Даррелл, с огромным терпением и наблюдательностью, достойной восхищения, всматривается в любого паучка. Легко, абсолютно не перегружая читателя (может быть, потому что и сам он любитель, а не зоолог-профессионал), автор сообщает кучу интереснейших фактов.

Книга написана настолько увлекательно, что к любому описанному созданию, будь то даже черви-планарии, поневоле проникаешься симпатией. Тем более, что вся информация приправлена добрым юмором.

Может быть, это и не лучшая книга Даррелла (вопрос спорный), но она заслуживает всяческого внимания всех любителей природы.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Эдмонд Гамильтон «Семена из космоса»

Spion, 13 августа 2019 г. 19:08

Основная идея рассказа, конечно, оригинальна. Хотя и кажется малоправдоподобной. Не понятно, как удалось достаточно развиться расе, представители которой настолько уязвимы в раннем возрасте.

Тщательно пофантазировав на эту тему, а также о возможном построении общества, развитии технологий и прочих нюансах инопланетной жизни, Гамильтону удалось бы создать интересный и оригинальный мир, возможно включив предлагаемый рассказ как один из ключевых эпизодов произведения.

А так... получилась неплохая романтическая, но с довольно предсказуемым финалом зарисовка.

Оценка: 7
–  [  -3  ]  +

Игорь Минаков «Дом обречённых»

Spion, 30 июля 2019 г. 22:16

Помимо отмеченного в отзывах Бредбери, а также Саймака, упоминаемых самим автором в качестве источника вдохновения, заметно также и влияние Альфреда Ван Вогта (рассказ «Зачарованная деревня»). Правда, у Ван Вогта участие в человеческой судьбе услужливого марсианского хай-тека приводит к прямо противоположному результату...

А в целом, невзирая на некоторую вторичность (вероятно, не более 5% произведений имеют полностью оригинальный сюжет), рассказ хорош — и языком, и стилем, и особенно оригинальной концовкой.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Лорен Бьюкес «Зоосити»

Spion, 11 июня 2019 г. 13:09

Не всё получилось у Лорен Бьюкес гладко, но книга, в принципе, читабельная.

Из плюсов «Зоосити«отмечу лёгкий, но в то же время энергично-язвительный авторский слог, качественный перевод, внимание автора к деталям; из минусов — некоторая расплывчатость: много всего и всё поверхностно, заштампованные финальные драки и таки непродуманная до конца сюжетная линия питомцев.

Это довольно-таки матерая для Южно-Африканской республики писательница, которая не чурается метода коллективного творчества — к литературным трудам привлекаются соавторы, многочисленные консультанты, редакторы и просто сочувствующие, имевшие труд ознакомиться с текстом. Все благодарности и на страницу не вмещаются... «Сделать фантастику правдоподобной очень трудно, особенно в одиночку».

В итоге совместных трудов получился сносный, пропитанный местным ЮАР-вским колоритом боевичок, и даже отмеченный премией Артура Кларка. Хотя собственно фантастики (не научной) в книге не так уж и много.

Итак, Зоосити — это такой неблагополучный район Йоханессбурга, живут в нём соответственно зоолюди, образ специально разработанный автором и который по идее должен являться главной авторской фишкой, да под конец как-то незаметно блекнет.

Идея, честно говоря, странная — именно в такой интерпретации.

Эти люди преступники и изгои общества, намертво привязанные к своим животным-талисманам, какому-то эквиваленту хозяйской кармы. Причём, «намертво» вовсе не метафора: погибнет питомец — погибает и человек-носитель.

Питомцы распределяются рандомным способом. Откуда это специфическое зверьё берётся, автор умалчивает. У кого-то это может быть таракан (аналог нашего фольклорного клопа Васи), а у кого-то и вполне себе аллигатор.

По аналогии с компьютерной РПГ, животные-сателлиты наделяют своего владельца бонусами магического свойства, иногда очень специфическими, да и могут при необходимости в драчке поучаствовать.

Героиня-африканочка Зинзи таскает с собой ленивца, не самый кислый вариант, кстати.

В своё время Зинзи достаточно побезобразничала, за что и отдувается. Однако, по ходу текста улучшает карму и растёт над собой. Опционально обладает способностью отыскивать утерянные предметы.

«Абсолютно случайно» она впутывается в некое странное расследование, настолько бесполезное, что в конце концов это становится понятным не только читателю, но и самой героине.

Но всё разумеется не так однозначно, его скрытый смысл, который как и положено, раскрывается лишь в финале. В момент кульминации фонтанирует много крови, щедро перемешанной с культом вуду, припудренной сверх способностями и прочими страстями в духе Индианы Джонса.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Кое-кого скушает крокодил, а кое-кто проявит чудеса отваги и самоотверженности.

А самый навевающий лёгкую грусть финал оказывается не настолько хэппи-эндовский, каким бы мог быть...

Роман обильно сдобрен африканской экзотикой. Тут всего понемножку. Лорен даже лично инспектировала какие-то там городские трущобы, точки колдовского сервиса и канализационные коллекторы Йоханессбурга. Вот даже пресловутые, рассчитанные на интернет-лохов «африканские письма» упомянуты... и ложная бандитская романтика тоже: «Из-за кустов осторожно выходит цоци — гангстер, который сжимает в руках АК-47, любимую игрушку бандитов, революционеров и революционеров, ставших бандитами».

А обложка-то подгуляла — видно, художник ограничился лишь какими-то начальными главами. Возможно, в заранее подготовленную болванку для идентификации был вмонтирован ленивец.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Леви Тидхар «Целостность цепи»

Spion, 22 мая 2019 г. 11:09

Видимо, автор начитался щедро премированной и насквозь пронизанной тайскими мотивами «Заводной» Паоло Бачигалупи, изданной в том же 2009-м. Начитался и загорелся создать этакий рассказ «по мотивам».

Намешано изрядно, от кибер-монахов до рисовой водки, но без каких-либо вразумительных мотивов, смысл описываемого не просматривается. Если же считать основополагающей идеей или связывающим звеном, как угодно, порванную велосипедную цепь, то это просто смешно.

Сижу вот и думаю, что и главное зачем это было...

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Томас Тессье «Причуды ради»

Spion, 21 мая 2019 г. 16:51

Умело написанный рассказ, финал которого в меру жуткий и загадочный.

Вплоть до самой кульминации события развиваются неспешно и вполне правдоподобно. Тем более неожидана кульминация, которая накрывает читателя практически без всякой подготовки.

Что за жуткая секта? Откуда появлялся материал для её творений? В чём смысл ритуала? Рассказ был бы более увлекателен, если бы нам удалось чуть больше про это узнать. Но все ответы остались за кадром...

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Вильям Спенсер «В дозоре циклопы»

Spion, 14 мая 2019 г. 11:03

На войне, как на войне, даже промышленной, и точно так же хороши все средства одержать верх.

... Если основная цель пром-шпионов мыслилась, как устранение превосходства конкурентов любой ценой, то она оказалась вполне достигнута.

Разработчики перестают заниматься продуктивными исследованиями, полностью переключившись на забирающую все силы борьбу с креатурами конкурентов. Всеобщий прогресс заглох, но и конкурирующие фирмы тоже. Хотя далеко не факт.

Подозреваю, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
вслед за птицами-мухоловками появятся какие-нибудь электронные ястребы и т.д.

Рассказ неплох, но вторичен, ибо ощущается явная параллель, в смысле основной его идеи, с написанным примерно на 20 лет ранее рассказом «Страж-птица» Роберта Шекли.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Майлс Джон Брейер «Куздра и бокры»

Spion, 8 мая 2019 г. 11:48

Пропустить не ознакомившись текст с таким претенциозным названием было довольно затруднительно.

На самом деле название «Куздра и бокры» является попыткой адаптировать для русскоязычного читателя аналогично-абстрактное английское сочетание «The Gostak and the Doshes». Понятнее нам не стало, разве что как-то роднее, что-ли...

Сам рассказ отчётливо делится на две части: более «теоретическую», о возможности проникнуть в другую реальность и «бытовую», описывающую пребывание ГГ в этой реальности. Первая часть мне понравилась значительно больше, хотя и та, и эта изобилуют длиннотами. Положительно, сокращение теста хотя бы на треть пошла бы только на пользу. Тем более, что после перемещения героя волевым усилием в другую реальность, которая изображена поверхностно и даже откровенно неправдоподобно ничего интересного не происходит.

Любопытным показался лишь тот момент, что наш герой заделался здесь университетским преподавателем, да ещё и экспериментальной физики. Как же он выкручивался, интересно? Вначале автор сей феномен никак не объясняет, но чуть позже спохватывается:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«физические законы здесь выражаются в той же форме и даже теми же буквами«! Вот оно чо, Михалыч!

Ну а тот факт, что аборигены ходят на двух ногах, разговаривают на чистейшем английском, употребляют жареную свинину и кисель из ревеня, разве что трамваи выкрашивают в зелёный цвет да прочие сатирические намёки прозрачно указывают то, что мир этот не реален, а аллегоричен.

Внезапно, но не на шутку разгулявшаяся буря в стакане воды, глазами стороннего наблюдателя...

Что это, если не попытка с помощью «глокой куздры», или как её там? поиронизировать над нелепыми сектами, ничтожными амбициями отдельных политических группировок и надуманными идеологическими поводами для ведения «священных» войн?

Как тут не вспомнить истинную классику — многолетнюю фанатичную вражду между тупоконечниками и остроконечниками из «Путешествий Гулливера»?

В любом случае, рассказ получился необычным.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Джек Вэнс «Возвращение людей»

Spion, 22 апреля 2019 г. 14:00

Согласно утверждениям буддистов, наш мир всего лишь сон Брахмы. А данный рассказ Джека Вэнса попытка представить как выглядел бы этот мир, если божество позволило бы себе некие вещества на сон грядущий.

Получилось любопытно, но не слишком убедительно. Всеобщее взаимопоедание, вырожденная мораль, постепенно сформированная условиями выживания, полностью основанная на потребностях желудка... Которая тем не менее в мгновение ока, как по мановению волшебной палочки, вместе с проблеском надежды возвращается к общечеловеческим ценностям.

Не иначе, Спящий таки внезапно очнулся.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Владимир Котов «Пристанище»

Spion, 18 апреля 2019 г. 16:01

Видимо, автору рассказа тоже попадалась на глаза гуляющая по интернету гипотеза о том, что кошки это, дескать, инопланетяне. Вот и решил сочинить что-то этакое на тему... К тому же, и фамилия как бы обязывает).

Рассказ получился коротенький, остатки интриги — разрушены практически сразу,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
после упоминания о мышах-грызунах.

Получилось так себе, можно было бы и поинтереснее написать.

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Стивен Гулд «Рассказ с бобами»

Spion, 14 апреля 2019 г. 20:55

Рассказ больше напоминает фрагмент, вырванный из какого-то постапокалиптического романа. Невнятно прописанные декорации, которые так и не создают цельной картины. Вот про жуков металлоедов интересно, но опять же невнятно.

...Внезапно действие перетекает в какую-то эпическую былину, в которой хотелось бы видеть сформулированную мысль. Но она также внезапно чуть ли не на полуслове обрывается. Честно говоря, совсем не уловил авторскую мысль.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Джеймс Паттерсон «Явился паук»

Spion, 12 апреля 2019 г. 15:50

Детективно-психологический роман со странноватым названием: «И пришел паук («Явился паук» в другой редакции)». Кто же у нас паук? Сие тайна великая практически на протяжении всего текста.

Интуитивно понятно, конечно, что это вряд ли хороший человек ) Но по моим прикидкам на это звание претендовали минимум два персонажа.

Только под самый конец автор спохватился и буквально одной фразой подтвердил, таки да, это есть антигерой романа, маньяк-психопат Гэри Сонеджи. Под спойлер информацию не прячу, так как сам Джеймс Паттерсон выводит его на сцену практически сразу. И это правильно. Не гоже прятать от читательских глаз такого колоритного, тщательно сконструированного персонажа; достойного коллегу по цеху самого Ганнибала Лектера. Это страдающий раздвоением волк в овечьей шкуре, жаждущий всемирной славы, практически не оставляющий улик и обожающий играть в игру «Поймай меня, если сможешь!».

Годами Сонеджи отшлифовывает своё мастерство, а также план гарантирующий высокое место в национальном хит-параде кровавых маньяков, а то и гарантированное попадание в книгу Гиннеса.

«Хочу быть кем-нибудь» — его любимая поговорка. При этом он чертовски ловок, коварен и учитывает при планировании каждую мелочь. Но по иронии судьбы, в конечном счете неуловимый Сонеджи на них и попалился, так как именно случайные мелочи могут испортить любой Гениальный План.

Ловить же такого безупречного маньяка выпало весьма средненькому детективу Алексу Кроссу. Он полицейский психолог, особыми талантами не блещет, а основной фишкой является его расовая принадлежность, которая в романе выпячивается при всяком удобном случае.

За динамичной завязкой следует довольно серая серединка. За хитроумными действиями маньяка следить интересно, а за вялым расследованием и малоинтересными судебными разбирательствами — не очень. Сюжет на этой стадии скрашивает немного неожиданный, но с далеко идущими последствиями «служебный роман» нашего чернокожего героя и красотки из спецслужб. Но всё равно, получилось затянуто.

Тотальной монотонности «Паука» автору удается избежать благодаря разбивке текста на небольшие главки, частой сменой локаций и персонажей.

Сюжет значительно прибавляет темпа лишь в последней трети, вновь появляется почти утерянная интрига, и самые интересные сюжетные повороты сосредоточены именно тут!

История оказалась гораздо замысловатее, чем представлялась вначале, а Паттерсон заложил хороший фундамент для сиквелла.

В целом «Явился паук» хотя и не шедевр, но вполне годный полицейский триллер, с колоритным маньяком на главных ролях и скромным количеством нестыковок.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Лори Кинг «Возвращение собаки Баскервилей»

Spion, 18 марта 2019 г. 17:17

Суть произведения гораздо точнее отражена в его оригинальном названии — The Moor, то есть болото, торфяник. А более высокий коммерческий потенциал имеет, несомненно, название переводное. Вообще, издательские маркетологи расстарались: на обложке и Шерлок, и собака Баскервилей и бестселлер №1 и на этом убойном фоне лишь маленькими буквами имя автора.

Что же мы имеем под обложкой?

- довольно скучный, без намёков на динамику текст, который скрашивают разве что описание мрачных красот дармурских болот да провинциальных нравов;

- одинокий труп, «всплывщий» лишь в районе 250-й страницы;

- Мэри Рассел, женский, следовательно с более развитой интуицией эквивалент доктора Ватсона, к тому же призванной придавать тексту некоторую ироничность внутренними монологами;

- крайне странные семейные отношения в детективной семейке;

- знаменитого сыщика, на которого женитьба подействовало странным образом. Аналитические способности уже не те, вот и сигаретами стал баловаться...

- притянутую за уши злополучную собаку, которой уделено не более пары строк и в целом высосанный из пальца сюжет.

В целом занудное, надуманное произведение, имеющее очень мало общего с литературным прототипом. Читается со скрипом и без энтузиазма. Не лучшее из «Свободных продолжений».

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Артур Порджес «Пьян мертвецки»

Spion, 14 марта 2019 г. 17:18

Если отбросить вступительно-вводную часть, в том числе содержащую мотивы ключевого преступления, рассказ сводится к ещё одной вариации классической детективной загадки «закрытой комнаты». Понятно, что есть некая жертва, при этом не важно «почему?», важно «как?». Над этим-то и предлагается поломать голову читателю вкупе с главным героем — на сей раз паталогоанатомом.

И хотя некий намёк на методику преступника содержится уже в самом названии, без специальных знаний до такого не додуматься. В школе подобному не обучают (и слава Богу!).

Читается с умеренным интересом.

Оценка: 7
⇑ Наверх