fantlab ru

Все отзывы посетителя Spion

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  20  ] +

Роджер Желязны «Ночь в одиноком октябре»

Spion, 31 октября 2018 г. 22:25

Сегодня 31 октября, канун Хэллоуина. Самое время написать отзыв об этой книге.

... Вот простые люди ходят и не знают (а если и догадываются, то немногие), что в пригородах Лондона в это тоскливое время идёт не только моросящий дождь, но и тайная подготовка к Игре, начало которой приурочено к полуночи перед Днем Всех Святых.

Вести Игру призваны некие загадочные и таинственные персонажи- хранители заклятий, сущность которых приоткрыта не полностью, но пытливый читатель может угадать в них черты

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
графа Дракулы, Франкенштейна
и прочих масс-культовых персонажей (полезно также обратить внимание на перечень имен в авторском посвящении). «Русский след» также в наличии.)

Пока ведущие участники ритуала втайне готовятся вступить в Игру, их верные ползающие, летающие и бегающие помощники — довольно пёстрая команда, заняты собственными интригами.

«Это моя работа – наблюдать и знать» гордо заявляет сторожевой пес по кличке Нюх, от лица (если можно так выразиться) которого и звучит вся история. Получилось довольно забавно. Авторский юмор привнесённый в диалоги и описания, как всегда, на высоте.

Говорить об Игре в открытую не принято, её смысл и Правила являются основной загадкой сюжета, тщательно припрятанной до поры, до времени. Мастер умело поддерживает интригу на протяжении всего текста. Читателю дозировано перепадают лишь крохи информации, добытые Нюхом путем интриг, дипломатических уловок и банального шпионажа.

Может быть, «Ночь...» так и осталась бы ещё одним просто хорошим творением Мастера, но меня восхитила безудержность его поэтической фантазии, позволившей краем глаза заглянуть в волшебную Страну Грез.

Каюсь, не раз хотелось забежать по тексту вперёд и одним махом разрешить все вопросы... Но я держался! И вам ничего такого относительно кульминации тоже не скажу.) Намекну только, что в финале будет жарко!

Роджер Желязны всегда дает волю читательскому воображению, его герои всегда сохраняют ореол таинственности, их образы не избиты. Всё перечисленное в книге присутствует. Да и сам автор признавал «Ночь в дождливом (тоскливом) октябре» одним из своих лучших творений.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Уильям Тенн «Бруклинский проект»

Spion, 26 июня 2020 г. 06:50

Для меня оказалось неожиданным, что знаменитый «И грянул гром» Брэдбери — по большому счету лишь лайт версия этого рассказа Уильяма Тенна.

Помимо хорошо проработанной основной идеи присутствует ирония по поводу всяческих спецслужб с их развитыми навыками много говорить ничего не сказав, страстью к всеобщей секретности и вздуванию пузырей патриотизма.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Виктор Пелевин «Синий фонарь»

Spion, 23 октября 2018 г. 10:18

Небольшой очерк из неформальной лагерной жизни). Очень реалистично. Помнится, кое-что из этого фольклора я и сам слыхал ( в пионерлагере, естественно) — вот про стены с обоями, в частности.

Проза Пелевина имеет такое свойство, что таинственные смыслы в ней ищут везде и всегда, будь то даже рассказ состоящий всего из трёх слов, «Мама мыла раму», например.

Хотя... Особенно, если слово «раму» написано с большой буквы....

Оценка: 8
– [  8  ] +

Стивен Гулд «Рассказ с бобами»

Spion, 14 апреля 2019 г. 20:55

Рассказ больше напоминает фрагмент, вырванный из какого-то постапокалиптического романа. Невнятно прописанные декорации, которые так и не создают цельной картины. Вот про жуков металлоедов интересно, но опять же невнятно.

...Внезапно действие перетекает в какую-то эпическую былину, в которой хотелось бы видеть сформулированную мысль. Но она также внезапно чуть ли не на полуслове обрывается. Честно говоря, совсем не уловил авторскую мысль.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Фредерик Браун «Марсиане, убирайтесь домой»

Spion, 18 октября 2020 г. 21:03

Однажды, подобно своему герою пребываючи в творческом кризисе, Фредерик Браун задался вопросом: «что было бы, если бы марсиане оказались маленькими зелеными человечками, видимыми, но и бесплотными»? И внезапно в огромном количестве прибыли на Землю?

Попыткой найти ответ на такой каверзный вопрос и является данная книга.

К моменту её написания шумиха, поднятая вокруг розуэльского инцидента и соответственно нездоровый интерес к инопланетянам набил у американской общественности порядочную оскомину.) И Фредерик Браун в пародийном, ироничном ключе постарался её (оскомину) немножечко сбить. К слову, брауновские инопланетяне никакими техническими прибамбасами, в том числе и летающими тарелками не пользовались.)

Зелёные пришельцы (марсиане они лишь предположительно), свои весёлым разильдяйством напоминающие гремлинов из 80-х, причинили человечеству грандиозные неудобства, породив всемирный кризис, далеко превосходящий по масштабам Великую Депрессию.

Стоило лишить человечество возможности врать, а любого индивида приватности, без возможности уединиться ни в правительственном бункере, ни под собственным одеялом — и человеческая цивилизация оказалась практически обречена (общее ли это качество для всех цивилизаций, или присущее сугубо землянам — вопрос, конечно, интересный...).

Плюс инопланетные панибратские шуточки, далеко не всегда безобидные, часто приводившие к несчастным случаям и катастрофам.

«Опасно было что-либо говорить или делать в присутствии марсиан. А марсиане всегда оказывались поблизости».

Почему же земляне терпели творящих откровеный произвол зелёных недомерков? Каковы были истинные цели пришельцев и имелось ли у них слабое место? — Вот вопросы, над которыми бились все лучшие умы человечества, включая африканских шаманов людоедского толка.

Рано или поздно любую историю нужно заканчивать. Даже такую абсурдную. И вот, совершенно неожиданно герой Брауна, пытаясь осмыслить новую реальность, ударился в пространное философствование, замешанном на идеях солиспизма, то есть совершенно в духе В. Пелевина. Получилось ненатурально, но автору возможно понадобилось это для формирования оригинальной, хотя и неоднозначной концовки. Easy come, easy go, так сказать...

В тексте встречаются неплохие шутки, интересные мысли, да и сама фабула оригинальна, но чего-то «Марсианам» не хватает. Скорее всего — героям глубины, тексту динамизма и ярких сюжетных поворотов.

Далеко не шедевр, лишним свидетельством тому является провалившаяся экранизация 1989 года с убогим IMDb-рейтингом: 2.8.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Эдгар Аллан По «Убийство на улице Морг»

Spion, 11 октября 2020 г. 18:29

Перечитывая недавно этот рассказ, с удивлением обнаружил, что его вступительная часть, с рассуждениями об аналитических способностях и презентацией «героя нового типа» оказалась сильно урезана. Зато в конце добавлено несколько фраз, делающих финал более определённым.

Вряд ли кто-то из многочисленных переводчиков мог взять на себя смелость так «доработать» произведение классика — в своё время сам автор ввёл в текст более 50-ти изменений. Отсюда и разночтения. Поздний вариант получился более сбалансированным.

Итак, Огюст Дюпен, способный молодой человек без определённых занятий, большой любитель всяческих неразрешимых загадок и предтеча самого Шерлока Холмса. Его аналитический «метод» основан на произвольных допущениях и домыслах, которые почему-то не допускают разночтений, а по сути хлипки, как карточный домик.

«Вы непременно должны были обратить ваши взоры (имеется в виду, умственные) на созвездие Орион»... Почему же не на Большую Медведицу, например? Впрочем, описанные логические построения — не более чем забава.

А шанс приложить свои аналитические способности на практике выпал довольно быстро. В одиноком особняке на улице Морг (воистину, По обладал своеобразным чувством юмора) совершено двойное, воистину нечеловеческое по своей сути и исполнению убийство. Тут автор расстарался, дабы поразить и сбить с толку своего читателя. Видимо, Эдгару По удалось заодно провести и парижскую полицию, поверхностная близорукость которой зашкаливает. Но она же замечательно оттеняет проницательность Дюпена (стандартный для данного жанра сюжетный ход).

Пытливый ум Дюпена, конечно же, разгадает эту загадку, а читатель получит возможность проследить всю логическую цепочку.

К сожалению, получилось довольно коряво. К домыслам детектива-любителя добавились ещё и малоправдоподобные детали.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Спальня старушки — далеко не Форт Бойяр, где были бы уместны всякие секретные пружины. Головки гвоздя не отламываются от удара молотком (или же в конце 19 века не умели делать гвозди).

А поднявшись по громоотводу, практически невозможно не только перелезть, но и заглянуть в окно, находящиеся более чем в полуторах метрах. (На имеющихся иллюстрациях это расстояние сильно сокращено).

Вычислить замешенного в эпизоде моряка рациональным образом невозможно, и автор услужливо подбрасывает Дюпену засаленную ленточку.

Даже при поверхностном осмотре полиция должна была обнаружить клок странных волос, но почему-то не обнаруживает... Кстати, Дюпен может быть и отличный аналитик, но вряд ли при этом ещё и специалист по разновидностям шерсти и морским узлам одновременно.

В любом случае, «Убийства на улице Морг» — нестареющая классика, которая и через двести лет способна увлечь читателя сильнее, чем многие современные бестселлеры. А в чём-то и логичнее — ляпы у современников бывают и покруче.) И если по каким-то причинам этот знаменитый рассказ прошёл мимо — настоятельно рекомендую почитать/послушать, получите удовольствие. Я гарантирую это.)

Оценка: 8
– [  7  ] +

Филип Дик «Солнечная лотерея»

Spion, 12 февраля 2020 г. 00:17

Иногда утвеждение «такое ощущение, что я читал другую книгу» оказывается недалеко от истины. Относится оно в данном случае к переводной литературе, ведь переводчик по сути является соавтором и модифицирует изначальный текст по собственному усмотрению.

У меня была возможность прочитать «Солнечную лотерею» в переводе В.Хобота и более позднем С. Буренина.

Что сказать? С оригиналом Ф.Дика я не знаком, но очевидно что один из переводчиков, а то и оба занимаются отсебятиной. И в итоге получились у них несколько разные книги, вызывающие немного разные впечатления. Примерно как анекдот, рассказанный двумя разными людьми: всё вроде одинаково, а смешно только в одном случае.

Приведу, чтобы сильно не утомлять, лишь парочку примеров. Смотрите сами.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Вы помните Робина ПИТА, тридцать ПЕРВОГО Ведущего Игру, девятнадцатилетнего психопата?» — (С. Буренин)

«Вы помните Робина ПИТТА, тридцать ЧЕТВЕРТОГО Ведущего Игру, избранного в вохорасте девятнадцати лет, ГОМОСЕКСУАЛИСТА, психопата» —

— По поводу ориентации Робина Пит(т)а, может быть, упоминать и не стоило (персонаж лишь упоминается), но каков же он был по счёту??

Описание одного и того же (или разных?) героя:

«Бентли увидел бесцветного субъекта с соломенными жирными волосами, с чертами лица плоскими и невыразительными» — (С. Буренин)

— И развернутое описание того же (ключевого, кстати) персонажа в переводе В.Хобота:

«Бентли обернулся. ...Спутник Веррика был худ, среднего роста, одетый в серо-зеленый костюм самого обычного вида. Его руки безвольно висели по бокам, лицо было лишено какого-либо выражения...

Его соломенного цвета волосы были влажны и небрежно причесаны. Черты лица нечетки, плохо обозначены и невыразительны.»

Лично мне более по душе перевод Буренина. Он не такой дотошный, но выглядит более логично. В данном случае это немаловажно, так как автор резко окунает в некий сумбурный, не имеющий ничего общего с нашим повседневным мир, мало чего в нём объясняя.

Основная идея лотерейного управления любопытна, но ещё более утопична чем коммунизм и практически нереализуема в человеческом обществе. Тем более, в глобальном масштабе.

Если же каким-нибудь чудодейственным образом и удастся внедрить подобную избирательную систему, то

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
рано иди поздно ушлые хакеры подберут к процессу выбора нужные ключики, что превратит её в фикцию и дурилку для масс,
что мы и наблюдаем в романе.

Не совсем понятна также вся линия фанатов-престонистов.

Их эпический исход для сюжета как бы и не нужен. Зато позволяет завершить роман пафосным посланием к Человечеству.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Джек Вэнс «Трёхногий Джо»

Spion, 2 января 2019 г. 20:20

Довольно схематичный рассказ, где в главных ролях выступают два самоуверенных космических авантюриста, абсолютно наплевательски относящиеся к мнению/намёкам ветеранов. История их приключений — буквальная иллюстрация пословицы «Не зная броду, не суйся в воду». )

Однако сунулись, и даже вышли из передряги практически «сухими».

Весьма напоминает цикл о Грегоре и Арнольде пера Р.Шекли, но с существенной разницей: если у Шекли фабула преподносится в ироничной манере, то у Вэнса нет и намека на юмор (или я его не уловил), а действия героев на всём протяжении повествования, мягко говоря, нелепые.

Не из лучших текстов Джека Вэнса. Чтение на один раз.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Джек Вэнс «Посетители»

Spion, 31 декабря 2018 г. 09:43

Джеку Вэнсу всегда прекрасно удается описание необычных, воистину фантастических устройств, технологий, дальних миров и форм инопланетной жизни. И воображение заносит писателя в необозримые дали...

Вот и в «Посетителях» после кратко, но настолько образно описанного, что веришь в его возможность, путешествия в макроидном пространстве, космонавты высадившиеся на странную планету сталкиваются с образованиями настолько необычными, что даже определить, относятся ли они к царству живого затруднительно. Не говоря уже о том, чтобы вычислить степень их разумности.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Немного странно конечно, что «узлы», из которых состоит межгалактический энергетический монстр можно отлавливать практически сачком для бабочек и вообще они микроскопического размера, но откуда нам знать?

В общем человек, самоуверенно мнящий себя венцом творения и хозяином Вселенной не всегда способен одержать победу, а иногда и осознать результат своих действий — Вселенная бесконечно разнообразна, и уж в любом случае не желает функционировать по людским меркам.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Джек Вэнс «Гончары Фёрска»

Spion, 15 декабря 2018 г. 11:33

Занимательный и хорошо сбалансированный рассказ, совместивший в себе поэтичную образность (желтая чаша описана так, что сразу же возникает вера в её исключительность — и перевод тут на высоте), увлекательный сюжет и манящие тайны иной планеты, по общему духу напоминающей Полинезию. А также философию неприятия решения вопросов взаимодействия напролом, полагаясь лишь на грубую силу. Не обошлось в рассказе и без лирической темы; автор счастливо избежал возможности скатиться в мелодраму. Отдельно отмечу самобытный образ независимых загадочных гончаров Фёрска (Фирска), по-своему исповедующих культ предков.

Поведанная нам история в целом логична.

Немногим странным показалось наличие в арсенале наблюдателей-кураторов атомной бомбы и легкомысленное желание применить её при первом же возникшем конфликте.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В любом случае, её присутствие в сюжете оправдывается разве что необходимостью получения жёлтого пигмента. То есть, использована она в конце концов в мирных целях, что справедливо. Но сам метод — соскабливание ножом урана выглядит сомнительным. Представляю, как поступят с оставшимся зарядом аборигены...

Рассказ с необычным сюжетом, который наверняка оставит свой след в памяти читателя.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Джек Вэнс «Прямо по курсу»

Spion, 12 декабря 2018 г. 17:03

Не очень удачный рассказ.

Оставим в стороне странный для такой ответственной миссии подбор экипажа, общую непродуманность миссии и прочие сомнительные моменты...

Главное тут описание грандиозной экспедиции воистину вселенского масштаба, и это очень интересная задумка. Всевозможных космических путешествий в НФ-литературе предостаточно, но вот сюжетов описывающих полёт к границам Вселенной. и даже за её грань не встречалось. Оно и понятно — слишком уж недостижимая цель, даже если лететь со скоростью света.

Цель, рискуя жизнью, выяснить есть ли у Вселенной граница, несомненно благородная. А чтобы герои смогли осуществить задуманное, автору пришлось очень сильно в процессе полёта нарушить общепризнанные на данный момент законы Теории Относительности. Очень странно — ко времени опубликования рассказа она была хорошо известна...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Рассказ содержит архиглупую идею поиска среди миллиардов подобных родной Галактики по размеру, а Солнца — по желтому цвету. Что тут сказать...

Кроме того, основа фабулы, давшая название рассказу и выраженная во фразе «если мы отклонимся от прямого курса, мы потеряемся» не верна в принципе, так как не учитывает вращение как нашей галактики, так и Вселенной в целом.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Джек Вэнс «Планета чёрной пыли»

Spion, 11 декабря 2018 г. 00:17

Джек Вэнс — абсолютно новый для меня автор, а «Планета черной пыли» — соответственно первый прочитанный рассказ его авторства. (Спасибо сайту за отличный подарок, сборник рассказов Вэнса, кстати!)

Это образец хорошо проработанной авантюрной фантастики. В ролях — те же искатели удачи, пираты, только бороздят они не океанские, а космические просторы. Сходство с пиратами чисто условное, конечно, поскольку автор вполне умело использует силу воображения и создаёт необходимый фантастический антураж — технические детали корабельного устройства, планетные пейзажи, манёвры в космосе прописаны убедительно. Понравились и достаточно ясно прописанные характеры, и динамика рассказа.

Талант автора заставляет следить за развитием сюжета с неослабевающим интересом — сюжет имеет пару не совсем очевидных поворотов. Да, герою пришлось изрядно попотеть в процессе преодоления создавшейся коллизии.

Однако, не смотря на достаточное количество интересных идей и ярких фантастических образов, до высшего балла рассказ немножко не дотягивает. Есть в нем странные детали — почему-то капитан разгуливает по навигационной рубке в тщательно начищенных сапогах и строгом черном костюме; на навигаторе несущем в той рубке вахту «были только свободные потрёпанные штаны»...То ли это дань пиратской романтике, то ли в 1948 году (год написания) так представляли космическую экипировку, что вряд ли. Есть ещё нелогичный момент —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
когда «Персей» совершил посадку — почему не поднялось облако пыли до небес, ведь даже обычные шаги по планете вздымали облака пыли?

Ну и конечно, Джек Вэнс немножко потакает своему герою — уж больно покладистые аборигены ему попались...

Оценка: 9
– [  7  ] +

Питер Аспе «Квадрат тамплиеров»

Spion, 23 октября 2018 г. 23:06

Мой совет потенциальному читателю: не ведитесь на название и прочие обозначенные на обложке плюшки.

Увы, данный текст не имеет ничего общего ни с геометрией, ни с таинственным средневековым орденом. Это довольно старенький, поздно переведённый на русский детектив бельгийского производства. В основе его фабулы — семейные бюргерские дрязги полувековой давности, внезапно обретшие второе дыхание. По сути, это обычный и весьма посредственный полицейский детектив.

Но грамотно подобранное название — отличный маркетинговый ход: это что-то вроде блесны, заброшенной наугад в читательское море.

Неторопливое, как и местные жители, действо неспешно разворачивается в сонном и респектабельном городке Брюгге.

Безусловно, оригинальна фигура основного героя, местного детектива. Питер Ван-Ин конечно не Эркюль Пуаро (как утверждается на обложке): никакими выдающимися качествами он не обладает, разве что умеет смачно курить и хлещет пиво ящиками: «Ван-Ин готов был отдать что угодно за стакан холодного «Дювеля». В своём увлечении он не одинок — весь полицейский участок усиленно хлещет «Дювель» в перерывах следствия. (Налицо контекстная реклама). Надо заметить, справедливости ради, что иногда в участке точно так же дружно пьют кофе. Иногда, но не часто, полицейские резко, всей следственной бригадой срываются с места и на визжащей резине несутся порешать куда-то поперёк Бельгии.

Ну а затем, отдыхая от спорадически возникшей оперативной работы, все снова усаживаются пить кофе. Или пиво — «Он сделал глоток пива. «Дювель» никогда не был таким вкусным.»

Что полезного можно вынести по прочтению романа:

а) Бельгийские политики беспринципны, прогнили и погрязли в карьеризме, кумовстве и способны на всё, особенно в преддверии выборов (собственно, как и везде)

б) Бельгийская полиция также погрязла в карьеризме и внутренних конфликтах. Это царство посредственности. Лишь единицы честны и обладают аналитическим складом ума, но коррумпированное начальство усиленно гнобит их, а все заслуги приписывает себе (тоже ничего нового)

в) Бельгийские злоумышленники весьма хитроумны. И хотя мотивы преступлений зачастую сомнительны, их реализация весьма экстравагантна (возьмём на заметку)

г) Лучшее пиво — это несомненно, «Дювель».

Перевод ужасен, скорее всего, тест прогонялся через транслятор. («Как глазного врача, вполне логично, что такие детали могли привлечь её внимание» — так не говорят даже в Одессе). Впрочем, подозреваю, что и сам автор далеко не виртуоз слога.

Цитируя автора, «Форма изложения была такой, что даже у Цицерона волосы встали бы дыбом». :)

Загадка века — кто же купил заявленные 2,5млн. экземпляров?

Оценка: 4
– [  7  ] +

Сэмюэл Дилэни «Вавилон-17»

Spion, 18 октября 2018 г. 08:30

«Вавилон-17» — своеобразная космическая опера, хоть и не такая унылая и пафосно-эпическая, как произведения Э.Гамильтона. Стиль цветастый, метафоричный, местами фэнтезийный.... Красочные описания героев романа («грудь словно пластины металла, обтянутые восковой кожей») заставляют подозревать, что они, то есть герои, сбежали из какого-то футуристического комикса.

Роман 1956 года написания, один из первых номинантов только что основанной на тот момент премии Небьюла, а это для любого фантаста по-круче Знака Качества будет. Пожалуй, по стилистике из известных мне ближе всего к Р.Желязны. А в некоторые моменты ближе даже к В.Сорокину, также любящему играть словами: «яркая роза, растущая на плече» — так и просится в какой нибудь рассказ нашего постмодерниста, в «Concretные» из сборника «Пир», например.

Кстати, роман как раз и посвящен словам, вернее состоящему из них языку. Дилэни утверждает:«Ни в чем цивилизация не может так полно выразиться, как в языке. Если мы им в совершенстве не владеем или сам он несовершенен, то несовершенна и сама цивилизация», а книга является подтверждением.

Язык может даже служить оружием, и именно таковым является некий странный и смертельно опасный шифр, условно названный «Вавилон-17».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
По сути, скорее это набор команд, инструкций, своеобразный машинный код, намеренно созданный для «программирования» людей. Или даже вирус внедряемый в человеческое сознание. Память и собственное «я» атакованного стирается и в мозг «заливается» новая «прошивка». Био-робот диверсант которого невозможно вычислить к вашим услугам — в нужный момент и в нужном месте. Такие дела.

Детективная линия романа сходу цепляет и на всем протяжении держит в напряжении, лишь кульминация показалась какой-то комковатой. Дэлани удалось создать добротное произведение, насыщенное оригинальными НФ-идеями, которых с избытком хватило бы на десяток литературных поделок.

Хочется также отметить интуицию и прозорливость автора, ведь роман задумывался в те времена, когда ни вирусов компьютерных, ни самих языков программирования толком не существовало.

Вердикт: Годная книга, рекомендуется к прочтению — основные плюсы её немножко нестандартный динамичный сюжет и возможность философски оценить некоторые пути развития цивилизации.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Кристофер Энвил «История с песчанкой»

Spion, 27 сентября 2018 г. 10:25

Немножко утрировано, конечно, но данному рассказу это только на пользу. Он из тех произведений, которые с удовольствием можно перечитывать время от времени.

Времена меняются, космические корабли бороздят просторы Вселенной, а бюрократия сохраняется, как ни в чём не бывало. И в данном случае лишь счастливая случайность уберегла замечательное открытие от окончательной гибели под сукном канцелярского стола...

Интересный по форме и содержанию рассказ, фабула которого прекрасно просматривается сквозь все канцеляризмы служебной переписки. Рассказ оживляет изрядная доля юмора (одни только географические названия чего стоят!), а тема непростой судьбы научных открытий заставляет по новому взглянуть на непростые пути прогресса.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Леви Тидхар «Целостность цепи»

Spion, 22 мая 2019 г. 11:09

Видимо, автор начитался щедро премированной и насквозь пронизанной тайскими мотивами «Заводной» Паоло Бачигалупи, изданной в том же 2009-м. Начитался и загорелся создать этакий рассказ «по мотивам».

Намешано изрядно, от кибер-монахов до рисовой водки, но без каких-либо вразумительных мотивов, смысл описываемого не просматривается. Если же считать основополагающей идеей или связывающим звеном, как угодно, порванную велосипедную цепь, то это просто смешно.

Сижу вот и думаю, что и главное зачем это было...

Оценка: 5
– [  6  ] +

Фредерик Браун «Кукольный театр»

Spion, 8 марта 2019 г. 14:48

Отличнейшая, как с точки композиции так и самой фабулы история, правда не лишенная недостатков.

Думаю, не стоило давать рассказу настолько говорящее название, являющееся по существу спойлером. Но может быть автор поступил так умышленно, таким образом замаскировав парадоксальную развязку, выстрелившую в тот момент, когда казалось рассказ уже не преподнесёт никаких сюрпризов...

В целом же, одно из тех произведений которые время от времени можно перечитывать с огромным удовольствием.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Джек Вэнс «Саботаж на сернистой планете»

Spion, 24 февраля 2019 г. 10:46

С первых же страниц Джек Вэнс настраивает читателя на авантюрную направленность своего рассказа.

Несмотря на почтенный возраст рассказа, в нем явственно ощущаются мотивы дизельпанка. Космопорт в предлагаемой реальности мало чем отличается от расхожего образа захудалого порта: салуны, бордели, склады подержанных вещей да третьесортные гостиницы. «Вдоль проспекта тянулись древние фронтоны пятиэтажных деревянных домов, выкрашенных в грязно-бурый цвет». Как-то не так я представлял себе Город будущего... Соответственно, и обитатели в основной массе больше напоминают типовый припортовый сброд; астронавты — по сути те же самые, движимые жаждой наживы пираты, только щеголяющие в скафандрах.

Центральный герой — юный недотепа, которому как ни странно, удалось одержать верх над целым экипажем матерых космических проходимцев. Не без подыгрывания со стороны автора, разумеется.

Как известно, портреты персонажей Джеку Вэнсу всегда отлично удаются. А вот их реакции и поступки зачастую прописаны на уровне комикса. Впрочем, если учесть ориентацию на массового читателя палп фикшн 50-х годов, то вроде бы всё в рамках жанра.

Завязавшаяся ещё на Земле интрига, имеет своё продолжение в космосе и финиширует на той самой загадочной сернистой планете. Первая, «наземная» часть показалась мне наиболее проработанной. А дальше не так уж много интересных идей. Планета с её обитателями изображена весьма схематично, без детального описания: финальное противоборство на её поверхности малоправдоподобно, что вообще-то не свойственно автору и производит впечатление сыроватости произведения.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Станислав Лем «Вторжение с Альдебарана»

Spion, 27 ноября 2018 г. 20:33

Весьма забавный рассказик.

Нельзя к Контакту относиться чисто академически, да и казавшееся на первый взгляд разумным создание при ближайшем рассмотрении может вовсе не отвечать высоким критериям Разума — и никакая продвинутая техника тут не спасёт ситуацию. Этот момент и земным астронавтам нужно учесть на будущее — ещё не известно, какими «грибами» питаются не совсем социально ответственные инопланетяне )

Из минусов — перегруженность мозго-ломательной псевдонаучной терминологией, за что и снимается балл.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Клиффорд Саймак «Куш»

Spion, 8 октября 2018 г. 21:06

В логическом плане этот рассказ Саймака выглядит как-то хлипко. Вот не верится, что бывалые космические ловцы удачи настолько дисциплинированно, в порядке очереди стали ознакамливаться именно с вводным_курсом_всего_на _свете.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А именно на этом, как я понимаю, и был построен Хитрый план Хранителей.

В конце-концов пиратов в долгожданном порту в первую очередь тянет к женщинам, да по кабакам, а никак не на курсы повышения квалификации.

Нужна ли на самом деле такая безмерная сокровищница знаний человечеству? Не уверен. Знаний, конечно, много не бывает, но встроенным бонусом к курсу прилагается перепрошивка сознания. Преобразование человечества в сообщество неких херувимов с одновременным вытравливанием всякой авантюрной жилки ни к чему хорошему привести не может: Роберт Хайнлайн в «Иове» показал, что рай — довольно скучное место.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Майкл Коннелли «Девять драконов»

Spion, 27 марта 2020 г. 12:35

Очередной эпизод из похожденний полюбившегося Майклу Коннелли в качестве основного героя Гарри Босха.

Как и его именитый однофамилец, Гарри Босх тоже занимается «художествами», но только чужими, криминальными.

Полицейский триллер, щедро приправленный азиатской экзотикой, исполненный в соответствии со стандартами жанра.

Читатель в полной мере получит все ожидаемые плюшки: инсайд о скрытой от посторонних глаз полицейской «кухне»; несгибаемого ГГ с шершавым характером и нпомерно развитой интуицией; щепотку непростых отношений с начальством, коллегами и семейством. А также в меру драматизма, драйва и замысловатые сюжетные повороты.

Для затравки был живенько определён претендент на странноватое убийство мелкого лавочника. Но триада наносит ответный удар — и всё лихо завертелось. Гонконг: суетлмвая беготня, рукопашная и стрелянина. С десяток трупов... Некоторые оказались практически «ни при чём» и могли бы по сей день спокойно покуривать кальян где-нибудь, кабы не не свалившийся на их грешные головы лихой американский детектив, а при данном раскладе — обыкновенное частное лицо в чужой стране.

В финале — ещё парочку трупов в LА, а затем неcколько неожиданный и малоправдоподобный финал, с внезапно выскочившими из авторского рукава новыми обстоятельствами. Хотя Гарри Босх и заявлял, что не верит в совпадения, но куда же ему супротив автора?....

И ещё один обративший внимание момент. Преднамеренно ли, или невольно в силу авторского менталитета, но по тексту постоянно подчеркивается пресловутое американское превосходство и пренебрежение ко всему, что по ту сторону пограничной проволоки.

Куча «цветных» трупов, оставленных в чужой стране удивительно легко сходит Босху с рук. От официальных гонконгских детективов, напавших на след Босха американская фемида отмахнулась небрежно, как от назойливых мух. Такие дела.

Не шедевр. Считаю, почитать книгу можно, а вот специально выискивать не стоит.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Герберт В. Франке «Паразит поневоле»

Spion, 15 января 2020 г. 14:57

Какой-то не до конца оформленный, скомканный отрывок. Без конца и края, вернее, начала. И не очень логичный.

Судя по тексту, земляне давно и основательно освоились на Сириусе (почему Сириус? — это ведь довольно крупная звезда? Но в рассказе сказано чётко — жители Сириуса. М-да...).

Так вот, неправдоподобно, что опытные поселенцы понятия не имеют о природе туземного запрета рвать и засовывать в вазы что ни попадя. Что простительно ещё в отношении глупенькой и, возможно, малолетней Рут, но никак не оправдывает доктора-дилетанта с его фразочкой «Здесь медицина бессильна».

Рассказ никак не тянет на высокую оценку.

А относиться к природе бережно безусловно необходимо.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Кристофер Фаулер «Верхний мир»

Spion, 15 ноября 2019 г. 16:51

Хорошо известно что Лондон — один из самых мистических городов Европы. И если Чайна Мьевилль живописует лондонские свалки, подвалы и канализацию, то Кристофер Фаулер подошел к вопросу мифологизации английской столицы с диаметрально противоположной стороны — он воспевает мир лондонских крыш. Вернее, молодёжную субкультуру, созданную его обитателями и романтику их существования. Сюжет, конечно, многообещающий, а «пара болезненно-тусклых глаз» с укором взирающих на потенциального читателя с обложки интригует.

Всё необходимое для создания убойного боевика в «Верхнем мире» присутствует. Достаточно оригинальная завязка. Неплохая композиция, умеренная ирония — всё профессионально и уместно.

По версии автора, лондонская традиция сбегать от жестокой действительности на крыши весьма стара, а её сторонники — чуть ли не наследники традиций масонов вкупе с розенкрейцерами и египетскими жрецами.

Скачущие по крышам непонятные (пока) тени; жуткие ритуальные убийства, исполненные с выдумкою и огоньком; противоборство Света и Тьмы, романтические мотивы и даже некоторые мистические шарады в духе Дэна Брауна. Ух!!

... вот только сам роман удался не очень.

Портят общую картину недостаточная проработка деталей и авторские ляпы.

В первую очередь, непонятно, зачем такая прорва народу полезла на крышу? Мотивация лидера да пары-тройки особо приближённых, конечно, ясна... А вот остальная масса эскапистов? Они и сами этого объяснить не могут:

— «Как же вы тут проводите время? — спросил Роберт.

Не могу понять, что вы тут делаете.

— Здесь очень красиво, наверху.

Уже 60 лет мы тут, а внизу никто ничего не заметил.»

Ну да, конечно, особенно в Лондоне! ) В какой-то мере это признает и сам автор. Оправдываясь, например, тем, что в описанное время (конец 80-х) ещё не было такого количества камер слежения — но глаза-то у людей по-всякому были. )

Если бы только это! Мой хит-парад ляпов и нестыковок выведу на всякий случай под спойлер, может быть для потенциального читателя всё перечисленное может оказаться несущественным:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— глав-злодей вкупе с подручными не шифруясь особо, сваливает свежеосвежёванные трупы буквально на головы лондонским прохожим. Доблесная полиция никак не может определиться, откуда они берутся. Может быть потому, что есть дела и поважнее: комиссар, которому поручено вести это дело, более озабочен прелестями одного симпатичного сержанта (уточняю на всякий случай — женского полу).

- банда жестоких убийц-руферов вооружена самострелами, которые плюются заточенными и намазанными какой-то ядовитой дрянью монетами (?). Не проще ли использовать проверенный и практичный огнестрел?

- персонажи бегают по улице босиком в Рождественские морозы — можно списать на стресс, но всё-таки...

- неясны источники снабжения, и вообще удовлетворения бытовых нужд, в то время как наиболее упоротые члены сообщества принципиально не покидают крыши вообще.

- Банда в количестве 50 человек плотно висит на дозе, откуда берутся наркотики — непонятно. Может быть, руферы сами выращивают на крышах конопельку?

- главарь угнездился... на телевышке. Там же организовал застенки. Неужели в Лондоне это не режимный объект?

Пожалуй, достаточно.

Кроме того, крайне туманно описана вся технология перемещений между «станциями». Вниз-то ещё понятно, но как удавалось перемещаться вверх? Мне так и не удалось этого представить (возможно, и автору тоже). Может быть, в обещанной экранизации, учитывая голливудские возможности, всё получится гладенько?

Резюмируя, скажу, что в целом роман вызывает впечатление сырого и непродуманного, хотя и не бездарного произведения, с не до конца реализованным потенциалом. Можно почитать, разве что ничего другого не оказалось под рукой.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Филип Фармер «Личный космос»

Spion, 8 ноября 2019 г. 16:38

Первая, и лучшая на мой взгляд, из частей семикнижного цикла «Многоярусный мир».

Роман имеет лучший и наиболее экспрессивный из попадавшихся мне зачинов: «Под зелёным небом и жёлтым солнцем на чёрном жеребце с выкрашенной в малиновой цвет гривой и хвостом Кикаха скакал, спасая свою жизнь».

Текст с таким ярким вступлением просто не может разочаровать.

И воистину так!

Меня сразу же поразила образующая вселенную Многоярусного мира концепция: таинственные, вечноживущие и охваченные непримиримой враждой демиурги, что творят целые миры по своему вкусу; в них же и скрываются от испепеляющей ненависти родственников и соплеменников. Это и есть «личный космос» каждого из них.

Он может быть разным, но конкретно Многоярусный Мир, в котором разворачиваются события этого романа, по форме напоминает... детскую пирамидку с хозяйскими чертогами на вершине. И в самом деле, этот мир является по сути игрушкой создавшего его Господа (в моём варианте перевода). По прихоти творца Многоярусного Мира на бескрайних просторах его уровней смешаны мифические создания (гарпии, сатиры, кентавры они же полу-кони), индейцы, торговцы-кочевники, тевтонские рыцари; Эдем и Атлантида.

Однако, не чужды Господу телепорты и прочие технические чудеса.

Биороботы, палящие из бластеров в тевтонских рыцарей и марсианское зверьё, рвущее на части гигантских говорящих пернатых. Такой от микс из фэнтези и научной фантастики.

НФ-составляющая, кстати, мне показалась слабее фэнтезийной.

«Личный космос» как и весь цикл не претендует на философскую глубину и прочие откровения — в основе авантюрные приключения в стиле Индианы Джонса, перенесённые в другую реальность, но усиленные и разбавленные разнообразными сюжетными линиями.

Движущая сила и совместительству главный герой книги — вызывающий бесконечную симпатию трикстер Кикаха (можно просто Обманщик), успевший скандально прославиться на всех ярусах. Появление его в этой вселенной есть великая тайна. По сути Кикаха попаданец, но ... догадаться об этом сложно, так как полагается не на плоды прогресса, а исключительно на собственные качества. Справедливости ради надо отметить, что пострелять из бластера ему таки придётся.

Кикаха независим, хитёр и изворотлив. Но благороден — в разумных пределах, конечно. И неисправимый романтик. По канонам жанра Главному Герою положено иметь спутниц, чтобы спасть её из лап/когтей многочисленных монстров и чтобы было кому послушать пафосные спичи. Но, вопреки канонам, Анана не глупая блондинка, а... читайте и узнаете.

Даже спустя 20 лет, после первого знакомства «Личный космос» великолепно читается. Фармером замечательно описаны батальные и ключевые сцены, которые можно перечитать пару раз подряд, смакуя каждое слово — немного найдётся подобного и в более традиционном приключенческом жанре. Харизматичный, не теряющий присутствия духа и находящий выход из любой передряги герой и ключевые персонажи, наделённые яркой индивидуальностью. Удивительный мир, пёстрый калейдоскоп народов и всяких божьих тварей, с подробнейшим описанием их внешнего вида, уклада, обычаев и даже анатомии. (Когда-то Фармер хотел стать антропологом, кстати).

Лёгкий, красочный язык, сюжет не провисает, поступки и реакция персонажей кажутся вполне естественными.

В финале романа приоткрывается одна тщательно охраняемая тайна и, следовательно, затравка для следующей части — «За стенами Земли».

Приятного чтения, приключения продолжаются!

Оценка: 9
– [  5  ] +

Джек Вэнс «Возвращение людей»

Spion, 22 апреля 2019 г. 14:00

Согласно утверждениям буддистов, наш мир всего лишь сон Брахмы. А данный рассказ Джека Вэнса попытка представить как выглядел бы этот мир, если божество позволило бы себе некие вещества на сон грядущий.

Получилось любопытно, но не слишком убедительно. Всеобщее взаимопоедание, вырожденная мораль, постепенно сформированная условиями выживания, полностью основанная на потребностях желудка... Которая тем не менее в мгновение ока, как по мановению волшебной палочки, вместе с проблеском надежды возвращается к общечеловеческим ценностям.

Не иначе, Спящий таки внезапно очнулся.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Джеймс М. Кейн «Бабочка»

Spion, 23 ноября 2018 г. 09:31

Невеселая история семейных отношений на фоне жизни шахтерского городка, похоже так и не выбравшегося из под обломков Великой депрессии.

Местная жизнь неказиста, досуг незатейлив — дешевая выпивка да попытки залезть под чью-либо юбку. Нравы абсолютно просты: «Мы поженились на следующий месяц. Ей было 14, я на четыре года старше. Нормальный возраст для новобрачных в шахтерском поселке».

Основной конфликт, вокруг которого наматывается сюжет, сильно смахивает на сценарий телевизионного ток-шоу, насыщенного страшными семейными тайнами и дрязгами выносящимися на поверхность.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вот тут-то свою ключевую роль и сыграла «бабочка»

Изображенная в произведении мораль, несомненно ущербная для современного читателя, но похоже, вполне естественна для персонажей. В любом случае, их действия, а тем более психологические реакции кажутся абсолютно неестественными, поверить героям не получается.

Глобальный недостаток также недостаточно глубоко проработанный сюжет — вроде бы есть в «Бабочке«всего понемногу: детективная составляющая, и запретная любовь, и экспрессивная героиня, и даже элементы вестерна, а удачной книгу не назовешь.

Автор старался, но получилось на редкость тусклое произведение.

...желая похвалить автора, Том Вульф отмечал когда-то: «чтение... подобно попытке усесться в автомобиль, который тем временем разгоняют до ШЕСТИДЕСЯТИ километров в час». Наверняка в своё время эта метафора призвана была показать динамизм и лихость, в наше же время роман скорее ассоциируется с гротескным образом неуклюже разгоняющейся черепахи.)

Оценка: 6
– [  5  ] +

Виктор Пелевин «Мардонги»

Spion, 22 ноября 2018 г. 20:28

Типичная пелевинская гладкопись.

С «Синим фонарем» из того же сборника, кстати, перекликается — тот же взгляд на живых мертвецов, но уже с точки зрения не пионеров, а культорологов. По поводу съеденной собаки пассаж особо понравился )

Оценка: 7
– [  5  ] +

Роберт И. Говард «Викинги в боксёрских перчатках»

Spion, 14 октября 2018 г. 10:32

Стив Костиган, путешествующий по морям, по волнам в компании белого бульдога Майка — один из любимых героев Роберта Говарда, его приключениям посвящен обширный цикл.

Рассказ привлёк меня в первую очередь своим названием — хотелось разобраться, что это за разновидность викингов такая? По стилю произведение показалось мне похожим на рассказы Джека Лондона, воспевающие романтику странствий и несгибаемую силу духа. Хотя слог Говарда мне показался попроще.

Фабула такова: в портовом городе устроен боксёрский турнир. В клубе кипят нешуточные страсти, заключаются безумные пари, а на ринге скандинавы (викинги другими словами) выясняют кто же из них круче. И Стив Костиган, большой любитель и мастер подраться, конечно же, не мог остаться в стороне. На кону национальная честь... Костиган не скандинав? Не проблема..

Центральное место в рассказе занимает красочное, со знанием всех тонкостей описание финального боя против непобедимого датчанина. Говард не скупится на смачные детали: Стив «ошарашил противника резким правым апперкотом, от которого его голова откинулась назад чуть ли не до лопаток». (В своё время сам Роберт Говард занимался борьбой и боксом, поэтому знаком с предметом не понаслышке.)

Противники от души мотузят друг-друга, поочерёдно оказываясь в нокауте,но Стиву такое, в общем-то по душе, его стихия.Да и на кон поставлено слишком много — и в моральном, и в материальном плане.

Понятно, что без определённой сюжетной интриги рассказ выродился бы просто в художественное описание мордобоя. И такая интрига есть. В процессе боя Костиган попадает в натуральный цугцванг: абсолютно любой исход грозит нешуточными неприятностями.

А вот как именно герой нашёл выход из сложившейся ситуации, не посрамив ни себя, ни шведов, лучше почитать самостоятельно, благо рассказ небольшой.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Александр Грин «Бархатная портьера»

Spion, 9 февраля 2020 г. 10:05

Рассказ был опубликован только в 1933 году, уже после смерти автора. Ясно, что «Бархатная портьера» не относится к золотому фонду Грина, и сам писатель ценил его невысоко.

В самом деле, рассказ производит впечатление неаккуратно написанного, скорее даже чернового наброска и мне не понравился..

На этот раз никакой особой, гриновской романтики, да и связного сюжета.

Кроме места действия (выдуманный автором портовый Покет) в «Бархатной портьере» всё заурядно. Это скупое описание мытарств изрядно напившегося матроса в незнакомом городе. Вначале, поверив на слово что в некоем доме за бархатной портьерой должен располагаться элитный притон, Чаттер заявляется туда. Вполне предсказуемо, пьяного хулигана слегка проучили и даже

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
заставили декламировать ... Шекспира. С какой стати?

Практически сразу следует второй эпизод. Слегка протрезвевший матрос знакомится со странной мещанской семейкой, в кругу которой долго гоняет чаи, а затем возвращается на судно, слегка озадачив старика Баррилена своим неожиданным приобретением.

Вот, собственно и всё.

Иногда Грин даже из подобных безделиц мог создать чудесное произведение. Но это другой случай.

Тут действуют странные и уж точно не романтические герои, которые изъясняются ненатуральным языком. Стиль повествования тусклый, без ярких «гриновских» метафор. И совершенно заурядный, даже какой-то пошловатый финал — «Чаттер запустил руку в свою «бархатную портьеру», почесал грудь и лёг спать.»

И эта концовка принадлежит перу убеждённого романтика ?!

Честно говоря, грустно.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Александр Рудазов «Двуног прямоходящий»

Spion, 11 января 2020 г. 15:06

Человечество издавна с интересом относилось к братьям нашим меньшим. Не только в смысле их кулинарных достоинств и прочих практических ценностей, а и в смысле повадок, инстинктов и внутреннего устройства. Наиболее любознательные индивиды с энтузиазмом применяли (и продолжают использовать) мушек-дрозофил и беззащитных зверушек (курочить растения не так интересно) для опытов, делая затем глубокомысленные, но не всегда верные выводы..

Так, Луиджи Гальвани «В один из осенних дней 1780 года... подвесил на латунных крючках несколько лягушачьих лапок». Вопрос, где он их взял, конечно, риторический... Так был открыт гальванический ток, ошибочно принятый сим естествоиспытателем за «животное электричество». Что, впрочем не помешало ему увековечить собственное имя. Теперь же некоторые последователи Гальвани применяют порою его наработки к особо несговорчивым подопытным по всяким застенкам и подвалам.

К чему это я? Мы, возомнив собственную расу чем-то вроде царей природы, оставляем за собой право по собственному усмотрению судить и миловать прочих земных обитателей, подходя к ним с человеческими мерками. Уверен, что тот же подход в случае обнаружения обеспечен и инопланетным жизнеформам. Антропоморфизм, видите ли.

Готово ли само человечество стать подопытными образцами, для иной цивилизации? Как быть, если даже сама разумность сапиенсов окажется под сильным сомнением?

Рассказов с подобной фабулой существует достаточно. Произведений, в которых образ мышления и логика внеземного разума в корне отличны от человеческих — и того больше. Но Рудазов в своём рассказе постарался раскрыть тему как-то оригинально, с юмором и кроме того, неплохим языком. Однозначно понравился «дизайн» экспериментатора-самшима. Надоели уже зелёные человечки ). Неверные оценки уклада и потенциала землян основаны во многом, кстати, на несовпадении наших размеров, и главное, органов чувств. Человеческая реакция на «опыты» в рассказе, весьма правдоподобна — живая такая, эмоциональная; хотя сами по себе они могли бы быть поинтереснее.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Особенно радиоактивные кирпичи как-то не очень...

В любом случае, годный рассказ.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Джеймс Паттерсон «Явился паук»

Spion, 12 апреля 2019 г. 15:50

Детективно-психологический роман со странноватым названием: «И пришел паук («Явился паук» в другой редакции)». Кто же у нас паук? Сие тайна великая практически на протяжении всего текста.

Интуитивно понятно, конечно, что это вряд ли хороший человек ) Но по моим прикидкам на это звание претендовали минимум два персонажа.

Только под самый конец автор спохватился и буквально одной фразой подтвердил, таки да, это есть антигерой романа, маньяк-психопат Гэри Сонеджи. Под спойлер информацию не прячу, так как сам Джеймс Паттерсон выводит его на сцену практически сразу. И это правильно. Не гоже прятать от читательских глаз такого колоритного, тщательно сконструированного персонажа; достойного коллегу по цеху самого Ганнибала Лектера. Это страдающий раздвоением волк в овечьей шкуре, жаждущий всемирной славы, практически не оставляющий улик и обожающий играть в игру «Поймай меня, если сможешь!».

Годами Сонеджи отшлифовывает своё мастерство, а также план гарантирующий высокое место в национальном хит-параде кровавых маньяков, а то и гарантированное попадание в книгу Гиннеса.

«Хочу быть кем-нибудь» — его любимая поговорка. При этом он чертовски ловок, коварен и учитывает при планировании каждую мелочь. Но по иронии судьбы, в конечном счете неуловимый Сонеджи на них и попалился, так как именно случайные мелочи могут испортить любой Гениальный План.

Ловить же такого безупречного маньяка выпало весьма средненькому детективу Алексу Кроссу. Он полицейский психолог, особыми талантами не блещет, а основной фишкой является его расовая принадлежность, которая в романе выпячивается при всяком удобном случае.

За динамичной завязкой следует довольно серая серединка. За хитроумными действиями маньяка следить интересно, а за вялым расследованием и малоинтересными судебными разбирательствами — не очень. Сюжет на этой стадии скрашивает немного неожиданный, но с далеко идущими последствиями «служебный роман» нашего чернокожего героя и красотки из спецслужб. Но всё равно, получилось затянуто.

Тотальной монотонности «Паука» автору удается избежать благодаря разбивке текста на небольшие главки, частой сменой локаций и персонажей.

Сюжет значительно прибавляет темпа лишь в последней трети, вновь появляется почти утерянная интрига, и самые интересные сюжетные повороты сосредоточены именно тут!

История оказалась гораздо замысловатее, чем представлялась вначале, а Паттерсон заложил хороший фундамент для сиквелла.

В целом «Явился паук» хотя и не шедевр, но вполне годный полицейский триллер, с колоритным маньяком на главных ролях и скромным количеством нестыковок.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Лори Кинг «Возвращение собаки Баскервилей»

Spion, 18 марта 2019 г. 17:17

Суть произведения гораздо точнее отражена в его оригинальном названии — The Moor, то есть болото, торфяник. А более высокий коммерческий потенциал имеет, несомненно, название переводное. Вообще, издательские маркетологи расстарались: на обложке и Шерлок, и собака Баскервилей и бестселлер №1 и на этом убойном фоне лишь маленькими буквами имя автора.

Что же мы имеем под обложкой?

- довольно скучный, без намёков на динамику текст, который скрашивают разве что описание мрачных красот дармурских болот да провинциальных нравов;

- одинокий труп, «всплывщий» лишь в районе 250-й страницы;

- Мэри Рассел, женский, следовательно с более развитой интуицией эквивалент доктора Ватсона, к тому же призванной придавать тексту некоторую ироничность внутренними монологами;

- крайне странные семейные отношения в детективной семейке;

- знаменитого сыщика, на которого женитьба подействовало странным образом. Аналитические способности уже не те, вот и сигаретами стал баловаться...

- притянутую за уши злополучную собаку, которой уделено не более пары строк и в целом высосанный из пальца сюжет.

В целом занудное, надуманное произведение, имеющее очень мало общего с литературным прототипом. Читается со скрипом и без энтузиазма. Не лучшее из «Свободных продолжений».

Оценка: 6
– [  4  ] +

Джек Вэнс «Перевоплощение»

Spion, 7 февраля 2019 г. 22:05

Мистическая повесть, написанная, как мне показалось с единственной целью — представить собственную оригинальную концепцию потустороннего мира, вернее той среды, откуда черпают информацию медиумы. Другими словами, ещё одна попытка осмыслить на научном уровне общение с духами, явление призраков и прочую парапсихологию. Ну что ж, картина получилась непротиворечивой и содержащей внутри себя рациональное зерно. Вот только под конец старину Вэнса стало заносить

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
особенно что касается потусторонних ментальных единоборств с последующими воскрешением.

Большая и наименее интересная часть изложена весьма буднично, чуть ли не языком газетного очерка. Некоей фантастикой (настолько это надумано) на предложенном фоне выглядит разве что встроенный в повествование и вовсе не обязательный рассказ главного героя о собственном чудодейственном побеге из китайского плена во времена IIМВ. Побег, в процессе которого наш герой почем зря, переодевшись в форму советского полковника, колесил по внутреннему Китаю и советской Сибири. Вишенкой, несомненно, является следующий пассаж: «Помню, за мною гнались по улицам Читы. Я спрятался в каком-то борделе, украл чемодан и чью-то гражданскую одежду и смешался с толпой из восьмидесяти русских инженеров...»

Даже известный «любитель» Союза Р.Хайнлайн ничего подобного себе не позволял...

...Когда герой, «счастливчик» Дон Бервик таки телепортируется на небеса, что является как-бы логическим итогом опытов, сюжет начинает разворачиваться поживее, но в тоже время теряет былую правдоподобность и с трудом набранные баллы.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Джек Вэнс «Сджамбак»

Spion, 27 января 2019 г. 10:05

Рассказ начинается довольно интригующе и бодренько, но по ходу повествования растрачивает потенциал.

Похоже, что в начале было слово, вернее идея о невозбранном пребывании человека в вакууме.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Забегая вперёд, скажу что ничего сложного в этом нет — достаточно просто не дышать. :)
Идея странная и уж никак не научная.

Потом уже автор прилепил всё остальное. Безусловно, отдельные интересные идеи есть, но в целом получился на редкость схематично для Джека Вэнса прописанный мир, все усилия автор приложил к изображению многослойных интриг, плетущихся при дворе инопланетного султана. Собственно, описанию царящей в султанате византийщины посвящены две трети рассказа.

А финал, посвященный феномену сджамбаков (боже, неужели нельзя было выдумать слово попроще ?) скомкан и даже не остроумен.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Курт Воннегут «Большой вселенский Трах»

Spion, 6 декабря 2018 г. 14:04

Какой-то размытый памфлет в котором всё до кучи.

Впрочем, изложено очень по-воннегутовски: с черной иронией и небрежно, он в очередной раз обличает стремящуюся к саморазрушению цивилизацию. В целом не понравилось.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Гарри Гаррисон «Портрет художника»

Spion, 4 ноября 2018 г. 10:35

Помимо вполне понятной печальной социальной составляющей, автором прекрасно передана технология рутинного труда иллюстратора, о котором Гаррисон знал не понаслышке. Все эти стандартные позы, жесты персонажей, типовые не раз повторяющиеся приёмы...

В рассказе Гаррисону удалось предвидеть появление графических программ, убивающих как казалось автору творчество на корню, переводящего его в чисто механический процесс..

Труд иллюстратора графические редакторы облегчают, тут не поспоришь, хотя для истинного художника это не более чем удобный инструмент.

Однако Гаррисон не мог даже предположить, до какой степени может дойти опрощение процесса в его крайних проявлениях. Имею в виду доступность инструментов, да и готовых «болванок» (Вы посещали когда-нибудь Тролл.Ру, или аналогичные сайты ?), благодаря которым неразумная школота типа «творит», мегатоннами вываливая в Сеть, то есть на всеобщее обозрение, мегатупые троло-комиксы. Явление, абсолютно невозможное в годы написания рассказа.

Увы, любая медаль имеет оборотную сторону.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Дмитрий Липскеров «Осени не будет никогда»

Spion, 31 октября 2018 г. 21:53

Метаморфозы — дело для Липскерова обычное: люди превращаются в крыс, а крысы в людей. Причем и те и другие не замечают, в общем-то, значительного дискомфорта.

Основную сюжетную линию произведения выделить сложно. В целом, это калейдоскоп событий — грустных и трагичных, реалистичных и абсолютно фантастических...

Как и обычно в прозе Липскерова, все сюжетные ходы, а также герои: основные, второстепенные, и вовсе не обязательные завязаны в настолько плотный клубок, что представляют собой некий Гордиев узел.

Надо ли распутывать прихотливо запутанную нить повествования?

Думаю, что в принципе, это и не требуется: сам процесс чтения, наслаждения авторским словом увлекателен и самодостаточен. Липскеров прекрасно владеет словом, стиль его афористичени обладает неуловимым шармом... Это один из лучших современных русскоязычных авторов, ИМХО.

Что же до идеи ... Может быть, это тайна творчества; может книга о том, как отсутствие духовности и стремлений превращают человека в крысу; а может, о том что крысы лучше человека (честнее, хотя бы)...

Впрочем, а стоит ли искать идею как таковую? Это чистая Литература, которую всяк волен воспринимать индивидуально

Оценка: 8
– [  4  ] +

Андрей Ильин «Девять негритят»

Spion, 26 сентября 2018 г. 23:18

Неплохой маркетинговый ход — продвинуть свой товар, шлягер, опус оперевшись, так сказать, на плечи классиков. Вот и Андрей Ильин использует основную фабулу знаменитого произведения Агаты Кристи, следуя лучшим традициям классического английского детектива — замкнутое (куда уж более!) пространство и ограниченный круг вовлечённых в процесс корректировки локальной демографической ситуации лиц.

В выборе места преступления Андрей Ильин безусловно оригинален. Дело в том, что кровь на сей раз проливается на Международной Космической Станции. Весь сопутствующий антураж (космос, МКС, действие невесомости, невозможность полноценно провести расследование и что немаловажно, изолировать преступника) необычен и годно подсвечивает сюжет.

Фабула такова, что если бы автор слегка изменил название романа на «Девять негритят на МКС», то мы имели бы самую краткую рецензию на произведение, хотя

негритят и даже взрослых негров в сюжете не предусмотрено. Зато на МКС присутствует весьма разношерстный экипаж, примерно как в анекдоте: «собрались как-то раз американец, немец, японец и русский».

Как и заведено в подобных произведениях, у каждого персонажа имеются мотивы: у кого личные, у кого идеологические. С мотивами Ильину пришлось под напрячься, но в итоге, с грехом пополам весь коллектив МКС мотивами был обеспечен, пусть корявенько и политизированно... Читаешь, и диву даёшься — какое разнообразное отребье, оказывается, ошивается на орбите)))

Генералы и прочее американское наземное начальство разумеется, хрестоматийные болваны. Астронавтские характеры шаблонны. Вспоминаются расхожие в анекдотах штампы: русский матерщинник и алкаш, японец — истинный самурай, француз конечно же лягушатник (проводит на МКС опыты с лягушками, кстати), и т. д. по списку.

А книга писана в 2003 году... Удивительно.

Ну а как детективчик получилась она весьма неплоха, интригует. Автор умеет весьма качественно морочить читательские мозги. Трупов становится всё больше, а туман всё не рассеивается...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Единственное, в чём я был изначально уверен, что убийца — не русский (по понятным соображениям), да и то пару раз засомневался.
Разгадка с ходу не даётся, сюрпризы по тексту приготовлены.

Стиль произведения энергичный. Текст разбит на микроскопические главки, калейдоскоп космических и земных локаций, откаты в историю не дают заскучать. Всё же вдумчивое редактирование не роману помешало бы, так как местами чуток пошло, местами чуток неуклюже.

Если очень напрячься, то можно найти и нестыковочки, но они не принципиальные и простительные — чай, не Агата Кристи.

ВЕРДИКТ: Детектив с годной интригой и оригинальным антуражем, интрига не отпускает и позволяет приятно провести вечерок.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Десмонд Бэгли «Бег вслепую»

Spion, 9 ноября 2020 г. 17:42

«Обременить себя трупом значит оказаться в сложном положении, особенно если к трупу не прилагается свидетельство о смерти». Не могу припомнить триллер, который бы начинался столь же энергично.

Перед тем, как взяться за книгу, Десмонд Бэгли основательно изучил шпионское дело. А может быть, и сам практиковал (биография писателя вполне позволяет).

Ушедшего в виду определённых обстоятельств на покой шпиона привлекают к казалось бы, невинному заданию: доставить небольшой сверточек из точки А в точку Б. Даже не взирая, что события разворачиваются в Исландии (хорошо, что летом), годного триллера из такой банальной ситуации на вымутить. Закономерно, что на пути возникли непредвиденные препятствия и вот уже за Аланом Стюартом с огромным энтузиазмом охотятся спецслужбы как минимум трёх государств. Отставного агента, аки зайца гоняют между гейзерами и по лавовым полям Исландии. Он не супермен, но, бесспорно, профессионал.

Учитывая, что роман писался в разгар холодной войны без русских таки не обошлось: «Русские имеют больше не занимающихся рыбной ловлей траулеров, чем любая другая нация».

Скучать во время чтения не придётся — сюжет тщательно закручен и что гораздо важнее, логичен и правдоподобен. Спецагенты, как и положено, занимаются подковёрными единоборствами, содержание таинственного свёртка становится известным лишь на последних страницах. Оно весьма любопытно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Электронный модуль, который... ничего не делает
.

Если и есть в сюжете натяжки, то минимальные.

Уверенное знание специфики спецслужб, исландских реалий и внимание к деталям придают тексту правдоподобность. Перевод добротный, читается легко. Разве что полуметровые исландские имена и географические названия немного напрягают. Пока разберёшься с названием какого-нибудь вулкана, так извержение и закончится.)

Много не относящейся непосредственно к сюжету, но занимательной информации: можно узнать, например, для чего нужен сген дабх или зачем закапывают в песок акулье мясо.)

Уверенно рекомендую.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Джон Гришэм «Вне правил»

Spion, 12 марта 2020 г. 15:36

Юридический триллер, в котором мало выстрелов, мордобоя и прочего кунг-фу.

Зато есть многоопытный адвокат Себастиан Радд — блестящий знаток тонкостей судопроизводства, различных лазеек в законах, психологии, обладающий к тому же нужными связями как в среде преступников, так и слуг правопорядка. Не всегда чистый на руку, но харизматичный герой.

С самого начала автор задаёт хороший темп, увлекая читателя любопытными делами, впрочем довольно типичными для Радда. Показанная без прикрас правоохранительная система, вернее её закулисье, техника работы адвоката, её хитрости и тонкости, неожиданные тузы в рукаве увлекательны для любого читателя. А для практикующего юриста — «Вне правил» и вовсе эффективное учебное пособие.) Впрочем, как и другие книги Гришэма.

Надо сказать, что необычность адвоката Себастиана Радда заключается не столько в его бронированном фургоне-офисе, а скорее в эксклюзивности дел, за которые он берётся.

Иногда побудительным мотивом является собственная борьба за справедливость, иногда — «производственная» необходимость, а за некоторые из дел ему приходится браться и по принуждению (бывает и такое).

В любом случае, ввязавшись в процесс, мистер «Крутой Адвокат» выкладывается до последнего, по возможности стараясь держаться в рамках закона и не считаясь с затратами. (Кстати, зачастую ему приходится привлекать собственные и немалые средства, что уж точно не типично для адвоката.)

И вот, после энергичной завязки, углублённого знакомства с ГГ и другими ключевыми персонажами, вроде его стервозной б/у жены, Крёстного Отца местного масштаба и колоритного пройдохи Арча Свэнгера, казалось-бы несвязанные между собой эпизоды начинают постепенно слипаться в тугой узел и Радду становится реально не до смеху.

Резкая смена направления сюжетной линии,и внимание плюс симпатии читателя достаются рисковому адвокату. ... и тут Джон Гришэм проявляет подлинное мастерство, позволяя выпутаться своему аватару из практически тупиковой ситуации без единого припасённого рояля. Браво!

Роман действительно хорош — своими героями, сложной интригой, нестандартными сюжетными ходами и напряженной атмосферой.

Это тот редкий случай, когда завлекалочка «Бестеллер №1 NYT» на обложке вполне справедлива и не вызывает раздражения.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Уильям Тенн «Лимонно-зелёный громкий как спагетти моросящий динамитом день»

Spion, 26 февраля 2020 г. 09:35

Уж не знаю, что заставило включить издателя сей опус в целом неплохой авторский сборник «Огненная вода».

Рассказ представлен в форме свидетельских показаний некоего Леонарда Дракера о странном умопомешательстве, охватившем г.Нью-Йорк, округ Манхэттен.

По мере чтения, я всё надеялся что унылый текст вытянет какой-нибудь яркий сюжетный поворот или же неожиданная концовка, или глубокомысленная мораль. Увы...

Наверное, автор старался сделать читателю «смишно»... Вполне возможно, что рассказ мог бы вызвать несколько скупых «ха-ха» у замшелых нью-йоркеров, узревших в сем фельетоне сатирические выпады на злобу тогдашнего (1967) дня...

Мне же рассказ показался несмешной чепухой.

Оценка — 2. (Балл добавлен за прочие литературные достижения Уильяма Тенна).

Оценка: 2
– [  3  ] +

Карен Андерсон «Тартесский договор»

Spion, 21 января 2020 г. 17:20

Оригинальный вариант альтернативной истории, причём хорошего литературного качества и с убедительным античным антуражем.

Почти сразу же стало ясно, что переговорщики со столь различными взглядами и интересами вряд ли смогут прийти к удовлетворяющему обоих решению. И это только подогревало интерес в процессе чтения: что же нам сможет в финале предложить автор?

Развязка истории показалась мне изящно неожиданной и просто удачной:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
так сказать, и кентавры сыты и посевы целы.)
.

А то как знать — может быть и в самом деле соперничающие группировки истребили бы друг друга, если бы не договор...

Оценка: 9
– [  3  ] +

Эрл Стенли Гарднер «Дело о девушке с календаря»

Spion, 7 января 2020 г. 19:06

Адвокат-правдолюбец Перри Мейсон вновь на тропе войны.). Известно, что он с непременным успехом распутывает в суде самые сложные дела.

Как и положено хорошему адвокату, основной упор он делает на собственные аналитические способности и непревзойдённую интуицию. В этот раз Мейсону приходится выручать строительного подрядчика, ставшего жертвой вымогательства и одновременно подозреваемого в убийстве. А потом выпутывать из прокурорских щупалец ещё одноьго клиента, хотя обвинение располагает, казалось бы, железобетонными уликами.

Дело на мази, улики и подозреваемые — под рукой, но неугомонный адвокат, сопостаив имеющиеся факты и доверяя собственным подзащитным на 100%, что само по себе авантюра, выигрывает процесс. Понятно, что залог успеха — развитая интуиция, игра на опрежение и помощь верной секретарши Деллы Стрит. А также въедливость, умение оперировать фактами, выверенная логика и умение припасать до поры-времени ключевые аргументы.

Кроме того, ожидать каких-нибудь поблажек никому, включая окружного прокурора от нападшего на праведный след Перри Мейсона не стоит.

Обратил на себя внимание один момент — обычно герои, а вместе с ними и авторы детективных опусов крайне негативно относятся к официальным органам, выставляя их в глупом ракрусе ограниченных и ленивых служак. Бывший в течении довольно продолжительного периода практикующим адвокатом, Эрл Гарднер, вполне осознал нелёгкую полицейскую долю: «В нашей работе вообще нельзя быть ни в чем уверенным заранее. Мы просто идём по следам и из сотни следов в конце концов находим тот, что на нужен.»

Тем не менее, всякие профессиональные симпатии со стороны Перри Мейсона исключены.

Роман густо пропитан атмосферой 50-х годов прошлого века и многие его моменты не сработают на сегодняшний день. (наличие сотовых телефонов, например). Зато, по ходу романа читатель знакомится с механизмом и тонкостями судебной системы Соединённых Штатов.

Сложно сказать, насколько изображённая картинка соответствует реальности, но чувствуется, что правосудие за океаном это не пустой звук.

Не идеальный, но вполне заслуживающий внимания, детектив.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Джеральд Даррелл «Натуралист на мушке»

Spion, 26 августа 2019 г. 19:45

По сути, это сборник очерков, составленный по итогам съемки телесериала о природе. И конечно же, такой наблюдательный и ироничный человек, как Даррелл не мог пройти мимо уймы комичных моментов, сопровождающих сей многосложный процесс.

Особенно забавны портреты режиссёров сериала — это истинные люди искусства, да!

Однако истинными героями книги выступают зверюшки, моллюски, птицы и пр. существа, в своей естественной среде обитания — диких и не очень уголках природы. От пустынь до заброшенных пустырей Нью-Йорка, всюду кипит разнообразная жизнь, стоит лишь присмотреться!

И Даррелл, с огромным терпением и наблюдательностью, достойной восхищения, всматривается в любого паучка. Легко, абсолютно не перегружая читателя (может быть, потому что и сам он любитель, а не зоолог-профессионал), автор сообщает кучу интереснейших фактов.

Книга написана настолько увлекательно, что к любому описанному созданию, будь то даже черви-планарии, поневоле проникаешься симпатией. Тем более, что вся информация приправлена добрым юмором.

Может быть, это и не лучшая книга Даррелла (вопрос спорный), но она заслуживает всяческого внимания всех любителей природы.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Томас Тессье «Причуды ради»

Spion, 21 мая 2019 г. 16:51

Умело написанный рассказ, финал которого в меру жуткий и загадочный.

Вплоть до самой кульминации события развиваются неспешно и вполне правдоподобно. Тем более неожидана кульминация, которая накрывает читателя практически без всякой подготовки.

Что за жуткая секта? Откуда появлялся материал для её творений? В чём смысл ритуала? Рассказ был бы более увлекателен, если бы нам удалось чуть больше про это узнать. Но все ответы остались за кадром...

Оценка: 8
– [  3  ] +

Владимир Котов «Пристанище»

Spion, 18 апреля 2019 г. 16:01

Видимо, автору рассказа тоже попадалась на глаза гуляющая по интернету гипотеза о том, что кошки это, дескать, инопланетяне. Вот и решил сочинить что-то этакое на тему... К тому же, и фамилия как бы обязывает).

Рассказ получился коротенький, остатки интриги — разрушены практически сразу,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
после упоминания о мышах-грызунах.

Получилось так себе, можно было бы и поинтереснее написать.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Боб Шоу «Порочный круг»

Spion, 4 февраля 2019 г. 15:22

Неплохой рассказ.

Однако, чревато вводить законы, подобные упомянутому в рассказе — этак запросто можно скатиться к эпидемии непреднамеренных убийств, когда старикашки да разные уроды будут почем зря провоцировать красавчиков на решительные действия )

Оценка: 9
– [  3  ] +

Альфред Бестер «Пи-человек»

Spion, 19 декабря 2018 г. 23:10

Очень интересная идея.

Вот только «компенсатор» очень смахивает на обычного шизофреника, одержимого помимо основной болячки манией преследования, мегаломанией и черт ещё знает какими тараканами. Охотиться за ним должны не спец службы, а санитары.

И рассказ, ведущийся от первого лица, когда все «подвиги Геракла» приходится принимать на веру лишь подтверждает эти подозрения.

Быть может, обретённая любовь, надеюсь вполне реальная, поможет герою сместить точку сборки.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Джек Вэнс «Очарованная принцесса»

Spion, 18 декабря 2018 г. 21:12

В данном рассказе Джек Вэнс отошел от описания внешнего Космоса и обратился к исследованиям Космоса внутреннего.

По жанру это психологическая драма со слегка детективным уклоном. В принципе, и фантастика тут почти не присутствует — так, только одно допущение... В рассказе Вэнса рассматривается ситуация, когда глаза являются «зеркалом души» не в метафорическом, а самом прямом смысле. А образы, генерируемые мозгом, становятся товаром. Впрочем, могут стать и доказательством преступления.

Любопытно, что Кэрол, «очарованная принцесса» предстала в образе Василисы Прекрасной из сказки. Интерпретация русской сказки выглядит немного странной, лучше автору удался эпизод с циклопом Полифемом. Впрочем, так видимо и должно быть с образами, созданными лишь силой воображения...

И всё-таки, несмотря на оригинальную идею и определённую философичность, рассказ получился слишком мелодраматичным и неубедительным, слишком уж многое натянуто. Определённо не из лучших творений.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ли Брэкетт «Цитадель утраченных лет»

Spion, 5 декабря 2018 г. 00:12

Весьма проходная, с недостаточно проработанным сюжетом, я бы сказал, бюджетная повесть.

Сюжет прост. Людская раса порабощена злобными новчами — новыми человеками?. Вроде бы где-то вдали, в загадочной Цитадели хранятся надёжно спрятанные знания предыдущих поколений. Вот небольшая группа сопротивления за ними и отправляется. Это практически всё. Остальное минимизировано —

минимум приключений и сюжетных поворотов, минимум описаний окружения, бытовых подробностей и предыстории. Минимум героев и раскрытия их внутреннего мира. Сюрпризов по тексту не ждите — всё ужасно скучно и схематично. И линейно. Из точки А в точку Б...

Понятно, что на этой скудной основе читателю невозможно представить предлагаемую картину мира

Действие происходит в какой-то слабо прописанной абстрактной реальности. Лишь по вскользь упомянутому Нью-Йорку понятно, что это наша старушка-Земля. А так мог бы быть и Марс, или другая какая планета.

Непонятен ничтожный технологический уровень новой цивилизации — ведь прошло 12(!) тыс. лет со времён случившейся катастрофы. Да и методы применения вновь обретённых знаний тоже. Так далеко авторская фантазия просто не простирается, а база для самостоятельных домыслов минимальна.

Есть интересная (по поводу Солнца) идея. Ещё одна не менее интересная идея (ментального переселения сущностей) по-родственному позаимствована из цикла «Звёздные короли» Эдмонда Гамильтона. Остальное в тексте ближе к типичному pulp-fiction, одноразовому развлекательному чтиву.

Повесть без возрастных ограничений, но вряд ли она заинтересует современных детишек.

Оценка: 6
⇑ Наверх