FantLab ru

Все отзывы посетителя 240580

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Лоуренс Мэннинг «Город сна»

240580, 29 ноября 18:43

К сожалению, мне так и не удалось достать недавно напечатанную книжку Мэннинга «Человек, который проснулся». Потому пишу отзыв на то, что есть – третий рассказ из данного цикла.

Недавно один лаборант очень аргументированно и долго меня убеждал в том, что погружение в виртуальную реальность всего человечества – оптимальный вариант нашего будущего. Мол, там все мечты осуществимы. Если тут ты нищий, ездишь на старом жигулёнке, то там ты богач, рассекающий на лимузине. Да что там мелкие желания, там ведь целый мир, огромная Вселенная…

Я же придерживаюсь иного мнения. Если мы бросаем реальный мир и погружаемся в обманку, ну… Это многое говорит о нас. Мы убегаем от проблем. Это как ребёнок, который предпочитает не отвечать за свои поступки, а спрятаться за мамкин передник…

Так и в рассказе «Город сна». В 15-м тысячелетии н.э. человечество подошло к тому, что прикольнее спать, чем бодрствовать. Ну, а что – во сне ждут тебя красавицы и приключения, а тут – что интересного? Главное, всё такое реалистичное!

А начало было безобидным – помощь слепым и инвалидам, которая превратилась со временем в блажь для большинства.

Главная дилемма рассказа – моральный выбор. Если ты бросаешь обслуживание спящих, идя в пустошь основывать с нуля поселение бодрствующих — ты «дезертир». Из длительного сна не возвращаются к реальной жизни, из такого состояния «выпасть» можно лишь в смерть, потому дистрофические тела живых трупов нужно поддерживать касте учёных. Если же несколько сотен учёных будут и далее продолжать обслуживать миллионы спящих, то скорое исчезновение цивилизации себя ждать не заставит. Детей рождается всё меньше, а спать ложатся всё больше.

Выход, предложенный Мэннингом, спорен, но имеет право на жизнь.

Рассказ довольно интересен, но есть несколько неправдоподобных моментов. Почему никто не догадался до мысли о бегстве за многие сотни лет до того, как её подкинул пришелец из прошлого, очнувшийся из анабиоза? В 1933 году, конечно, было невдомёк, что действие атомной «бомбочки» или «гранаты» совсем не похоже на то, что описано в рассказе.

Итого. Рассказ натолкнул на интересную мысль. Мы ведь тоже делимся на спящих и живущих в реальности. Большинство из нас – конформисты, которые привыкли, им уютно и понятно во сне. Некомфортно или страшно просыпаться. Другие – нонконформисты, органически не приемлющие правил сна. Кое-кто называет таковых борцами с ветряными мельницами. Первых много, но они аморфны, вторые – активны, но их мало. Неужели, как и в рассказе, совместить первых со вторыми так и не выйдет?

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Олаф Стэплдон «Из смерти в жизнь»

240580, 26 ноября 20:58

Каждый раз, читая очередное произведение Олафа Стэплдона испытываешь ни с чем не сравнимое чувство трепета перед холодным величием вселенских бездн, проникаешься нездешним чувством тревоги, гордости и горечи за Человека, поражаешься размахом замыслов Автора. Романы Стэплдона – словно разные стороны одного явления, различные вариации единого подхода. Подход этот так или иначе связан с проблемой Человека космического.

Роман «Из смерти в жизнь» (1946), наверное, можно назвать квинтэссенцией всей фантастической философии Олафа Стэплдона. В нём мы можем увидеть множественные отсылки и настоящие ключи к своим более ранним работам, да и вся авторская концепция видения разумного мироздания проступает тут в наиболее явственном, завершённом виде.

Характерная черта большинства романов Стэплдона – отсутствие персонажей и сюжета в классическом понимании этого термина. Условным героем рассматриваемого романа можно считать Дух Человеческий. Что такое Дух? Это нечто труднопредставимое в реальном мире. Это некие незримые узы, объединяющие разумных существ рода Homo, единство всех людей в одной суперсущности. Чем больше люди идут навстречу друг другу, устраняют внутривидовое противостояние по классовому, национальному, политическому или какому-либо иному принципу, тем сильнее Дух Человеческий. Эта концепция слегка перекликается с понятиями субъективного и объективного духа у Гегеля, но дух у Стэплдона – не что-то абстрактное, а обладающее самосознанием явление.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Павел Амнуэль «Поэзия и истина суть одно...»

240580, 26 октября 21:02

Очень интересная зарисовка. Впервые прочитал о философском (не побоюсь этого слова – космологическом) труде Эдгара По «Эврика». Никогда бы не мог подумать, что в те годы люди могли высказывать такие космистские идеи, основываясь на очень, мягко говоря, шатких научных знаниях. Гениальное предвидение? Возможно. Так или иначе, автор статьи сумел показать связь науки и «поэзии», заинтересовав самим первоисточником.

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Фредди Ромм «От многия знания»

240580, 26 октября 20:58

Очень остроумная миниатюра. Получил массу позитивных эмоций, читая эту небольшую зарисовку. Поучительно – иногда лучше не знать того, что хочется. Не всякое знание человек способен переварить.

И да, буддистам читать обязательно:).

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Леонид Ашкинази «300»

240580, 26 октября 20:52

Сценарий «спящий проснётся» не нов в истории фантастики. Вряд ли автор повести привнёс что-то новое в такого рода развитие событий. События поданы с двух сторон – от имени тех, кто лежит в криогенном сне и современников – обитателей прекрасного будущего. Однако, как ни странно, читать было не скучно и даже интересно. Наверное, потому, что были даны кое-какие научно-технические ограничения, отчего происходящее не кажется таким уж фантастическим, а также задана неплохая интрига, динамика которой держала до конца.

К сожалению, развязка немного разочаровала. Так и не было показано то, ради чего всё это начиналось и с такими сложностями проводилось. Больше ничего не скажу, не хочу кому-то портить спойлером желание прочитать повесть.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Василий Головачёв «Пришествие»

240580, 7 октября 21:40

Если честно, после повести «Непредвиденные встречи» особого желания читать продолжение романа-эпопеи «Реликт» не возникло. Ничего особо утопического там (как впрочем, и в «Пришествии») не было. Мир как мир, хоть и вполне себе обустроенный, судя по атмосфере, но не особо расписанный. К тому же при знакомстве с обеими книгами не покидало ощущение, что перед тобой какой-то филиал «Полудня». Ну да бог с ним.

Что же всё-таки сподвигло читать цикл далее? Нет, не сюжет. Читать полкниги, как упёртые земляне безуспешно пытаются догнать Супероборотня, который идет тупо по прямой и остаётся неуловимым было как-то… Не очень увлекательно, скажем.

Если не сюжет, тогда что? Наверное, идея реликта. Точнее её масштабность.

Ну что же, посмотрим, не будет ли выхолощена эта масштабность идеи в последующих романах.

Пока что две первые книжки цикла уверенно подтверждают звание твёрдых среднячков.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Олаф Стэплдон «Last Men in London»

240580, 4 сентября 11:48

Еще один роман — величественный философский манифест Олафа Стэплдона, к сожалению, не переведенный на русский язык. Сюжетно и идейно стоит между предыдущим романом «Последние и первые люди» и последующим «Странным Джоном».

«Последние люди в Лондоне» — своеобразный спин-офф (мидквел?) истории, которую Стэплдон рассказал в «Последних и первых людях». Там речь шла о двухмиллиардной эволюции человеческой популяции, в результате которой появлялись многочисленные расы людей. Их обличие было самым разнообразным, так же, впрочем, как и общественное обустройство. В «Последних людях...» больше места уделяется именно восемнадцатым людям, последней расе.

Выскажу несогласие с предыдущим комментатором. Стэплдон в этом романе излагает много мыслей по поводу социальности и высшего смысла существования Человека. Философия космизма буквально разлита по страницам романа. Нет смысла спойлерить, вещь по-настоящему достойна для прочтения и формирования собственного отношения к творчеству автора.

Однако для справделивости отмечу, что окончание романа выглядит немного сумбурным. Дело в том, что здесь, очевидно, автор изложил черновик своего замысла, который позже воплотился в романе «Странный Джон». Кроме того, немного удивляет чрезмерное увлечение автора фатализмом. Де-факто Степлдон переделал финал предыдущего романа — тут затея с панспермией не удалась.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Михаил Герчик «Лети, Икар!»

240580, 8 августа 20:42

На Фантлабе недавно обсуждался вопрос о влиянии Ефремова на Герчика (или наоборот, оба писали и издавались примерно в одно время). Ну, на мой личный взгляд, о каком-то сходстве с «туманностью Андромеды» вряд ли приходится говорить. Разве что имя одного из героев Нор Инд (в «Туманности ...» — Эрг Hoop) и наличие общей для обоих авторов идеи закономерной эволюции разума во Вселенной, которая обязательно должна привести к появлению человека. В произведении Герчика также говорится о том, что разумные инопланетяне должны быть гуманоидами; больше того, если уж они преодолели притяжение собственной планеты, то обязательно должны быть гуманистами, других вариантов не предвидится.

Продолжая тему аналогий и параллелей, следует сказать, что сначала этот текст напомнил довоенную фантастику с ее схематизмом, рублеными фразами, казенными диалогами. Но первое впечатление оказалось ошибочным и дальше, по мере чтения, стало ясно, что произведение является характерным представителем оптимистичной фантастики 1950-х — 1960-х, полной веры в освоение космоса и романтики межзвездных полетов. Особенно степень наивности и сюжетных натяжек растет во второй части повести, автору явно не удалось раскрыть внутренний мир влюбленной женщины или правдоподобно изобразить образ 6-7-летнего мальчика. Но все это с лихвой компенсируется вполне оригинальным напряженным сюжетом, от которого сложно отвлечься.

А еще Герчик опередил на полтора десятилетия Александра Казанцева с его «Фаэтами» (1973), показав опасность ядерной гонки. Цивилизация марсиан погибает от последствий атомной войны.

Больше всего бросилось в глаза при прочтении повести сходство с творчеством Олеся Бердника. Во-первых, речь. Читал русский текст, но время от времени возникало ощущение, что это какой-то потерянный текст Бердника, столь похожей была стилистика. Во-вторых, явные сюжетные параллели со «Звездным корсаром», особенно с линией Ура. Оставленный после катастрофы на попечение киберняньки ребенок (дети), путешествие влюбленной инопланетянки на Землю вместе со своим избранником, оживление мертвого родителя (родителей), высадка космического Прометея на планету с первобытными людьми — все это есть в обоих произведениях. Название корабля Ар в Герчика, цивилизация Ара у Бердника, биотоки — энергия мысли... Кстати, рассказ «Межзвездная нянька» был опубликован сразу после публикации повести Герчика — в 1961 году.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Василий Головачёв «Непредвиденные встречи»

240580, 6 августа 20:12

Первая половина произведения целиком и полностью лежит в плоскости приключенческой фантастики. Когда читаешь о группе землян, которые всерьез и надолго застряли на враждебной планете, поневоле вспоминаешь «Страну багровых туч». Как и там, разъезжающие на вездеходе по чужому бездорожью люди терпят всевозможные невзгоды. Время от времени, ряды исследователей редеют, хотя упрямство вновь прибывших делает им честь. Но, в отличие от «Страны…», космические рейнджеры рассекают не по Венере, где, как известно, нет разумной жизни, а по страшному и ужасному Тартару, на котором, по сюжету, многое говорит о присутствии причудливой разумной жизни. И тут уже включаются параллели с «Солярисом» — чуждый разум, форма существования которого кажется сплошным абсурдом, проблема межвидового, разноуровневого взаимодействия и понимания.

Большая часть книги описывает опасные экспедиции, постоянную борьбу с проявлениями чуждого разума в атмосфере нешуточной давки на нервы главных героев при непосредственной угрозе их жизням. Кажется, все это будет длиться до последней страницы и анализировать, говорить о смыслах, пардон, не имеет смысла. Мол, читай и просто наслаждайся не особо перегруженной всяким идейным багажом старой доброй фантастикой. Но Василий Васильевич сумел-таки удивить под конец повести. Тайна «паутин», «гравистрелков», «любопытников», «городов», «серых призраков» и других атрибутов Тартара в самом конце немного приоткрывается.

И не беда, что разумная жизнь человечества измеряется жалкими тысячелетиями. Если человек спасует, отступит перед сверхвысокой планкой тайны – это будет его поражение. Пусть миллиарды лет эволюции разума из предыдущей Вселенной пока кажутся ветряной мельницей, которую невозможно взять напором познания. Пока будет длиться процесс, а когда-то, кто знает, и результат не заставит себя ждать. Непредвиденные встречи рано или поздно приведут к новым открытиям.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Олаф Стэплдон «Тьма и Свет»

240580, 28 июля 22:34

Роман «Тьма и Свет» (1942) во многом перекликается с двумя его предыдущими, более известными книгами «Создатель звезд» и «Последние и первые люди». Как и в предыдущих романах, повествование идет от лица обезличенного, почти незаметного персонажа, некоей точки обзора; задействованы большие исторические периоды; затронута тема естественной и искусственной эволюции человека и др. Однако здесь мы видим и кое-что новое. Для «Тьмы и Света» таковой есть точка бифуркации, когда после определенного исторического этапа события одновременно развиваются в двух разных направлениях и не ясно, речь идет о параллельных вселенных, где разные варианты одного того же мира существуют одновременно, или это только потенциальные возможности развития будущего.

Еще одна характерная черта Стэплдоновского письма — трагизм, который перерастает в рок, однако с парадоксальной надеждой на будущее оптимистическое перерождение. Так и в этом романе — как в темной, так и в светлой частях видим трагические нотки исчезновения человека как вида, однако когда-то и кто-то дальше понесет прометеев огонь разума. Все, что прожито и стерплено не было напрасным.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ярослав Веров, Игорь Минаков «Десант на Европу, или Возвращение Мафусаила»

240580, 15 июля 11:29

Итак, вторая книга цикла «Трикстеры». Собственно, у книжки те же достоинства и те же недостатки, что и у первой. В любом плюс уже за сам жанр – попытку построить что-то вроде социально-технической утопии. Фаланстеры, Всемирный Совет Фаланстеров, глобальная сеть Ирма, механорги – все это чудесно, но, к сожалению, почти не раскрыта жизнь обычного человека в этой утопии. Вместо этого видим борьбу за ее сохранение с неведомыми агрессорами.

Показалась интересной мысль о том, что каждая цивилизация во Вселенной должна проходить технологический этап, который доходя до определенного момента, достигает точки невозврата. Это когда биологическое соединяется с техническим.

Не понятно, что там с третьей частью. Прошло уже больше 10 лет, а роман всё ещё значится как «не окончен».

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Кирилл Берендеев «Люди с серой кожей»

240580, 5 июля 19:51

Хорошо, что автор предупреждает в начале рассказа о том, что фабула-сюжет не претендует на научность. Поскольку придираться есть к чему в плане научной достоверности. Неандертальцы показаны сущими пацифистами, практически не умеющими драться, и это при своих внушающих габаритах и выносливости. У кроманьонцев царит патриархат (!), существуют союзы племён (!!), появляются предпосылки социального расслоения (!!!) Короче, выпускнику истфака читать надо без особого пристрастия, через абзац.

Хоть рассказ и фантастичен в плане исторической достоверности, однако обладает весьма недурственными литературными достоинствами. Хорош язык. Иногда ловишь себя на мысли — а почему неандертальцы общаются так, словно они студенты-филологи?:) Обилие абстрактных понятий и обширный словарный запас, философский финальный посыл как-то не увязываются с устоявшимся образом палеолитического человека.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Уолт Шелдон «Время вышло»

240580, 5 июля 19:47

Любопытный рассказ. Старая как мир тема – последствия изменений в прошлом, эффект бабочки. Что будет, если знания о будущем попадут в руки заядлого милитариста, не мыслящего себя вне военной системы координат?

Каждый должен нести ответственность за свои слова и поступки – читаем между строк.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Михаил Гельфанд «Смертный»

240580, 5 июля 19:42

Атмосфера рассказа чем-то напомнила фантастику «Искателя» границы 1980-х – 1990-х. Держит интригу до конца. Рубленные, очень лаконичные предложения словно бы подчеркивают особенности внутреннего мира и мировоззрения молодого человека, родившегося уже после падения цивилизации, представляющего ее лишь по рассказам взрослых.

Ответственность ученого за свои изобретения и апокалипсис – темы для фантастики не новые. Однако автор по-своему это обыграл и добавил сюжет с выведенной расой сверхлюдей. Интересно, хотя немного пессимистично.

Вопрос вызвал поступок отца главного героя – почему он, имея такой смертоносный арсенал, не обратил его против своих хозяев-антагонистов, «ограничившись» слишком размножающимися южанами?

Выбор протагониста в конце рассказа неочевиден, отдавать предпочтение надо между плохим и суперплохим: между деградантами, которые (возможно!) вернут себе человеческий облик и полубогами, презревшими человеческий род и, очевидно, несущие свой крест ответственности за произошедшее. Разрешение дилеммы не показано, однако на него намекает само название рассказа.

Наверное, лучшее произведение в номере.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ярослав Веров, Игорь Минаков «Десант на Сатурн, или Триста лет одиночества»

240580, 27 июня 15:14

Чем будет занят человек, если у него уже всё есть, а нужда в труде отпадает? Глобальная мамаша-сеть посредством вживлённых в 6-летнем возрасте чипов беспокоится и ухаживает за каждым членом общества. Зачем куда-то летать и что-то там исследовать – есть ведь автоматические космические аппараты. Зачем вообще чем-то заниматься – удовлетворяй свои потребности, развлекайся в виртуале. Естественно, кое-кому не нравится такое положение вещей. Группа не то экстремистов, не то заигравшихся подростков решила удалить чипы и жить без мамкиной опеки. А некоторые вообще надумали воевать с ней…

На самом деле авторы вплотную подходят к ответу на главную теоретическую закавыку технокоммунизма (в своё время я говорил о том, что технологическая утопия таит в себе много подводных течений). Ярослав Веров и Игорь Минаков не дают готовых рецептов для жизни в технораю, но преподносят пищу для размышлений на эту тему. То, что поначалу казалось псевдоутопией не совсем псевдо-, а некоторые герои просто запутались в трёх соснах своего мировоззрения…

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Олаф Стэплдон «Сириус. История любви и разлада»

240580, 8 июня 20:40

Сириус во многом схож со Странным Джоном из другого романа Стэплдона. Оба они – отщепенцы среди своего окружения, оба шагнули далеко вперед от предковой формы. Оба убивали. Однако почему Сириус более симпатичен читателю, чем Странный Джон? Наверное, потому, что Сириус, будучи чуждым телесно, несёт в себе человеческое начало. Пребывая в диалектическом единстве и трагической борьбе с этой частью своего естества, Сириус нам многократно ближе и понятнее Джона, провозгласившего себя сверхчеловеком.

Спасибо Автору за этот прекрасный роман, за глубокое погружение во внутренний мир неожиданного и такого одинокого персонажа…

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Майкл Бенсон «Космическая Одиссея 2001: Как Стэнли Кубрик и Артур Кларк создавали культовый фильм»

240580, 31 мая 15:08

Обычно не пишу отзывы на фильмы. В отличие от литературы кинематограф воспринимается через зрительные образы. Кино — это адаптация книги или сценария под короткий формат фильма. Тут многое уже прошло через видение постановщиков, сюжет трансформирован под понимание режиссера. Потому выскажу свое субъективное мнение – «веселые картинки» очень редко достойны анализа.

Но речь будет идти о книге. Изначально к концепции книги о фильме относился критически, потому и особой радости от получения подарка не испытал. По мере же чтения пришлось изменить свое мнение.

«Космическую Одиссею» посмотрел первый раз где-то в районе 20 лет. Был шокирован, когда позже узнал, что фильм снят в далеких 1960-х – настолько все было свежо и правдоподобно сделано. И сейчас чудеса аналоговой эпохи выглядят достойно даже в сравнении с крутыми современными спецэффектами.

Автор книги проделал очень большую работу – собрал воедино все, что известно об истории создания, съемках и показах данной киноэпопеи. Были обработаны мириады воспоминаний, записей, а также работы предшественников.

Безусловно, центральной фигурой книги есть Стэнли Кубрик. Именно он сумел выжать из съемочного коллектива невозможное. Многие актеры, гримеры, осветители были благодарны режиссеру за то, что тот дал им бесценный опыт, практически заставил раскрыться скрытым талантам и возможностям. Во время съемок все работали на пределе.

Из книги читатель узнает множество самых интересных фактов. Например, то, что первоначально критики и коллеги Кубрика (например, Тарковский) фильм не поняли и откровенно ругали. Огромный плексигласовый монолит, который был заказан за полмиллиона долларов, так и не использовали во время съемок. Какие неимоверные ухищрения довелось проделывать, чтобы создать удивительно реалистичных австралопитеков и громадную центрифугу космического корабля. Для меня было открытием то, что Кубрик имел еврейское происхождение, а Кларк был гомосексуалистом.

Немного подпортили общее впечатление от книги качество перевода и, особенно, корректура. Некоторые особенности указывают на то, что использовался в т.ч. машинный перевод. Количество ошибок в тексте не критичное, но достаточно большое.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Олаф Стэплдон «Странный Джон»

240580, 27 апреля 11:06

Первая половина романа представляет собой как бы плотное погружение в личность Джона Уэйнрайта – и в самом деле очень странного мальчика. Во многих отношениях он только внешне напоминает человека. И дело тут не только в сверхспособностях, которыми его щедро наделила природа. Чуждое естество, переливающееся и сочащееся между страницами посредством рассказов подчёркнуто среднестатистического обывателя Фидо, верного оруженосца Джона, вызывает у читающего противоречивые, взаимоисключающие чувства. Наверное, так наши далёкие предки смотрели на крупных, изворотливых и по-своему грациозных рептилий. В этом взгляде – сонм несовместимых эмоций: от восхищения до отвращения.

За грустной историей супермальчика Джона и его последователей стоит одна важная фантастическая (а может и не совсем) проблема, которую поднял Стэплдон. Венец ли творения Человек? Если нет – каковым должен быть алгоритм взаимодействия с Homo superior?

Однажды в истории человеческого вида уже был прецедент, когда два разумных вида схлестнулись в неравной борьбе за ресурсы. Речь о кроманьонцах и неандертальцах. Довольно тёмная история, попахивающая геноцидом. Некоторые действия Джона и ему подобных шокируют. Однако вправе ли мы подходить со своим пониманием к действиям высшей расы? Если бы зачатки нового вида начали объединяться в наше время, не думаю, что события могли бы развиваться по более оптимистическому сценарию. Слишком агрессивны основы нашей современной культуры, слишком ограничено мышление власть предержащих…

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Василий Ворон «След шамана»

240580, 11 апреля 21:36

Не так давно на ленте отзывов фантлаба встретил один, в котором говорилось о похожести некоего произведения на творчество Вадима Шефнера. Будто писатель, живи он в наше время, творил бы именно в такой стилистике, правда не так оптимистично. Жаль, не запомнил, о каком опусе тогда шла речь, и кто был автором отзыва. Дело в том, что читая повесть «След шамана» у меня возникли похожие ассоциации. Тот же шикарнейший язык, уместные и дополняющие канву повести стихи, психологизм… Даже свою видоизменённую фамилию (псевдо?) в шефнеровской манере автор «засвечивает» в одном месте повести. Вот только тепла оптимизма 1960-х здесь нет, ну так и современные реалии-то другие.

О чём повесть? Если обойтись без спойлеров – об извечном враге человека, постоянно сковывающем его развитие. Кто или что это? Не поверите, это наш страх. Животный, идущий из глубин веков тёмный инстинкт или осознанное рациональное чувство. Всё едино – в какой бы ипостаси страх не являлся человеку, от приносит вред и тянет его вниз. По крайней мере, для главного героя повести это оказалось так. Как изжить страх? Клин клином? Что останется после того, как страх уложен на лопатки? Сохранит ли обычный с виду гражданин свою человеческую природу? Автор даёт свой ответ. Вернее, приотворяет перед читателем путь к ответу. Антагонист страха, то с чем остается поборовший его – это… Нет уважаемый потенциальный читатель, не буду раскрывать перед тобой все карты, к этому ты должен прийти сам. Как, впрочем, и подумать над тем, что же случилось с главным героем после прохождения предела бесстрашия.

И да, чуть не забыл. Фантастическое допущение. Оно как бы осталось за кадром. Нет, оно вроде как есть – повесть, несомненно, фантастическая, хоть внешне практически и неотличима от реализма. Однако, не следует ждать банальных путешествий во времени, иных миров или фантастических существ. Всё намного глубже.

Что-то редко я ставлю последнее время оценки выше «8». Но данная вещь того заслуживает – интересно, глубокомысленно, оригинально. Рекомендую тем, кто соскучился по Настоящей Литературе.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Павел Амнуэль «Зелёный луч»

240580, 25 марта 17:51

Идеи, находящиеся на самом переднем крае научных студий и поданные в форме увлекательного детектива — характерная черта творчества Павла Амнуэля. В этом рассказе стоит задача расследовать загадочное «убийство» главной героини. Только в данном случае есть одна особенность, которая отличает рассказ от других фантастических произведений автора — речь идёт не о Многомирии, а о многомерии.

Не скажу, что рассказ вышел безупречным. Лишь намёками дано объяснение откуда взялась Лиззи, как она лечила людей и почему умерла. Появление «в кадре» Олафа Стэплдона порадовало (преклоняюсь перед гением Великого Космиста), однако осталось не совсем понятным, почему именно его автор выбрал в главные эксперты по многомерию. Он же не был узким специалистом-физиком.

Финал тоже удивил — персонажи догадывались, что сэр Эндрю идёт совершать суицид. Однако... сохраняли спокойное бездействие.

И еще одна интересная деталь — реально интересно, как можно замять такое «преступление»? С формальной, полицейско-бюрократической точки зрения. Ну, если бы не было свидетеля, который одновременно является следователем.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Павел Амнуэль «Одиночество во вселенной»

240580, 22 марта 16:15

Павел Амнуэль предложил свою классификацию цивилизаций в зависимости от знания об окружающем пространстве. Продвинутые цивилизации знают о Многомирии и умеют это знание использовать. Т.е. Суперразум может общаться с другим Суперразумом из параллельной (неудачный термин) вселенной через кротовую нору, например. А самые крутые Разумы могут менять физические свойства вселенных. При этом указывается, что традиционная шкала Кардашёва экстенсивна, т.к. основана на энергетическом принципе. Нашим потомкам всё время будет мало энергии, что будет поощрять их экспансию (А кто сказал, что это плохо?)

В принципе, статья оптимистична. Всё бы было вообще на все 100, но использование сильного антропного принципа смущает. Дискусионно также утверждение, что в одной вселенной может быть только один разум.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Павел Амнуэль «Что-нибудь светлое…»

240580, 21 марта 17:31

Впервые встретил название и фрагменты этой небольшой повести в книге Павла Амнуэля «Вселенные: ступени бесконечностей». Но читать в полном виде посоветовал мне ее сам автор. Собственно, это был его ответ на вопрос может ли вся цивилизация спастись в конце времен, когда Вселенная будет разорвана темной материей настолько, что два атома будут разделять парсеки расстояния. Заинтересованный, я взялся за чтение.

Тут действительно дается ответ на то, как цивилизация может спастись от Большого Разрыва — в другой, молодой, но похожей на прежнюю вселенной. Да и спасений таких было несчетное количество и будет еще столько же (жаль, только что есть два существенных «но» — каждый раз приходится что-то терять и начинать сначала, а если кто-то и «вспомнит» достижения предков, то... последствия могут быть непредсказуемы). Кроме этого, в повести содержится еще одна авторская идея т. н. абсолютного антропного принципа — наш тип вселеленных (т.н. вселенные-фермионы) рождает разум, но только один. Нашу человеческую цивилизацию. Вселенная ее рождает, она же ее и бережет. Т.е. на Землю просто так не может упасть астероид и уничтожить всех. А даже если и упадет то... Ну, природа что-нибудь придумает. Цивилизация будет жить.

Выводы конечно дискуссионны, но интересны.

Очень заметно, что «литературную реконструкцию» писал ученый. В данном случае физик. Чрезвычайно твердая фантастика, но по мере чтения скучно не было, автор оптимальным образом завернул свои идеи в красивую детективную обертку.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Павел Амнуэль «Вселенные: ступени бесконечностей»

240580, 17 марта 17:55

Центральным понятием книги можно считать Многомирие. …Представьте себе некий виноградник. Бесконечное множество ягод. Отличия между некоторыми неуловимы, они практически идентичны. Другие разнятся уже более явственно. Кое-какие виноградины поражены гнилью, есть неспелые, видны исполненные сочной мякоти. Неисчислимые лозы, виноградные кусты теряются где-то за горизонтом… Поднимемся уровнем выше и видим, что нет конца виноградным полям. Не сосчитать и сортов винограда. Каждый стебель имеет какое-то количество разветвившихся гроздей, но чудо – на стыке соседних виноградин видны множественные «склейки», которые на неуловимые мгновения соединяют их…

Можно много еще чего сказать об этой научно-популярной книжке из будущего. Но не будем раскрывать всех тайн, оставим потенциальному читателю труд самостоятельного открытия мира, а точнее Многомирия 2057 года, в котором изобретён квантовый компьютер, а искусственный интеллект устарел еще в 2030-х. Бездна бездн, которая разверзается перед мысленным взором читающего, легко вышибает из привычного и уютного представления о мироздании. Но умопомрачительные перспективы уравновешиваются и немалым риском. И преступники, которые могут избежать наказания, убегая в иные реальности, — не самый худший из возможных вариантов. Потому нельзя не согласиться с финальными акцентами Павла Амнуэля – нам никуда не деться от толерантности, а если шире – мы просто обязаны прийти к гуманизму. Иначе никакие чудеса техники и новые открытия науки не спасут род людской от инфернального сценария развития.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Антология «Голос Лема»

240580, 28 февраля 18:05

Сборник получился довольно разнообразным по качеству произведений в него входящих. Судя по вступительной статье (можно было бы её написать немного проще и конкретнее), объединительной идеей рассказов и повестей, входящих в антологию, должно было стать какое-либо отношение к творчеству Лема. Следует сказать, что у некоторых рассказов такое сходство было. Сходство на уровне тем, идей, упоминания имени самого Лема, копирования манеры письма и т.п. Особенно много таких аллюзий где-то с середины и под конец сборника. Связь некоторых произведений с тем, что писал Лем, мне лично уловить не удалось, хотя это не значит, что все они плохие.

Очень удачными получились начало («Тринадцать интервалов Иорри») и окончание («Все дети Барби»). Хорош также рассказ «Телефон», в атмосферу которого погружаешься настолько, словно смотришь фильм. Некоторые рассказы удивили (а что они там делают вообще?).

В целом, антологию оцениваю немного выше среднего уровня, проходным сборником «Голос Лема» назвать нельзя.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Роберт М. Вегнер «Все дети Барби»

240580, 28 февраля 17:45

Этой повестью я бы закончил антологию. Очень уж просится на финальный аккорд.

Итак, главная интрига. Она состоит в распутывании психического/психологического расстройства, помещённой в виртуальную реальность пациентки. Девушка больна раком, но болезнь не намечает путь к разгадке головоломки. Аллюзия к Лему очевидна — некоторое сходство с «Футурологическим конгрессом» и распутывающий загадки главный персонаж, как и Лем, медик.

Автор поднимает две ключевые темы. Первая касается ответственности учёных за свои открытия. Должен ли исследователь в погоне за славой и признанием преступать неписанные моральные нормы? Очевидно, нет. Иначе тот, кто должен спасать неминуемо превращается в подобие доктора Менгеле.

Вторая проблема — возможна ли жизнь в виртуальной реальности. Жизнь не того, кто погружается в неё, а изначально рождённая в ней. Может ли цифровой образ, заданный алгоритмами, превратиться в нечто большее, стать ожившим персонажем? Конечно, в повести на этот вопрос дан положительный ответ, на то она и фантастика.

То, что «программа»-образ нечто большее, чем пиксели и сигналы по оптоволоконной связи, нам даёт понять развитие сюжета. Ведь только человек, а если точнее — неразумный ребёнок может поступать во вред многим, спасая одного, дорогого и любимого. При том, делая это совершенно искренне, не понимая последствий творимого зла.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Якуб Новак «Рич»

240580, 28 февраля 17:24

Рассказ произвёл плохое впечатление. Это же надо додуматься до такого — КГБ и ЦРУ объединяются с целью... установления контакта с инопланетянами!.. Притом поначалу непонятно, имеем дело с реальностью или с игрой воображения подсевшего на таблетки фантаста-неудачника (я не об авторе рассказа, а о персонаже). Сюрреализма добавляет тот факт, что сотрудничество спецслужб происходит в подвале дома писателя.

Особенно нелицеприятно выглядят сцены с доносами Рича (в котором угадывается Филип Дик) на Станислава Лема.

Рассказ на любителя.

Оценка: 4
–  [  1  ]  +

Филип Хака «Космоботические сказания Доминика Видмара. 13 статей из Словаря персонажей неизвестной литературы»

240580, 28 февраля 16:07

Могу поздравить автора повести. Ему отлично удалось передать манеру письма Лема. Филип Хака практически «скопировал» дух исполненных иронией и гротеском текстов из «Кибериады». В юности, помню, испытывал противоречивые чувства — кое-что в «Кибериаде» забавляло, но в остальном удивляло диковинными галактическими и механическими одеяниями обычных земных явлений. Для меня это было больше сказкой, чем фантастикой. Так и тут. Если бы не некоторые новые реалии, присущие 2010-м (Интернет и тп) «13 историй» по незнанию можно было бы вполне приписать перу Лема.

Тут видим и продолжения приключений Ийона Тихого (де-факто), рассуждения о проблемах разума (апелляция к философским монологам Голема ХІV), религии, виртуальной реальности и тд.

Мне такой жанр не импонирует, однако с задачей сделать достойную вещь «под Лема» автор справился на отлично. Это следует признать.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Рафал Косик «Телефон»

240580, 28 февраля 15:12

Можно сказать рассказ понравился. Очень кинематографичен — прямо готовый сценарий фантастического фильма с уклоном в сторону психологической драмы. В рамках небольшого по объему произведения автору удалось сформировать яркую картинку, всё происходящее буквально видишь перед своими глазами. Вышло что-то вроде «Очень странных дел» для взрослой аудитории.

Идея с переносом сознания на искусственный носитель не нова, но Рафал Косик не повторяет чужих штампов, в рассказе найдены свои ходы и интриги. Финал? Счастливого конца истории тут не могло быть исходя из фабульных особенностей. Всё логично и продумано.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Войцех Орлиньский «Станлемиан»

240580, 28 февраля 14:35

Рассказ формально вписывается в лемовскую тематику. Виртуальная реальность и средства «работы» в ней, особенности выхода из неё здорово напоминают «Футурологический конгресс». Однако одно «но». Как-то уж очень примитивно выглядит как завязка (поиск крупной суммы денег), так и финал (получение крупной суммы денег). Лем по-американски? Авантюрный фантастический вестерн? Если и да, то очень слабенький.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Иоанна Скальская «Пламя — я»

240580, 28 февраля 14:09

Абсурдизм. Инопланетяне заслали своего агента в обличьи рожающей женщины. Поступки главного героя и других, окружающих пришелицу вроде бы логичны, продиктованы соображениями безопасности землян. Но... финал??? Что этим автор хотел сказать? Что спровоцировало уход с орбиты? Для чего помещать героя в корабль (что он там делал — с ума сходил потихоньку)?

Ответов на очевидные вопросы читатель так и не получил. Но наверное, так и было задумано.

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Анджей Мищак «Порыв»

240580, 27 февраля 22:07

Роботы и андроиды — одна из центральных сюжетных тем в фантастике. Всегда в такого рода произведениях поражала одна деталь — авторы в своем большинстве наделяют искусственный интеллект человеческими чертами. Наверное, это какая-то особенность человеческого восприятия ИНОГО. В этом рассказе такая тенденция доведена до предела. Внешне выглядящие как люди андроиды (с проводками и шестерёнками внутри, понятно) восстают против людей настоящих с целью... жить на отдельной планете. Ну а что, вполне себе человеческая мечта — поселиться на каком-то девственном уголке, подальше от опостылевшей цивилизации. Убить врагов, но жить по их законам — как это знакомо...

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Вавжинец Поджуцкий «Пределы видения»

240580, 27 февраля 21:43

Есть в фантастике такая фантидея — живая планета. Этот рассказ — вариация именно этой темы. Сначала читатель сталкивается с сюжетом, в чём-то сходным с «Страной багровых туч». Но чем дальше, тем более загадочными и необъяснимыми становятся бесплодные блуждания по поверхности загадочной планеты.

Финал кое-что проясняет, но не объясняет. Зачем и почему (собственно, что дальше и т.д.) остаются висеть в воздухе. Но, по крайней мере, атмосферу автору создать удалось, хоть и до живого «Соляриса» далековато.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Рафал В. Оркан «Лунные приключения Князя Кордиана»

240580, 27 февраля 21:21

Не понимаю, почему предыдущие комментаторы впали в такой гиперкритицизм в отношении данного рассказа. Да, это даже не мягкая фантастика, а фэнтези. Ну и что? Все вещи у Лема (а именно ему посвящена антология) были хардовыми? На мой взгляд, автор рассказа верно схватил лемовскую ироническую манеру письма. И именно на злобу дня шутил бы Лем, если бы жил в наши дни.

А в рассказе за внешней немного абсурдистской оболочкой обыгрываются знакомые нам современные реалии. Демократия, защита меньшинств, толерантность — всё это очень прозрачно читается в этом фантасмагорическом наброске. Да, ему не хватает действия, динамизма, но автору удалось в шутливой форме поднять серьёзные проблемы.

Отдельно отмечу удачную, ироническую концовку.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Кшиштоф Пискорский «Тринадцать интервалов Иорри»

240580, 27 февраля 20:56

Да, как уже писали ранее, определённое сходство с рассказом Альфреда Ван-Вогта «Чудовище» есть. Только тут автор идёт далее. Показана не месть завоевателям, а попытка построения некоей альтернативы всеобщей интеграции. Когда в конце времён всё вокруг интегрировалось настолько, что практически слилось в единый вселенский разумный поток, кто-то остался за скобками этого процесса.

Рассказ безусловно интересный, однако выводы спорны. Человечество в образе Женщины построило некую био-космосферу, с остатками которой так и осталось в коллапсирующей Вселенной. Равна ли утрата индивидуальности смерти и такое уж зло слияние с общим Мегаразумом? Однозначных ответов рассказ не даёт.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Айзек Азимов «Последний вопрос»

240580, 31 января 19:41

Наверное, одна из самых сильных вещей у Айзека Азимова. Не будет преувеличением сказать, что это один из лучших образцов научной фантастики вообще.

В рассказе подняты глобальные философские вопросы. Автор оригинально, и, на мой взгляд, верно расставил акценты по поводу проблемы искусственного интеллекта, слияния с ним ЧЕЛОВЕКА. Дан ответ на вопрос о возможном спасении Вселенной от всепоглощающей энтропии. В этом отношении данный сценарий противоположен рецепту из другого рассказа Азимова — «Приход ночи». Тут порочный круг природной обреченности разрывается разумом, в «Приходе...» разум идет на поводу у природы и закольцовывается в своем развитии, каждый раз повторяя давно пройденные этапы.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Айзек Азимов «Приход ночи»

240580, 29 января 10:42

Читал когда-то в детстве этот рассказ. Помню то ощущение безысходности и ожидания выхода из патовой ситуации. Выхода, который будет найден хотя бы горсткой ученых...

Перечитывая классику жанра нынче в который раз убеждаешься в правильности мысли об особом предназначении разума. Разум не должен плыть по течению, быть зависимым от прихотей природы. Задача разума — разорвать порочный цикл природных превращений. Задача разума — сберечь не только природную стихию от ее же энтропийных воздействий, а, прежде всего сохранить себя. В противном случае все придется начинать сначала. В который раз...

Универсальный рецепт — культура знанния и противодействие обыденному сознанию. Собственно, низкий уровень первого и костность второго обычно и приводят к катастрофам...

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Станислав Лем «Голем XIV»

240580, 21 января 21:14

«Голема» первый раз прочитал, будучи подростком, в 1990-х. Этот роман входил в состав огромного украиноязычного сборника произведений Лема 1990 года – там были и иронические вещи и серьезные. Наверное, самым сложным для восприятия был как раз «Голем». В итоге это произведение практически не запомнилось, кое-что из вступления и эпилога всплыло из закромов памяти лишь при повторном чтении десятилетия спустя.

Сказать, что это классический литературный роман, конечно, нельзя. Это скорее философско-художественное эссе, которому придали псевдодокументальный антураж. Механическими устами вымышленного суперкомпьютера автор рассуждает о природе человека, эволюционном процессе, о закономерностях возникновения и функционирования разума.

Чтиво, конечно, не из легких. И соглашусь с предыдущим комментатором, с которым мы, очевидно, читали одно и то же издание романа — перевод не самый лучший, попросту утомителен. В моем понимании текст от имени ИИ не должен изобиловать какими-то странными словечками, лексическими метафорами, оборотами речи, свойственными литературоведу или журналисту. Переводу очень не хватало строгости и четкости, которые так и просились в канву рассуждений Голема.

Естественно, предполагаемый ИИ уровня Голема скорее всего не будет вести философских бесед или иронизировать. Говоря об ошибке очеловечивания машинного разума, Лем сам же ее и допускает.

Еще одно интересное наблюдение – как и многие фантасты Лем выращивает своего ИИ из военного суперкомпьютера, что не лишено логических оснований. Другое дело – практически никто из фантастов не мог предположить того, что в реальности стимул в виде гонки вооружений так внезапно исчезнет…

Несколько идей, которые можно выхватить из философских дебрей, показались интересными: идея трансгуманизма (компьютер предрекает человечеству отказ от телесности) и идея пределов разума, выходя за которые он переступает на следующий уровень развития. У суперразума мысль и действие неотличимы (вопрос о «молчании» космоса отпадает сам собой). Но что будет, когда разум достигнет вселенского уровня? Выйти из космоса – таков ответ…

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Альфред Ван Вогт «Чудовище»

240580, 13 января 09:54

Интересный рассказ. Хотя впечатление двойственное. С одной стороны, вызывает гордость за человечество, с другой – несогласие с некоторыми чертами человека будущего, которыми его наделил автор. Но обо всем по порядку.

Импонирует то, что человечество в рассказе достигло таких высот, что однажды отказалось от техногенной цивилизации. Зачем технические ухищрения, если всего можно достичь силой мысли? Но такая особенность сделала людей беззащитными перед атакой извне. Что не особо понравилось – методы, которые использует для восстановления попранной справедливости Человек. Кажется, при таких высотах развития и мораль должна быть соответствующего уровня, хотя…

Ну и еще. Очень заметно влияние времени написание – конец 1940-х. Эпоха первых атомных бомб. Сейчас немного наивным выглядит описание расы инопланетян, бомбардирующих планету аналогами «толстяка» или «малыша». Радиация – далеко не самое ужасное средство для уничтожения жизни, которое потенциально можно извлечь из закромов матушки-природы.

…Человек возродится как птица Феникс при любых невзгодах и катаклизмах. Собственно, эта мысль и вынесена автором в качестве эпиграфа к рассказу.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Урсула К. Ле Гуин «Слово для «леса» и «мира» одно»

240580, 3 января 21:52

Эта небольшая повесть очень важна для понимания составляющих социальной фантастики Урсулы Ле Гуин. В сжатом виде мы можем видеть характерные элементы творчества писательницы: «война миров», экологизм и главный герой, стоящий на стыке двух цивилизаций.

В повести читатель сталкивается с мифологизацией родоплеменного строя и образами благородных дикарей, живущих природосообразной жизнью. Позже, в романе «Всегда возвращаясь домой» такая авторская позиция превращается в апологию анархо-примитивизма; в мире романа остатки человечества прошли путь постапокалиптического очищения от скверны техногена, хотя полностью и не отбросили все его блага. Тут же видим некую полностью ушедшую в неолит (а то и дальше) общину людей странного вида, имеющих, очевидно, генетическое родство с землянами. Да и матриархат не достиг еще таких глобальных масштабов, как в упоминаемом романе. Компенсацией одичанию служат эзотерические способности, впадение в периодический гипнотранс, в котором открываются некие высшие истины.

Идеализация первобытной жизни в лесу доведена автором до какой-то высшей точки. «Лес» и «мир» для атшиян-пискунов, действительно, обозначаются одним словом. Но при всем отличии от привычного облика во многом, что приемлемо «цивилизованным», это все же люди. А для людей есть только один универсальный язык – язык гуманизма.

«Война миров», столкновение цивилизаций в повести весьма напоминает вьетнамскую войну (вспомним время написания). Армейские вертолеты, поливающие тяжелым свинцовым дождем убогие полуземлянки аборигенов, джунгли, пылающие адским пламенем напалма, отчаянная партизанская война с виду неспособных на сопротивление малорослых жителей лишь усиливают сходство повести с реальными историческими событиями.

Человек-завоеватель, разжигающий в своей и без того никчемной душонке животную ксенофобию и пещерную ненависть, оправдывая хруст позвоночника очередного «пискуна» под тяжелым сапогом, сталкивается с человеком, не знавшим ранее убийства себе подобных. Агрессивные империалистические отбросы «цивилизации» против пацифистов-туземцев – кто победит в этой схватке? Разлагающий, вездесущий, обесчеловечивающий капитализм или голая беззащитность первобытности? Ясно одно – ни одна из сторон конфликта не будет прежней больше. Одни через тяжелый «дар» смерти получат толчок к развитию, а, возможно, и к выходу из лона природы; другим тоже рано или поздно откроется Альтернатива. Ее не может не быть…

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Митио Каку «Будущее человечества: Колонизация Марса, путешествия к звёздам и обретение бессмертия»

240580, 30 декабря 2020 г. 15:22

Эта книга – последний на данный момент научно-популярный труд известного американского физика-теоретика Митио Каку. Основное внимание, конечно, уделено освоению космических просторов в близком и далеком будущем.

Отдельно следует сказать о фантастических отсылках в книге. Автор отлично ориентируется в твёрдой нф, активно пересказывает сюжеты и цитирует отдельные произведения. Наибольшее внимание, очевидно, уделено концепции «Создателя звёзд» Олафа Стэплдона, что видно даже по названиям отдельных глав.

Неплохая научно-популярная обобщающая книга о будущем космического человечества. По условной шкале объективности находится где-то посредине между реализмом и умеренным оптимизмом. Рекомендую.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Адам Робертс «Соль»

240580, 6 ноября 2020 г. 23:35

«Соль» выделяется среди других анархистских романов (из списка априори исключаем всякие индивидуализмы и капитализмы, хоть и с приставкой анархо-) тем, что в ней представлено не просто противостояние с иерархическим обществом, имеем дело с настоящей войной. И местные анархисты – это совсем не мирные хиппи, не знающие, что противопоставить жестокому и вероломному удару. Эти люди, оказывается, умеют драться и кое-кому даже покажутся кровожадными.

Меж тем, сам финал производит впечатление некой недосказанности. Что хотел донести автор к ясным очам читателя? Два социума-антагониста рано или поздно придут к конвергенции, к чему-то среднему? Загадка.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Эрик Фрэнк Рассел «Великий взрыв»

240580, 30 октября 2020 г. 20:09

Зря иногда недооценивают литературу иронического направления как легкомысленную или лишенную серьезных смыслов. Иногда за поверхностной легкостью кроется довольно серьезный подтекст... Сказанное в полной мере относится к роману британского фантаста Эрика Фрэнка Рассела «Большой взрыв» (1962). Данное произведение, собственно, это расширенная версия небольшого рассказа этого же автора «И не осталось никого» (1951).

В романе рассказывается о путешествиях имперцев-землян дальними планетами с причудливым социальным строем. ...Когда-то на заре космических путешествий, волны большой колонизации двинулись в бесконечность Вселенной; обычно, туда отправлялись разного рода диссиденты, принудительно высылались также особо опасные преступники. Весь этот период активной миграции был назван «Большим взрывом». И вот, когда Земля, наконец справилась с внутренними проблемами, она вспомнила о далеких планетах, которые за это время, наверное, обжили колонисты. Человеческие и природные ресурсы не могли не привлечь внимания империи.

Самая интересная социальная модель, наверное, изображенная на четвертой планете. Это практический анархизм с наличием небольших городов и ограниченным применением технологии (хотя заводская промышленность есть в локальных масштабах).

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Эрик Фрэнк Рассел «И не осталось никого…»

240580, 30 октября 2020 г. 19:56

После прочтения этой истории в голову пришла такая мысль: интересно, сколько бы продержался весь государственный аппарат, если бы вдруг подавляющее большинство молча перестало платить налоги и выполнять приказы начальников? Ведь наше общество с точки зрения анархистов-гандистов очень странное — виноваты во всех бедах не только те, кто заставляет, но и те, кто отказывается от свободы и добровольно подчиняется...

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Урсула К. Ле Гуин «Всегда возвращаясь домой»

240580, 22 октября 2020 г. 22:36

Этот роман — нечто среднее между антропологическим исследованием, этнографическими очерками и записями фольклора вымышленного племени.

Структура книги довольно необычна. Основная сюжетная канва романа не занимает положенного ей центрального места – это всего лишь три небольших фрагмента, разделенные обширными текстами о народе кеш, а также смутные упоминания об истории главной героини в других частях произведения.

«Всегда возвращаясь домой» — литературная квинтэссенция мировоззрения Урсулы Ле Гуин, синтез анархо-примитивизма, экофеминизма и даосизма. Спорить или соглашаться с получившимся результатом – дело читателя, однако бесспорно то, что эта книга давно заняла надлежащее место в истории мировой социальной фантастики.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Урсула К. Ле Гуин «Глаз цапли»

240580, 9 сентября 2020 г. 12:22

Столкновение антагонистических культур – тема в фантастике не новая. Множество произведений посвящено социальным аспектам такой «войны миров». Достаточно вспомнить наиболее рельефный пример – коммунистические полубоги-земляне versus тормансиане из «Часа Быка» Ивана Ефремова. Характерна подобная проблематика и для социальной фантастики Ле Гуин. Мягкая сила, распространение гуманистической философии, проникновение идей сопровождает процесс взаимодействия общностей в ее романах.

«Глаз цапли» построен на противопоставлении двух социальных структур с очень разными механизмами внутреннего обустройства.

Автор романа без розовых очков смотрит на исход противостояния. Это не сказка о победе условного добра над условным злом. Чтобы что-то доброе и хорошее, наконец, наступило, надобны терпение и упорство, пот и кровь.

Финал произведения оставляет много места для размышлений на тему.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Джеймс Хоган «Voyage from Yesteryear»

240580, 1 сентября 2020 г. 22:45

На это название наткнулся во время блуждания по категории «анархические романы» англовики. К сожалению, книга до сих пор не переведена на русский язык, несмотря на то, что в 1983 году она была награждена премией Либертарианского Футуристического Общества «Прометей». Хорошо, что произведение есть в свободном доступе и после нескольких манипуляций можно получить файл с посредственным переводом. Конечно, после этого ни на какую художественную часть надеяться не приходится, но содержание и основные идеи понять можно.

Если говорить о литературных параллелях, то можем выделить три произведения, подобных «Voyage ...». Начало очень напоминает «Ковчег 47 Либра» Бориса Штерна: на Земле неспокойные времена и лучшая часть человечества задумала амбициозный проект — послать к Альфе Центавра космический корабль с человеческими эмбрионами. Но это лишь эпилог, который, кстати, состоялся по хронологии романа в 2020 году. Далее идет будто перевернутый сюжет «Часа Быка» Ивана Ефремова — капиталистические пришельцы пожаловали в гости к коммунистическим (анархическим) потомкам тех самых эмбрионов. Дело в том, что после отбытия корабля с человеческими зародышами произошло много всевозможных событий, в частности Третья мировая война с ядерным столкновением в Белуджистане (2021) и падением СССР. После нескольких десятилетий деградации и противостояния элитизм только укрепил свои позиции. Один из трех противоборствующих блоков решил присоединить планету Хирон, вращающуюся в системе Альфа Центавра, и которая уже давно была обжита колонистами. Общество хиронцев напоминает социум анархистов-анаррестян, который описывала в своих «Обездоленных» Урсула Ле Гуин. Путешествие на Хирон, таким образом, это ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПРОШЛОГО (таков примерный перевод названия романа).

* * *

Хиронцы не делили окружающих на «своих» и «чужих». Ведь быть хиронцем, это прежде всего, быть Человеком, а не китайцем, русским или американцем; быть человеком труда, тем, кто открывает новое. Именно таким людям надлежит миссия поднятия из пепла, возрождения островков цивилизации на Земле. Ведь те земляне, которые еще прозябали на материнской планете уже не могли существовать в рамках самоубийственных старых правил...

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Урсула К. Ле Гуин «За день до революции»

240580, 19 августа 2020 г. 16:20

«Что такое анархист? Тот, кто выбирая, берет на себя ответственность за собственный выбор».

Своеобразная предыстория грандиозных событий, развернувшихся в романе «Обездоленный» («Обделённые»). Последние дни легендарной основательницы анархического учения Одо (Лайи) — автора теоретических трактатов, по которым будут жить поколения анархистов на колонизированной планете Анаррес.

Наверное, наиболее ценное в рассказе его предисловие. Именно там Урсула Ле Гуин высказывает свое мнение об одонианстве и анархизме вообще.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Александр Петрович Казанцев «Тайна нуля»

240580, 14 августа 2020 г. 21:51

Фабула романа «Тайна нуля» поражает своей странностью. Начнем с того что в 2076 году люди не просто научились строить межзвездные звездолеты, они уже способны летать с субсветовой скоростью. Но вот незадача, в теоретическом плане наметился какой-то ложный путь, теория относительности Эйнштейна признана неверной, ее место заняла «теория абсолютности». Согласно этой теории, проклятие космонавта, вернувшегося со звезд к своим далеким потомкам – не более чем псевдонаучная фикция. Уверовав в истинность теории, было решено запустить экипаж к далеким космическим объектам (космонавты же должны вернуться еще при жизни тех, кто их туда посылал). Ожидаемо, что покорители звезд, имея ложные представления о свойствах пространства-времени, терпят аварию. Им на помощь спешит второй экипаж.

Многочисленные сюжетные противоречия, слабые, неправдоподобные диалоги, архаичная стилистика, шаблонные герои – все это в избытке присутствует в «Тайне нуля». Чтобы не быть голословным, приведу несколько наиболее говорящих примеров:

• Первое, что пришло в голову космонавту, оказавшемуся в открытом космосе после аварии с ограниченным запасом кислорода в баллонах – а как было бы хорошо сейчас сочинить любовный сонет… Стоит ли говорить, что в этой безнадежной ситуации космонавт чудесным образом был спасен, а сонет таки был измыслен;

• В порыве эмоций девушка-дельтапланеристка прыгает на своем «крыле» с московской высотки, не обратив внимания при этом на неподходящие для полётов погодные условия. Еле справившись с ветром, она не приметила, что городская застройка кончилась и перед тем как плюхнуться в какую-то речушку, успела в уме выстроить доказательства ошибочности теории абсолютности. Во время полета была раскрыта «тайна нуля» и «коэффициент любви»;

• Прямо таки перенесенный из 1930-х годов пропагандистский эпизод с американским космонавтом Генри Гри, который оказался… женщиной. А скрывал(а) он(а) свой пол потому, как будучи женщиной, никак не мог(ла) выиграть на выборах пост сенатора. Поскольку Генриэтта возглавляет некий Союз обездоленных, надо чтобы она вернулась из спасательного звездного рейса национальным или даже всепланетным героем. В итоге этот персонаж стает вице-президентом США.

Особо следует отметить попытки автора изобразить романтические чувства или показать внутренний мир женщины на страницах книги. Такое впечатление, что Александр Петрович понятия не имеет, как на самом деле происходит процесс, какие слова говорят в соответствующих ситуациях, а какие нет. Читая все это, иногда ловишь себя на мысли, что, возможно, фантаст хотел рассказать о сложном (в т.ч. и о сфере личного) простым языком, в стиле снисходительный взрослый что-то объясняет детям. Но эти намеренно упрощенные, наивные до искусственности обороты речи, всевозможные старосветские понты очень уж диссонируют с избыточными, перегруженными физическими и математическими данными примечаниями. Хотя в основном тексте этого добра тоже хватает. Потому для меня так и осталось загадкой то, для какой же читательской аудитории Казанцев писал свой роман.

Оценка: 2
–  [  5  ]  +

Урсула К. Ле Гуин «Обделённые»

240580, 14 августа 2020 г. 14:48

Читать социально-утопические построения западных авторов всегда интересно. В отличие от российских или украинских фантастов, которые так или иначе формировались под влиянием идей советской парадигмы, писатели Запада такого влияния не знали. Хотя подобных произведений значительно меньше, чем советских утопий, все они являются оригинальными и не похожими друг на друга.

Одним из самых уникальных в этом смысле является роман известной американской писательницы Урсулы Ле Гуин «Обделённые». Славу автору принесли произведения в совершенно другом жанре — наверное, многим любителям фэнтези знакомы ее романы из цикла «Земноморье». Однако, имея ярко выраженные левые, точнее, анархистские взгляды, Урсула не могла их не отразить в своем творчестве. Формально относясь к Хайнскому циклу, роман «Обделённые», очевидно, следует воспринимать как достаточно самостоятельное произведение, целиком посвященное воплощению анархических идей в литературном полотне.

В «Обделённых» поражает как масштаб, так и сама концепция произведения. Более того, это наверное, единственная такого рода фантастическая конструкция, где бы в художественной форме в подробностях обрисовывалось будущее общество анархизма:

«…в существовании любого социального вида сильнейшие – это те, кто наиболее социален. Иными словами, наиболее этичен. Понимаете, у нас на Анарресе, нет ни жертв, ни врагов. У каждого из нас есть только все остальные. Причиняя боль друг другу, никакой силы не получишь. Только слабость».

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Хавьер Гутьеррес Форте «Год 200-й»: между утопией и химерой»

240580, 27 июля 2020 г. 13:11

Импонирует то, что были показаны «накопленные ошибки» в «социалистическом» блоке. Берлинская стена упала не из-за происков капиталистов, а потому, что стала символом разделения одного народа, олицетворением несвободы. Именно эти ошибки де Рохас и критикует в своем «Году 200-м», где под маской коммунистичкой утопии скрывается либеральная, а точнее государственно-капиталистическая пародия на социализм (в т.ч. кубинского типа) с непременной гигантоманией, политической апатией масс, мудрым (в романе – кибернетическим) правителем, нетерпимостью к инаковости.

Оценка: 8
⇑ Наверх