Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «rusty_cat» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 28 марта 2010 г. 23:09

Вертелась как-то на языке строчка из Пушкина:

«...там ступа с Бабою-Ягой // идет-бредет сама собой...»

Идет-бредет? Правда странно?

Ведь мы-то с Вами с детских лет (по кино и картинкам) знаем, что Яга в ступе летает.

цитата

«Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирается, помелом след заметает» <Даль, 1882>

«Кости у нее местами выходят наружу из-под тела; сосцы висят ниже пояса; она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто видит ягу, становится нем» <Даль, 1882>

Особое внимание привлекает костеногость, одноногость бабы-яги, связываемая с ее некогда звероподобным или змееподобным обликом: «Культ змей как существ, сопричастных к стране мертвых, начинается, по-видимому, уже в палеолите. В палеолите известны изображения змей, олицетворяющих преисподнюю. К этой эпохе относится возникновение образа смешанной природы: верхняя часть фигуры от человека, нижняя от змеи или, может быть, червя» <Лаушкин, 1970>

(с) http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm

Ба́ба-Яга́ — популярный персонаж фольклора у славян, старуха, наделённая магической силой, ведунья. По своим свойствам ближе всего к ведьме. Она умеет колдовать, а также летать в ступе.

(c) http://ru.wikipedia.org/wiki/Баба-яга

А у Пушкина — "идет-бредет"??? Вы понимаете? Ступа (ступать) — ступает. Ведь не сказал поэт "летит-пыхтит" или "плывет-ревет", а уж что-то подходящее летающее он бы точно отыскал при желании. Русские сказки Александр Сергеевич знал от няни, не из первых уст, конечно, но точно не из кино или энциклопедий. Может быть, я, конечно, ищу то, чего нет и быть не может. Впрочем, не мне что-то доказывать, хотя идея интересная: ходящая (хотя бы на курьих ногах) ступа с Бабой-Ягой — как деталь в произведении. Зато этот крохотный экскурс дал мне пищи для размышлений и преисполнил глубокого уважения к славянской мифологии за поэтическую красоту (выделение мое):

цитата

Образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридесятое царство). В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов. Ещё одним вариантом прототипа сказочной старухи можно считать и одетые в меховые одежды куклы-иттармы, которые устанавливаются ещё и в наши дни в культовых избушках на опорах.

С точки зрения сторонников славянского (классического) происхождения Бабы-Яги, немаловажным аспектом этого образа видится принадлежность её сразу к двум мирам — миру мёртвых и миру живых. Известный специалист в области мифологии А. Баркова интересно трактует в связи с этим происхождение названия курьих ног, на которых стоит изба знаменитого мифического персонажа: «Её избушка „на курьих ножках“ изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё — со стороны леса, то есть из мира смерти. Название „курьи ножки“ скорее всего произошло от „курных“, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили „избу смерти“ небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI—IX вв.). Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху — „русским духом пахнет“ (запах живых неприятен мёртвым)». «Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, продолжает автор, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых. Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём». (Энциклопедия «Славянская мифология и эпос», ст. «Верования древних славян»)


Статья написана 25 марта 2010 г. 05:55

Интра (Не обязательная)

Полагаю, нет на Фантлабе такого человека, который не слыхал бы про Нила Геймана. Между тем, мое знакомство с этим автором было многоступенчато и крайне изгибисто. Впервые, я услышал эту фамилию в контексте обожаемого мною фильма "Зеркальная маска". Поэтому, для меня Гейман — в первую очередь сценарист "...маски":

Убрал все под кат

Можно также надеяться, что этот "репортаж" опередит обещанные организаторами обзоры на сайте АСТ, и сайте Глобуса, т.е. и в данном моменте Фантлаб окажется впереди:cool!:

Специально для "Лаборатории фантастики" с места событий

Rusty Cat from Rusty Pride:-D

P.S. имеется некоторое количество слов, сказанных Гейманом на чистейшем аглицком наречии русскоязычной аудитории в виде avi-роликов




Статья написана 24 февраля 2010 г. 23:32

Вот и состоялось мое знакомство с Бэнксом. Вообще-то, мне рекомендовали к прочтению "Песнь Камня", но поскольку ее в аудио не было, а "Ослиная фабрика" была, я взялся знакомиться с Бэнксом по его, если не ошибаюсь, дебютному роману.

Скажу честно, хотел бросить после второй главы. Зайчиков было жалко, а смысла, оправдывающего эту жестокость в произведении я на тот момент не обнаружил, никаких зацепок, ровное повествование, от раза к разу подкрашиваемое шокирующими деталями. После этого — почитал отзывы на фантлабе и обнаружив, что

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

мальчик должен будет стать девочкой
решил-таки дослушать до конца.

Дослушал. Ничего нового для себя не узнал, да и по сравнению со впечатлением по первым двум главам — ничего нового не обнаружил. Ровное повествование, переполненное бессмысленными деталями (что съел, сколько выпил, куда пошел, сколько раз почесал промежность и т.п.). В общем, длинно и нудно. Плюс язык местами полный канцеляритов. Плюс шокирующие подробности: собачки, бомбочки, убитые сестренки, личинки мух и тд и тп.

Окончательное впечатление: "интеллектуальщина" в самом бранном значении этого слова, т.е. тот случай, когда автор перемудрил сам себя. Интеллектуальная начинка ради самой себя. Сюжет надуман, герои искусственные, хотя и хорошо прописанные. Всю оставшуюся часть романа ловил автора на нестыковках

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

(мальчик=девочка)
и ждал, как же Бэнкс в конце объяснит все — или нестыковки останутся ляпами. Бэнкс объяснил, а точнее списал на "гормоны", а то, что нельзя было списать на гормоны — объяснил признанием героя: дескать, я мог бы и сам все обнаружить, но предпочел не делать этого этого... Неубедительно. Выкрутился, короче, но именно выкрутился.

Что за эксперимент? Кому он нужен был? В чем была цель? Что отец пытался обнаружить / доказать? Неплохо бы узнать мнение настоящих медиков/ психиатров по поводу некоторых деталей произведения:

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

действительно ли гормоны способны убрать месячные?

могут ли гормоны стимулировать развитие левого полушария мозга, а то девочка слишком рассудительна для девочки?

могут ли гормоны настолько уменьшить чувствительность молочных желез?

почему ГГ ни разу за все повествование не упомянул, что его "обрубок" (увеличенный клитор) возбуждается и как он этого не обнаружил? (кастрированный мужчина не испытывает желания по причине отсутствия яичек, однако у героини вся половая система не разрушена, значит, прикосновения к клитору должны вызывать возбуждение)

Оценка 6 минус 1 за издевательства над животными и немотивированную жестокость. Итого — 5.

В разные моменты напоминало — Кинга, Энтони Берджеса. Другие рецензенты вспоминали Голдинга, не знаю, у меня "Повелитель мух" еще в планах на прочтение. Сам Бэнкс в тексте помянул "Жестяной барабан", его я тоже не читал. Интересно, есть ли какая-то связь с этой книгой.

В общем, скорее разочарован. Слава богу, не купил книгу раньше, чем познакомился с текстом. Первая встреча с Бэнксом оказалась не слишком удачной. "Песнь камня", "Шаги по стеклу" и "Канал грез" я, скорее всего, прочитаю (благо книги купил), но очень не скоро, коль меня сейчас так отвернуло от автора.


Статья написана 23 февраля 2010 г. 23:37

Поставил себе Skype. Поболтал с друзьями на другом конце города и на Украине. Разницы никакой8-)

И вот какая мысль мелькнула. Не у всех есть возможность собираться на крупных Фантлабоских встречах, однако, программы вроде Skype позволяют устраивать конференции, — значит, не за горами тот день, когда может состояться первая виртуальная встреча Фантлаба. Все желающие смогут принять участие — при условии что имеют достаточно скоростной безлимитный интернет (у меня 600 — вполне хватает).

Конечно, пьянкадушевная составляющая Встречи отменяется, зато рабочая атмосфера создается самая благоприятная. Кроме того, возможна интернет-координация конференций одновременно проходящих в разных городах (вокруг разных центров) — Новосибирск, Москва, Харьков. В этом случае все деловые вопросы обсуждаются совместно, а неофициальные части проходят параллельно во всех центрах.

Кроме "Скайпа" есть и другие программы (PowWow, Firetalk, TeamSpeak). Тестировать не тестировал, не сравнивал. Наверняка можно найти такую, которая будет удовлетворять всем требованиям.

О этот дивный новый мир!

P.S. Мой Skipe — rusty-cat


Статья написана 21 февраля 2010 г. 14:16

В ходе тематических изысканий набрел на забавный сайт — посвященный карикатурам. Особенно улыбнул раздел: интернет. Товарищи! Хороший юмор все еще можно встретить.

"Критик"

"Реформа языка"





  Подписка

Количество подписчиков: 112

⇑ Наверх