Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «rusty_cat» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 12 февраля 2012 г. 16:56

Induction

Собственно, именно эта книга + ее аннотация привлекла мое внимание и интерес к персоне Сарамаго. Это было несколько лет назад, когда я гостил в Новосибирске и гулял по тамошним книжным магазинам. Помню еще увидел аккуратный ряд белых книжечек и ухватил — именно "Перебои в смерти" — поинтересовался, но покупать не стал. Вечером того дня выбрался на ФЛ, посмотрел страницу автора и отзывы, и в последовавший за тем поход с Chronomaster'ом на книжный склад приобрел "Каменный плот" и "Евангелие от Иисуса". Но до поры не читал. Позже попробовал "Каменный плот", и тогда уже прикупил "Перебои...", и "Воспоминания...", и "Двойника", и "Слепоту". Еще позже прослушал "Евангелие..." и посмотрел экранизацию "Слепоты...", частенько брал с полки "Перебои...", но все откладывал, ждал какого-то знака или часа, черт знает.

И вот, в один из унылых дней декабря, в одно из самых муторных настроений взялся за книгу.

Внимание, есть спойлеры.

As Intermitências da Morte

Это длинное вступление во многом продиктовано самим романом. Во-первых, это не совсем роман. Строго говоря, произведение невелико, и притом четко распадается на две половины, каждая из которых не выходит за рамки средней повести. По сути мы имеем две повести, причем первая — отстраненно-социальная, со множеством персонажей, каждый из которых появляется на пару абзацев и бесследно исчезает, что позволяет автору представить набросок — взгляд со стороны на происходящее, — а вторая — живая история с двумя героями, каждый из которых достаточно интересен. И еще: можно сказать, что первая часть представляет собой "вступление", то самое induction для второй.

Так вот, подобная архитектура произведения раздвоила и мое отношение к "Перебоям..."

_

Первая часть романа — история о том, как в одной отдельно взятой стране перестали умирать люди, и не слишком глубокий анализ (очевидно, из-за небольшого размера) всех сопутствующих этому проблем в лицах. Довольно сухая история, учитывая что персонажи один за другим проносятся перед нашим взором, так что мы в лучшем случае успеваем зацепиться за одного-другого и то ненароком, и то лишь затем, чтобы позабыть его уже на следующей странице. Люди стареют, но не умирают. Правительство принимает решения и пробует добиваться их исполнения. Кто-то наживается на внезапно изменившихся принципах социального мироустройства (шутка ли — увеличивается число пенсионеров, инвалидов и прочих иждивенцев, отпадает необходимость в похоронных услугах и еще много чего), кто-то разоряется и уходит со сцены жизни. Более всего мне не понравилась сущность, которую автор (или переводчик?) назвал МаФФия. Как-то недостаточно тонко она выведена что ли?? Банально и "в лоб"?! В остальном, умение автора "видеть" мир, столкнувшийся с фантастическими переменами, нам хорошо знакомо по "Каменному плоту", или "Евангелию". Все эти лирические вставки про жизнь общества, взаимоотношения стран и пр. мне кажутся хорошими только в форме "вставок", а не в форме самостоятельной половины книги. Итак, оценка за первую половину — 7.

_

Вторая часть романа легка, жива и щемяща. Это — love story, как она может зазвучать в устах талантливого мастера пера. Смерть — женщина, со всеми вытекающими отсюда переменами настроения, вздорными и иррациональными идеями и импульсивными поступками. Она сначала ставит один эксперимент на подчиненной ей территории — люди перестают умирать, затем второй эксперимент — люди начинают получать фиолетовые "предупреждения" с точной датой и временем черезнедельной кончины, а затем и вообще — влюбляется и забывает про свои обязанности. Кроме того, она то предстает перед нами в образе костлявой человеческой начинки, то "приодевается" и оказывается нежной и привлекательной женщиной.

Конечно, это не "Мастер и Маргарита" — именно ввиду недостаточной связанности общефилософского, социального и личностного уровней произведения. Конечно, вторая часть оставляет без ответа (совершенно напрасно?!) многие из возникающих у читателя вопросов: какой техникой пользуется смерть в своей рядовой трудовой деятельности (помните, этот американский фильм — "Брюс Всемогущий")? что будет дальше? к чему приведет и как отразится на мире (так подробно показанном в первой половине произведения) настигшая деву-смерть любовь? совсем ли она отойдет от дел или придется как-то совмещать человеческое и метафизическое? кто, наконец, так выстроил мир и что за абсолютная Смерть упоминается паркой? Но — боги! — в смерть Сарамаго невозможно не влюбиться, нельзя не проникнуться к ней симпатией, сочувствием, болезненным трепетом. Когда я ходил вокруг книги, будто кот вокруг сметаны, я ждал именно такого и не был разочарован. Браво! Оценка 9.

_

Вот и итог. Неоднозначный. Странный. Средняя оценка — 8. При том, что первую половину книги я, вероятнее всего, больше читать не стану. Лучше уж "Каменный плот", но вторую.... — когда возникнет мучительное желание взглянуть на эту женщину, на эту смерть, — руки мои сами собой потянутся к книге. Потому что она — там, во всей своей сложности, запутанности и женственности.


Статья написана 26 августа 2011 г. 11:32

Хорошая книга. Правильная и нужная. Ага. Но так ужасно написанная, что ее скорее можно классифицировать как беллетризованную проповедь, нежели как литературное произведение. Предисловие автора (где он рассказывает, как, почему и зачем, а также каким образом пытался донести свою мысль до читателя) понравилось намного больше, из-за чего сложилось впечатление, что намерения были более благими, нежели свершившийся результат. Продолжение "Баламут поднимает тост" несколько лучше в литературном плане.

А еще и логика рассуждений кое-где хромает весьма.


Тэги: Льюис
Статья написана 24 августа 2011 г. 23:25

Ищу на Кинозале послушать Фармера.

Выхожу на страницу с рассказами из МДС.

Чисто из интереса читаю отзывы.

Читаю-читаю и вдруг понимаю, что вижу что-то знакомое.

Лезу к нам на ФЛ, смотрю, что же я сам написал по этому поводу: ведь было что-то.

Опа-на.

Мой отзыв на рассказ "Прометей" от 2009-07-04

цитата

Отличный рассказ и снова на границе этики и религии. Интересно наблюдать, как обучаемые главным героем чужаки попадают из одной этической крайности в другую, как щекотливо для героя оказывается объяснить своим чадам такие сложные вещи, как жизнь и смерть, добро и зло, как он сам балансирует на границе между мессией и антихристом. Немного предсказуемый финал, но на то он и миф о Прометее, чтобы знать, чем дело может закончится. Интересное переосмысление древнего мифа, хороший гуманитарный заряд, есть над чем подумать.

Отзыв со страницы http://kinozal.tv/details.php?id=617316 . Внизу. Дата: 15 июня 2010.

цитата

Читать (слушать?) Фармера всегда приятно. Его неуемный сарказм в сочетании с талантом проповедника, сдобренный мыслями о фантастическом — приятны во все времена. ПРОМЕТЕЙ — легендарный рассказ 60-х годов, балансирующий на грани этики и религии. Интересно наблюдать, как, обучаемые главным героем чужаки, попадают из одной этической крайности в другую, как щекотливо для героя оказывается объяснить своим чадам такие сложные вещи, как жизнь и смерть, добро и зло, как он сам балансирует на границе между мессией и антихристом. Немного предсказуемый финал, но на то он и миф о Прометее, чтобы знать, чем дело может закончится. Интересное переосмысление древнего мифа, хороший гуманитарный заряд, есть над чем подумать. БОЖИЙ ПРОМЫСЕЛ — очень забавная повесть про воплотившиеся мечты человека о божественности и рае на Земле. Долго смеялся над образом полубога плодородия осла Поливайносела. Супер! Написано ярко и оригинально.

Спасибо за прекрасную работу! +5!

И не сказать, что совсем плагиат:-)))

У человека 739 отзывов на Кинозале. Очень вероятно, что это такая индустрия: у кого-нибудь сдернуть и выдать за свой. Потому что у меня на ФЛ такого числа отзывов нет, хотя прочитал я уж всяко больше. Да и на кинозале штуки три от силы.

ЗЫ. в нескольких отзывах еще незакавыченные цитаты с фантлаба


Статья написана 24 августа 2011 г. 21:17

... в тар-тарары: шефнер, лачуга должника, Герасимов.

No comments. :-)))


Статья написана 22 августа 2011 г. 21:58

На длинную статью нет времени. Надо ж не только прочитать-написать, предварительно бы сначала осмыслить, продумать. На то ж времени и нет.

Но Штерн мне по вкусу пришелся весьма. "Записки динозавра", "Рыба любви", "Вопли", "Шестая глава Дон Кихота"... этакое альтернативное настоящее, с осколками прежних застенков в качестве декораций. И в них (декорациях) действуют вполне узнаваемые характеры — хорошие и плохие. Настоящие.

Однозначно, мне это нравится.





  Подписка

Количество подписчиков: 112

⇑ Наверх