Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «munxgauzenminsk» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 6 августа 2019 г. 21:58

Из сломанных копий по поводу БЫЛО можно границы всех государств укрепить, я просто хочу заострить внимание на избыточном их количестве во многих текстах. 17 Лабораторная тоже подкинула несколько работ, где частица может быть удалена без болезни, и фраза не страдает, и знаков меньше. В прошлом, мне приводили рассказ Чехова, где "былок" сверх разумного. Теперь представим, что Чехов поспорил с приятелем на бутылку хорошего вина: "Вот сколько хочу, столько напихаю, и ни один редактор не посмеет вычеркнуть". Судя по тому, что рассказ напечатан, Антон Павлович спор выиграл. Но если это сделано на спор, нам ли принимать, как руководство к действию?

Пересекаясь с авторами в комм-х, слышал всяко: а я писал БЫЛ, и буду впредь. А кто-то взял на вооружение и стал прекрасно обходиться без них; в итоге — это тоже работа над своими возможностями. Как пример, написан мною рассказ, где имя главного героя не прозвучало ни разу. Экспериментировать, ставить перед собой задачи — на любителя, наверное, пусть результаты не всегда радуют, зато в творчестве появляются свой почерк, узнаваемость, свои читатели, кому ваши усилия интересны.

ПОСМОТРЕЛ на... Именно этот глагол выдаёт либо графомана, либо начинающего автора. Пример. Посмотрел на Витю, а у него кровь носом пошла. = а ведь достаточно сказать про кровь из носа, выбрасывается первая часть предложения.

СКАЗАЛ. Пример: — Я тебя ненавижу! — сказала Ольга и пересела на диван. Вариант: — Я тебя ненавижу! — Ольга пересела на диван.

В диалогах вообще можно купаться и находить новые приёмы. На мой взгляд очень удачный пример, когда мы даём героя, следом идёт реплика, и читателю понятней, чьи слова:

Сергей выглянул из-за угла, уразумев, что опасность не грозит, осмелился, остановился в двух шагах от скамейки.

— Вам хорошо... вы друзья, а у меня нет никого (и здесь не нужно "сказал он", согласитесь).

У самого глагола "сказать" есть масса синонимов, но и увлекаться комментированием в посекундной последовательности — дурной тон. Исключение — если в диалоге идёт важная для сюжета инф-я, тем более, если позже может возникнуть вопрос: кто сказал об этом — Петя или Витя.

Развитие — завязка. Комментаторы часто сетуют: начало затянуто, из первых четырёх страниц оставить одну(именно так здесь написали под рассказом). Если кому-то кажется, что для достоверности надо дать по секундам: пробуждение, туалет, завтрак, дверь на замок, лифт, троллейбус... то они заблуждаются. Все это делают, поэтому есть сказать что-то из ряда вон — дайте, пример: "Будильник дал поспать лишних пятнадцать минут, а потом спохватился и стал извиняться режущими слух тирадами". Или — в погоне за зубной щёткой, я бросился в спальную; она притаилась где-то, и хотела перехитрить (здесь опущено местоимение МЕНЯ).

Про Ё добавлю здесь. В рассказе конкурса имена Петр и Семен настолько раздражали, что удовольствие от рассказа изрядно пострадало. Казалось бы: выделить ВСЁ, найти Петр, заменить на "Пётр" — две минуты максимум, но читатель должен продираться через лень автора.

НЕ ХОТИТЕ ПРОСТАВЛЯТЬ Ё В ТЕКСТАХ — ТАК И В ЖИЗНИ ОТКАЖИТЕСЬ произносить: ЕЛКА, ЕЖИК, ЕЩЕ и т.д.


Статья написана 5 августа 2019 г. 03:58

Погулял по конкурсам, как по базарам, и всюду наблюдаю одно и то же. Хочу поделиться с коллегами мыслями по поводу штампов и маркеров, каких, на мой взгляд, лучше избегать вовсе.

Знаменитое ПАРУ раз/шагов/минут/дней и др. Голливуд напихал нам всяко, а наши переводчики перевели — ПАРУ глотков/раз и т.д В нашем языке довольно иных смысловых значений, чтобы заменить чуждый элемент.

Прилагательные — как под копирку, друг у друга лупят: большой (чаще — небольшой) противный-красивый-высокий (и далее — список до 20-30 наверное слов, которые гвоздями торчат в каждом тексте. Примитивизм пошёл в атаку и рубит БОШКИ саблей упрощения. Почему тексты почти повторяют друг друга, сегодня — на 10%, завтра — на 20...

Местоимения. Имена. В ином тексте эти пункты могут занимать до 5 % текста и больше, я имел несколько случаев указать авторам на переборы, и на следующий конкурс выкладывают работы с минимальным количеством местоимений.

Но самое, пожалуй, больное место — МУЖЧИНА, ЖЕНЩИНА, девушка, парень, девочка, мальчик, старуха, старик. Признаки пола и возраста порой идут до финала рассказа, люди не умеют подавать героев иначе, как через половые и возрастные признаки. Ведь столько возможностей в нашей литературе, учиться есть у кого, а они как зарядили мужчина-женщина, так без остановки. Причём дамы-авторы выдают себя с головой: всё у них начинается и заканчивается "мужчинами". А ведь пол можно даже не указывать. Настасья Петровна. Вовочка — и объяснять не надо.

И ещё бич — ВРЕМЯ. На одном конкурсе я выписал все временные упоминания, оставил автору в комм-ии, и он пришёл в ужас: я, говорит, и не думал, что это моё больное место.

Кажется, основные пункты осветил. Что-то ещё набежит.





  Подписка

Количество подписчиков: 2

⇑ Наверх