Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «bellka8» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 17 декабря 2020 г. 15:39

9 ноября 2020 г. умер Жозеф Альтерак (Joseph Altairac), французский литературный критик и эссеист, многие работы, которого были посвящены исследованию и истории научной фантастики.

Вашему вниманию предлагается перевод статьи Жозефа Альтерака о творчестве Фрэнка Рудольфа Пауля, заслужившего неформальный титул «Отца фантастической иллюстрации».

Жозеф Альтерак
Жозеф Альтерак

Фрэнк Рудольф Пауль

У истоков современной научной фантастики

Научная фантастика и то, чем она сегодня является, к добру или худу, но за это мы должны благодарить Хьюго Гернсбека (1884-1967).

Невзрачный люксембургский эмигрант, приехавший в США, первым задумал создать научно-фантастический журнал (он же придумал термин «научная фантастика»).

Гернсбек, увлечённый всем, что касалось технического прогресса, начал издавать научно-популярные журналы, такие как «Modern Electrics» (1908, первый журнал, посвящённый радио), который позже был переименован в «Radio News» и «Electrical Experimenter», а затем в «Science and Invention».

В 1923 году выходит специальный научно-фантастический выпуск «Science and Invention», который приобретает большой успех. Затем Гернсбек решает создавать журнал, полностью посвящённый этому новому литературному жанру, и в апреле 1926 года, заветной исторической дате всех любителей научной фантастики, выходит первый номер «Amazing Stories».

Рассматривая некоторые из первых номеров журнала (который, не будем забывать, продолжает выходить и сегодня), нетрудно представить, в какой шок они должно быть повергали читателя того времени. В правду, журнал очень примечателен: гигантский формат (29,5 х 21,5), бросающийся в глаза заголовок с крупной надписью, роскошная цветная обложка, которая каждый месяц демонстрировала ошеломляющую сцену из жизни будущего... ничто не упущено, чтобы привлечь внимание потенциального покупателя. Но кто был автором тех иллюстраций, которые до сих пор вызывают возгласы восхищения у истинных ценителей? Фрэнк Р. Пауль (1884-1963), ещё один эмигрант, приехавший из Австрии и работавший чертёжником в «Jersey Journal» до того, как Гернсбек нанял его для «Electrical Experimenter». Отныне имена Пауля и Гернсбека стали раз и навсегда связаны с истоками современной научной фантастики.

Искусство Фрэнка Р. Пауля

Как и в случае с другими известными иллюстраторами научной фантастики (например, Вёрджилом Финлеем в США, Брантонном или Дрюйе во Франции), иллюстрации Пауля узнают практически с первого взгляда. Образование архитектора находит отражение в его грандиозных композициях городов будущего (например, «Город будущего» для обложки апрельского номера 1942 года «Amazing Stories» или иллюстрации к «The Moon Doom» Эрла Л. Белла в квартальном зимнем номере «Amazing Stories» 1928 года) и его гигантские космические корабли (обложки «Air Wonder Stories» августа 1929 года, «Science Wonder Stories» ноября 1929 года или «Wonder Stories» августа 1933 года).

В работах Пауля присутствует чувство монументальности, и он выказывает машинам будущего необычайное величие. Крошечные человеческие силуэты, которыми он иногда окружает машины, только усиливают впечатление мощи.

Ещё одной особенностью его искусства является удивительное использование тёплых цветов, которые резко усиливают композиции. Как не быть очарованным блистательным изображением, с обложки ноябрьского номера «Wonder Stories» 1934 года, иллюстрирующими «Одну доисторическую ночь» Филипа Баршофски? Эта сцена битвы между динозаврами и инопланетянами под красным небом незабываема.

 Обложка ноябрьского номера «Wonder Stories» 1934 года
Обложка ноябрьского номера «Wonder Stories» 1934 года

Хотя эти качества буквально бросаются в глаза, недоброжелатели Пауля, однако, не упускают случая подчеркнуть его недостатки. Некоторые обвиняют его творчество в заурядности и простоте. Конечно, данные аргументы не выдерживает критики: мы находимся в области популярного искусства в прямом смысле этого слова, которое обитает в области фантастической литературы. Как бы то ни было, Брэнтонн и Старас обвиняют его в одном и том же недостатке. Если не приложить минимум усилий и не ощутить «чувство чуда» любителей научной фантастики, то, конечно, нельзя оценить эту «заурядность» по достоинству.

Ещё один распространённый упрёк Пауля состоит в том, что он не может изображать персонажей, которые не похожи на манекены или обладают достаточной выразительностью. Данная критика более серьёзна. Правда, в некоторых его рисунках персонажи отличаются неестественной жёсткостью. Но вместе с тем следует заметить, с одной стороны, что Пауль сознавал эту слабость, а с другой, что тема большинства его иллюстраций сосредоточена на машине, а не на человеке.

Заметим также, что в его черно-белых иллюстрациях персонажи часто прорисованы более живо и аккуратно, и, в конечном счёте, он не так плох, как желают представить это критики. Мы без труда найдём изображения людей, которые не лишены элегантности (например, иллюстрации к «Лунной заводи» Мерритта в майском, июньском и июльском номерах «Amazing Stories» 1927 года). Широко известная обложка августовского номера «Amazing Stories» 1928 года также показывает, что Пауль способен верно изобразить персонажа. Мы также увидим, что Пауль имел возможность проявить свои таланты портретиста!

Титан иллюстраций научной фантастики

Фрэнк Р. Пауль заслужил квалификацию добросовестного иллюстратора. Качество его работ практически неизменно, а проделанный труд по-истине титанический. Вспомним, что в первые три года работы над «Amazing Stories», когда журнал возглавлял Гернсбек, Пауль рисовал не только обложки, но и практически все внутренние иллюстрации. И когда Гернсбек покинул руководство «Amazing Stories» в 1929 году, Пауль отправился вслед за ним, чтобы иллюстрировать его новые проекты: «Science Wonder Stories» и «Air Wonder Stories» (которые впоследствии объединятся в «Wonder Stories»), к работам Пауля ещё следует добавить «Science Wonder Stories Quarterly» (который затем станет «Wonder Stories Quarterly») и «Scientific Detective Monthly». Пауль даже напишет портреты авторов произведений этих журналов, хотя как утверждают критики, ему, якобы, было очень трудно рисовать выразительные лица! Одновременно он продолжает работать в научно-популярных журналах Гернсбека. Должность «арт-директора», которую Гернсбек давал ему в разных научно-фантастических журналах, конечно, не была им полностью узурпирована.

Таким образом, в течение десятилетнего периода, с 1926 по 1936 год (год, когда Гернсбек был вынужден продать «Wonder Stories»), Пауль доминирует на сцене научной фантастики.

В этой связи позвольте мне исправить некоторые ошибки, допущенные Марселем Таоном (обычно гораздо более внимательным) в статье «Психоистория научной фантастики», опубликованной в коллективной монографии «Научная фантастика и психоанализ» (Dunod, 1986). Что касается первых номеров «Amazing Stories», Марсель Таон упоминает: «...обложки журналов — пёстрая иллюстрация младенческой сексуальности — девицы в прозрачных космических костюмах, которые позволяли лапать себя мириадами похотливых щупалец». Данное утверждение довольно удивительно! В номерах, которые я держу в руках, а также в многочисленных справочниках по научно-фантастической иллюстрации, мы видим нарисованные Паулем космические корабли, планеты, инопланетян, города будущего, космонавтов, роботов, но очень мало молодых обнажённых женщин. Явно не в ту степь! Далее Марсель Таон утверждает, что: «читатель, просматривающий сборник изданий первых лет журнала «Amazing», не мог не заметить необычайного разрыва между обложкой и содержанием: редакционная политика, обращается к «науке и её чудесам»; иконография к встречам с чудовищами». Сборник Марселя Таона, безусловно, происходит из параллельной вселенной, потому что в нашей Вселенной читатель, напротив, обнаружит, что каждая обложка Пауля для «Amazing Stories» скрупулёзно иллюстрирует текст, опубликованный в журнале! Марсель Таон, вероятно, хотел поговорить о научно-фантастическом чтиве 40-х и 50-х годов в духе «Planet Stories», или «Amazing», которые изобиловали девушками и не всегда заботились о соотношении текстов и того, что представляли обложки, но, конечно, речь идёт не о научно-фантастических журналах, издававшихся Гернсбеком и иллюстрированных Паулем с 1926 по 1936 год. Эти уточнения, которые непосредственно касались Пауля, заслуживают внимания.

После лет научной фантастики Гернсбека, которые можно также назвать годами Пауля, появляются другие иллюстраторы и разгораются споры о превосходстве старого мастера. Приведу лишь несколько известных имён художников палп-журналов: Вессо, Лео Мори, Р. Г. Джонс, Вёрджил Финлей. Но Пауль продолжает предоставлять очень много работ журналам, таким как «Astonishing Stories», «Comet», «Dynamic Science Stories», «Marvel Science Stories» (наконец, с обнажённой женщиной для обложки ноябрьского выпуска 1938 года!) или «Planet Stories».

Пауль как и прежде будет сильно влиять на мир научной фантастики в двух направлениях, о которых следует поговорить более подробно: его работы появляются в серии «Life on Other Worlds/Жизнь на других мирах» с изображением легендарного марсианина, и продолжается сотрудничество в сфере научной фантастики.

Марсианин Пауля

Для «Fantastic Adventures/Фантастических Приключений» Пауль нарисовал великолепную серию цветных обложек «Жизнь на других мирах». Обитатели Венеры в июльском номере 1939 года, жители Меркурия в сентябрьском номере 1939 года и т. д.

Представлена каждая планета Солнечной системы. Но самым известным инопланетянином Фрэнка Р. Пауля, несомненно, является марсианин, который появляется в первом выпуске «Fantastic Adventures», датированном маем 1939 года. В историю вошла сцена, изображённая Паулем, в которой космонавт пожимает руку Марсианину. Все фанаты научной фантастики прекрасно знают, что планета Марс населена этими странными и симпатичными персонажами с гипертрофированными лёгкими (из-за разреженной атмосферы) и втягивающимся хоботообразным носом (из-за холода). Хотя многие из них до сих пор считают, что Марс, который они иногда называют Барсумом, населён четверорукими зелёными гигантами. Но это другая история…

Марсианин Пауля, а также другие инопланетяне, которых он воображал, обладают важной особенностью, они не являются ужасными садистскими монстрами, скорее разумными и цивилизованными существами, что противоречит традиционному образу чудовищного и враждебного инопланетянина. Кстати, на мой взгляд, сильно преувеличено место этого образа в научной фантастике. Здесь, правда, водится много агрессивных монстров, но нетрудно определить и большое количество цивилизованных существ. Это ещё один из тех привычных примеров, которые позволяют повесить ярлык на жанре фантастики, не заглядывая в него слишком глубоко.

Пауль часто повторно использовал своего Марсианина в различных журналах (в том числе и комиксах, «Superwold Comics», под редакцией Гернсбека) и особенно в первом выпуске «Science Fiction Plus».

«Science Fiction Plus»: Лебединая песня

«Science Fiction Plus» являлся последней попыткой Гернсбека вернуть себе прежнее место в мире научной фантастики. Однако, к сожалению, неудачно, так как журнал «Science Fiction Plus» произвёл на свет лишь семь номеров, опубликованных в период с марта по декабрь 1953 года. Тем не менее, они были превосходны, по крайней мере, с графической точки зрения. По существу, в том же формате, что и первые номера «Amazing Stories», журнал предлагал множество великолепных иллюстраций Пауля, а также других талантливых иллюстраторов, таких как Алекс Шомбург, который написал знаменитую обложку первого номера.

Иногда говорят, что иллюстрации Пауля для «Science Fiction Plus» уже не производят былого эффекта, в отличие от его работ в «Amazing Stories» или «Wonder Stories». Я не разделяю этого мнения. Я считаю, что работы Пауля в качестве обложек и внутренних иллюстраций представляют вверх достижений. Марсиане, которые он нарисовал в первом номере, чтобы проиллюстрировать исследование Марса Хьюго Гернсбека, особенно привлекательны. Обложки также удивительны и имеют несколько более абстрактные и аллегорические композиции, чем обычно: The Spirit of Sci-Fi/ Дух научной фантастики, Sci-Fi Explores The Future/Научная Фантастика исследует Будущее, Sci-Fi Views the Cosmos/ Научно-фантастический взгляд на космос…

Как показывает «Science Fiction Plus», великому Фрэнку Р. Паулю, даже в момент завершения собственной карьеры, всё ещё было чем удивить читателя.

Библиография

Есть множество книг по исследованию научной фантастике, в которых особое место отведено Паулю. Ниже небольшой обзор:

На-французском:

Jacques Sadoul, Hier, l'an 2000. Denoël, "Redécouvertes'', 1973. Cet ouvrage a bénéficié d'éditions en langues anglaise et japonaise ; c'est dire sa qualité.

Lester Del Rey, L'art de la science-fiction, 1926-1954. Chêne, 1975.

Brian Aldiss, Science Fiction Graphismes S.F. Ed. Delville, 1976.

На-английском:

Anthony Frewin, 100 years of science fiction illustration. Hart-Davis, MacGibbonPanther, 1975.

David Kayle, A pictoral history of science fiction. Hamlyn, 1976; Tiger Books International, 1986.

David Kayle, The illustrated book of science fiction ideas and dreams. Hamlyn, 1977.

Список иллюстраций:

1. Город будущего, карандашный рисунок Фрэнка Р. Пауля (1931).

2. Иллюстрация для «Возрождения пламени» Кларка Эштона Смита (1931).

3. Иллюстрации в «Amazing Stories», «Приход льдов» Грина Пэйтона Вертенбэйкера (июнь 1926).

4. Иллюстрация в «Wonder Stories» для «One-Way Tunnel» Дэвида Келлера (январь 1935).

5. Иллюстрации в «Wonder Stories» для «Dimensional Fate» А. Л. Бекхолдера (август 1934).

6. Иллюстрации в «Wonder Stories» для «The Metal World» Эда Эрла Реппа (октябрь 1929).

7. Иллюстрация в «Wonder Stories» для «The Time Oscillator» Генри Ф. Киркхема; Путешествие по времени и легендарная цивилизация, увиденная Паулем (декабрь 1929).

8. Иллюстрация в «Air Wonder Stories» для «The Return ofthe Air Master» Эдварда Чаппелоу (март 1930).

9. Женщина борется с роботом на обложке «Wonder Stories».

10. Мужчина тоже борется с роботом на другой обложке «Wonder Stories».

11. «Космическая опера» на обложке «Wonder Stories».

12. Иллюстрация для «In 20,000 A. D.» Ната Шахнера и Артура Лео Загата.

13. Два великолепных портрета жителей других планет, выполненных Паулем для «Фантастических приключений» в 1939 году; с подробной пояснительной запиской, о Марсе и марсианах, и жителях Венеры.

14. Иллюстрация в журнале «Science Wonder Stories» «The Land of the Bipos» Фрэнсиса Флэгга (февраль 1930).

15. Иллюстрация в «Captain Future» для «The Human Termites» Дэвида Келлера (весна 1940).

16. Мужчины, ставшие жертвами робота, на обложке «Wonder Stories».

17. Путешествие в беспокойное место на обложке «Wonder Stories Quarterly».

18. «Космическая опера» на обложке «Science Wonder Stories».

19. Обложка Пауля для номера «Amazing Stories», переиздающего классику Абрахама Мерритта «Лунная заводь» (июнь 1927).

20. Иллюстрация в «Amazing Stories» для «The Blue Dimension» Фрэнсиса Флэгга (июнь 1928).

Перевод с французского языка Александра Речкина, 2020


Статья написана 30 ноября 2020 г. 08:19

Роберт Хайнлайн в 1950 году завершил работу над кинофильмом "Место назначения — Луна" и вместе со своей третьей женой — Вирджинией отправился в Колорадо-Спрингс, штат Колорадо, где начал строительство семейного гнёздышка.

В ноябре 1951 года журнал «Популярная Механика» послал редактора (и фотографа) Тома Стимсона (который написал довольно лестную рецензию на «Место назначения – Луна» в 1950 году), чтобы сделать материал про удивительный дом писателя-фантаста.

Статья Стимсона появилась в июньском номере журнала «Popular Mechanics» за 1952 год.

 Обложка июньского номера журнала 1952 г.
Обложка июньского номера журнала 1952 г.

Ниже приведён перевод статьи из журнала с картинками.

Дом, который превращает жизнь в удовольствие

Томас Э. Стимсон младший

страница 1

стр. 1.
стр. 1.

Жильё будущего? Дом спроектирован писателем-фантастом, который пишет о мире будущего (надпись под верхним фото)

В каком доме будет жить капитан космического корабля во время остановок на Земле?

Пока ещё слишком рано утверждать, хотя, вероятно, дом будет содержать некоторые из особенностей резиденции, только что построенной Робертом Э. Хайнлайном в Колорадо-Спрингс, штат Колорадо.

Хайнлайн — сценарист фильма "Место назначения — Луна" и создатель телепрограммы "Том Корбетт — космический кадет". Его фантастические книги "Зелёные холмы Земли", "Кукловоды" и другие продаются сегодня в книжных магазинах.

Инженерная подготовка даёт Хайнлайну прочную основу для создания произведений о технике космических путешествий, а также помогла в проектировании дома, который сегодня кажется крайне необычным, но в будущем может стать вполне привычным.

Хайнлайн отдыхает на диване, встроенном в интерьер, рядом с приподнятым над полом камином. Обратите внимание на удобный шкаф в изголовье дивана (надпись над нижним фото)

страница 2

стр. 2.
стр. 2.

На кухне есть всё, чтобы порадовать домохозяйку, в том числе «рабочее место» с телефоном и пишущей машинкой, стол «трансформер» сервируется на кухне, а затем перемещается с помощью колёсиков сквозь стену в обеденную зону до того, как закончится 20-й век.

страница 3

стр. 3.
стр. 3.

Дом Хайнлайна функционирует самостоятельно с минимумом обслуживания и домашней работы. Дом оснащён климат-контролем, не зависимым от изменений температуры наружного воздуха. Сооружение, в пределах разумного, огнеупорное, устойчиво против термитов и сейсмической активности района. Дом стоит дорого по сравнению с минимальными стандартами, и всё же владелец сэкономил деньги, когда переехал.

Мистер и миссис Хайнлайн хотели иметь уютное, приятное жилище, которое само о себе позаботится. В результате получился одноэтажный дом с плоской крышей, содержащий прихожую, совмещённую гостиную-столовую, кухню, спальню и детскую с раздвижной стеной между ними, кабинет, две ванные комнаты и пристроенный гараж с местом для мастерской.

Это небольшой дом, 1150 квадратных футов [примерно 106,8 кв.м.] жилой площади, рассчитанный на двух взрослых и ребёнка, но с помощью встроенной мебели он может разместить без стеснения семь человек. Встроенные модули являются важной особенностью. Кроме нескольких стульев, пианино и обеденного стола, который передвигается на колёсиках, в доме отсутствует подвижная мебель.

"Встроенная кровать с ящиками для хранения, размещенными под ней, встроенные диваны, которые могут быть преобразованы в дополнительные кровати, и вся остальная мебель встроена прямо в пол", — говорит Хайнлайн. – "Поэтому пространство под ней не нуждается в уборке".

"Отсутствуют ковры и нет какой-либо необходимости в них. Все полы покрыты пробковой плиткой, которая обеспечивает тёплую, удобную и опрятную основу. Здесь нет ни торшеров, ни настольных ламп. Освещение встроено в дом. Общее освещение гостиной обеспечивается трубками с холодным катодом, скрытые в нишах. Они освещают потолок, регулируемые настенные прожекторы расположены во всех рабочих местах и зонах отдыха. Все электрические розетки находятся на высоте бёдер. Мне надоело наклоняться к плинтусу всякий раз, когда я хочу подключить электроприбор".

Световые панели имеют зеркала, которые отражают солнечный свет внутрь дома. За панелями находятся трубки ночного освещения (надпись под верхним фото)

Хайнлайны, после тщательного изучения, сделали конкретные рекомендации для каждого встроенного элемента в их доме (надпись над фото внизу)

страница 4

стр. 4.
стр. 4.

Диваны можно превратить в двуспальные кровати просто откинув верхнюю половину на пол и накрыв подушками (надпись у верхнего фото)

Без ковров, переносных ламп и подвижной мебели можно сделать генеральную уборку дома всего, примерно, за час.

Дом построен из железобетонных блоков и кирпичной кладки, окрашен снаружи в тёмно-зелёный цвет, компенсируемый широкими панелями блестящей алюминиевой отделки крыши. Внутренние части стен из бетонных блоков открыты и окрашены в светло-зеленый цвет. Внутренние перегородки выполнены из отбеленного красного дерева, обшитого минватой. Та же древесина используется для всех шкафов и встроенной мебели. Все межкомнатные двери раздвижные. Стены кабинета и водонагревательного отделения звукоизолированы. Крыша утеплена.

Плоская крыша не создаёт проблем, даже в стране, где зимой выпадает снег, считает Хайнлайн, если она должным образом укреплена и выдерживает большие нагрузки. Дополнительная прочность крыши позволяет украшать её и использовать в качестве открытой веранды для принятия солнечных ванн. Поверхность крыши состоит из нескольких слоев кровельного битума и гравия с распылённой алюминиевой краской для отражения солнечных лучей. Крыша выступает достаточно далеко за южную сторону дома, чтобы затенить южные окна от летнего солнца, но она пропускает свет в окна зимой, когда Солнце находится ниже на небе. Два небольших световых люка, которые открыты днём и ночью, освещают кабинет и небольшой зал. Каждое окно в крыше содержит пару люминесцентных ламп, которые обеспечивают непрямое освещение в вечернее время. Верх и низ каждого люка в крыше выполнены из полупрозрачного стекла, а нижняя рама откидывается для доступа к осветительным трубам. Внутренние части мансардных окон окрашены алюминием для большей эффективности и содержат зеркальные панели, наклонённые так, чтобы отражать солнечный свет снизу, даже когда солнце не находится в зените.

Негабаритная кровать (семь на шесть футов [213х182 см.]) имеет ящики для хранения и столики с каждой стороны изголовья (текст над фото внизу)

страница 5

стр. 5.
стр. 5.

Мусор отправляется через навесную перегородку в кухонной стене и попадает в мусорное ведро за пределами дома (подпись под левой верхней картинкой)

Музыкальный центр располагается в холле рядом с кабинетом, подключённый к динамикам, которые расположены в каждой комнате, имеет радио и проигрыватель пластинок (подпись под правой верхней картинкой)

В большинстве домов временами бывает слишком жарко или слишком холодно, слишком сквозит или пыльно. Хайнлайн получает именно тот микроклимат в помещении, который ему нужен, благодаря хитроумному расположению кондиционеров и воздуховодов. Во-первых, дом герметичен. Ни одно из окон не может быть открыто. Они с двойным остеклением, на самом деле, с 1/4-дюймовым воздушным пространством между стёклами.

Кондиционер, расположенный рядом с кухней, состоит из газовой печи и электрического вентилятора, оснащённого пылевым фильтром, увлажнителем и рециркулятором для очистки воздуха. Температура регулируется термостатом в гостиной. Воздуходувка работает постоянно. Печь вытягивает 20 процентов свежего воздуха снаружи дома, создавая положительное давление внутри помещения, которое истощается через скрытые вентиляционные отверстия в кухне и каждой ванной. По оценкам Хайнлайна, при постоянной работе воздуходувка потребляет не больше энергии, чем при периодическом использовании. Он планирует добавить электрофильтр в систему, чтобы дополнить уже существующий пылевой фильтр.

Нагретый воздух поступает в ванную комнату по воздуховоду под ванной, согревая ванну и пол (подпись над фото внизу)

В душе, кстати, есть дополнительная насадка для душа на стене напротив стандартного приспособления. Она приводится в действие верхним клапаном, и принимающий душ может быть полит с двух сторон, если пожелает. Дозатор шампуня прикреплён к душевой стенке чуть ниже мыльницы.

Встроенная мебель включает кровать семь на шесть футов с выдвижными ящиками под ней, стенной шкаф для хранения вещей, с набором выдвижных ящиков, комбинированный рабочий стол и письменный стол для пишущей машинки Хайнлайна в его кабинете и его аналог, «рабочее место» в углу кухни для жены писателя. Здесь у неё имеется письменный стол с выдвижными ящиками, книжными полками и плоской крышкой, которая откидывается назад, чтобы открыть доступ к пишущей машинке и отделению для бумаг.

страница 6

стр. 6.
стр. 6.

В линию вдоль стены кухни расположены плита, раковина и электрический посудомоечный аппарат, автоматическая стиральная машина для белья, сушилка и холодильник. Вместо шкафов для хранения консервов и других припасов используются складские стенки. Такая стена для хранения содержит наборы неглубоких полок, утопленных в стену. Банки стоят в один ряд, не занимая много места, и каждый предмет находится в поле зрения для мгновенного извлечения.

Отнимающая много времени домашняя работа состоит в том, чтобы отнести посуду к обеденному столу перед едой, а затем вернуть её обратно на кухню после приёма пищи. В доме Хайнлайнов обеденный стол вкатывается прямо в кухню, на нём уже расставлены все серебряные, фарфоровые и иные столовые принадлежности и посуда. Затем стол прокатывается через стену в столовую. После еды он снова возвращается на кухню, и миссис Хайнлайн складывает посуду сразу в посудомоечную машину.

Стол проезжает через отверстие в стене и обычно стоит одним концом в обеденной зоне, а другим — на кухне. Раздвижная перегородка, находящаяся над столешницей может быть поднята, чтобы обеспечить свободный доступ к предметам на столе, а дверь внизу открывается, чтобы весь стол мог быть перемещён в обеденную зону.

Другие особенности дома включают радио и музыкальный центр, находящийся в холле, и подключённый к динамикам в каждой комнате. Динамики могут управляться по месту.

В гостиной есть крытая садовая зона с почвой, переходящая в землю сада. Система отопления по периметру сохраняет почву тёплой всю зиму, поэтому нежные растения можно перенести в закрытый сад на холодное время года.

Подсвечиваемые блоки используются для очертания входной двери. Один блок на уровне глаз сделан из прозрачного стекла и имеет зеркало, прикреплённое по диагонали к его внешней стороне, так что миссис Хайнлайн может увидеть посетителя, прежде чем откроет дверь.

Писатель склонен работать до поздней ночи, а на следующее утро спать допоздна, поэтому жалюзи в спальне Хайнлайна сделаны из светонепроницаемого материала. Они вставлены в пазы из листового металла в качестве дополнительной защиты от проникновения солнечного света.

В каждой комнате есть мусорные корзины, но ни одна из них не видна. Они встроены в другую мебель, и всё, что вы можете заметить, — это люк с пружинными петлями.

В доме Хайнлайна много окон, но незнакомец, приближающийся к дому, может видеть только внешний сад и вход. Теневые шпалера по обеим сторонам не дают увидеть с улицы, то что происходит в доме.

Дом стоил чуть больше 20 долларов за квадратный фут. Кажется дорого, но на самом деле это не так. Во-первых, стоимость квадратного фута была бы больше, если бы Хайнлайн построил дом меньшего размера; он упаковал все дорогие кухонные и ванные принадлежности в небольшую резиденцию. Во-вторых, большая часть дома была возведена на заказ, потому что некоторые материалы не были доступны в нужных формах и размерах. Но самое главное, во время переезда у него отсутствовала мебель, которую нужно было бы приобретать.

Вместо того чтобы нанять фургон, он просто совершил пару поездок на собственном автомобиле, чтобы перевезти одежду, еду, посуду, постельное белье и личные вещи в новый дом. Когда вещи заняли уготованные им места, переезд завершился.


Статья написана 23 ноября 2020 г. 14:48

Начало здесь — https://fantlab.ru/blogarticle69183.

После разрыва с первой женой и до развода, как мы упоминали ранее, Азимов жил в отеле "Оливер Кромвель". В это время он часто встречался и общался с Джанет Опал Джеппсон, которая станет его будущей спутницей жизни. Они вместе ходили гулять в Центральный парк.

 Азимов в Центральном парке
Азимов в Центральном парке

Айзек Азимов являлся участником многих клубов и организаций, таких как "Менса", "Голландский клуб" (The Dutch Treat Club), "Пауки затворники", "Общество Гилберта и Салливана" и т.д.

В 1971 году Азимов присоединился к группе под названием The Dutch Treat Club, которая собиралась каждый вторник на обед в отеле "Regency". В 1985 году Азимов стал президентом клуба. Членами The Dutch Treat Club были многие известные писатели, артисты и политики.

 Отель "Regency"
Отель "Regency"

В костюме члена общества Гилберта и Салливана. Фото Джанет Азимовой
В костюме члена общества Гилберта и Салливана. Фото Джанет Азимовой

С апреля 1975 года до своей смерти в 1992 году Айзекк Азимов жил на 33 этаже Апартаментов Park Ten с Джанет Опал Джеппсон. Это была единственная совместная резиденция пары. Из квартиры открывался вид на Центральный парк. Там, Азимов написал последние свои научно-фантастические и научно-популярные книги.

 Апартаменты Park Ten
Апартаменты Park Ten

В 1977 году Азимов перенес сердечный приступ. В декабре 1983 года ему сделали операцию тройного шунтирования в Медицинском центре Нью-Йоркского университета, во время которой он заразился ВИЧ в результате переливания крови.

 Медицинский центр Нью-Йоркского университета
Медицинский центр Нью-Йоркского университета

6 апреля 1992 г. в возрасте 72 лет Айзек Азимов умер в Нью-Йорке.

Чуть позже его тело было кремировано, а прах развеян.

Чтобы почтить память Азимова, Американский музей естественной истории на Верхнем Вест-Сайде ежегодно с 2001 года проводил дебаты в честь покойного автора и ученого.

 Музей естественной истории
Музей естественной истории


Статья написана 20 ноября 2020 г. 08:35

Начало здесь — https://fantlab.ru/blogarticle69183.

После окончания работы на экспериментальной исследовательской станции ВМС в Филадельфии и службы в армии (уже после окончания Второй мировой войны) Айзек Азимов вернулся домой — в Нью-Йорк, где в августе 1946 года приобрёл (или точнее взял в годовую аренду) свою первую квартиру в Нью-Йорке, располагавшуюся по адресу 213 Дин-стрит.

 213 Дин-стрит
213 Дин-стрит
   

Родители Азимова "процветали", кондитерская приносила приличный доход, и они купили второй дом по адресу 1618 Десятая Авеню за 9 500 долларов.

 1618 Десятая Авеню
1618 Десятая Авеню

Спустя год Азимов с женой решили не продлять аренду, а временно поселиться в одном из домов, принадлежащих его родителям — 192 Уиндзор-Плейс. Правда до переезда Айзек отправил запрос на аренду квартиры в Стайвесант Таун (огромном комплексе на Истсайде в Манхэттене между 14 и 23 улицами), но просьбу очень долго рассматривали. Азимов успел получить степень "доктора философии" в 1948 году, когда, наконец, был подписан договор аренды.

Они получили квартиру 9-С по адресу 273 Первая авеню. Это была современная, чистая квартира с ванной и кухней на 9 этаже, "всего три комнаты", указывает Азимов в своих воспоминаниях, но не уточняет считать ли кухню и ванную за комнаты или нет.

 План Стайвесант Тауна, 1934-1945 гг.
План Стайвесант Тауна, 1934-1945 гг.

 Макет застройки Стайвесант Тауна, 1934-1945 гг.
Макет застройки Стайвесант Тауна, 1934-1945 гг.

 Вид на Стайвесант Таун со стороны Ист-ривер
Вид на Стайвесант Таун со стороны Ист-ривер

 Дом по адресу 273 Первая авеню
Дом по адресу 273 Первая авеню

В августе 1948 года Нью-Йорк изнывал от жары, кондиционеров в Стайвесант Тауне не было, поэтому Айзек и Гертруда спасаясь от пекла ходили в ближайший кинотеатр "Джефферсон", где однажды провели пять часов. Здание кинотеатра было снесено в 2010-е годы.

 Кинотеатр "Джефферсон"
Кинотеатр "Джефферсон"

 Кинотеатр "Джефферсон", 1986 г.
Кинотеатр "Джефферсон", 1986 г.

Несмотря на получение докторской степени у Азимова были проблемы с работой, средства с продаж рассказов пока что не могли позволить Айзеку содержать семью. В 1949 году Азимов случайно познакомился с Уильямом Бойдом, профессором иммунохимии Бостонской Медицинской школы, который был поклонником научной фантастики, и Уильям, узнав о проблеме Айзека, пригласил того на работу в Медицинскую школу Бостонского университета. Азимов согласился, хотя и очень сильно не хотел уезжать из любимого Нью-Йорка. Таким образом, Айзек покидает "большое яблоко" до 1970 года, если не считать посещение родственников на праздники и издательств в будни.

Азимов пока жил в Нью-Йорке любил гулять по береговому настилу Кони Айленда.

 Береговой настил Кони Айленда
Береговой настил Кони Айленда

 Береговой настил Кони Айленда, сегодня
Береговой настил Кони Айленда, сегодня

С 1957 года у Азимова стали появляться свободные деньги, и он часто останавливался в отеле «Вестбери», на углу Шестьдесят девятой улицы и Мэдисон-авеню, когда посещал Нью-Йорк в одиночку, чтобы побегать по издателям. До этого Айзек в основном ночевал у родителей Гертруды на Брайтон-Бич.

 Типичные дома на Брайтон-Бич
Типичные дома на Брайтон-Бич

В возрасте 30 лет Азимов сдал на права и купил подержанный автомобиль марки "Plymouth", чтобы проще было ездить из Бостона в Нью-Йорк или на лекции в Массачусетский технологический институт.

 "Plymouth" модели 1949-52 годов
"Plymouth" модели 1949-52 годов

16 апреля 1961 года Азимов обедал с Хьюго Гернсбеком в Нью-Йорском ресторане «Longchamp». Гернсбек встретился с Айзеком, потому что собрался издавать новый научно-фантастический журнал и хотел, чтобы Азимов его редактировал, но писатель отказался.

 Ресторан «Longchamp»
Ресторан «Longchamp»

6 июля 1961 года Азимов снова посещал издательства в Нью-Йорке и остановился в отеле «Stanhope», как раз напротив музея искусств «Метрополитен». Здесь он остановился впервые, и ему понравилось, потому что было время сходить в музей.

 Отель «Stanhope»
Отель «Stanhope»

 Великолепный музей "Метрополитен"
Великолепный музей "Метрополитен"

В течение 1960-х гг. жизнь шла своим чередом, Азимов выпускал по несколько книг ежегодно, ездил с семьёй в Канаду и осматривал окрестности Бостона.

Но по мере кого как дети взрослели, росло и охлаждение отношений между Айзеком и Гертрудой. И в 1970 году состоялся разрыв, развод произойдёт чуть позже. Азимов вернулся в Нью-Йорк, раз и навсегда.

12 июня 1970 года писатель поселился в отеле «Оливер Кромвель», где прожил три года, прежде чем переехать к своей второй жене, Джанет Опал Азимова (урождённая Джеппсон). За это время Азимов написал многие книги, в том числе «Сами боги».


 Отель «Оливер Кромвель»
Отель «Оливер Кромвель»

Продолжение следует...https://fantlab.ru/blogarticle69834


Статья написана 6 ноября 2020 г. 09:32

Начало здесь — https://fantlab.ru/blogarticle69183.

С 1938 года Азимов начал посещать офис "великого и ужасного" редактора журнала «Astounding» Дж. В. Кэмпбелла, который располагался в шестиэтажном здании № 79 на Седьмой авеню Манхэттена.

 79 7th Ave
79 7th Ave
 

2-4 июля 1939 года состоялась "Первая всемирная научно-фантастическая конвенция", которая проходила в зале "Caravan Hall" на 59 улице между Парк-Авеню и Мэдисон-авеню. Азимов, как и многие писатели-фантасты и фэны, был её участником.

 Улыбающийся Форрест Аккерман в одежде будущего на "Первой всемирной научно-фантастической конвенции"
Улыбающийся Форрест Аккерман в одежде будущего на "Первой всемирной научно-фантастической конвенции"

В 1940 году Айзек встречался с однокурсницей Ирен, они вместе ходили в кино, а 22 февраля посетили планетарий "Хейдена".

Планетарий "Хейдена" примерно в 1935-1945 гг.
Планетарий "Хейдена" примерно в 1935-1945 гг.

Планетарий "Хейдена" на открытке, примерно в те же годы
Планетарий "Хейдена" на открытке, примерно в те же годы

На этом посещение культурных мест не закончилось, 4 июля 1940 года Айзек вместе с сестрой Машей ходили в Брайтонский театр, где посмотрели "Границы ошибок" с Клэр Бут.

Брайтонский театр
Брайтонский театр

19 июля 1940 г. Айзек отправился с Пенсильванского ж/д вокзала на поезде в Вилмингтон, чтобы повидаться с Ирен.

Пенн-стейшн — железнодорожный вокзал в Нью-Йорке, начала 40-х гг.
Пенн-стейшн — железнодорожный вокзал в Нью-Йорке, начала 40-х гг.

Пенсильванский ж/д вокзал 1935-1941 гг.
Пенсильванский ж/д вокзал 1935-1941 гг.

Жизнь шла своим чередом, Вторая мировая война катилась по Европе, а Азимов начал сочинять повести и рассказы, которые станут циклом "Основание". В октябре 1941 года Айзек писал вторую повесть "Bridle and Saddle" ("Уздечка и седло" или "Мэр") из цикла, когда на него неожиданно обрушился писательский ступор, Азимов не знал, как выйти из тупика и тут ему на помощь пришёл Фред Пол. Они гуляли по Бруклинскому мосту, и Фред предложил решение проблемы, Айзек бросился домой и завершил работу.

Бруклинский мост, 1940 г.
Бруклинский мост, 1940 г.

14 февраля 1942 года Айзек встретил свою будущую жену Гертруду Блюджерман во время двойного свидания, на которое Азимова затянул его друг Джозеф Голдбергер. Двойное свидание было назначено у гостиницы "Астор" на углу Седьмой авеню и Сорок девятой улицы.

Гостиница "Астор", 1937 г.
Гостиница "Астор", 1937 г.

Айзек влюбился в Гертруду и начал активно за ней ухаживать. Его настойчивость и уверенность в себе помогли завоевать девушку. 26 июля 1942 года, менее чем через полгода после их первой встречи, Гертруда вышла замуж за Айзека. Свадебный обед состоялся в отеле "Хаф Мун" на Кони-Айленде, а брачная ночь в отеле "Дикси" на Манхэттене.

 Отель "Хаф Мун" на открытке
Отель "Хаф Мун" на открытке

 Отель "Дикси" на Манхэттене, открытка
Отель "Дикси" на Манхэттене, открытка

Чуть раньше Роберт Хайнлайн завербовал Азимова для работы на экспериментальной исследовательской станции ВМС в Филадельфии, поэтому Азимов на некоторое время покидает Нью-Йорк. Он будет наведываться в "большое яблоко" на выходные.

В 1944 году дела у родителей Айзека пошли в гору и они купили новый дом по адресу Уиндзор-Плейс 192, располагавшийся в 100 ярдах от кондитерской.

 Дом № 192 Уиндзор-Плейс
Дом № 192 Уиндзор-Плейс

Кстати, большое спасибо муниципальному архиву г. Нью-Йорка и налоговому управлению за фотографии 1930-40-х гг., которые я добавил и в предыдущие части об Азимове.    

Продолжение следует...https://fantlab.ru/blogarticle69692





  Подписка

Количество подписчиков: 95

⇑ Наверх