fantlab ru


Сообщения на форуме посетителя A.K.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


активист
Отправлено 21 мая 2011 г. 01:36

цитата kagerou

А Мвен Мас постфактум вспомнил, что можно было бы задействовать старый планетолет и спутник бы уцелел. И ребятки к своему участию в головокружительном опыте добавили бы в течение жизни много интересных страниц, а? А теперь уже не добавят.
Увы, да. Захватывающие перспективы всем участникам опыта головы кружат.

цитата kagerou

Понимаете, пока что я вижу только одно рациональное объяснение этому (а также инциденту в Кин-Нан-Тэ, гибели Фай Родис, инциденту с Чеди) — и оно мне не нравится. Пока что я надеюсь, что вы дадите другое. Свежая голова что-то придумает легче.
Я подумаю ещё. А какое объяснение сейчас у Вас? И — мне просто интересно — читали ли Вы "Странных взрослых" Переслегина, первую часть статьи ("Нулевой цикл")?

Всем доброй ночи и хороших выходных! Вернусь в понедельник.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


активист
Отправлено 21 мая 2011 г. 00:56

цитата kagerou

У ребят, которые погибли в ходе тибетского опыта, никакой полноты жизни не осталось — как и самой жизни.
Почему за полноту жизни Мвен Маса и Рена Боза эти люди заплатили своей полнотой жизни?
Но ведь они добровольно пошли на риск ради такого захватывающего дела, были предупреждены о риске и "с радостью согласились". И это было ради полноты жизни, потому что если бы опыт удался, они бы тоже увидели Эпсилон Тукана (как Мвен Мас). А возможно, они и видели его перед смертью. А ещё само по себе — висеть на орбите, над безумно прекрасной родной планетой, участвуя в эпохальном опыте — разве не полнота жизни?

цитата kagerou

И уж совсем этот довод не держит воды в случае с экипажем Тантры — более рациональное перераспределение вахт ничем не повредило бы полноте жизни экипажа.
Вы имеете в виду — сделать ввахты более короткими, чтобы меньше уставать и, как результат, меньше ошибаться? Если да, то, по-видимому, это имело бы обратную сторону, понятную командиру (например, более частая смена, подъём-отбой, как ещё один фактор усталости — это я так, навскидку, чтобы предположить доброе;-)). Или Вы о другом?
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


активист
Отправлено 21 мая 2011 г. 00:24

цитата kagerou

Да, но в ЧБ сказано, что от животной пищи земляне полностью отказались, перейдя на синтезированный белок.
Да, я об этом сказал дальше. Вот здесь: http://fantlab.ru/forum/forum14page1/topi...
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


активист
Отправлено 20 мая 2011 г. 23:44

цитата Bisey

Впрочем, в "Туманности..." животноводство ещё существует — а уже в "Часе быка" его, как и вивисекцию, уже, кажется, признали недопустимым.
Не совсем так, по-моему. В ЧБ недопустимо убийство животных, в т.ч. ради пищи. Про молочное животноводство такого не говорится. Хотя... там говорится об "автотрофности человечества" (по Вернадскому), т.е. получение животных белков синтетически. Следовательно, надобности в коровках-свинках-курах нет. Наверное, постепенно путём скрещивания разных пород получили (реконструировали) исходные дикие виды — кабанов, яков, куропаток, — и адаптировали их к естественной среде.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


активист
Отправлено 20 мая 2011 г. 23:19
Bisey & Alex Dragon & Nadia Yar,
я представляю себе так:
Дикие животные — в естественных экосистемах, в т.ч. биосферных заповедниках. Кошки, собаки — в посёлках, при экспедиционных лагерях и т.п. местах рядом с людьми. Ну а как там обстоят дела с животноводством, описано в "Туманности..."
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


активист
Отправлено 20 мая 2011 г. 23:05

цитата kagerou

Но кроме доброты деятельной есть принцип "не навреди", принцип осторожности.
Как вы думаете, почему Ефремов вымечтал мир, в котором об этом принципе много говорится — но практически все ключевые герои его нарушают?
Предложу своё понимание. Принцип "не навреди" соблюдается как предотвращение глобальной катастрофичности. Избежать нарушения глобального экологического равновесия, разрушения работы социальных институтов, предотвратить стихийные бедствия и т.д. Таким образом они берегут свой общий дом.
Что касается того, что Вы называете нарушением этого принципа, то здесь Вы имеете ввиду повышенный риск для жизни отдельных людей, которого можно было бы избежать (тот же Тибетский опыт, катастрофа со звездолётами и т.п.)? Если да, то здесь повышенный риск — плата за полноту жизни. Сам Ефремов где-то говорил, что подлинное счастье человека всегда находится на пределе его сил; иными словами и образно говоря — высшее счастье на гребне волны, и риск сорваться и погибнуть больше, чем в спокойной заводи. Но люди Кольца, сильные и весёлые, идут на этот риск, потому что, по их мнению, оно того стоит — открыть новую тайну вселенной, или глубин океана, или глубин прошлого, проникнуть в новый уголок космоса, увидеть красоту... Живя пОлно, они не боятся смерти, потому что жизнь получилась (поверьте, знаю это ощущение по себе). Очень надеюсь, что я пишу понятно.

Вы читали статью Переслегина "Странные взрослые"? Если нет — в ней автор, по-моему, удачно показывает опорные точки мира ефремовского будущего, который отличается от привычной нам европоцентристской (у Переслегина — "время-ориентированной") цивилизации, там и про катастрофичность, и про риск, и про рациональность хорошо сказано.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


активист
Отправлено 20 мая 2011 г. 21:57

цитата Alex Dragon

«Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
Я за! :-)
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


активист
Отправлено 20 мая 2011 г. 21:41
kagerou, а позвольте мне поделиться своим пониманием доброты. А то здесь уж очень много недоброго сказано разными участниками, и в адрес друг друга, и в адрес Ефремова.
По-моему, доброта — это проявление любви — и к ближним, и к себе, и ко всем людям. Вот обсуждаемый автор отличался огромной добротой, помогал всем, кто обращался, в том числе малознакомым людям — советом, деньгами, книгами. Об этом свидетельствует его обширная переписка и воспоминания тех, кто его знал. Т.И. говорила, что отличительной чертой их дома была доброта.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


активист
Отправлено 20 мая 2011 г. 21:34

цитата Сат-Ок

космические полёты начали в Век Космоса — последний век ЭОТ. Это 27 век по-нашему.
В подготовительных материалах к ЧБ — Век Звёздного Космоса. Соответственно, межзвёздные полёты.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


активист
Отправлено 20 мая 2011 г. 21:32

цитата vasilisk

Лем, умелый полемист, раскритиковавший чертову уйму американских фантастов(и вызвавший тем самым обострение у Ф.Дика, см. историю с письмом в ФБР), испугался критики своих произведений Ефремовым
По рассказу Таисии Иосифовны, встреча Лема с Ефремовым не состоялась, хотя последний был готов первого принять. Т.И. предполагает, что Лем в глубине души боялся этой встречи. Возможно, истинная причина другая, и всё проще. Сие истории не известно.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


активист
Отправлено 20 мая 2011 г. 17:33

цитата terrry

Еще мне интересно, повлияло ли творчество ИАЕ на англо-американцев? Кажется, что нет.
О влиянии не скажу, но он переписывался с Кларком и Полом Андерсеном. Переводы некоторых писем есть здесь: http://iaefremov.2084.ru/larisa.htm (автор выступления — snovasf) и здесь: http://noogen.su/iefremov/about/anderson....

Кроме того, В.Д. Захарченко рассказывал, что в личной беседе Кларк ему признался, что среди фантастов выше всех ставит Лема и Ефремова.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


активист
Отправлено 20 мая 2011 г. 16:08
Полковник, присоединяюсь к сдержанным восторгам и благодарностям. :-)
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


активист
Отправлено 20 мая 2011 г. 16:06
vasilisk,
я отвечу за Сат-Ока, где и что он преподаёт. Историю, в московской школе. И одновременно он — подростковый дворовый тренер по футболу, от районной управы.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


активист
Отправлено 20 мая 2011 г. 15:11

цитата Aryan

Это вы фигуру имели в виду?   Но в целом, да, вы правы, когда я читаю его книги, у меня не возникает чувство отторжения. Я вижу какие-то ляпы (причем, не обязательно те, на которых здесь заострили внимание), но у меня все время присутствует ощущение благожелательности автора — я вспомнила цитату, возможно она из него же, но я точно не помню "Ощущение благожелательной маленькой руки, опущенной на голову огромного пса". По-моему, это из Бегущей по волнам Грина, но не уверена на 100%. Она у меня очень хорошо ассоциируется с ощущением от книг Ефремова — добрая сила, ум, лишенный злобы, сиюминутных истерик, не пытающийся иронией прикрыть настороженную готовность к обороне. Он ведь всегда очень открыт...Одна из причин, по которым я люблю Ефремова — ему чужда мелочность и комплексы.
Как хорошо, что Вы так думаете, спасибо! :-) Кстати, "Бегущая по волнам" — одна из любимых книг Ефремова. Один из его коллег рассказывал, как ИЕ в экспедиции вечерами читал им эту книгу по памяти (наряду с другим своим любимым автором — Хаггардом).
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


активист
Отправлено 19 мая 2011 г. 17:27

цитата kagerou

В частности, отчетливо видно, что экспериментальной поэзии он не понимал совершенно.
Может быть. А что это такое?
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


активист
Отправлено 19 мая 2011 г. 17:27
kagerou,
просто я предлагаю возможности принять, а Вы почему-то ищете причины отвергнуть. По-моему, в этом глубинное различие.

ФАНТОМ,
да, мне тоже очень нравятся эти строки. Это стихи Дмитрия Афанасьевича Лухманова, он был прототипом капитана Лиханова в "Катти Сарк".

Aryan,
взгляните: http://ww.noogen.su/iefremov/about/akopov...
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


активист
Отправлено 19 мая 2011 г. 16:44
kagerou,
очевидно, Ефремов "писанием как музыкой слов" называл не всякую поэзию, а лишь ту, которая сводится к одной только форме. Поэзию-то он любил, и от цитат, приведённые мной выше просто навскидку, не отмахнуться.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


активист
Отправлено 19 мая 2011 г. 16:39
terrry, Вы меня опередили, спасибо! :-)

Иллюстрирующие цитаты навскидку (подчёркнуто мной):

"- В первом зале — образцы машин, во втором — техническая документация к ним, в третьем — как бы это сказать... ценности эпохи, когда еще существовали деньги. Что ж, соответствует схемам.
    — Где же ценности в нашем смысле? Высшие достижения духовного развития человечества: науки, искусства, литературы? — воскликнула Миико."

"Праздник Пламенных Чаш получил свое название от   известного стихотворения поэта-историка Зан Сена, описавшего древнеиндийский обычай выбирать красивейших женщин, которые подносили отправлявшимся на подвиг героям боевые мечи и чаши с пылавшей в них ароматной смолой. Мечи и чаши давно исчезли из употребления, но остались символом подвига."

"Родис, улыбнувшись взволнованному владыке,   негромко   запела, поддаваясь   гипнотизирующему   мельканию   вертикальных разноцветных
светящихся знаков, и заметила, что Чойо Чагас внимательно слушает, часто оглядываясь на нее в стремительно бегущих бликах сигнальных люминофор.
    — Что за песня? — отрывисто спросил он, ускоряя и без того бешеный бег вагона.
    — "Нырнуть стремительно и непреклонно в глубокий и застойный водоем и отыскать, спасти из мути донной..." — начала переводить Родис на язык Ян-Ях."

Многочисленные цитирования и переложения на музыку поэзии прошлых эпох (в особенности — Серебряного века) я и не упоминаю.

Ефремов же говорит вот о чём:

"Когда-то и у нас на Земле велось множество дискуссий по миллионам вопросов, издавались миллионы книг, в которых люди спорили со своими противниками. В конце концов мы запутались в тонкостях семантики и силлогизмов, в дебрях миллионов философских определений вещей и процессов,   сложнейшей   вязи   математических изысканий.   В литературе   шел аналогичный процесс нагромождения изощренных словесных вывертов, нагромождения пустой,   ничего   не содержащей формы."
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


активист
Отправлено 18 мая 2011 г. 21:19
Ефремов, наверное, единственный автор, который обозначил черты мира, где красота и полнота жизни ставятся не ниже, чем техническая рациональность. Напомнил, что такой мир соответствует коммунистическому идеалу в его изначальном значении. И научно обосновал такой взгляд, базируясь на своих обширных биологических знаниях.
⇑ Наверх