Под вечер понедельника — еще одно "историческое" фото.
Год 1999-й. Очередной конгресс фантастов "Странник". Церемония награждения премией в питерском Доме композиторов, вид на публику в зале. Все лица знакомые...)))
#Старый_фэндом
56 л. — 4 к. — 10 р.
Комменты к фото:
Александр Хакимов
Эхххххх!!!..
Ответить7 г.
Нелли Раткевич
Ой, БОРРНАТАНЫЧ!!!
Ответить7 г.
Андрей Чертков
и в самом деле — ой...)))
Ответить7 г.
Владимир Ларионов
Фото сделано мною.
Ответить6 г.
Андрей Чертков
Да ты вообще много важных эпизодов зафиксировал... Спасибо, Вова...
Фейсбучный автоперевод с японского:1999 год. Кадр из "Историков". Андрей Чортков в центре, справа Борис Стургацуки, а потом скончавшаяся Яна Ашимарина.
В это время, намного позже были я и Юджи Шибуя, а после я получил небольшую премию историка.
Андрей Чертков поделился воспоминанием.
26 октябрь 2016 г.
Это видят: Доступно всем
Странники в ночи... Стрэйнджерс ин зе Найт... (с) популярная старинная песня в исполнении Фрэнка Синатра — см. в Ютубе. Пожилой Синатра, кстати, даже на Бориса Натановича внешне немного похож:
Андрей Чертков поделился воспоминанием.
26 октябрь 2018 г.
Это видят: Доступно всем
Без комментариев... Впрочем — автор снимка Владимир Ларионов.
28 л. — 2 к. — :
Андрей Коломиец
Тезка, ты излучаешь чувство глубокого удовлетворения. Тебя тоже тогда чем-то наградили?
Ответить4 г.
Андрей Чертков
Маловероятно, ничего не помню... Вообще на "Страннике" я никогда ничего не получал, хотя в номинантах был неоднократно, а также написал самое первое "Положение" об этой премии и несколько раз был ответственным секретарем жюри. Так что — служебным положением ни разу не воспользовался, чем и горжусь...)))
И опять выношу свой коммент из комментов. А ну поспорьте, если хотите...)))
-- А насчет того, что фэндом "помирает, ухи просит" — так нет тут ничего удивительного. Мы-то жили во времена НТР, накануне грядущего всеобщего коммунизма (или хотя бы конвергенции социализма с капитализмом), а главное — в преддверии стремительно приближающейся быстрой и глубокой колонизации космоса. И это время требовало таких людей, как мы — коллективистов-позитивистов, жаждущих мира, равноправия, справедливости и прогресса, но и, одновременно, интеллектуалов-мокрецов, желающих странного и нового — и в мыслях, и в текстах, и в жизни. А нынешние ребята — они же живут в мире победившего киберпанка, глубоко внедренного в новое средневековье, -- а это мир индивидуалистов-одиночек, мир виртуального и очень неглубокого общения, мир транснациональных корпораций, перемешанных с архаичными монархиями и диктатурами и скрепленных замшелыми религиозными и идеологическими догмами. Это мир, где много и хлеба, и зрелищ, но где всё меньше и меньше странного и недоступного для тела и для ума. Вот под этот мир и изменилась фантастика, резко переставшая быть литературой передового мозгошевелительно-раздражающего типа о прорыве в неожиданное сияющее будущее, а превратилась в эскапистское, убаюкивающее постмодернистское чтиво, пережёвывающее разные виды привычного и такого сладкого прошлого, так что — соответственно — вместе с такой масскультной фантастикой изменились и фэны, ее потребляющие...
30 л. — 11 к. — 3 р. — :
Макс Репин
НУ... где-то так. Хотел поспорить, но по сути не с чем. А к мелочам цепляться нет смысла.
Ответить7 г.
Семён Цевелев
Короче говоря, это слег, товарищи.
Ответить7 г.
Андрей Чертков
и слег тоже... уже где-то на подходе... пока прощупывают спайсами...
Ответить7 г.
Stan Podolski
а импортная фантастика тоже была литературой передового типа и превратилась в чтиво, или она была чтивом изначально, или не превратилась?
Ответить7 г.
Семён Цевелев
Была передовая, и было чтиво. Так и осталось, собственно говоря.
Ответить7 г.
Stan Podolski
я, собственно, почему спрашиваю. Весь запад — это индивидуалисты-одиночки. Но западной фантастике не мешает?
Ответить7 г.
===========================
Тогда я не ответил товарищу, а вот теперь, наверное, могу. В западной фантастике тоже, конечно, не всё хорошо — слишком уж она увлеклась фэнтезийно-феодальным и космооперно-феодальным средневековьем. Но! В западном обществе не было столь длительного и столь жестокого крепостного права, как в пост-Ордынской России, когда вся страна на долгие века была разделена на кучку всемогущих рабовладельцев и на массы бесправных рабов уже просто по факту своего рождения в том или ином лагере, — причем все они — и рабы, и рабовладельцы — должны были покорно служить Великому Хану, прозванному здесь Великим Князем/Царём/Государём и наделённому беспрецедентно масштабными самодержавными полномочиями просто по праву своего рождения в царской семье. А современная научная фантастика как массовый коммерческий жанр возникла всё же в Америке — в новой стране в Новом Свете, куда бежали люди со всей Европы (и даже из Азии и Африки) от застоявшейся там несвободы и остатков феодализма. Может, поэтому американцы вот так и заигрались сейчас в этот свой фэнтезийно-космооперный феодализм, что реального феодализма у них просто никогда не было, а свое экономическое, политическое и общественное развитие это государство начало сразу с раннего капитализма — пусть колониального, пусть бандитского и жестокого, пусть местами даже этнически-рабовладельческого, но всё-таки не феодального? Вот почему они его теперь и идеализируют, может быть?
==============================
Иар Эльтеррус
Мда, Андрей выдал не в бровь, а в глаз...
Ответить7 г.
Олег Данилов
Скорее соглашусь тоже.
Ответить7 г.
Александр Ливенцев
А мы уйдем на север. В сияющее прошлое...
Ответить3 г.
Людмила Реброва
По-моему, кризис в фантастике объясняется прежде всего тем, что, отбросив коммунизм, человечество лишилось будущего. А фантастика без будущего существовать не может.
Посмотрите фантастику последних десятилетий: даже в лучших произведениях самое большее — сохранение статус-кво. Всё попаданчество об этом. Все космические оперы. Общество в них сегодняшнее, только антураж другой. Развитие и расширение количественное, вширь.
Будущее же — это КАЧЕСТВЕННОЕ изменение всех сторон жизни и деятельности общества, а таковым сможет быть только коммунизм — новый, качественно иной ТИП РАЗВИТИЯ человечества. Исключив его из общественного сознания, и тем самым утвердив "вечность" современного капитализма, мы лишились будущего и, соответственно, фантастики. Ей просто не о чем писать
Ответить2 г.
===================
-- А вот здесь, я думаю, налицо явная путаница между коммунизмом в теории (у Маркса) и коммунизмом на практике (в СССР). А ведь на практике, если не лукавить, советский коммунизм оказался — вдруг! — просто-напросто крепостным правом 2.0. И пока от этих иллюзий мы не избавимся (в смысле — от таких вот иллюзий: если мы называем своё Будущее коммунистическим, то оно обязательно коммунистическим и станет!), никакой Полдень, похоже, нам на самом деле не светит.
--------------------------------------
Мария Елифёрова
Я сейчас скажу неприятную вещь, но процесс начался со "Звёздных войн". Не зря они такой фурор в позднем СССР произвели.
Ответить5 ч.
Андрей Чертков
Мария Елифёрова -- даже не буду спорить...
Ответить3 ч.
Kerstin Stoss
Просто раньше очень быстро пришло много нового и удивительного, о котором больше только писали и фантазировали, что вот-вот оно принесет чудеса, но в жизни чудес было мало, все жили ожиданием. И очень легко и востребованно было эти грядущие чудеса красочно описывать.
А сейчас слишком многое уже пришло и есть прямо в жизни, и всё это сложное, основная масса людей даже не понимает, как это работает, хотя пользуется. Все разом переехали в ожидавшуюся sci-fi реальность. Фантастам стало резко тяжело.
С другой стороны, появилось много специалистов и просто продвинутых людей, с легкостью ловящих авторов на лаже: уже нельзя просто написать "ионный звездолет", уже глупо выдумывать "суперкомпьютер", ничего не объясняя. А полезешь объяснять — здравствуй, лажа!
И с третьей стороны, уже ясно, что сами по себе технические чудеса не упрощают жизнь: не снимают социальные проблемы, но и не привносят некое удобно описываемое "сверхзло". Автору надо придумывать что-то новое и сложное о социуме.
В результате всего этого лафа для фантастов кончилась. Те, кто станут писать как раньше, воспринимаются вторичными графоманами. Чего-то прорывного достичь могут немногие. Вот и "кризис". А любители простых решений кинулись в фэнтези, потому что там можно то, что уже нельзя в НФ: фигачить выдумки, не особо напрягаясь над обоснуем.
Нет никакого кризиса.
Ответить24 мин.
Андрей Чертков
Kerstin Stoss -- Весьма разумное объяснение — не подкопаешься...)))
Да они как будто сговорились — сначала популярный Ютуб-блогер GreenGrass выстрелил получасовым роликом о печальной судьбе кино-киберпанка, а потом — уже прямо на следующий день, всего несколько часов назад, — и не менее плодовитый обозреватель-осмыслитель RocketMan выложил на своем Ютуб-канале уже чуть ли не часовой видеоролик о повести братьев Стругацких "Хищные вещи века", прямым послесловием к которой, по мнению этого блогера, можно (и нужно) рассматривать не менее знаменитый "Бойцовский клуб" — и сам романЧака Паланика, и снятый по нему фильм Дэвида Финчера.
Необходимое примечание к содержанию данного ролика. В общем и целом я, наверное, согласен с довольно многими мыслями данного РокетМена. Но я категорически не согласен с его попыткой обвинить пожилого Бориса Стругацкого в том, что он в итоге разочаровался в идеалах своей молодости. В отличие от этого товарища, я Бориса Натановича много лет знал лично и я уверенно могу сказать — в идеалах Мира Полудня БНС никогда не разочаровывался. Но просто в какой-то момент он очень чётко увидел, что никакого Мира Полудня может никогда не случиться, если не будет кардинально решен вопрос не только о "коммунистическом" изобилии, и не только вопрос о решительной борьбе с внезапно появившимся откуда-то из глубин технологий хищным "слегом", но и — главное! — Вопрос о Власти при "коммунизме" — то есть, о тех самых вождях, которые вместо равномерного развития и процветания всего населения планеты подсовывают нам то и дело абсолютно иллюзорную мечту о Величии и Доминировании какой-то отдельной общественной группы, или же какой-то отдельной нации (разумеется, с ними — Великими Фюрерами — во главе; они же — Неизвестные Отцы, они же — Огненосные Творцы), — прямо вот так, как это показано и в "Бойцовском клубе" Чака Паланика (а задолго до него — в романе "Обитаемый остров" братьев Стругацких), и вот так, как это происходит прямо сейчас в реальной жизни, — и я даже не буду говорить, где именно это происходит, — сами знаете. Да везде это происходит, если честно. Где-то — более очевидно, где-то — менее.
Очевидно, к началу трансляции телесериала "Периферийные устройства", снятого по одноименному романуУильяма Гибсона, небезызвестный Ютуб-блогер GreenGrass приурочил премьеру своего нового почти-получасового видеоролика с нарочито высокопарным названием "Проклятый киберпанк", посвященного тотальным неудачам высокобюджетного блокбастерного кино-киберпанка. В ролике рассматриваются такие знаковые для жанра фильмы, как "Тринадцатый этаж" Роланда Эммериха — Йозефа Руснака (1999), "Странные дни" Джеймса Кэмерона — Кэтрин Бигелоу (1995), "Газонокосильщик" Бретта Леонарда (1992), "Суррогаты" Джонатана Мостоу (2009), "Элизиум" Нила Бломкампа (2013), "Призрак в доспехах" Руперта Сандерса (2017), "Бегущий по лезвию 2049" Дени Вильнёва (2017) и некоторые другие.
А вот этот снимок как бы из "автографической серии", но только без автографа. У меня было много книг с автографом Андрея Николаева — и все его фэнтези-романы, изданные под псевдонимом "Андрей Легостаев" (начиная со слегка нашумевшего "Наследника Алвисида"), и некоторые журналы, и сборники. Но почему-то я эти автографы не отсканировал. А вот фотомонтажик 12 (19) лет назад сделал — на фоне обложек издававшихся Андреем фэнзинов. Ну, это, наверное, потому, что автор он был всё-таки не выдающийся (как, например, и Майкл Муркок, хотя, я знаю, многие со мной не согласятся), а вот журнальный редактор — от Бога (как и тот же Муркок, кстати). Вот только время очень быстро пролетело, когда хорошие журнальные редакторы-фантасты были у нас здесь востребованы. Здесь всё-таки вам не Англия...
33 л. — 33 к. — 7 р. — :
Александр Хакимов
Уууууууууууууу!!! История российской фантастики!
Ответить7 г.
Евгений Квятковский
А у меня все Измерения и Сизифы из квартиры сперли в 90-е, когда я уехал в Германию, а квартира стояла пустая. Вместе с теликами и видиками. Причем книги не тронули, кроме тех, что с автографами были, видать, любитель попался. Или уже тогда за них можно было что-то получить. Спасибо за Андрюхины фотографии.
Ответить7 г.
Андрей Чертков
Ну а я, когда уезжал из Питера, всю свою коллекцию советских фэнзинов, которая на тот момент была, пожалуй, крупнейшей не только в России, но и во всём мире (потому что там были не только мои фэнзины, собранные за 20 лет, но и экземпляры, переданные мне Николаевым, когда он разочаровался в своем фэнзинёрском прошлом), я через Шуру Олексенко передал Александру Сидоровичу. И они уже выставляли эту коллекцию на одном из недавних Интерпрессконов. Глядишь, еще и музей фантастики замутят, о котором уже лет 15, наверное, разговоры ходят, и тогда эта коллекция станет ядром этого музея...)))
Ответить7 г.
Евгений Квятковский
Так это-ж тот самый Алвисид. Ему и карты в руки. А насчет музея идея хороша, только, по-моему, фэндома уже не осталось. Отдельные зубры вроде вас еще воду мутят, но молодежь не прибывает, а ряды редеют.
Ответить7 г.
Андрей Чертков
угу, тот самый Алвисид... А насчет того, что фэндом помирает, ухи просит — так нет тут ничего удивительного. Мы-то жили во времена НТР, грядущего всеобщего коммунизма и быстрой глубокой колонизации космоса. Это время требовало таких людей, как мы — коллективистов, жаждущих справедливости, но и, одновременно, мокрецов, желающих странного и нового — и в мыслях, и в текстах, и в жизни. А нынешние ребята — они живут в мире победившего киберпанка, глубоко внедренного в новое средневековье — а это мир одиночек, виртуального и очень неглубокого общения, мир транснациональных корпораций, перемешанных с архаичными монархиями и диктатурами и скрепленных замшелыми религиозными и идеологическими догмами. Мир, где много и хлеба, и зрелищ, но где всё меньше странного и недоступного. Вот под этот мир и изменилась фантастика, переставшая быть литературой передового типа, а соответственно — изменились и фэны...
Ответить7 г.
Руслан Мингажев
"Дети декабря", 1985 год, — "Жажда" — и об этом тоже, мне кажется. "Все часы ушли в сторону — это новое время..." Разумеется, у БГ всё очень ассоциативно, но некоторые ассоциации универсальны, как перекрестки, мимо которых не пройти.
Ответить7 г.
Андрей Чертков
Руслан Мингажев -- нынешнее время уже даже не дважды, а трижды новое — по отношению к середине 80-х, когда писался этот альбом "Аквариума".
Ответить7 г.
Руслан Мингажев
Андрей Чертков -- в отношении некоторых процессов это не имеет значения; поскольку фэндом, к примеру, на развилке конца 80-х — начала 90-х ушел с ветви перспективного развития в сторону тупика, смысл "новизны" новой развилки как-то теряется. Новое в тупике только то, что он тупик, по поводу чего, как правило, и скалится при входе Атмосферный Череп. Всё это можно отнести к недостаткам импульсно-инерционного движения. Впрочем, спасать архивы никогда не поздно. Они — свидетели действительно славных дел!
Ответить7 г.
Андрей Чертков
на самом деле бифуркация произошла не в конце 80-х, а скорее в середине 90-х, когда многие фантасты и фэны не пережили первые трудности рынкофикации и сильно захотели назад, в прошлое... правда, разные люди — в разное прошлое... но в будущее — уже мало кто продолжал хотеть... тут-то и произошел надлом...
Ответить7 г.
Руслан Мингажев
Это уже субъективное представление, мне кажется. Я же имею в виду то не-сделанное в упомянутый мной период, что послужило причиной бифуркации, уж коли она была упомянута. Напомню о всплеске активности ВЛКСМ в конце 80-х, о ВС КЛФ, о реальной потере инициативы теми, кто в обычном режиме до этого осуществлял координаторскую деятельность, без этого шумного руководства неформальными движениями. Не случайно, кстати, для многих в тот период произошел совершенно естественный переход из фэндома в среду ролевого движения. Так что трудности рынкофикации, их роль, несколько преувеличены. Но это, разумеется, всего лишь мое скромное мнение.
Ответить7 г.
Андрей Чертков
Руслан Мингажев -- ну, мнение против мнения... просто я верхушку фэндома и многих авторов "четвертой волны" наблюдал из года в год с начала 80-х и до середины нулевых — то есть, более 20 лет — на регулярных конвентах и в личных встречах по издательской части... и я очень хорошо помню, как рос градус агрессивного неприятия новой жизни в этой среде, начиная примерно с 1993-95 годов (да и вообще градус агрессии и озлобленности), несмотря даже на то, что с книгами стало просто зашибись... а события конца 80-х, комсомольская активность и даже ВТО МПФ остались скорее не очень значительным эпизодом в этой истории...
Ответить7 г.
Руслан Мингажев
Почему же — против? Не вижу, чем бы одно противоречило другому. Однако! Должен заметить, что часть фэндома, обозначенная как "верхушка", вышедшая на "орбиту" авторов (пусть даже "вечномолодых" авторов четвертой волны), и отстрелившая первую ступень ракеты — в привычном для меня понимании, не фэндом, поскольку структуру фэндома образовывали КЛФы, а не отдельные личности, будь они хоть трижды интересны, ярки и талантливы. "Хиус"-то раздолбали.
Ответить7 г.
Андрей Чертков
ну, клубы и сейчас есть — немного, но есть... собираются, фэнзины выпускают, бумажные и электронные, в семинарах и мастер-классах участвуют, авторов пестуют... вот только я, если честно, по-настоящему выхлопа уже не ощущаю... во всяком случае, такого, как в 80-е и в начале 90-х, когда в фантастике всё бурлило, и постоянно рождались новые смыслы, тренды и новые имена...
Ответить7 г.
Андрей Чертков
может, это потому, что сопротивления нет, и поэтому в нынешней вязкой и зыбучей среде, когда вроде всё можно, но и ничего не вызывает ответной волны интереса, все движения глохнут?..
Ответить7 г.
Шура Олексенко
Ну, Андрюша, честно-то говоря, не всю 🙂 много, но не все. Я как раз отбирал в основном для выставки. Но да, выставка была, года... три? четыре? назад, да?
Ответить6 г.
Андрей Чертков
ну, конечно, не всю... всю — это было бы слишком жирно, да и кому это надо — копаться в килограммах старой рухляди?..))
вы, главное, не растеряйте эти раритеты — вдруг будущим поколениям они всё-таки будут интересны?..)))
Ответить6 г.
Андрей Чертков
Шура Олексенко -- кстати, спасибо, что заглянул...)))
Ответить6 г.
Шура Олексенко
Андрей Чертков -- да и еще неоднократно загляну 🙂 ну, если, как говорится, не того... а так-то — ну вот, может на НГ в Севу опять смотаюсь. А чё 🙂 мне понравилось в тот год 🙂
Ответить6 г.
Николай Горнов
Мне Андрея сегодня сильно не хватает. Но он по-любому не смог бы долго прожить, я думаю, с таким обострённым восприятием мира. Это был человечище. Тоскую 🙁
Ответить6 г.
Андрей Коломиец
А у меня самое яркое воспоминание об Андрее Николаеве — с Фанкона-91, куда он приезжал с женой и двумя сыновьями. После конвента мы все долго не могли улететь, в Одесском аэропорту уже были проблемы с топливом. И в процессе ожидания я долго "летал" сыновей Андрея на своих руках, мальчишкам нравилось, а родители довольны были, что дети не допекают. Сыновья у него тогда совсем мелкие были, и вряд ли помнят Коломийца-самолет. И очень жаль, что Андрюша так рано ушел...
Ответить3 г.
Николай Романецкий
именно Андрюха привел меня в фэндом. Как раз Фанкон-91 и последовавший за ним Волгакон. Да и на ИПК он вытащил. С Сидором мы сдружились несколько позже.
Ответить3 г.
Андрей Чертков
Да, я знаю, Коля. И, я думаю, ты не пожалел, прибившись с его помощью к фэндому? А фэндом-то в любом случае не пожалел.
Ответить3 г.
Николай Романецкий
Андрей Чертков -- никто не пожалел. Жалко только Андрюху 🙁
Ответить3 г.
Андрей Чертков
Николай Романецкий -- Он слишком размашисто жил — а это чревато. По себе знаю...
Ответить3 г.
Николай Романецкий
Андрей Чертков -- да уж... 🙁
Ответить3 г.
Людмила Реброва
Так Волгакон в 91-м был раньше одесского Фанкона. Я поехала из ВОлгограда в Одессу. Или память у меня совсем ку!?
Ответить3 г.
Николай Романецкий
Людмила Реброва -- Волгакон был в начале сентября. Фанкон — в конце августа.
Ответить3 г.
Людмила Реброва
Николай Романецкий -- Значит, я спутала. Я ведь с одного на другой переезжала, вот и запуталась
Ответить3 г.
Николай Романецкий
Людмила Реброва -- мы с Николаевым между Фанконом и Волгаконом успели в Питер заехать. Но не надолго.
Ответить3 г.
Сергей Лифанов
А у меня где-то лежит несколько листочков рукописи "Алвисида", которые мне Андрюша дал на почитать и сказать мнение в августе 90-го.. Да вот и сам "Алвисид" с автографом:
(Фото отсутствует — потому что френд с тех пор отфрендился и самозабанился)
3 г.
Шура Олексенко
Эх. Какие мы молодые были... а ведь эту книгу делал я 🙂 позорище, конечно, с нынешних-то высот 🙂 но тогда было круто 🙂
upd: ну почти позорище 🙂 могло быть и хуже 😉
3 г.
Ефим Беркович
Shura Olexenko -- Книга хорошая, кстати. Продолжения намного слабее
3 г.
Андрей Чертков
Ефим Беркович -- но Шура тут и вовсе не при чем...
3 г.
7 лет назад
Ваши воспоминания
Андрей Чертков с Сергеем Бережным
25 октябрь 2015 г.
Это видят: Доступно всем
И, завершая тему, "историческое" фото напоследок. Сделано оно то ли в конце 90-х (когда мы с Сергеем Бережным еще работали в Озоне), то ли в начале нулевых (когда бывшая озоновская информ-редакция уже разбежалась вынужденно кто куда). Может, Сергей лучше помнит, когда это было. Это мы с ним на дне рождения у Андрея Николаева у того дома. Озон я тут припомнил не случайно — Андрей с нашей подачи писал для Озона статьи на рок-музыкальные темы, и это его немножко выручило финансово в тогдашние сложные годы. Да, здесь мы всё еще бодрые и весёлые. Но уже через 3-5 лет Андрей словит свой инсульт (а мой случится на 3-4 года позже), а еще через дюжину лет его не станет...
Причем два из них — еще и Оверсан, а еще два из них — Оберхам и Двести... и еще два из них — маленький траурный фэнзин на похороны Аркадия Натановича.
4 г.
Сергей Лифанов
Я в курсе, Андрюш. И все это у меня есть. Просто имена подбирал... привычные более-менее. Троица у вас действительно была плотная.
4 г.
Ded Rasta
Я вполне мог встретиться Андреем: когда Сергею Казменко стало трудно ходить, Андрей стал для него связующим звеном с семинаром и часто бывал у него. Я тоже тогда часто ездил в Питер и всегда останавливался у Сергея. Но вот как-то не пересеклись. Но и по рассказам Сергея, и по самому факту бескорыстной помощи (в частности, он привёл к Сергею ребят из Белоруссии, которые опубликовали его рассказы, в том числе в шикарной "Меге") у меня осталось впечатление светлого и интересного человека. Кстати, все фэнзины, которые у меня есть, тоже приносил Сергею Андрей.
Ответить4 д.
Андрей Чертков
Ded Rasta -- да, Андрей был и светл, и интересен, и по-настоящему бескорыстен... хотя простым человеком он, конечно же, совсем не был...
Ответить3 д.
Kerstin Stoss
Ах вот кто "Легостаев". Ничего не читала: издания воспринимались как лёгкое чтиво (если не халтурное писалово) под псевдонимом (и значит, от каких-то литнегров), не потянуло покупать.
(Даже не могу уже сказать, почему чётко идентифицировала это как псевдоним, не помню.)
Ответить2 д.
Андрей Чертков
Kerstin Stoss -- Как писатель Андрей был, в общем, так себе, а вот редактор и организатор проектов он был просто превосходный...