FantLab ru

Все отзывы посетителя Rajt

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Даниил Мордовцев «Авантюристы»

Rajt, 5 июня 16:18

Небольшая историческая повесть «Авантюристы» Даниила Мордовцева из времен блистательного царствования Екатерины Великой. Читается легко, увлекает с первой страницы. Занимательный сюжет. Картины жизни дворянства, быт императрицы. Детективная и любовная линии. Архаичные обороты речи совершенно незаметны и не вызывают диссонанса — настолько увлекает чтение. Да и в познавательном плане полезно.

К сожалению, творчество этого автора в настоящее время незаслуженно забыто, хотя справедливости для стоит отметить, что пользовавшийся популярностью Валентин Пикуль кое-что заимствовал для своих романов у Мордовцева. Но это так.

Любознательным рекомендовано.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Владислав Реймонт «Вампир»

Rajt, 4 июня 15:34

Роман-эпопею «Мужики» Владислава Реймонта (кстати, за неё он получил Нобелевскую премию) я читал давно, можно сказать, в юности — впечатления самые положительные. Ну ничем не уступает «Земле» уважаемого Эмиля Золя. А тут руки дошли и до «Вамрира».

Ну, первая мысль — это «новое — хорошо забытое старое». Ибо термин шок-кликбейт придуман недавно, но суть его юзается с древней старины. То же можно сказать и о «Вампире». Ну нет тут никаких вампиров. Слово есть, но это так, даже детской песенке не соответствует.

Сюжет... Ну, не видно его. Я, во всяком случае, не увидал. Очки, может, поменять? — у окулиста, в самом деле, давненько не бывал. Есть ГГ — супер-мачо — великий польский литератор, живущий в Лондоне (об этом, кстати, узнаешь в процессе, так сказать). Есть трио дам, между ними и мечется ГГ. И имена-то какие — Бэти, Дэзи, Ада — ну, прям Бестия — Головокружение — Ад. Есть масса высоинтеллектуальных моно-, ди- и прочих полилогов о «высоких материях», аж до феминизма в чистом виде. Есть пантеры, индусы, малайцы и прочие поляки. Даже мадам Блаватская имеет место быть. Есть спиритические сеансы. И даже поклонение Бафомету имеется. Нет логики.

Почему-то вспомнился Александр-наше все-Сергеевич.

«Многие меня поносят

И, теперь, пожалуй, спросят:

Глупо так зачем шучу?

Что за дело им? Хочу.

Наверное, захотелось Пану Владиславу пошутить. ИМХО.

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Марк Твен «Мы — англосаксы»

Rajt, 26 мая 10:11

Пять минут чтения — и море удовольствия. Кристально чистая и незамутненная квинтэссенция сущности «Исключительности». Марк Твен, великий представитель великой американской (в то время еще американской) литературы, не мог не знать имманентную, не побоюсь этого слова, первооснову соплеменников. Около ста лет прошло с момента написания — а «все те же на манеже».

«Мы — англосаксы, а когда англосаксу что-нибудь надобно, он идет и берет».

«Мы, англичане и американцы, — воры, разбойники и пираты, чем и гордимся».

Раз так говорит классик, нельзя противоречить.

Теперь понятно, с какого бодуна запрещают произведения классика в Сияющем Граде На Холме. Интересно, скоро ли применят Fahrenheit 451?

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Яльмар Бергман «Мемуары мертвеца»

Rajt, 26 мая 09:47

Очень неоднозначный роман. Вроде нет элементов ни экшена, ни триллера, а не отпускает внимание. Сам сюжет не имеет головокружительных поворотов, а вот налет детектива и мистическая составляющая придают увлекательность. Прослеживаются реминисценции из По и Гофмана. Нужно сказать и о значительном влиянии произведений Достоевского, оказавших воздействие на автора (кстати, этот факт отмечали и исследователи творчества Бергмана).

Короче, роман заслуживает внимания, а по прочтении не вызывает желание напевать известную песенку «I Can't Get No Satisfaction».

Впрочем, это взгляд с моей кочки зрения.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Виктор Рюдберг «Сингоалла»

Rajt, 18 мая 18:13

О Викторе Рюдберге и «Сингоалле» я узнал совершенно случайно. И ни разу не пожалел, что прочитал роман.

В романе есть все: и кипящие роковые страсти, и легенда о гонимом народе — потомках Измаила, сына Авраама и Агари, и культ луны Алако, и романтические описания природы, и историческое Средневековье, и поединки, и ужасная «черная смерть» — чума, и тайная сила, подчиняющая героя чужой воле, и сам герой, жизнь которого делится на две части — дневную и ночную.

«Сингоалла» скорее даже не роман, а поэма в прозе. Вот например:

«Как сладостно встретить любимую, особенно когда сумерки сгущаются над лесом. Я уже недалеко от ручья, где вечерний ветер шумит в ельнике. Там ли ты, Сингоалла? Ждешь ли меня? Я не вижу тебя в темноте, но душой чувствую, что ты рядом, ибо ветер приносит мне запах цветов, лес сказочно тих, и в груди у меня все поет. Кто там мне машет на вершине холма? Может быть, ель колышет свои темно-зеленые ветви? Или шиповник склоняется к самой земле, когда ветер срывает его розовые лепестки? А вдруг это развевается платье Сингоаллы, которая ждет любимого? Я не знаю, но душа полна предчувствий, и я счастлив. Как сладостно встретить девушку, особенно когда сумерки ложатся на землю». Это действительно поэтические строки.

Очень поразила мысль о прошлых переживаниях и их связи с настоящим.

«Словно годовые кольца на дереве, которые нарастают вокруг сердцевины и сохнут, давая возможность появиться новым, так и на душе всякого человека вырастают кольца страданий, чувств и мыслей, которые потом стареют, и рождаются новые переживания, накопленные взамен увядших и потому отживших свое. Самыми старыми кольцами являются, однако, те, что лежат ближе всего к человеческой душе; оттого-то и живы в нас детские воспоминания.»

Чудесное произведение, хотя ему уже больше 160 лет.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Михаил Лермонтов «<Вадим>»

Rajt, 16 мая 12:54

Неоконченный исторический роман «Вадим» (название условное, т.к. первый лист сохранившейся рукописи с названием вырван) — первая попытка исторического романа великого поэта. Несмотря на незаконченность, роман увлекает. Язык лермонтовский, узнаваемый. Великолепен сплава романтизма и реализма. Изображения Вадима и Ольги описаны поэтической прозой, почти поэмой. А при изображении крестьянского восстания и поисков помещика Палицина Лермонтов изумительно использует живой народный язык. Такое смешение не вызывает диссонанса, противоречия, не режет слух, а воспринимается как единое целое. Характеры персонажей живые, обычные люди, без приукрашивания, такие, как они есть.

Жаль, что роман обрывается на самом интересном месте.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Георгий Гулиа «Сказание об Омаре Хайяме»

Rajt, 11 мая 14:57

Впервые «Сказание об Омаре Хайяме» я прочитал в далекие 70-е, когда еще был студентом (тот, молодогвардейский томик уменьшенного формата, где бонусом размещены, по пять на странице, 99 четверостиший Хайяма в переводе Ивана Тхоржевского), взятый в библиотеке. Каюсь, было огромное желание «потерять» его, но совесть не позволила.

И вот сейчас я вновь перечитал роман. И опять не разочаровался.

Четкий, узнаваемый стиль изложения Гулиа, с включениями восточной «цветистости». Но, если в юношестве внимание акцентировалось на исторических моментах и фабуле (нет, обожателям экшена тут ничего не светит), то сейчас внимание акцентировалааось на вечных моментах — «Что там, за ветхой занавеской тьмы?

В гаданиях запутались умы.

Когда же с треском рухнет занавеска,

Увидим все, как ошибались мы.»

И «Ты жив — так радуйся, Хайям!»

А все просто — надо просто радоваться. Радоваться, что просто жив.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Борис Борин «Чужая память»

Rajt, 6 мая 17:01

Чужие знания вдобавок к своим — это совсем неплохо. Чужой опыт, обработанный СВОИМ мозгом и расширяющий СВОИ возможности — тоже хорошо. Но жить... жить полноценно можно лишь своими чувствами, своими переживаниями.

Пересадка своих ментальных способностей другому человеку (как бы заманчиво это ни звучало) — отнюдь не путь к бессмертию, но точно путь к проблемам психики реципиента. Каждый должен сам прожить свою жизнь. Какой бы она ни получилась — она твоя.

Жизнь пронесется, как одно мгновенье,

Ее цени, в ней черпай наслажденье.

Как проведешь ее — так и пройдет,

Не забывай: она — твое творенье.

Хороший рассказ.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Борис Борин «Фамилия мне неизвестна…»

Rajt, 3 мая 14:38

Короткий фантастический рассказ. Точнее, формально фантастический — путешествие во времени имеет место быть. А по существу — рассказ о реальной войне, реальном бое, реальных солдатах. Суховатое повествование, именно так рассказывали фронтовики о войне (когда я учился к нам в школу приходили фронтовики, их тогда было еще много, прошедших этот ад, вот они и не живописали «расцветающие дьявольскими красками» взрывы и не рассказывали о раненых товарищах, произносящих речи о грядущей победе). Живые характеры героев, отнюдь не шаблонные. Тяжелый солдатский труд. Все достоверно.

Конечно, автор совсем не Симонов, не Бондарев, но написал честно — не должно остаться неизвестных Героев!

Не могу не порекомендовать.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Г. Берсенев «Погибшая страна»

Rajt, 30 апреля 14:33

Давно я так не веселился при чтении фантастики!

Ляпы? О Боже, какая мелочь! Если никто не обращает внимания на стремительный домкрат, мощность тока (Карл, мощность, не сила!), ассиметрию (!!!) вещества (видимо, от знаменитой ass), совпадение всех трех Пасх (православной, католической и иудейской) в день рождения Познера (сам писал, автобиографический факт, ежели чё, «Прощание с иллюзиями» соврать не даст), то и применение ультрафиолета или, к примеру, радия в деле оживления мумии двадцати пяти тысяч годочков от роду, ничем не фантастичней, нежели знания, которые предлагают курсы Эдинбургского университета Нейпира (Шотландия, ежели кто интересуется) стоимостью £9 тыс. в год по ведению беременности у мужчин и принятию родов у трансгендеров. Если фиксировать все, то получится шесть абзацев изумительной ахахахашечки (можно даже с проведением параллелей из нонешней действительности строящегося нового чудного мира). Ну и какие претензии могут быть к фантасту? Он просто следует полету своей фантазии. Онейроид, как он есть, в чистом и незамутненном виде. Даже закралась такая крамольная мыслишка: а не использовали ли эту книгу креативные режиссеры Голливуда при сотворении своих нетленок?

В общем, чтение подняло настроение.

Перечитывать, естественно, не буду, но как вариант ознакомления с образцом почти столетней фантастики — сойдет.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Фёдор Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»

Rajt, 25 апреля 18:15

Короткий, но такой узнаваемый рассказ. В нем весь Достоевский.

Федор Михайлович предельно реалистичен, правдив и жесток, несмотря на фантастичность сюжета.

Большой, холодный, равнодушный город — и маленький замерзающий мальчик, жаждущий тепла и праздника (время-то идет Рождественское)

Религия и Вера — толпы христиан вокруг, а сколько из них следует заповеди из Нагорной проповеди: возлюби ближнего своего?

Это было давно. А что, сейчас времена стали лучше, люди добрее?

И тут важно сказать, волонтерское движение все же дает надежду, что все не так уж безнадежно.

И да, рассказ перекликается с «Девочкой со спичками», но у Андерсона получился лубок, а вот у Достоевского — жизненная история. И плагиатом это совсем не попахивает, как некоторым «пикейным жилетам» ни мерещится в умопомрачительном тренде отрицания всей русской культуры.

Однозначно, маленький шедевр.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Мишель Уэльбек «Покорность»

Rajt, 20 апреля 15:06

Вот я и осилил этот всемирно известный известный роман, о котором с придыханием мне рассказывали продвинутые знакомые. Честное слово, когнитивный диссонанс не позволил сложиться каменному цветку — не оценил, каюсь. Все впечатление заключилось в одно слово — серость. Серый, никакой главный герой, примечательный разве что знанием Гюисманса (кстати, очень даже неплохой представитель французской литературы), ну так ему по штату знать положено — преподаватель поди; опять же серенький любовник; совершенно никакой сын; зато изумительный приспособленец.

Серые политические баталии — избирательная кампания так невнятно, так трафаретно-схематично описана, что непонятно, как исламисты к власти пришли, но зато очень скучно.

Серые постельные сцены, вызывающие неудержимую зевоту.

Даже переход главного героя в ислам — и тот не совершенно невнятен.

Короче, скучно, девушки.

А может, я просто не дорос до таких вершин?

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Фёдор Тютчев «"Ужасный сон отяготел над нами..."»

Rajt, 5 апреля 15:41

Если вынести за скобки лохматый седой год написания, чистый русский литературный язык, само физическое отсутствие на Земле поэта, то можно подумать, что произведение написано в настоящее время — до такой степени все соответствует нынешним реалиям: и ничем не прикрытая русофобия, и призывы уничтожать русских (причем, физически — разве нет этого?), и санции, призванные «наказать русских», и травля за русский язык в «цивилизованном мире». Да можно долго перечислять все факты (новостные ленты соврать не дадут).

Уж сколько столетий длится эта битва, а конца нет. Да, действительно

«Велико, знать, о Русь, твое значенье!

Мужайся, стой, крепись и одолей!»

Золотые слова!

Я не шендерович-латынина, поэтому мне не стыдно, что я — русский.

Читать, читать и перечитывать.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Юрий Лиманов, Борис Краевский «Когда играют дельфины»

Rajt, 25 марта 16:27

В момент обострения «плюшкинизма» разгребал завалы на нижней полке книжного шкафа и наткнулся на забытую серию «Библиотечки военных приключений», ту, которая не в цивилизованном покетбукном, а в древнем совковом карманном варианте. Решил перечитать «Когда играют дельфины», благо кроме названия память детства ничего не сохранила. Как ни странно, но никаких отрицательных эмоций не испытал от перечитывания. Очень даже неплохая шпионская повесть в традициях того времени. Ничем, ну, мне так кажется, не уступающая знаменитому Джеймсу-ихнее-все-Бонду. Даже ловля шпиона на мини-подводной лодке с помощью троса и вертолета совсем не хуже подвигов супер-шпиона. Если, конечно, не считать раскрученности бренда, так сказать.

В общем, совсем неплохой вариант развлечься стариной в свободный вечер.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Эрнест Хемингуэй «Зелёные холмы Африки»

Rajt, 15 марта 14:33

Мое знакомство с творчеством Хемингуэя началось именно с «Зеленых холмов Африки» (спасибо «Книжному обозрению», публиковавшему во время оно списки рекомендованной литературы для учащихся разных классов средней школы в СССР — полезное дело, к несчастью, ныне почившее в Бозе).

Небольшая автобиографичная повесть, по сути подлинный рассказ об охоте писателя после выздоровления ( Хемингуэй перенес тяжелую амебную дизентерию незадолго до этого сафари). Книга настоящего американского (именно, американского) писателя, обогатившая американской (именно, американской) литературой мировую.

Сухой репортерский, я бы сказал, фирменный хемингуэевский, стиль изложения. Четкие рубленые фразы. Искренность и беспристрастность. Все вкупе завораживает, создает эффект присутствия на привале у костра настоящих охотников, токсичных маскулинных цисгендеров.

Я не поклонник охоты — спорта джентльменов (какой же это спорт, если соперники в разных весовых категориях? «Спрингилд» — не копыта или когти, а убийство — убийство и есть). Но, тем не менее, затаив дыхание читал о противостоянии человека животному, разума — инстинктам. И сопереживал.

Описания природы, отнюдь не цветистые, но такие яркие. Люди Африки, наивные, простые, вызывающие симпатию.

Отдельно надо сказать о литературных отступлениях, рассуждениях о писателях и литературе, хотя бы о «Севастопольских рассказах» Толстого, мыслях о революциях, о любви к странам.

Разве это не мастерство, не талант? Пусть даже и не соответствующий нонешним толерантным реалиям.

Перечитал повесть — и еще раз убедился, что это не книга-однодневка. И читать ее будут и в будущем. Ну, правда, не последователи либерального карго-культа.

Тем, кому по нраву настоящая литература, рекомендую. Поклонникам «Netflix» и «TikTok», пожалуй, нет.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Николай Амосов «Мысли и сердце»

Rajt, 21 февраля 13:38

Повесть Николая Амосова «Мысли и сердце» была написана в далеком 1964 году. И сразу же стала одним из наиболее читаемых произведений (в то время в отсталом «Великом и Могучем» кликуха «офигенно-продаваемый» еще не юзалась не только лишь всеми, но и особо продвинутыми). Но тиражи впечатляли, и на прилавках книжных магазинов книга не лежала пыльной стопкой.

Это не повесть в чистом виде, не мемуары, не философский трактат. Это рассказ о жизни, о больных, о благородном труде.

Рассказ о себе, честный и беспристрастный. Не так легко на весь мир признаться, что ты — просто человек, что тебе присуща трусость, тщеславие, грубость... нужное вставить.

» Врешь. Много еще закоулков в душе, всяких тайных желаний. В некоторых человек и себе не признается.»

» Как все-таки важно для человека тщеславие! Хотя бы внутреннее, чтобы сам себе мог сказать — «я!».»

Рассказ о медицине. В каких условиях приходилось работать! Да любой врач нашего времени содрогнется, если его поместить в ту среду, без отделений реанимации и интенсивной терапии, без совершенных АИКов, аппаратов ИВЛ, да примитивных одноразовых систем переливания растворов, нонец. Сам вспоминаю, как тяжело тогда было, а я стартовал значительно позже. И до сих пор помню, как сестрички чистили системы переливания и стеризовали их. Как мальчики-анестезиологи подключали редукторы, как хирурги сами точили скальпели. Весело было.

«Контроль, к сожалению, слаб. Электрокардиограмма, венозное и артериальное давление, зрачки, цвет кожных покровов. Биохимические анализы, но с интервалами в полчаса минимум.»

Это не кардиомониторы использовать, сатурацию контролировать.

Рассказ об отношениях врач-больной. До сих пор тема неоднозначная и не поддающаяся решению.

» К сожалению, сами пациенты активно подавляют милосердие у медиков. Когда человек делает доброе дело, он хочет за него награды. Он даже не осознает этого, но хочет. Не денег, не подарков, но просто выражения каких-то ответных чувств. Они подкрепляют его условные рефлексы сострадания.

А ведь нельзя сказать, что больные балуют нас этим.

Сделал врач операцию, все хорошо, а когда больной выписывается, даже спасибо не скажет, проститься не зайдет. Ссылаются, что «вам некогда, я стесняюсь беспокоить». Мне в самом деле некогда, и я не могу устраивать специальных приемов для получения благодарностей. Но он-то может найти время... «

Рассказ о науке. Науке в медицине. Это сейчас компьютерами и технологиями в медицине никого не удивишь. Барокамерами тоже. А тогда сочетание слов «кибернетика и медицина» звучало... ну, скажем так, весьма экзотически.

Рассказ о смысле жизни.

«Смысл жизни. Спасать людей. Делать сложные операции. Разрабатывать новые — лучшие. Чтобы меньше умирали. Учить других врачей честной работе. Наука, теория — чтобы понять суть дела и извлечь пользу. Это мое дело. Им я служу, людям. Долг.»

Возможно, кто-то скажет, что книга явно устарела, но я так не считаю. Она актуально и сейчас. И будет актуальна. Не только для медиков, но и для всех. Надеюсь, что не ошибаюсь.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Рэймонд Ф. Джоунс «Уровень шума»

Rajt, 3 февраля 09:29

Рассказу уже семьдесят лет. Он из тех времен, когда американцы (еще американцы!) умели в фантастику (именно, в фантастику!). И даже в научную.

Рассказ короткий, из тех, о которых можно сказать: «ладно скроен, крепко сшит». Отнюдь не убогий язык, увлекательная завязка, интригующее действие, неожиданный финал — все, что нужно хорошему произведению. Характеры персонажей очерчены пусть и схематичными, но уверенными мазками — совсем не картонные покорители всевсяческих вселенных и инопланетных монстров, походя покоряющих тайны мироздания.

Идея — то, что сделал один человек, другой обязательно, нет, не сломает, а сможет повторить — неоднократно подтверждалась практикой. Важна вера в свои силы, в возможность решения задачи. Гемотрансфузиологи, к примеру, не дадут соврать — процент осложнений при переливании крови сведен к минимуму. А ведь сколько неудачных попыток было на пути решения этой проблемы. Да и метод «мозгового штурма» группой ученых уже давно в эксплуатации — время гениальных одиночек в науке кануло в Лету, глобальные научные открытия совершаются уже даже не отдельными коллективами, а целыми командами разных университетов.

Великолепный рассказ, не теряющий актуальности и в настоящее время, который можно перечитывать еще и еще.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Виктор Мартинович «Сфагнум»

Rajt, 8 января 18:08

Сначала о хорошем. Читается легко, ну, не трактат же научный, вестимо.

Потом о великолепном. Испытал чувство глубокого удовлетворения мастерством, эрудицией, креативностью таланта мастера пера — по заветам Эмиля Кроткого автор не выпекал хлеб из одного изюма, но и не жалел оного. В некоторых местах творец достигал уровня Лауреата нобелевской премии Алексиевич (квартирный вопрос, о котором с такой непосредственностью автор вещал в своем интервью CityDog, правда, пока подкачал — квартирка Светланы все еще остается мечтой, но это все еще совсем другое – главное, ориентация).

А теперь о всяком разном. Восхищен изображением белорусской действительности: так привлекательно изобразить все в черных и серых (точнее, темносерых) красках — ну это вершина. Точнее даже Смердяков не изъяснился бы. Сплав искрометного юмора на уровне нижней чакры и сатиры в лучших традициях Чонкина — просто шедевр. Куда там Ильфам с Петровыми и Булгаковым с Тэффи!

Могучий интеллект и эрудиция с кругозором поражают — автор запросто демонстрирует свое знание еще советской «Библиотеки приключений» с куперовским последним из могикан, который с горы смотрит на леса (правда, я лесов на обложке книги не помню, а вот горы и два строения в виде башен точно вижу и сейчас), свободно оперирует отсылками, аллюзиями и прочими коллизиями с афоризмами. Восхищаясь эрудицией автора, понимаешь, что без пол-литры не оценить все прелести этой боллитры.

Отдельная песня — это живой язык с его многообразием, красочностью, сочностью и, не побоюсь этого слова, цветистостью, пикантности которому придают россыпи обсценной лексики (куда там лимоновскому Эдичке!). Ну, как говорится, автор использует на полную массу «слов из разнообразных лексических слоев, от высокопарного до арготического». И белорусская аутентичность достигается использованием не белорусского языка в виде широкораспространенных вариантов a-la наркомовка или тарашкевица, а собственно авторского варианта, основанного на личной (или не совсем личной?) трансформации русского и белорусского языков. Не, ну а чё — автор так видит, слышит, базлает — имеет право, не одним поэтам-футуристам дозволено. (Тем паче, писал-то на русском, изначально),

А герои?! Ну целая плеяда, не побоюсь этих слов – и пусть астрономы всех веков и миров простят мою дерзость, — от ярчайших звезд до черных дыр. Сами судите, от гопников-долбодятлов через алко-коррупционеро-менто-завров (в единственном числе, правда) к мифологическим сущностям – ну это не всем под силу. Особенно, ежели сущности эти в виде русалок-нимфоманок, сутенируемых собственными мужьями (я фигею, ежли честно).

Живой и обалденный пример одного из героев:

Вайчык, ученый человек, закончил истфак БГУ, магистратуру «Сравнительная история стран Центральной и Восточной Европы», стажировался в Штатах. И, главное, имеет единственно правильные знания об оккупации:

«Единственная оккупация, которая была у нас в двадцатом веке, — голос Вайчика набрал громовую силу и эхом метнулся по зданию училища, — это советская оккупация.»

Ну прям бальзам на сердце всем эхолирующим эхам либеральных гигантов. Блин, только сестра моей мамы, отправленная в Третий Рейх и не вернувшаяся из этого Истока цивилизации, мои дядья, один, пропавший без вести под Сталинградом, другой, комиссованный по ранению, как-то ,мягко говоря, протестовали бы, а в реале, думаю, и рукоприкладством бы не побрезговали.

Финальная же сцена достойна быть охарактеризована словами бессмертного Эдгара По:

Что «Человек» — названье драмы,

Что «Червь» — ее герой!

Прочитал и подумал, что совсем плохо с головой у Лунатика стало — то ли старческий маразм, то ли дементий с альцгеймером. Не хватило интеллекта оценить креативность и единственно-верную альтернативность творца шедевра.

Ну, говорят, не продается вдохновенье,

Но можно унитаз продать...

А вот покупать этот унитаз как-то не хочется.

Оценка: 4
–  [  5  ]  +

Виктор Кернбах «Лодка над Атлантидой»

Rajt, 19 декабря 2021 г. 10:38

Виктор Кернбах написал роман шестьдесят лет назад. И полвека прошло, как он появился в знаменитой «рамочке». Кстати, пользовался роман значительным успехом не только среди школьников — многие читали его с огромным интересом. Еще бы, в нем рассказывалось и о древнем Египте, и о платоновской Атлантиде. Великолепный сплав истории и мифов, мифов библейских, шумеро-аккадских, египетских. Пришельцы с Марса и рабы, поднявшие восстание. Содом и Гоморра — классовые враги — в атомном пламени (Хиросима и Нагасаки в то время не были чем-то прочно забытым, да и пролив имени Сталина, спроектированный товарищем Сахаровым-отцом слойки в 400 килотонн в еще донобелевскую эпоху, помнился, хотя и не был осуществлен). В общем, как Монтень цитировал фразу Сенеки: «Сильное воображение рождает факт». Вот из воображения появились факты, а из этих фактов Кернбах сотворил роман. И очень достоверный. Даже предугадал некоторые события. Ну, хотя бы трансплантологию «на потоке», так сказать (пересадка не только почек, печени, сердца, но и целых комплексов уже давно реальность). А победить старость! Да, фантастика в то время. А вот поди ж ты, японцы уже вакцину против клеток, которые способствуют процессу старения испытывают. Пусть и через шестьдесят лет после написания книги. Но что значат эти шесть десятков в сравнении с дальнейшими перспективами?

И тем не менее, «я считал, что мир изменился, но вижу, что и теперь люди насмехаются над правдой и верят скорее обману, с которым ни один здравый ум не ужился бы, если он на самом деле был бы здравым» — слова Кернбаха все еще актуальны.

И да, перечитывая роман, чувство зря потраченного времени не возникло

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Элис Сиболд «Милые кости»

Rajt, 8 декабря 2021 г. 11:04

«кот от любопытства сдох, мучаясь, загнулся, но, узнавши, в чем подвох, к жизни он вернулся» («Сияние». Стивен Кинг)

Вот и я выступил в роли того же кота. Каюсь, стал жертвой рекламы. Ну как же — и бестселлер, и экранизация (к счастью, не смотрел), и скандал с невинно-осужденным, отсидевшим от звонка до звонка афроамериканцем (тогда еще негром), и извинения самой Сиболд — все в одном флаконе.

Читал и думал, какая скучная жизнь была во время моего обучения в школе: никакой травки, про выбор предметов для изучения говорить не приходилось — программа одинаковая для всех, понимашшш, девочек в футбольной команде представить не могли. А уж о конкурсе в лагере (пионерском, ежели что)на лучшее убийство — даже не мечтали. Тоска.

Во время чтения не раз казалось, что присутствую на каком-то спектакле: реквизит и декорации натуральные и достоверные, а вот игра актеров, диалоги, действия ... Не верю, короче! Видимо, потому как не американец, до исключительности не дорос. Но... Вот при чтении По, Лондона, старика Хэма — верил. Парадокс.

Рай Сюзи — просто картонно-голливудный кокон-сфера, расследование убийства девочки — профанация, переживания родителей по поводу смерти дочери — да в одной фразе Кальмана Миксата (это я про «Красные колокольчики») достоверности и переживаний в миллион раз больше.

Мать, бросившаяся в объятия любовника-детектива от горя и бросившая позднее семью, бабушка со стаканом, проводящая мастер-классы по нанесению боевой раскраски, пардон, макияжа. Переселение Сюзи в тело подруги и возвращение вновь на небеса после ночи со своей первой любовью. Все нелогично, недостоверно, нарочито.

Написано, вроде, легко, правда, с цветистыми включениями, пафосом, многозначительно, но много раз ловил себя на том, что отвлекался во время чтения, не увлекало, не захватывало, как при чтении того же Джека Лондона, например. Может, не дорос до таких высот такой американской литературы, не созрел, так сказать?

Короче, WTF-проблему бестселлера так и не решил.

Но убедился: не все золото, что блестит.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Север Гансовский «Ослепление Фридея»

Rajt, 4 декабря 2021 г. 13:17

Какие только дурацкие мысли не придут в голову по поводу и без! Вот такие мысли появились и после прочтения рассказа. Человек — венец творения, и безгранична мощь его разума. Нет ни одного открытия, которое второй человек не приспособил бы для благого дела — изничтожения себе подобного. Вот изобрел человек колючую проволоку для ограждения стада — и другой мудрец радостно пристроил её для нужд какого-нить концлагеря. Открыло человечество явление радиоактивности — и практически тут же радостно и активно одаренные лица стали стерилизовать неодаренных индивидуумов из соседнего кластера. Даже для праздничного фейерверка в небе Хиросимы и Нагасаки использовать умудрились — а чё, теплом и светом разве грех поделиться?! Даже клещи можно не только в столярке или кузнечном деле использовать — для маникюрных работ тоже чудесно подходят, проблемы с ноготками (а в хороших руках даже с пальчиками) «на раз» решают.

Это, собственно, преамбула. А вот теперь и сама амбула.

Открытие возможности видеть в темноте (не важно, что практическое применение ночного видения еще с 30-х годов прошлого века существовало, в немецкой армии, например). Талантливый ученый с мирным применением своего открытия и талантливый «бузинессмен» научно-административной ориентации со своей чуйкой прибыли (вояки прилично отслюнявят зелени). Два взгляда на изобретение двух людей. И разрешение конфликта взглядов. Простая, собственно, схема построения рассказа. Характер ученого очерчен мазками, скорее не характер человека, а архетип. А вот делец — это да, это — характер. Яркий, выпуклый, живой, с жизненной хваткой, подлостью, практичностью и циничностью.

Удалось Гансовскому изобразить так живо это столкновение. А вот экшн в конце рассказа — ну не его это, не вышел из Фридея ученый Рэмба, нет тут веры Северу Гансовскому. Впрочем, мне так кажется, не особо автор и стремился к живописанию финального шутера. Зато очень достоверно описал дальнейшую карьеру бизнессмена от науки. Пусть даже и одной фразой.

Однозначно, чудесный рассказ. И еще более актуальный в настоящее время.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Глеб Бобров «Эпоха мёртворожденных»

Rajt, 29 ноября 2021 г. 15:25

О романе «Эпоха мёртворожденных» я слышал много мнений. Причем полярных — от «отстой» до весьма положительных. Причем «полным отстоем» его клнймили с пеной у рта и брызгами слюней лица со светлыми лицами, почти бонофицианты (Господи, прости, хотел сказать бенефициары!) мировой либеральности, общеловечности, чести и совести. Люди же с иным выражением лица (или, может, правильнее называть их особями, как рекомендовал один ну ооочень влиятельный политик давеча?) в высказываниях были сдержаннее. Ну и захотелось ознакомиться, свое мнение, так сказать, составить.

Теперь могу сказать, что роман написан человеком одаренным, с активной жизненной позицией (сорри мой пафос). К фантастике отнести можно с большой натяжкой, и то только учитывая время написания (прилично «до» начала донбасских боевых действий), да еще локацию (нынче все больше о донецких мировое сообщество вещает). Ой, забыл — польские «czterej pancerni

«Rudy» i rudy pies» сейчас как-то пока не засветились в боевых действиях (если верить СМИ, конечно). В остальном — очень жесткий роман о войне и людях.

Что касается ненормативной лексики, то она совсем не напрягает, не вызывает раздражения. Общаясь с офицерами, не раз сталкивался с такой речью. Да что там говорить, даже яйцеголовые во время операции в определенные моменты в определенной ситуации, когда что-то идет не так, позволяют себе не совсем парламентские высказывания с использованием обсценной лексики.

Излишнее количество крови, кишок и насилия? А в нынешнем хорроре этого добра поболе будет. Разве не так?

Пропагандизм? Да все в мире в той или иной степени пропаганда, даже реклама (навязшая в зубах) хоть тех же TENA Lady Slim Pants.

И коль роман до сих пор вызывает такие ожесточенные споры, значит, он цепляет, значит, он нужен.

Ну, я так думаю.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Илья Варшавский «Проделки Амура»

Rajt, 23 ноября 2021 г. 14:56

Грустный рассказ-предостережение. Грустный, несмотря на юмористический стиль подачи.

Почему грустный? Да что веселого, когда люди расстаются? Нет, конечно, бывает, ведь не зря существует мнение, что «хорошее дело браком не назовут», а сами разводы празднуют почище победы над мировым супостатом. И тем не менее, в глубине души люди испытывают сожаление.

Почему предостережение? Машина «мыслит» двоичным кодом. 0 — 1, да — нет. А человек? Он-то, по существу, система аналоговая. Есть «да», есть «нет», есть «скорее да, чем нет», есть «скорее нет, чем да», кроме нуля и единицы существует и 0,4, и 0,6, и, даже, 0, 58. Не стоит сферу межчеловеческих отношений отдавать на откуп компьютеру — степень подобия не всегда приводит к гармонии.

Правда, до таких мыслей я дошел в процессе приближения к стадии «седина в бороду», а в детстве, когда впервые читал этот рассказ, просто хихикал над злоключениями старичка. И да, хочу сказать, что «бес в ребро» не всегда коррелирует с сединой.

В рассказе за легкостью необычайной кроется глубокий смысл. Ну, мне так кажется, «я — читатель, я так вижу».

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Илья Варшавский «Фантастика вторгается в детектив, или Последнее дело комиссара Дебрэ»

Rajt, 19 ноября 2021 г. 12:46

Нет, если включить режим «зануда ON aka Сэмюэл Клеменс» (помните его анализ Кожаного Чулка?), то ляпы имеют место быть. Я, например, не видал ни одного пациента с отравлением опиатами с расширенными зрачками. А вот Дебрэ сразу даму в опиумные наркоманки по расширенным зрачкам определил, хотя логичнее было в кокаинистки записать. Или баловство первитином предположить. Хотя хрен редьки не слаще. Впрочем, и назвать перно «сиропом от кашля» — это слишком (вольтаж анисового пастиса, который в то время использовали из-за запрета в Европах натурального абсента перно, пусть даже в 30-45 градусов, как бы намЯкивает, не говоря уж о натурпродукте с его стартовыми 70 градусами), фирма «Pernod» вомущена таким афронтом автора. Ну и у трупа десятичасовой выдержки расслабленные мышцы как-то маловероятны. Впрочем, это так, мелочи.

А если не включать, а просто посмотреть на характеры героев? Вот тут-то и увидим живого комиссара Дебрэ: картонный-то без проблем пережил бы вынужденную отмену никотина, и прессинг по этому поводу ему был бы фиолетов, ибо отсутствовал он, прессинг. И дремота комиссара, в которую клонит после еды — она как-то для живых людей характерна. Да и эпизодически появляющийся доктор Мелинда не кажется трафаретным

образом. Ну, а мадам Стрелкина с целым чемоданом «Памира»...

Детективная составляющая представлена на высоком уровне — кажется, что читаешь натурального Сименона. И фантастический компонент внушает, не побоюсь этого слова.

Обвинения в политизированности... Ну, не стоит забывать время написания произведения — все тогда писали так, правила публикации обязывали. Даже нонешний светоч демократизации белорусского народа, Светочка Алексиевич, во время оно, еще не прозревши, не став лауреатом Нобелевской премии, признавалась в любви к «Железному Феликсу».

Получился, скажем так, чудесный шарж на сименоновского комиссара Мегрэ.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Илья Варшавский «Решайся, пилот!»

Rajt, 16 ноября 2021 г. 13:40

Нет, народ не дурак! Действительно, всякому овощу своё время. А заодно верно, что психология входящего в автобус всегда сменяется психологией вошедшего. Рассказ Варшавского «Решайся, пилот!» блестяще доказывает это. Когда я в нежном, можно сказать, возрасте впервые читал этот рассказ, внимание акцентировалось на внешнем — на приключениях, на работе по ликвидации аварии, с одной стороны, и на юмористической составляющей — работа-то во сне, с другой. Забавно и просто.

А вот сейчас, когда возраст характеризуется фразой «столько не живут», а период называется «временем доживания», понимаю, что рассказ-то грустный, рассказ про меня нынешнего и таких, как я. И про то, как тяжело примириться со своей уже ненужностью. И что еще долго будут сниться (пусть и редко) кому ПИТы с писком следящей аппаратуры, кому станки, кому кафедры.

Абсолютно реалистичный рассказ в фантастическом антураже о жизни.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Илья Варшавский «Роби»

Rajt, 15 ноября 2021 г. 11:47

Кто бы что ни говорил, а Илья Варшавский образца 63-го года — это в советской фантастике явление пусть и не уникальное, но значимое. Мастер коротких рассказов, в которых талантливый сплав юмора и сатиры, даже, не побоюсь этого слова, стеба. И в фантастическом легко легко читается реальное.

Вот, к примеру, рассказ «Роби». Самообучающийся робот? А самообучающегося рукамиводителя никто не видал? Ну, который всегда найдет 100500 причин не делать что-нить, потому как это сделать невозможно. И в пламенных речах будет блистать все новыми и новыми (самообучился, а что?) умными словечками a-la консенсус (или конвульсиум). Это вам не квадратура круга в делении торта на три части. Причем с использованием юмора (анекдота, побасенки, прикола и прочих инструментов), от которого тоскливо становится.

Ну а финальный пассаж, посвященный теще... Это отдельная песТня.

Неоднократно читанный рассказ, а удовольствие от него меньше не становится.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Георгий Гуревич «Ааст Ллун — архитектор неба»

Rajt, 12 ноября 2021 г. 15:04

Нет, оно конечно, можно обложиться толстыми и умными книгами по астрономии — и провозгласить: «Сие невозможно!» Можно листать монографии по физике (проектированию, сопромату ... нужное вставить) и голосить: «Противоречит законам!» Можно штудировать толстенную «Физиологию человека» и крутить пальцем у виска: «Невесомость так не влияет!» Но... Влияет, оказывается. И даже на деятельность мозга влияет, ну, нонче такое пишут. Все можно. Особенно с кочки зрения 21 года второго тысячелетия. Только рассказ не о том. О чем?

Мечта о мечте, мечта о благе не только для себя, любимого, не только для семьи и ближайших родственников, а мечта о благе для человечества, пусть это и звучит пафосно.

О целеустремленности. О труде. О преодолении пути к заветной цели. О настойчивости в достижении цели.

При полном отсутствии космического экшна, в детстве многие читали его с удовольствием.

Пусть рассказ написан в далеком 1963 году, мне кажется, актуальности он не потерял.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Александр Колпаков «Гриада»

Rajt, 10 ноября 2021 г. 11:55

Первый раз я прочитал «Гриаду» почти 55 лет назад, еще одиннадцатилетним пацаном. А вот на повторное прочтение меня вдохновил камрад Леонид Смирнов со своим циклом работ «Былое. Тридцать лет отечественной фантастики» (огромное спасибо!). И вспомнились впечатления тех дней. Читали «Гриаду» запоем, передавали книжку друг другу. Помните в «Друзьях и врагах Анатолия Русакова» Георгия Тушкана «чертову читалку»? Точно так и «Гриаду» в детстве зачастую пацаны читали, один читает — остальные слушают. Так что не выдумка Георгия Тушкана эта «читалка» . И как-то не парились мальчишки по поводу элементарных частиц — высокоодаренных гениальных вундеркиндов, шарящих во всех взаимодействиях мю-мезонов и прочих фотонов с гравитонами, среди нас в этом возрасте не было. Зато за приключениями следили архивнимательно. Поражал размах — миллионы лет, парсеков, галактик. Космические авантюрные приключения. Что еще подросткам надо? Не имея понятия о термине «космическая опера», мальчишки считали, что «Гриада» — это офигенно. Кстати, учитывая сединный процесс блондинизации, и сейчас считаю, что книга очень даже ничего.

А уж о всевсяческих плагиатах мальчишки и не задумывались.

Подводный город? У Беляева «подводные земледельцы» тоже в куполах на дне жили. И? В нонешних всевсяческих рОманах тоже из бластеров-шмайссеров друг в друга пуляют — и ничего, нормальненько. А уж попаданцы... ну прям по одному (правда, разных калибров и расцветок) каналу в «Попаданию» попадают.

А шар-космический корабль? Помните, у гигантов-метагалактиан? Ну 200-процентное сдирание каллистянского корабля. Правда, «Золотое Сердце» товарисча Дугласа Адамса, того, который автостопом по Галактикам шастал — это ж другое, тут понимать надо.

А оживление все теми же гигантами академика Самойлова? Ну разве не факт из «Генератора чудес» Долгушина? Да и вообще, Библию стоит вспомнить.

Впрочем, можно на этом угомониться, ибо, как сказал Александр Дюма-отец: «Всё плагиат. Даже Господь Бог сотворил Адама по своему образу и подобию.» Да и весь Шекспир — сплошной плагиат, правда, своим критикам он обычно отвечал так: «Эта сцена — девушка, которую я вывел из плохого общества и ввел в хорошее». Даже братья Стругацкие-отцы-основатели и те умудрились Александра Сергеевича-наше-все сплагиатить — «Капитанскую дочку» в «Понедельник начинается в субботу» впихнули.

Кроме того, решения суда по поводу плагиата в отношении Колпакова нет. А потому и обвинять в плагиате некорректно.

Весь сыр-бор, скорее всего, разгорелся из-за тиражей (и финансовых потоков, соответственно, ибо мани-мани даже в то время никто не отменял). «Гриада» в 1960 году вышла тиражом 215 000, а, к примеру, «Легенды о звёздных капитанах» Генриха Альтова в 1961 году — 150 000. Ну как не порадеть родному человечку в споре за титул любимой жены? Тут уж все средства хороши, даже пионеры-разоблачители. Ну, это так, мои личные инсинуации.

И еще пару слов. О том, что предвидел, что кануло в Лету.

Предвосхитил Колпаков тренд XXI века, даже позу предвидел — все по глупому ящику могли видеть, как оказывают сейчас крайнюю степень уважения и подчинения лучшим членам общества, ну, вы понимаете, я про BLM:

«грианоид ... опустился на одно колено, всем своим видом показывая уважение и подчинение воле общества». И газ для поднятия душевно-духовных радостей Колпаков спрогнозировал. Шарики с веселящей «закусью азота», надеюсь, еще помнятся? Думаю, хватит на этом.

Проверки временем не выдержала идея коммунистического развития человечества. Ну, вестимо, это ж не критическая расовая теория (справедливости для надо сказать, что во времена Колпакова про эту крайне прогрессивную теорию никто слыхом не слыхивал, даже на ее родине, не говоря уж о Великом и Могучем. Тем паче о расизме среди деревьев не слыхали, ну, про который Камала вещала надысь.

Не выдержало временем и имя Ленина, и памятники ему. Справедливости ради не выдержали и памятники Колумбу, Джефферсону с Вашингтоном. Даже монумент Джорджа Флойда молнией трахнуло (удивительно нетолерантно небесное электричество себя повело). Но, опять же, Колпаков и ведать о таких чудесах не мог в то время.

А так да, много чего не выдержало проверку временем. Не стоит всех бобиков на Колпакова вешать — братья АБС, Альтшеллер, даже могучий гений польского народа aka Лем искренне более или менее в коммунизм верили (или веру имитировали).

Сожаления по поводу напрасно потраченного времени на перечитывание не испытываю. Не собираюсь никому навязывать свое мнение, но книга явно незаслуженно шельмована. Среди современного моря литературы масса романов еще более сомнительного уровня.

Сорри за мой французский.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Фольклорное произведение «Халиф на час, или Рассказ про Абу-ль-Хасана-кутилу»

Rajt, 4 ноября 2021 г. 18:41

Чудесный образец средневекового народного творчества. Наивный, грубоватый, но от этого более близкий, чем труды рафинированных гуру от литературы всех мастей. В который раз перечитываю арабские сказки — и в который раз не перестаю удивляться полету фантазии. Говорят, сказка — ложь, но в ней в самом деле есть намек. И достаточно толстый. Пример? Не транжирь наследство, тем более с кем попало — деньги кончатся, а с ними и застольные друзья исчезнут. Да и шутки власть имущих как правило боком выходят. Справедливо и актуально и по сей день.

Настоятельно рекомендую.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Андрей Синявский «Квартиранты»

Rajt, 3 ноября 2021 г. 16:41

С творчеством Андрея Синявского, ака Абрам Терц, в тоталитарно-застольные (равно как и в либерально-катастроечные времена) был знаком понаслышке. Ну, не считать же некоторые отрывки «Крошки Цореса» (прослушиваемые в ожидании концерта Билла Макгуайра с вражеского голоса на немецких волнах под шум глушительного прибоя) за знакомство с творчеством. А потом имя это благополучно утонуло в пучинах криминально-фэнтезийного хорора. И только сейчас, случайно наткнувшись на сборник «Фантастические повести», возжелал разрешить вопрос, мучивший в те дальние времена: а чего это меня лишали в те благословенные времена, от чего оберегали, как зеницу ока?

И разрешил. Значимые поводы опасаться за мой «облико морале» в наличии отсутствовали. Не думаю, что вскипел бы мой разум возмущенный, не говоря уж о готовности бежать на смертный бой. А усилий-то, усилий!

Вот, например, рассказ «Квартиранты». Идея-то отнюдь не нова — хоть Гофмана вспомните, хоть Погорельского. Николай Васильевич, опять же. Да и «Уединенный домик на Васильевском» Владимира Павловича Титова вкупе с Александром Сергеевичем-наше-всё на ум взбредает. Стиль изложения... ну, как стиль, ничего шедеврально-сногсшибательного. Антисоветчина? Не, конечно, ежели включить режим сканирования, то да, а вот ежели «read only»...

Коммуналки... Так там хоть отдельные комнатки были для жильцов, куда там общежитям с 4-5 студенами на комнатушку. А уж в сравнении с калифорнийскими коливингами...

Население коммуналки... Ну, ведьмы и в отдельных квартирах наличествуют, да и лешаков тоже в товарном количестве. И в нонешние времена тоже.

Коротко — читать можно. Перечитывать — эт' вряд ли.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Андрэ Нортон «Колдовской мир»

Rajt, 29 октября 2021 г. 14:42

Перечитал «Колдовской мир» и понял... что опьянение 30-летней давности закончилось и наступило похмелье. Нет, Нортон осталась замечательным творцом, но вот этот вариант фэнтезийной реальности похож на «блин комом». Кажется, читаешь сырой набросок, черновик: герои с картонными характерами, логичность (а следовательно и достоверность) повествования в зачаточном состоянии, стиль оставляет желать лучшего, полет фантазии... Ей-богу, читая о Горме, как-то вспоминался верновский «Таинственный остров», причем с явным преимуществом. Видимо, закормленная фэнтезяшками старческая брюзгливость подняла голову.

Выше семерки рука не поднимается.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Юрий Бригадир «Мезенцефалон»

Rajt, 21 октября 2021 г. 14:07

Сплав мемуаров алкоголика, практического пособия по алкоголизму же для чайников и философского трактата — практически «три в одном». Да, можно смело добавить еще и историческое исследование от эпохи «Великого и Могучего» через катастройку до времен нонешней России вкупе с социальным анализом страт общества, непосредственно контактирующих в сфере поклонения и противодействия Бахусу. Формат, одним словом, внушает. Сам роман написан с юмором, с огоньком пламенного, не побоюсь этого слова, борца-либерала за светлое будущее этих достойных представителей общества

Главный герой — типичный представитель славного племени запойных алкоголиков, высокоэрудированный специалист с огромным практическим стажем умеренного и совсем неумеренного всех алкогольсодержащих продуктов промышленности, свободно цитирующий стихи хоть Блока, хоть Бориса Савинкова (интересно, многие ли знают, кто это, не говоряя уже о стихах?), знакомый с трудами Фрейда, свободно владеющий обсценной лексикой (страницы романа ну очень щедро усыпаны этими жемчужинами мыслей и эмоций), встречающийся в обществе чуть чаще, чем динозавр с блондинкой (мне, к сожалению, подобные индивидуумы не встречались на пути).

Учитывая солнечную погоду и хорошее настроение, четверочку рискну поставить.

Оценка: 4
–  [  1  ]  +

Жозе де Аленкар «Гуарани»

Rajt, 23 сентября 2021 г. 14:27

Бывают моменты в жизни, когда просто необходимо отгородиться от агрессивности мелочного бытия, бесконечного потока инфомусора, несущегося из инфо... ну, вы понимаете, просто отдохнуть, дать возможность бедному мозгу с низкой пропускной скоростью шин справиться с перегрузкой. И вот тогда приключенческая литература — это то, что доктор прописал. Особенно из олдскульной серии «БИР», да еще и с силуэтом вооруженного луком индейца. Вот роман «Гуарани» мастерски справляется с этой задачей. Читая его, погружаешься в атмосферу приключений, страстей, интриг. Если герой, то благородный, мужественный. Если злодей, то уж чернее самого рогатого. И все на фоне чудесных пейзажей роскошных бразильских лесов. Жозе де Аленкар на страницах романа создал великолепную латиноамериканскую мелодраму. Мне кажется, что она не утратила своего очарования и актуальности даже в наше столь демократичное и толерантное время. Жаль, читают это произведение все реже и реже — благородства с избытком, а потоков крови нет.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Жан-Луи Кюртис «Мыслящий тростник»

Rajt, 13 сентября 2021 г. 15:19

Первый раз читал это произведение в далеком 76 году. Второй — буквально на днях.

Разница почти в 45 лет. Соответствено и восприятие изменилось.

Но тем не менее... Лауреат Гонкуровской премии, номинант премии «Гран При» Французской Академии, Жан-Луи Кюртис оказался провидцем. Во всяком случае, почти все, что он описал в романе, сохранилось и в настоящее время. Ну, с некоторой поправкой, если быть буквоедом. Почти по Крупновской «Дороге в никуда»:

«Все та же фальшь все тех же слов;

Все те же дети плюют на отцов,

Все тот же путь, все тот же плен,

Все те же люди, что ждут перемен.»

Кюртис умудрился провидеть и революцию негров (BLM за столь непочтительные и абсолютно нетолерантные слова заставило бы сейчас на коленях весь Булонский лес проползти), и революцию женщин (феминистки все волосы бы вырвали и за харассмент лет 70 строго режима вкатали).

Да и главный герой подкачал — главный герой токсично маскулинный цисгендерный шовинист.

Но... ничто не ново под луной. Что было, то и будет. С некоторыми вариациями (по причине глобального потупления).

Одним словом, все еще живущим динозаврам и чувствующим себя нормальными динозаврами рекомендую.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Франц Верфель «Песнь Бернадетте»

Rajt, 10 сентября 2021 г. 13:52

Вообще-то «Песнь Бернадетте» попала ко мне в руки совершенно случайно. Просто так легли карты, сошлись звезды и зафонтанировали три источника интереса к этой книге.

Во-первых, само издание с логотипом «Мандрагора» издательства «Энигма».

Во-вторых, реминисценция — «Песня Сван» Маккаммона.

Ну и в-третьих, сам автор, чьи произведения наряду с книгами Фейхтвангера и Лондона с успехом полыхали в пламени Третьего Рейха (вспомнилось значительно позже и с большим, к стыду приходится признать этот факт, трудом).

Роман оказался не тем, что я от него ожидал до начала чтения, но тем не менее... Нет, он не произвел эффект разорвавшейся бомбы (сорри за патетику), но впечатления вызвал сильные. Простой язык произведения , почти протокольное изображение жизни Бернадетте Субиру (автор говорит, что все описанное в романе, произошло на самом деле и не является вымыслом), беззаветное служение ее своему делу и Даме — все это не могло не заставить задуматься о чуде.

Конечно, к факту чуда можно относиться как угодно, но каждый это отношение строит на основании своих взглядов. И касается это не только героев творения Франца Верфеля, но и читателя.

Не зря роман был так популярен в свое время. И жаль, что сейчас основательно (и незаслуженно) подзабыт массовым читателем.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Алла Конова «Свет глубоких недр»

Rajt, 23 июня 2021 г. 14:14

Небольшая повесть, в которой предпринята попытка обыграть Верновский вариант путешествия к центру Земли. И, как мне показалось, проигрышная попытка. Увлекательных приключений, как у Жюля Верна, нет от слова вообще. Зато полет фантазии границ не имеет: и путешествие в лодках-трансформерах в водных просторах недр Земли на протяжении месяца (и куда только запасы пищи поместились?), и обнаружение эволюционирующей во времени системы полупроводников (ну, в самом деле, не только же биологическим объектам эволюционировать), и чудесное спасение. И все перемежается рассуждениями о любви и оценками мужской части экспедиции. Все в традициях варианта фантастики тех времен.

Оценка: 3
–  [  4  ]  +

Алла Конова «Осколки тяжести»

Rajt, 22 июня 2021 г. 15:06

О контакте с внеземной цивилизацией люди мечтали давно. И попытки описать этот контакт имели место быть неоднократно. В «Каллисто» Мартынов использовал математику для осуществления первого контакта с последующим изучение языка. В «Сестре Земли» тот же Мартынов использовал графику для рассказа о судьбе Фаэтона. В «Сердце Змеи» Ефремов описал контакт землян с чужими звездоплавателями с помощью все той же графической наглядной демонстрации химических веществ с использованием схем атомов и мультипликации. А вот Конова поступила элементарно просто:  «У нас один мозг, одни и те же нервные ткани. Мысли рождают в мозгу определенные излучения. У меня есть прибор, усиливающий это излучение. Вот мы и понимаем друг друга.» Как говорится, все гениальное просто. Главное — полет фантазии не сдерживать. И вообще, кто сказал, что медузы не могут в космосе летать? Это у Ефремова взгляды зашорены мужской логикой.

В общем, один из образцов фантастики того времени, не слишком обремененной логическими построениями.

Оценка: 4
–  [  4  ]  +

Алла Конова «Голос вечности»

Rajt, 21 июня 2021 г. 17:40

Повесть «Голос вечности», по большому счету, достаточно вторична. Космические полеты в другие Галлактики уже написаны (Лем со своим «Магеллановым облаком» соврать не даст), контакты с иноземными формами жизни тоже (вспомните хотя бы Ефремовское «Сердце Змеи»). Жизнь на неуглеродной (но из той же подгруппы) основе описана товарищем Днепровым в «Глиняном боге», не на базе германия, а чуточку ближе лежащего (сорри, господа химики и биологи) кремния, конечно.

Но... наивный женский вариант фантастики того времени заслуживает внимания как этап развития жанра.

Оценка: 4
–  [  2  ]  +

Кир Булычев «Вампир Полумракс»

Rajt, 19 июня 2021 г. 19:23

Милашка-привиденья со своими столбовыми обожателями, топающими ножками и изредка падающими на противников (правда, с жалким одноразовым результатом), всевсяческие возрожденные нечисти и волшебные ипостаси, многомудрый лидер-вампир, идущий на поводу у своих нукеров, корабль-призрак «Мария-Целеста», шотландский МакДональдский колорит с историей любви к Пепси Коле, очень колоритный замок на шотладнском острове Элис с Палеозо, где можно видеть жизнь... да хоть любимца Алисы — Бронти.

... И да дофига чего для приготовления офигительного (сорри!) ужина взыскательного общества.

А вот читалось — и в уме крутилось: «Но и утром всё не так, нет того веселья».

И целевая аудитория как-то находится в глубокой непознаваемости: для «мелких» достаточно сложно, для подростков — примитивно, а взрослым — вааще по барабану.

И логический компонент просто зашкаливает: нет, невозможно существование всякой нечисти, но возродить этих нечистых нам ничего не стоит из чешуек и прочих скорлупок (ученые, как и наука, умеют много гитик).

Отдельный орг... восторг вызвал ковер-самолет: так брюзжать даже я не сумел бы.

А Плохиш, узнав о индийском ученом, удавился бы под пером товарища Гайдара.

Нет я к Алисе отношусь очень хорошо, но только к той, старой Алисе.

А туточки как-то что-то совсем не того.

Ужин не получился, да и винегрет как-то не дюже шибко...

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Энн Райс «История похитителя тел»

Rajt, 15 июня 2021 г. 12:58

Слаб человек, зело подвержен тлетворному влиянию буржуинского запада, такоже и разумениям графини Марьи Алексевны. Когда эти три количества перешли в качество, я приступил к культурному росту над собой, окунувшись в Лестатиаду.

Впечатления превзошли все ожидания, и изучение знаменитого «Анти-Дюринга» в те времена далекие показалось жалкой пародией на постижение сакральных истин.

Правда, погрузится в эту пучину философских высот я сумел только до четвертой книги. И вот тут-то понял, что чувствовал д'Артаньян во время спора о диссертации Арамиса.

Псевдо- и наукообразные измышлизмы, приправленные укладыванием великолепных волос, вкупе с сиянием глаз холодного голубого оттенка... Многозначительные многоточия, над которыми поневоле задумывался мой вскипающий разум... Сентиментальные кровавые слезы над винно- и невинноубиенными жертвами... по поводу и без... Огромное (ну, как общежитие, к примеру) сердце, любящее всё и всех, без деления на пол, возраст и прочие предрассудки... Тонкая душевная организация, подверженная депрессии и суицидальным наклонностям (это у вампира-то!)... Новаторская идея о переселении в чужое тело (известна, правда с древних времен, «Халиф на час» свидетель)... Гламур-гламур-гламур: Он облачается в скорбь, как другие облачаются в бархат; печаль украшает его, как свет свечей; слезы идут ему, как драгоценные камни.

И главный философский посыл: мертвым быть лучше, чем живым.

Это апофеоз!

Равно как и предсказуемая развязка банального сюжета.

Возможно, Алексей Константинович своей семейкой вурдалаков мне карму попортил, но глубину Лестата я не осилил.

Тройка. И то, учитывая хорошее настроение.

Оценка: 3
–  [  1  ]  +

Кир Булычев «Алиса и чудовище»

Rajt, 14 июня 2021 г. 18:41

Нет, ну кто же спорит, что невозможно постоянно ставить мировые рекорды или, хотя бы повторять их.

Кир Булычев совсем не одинок в этом. Вспоминается хотя бы трилогия А. Дюма-отца, та, где мушкетры геройствуют — три совершенно разных произведения. С разной степенью воздействие на читателя (сорри за примитивизм).

Но сия Алиса — очень даже качественное произведение, в целом. И «другое королевство» получилось вполне жизнеспособным. И сыночек-дракоша в реале встречался читателям (уверен!) в той или иной ипостаси не единожды. И матушек-королевишн подобных пруд пруди. А Дурынды — да их же вокруг немеряно.

Чтение, полезное не только детишкам, но и их родителям (если они еще в состоянии воспринимать простые истины).

Семерки достойно, на мой взгляд.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Пер Лагерквист «Палач»

Rajt, 24 мая 2021 г. 13:58

Небольшая по объему, но огромная по значимости повесть-дилогия.

Сухой язык. Лаконичность. Фирменный отточенный стиль лауреата Нобелевской премии по литературе.

Два временных пласта. Две зарисовки повседневной жизни увеселительного заведения. И Палач в кроваво-красном одеянии с клеймом на лбу. И атмосфера, пропитанная злом и насилием. Дни проходят, бегут года — а этого зла и насилия в мире все больше и больше. И конца не видно.

Повесть производит жуткое впечатление — и оторваться от нее невозможно. Не часто встречаются такие пронзительно-честные произведения о сущности человечества.

И страшные слова: « Я ваш Христос, с палаческим клеймом на челе!

Ниспосланный вам свыше!

Ради вражды на земле и в человеках зловоления!

Бога своего вы обратили в камень! Он мертв давным-давно.

Я же, ваш Христос, я живу!»

Неужели это неизбежно?

Или все же спасение есть?

Не знаю, стоит рекомендовать или нет, но я перечитывал эту повесть не раз. И, думаю, еще перечитаю.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Николай Шпанов «Война «невидимок»

Rajt, 20 мая 2021 г. 15:57

Вновь перечитал роман — и вновь не испытал разочарования, не пожалел о затраченнои времени.

Да, наивно, но ведь и сэр Артур Игнатиус Конан Дойль грешил наивностью (профессор Челленджер свидетель).

Да, прямолинейно, но разве Конан-Варвар балует психологическим разнообразием?

Да, идеологизировано, но и Джеймс, который Джеймс Бонд — детище Флеминга (не путать с папой пенициллина!), — не блистает плюрализмом мнений.

Зато честно. Честно о любви к Родине. Честно о мужской (не нежной, а именно мужской) дружбе. Честно о выборе пути.

Все же прав был Кир Булычев в первой части своей знаменитой цитаты о Николае Шпанове: «Шпанов как фантаст, на мой взгляд, превосходил всех массолитовских писателей». Да и Юлиан Семенов не зря советовал «учиться у Шпанова».

Роман заслуживает внимания. Ну, я так думаю — и рекомендую не только динозаврам.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Леонид Андреев «Прекрасна жизнь для воскресших»

Rajt, 17 мая 2021 г. 19:32

Короткий рассказ. Несколько минут чтения — а поди ж ты! Цепляет. Не по-детски цепляет. Уже который день под впечатлением.

Короткий рассказ. Всего три блока (условно) — и три состояния души, три цвета настроения, три сущности бытия.

Обычное кладбище. Березки, трава, полевые цветы. Могильные холмики, покрытые травой, могилы с крестами, погребения с памятниками. Маленькое, жадное кладбище. Время идет, кладбище растет. Березки, трава, цветы уступают место асфальту, И борьба памятников нарастает, продолжается. Грустно, любопытно, хоть и цинично, но забавно: мертвецам все равно, а живые все пыжатся.

Кладбище в душе. Холмики над надеждами, покосившийся крест над талантом. Могилы с мертвыми стремлениями. Досадно, жутко, больно, страшно. Особенно, когда в могилах значимые.

Кличи юродивого, заклинания доброго волшебника, ламент прекрасного принца над хрустальным гробом спящей принцессы и не одной: «Пусть же воскреснут мертвецы!» И рефрен: «Ах, как прекрасна жизнь для воскресших!»

Нет, не пугайтесь. Это сейчас пройдет.

А мелодия «Hell's Bells» продолжит звучать.

Не знаю, можно ли рекомендовать, но... это выше всех похвал!

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Джованни Боккаччо «Амето»

Rajt, 14 мая 2021 г. 12:18

Странно, но все чаще возникает желание окунуться в литературные шедевры прошлого. То ли пора вымирать, как динозавру, то ли нестись в ближайший психоневрологический стационар.

Вот и сейчас с «чувством глубокого удовлетворения» перечитал «Амето». «Высокий штиль», плавное повествование, отсутствие расчлененки и зомби — все благотворно влияет на душевное равновесие. Погружаешься в стародавние времена, когда еще жили охотники и нимфы, боги и богини, когда не было ни толерантностных страстей, ни массовой стрельбы в школах — и в самом деле ощущаешь себя обычным человеком с обычными человеческими чувствами.

Понимаю, что глупо, но так хочется эту глупость еще не раз повторить. Вдруг кто-нибудь спятивший составит компанию?

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Пер Лагерквист «А лифт спускался в преисподнюю»

Rajt, 27 апреля 2021 г. 09:54

Маленький шедевр большого мастера.

Фантастическая в своей банальности реальность. Жалкая ничтожная личность , по определению уважаемого Михаила Самуэлевича Паниковского, две высоодухотворенные светлым чувством персоны с интеллектом хомячков, интересами кроликов и памятью золотой рыбки, интерьером третьеразрядной ночлежки для озабоченных и местным инфернальным обслуживающим персоналом — банальный адюльтер, правда с не совсем банальными декорациями.

Сколько уже о подобных ситуациях написано, сколько книг прочитано, а этот короткий рассказ все равно выбивается из общего ряда. Сухой стиль изложения и жуткий рефрен «лифт опускался» нагнетают атмосферу. И поневоле возникают мысли: каждый кузнец своего несчастья, грех порождает грех. Или все же «золотое» правило «не бери в голову» — единственно правильное? Тем более, что за смертный грех всего лишь грозят моральными страданиями вознаградить (ад-то модернизирован, обновлен в духе нонешних веяний — «Посмотрели бы вы, сударыня, как было в прежние времена! А теперь на преисподнюю просто грех жаловаться. Мы делаем все, чтобы человек не только не почувствовал боли, но и получил удовольствие...модернизировано все сверху донизу, как полагается... теперь остались только душевные муки«!). Как же хорошо тем, у кого вместо души естественные инстинкты! Им жить легко и просто.

Достойное произведение. Десять из десяти.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Джованни Боккаччо «Ворон»

Rajt, 22 апреля 2021 г. 13:03

Странно, но как только упоминаешь Боккаччо и его «Ворон» во время симпозиона с участием представительниц «прекрасного пола» (если, конечно, эти представительницы что-то слыхали об этой персоналии), как в ответ раздается недовольное фыркание и шипение рассерженных матрон. Такую реакцию я наблюдал неоднократно — и во время учебы, и сейчас, спустя... столько не живут спустя. Почему? Неужели правда глаза колет? И это спустя 666 лет (ого, какая символичная дата!) после написания произведения. Видимо, инвективу, направленную на уловки и двуличность этого самого «декоративного пола» (я не виноват, это формулировка уважаемого Оскара Уайльда, того самого, который «Портрет Дориана Грея» написал с лордом Генри), даже нынешним юношам читать стоит. Предупрежден — значит вооружен.

Оценка десять из десяти (жаль, больше поставить нельзя).

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Андрэ Нортон «Магия восьмиугольного дома»

Rajt, 14 апреля 2021 г. 10:42

После стальной магии ложек, вилок и прочих ножей для пикника, честно признаюсь, к магии восьмиугольного дома приступил с легкой опаской. Оказалось, что не так страшен черт, как его малютка — небольшое произведение под громким титулом «роман» на самом деле сильнее, чем «Магия стали».

И даже замечательные многочисленные описания рюшечек, чепчиков и кружев не вызвали когнитивного диссонанса в свете новых феминистических толерантных веяний (токсичная маскулинность, понимаете ли). Да и бабушка старая, ей все равно, особенно, если учесть время написания романа. А вот страницы с подробным изображением елочных украшений заставили вспомнить детство (вот же были времена, черт возьми!) и сожаление, что туда невозможно вернуться.

Что до социальной направленности, то «Ты мне не помогла, и ты мне больше не нужна, не забывай этого!» — лозунг и modus vivendi (впрочем, как и modus operandi) живы до настоящего времени и почивать в Бозе ну никак не собираются.

Собственно, произведение могут читать как дети, так и взрослые. Один раз, по крайней мере.

Шестерочку решил поставить.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Андрэ Нортон «Магия стали»

Rajt, 12 апреля 2021 г. 21:52

Каюсь, грешен, люблю периодически что-нить подростково-сказочно-фэнтэзийное почитать. Правильно, видать, народ говорит: старый, что малый. Вот и польстился на магию, тем более, что магия-то принадлежит уважаемому мэтру. Да вдобавок и вся в одном томе.

Первой магией была стальная. Жаль, сталь какая-то не совсем качественная оказалась. Слишком лубочная. Назидательно-поучительная. Схематичный сюжет, герои из папье-маше и такие же картонные приключения — не внушает, короче. Даже желание рекомендовать детишкам магию эту пропало начисто.

В общем, пришел к выводу: ожидания не оправдались. То ли я не созрел, то ли у автора что-то не заладилось.

Но на пятерочку из десяти расщедрюсь в честь праздника.

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Фёдор Углов «Сердце хирурга»

Rajt, 3 апреля 2021 г. 16:24

Очень жаль, что я не читал эти дневники во время учебы. Жаль, что не попались они мне в самом начале трудовой деятельности. Нет, на выбор специальности они не повлияли бы — жаждущий хирургии будет хирургом, терапевта тоже не перекрасишь, а анестезиолог-реаниматолог не променяет специальность ни на какую другую. Но вот мышление врача можно было бы несколько скорректировать (ну, ежели политкорректно изъясняться). И я настоятельно рекомендовал бы всем будущим медикам ознакомиться с этой книгой. Да и другим тоже (ибо все мы болезненны).

Это обычный дневник настоящего врача (да, беллетризированный, но тем не менее...), честно и без лакировки показывающий реальную жизнь медика. Это то, к чему будущий медик должен быть готов: работа — это не только дифирамбы и благодарности, это и рутина, рутина и еще раз рутина, пот, кровь и слезы. Вот только больные остаются людьми, нуждающимися в помощи, пусть и не всегда адекватными и доброжелательными. Но это совсем другое.

И две цитаты.

«Для некоторых чуть ли не нормой стало: получил он замечание, сделан ему выговор за нерадивость или неумение, – ах, так, побегу с жалобой в верха! Меня обидели, но и я нервы попорчу! Мало ли что работать не умею, с обязанностями не справляюсь – ты меня вот такого уважай!..»

»...снова и снова готов говорить похвальное, благодарственное слово книгам! Всегда они были моими первыми помощниками и советчиками, в них я черпал силу и уверенность в часы невольного отчаяния, при решении запутанных проблем, когда никто другой не мог мне помочь»

Думайте.

Читайте!

Оценка: 10
⇑ Наверх