fantlab ru

Все отзывы посетителя dr

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Франсис Карсак «На бесплодной планете»

dr, 22 сентября 2017 г. 05:01

Довольно хороший роман, учитывая, что это первая книга Карсака, да ещё и написанная во времена второй мировой. Конечно, эпоха внесла свои коррективы в темы книги, и поэтому научной фантастикой назвать ее можно лишь с некоторыми натягом. Это, скорее, приключенческий роман, действие которого разворачивается на другой планете. Но все же именно этой книги и недоставало перед «Робинзонами космоса», чтобы в голове сложилась стройная картина роста мастерства и размаха фантазии писателя. Уже просто поэтому книга обязательна к прочтению.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Кир Булычев «Посёлок»

dr, 19 января 2010 г. 05:19

Одно из лучших произведений Булычева и нашей школы научной фантастики вообще. Очень небанальное произведение о банальных и уже сто раз описанных событиях.

Вообще интересно наблюдать за многообразием творческого гения Булычева. «Поселок» настолько же далек от моментально ассоциируемых с фамилией Булычева книг про Алису, насколько Азимов далёк от Гарри Поттера. И практически во всех своих многоликих начинаниях Булычев был успешен -- это ли не признак настоящего мастера?

Оценка: 10
– [  6  ] +

Александр Громов «Вычислитель»

dr, 19 января 2010 г. 05:11

Отличная книга, пожалуй, лучшая из всего, что я читал у Громова. В основном, видимо, благодаря кристальной чистоте и очевидности базовой идеи, выверенной гениальности сюжетных ходов и абсолютно идеальной концовке. Ни затянутости, ни поспешности. Всё написано именно так, должно было быть написано. Хочется сказать автору «спасибо» за эту книгу.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Алексей Николаевич Толстой «Аэлита»

dr, 19 января 2010 г. 04:57

Безумно атмосферная и ни на что не похожая книга. Прямо глоток воздуха в мире современных фантастических макулатурных боевиков. Конечно, сравнивать Толстого с Верном некорректно, но я скажу иначе: книга перестала стареть в тот момент, когда люди изобрели жанр стимпанка. Теперь описания технологий воспринимаются просто как существенный элемент стилистики произведения, и потому лишь усиливают ощущение его непередаваемой уникальности.

Читать и читать обязательно. Но желателен правильный меланхолический настрой, не стоит ждать от «Аэлиты» межзвездных боёв и танковых атак.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Трудно быть богом»

dr, 19 января 2010 г. 04:27

Единственная, пожалуй, книга Стругацких, которая мне активно не понравилась. Слишком банально, слишком скомкано, уже не НФ, но еще не то, что придёт за ней, а нечто посередине, лишенное плюсов как ранних книг, так и поздних. Этакое произведение переходного периода. И опять, видимо, благодаря своей сравнительной простоте и понятности именно оно попало в фильмы, игры, именно его читают поклонники фэнтези и т.д. Увы, со Стругацкими правило «чем популярнее, тем лучше» не срабатывает -- с их книгами всё ровно наоборот.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Далёкая Радуга»

dr, 19 января 2010 г. 04:23

Простовато и пока без глобальных вопросов, почва для них только готовится. Читать любителям НФ, поклонникам социальной фантастики можно пропустить, хотя ряд сугубо локальных проблем с неоднозначным выбором в книге имеется.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Обитаемый остров»

dr, 19 января 2010 г. 04:03

На мой взгляд ОО -- не лучшая книга Стругацких. Излишне наивная и, как следствие, наиболее понятная читателям, возможно, потому что наименее иносказательная из всех ключевых произведений братьев. Последнее время так вообще кажется, что еще чуть-чуть и нужно будет идти взрывать башни куда-то под Тверь. И фильм тут еще этот...

В целом роман хорошо ложится в последовательность «взросления» прозы Стругацких, где-то почти ровно посередине между ура-патриотическими «Багровыми тучами» и «Градом обреченным». Тем, кому не интересно читать первые сугубо фантастические книги братьев можно начинать знакомиться с их творчеством с ОО. Но ни в коем случае нельзя на этом останавливаться. Тот же «Жук в муравейнике» из этой трилогии -- куда более глубокое и интересное произведение.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Николай Горькавый «Астровитянка»

dr, 19 января 2010 г. 03:26

Да простит меня автор, но я бросил книгу на начале третьей главы. Язык коряв, сюжет напоминает одну большую сюжетную дыру, а персонажи все как один роботы и запрограммированы на бейсике.

У меня вообще-то редко такое бывает -- чтобы я бросал книгу, не дочитав её. Так что это кое-что да говорит о качестве сего произведения.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Сергей Лукьяненко «Стеклянное море»

dr, 17 августа 2009 г. 19:27

Попытка под конец трилогии увести космическую оперу в легкую философию удалась не до конца, но сама попытка заслуживает высокой оценки.

Собственно, третья книга получилась чуть менее запоминающейся по сравнению с двумя первыми из-за меньшей насыщенности действием и того самого философского отступления от «космооперного» канона. Но красивую трилогию она завершает красиво -- а большего от неё и не требуется.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Сергей Лукьяненко «Планета, которой нет»

dr, 17 августа 2009 г. 19:12

Отличное продолжение хорошей космической оперы. Первая часть закончилась, толком не дав необходимых ответов, поэтому вторая часть пришлась весьма к месту. Опять же, раскрывается другая сторона любой хорошей космической оперы: звездные странствия.

Без второй книги первая воспринимается хуже, а это многое говорит об успешности продолжения.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Сергей Лукьяненко «Принцесса стоит смерти»

dr, 17 августа 2009 г. 19:03

Хорошая книга. Достаточно необычно для космической фантастики, чтобы запоминалось и достаточно серьезно, чтобы не скатиться в заунывное космическое же фэнтези.

А что до характеров -- так они тут, молодые люди, диктуются жанром. Во всех космооперах персонажи картонные -- иначе это уже были бы не космооперы.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Вернор Виндж «Конец радуг»

dr, 22 февраля 2009 г. 05:53

Книгу дочитал больше из уважения к предыдущим творениям Винджа. Что-то у него не срослось в «Конце радуг», что-то важное он упустил из повествования. Поначалу донимают слишком подробные технические описания окружающего мира, потом ты их уже начинаешь пролистывать, пытаясь нащупать хоть какие-то эмоции за всеми этими эпифаниями и кроликами -- и терпишь неудачу. Книга заканчивается так же, как и начиналась -- ни на чём и ни о чём. Нет, основные мысли романа понятны, но не понятно, зачем нужно было писать так много не имеющих прямого к ним отношения слов, если уж захотелось вдруг выкрикнуть громко такую банальность. В результате так или иначе получился конфуз, на мой взгляд, недостойный пера автора «Глубины...».

В принципе, нечто похожее отслеживалось и в пресловутых «оскароносных» «Бездне» и «Глубине», но там автор всё-таки нашёл в себе силы в определенный момент прекратить «накачку» текста своими конструктами и перейти к попыткам (успешным) эти самые конструкты оживить. В «Конце» сделать это ему удалось (неудачно, на мой взгляд) слишком поздно, поэтому первые три четверти книги оставляют ощущение затянувшегося пролога, в результате чего пик действия совершенно неприемлемым образом оказывается за словами «The End». Проще говоря, от книги остаётся ощущение обмана: вроде как мысли понятны, но форма их преподнесения совершенно неудовлетворительна.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Джек Макдевит «Омега»

dr, 22 февраля 2009 г. 01:29

Раскрытие тайны облаков омега достойно большинства книг Макдевитта: большей чуши не смог бы придумать даже ученик начальной школы.

Авторы НФ часто забывают, что загадка это не только загадка, но еще и разгадка. И если ты придумал отличную загадку, но в качестве разгадки написал яростный бред, то цена твоей загадки в целом будет аналогична цене самой плохой её составляющей -- то есть, вся загадка превратится в яростный бред. К сожалению, с облаками омега всё случилось именно так.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Джек Макдевит «Чинди»

dr, 22 февраля 2009 г. 01:24

Как тут уже ниже отметили, Макдевитт в своём репертуаре: в главных героях фигурируют лица, которые из-за дефицита мозга не смогли бы перейти улицу на зеленый свет, не говоря уж о том, чтобы летать к звёздам и высаживаться на других планетах. Вот этот наивный подход к освоению космоса как к «освоению» незнакомого супермаркета в пяти километрах от дома портит и портит и опять портит книги Макдевитта.

Почему Chindi кому-то понравилась больше Deep Sixed тоже догадаться не трудно: перед нами классическая «роад стори», в которой декорации меняются со скоростью один раз на десять страниц -- при всём желании не заскучаешь. Разве что концовка несколько затянута. Однако потом, вспоминая через некоторое время цикл про Хатч, ты чаще всего вспоминаешь, почему-то, именно «Обреченную», а в чём там было вообще дело в других книгах -- при всём желании вспомнить не можешь.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Джек Макдевит «Обречённая»

dr, 22 февраля 2009 г. 01:18

Книгу изрядно портит совершенно бредовая завязка, хотя сама идея гибнущей планеты и людей, которые на ней «застряли», очень хороша -- и неплохо прописана. Именно в этой книге я осознал, что главное достоинство Присциллы заключается в том, что ей постоянно и невероятно везёт. Видимо, на большее Макдевитта просто не хватило.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Джек Макдевит «Двигатели бога»

dr, 22 февраля 2009 г. 01:15

Вся серия про Хатч изобилует откровенными глупостями, не столько с научной т.з., сколько с чисто логической, причём минимально образованный читатель все эти глупости видит, к сожалению, лучше автора. Первая книга цикла -- не исключение.

Вместе с тем, надо отметить, что в условиях, когда в альтернативах летают к центру вселенной на каретах с флагами российской федерации, пьют водку и поклоняются путину, книги Макдевитта, даже такие середнячковые, как цикл про Хатч, будут отдушиной для любителей нормальной hard sci-fi.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Джек Макдевит «Звёздный Портал»

dr, 22 февраля 2009 г. 01:02

Все книги Макдевитта (за редким исключением в виде, например, «Берега бесконечности») оставляют ощущение того, что главным героям прежде чем лезть в космос не помешало бы изучить предметы начальной школы. Большинство проблем таковы, что периодически хочется кричать от тупости главных героев, а под конец, когда Макдевитт «одаривает» нас разрешением проблем -- ровно таким, о котором вы кричали парой дней ранее во второй главе книги -- ничего, кроме недоумения тупизной уже самого автора не ощущаешь.

Простой пример из этой книги, прикрытый на всякий случай «спойлером» (те, кто планирует читать книгу, могут найти этот пример самостоятельно, если прочитаете -- книга станет еще более предсказуемой):

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Пяток предприимчивых американцев откапывает в лесу вход в систему межзвёздных порталов. Что делает пяток предприимчивых американцев? Во-первых, они каким-то образом этот вход «приватизируют» для себя лично. Ладно, ОК, почему бы нет. Во-вторых, они, разумеется, начинают лазить по системе, что неминуемо заканчивается гибелью одного из них, когда один из прыжков приводит группу в вакуум. Внимание, вопрос: сколько извилин требуется иметь в голове, чтобы не подумать о подобной возможности?

Оценка: 6
– [  6  ] +

Станислав Лем «Магелланово облако»

dr, 10 января 2009 г. 21:24

Идеология может быть любой, важен смысл. МО -- хорошая книга от раннего Лема, хотя человеку старше 20 в наши дни в ней, пожалуй, искать нечего.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Станислав Лем «Непобедимый»

dr, 10 января 2009 г. 21:19

Ооо, это роман-уникум, каких вообще довольно мало (или нет вовсе? разве что у того же Лема...): Лему удалось переплести между собой «твёрдую» НФ и психологию так, что при всём желании нельзя заметить швов -- именно эту книгу следовало бы экранизировать первой современному Голливуду, но там читать, похоже, не модно. Как и почти всё у Лема, книга не устаревает -- базовая НФ-идея настолько хороша, что будет актуальной и через тысячу лет. Конечно, это не «Солярис», но вещь всё равно выделяющаяся на фоне остальных книг Лема.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Дэн Симмонс «Сироты спирали»

dr, 10 января 2009 г. 21:05

Чувствуется, что автора тянет к созданному им миру «Гипериона», но он не знает (и, надеюсь, не хочет), как продолжить то, что было закончено в «Восходе Эндимиона». Минимальная доза для тех, кто хочет продолжения.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Дэн Симмонс «Восход Эндимиона»

dr, 10 января 2009 г. 21:02

Пожалуй, единственный минус второй дилогии -- это ответы на вопросы в стиле «ну, ты понимаешь, просто они очень крутые». Это стандартная болезнь западной литературы (и, через неё, большинства другого искусства): наворотить чёрт знает что, а потом банально не суметь всё это разложить по полочкам. В заключительном романе пришлось пойти на слишком много натянутых допущений, чтобы увязать между собой все многочисленные концы предыдущей трилогии.

Три «десятки» и «девятка» «Восходу» -- всё равно это лучшая фантастическая тетралогия последних двадцати лет.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Дэн Симмонс «Гиперион»

dr, 10 января 2009 г. 20:55

Это, пожалуй, лучший фантастический роман из всех, что были написаны за последние 20 лет.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Артур Кларк «Свидание с Рамой»

dr, 10 января 2009 г. 20:46

Роман о большой консервной банке: как она летит, как крутится, какой толщины стенки банки, чем заполнена она внутре, кто её построил и... зачем вообще я всё это пишу? Книга, в общем, неплохая, просто надо отдавать себе отчёт, что это -- та самая настоящая НФ, а не Стругацкие и не Толкиен. В настоящей НФ пишут про всякие летающие в космосе металлические штуки, а люди и их переживания там -- вторичны. Чем правдоподобнее ты описал летающую штуку, тем удачнее твоё НФ-произведение.

Единственное, чего я лично никогда не пойму, так это почему и кому в Голливуде пришла в голову мысль снять по этой книге фильм? Чего там актёры-то делать будут? Ходить с археологическими кисточками в скафандрах по Раме и периодически смотреть на пробегающие мимо них механизмы? Эмоций, отношений, личностей в книге нет. Есть только подробно описанная, детально сконструированная Рама. Авторам сюжета фильма можно или позавидовать, или не позавидовать -- в зависимости от того, насколько лично вы любите создавать собственные психологические драмы в чужих декорациях.

P.S. Ах, да, ни в коем случае не читайте «продолжения» «Свидания» -- это ровно тот случай, когда продолжения напрочь убивают всё, чем был хорош оригинал, не привнося при этом от себя ничего нового.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Артур Кларк «Город и звёзды»

dr, 10 января 2009 г. 20:37

Прекрасная, хоть и несколько наивная книга. В наши дни из неё сделали бы НФ-сериал на Sci-Fi-канале, а толпа «негров» бросилась бы писать «сиквелы», «приквелы», «тай-ины» и прочую лабудень -- поэтому лично я очень рад тому, что Кларк написал её в середине прошлого века. Некоторые вещи должны будоражить воображение, не превращаясь при этом в дойных коровок массовой энтертейнмент-индустрии. Очень рекомендую прочитать всем, кто устал от современной жвачной НФ.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Вернор Виндж «Брошенные в реальном времени»

dr, 10 января 2009 г. 20:29

Прогресс автора от «Войны» к «Пламени» в «Брошенных» виден невооруженным глазом: если «Война» была «живой» книгой, построенной на фантастических идеях Винджа, а «Пламя» -- довольно скучное повествование, придуманное сугубо ради того, чтобы донести Главную Идею, то «Брошенные» -- это нечто посередине. Обилией действия первой книги начинает отступать перед желанием автора рассказать нам о том, к чему привела человечество технология «пузырей», и автор начинает «слишком стараться», а потому книга изрядно теряет в динамике, а герои начинают не жить, а работать на ниве раскрытия философского смысла. В результате: по ключевой идее книга, несомненно, мощнее первой части; по сюжету, героям, действию -- несколько слабее.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Вернор Виндж «Война с «Миром»

dr, 10 января 2009 г. 20:21

Удивительно, но ранний Виндж (особенно в процессе чтения «Конца Радуг») воспринимается лучше позднего. Возможно, всё дело в том, что в «молодости» он не столь сильно акцентировался на своих идеях и вливал в сюжет больше банального (а что в этой жизни не банально?) действия, которое изрядно оживляло текст и облегчало его восприятие читателем.

«Война с Миром» -- тот самый случай, когда Мастер еще не стал Мастером и сам пока еще не знает, что он Мастер, а потому позволяет себе допускать забавные ошибки, не стесняется потакать слабостям читателя и не слишком следит за ритмом повествования. И почему-то результат такого, более лёгкого, что ли, подхода к тексту читается легче и приятнее, чем последующие расхваленные критикой и собравшие награды и призы романы Винджа.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Вернор Виндж «Глубина в небе»

dr, 10 января 2009 г. 20:04

Та же история, что и с «Пламенем»: прекрасные базовые идеи, но довольно посредственно построенный на них сюжет. Тут, впрочем, жизнеописание людей стало поживее -- эмоции какие-то появились, уже не просто тупо летят полкниги из точки А в точку Б. Зато про паучков, как и про собачек в первой книге, читать опять откровенно скучно. В целом книга, пожалуй, интереснее «Пламени», хотя их трудно сравнивать -- очень уж разные масштабы происходящего.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Вернор Виндж «Пламя над бездной»

dr, 10 января 2009 г. 19:59

Про собачек читать немного скучновато. Впрочем, для Винджа это стандартно: Великая Идея и Посредственная Реализация. Так и тут -- сама по себе задумка прекрасна, уникальна, но что происходит в книге с этой задумкой? Ну, уныло летят куда-то полкниги. А собачки уныло грызут друг друга в унылой средневековой обстановке. Т.е., базовая идея великолепна, а вот построенный на этой идее сюжет -- посредственен. Тем не менее, оценку ставлю за идею.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Евгений Филенко «Бумеранг на один бросок»

dr, 10 января 2009 г. 19:51

Неожиданно слабое продолжение цикла ГК или, точнее, начало нового цикла в той же вселенной. Почему слабое? Потому что жуткий поток слов на очень много страниц, который по смыслу и объёмам происходящего описывается парой десятков слов.

ГК хорош обилием (даже избытком, пожалуй) новых, уникальных идей. В «Бумеранге» новых идей нет ВООБЩЕ, всё -- чистоганом заимствуется из ГК.

Итого: бессмысленная графомания, полное отсутствие интересных идей и конец, который настолько не конец, что хуже придумать было просто нельзя.

Возможно, конечно, замысел автора был в том, чтобы написать книгу для подростков, однако для подростков в книге слишком мало действия и слишком много ничего не значащих слов.

Я читал эту новую книгу сразу после всего цикла ГК -- и у меня сложилось устойчивое ощущение, что г-н Филенко не имеет к ней никакого отношения. Очень и очень странно видеть это произведение под фамилией Филенко...

Оценка: 3
– [  0  ] +

Алексей Барон «Люди и ящеры»

dr, 16 октября 2008 г. 02:30

Из звёздных экспедиций в средневековье. Сбросил один балл, потому как, на мой взгляд, книга получилась чуть затянутой -- без приличной доли околосюжетных описаний и болтовни вполне можно было обойтись. При этом ЛиЯ не то, чтобы объясняет события первых двух книг серии, хоть и является их продолжением. А к моменту закрытия книги вопрос «Что, чёрт возьми, вообще происходит?» становится ключевым.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Алексей Барон «Те, кто старше нас»

dr, 16 октября 2008 г. 02:25

Более «психологическая» книга, нежели «Эпсилон Эридана», с меньшим количеством «экшена». Назвать лучшую из них затрудняюсь :smile: Они просто разные. ТКСН формально является приквелом ЭЭ, но, по большому счёту, книги сюжетно не пересекаются и начинать знакомиться с серией можно как с ЭЭ, так и с ТКСН.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Алексей Барон «Эпсилон Эридана»

dr, 16 октября 2008 г. 02:21

Великолепная «хард-НФ». Читал и наслаждался, от начала и до конца. Возможно, действительно новых идей и нет, но из того, что есть, выжат максимум.

Две других книги цикла тоже очень неплохи, хоть и имеют мало общего по смыслу и содержанию с этой. Жаль, что автор так мало пишет.

Оценка: 10
⇑ Наверх