fantlab ru


Сообщения на форуме посетителя Сат-Ок
Страницы: 12345678910...1213141516

 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


магистр
Отправлено 26 мая 2011 г. 20:42

цитата Фикс

Или мы принимаем правила игры принятые в этой выдуманной вселенной и писатель оказывается всегда правым в рамках своего произведения.

Далеко не всегда. Для этого нужен талант и внимательный редактор, который уберёт случайные ляпы. Выдумка может быть маниловской, совершенно непродуманной, имхологической. А может базироваться на твёрдом фундаменте — как, скажем, психология людей будущего у ИАЕ.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


магистр
Отправлено 26 мая 2011 г. 01:34

цитата kagerou

Землянами, для которых признать, что предки их хоть в чем-то превосходили — нож острый?
Так их мнение недорого стоит. Они что угодно скажут, чтобы себя утешить и не повредить ЧСВшечке. Вир Норин вон провалил тестирование на примитивнейшей машине — так тут же нашел чем себя утешить: он-де слишком хорош для такого теста

Да... всё божья роса. Музыка для музыканта как хлеб для комбайнёра — молоти да молоти!
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


магистр
Отправлено 25 мая 2011 г. 23:21

цитата Fiametta

Откуда взялись жители Торманса? У них восточная внешность, односложные имена. Мне, когда я в восьмом классе читала, казалось, что они потомки жителей маоистского Китая (который вышел в космос, но к лучшему не эволюционировал).
Правильно я считала? Имел ли сам Ефремов в виду маоистский Китай?

Безусловно, образ собирательный, имелись в виду вообще "защитники старого мира", эдакий расширенный вариант "Прыжка в ничто" Беляева. Там же не сугубо жёлтая раса. Но база — маоистский Китай, конечно. На это намекают, например, т. н. "Сады Цоам" — последнее слово перевернуть. Конкретно речь о трёх примитивных звездолётах, на которые, как на корабли в Севастополе в 1920 г., погрузились защитники старого мира и стартовали. Далее объяснение их появление в созвездии Рыси следующее: неподалёку от Земли они попали в ундуляцию Тамаса и по счастливой случайности пронеслись по гребню и выпали в мир Шакти аккурат около будущего Торманса.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


магистр
Отправлено 25 мая 2011 г. 22:22

цитата Цефтриаксон

Чтож вы, прототип человека Великого Кольца, столь убого ядовиты?
Я-то сказал с большой печалью. Потому что некоторые предпочитают не плодотворно общаться, а плодить язвительные хихики. Ядовит как раз ваш ёрнический "термин", отбрасывающий от себя поиски ИАЕ — уже не только литературные, сколько общеэкзистенциальные, личностные. Только констатировал. А из вас в ответ снова желчь.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


магистр
Отправлено 25 мая 2011 г. 21:01

цитата Цефтриаксон

Собственно в тему эту за тем самым ощущением наверное и сунулся. Но увы.

Откуда же взяться "не увы", коли ваш словарь с тех благодатных времён обогатился такими терминами как "шизотерика", следовательно, про жисть вы уж успели узнать много больше, нежели наивный, живший полвека назад ИАЕ. Любое возвращение происходит, коли есть достаточные внутренние основания. Всё ищется внутри, а не снаружи. Есть чем откликаться — происходит отклик, нечем — не происходит. Это банальная психологическая истина. Почему-то немногие готовы о ней вспомнить. Проще на 100 страниц развести конспирологию.

Романы ИАЕ — романы с большой дидактической нагрузкой, они хорошо выявляют внутренний мир человека. Человеку бы в радость должно это быть — что его так отзеркалил художественный текст, а не чел со стороны; это большая интимная удача, редкость, ан нет. Отражение невыносимо.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


магистр
Отправлено 25 мая 2011 г. 15:30

цитата Karavaev

Между прочем после смерти Ефремова вообще крайне мало материалов новых из его наследия было опубликовано. На удивление. Сгинуло все, видать, в закрома.

Есть поразительно интересная переписка (сужу по фрагментам, с которыми знаком, на основании их в том числе делал доклад на ефремовских чтениях в Вырице в 2007 году), сейчас появляются идеи по её изданию. Очень предварительные идеи, но всё же.

Переписку довоенную и несколько позже ИАЕ сознательно уничтожил, дабы не подставиться самому и не подставить товарищей.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


магистр
Отправлено 25 мая 2011 г. 14:47

цитата terrry

Может быть, что-то и осталось, но я не встречал. Про это должны больше знать люди "с Ноогена".
Пока информация такова, что дело стояло на стадии предварительного обдумывания — и прежде по "Детям росы", а не ЧО. Вроде даже премудрой тетради не было специальной. Но я уже ничему не удивлюсь после появления "Каллиройи" и "Тамралипты и Тилоттамы".
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


магистр
Отправлено 25 мая 2011 г. 13:50

цитата terrry

Мне кажется, в ненаписанном романе "Чаша отравы", посвященном загрязнении ноосферы, он уже предвидел что-то вроде наших 90-х.
Ну, в письме к Олсону он писал, что, к счастью, не застанет "весёлых девяностых", и ещё что-то в этом же роде. Иллюзий у него не было.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


магистр
Отправлено 25 мая 2011 г. 13:27

цитата Zharkovsky

например, за фразу из ЧБ "детей учат не принимать некрасивых поз" можно сразу поставить памятник Ефремову. А таких фраз там..
Разумеется. Только когда идея фикс в том, что красота для каждого своя и объективной её не существует (значит, детям навязывается нечто, а их поиски тоталитарно подавляются в зародыше), а также идея очищения антидиалектически приравнивается к идее стерилизации (отсюда выползла анекдотическая тема кастрации) — это и есть ужос, который пугает и холодит, будь он поблизости.

А ларчик открывается просто — в центре глубоко личностный и порой занавешенный вопрос: существует ли знание, гнозис, или только ИМХО, как символ постмодерна, а гнозис — тоталитарная выдумка, ведущая Сами Знаете Куда. Это одна из коренных дилемм. И она в рамках форума неразрешима. Дело ведь вообще не в присутствии или отсутствии удачной аргументации.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


магистр
Отправлено 24 мая 2011 г. 23:52

цитата Zharkovsky

Ох. Ну, как скажете, верю на слово.
В любом случае, Василий Васильевич по всем отзывам общих знакомых — прекрасный, умнейший человек.
Загляните сюда, если любопытно: http://noogen.b.qip.ru/?1-3-40-00000160-0...
Вот только ВВГ пессимист глобально, а ИАЕ оптимист (если именно в целом обобщать)
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


магистр
Отправлено 24 мая 2011 г. 23:46
be_nt_all, у ИАЕ всё — на грани. Коли же продлевать линейно сказанное им — будут одни противоречия, клубок абсурда. А не надо ничего утрировать, вот и весь секрет ПОНИМАНИЯ ИАЕ, всей его несложной, в общем-то, герменевтики. В этом и есть живая диалектика.

Полковник, очередное спасибо!
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


магистр
Отправлено 24 мая 2011 г. 23:32

цитата Zharkovsky

Их в общем-то и нет, физически.
Ранний Головачёв даёт очень мощную картину. Но только очень ранний.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


магистр
Отправлено 24 мая 2011 г. 23:30
Любая система развивается, проходя череду столкновений противоположных сил, которые в обществе называются конфликтами. Стараться избежать их бессмысленно, необходимо направить эту энергию в плодотворное русло.
Такие конфликты происходят и в гармоничном обществе ефремовского будущего, но их спектр сдвинут. Основные противоречия перенесены на процессы овладения тайнами природы. Эрг Ноор много лет носит в себе мечту о прекрасных планетах Веги, Мвен Мас безоглядно устремлён в ещё более далёкий мир Эпсилон Тукана. Сама жизнь доказывает этим незаурядным людям незрелость их мечтаний.

- Я мечтал о Веге после сообщения "Паруса", — повернулся к Эону Талу начальник. — Теперь ясно, что тысячелетняя тяга к дальним и прекрасным мирам закрыла глаза и мне и множеству мудрых и серьёзных людей.
- Как вы теперь расшифруете сообщение "Паруса"?
- Просто. "Четыре планеты Веги совершенно безжизненны. Ничего нет прекраснее нашей Земли. Какое счастье будет вернуться!"
- Вы правы! — воскликнул биолог. — Почему раньше это не пришло в голову?
- Может быть, и приходило, но не нам, астролётчикам, да, пожалуй, и не Совету. Но это делает нам честь — смелая мечта, а не скептическое разочарование побеждает в жизни!


Вторая сторона медали – искренняя устремлённость, порождённая творческим воображением – самоценна. В истории с «Парусом» она оказалась чрезмерной, но это частный случай, в большинстве других ситуаций ведущий к победным открытиям. Дерзкая увлечённость и готовность к самопожертвованию – это и есть ярое преодоление апатии и унылого скепсиса –энтропии человеческих душ.

Эрг Hoop более не думал о сокрушённой мечте. Он пытался оценить те горькие крохи знания, которые удастся принести человечеству ценой таких усилий и жертв двум экспедициям — его и "Паруса". Или достижения горьки только от большого разочарования? Эрг Hoop впервые подумал о прекрасной родной планете как о неисчерпаемом богатстве человеческих душ, утончённых и любознательных, освобождённых от тяжких забот и опасностей природы или примитивного общества. Прежние страдания, поиски, неудачи, ошибки и разочарования остались и теперь, в эпоху Кольца, но они перенесены в высший план творчества в знании, искусстве, строительстве.
<…>
Он не прав в своей погоне за дивными планетами синих солнц и неверно учил Низу! Полёт к новым мирам не ради поисков и открытия каких-то ненаселённых, случайно устроившихся само собою планет, а осмысленная шаг за шагом поступь человечества по всему рукаву Галактики, победным шествием знания и красоты жизни... такой, как Низа...


Примерна такова же психологическая проблема африканца. Обоих героев возвращает к радости жизни земная любовь. Но стала ли от этого напрасной их романтическая тяга к дальним мирам? Может, как раз благодаря этой ещё юношеской тяге оба героя стали участниками серьёзных открытий, пусть их внутренняя жажда великого переворота жизни и осталась неисполненной.

Прежде весь устремлённый в недоступную даль девяноста парсек, Мвен Мас понял, что в необъятном богатстве красоты земного человечества могут оказаться цветы, столь же прекрасные, как и бережно лелеемое им видение далёкой планеты.

Безоглядная романтика ушла, но собрала свой урожай достижений. Энергия творческого поиска никогда не пропадает втуне, даже если изначально был выбран неверный путь. Главное, чтобы вовремя произошло осознание правильных жизненных приоритетов.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


магистр
Отправлено 24 мая 2011 г. 23:02
be_nt_all, ради бога, только зачем? У ИАЕ всё ясно написано, я всецело разделяю его понимание жизни (которое, уж простите, вряд ли меньше вашего было — ну сложилось так, все его теории — продолжение его сверхнапряжённой практики). Меня ваши возражения априори не тронут.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


магистр
Отправлено 24 мая 2011 г. 22:23

цитата Zharkovsky

Не изобретайте демонов на ровном месте, зазря.
Ну, я английского слова, использованного вами, не знаю, вот и выкручиваюсь. Я вообще для таких столкновений слишком рафинирован, слишком редко бываю Ребёнком или Родителем, если вспомнить попытку неумело ужалить ИАЕ ещё и стороны Бёрна.

be_nt_all, про вред узкого профессионализма, с одной стороны, ИАЕ писал всюду и доказывал своей личностью. С другой — за век-полтора напряжённой работы не грех и сменить род деятельности. Элементарная психология — обновляет, придаёт творческий импульс. Всё это есть в тексте, и почему мне надо переписывать эти элементарные разъяснения — не знаю...
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


магистр
Отправлено 24 мая 2011 г. 21:24

цитата Zharkovsky

Здесь нет никакой "хулы" — по причинам некорректности представленной "критики" и чрезвычайно нелепом панибратстве "критиков" в отношении "критикуемого" объекта.
Да вот панибратство очень злое, потому я и обобщил сие одним коротким словом. К тому же важный момент — разъяснения-то вносились, но совершенно игнорировались. То есть это уже показатель иррациональности целей, имя которым — очернение. Сознательное или нет — второй вопрос.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


магистр
Отправлено 24 мая 2011 г. 21:18

цитата Zharkovsky

Особенно грустно и когнитивно, когда в подобные критические каменты вкладываются прямые цитаты из этих текстов, прямо противоречащие смыслу этих каментов (то есть наоборот, каменты прямо протворечат смыслу цитат).
Причём объёмы таких упражнений настолько велики, что диву даёшься — а зачем людям это надо? Ведь эти беспрерывные прямые противоречия только генерируют атмосферу злого абсурда.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


магистр
Отправлено 24 мая 2011 г. 21:02

цитата bbg

Любой художественный текст достаточного размера противоречив.
Любой вообще текст противоречив. А отношение хулителей ИАЕ видно по игнору вносимых разъяснений, предполагающих положительное прочтение. В том числе и фактов собственно текста. В точности по заветам Кураева.

Тут ведь всё зависит от базовых мировоззренческих установок. Если люди открыто говорят о том, что эгоизм, атомарность — это хорошо, а скручивание спирали развития — плохо (хоть бы само возникновение человека — следствие этого скручивания), кидаются банановой кожурой в героев ИАЕ, то повода найти что-то общее просто нет.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


магистр
Отправлено 20 мая 2011 г. 20:56

цитата Nick_Sakva

А в Мире Кольца очень много (большинство) диалогов идет в режиме "Родитель-Ребенок".
Именно знание трансакционного анализа помогает понять, что общение там идёт исключительно на уровне Взрослый-Взрослый. Когда никто ни над кем не нависает, не поджучивает и не распахивает якобы простодушные глазки с фигой в кармане. Отношения Родитель-Ребёнок характеризует отчуждение. В мире ЭВК-ЭВР оно сведено к минимуму.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


магистр
Отправлено 20 мая 2011 г. 20:51
По хронологии, которой руководствовался ИАЕ во второй половине 60-х, космические полёты начали в Век Космоса — последний век ЭОТ. Это 27 век по-нашему. Переход к самой ЭОТ осуществлялся постепенно в конце 22 века. Соответственно, вспоминая, что на дворе в ТА 407-408 год ЭВК, получаем дату ТА — 32 век. Между ТА и ЧБ, в девятисотлетний промежуток тогда хорошо встраивается СЗ с её порядковым номером "Теллура" — 637. Именно за такое время возможно настолько изменить психофизику естественным путём, что потребовало специального сравнения Веды и Фай.

Страницы: 12345678910...1213141516
⇑ Наверх