fantlab ru

Все отзывы посетителя Shakhas

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  26  ] +

Патрик Ротфусс «Страхи мудреца»

Shakhas, 4 сентября 2021 г. 01:42

Жесть. Чего я там поставила первой части? 7-ку? Ну тогда этой придется влепить единицу. Все познается в сравнении.

После «Имени Ветра» я думала: «Ну, не шедевр, местами скучно, но местами интересно. Дальше почитаю, может быть, автор, набравшись опыта и наигравшись с мартисьюшностью, напишет лучше.»

Не-а.

Автор собрал добрую половину фентези-штампов в первой книге: прекрасный, юный, талантливый, чуткий и бесстрашный ГГ переживает страшную трагедию, приобретает жутких врагов и учится владеть своей силой — колоссальной, само собой. А, и еще дама сердца появляется.

Все предсказуемо, но, однако, штампы использованы не все, а первая часть первой книги была даже оригинальной. В общем, теплилась надежда, что в «Страхах» мы выйдем за рамки банального геройского фентези и отправимся в мир мрачных тайн и жутких демонов.

Кто же знал, что вторую половину штампов Ротфусс приберег для второй книги :D

ГГ, все такой же Марти Сью, находит себе Квест и начинает его выполнять. И выполняет, выполняет, выполняет...

Наш сопляк раздает любовные советы взрослым дядям, становится предводителем группы наемников, начинает дружить с таинственным и крутым воином, который его, конечно, обучает крутой технике боя.

Про обучение у амазонок-нудисток даже говорить не хочу. Это уже не штамп, а почетный призер «Золотой Коллекции Штампов». Ну почему авторы-мужики при любом удобном случае стараются раздеть теток до гола? И яростно совокуплять их с ГГ. Зачем это? Спрос породил предложение или это влажные авторские фантазии?

О влажных фантазиях, кстати. Я сходу смогла вспомнить еще две книги, где юные девственники становятся мужчинами в объятьях зрелых, опытных и ОЧЕНЬ КРАСИВЫХ дам. Клянусь, оба раза — и вот в «Страхах» третий раз — подчеркивалось, что дамы прям прекрасные. Но зрелые и опытные. Случайности не случайны, друзья мои, так что и этот потрясающий сюжетный ход заношу в список клише.

А чего я цепляюсь к банальностям? Есть же еще стиль, герои, сюжет...И вообще, в первой книге тоже ведь много штампов.

Проблема в том, что «Страхи мудреца» состоят из штампов. Такое чувство, что Ротфусс просто списком загуглил, и потом усердно прописал каждое фентези-клише. Забавно, что оригинальные моменты, например, морское путешествие, описаны супер-кратко. То есть почти никак. Автора внезапно отпустила графомания или просто лень было напрягаться и чего-то придумывать?

И тут ни стиль (просел), ни герои (застывшие), ни сюжет (не движется) не вывозят. Потому что это просто халтура. Ротфусс собрал книжку, как конструктор, просто потому что надо чем-то заполнить страницы, чтобы растянуть повествование и перейти к третьей части... А потом к четвертой... Пятой... Он же говорил, что история не закончится, и он планирует еще книги по этому миру.

Настолько беззастенчиво сделать из своей истории коммерческую писанину — жестоко и к истории, и к читателям.

РС Из всех основных штампов не использован пока только один — Вундервафля! Вангую ее появление в третьей книге, если она, конечно, когда-нибудь выйдет.

Оценка: 1
– [  10  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Песнь Льда и Огня»

Shakhas, 20 ноября 2021 г. 06:57

Вот есть Джон Голсуорси со своей Сагой о Форсайтах. Это очень длинная история одной семьи, монструозная, нобелевкой отмеченная, ооооочень скучная местами, однако полезная в историческом смысле. Ну, и затрагивающая всякие вопросы, философские, нравственные... Жизненные, короче, причем в контексте нашей реальности, хоть и не нашего времени.

Вот есть Джон Толкин со своим Властелином Колец. Произведение тоже не маленькое, хотя и меркнет рядом с опупеями вроде Колеса времени или вот той же ПЛИО. Повествование идет в вымышленной реальности, о вымышленных событиях, а большинство рас вообще не существует. И все же посыл мощный и ясный: стойкость, дружба, милосердие, бережное отношение к природе.

Улавливаете мысль?

И есть Джордж Мартин со своей ПЛИО. И смысл существования этого произведения, кроме как время-убивательного и деньго-добывательного, от меня ускользает.

Признаюсь сразу, сначала начала смотреть сериал, потом взялась читать. Первое осилила по диагонали, другое не осилила вообще. Сочная картинка постепенно стала бессмысленным месивом, а текст и вовсе сочностью не отличался. (Кровь-кишки и письки-сиськи не есть сочность, хотя, судя по рейтингу, для кого-то и они — откровение).

Запутанные сюжетные линии? В наличии! Но знайте, что они никогда не распутаются. В лучшем случае — оборвутся.

Интересные персонажи? Согласна, характеры... развернутые, скажем так. Но знайте, что персонажи никогда не вырастут. Всякие вещи будут случатся с ними, но ничто не заставит их действовать отлично от того, как они действовали со своего первого появления. (Сериал, несмотря ни на что, зашел достаточно далеко, чтобы героев «вырастить», хоть как-то.)

Огромный мир, карты, религии, реалии всякие... Очень интересно, должно быть, для некоторых. Такой тип людей, которым интересней ковыряться в несуществующей истории несуществующего мира, чем мира реального. Что ж, их право.

Кстати, о реальном мире. Я обычно просто читаю книги и не особо интересуюсь личностью автора, но информация мелькает то тут, то там... Мистер Мартин успешно кормит своих читателей завтраками, если говорить толерантно. А если не толерантно, то десяток лет Джордж врет, чтобы удержать интерес читателей, и подсовывает им куски своего другого творчества, такого же стылого и бессмысленного. Уж извините.

Не знаю, как ставить оценку... Натурализм не впечатляет после учебника по криминалистике. Чудовищный объем текста — сомнительное достоинство по-моему (деньго-выжимательное для меня, читателя). Все герои по итогу оказываются антигероями, хотя есть и те, кто блеснул, как луч света в бездне текста... и тут же помер.

Я не нашла в этой серии для себя ни хорошего, ни интересного. Наверное, я просто ничего не понимаю в книгах. Ведь столько людей не могут ошибаться?..

Оценка: нет
– [  10  ] +

Патрик Ротфусс «Имя ветра»

Shakhas, 17 декабря 2020 г. 16:00

Книга производит неоднозначное впечатление: обещает и разочаровывает, увлекает и тут же погружает в такую скукотищу зеленую, что просто уф... Сейчас разберемся.

Для начала о хорошем: язык повествования легкий, приятный, завлекающий в трактир к его загадочным обитателям. Диалоги действительно живые и, что приятно, манера речи у персонажей разная — вроде очевидная вещь, но не у всех авторов получается. И еще, конечно, интрига! Недолго она была с нами, правда...

Теперь о том, что похуже: очень, блин, заезженный сюжет второй части (после начала надиктовывания истории хронисту, до этого читать было интересно). Банальность сюжета дополняется «возможным, но невероятным». Дедушка Аристотель завещал делать произведение логичным, и автор вроде как логично обрисовал судьбу Квоута после гибели родителей и далее, но история от этого странным образом не выиграла. Лучше бы ГГ нашел в лесных кустах невозможный рояль, ей богу.

Теперь о плохом и чисто субъективном — об обманутых ожиданиях. Без малейшего намека на хрониста и грядущую автобиографическую тоску Патрик Ротфусс описывает вечерний трактир, компанию приятелей, внезапное нападение монстра, трактирщика, который подозрительно много знает, и друга трактирщика, который подозрительно себя ведет. Интригующая история, правда? О чем будет повествование? Может, о фермерах, которым предстоит защищать город от чудовищ? А рыжий трактирщик окажется охотником на нечисть, который собирался на покой? Или магом, окей, который поможет работягам? Нет, нет и нет! Будем читать жизнеописание этого самого трактирщика, изредка отвлекаясь на дела насущные.

В общем, 7 баллов.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Наталья Васильева, Наталия Некрасова «Чёрная книга Арды»

Shakhas, 17 сентября 2020 г. 03:17

О книге я узнала, когда возжелала продолжения Властелина Колец. Просматривая названия апокрифов (а их оказалось прилично), заметила Черную Книгу.

Что за название! Конечно, захочешь прочитать нечто, что позиционирует себя как «черная библия арды«! Неподходящий был момент, чтобы сразу взяться за чтение, так что, нагуливая аппетит, я стала читать рецензии, и знаете, рецензии-то приличные. Рецензии — лучшее, что есть связанного с этой книженцией. Там, в этих умных рецензиях на одном толкинистском сайте, авторы рассуждают о религии, этике, о метафизике...

Когда я скачала Черную книгу, я подумала, что кто-то подленький запихнул в файл свой фанфик вместо нормальной книжки. Правда так подумала. Стала сверять с разными источниками — нет, все правильно, это оно. Оно: пафосное, сопливое, истеричное, нелогичное, игнорирующее оригинал или искажающее его до неузнаваемости. Как может кто-то воспринимать это всерьез, не понимаю.

Можно быть добреньким за чужой счет, а можно быть асобеным и аригинальным за счет профессора, который жизнь посвятил своему миру.

Оценка: нет
– [  5  ] +

Алексей Пехов, Елена Бычкова «Под знаком Мантикоры»

Shakhas, 22 июля 2021 г. 23:26

На фоне других отечественных фентези книга действительно выделяется в хорошем смысле. Во-первых, она закончена :D

Ладно-ладно. Во-первых, она самобытна. Не Средневековье, не эльфы/орки, не трагично-эгоцентрично-эротично одинокий ГГ – уже плюс.

Во-вторых, авторский стиль прост и легок для восприятия.

В-третьих, хорошая интрига держится первую половину книги. Прямо держится, прямо как юань к доллару, и хочется узнать, чем дело кончится.

В-четвертых (субъективно), ГГ моногамен! Редкая птица в современном фентези.

Во время чтения отношение к произведению было позитивным. История увлекла, интригу хотелось разгадать, за главного героя становилось то радостно, то обидно (страшно – ни разу, потому что герой тут один, и он неприкосновенен, ясное дело).

После того, как книга была отложена, впечатления взяли и… развеялись. Такое у меня было после прочтения серийников по Сталкеру и Звездным Войнам. Значит, что-то все же не так хорошо.

Мне не хватило психологизма. Я могу вспомнить трагичный эпизод из прошлого главного героя – но не испытываю по этому поводу никаких эмоций. Могу вспомнить гибель второстепенных персонажей, друзей ГГ – но мне не жалко. Могу подумать о судьбах остальных – но не хочу, не интересно. Может, со мной что-то не так, а может, виноват сам Пехов, у которого ГГ сам обращает внимание на своих товарищей и прошлое только при удобном случае. Удобном – для автора.

И еще неровный темп повествования с неожиданным финтом в конце.

Начало бодрое. В середине — очевидно растянутые эпизоды и попытки понагнетать при участии глобуса и совы. Иногда темп повествования замедляется описаниями или просто переливаниями из пустого в порожнее, но все это решается чтением по диагонали. Чего нельзя было ожидать, так это того, что к концу автор настолько устанет от своей истории, что начнет писать просто… пересказом. Максимально краткое, схематичное изложение, чтобы поскорее закончить.

Я больше не вернусь к этой книге, но я довольна, что с ней познакомилась.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Вера Камша «Красное на красном»

Shakhas, 5 мая 2021 г. 19:22

Первый роман из серии скорее понравился, чем нет, но ничто не совершенно под луной.

Мир книги широк. Горы, море, леса, несколько стран с областями и столицы — не сказать, чтобы перед глазами стояли, но общее впечатление разнообразия и широты есть. У каждого народа своя культура, у каждого персонажа свое прошлое и характер. Читалась книга легко и быстро, было, над чем посмеяться, было, чему сопереживать.

Есть три момента, которые не позволяют поставить «Красному на красном» 10-ку и навсегда внести в список лучших отечественных фентези.

1) Неуместные выражения, которые просто не могут существовать в мире книги. Пример прямо в прологе: «моя хата с краю». Я не знаю, вроде пишут, что пролог поменяли на другое, более подходящее авторское произведение, и там все в порядке. В любом случае, подобные вещи встречаются по ходу всей истории, и тогда атмосфера мира лопается, как мыльный пузырь.

2) Сноски. Про них уже писали, и их количество действительно является большой проблемой. Я прочитала первые четыре, а потом просто забила. Не представляю, каково было людям более добросовестным, которые все это прочитали.

3) Последней проблемой является персонаж, упомянутый абсолютным большинством комментаторов. Он красив и умен, и талантлив во всем, он Мэри Сью со шпагой, он — Роке Алва. У меня нет проблем с мэрисьюхами, но при условии, что место им на страницах книг с картонными персонажами, картонным миром и пенопластовой философией. Но не в этот раз.

Автор отлично поработала над миром, его историей, создала интересных персонажей, среди которых даже второстепенные в меру архетипичны, но в то же время оригинальны, чтобы запомниться. Есть среди них, как всегда, более яркие и менее яркие герои. И есть Роке Сью. И вот что он делает с книгой: менее яркие герои на его фоне выцветают, и читатель теряет к ним интерес. А на фоне более серьезных героев он сам становится гротескным до зубовного скрежета, и я снова как будто читаю на фикбуке чьи-то несбыточные фантазии. Книга теряет баланс из-за всего лишь одного персонажа, а это обидно.

Я искренне восхищаюсь авторской работой над реалиями мира, мне нравится, что время действия — наконец-то не затасканное Средневековье, но... Точно знаю одно: если бы книга заканчивалась главой про отца Германа и Паоло, я бы без раздумий взялась за вторую часть. А пока оставлю цикл. Может, еще соберусь.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Александр Байбородин «Урук-Хай, или путешествие Туда...»

Shakhas, 17 сентября 2020 г. 03:59

Книга заинтересовала сразу же: про орков так мало информации, хотя они принимают участие во всех сражениях с давних времен, и, как я понимаю, являются одной из самых многочисленных рас Средиземья. Являлись, во всяком случае.

Автор интересно пишет (описания порой тяжеловесные, но их всегда можно опустить), герои выразительные, битвы захватывающие, и так было почти что ровно до середины книги.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
На середине случилось то, что для меня перечеркнуло безусловную привлекательность произведения: автор начал гнать пургу. Да, вроде как заявлено было Средневековье, но зачем сгущать краски там, где это не нужно? Зачем роханцев превращать в отморозков? Зачем Гондор выставлять отсталым и воинственным одновременно? Зачем Арагорну становиться истеричным самодуром? Герои сами по себе не смогут прилично выглядеть — только в сравнении?

И, что характерно, чем ближе персонажи к своей цели, тем безгрешнее и благородней они становятся. И пафосней заодно.

PS И вот ради этого «уберсложного» замка надо было переться через все Средиземье?

Оценка: 6/10

Оценка: нет
⇑ Наверх