Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Леонид Смирнов» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 13 января 2023 г. 19:33

На Фантлабе живут фантасты, фантастоведы и фантастоеды. Для кого-то из них фантастика — это вообще весь мир. Но есть и люди другого склада — многостаночники. И некоторых из них, кроме фантастики, интересует мир природы и, конкретнее, — мир грибов, бесчисленных детей Великого Мицелия. Поэтому я попробую время от времени размещать в авторской колонке небольшие иллюстрированные статьи о редких, ценных, необычных да и просто очень красивых грибах наших лесов. Надеюсь, что они найдут своего читателя.


В прежние годы, когда на землю ложился снег, даже самые упорные и заядлые грибники убирали подальше с глаз корзины и впадали в зимнюю спячку. Грибной сезон был закрыт — у кого до весны, а у кого и до лета. Но сегодня, с развитием интернета, ситуация изменилась. С экрана то и дело приходит удивительная информация, а человеческое любопытство никуда не делось. Теперь уже ни для кого не секрет, что в России есть территории с мягким климатом, где и зимой можно заниматься тихой охотой — сбором или хотя бы фотографированием грибов.

С непривычки странно видеть крепкие, сочные грибы, растущие прямо из снега или на свежих проталинах. В большинстве случаев речь идет о видах, которые выходят из-под наста в сильные оттепели. Как правило, они прекращают расти после первого же ощутимого мороза, но надолго сохраняют здоровый вид. И лишь немногие отогреваются, отряхиваются, расправляют плечи и снова идут в рост. Наилучший пример — зимние опята (фламмулины бархатистоножковые).

Однако, есть и такие виды, что прекрасно себя чувствуют под снежной шубой. Одни из них только пережидают под ней лютые морозы и погодные скачки, словно засыпая на несколько месяцев. А другие и вовсе продолжают расти, используя маломальские потепления, чтобы весной выйти на свет божий уже вполне сформировавшимися плодовыми телами, которые способны к плодоношению. Большинство этих снеголюбцев относятся к аскомицетам или сумчатым грибам.

И все же я начну свой рассказ не с них, а с довольно невзрачного, распростертого по субстрату трутовика (ресупината), который создает в лесу ощущение зимы еще до первого снегопада. Речь идет об эксидиопсисе налитом (Exidiopsis effusa). Его причастность к возникновению легендарных «снежных волос» доказана в 2015 году группой немецких и швейцарских ученых. На разгадку их тайны ушел почти целый век, ведь впервые феномен «ледяных волос» описал в 1918 году немецкий ученый Альфред Вегенер — создатель теории дрейфа материков.

«Морозная борода», «мохнатый лед», «ледяные ленты», «ледяные цветы» и даже «ледяной кролик» — народы разных стран дали «снежным волосам» множество звучных названий, что говорит о необычности и популярности этого лесного чуда. В интернете можно прочитать, что «снежные волосы» в России образуются в ноябре. Наши наблюдения в окрестностях Санкт-Петербурга существенно раздвинули сроки — с ноября по февраль.

1 — "Снежные волосы" на валеже


«Снежные волосы» похожи на пучки совершенно седых человеческих волос, только очень тонких. Они растут на валежных стволах и ветках, а также на некоторых еще живых, но тяжело больных деревьях. Особенно им нравятся трещины и разного рода выемки в древесине, отслоившаяся кора. «Волосы» тают в руках, а значит, состоят в основном изо льда. «Снежные волосы» могут быть прямыми и похожими на кудри, длиной несколько сантиметров. Известны находки длиной до трети метра.

Теперь уже ясно, что «снежные волосы» образуются при температуре воздуха чуть ниже 0°С, при высокой влажности и в бесснежный период. Для этого необходим субстрат с микроскопическими порами, включая старые трутовики, травянистые растения и даже пористую (но непромороженную!) почву. Он должен быть насыщен дождевой водой. И тогда при похолодании субстрат начинает сжиматься, медленно выдавливая воду сквозь поры. На воздухе она застывает.

«Волосы» образуются лишь в присутствии гриба эксидиопсиса налитого и продуктов его жизнедеятельности. Благодаря им ледяные нити сохраняют свою структуру и форму и не тают при небольшой плюсовой температуре в течение многих часов и даже дней.

Существует гипотеза, что в возникновению «снежных волос» может способствовать не только эксидиопсис, но и самые разные древоразрушающие грибы. При разложении ими древесины образуется углекислый газ и вода. Именно под давлением газа вода выжимается из недр на поверхность субстрата. Не знаю, так ли это. Вполне возможно, что присутствие других грибов служит эксидиопсису дополнительным подспорьем. В любом случае, эксперименты показали, что предварительная стерилизация субстрата не дает возникнуть «волосам». Без грибов «снежные волосы» категорически не растут.

2 — "Снежные волосы" на стволе мертвого дерева


Теперь поговорим о примордиях. Это зародыши грибов размером несколько миллиметров, которые в комфортной ситуации могут быстро развиваться, но в состоянии переносить холод и другие неблагоприятные условия, словно бы впадая в спячку.

Примордии типично весенних сумчатых грибов (таких как строчки обыкновенные (Gyromitra esculenta) и гигантские (Gyromitra gigas), а также сморчки высокие (Morchella conica) и шапочки сморчковые (Verpa bohemica)) появляются поздней осенью и зимой в районе Санкт-Петербурга, Москвы и на других территориях с мягким климатом в аномально теплую погоду — правда, далеко не каждый год. Отмечены находки примордий с ноября по март, который для грибов традиционно считается зимним месяцем.

3 — Примордий строчка обыкновенного


Уходя под снег, зародыши рискуют уже никогда не повзрослеть. Чаще всего именно так и происходит на Карельском перешейке. В положенное время из земли выйдут уже совсем другие экземпляры грибов — порой совсем рядом с могилами безрассудно смелых примордиев. Наглядный пример — судьба новорожденных сморчковых шапочек во Всеволожском районе Ленинградской области, которые в 2020 году наблюдал миколог-любитель С.В.Кривошеев. 18 января в очередную оттепель он обнаружил семейство проклюнувшихся сморчковых шапочек, которые вскоре были засыпаны снегом и погибли. На этом история борьбы за жизнь не закончилась: 12 февраля появился зародыш шапочки уже из следующей генерации. Но и он долго не прожил. А первые полноценные грибы появились только в конце марта.

4 — Примордий шапочки сморчковой


Я знаю лишь редкие случаи, когда примордии строчков продолжали развиваться под толстой снежной «шубой». Так в середине апреля 2018 года строчки гигантские выбрались на свет божий ощутимо выросшими, хоть и изрядно расплющенными под тяжестью толстого, медленно тающего наста, и дали мощный слой. (Наблюдал за ними все тот же неутомимый Кривошеев.)

5 — Примордий строчка гигантского


В центре России, судя по наблюдениям известного натуралиста И.В.Матершева, шансов выжить зимой у грибных примордиев несколько больше. Например, он нашел зародыш сморчка высокого 17 января 2020 года, а к концу февраля этот гриб продолжал расти, увеличившись в размерах в четыре раза. Примордии строчков гигантских Матершев обнаружил 22 февраля того же года, а в марте они дали рекордно ранний слой.

6 — Примордии сморчков высоких


Менее драматично выглядит судьба группы снеголюбивых грибов, которые зарождаются осенью, прекрасно зимуют под снегом и, выйдя на поверхность, продолжают развиваться и даже начинают спороносить. И вот о них я хочу рассказать подробнее.

Преобладают в этой группе морозостойкие аскомицеты. Самые распространенные среди них — саркосцифы австрийские (Sarcoscypha austriaca). Эти грибы внешне напоминают ярко-красные чашечки с чуть завернутым беловатым краем. Внутри чашечка гладкая, матовая, снаружи — вертикально-бороздчатая, опушенная, белесая или розоватая, к старости желтеющая. Диаметр плодового тела — от 1 до 6 см, высота — от 0,5 до 2 см. На исходе жизни саркосцифа может в нескольких местах лопнуть по краю и распрямиться в неровный красный блинчик. У нее имеется погруженная в землю, сужающаяся книзу беловатая или бело-розоватая ножка толщиной от 4 до 6 мм, которая вырастает в длину до 3 см (редко — до 5 см).

Саркосцифа австрийская обитает в широколиственных и смешанных лесах и городских парках: на земле, богатой гумусом, на мху и прелых листьях, гораздо чаще — на валежных веточках (в том числе погруженных в почву), изредка — на замшелых поваленных стволах деревьев. Она любит обочины лесных дорог и придорожные канавы.

В центральных областях России саркосцифа плодоносит с начала апреля до середины мая, а в благоприятных условиях способна единично появляться и в марте. При позднем начале зимы плодовые тела могут возникнуть в конце ноября-начале декабря. Под Санкт-Петербургом в теплую осень и зиму саркосцифа появляется на свет еще в середине октября (изредка даже в сентябре). В оттепели и слабые заморозки она может развиваться вплоть до середины февраля. Рано или поздно грибы уходят под снег, где пережидают морозы. Правда, часть плодовых тел при этом погибает. Весной саркосцифа выходит на поверхность и массово растет со второй декады марта (чаще — с начала апреля) по начало июня — группами, порой огромными.

В более южных районах обитает сестра-близнец этого гриба — саркосцифа ярко-красная (Sarcoscypha coccinea). Чисто внешне они неотличимы. На некоторых территориях эти два вида могут расти бок о бок.

7 — Саркосцифы австрийские


Другой «снежный» вид гораздо более редок и потому попал в Красную Книгу России. Речь идет о саркосоме шаровидной (Sarcosoma globosum). У нее крупный апотеций (плодовое тело): от 3 до 6 (и даже 12) см в диаметре и от 3 до 9,5 (и даже 12) см в высоту. В юности он шаровидный, с гладкой поверхностью, затем сидячий — шаровидно-усеченный, бочонковидный, кубковидный или цилиндрический, с бархатистой поверхнотью, с тонким, ровным, слабоморщинистым краем, а при высыхании становится морщинистым, складчатым. Поверхность апотеция бурая, темно- и черно-бурая, коричневая или темно-коричневая, в основании обычно более темная. У гриба блюдцеобразный верх — гладкий, в юности вогнутый, затем плоский, блестящий (при подсыхании бархатистый), черноватый. В силу этого апотеций похож на бочонок с крышечкой, ведь в нормальном состоянии он полон прозрачной студенисто-водянистой субстанцией типа желе, которая составляет до трети веса гриба. Ножка у саркосомы отсутствует.

Этот вид зародился в суровых условиях Альп и способен переносить катастрофические скачки погоды. Саркосома растет на моховой подстилке и хвойном опаде в старых темнохвойных, елово-кедрово-пихтовых, а также смешанных с елью лесах, в том числе по краю старых лесных дорог и тропинок. Гораздо реже она встречается на опушках леса, на полянах под соснами, на зарастающих вырубках. Апотеции часто почти скрыты во мхе, и наружу выступает только их верхняя часть. Первые экземпляры могут появляться с начала ноября или в зимние оттепели. Часть плодовых тел начинают расти еще под снегом. А массовый рост начинается в разные сроки в зависимости от климата — в целом с конца марта по начало мая.

8 — Саркосомы шаровидные


Еще один «подснежный» гриб темного цвета — урнула зимняя (Urnula hiemalis). Он не так красив как саркосцифа, но несомненно обладает определенной харизмой. Плодовое тело в юности эллипсовидное или яйцевидное, замкнутое, с цельным краем. С возрастом раскрывается на вершине. В зрелости апотеций становится кубковидным или чашевидным, урноподобным, кожистым, с неровным, рассеченным или городчатым краем, порой с овальными отогнутыми лопастями. Внутри плодовые тела матовые, на дне слегка морщинистые, черные, снаружи — серо-коричневые или черновато-коричневые, более темные к краю, слегка войлочные, растрескавшееся на серо-бурые струпьевидные чешуйки. Ножка короткая, погруженная в опад, суженная к основанию, продольно морщинистая, серо-коричневая. Я находил экземпляры до 7,5 см диаметром, высотой до 7 см (в том числе ножка — до 1,5 см).

Гриб обитает в хвойных и смешанных лесах, развиваясь на почве и подстилке. Растет обычно группами. Плодовые тела образуются с середины ноября по апрель, доживают свой долгий век в мае. Миколог Е.С.Попов считает, что созревают они медленно и часто отмирают до образования спор.

В Центральной России и более южных районах растет весьма похожий вид — урнула бокаловидная (Urnula craterium). Она немного крупнее, предпочитает широколиственные леса и обычно растет на гнилой древесине лиственных пород (чаще погребенной в почву). При этом урнулы бокаловидные появляются в более поздние сроки и из-под снега не выходят.

9 — Урнулы зимние


Под снегом прекрасно себя чувствует более мелкий темный гриб, по форме слегка похожий на урнулу, — псевдоплектания черноватая (Pseudoplectania nigrella). Ее черный апотеций в младенчестве полушаровидный, почти круглый, позже — чашевидный и в зрелости — блюдцевидный. Внутри молодые плодовые тела полностью гладкие, глянцевые, позже — матовые, порой — морщинистые, снаружи они бархатистые. Ножка отсутствует. Апотеций обычно не превышает 3 см в диаметре и лишь изредка бывает крупнее.

Псевдоплектания предпочитает еловые или смешанные с елью леса, где селится на перегнившей древесине, на хвойной подстилке, во мхах. Реже растет под соснами. Появиться может начиная с середины октября, в теплую зиму продолжает рост в декабре и январе. Из-под снега выходит в конце марта или апреле, затем плодоносит до конца весны, реже — и в начале июня. Иногда может расти очень обильно, большими группами.

10 — Псевдоплектании черноватые


К списку «снежных» грибов непременно следует добавить чрезвычайно интересный вид — говорушку снежную (Rhizocybe pruinosa). В переводе с латыни слово pruinosus означает «покрытый инеем», «холодный». Это пластинчатый гриб, который очень украшает лес в теплые зимы и ранней весной. Но в отличие от тоже весьма морозостойкой весенней говорушки кошенильниной (Rhizocybe vermicularis) он проводит всю зиму под снегом.

Шляпка у снежной говорушки от 2 до 5 см в диаметре, в юности выпуклая, с загнутым краем, с возрастом становится вдавленной, с тонким лопастным опущенным краем. Она гладкая, серо-розоватая или серо-буроватая с более темной серединой, порой с беловатым налётом, в сухую погоду с восковато-блестящей поверхностью, к старости может выцветать концентрическими зонами. Пластинки беловатые, кремовые или светло-бежевые, частые, тонкие, слабо нисходящие с цельным краем. Ножка 3-4 см длиной и 3-5 мм толщиной, цилиндрическая или сужающаяся к основанию, часто изогнутая, плотная, гладкая, одноцветная с пластинками.

Гриб растет осенью на лесной подстилке и обочинах дорог в смешанных и светлых хвойных (с елью) лесах, на известковых почвах — в Ленинградской области со второй половины октября. Способен прекрасно перезимовать под снегом во мхе. Весной (в апреле и в мокром, прохладном мае) вытаявшие из-под снега экземпляры почти неотличимы от молодых.

Однажды я пытался получить споровый отпечаток говорушки, собранной по весне. Нужно было убедиться в том, что гриб не просто хорошо законсервировался, а жив и готов к спороношению. К моему великому сожалению, лист бумаги остался девственно чистым. Однако, ученые-микологи объяснили мне, что это еще ни о чем не говорит: спор у снежной говорушки немного и по заказу она неохотно с ними расстается.

11 — Говорушка снежная


На самом деле список видов-зимовщиков гораздо длиннее. В своем рассказе о «снежных» грибах я совершенно не затронул древесные виды, которые продолжают расти или хотя бы хорошо сохраняются зимой. Среди них есть много интересных пластинчатых, дрожалковых и афиллофоровых грибов. Но это уже тема для отдельной статьи.

12 — Автор статьи записывает показания пойманных в объектив снежных грибов


Статья написана 6 января 2023 г. 17:08

ЛИТЕРАТУРНАЯ СТУДИЯ ИМЕНИ АНДРЕЯ БАЛАБУХИ

28 декабря 2022 года в Санкт-петербургском Доме писателя состоялось очередное (третье в этом сезоне) заседание Литературной студии имени Андрея Балабухи. Тема заседания — вечер памяти нашего учителя и друга А.Балабухи, ушедшего от нас 2 декабря 2021 года. Посещаемость заседания была рекордной за прошлый год.

Начался вечер, как и положено, с "пятиминутки хвастовства". Первым похвалился Леонид Шелудько. В начале 2022 года в сибирских литературных журналах "Начало века" (Томск) и "Слово Забайкалья" (Чита) были выпущены большие подборки его рассказов. А в последних номерах этих журналов увидели свет большие подборки его стихов.

Вадим Кузнецов сообщил о публикации в сборнике "Чувашия — мой край родной" рассказа "Красный цветок". Валерий Шлыков доложил об окончательных итогах Литературного фестиваля имени Михаила Успенского, проведенного в Красноярске. Петербургский критик и прозаик завоевал на нем сразу два первых места: в номинации "малая проза" — за рассказ "Чакравартин" и в номинации "критика" — за статью ""Минус"-человек Сигизмунда Крыжановского" (https://fantlab.ru/work1660244). В.Шлыков принес на заседание Студии авторский экземпляр "Сборника лучших произведений Всероссийского литературного конкурса фантастики памяти М.Г.Успенского. 25-27 ноября 2022 г." (https://fantlab.ru/edition370768).

3 — В.Шлыков; 4 — Обложка коллективного сборника


Юрий Гаврюченков рассказал о третьем издании романа "Кладоискатели и сокровища ас-Сабаха" (https://fantlab.ru/work169811). Анна Гройсс сообщила, что стала дипломантом Международного конкурса фантастических рассказов имени Сергея Снегова "Прыжок над бездной" (сентябрь 2022 г.). А Татьяна Берцева похвасталась миниатюрой "Семь озер", вышедшей в 30-м выпуске фантастического альманаха "Полдень".

5 — Ю.Гаврюченков; 6 — А.Гройсс


Пришло время перейти к главной теме заседания. Первой воспоминаниями о покойном прозаике, поэте, критике, редакторе и составителе Андрее Дмитриевиче Балабухе поделилась Елена Ворон — нынешний сопредседатель Студии и последний действующий студиец из ее самого первого состава. В частности, она рассказала о возникновении Студии молодых фантастов Балабухи и Бритикова в 1983 году и ее первых заседаниях, которые проходили в Ленинградском дворце молодежи. Затем Леонид Смирнов поведал присутствующим о начале своего знакомства с А.Балабухой в декабре 1981 года, запоздалом приходе на Студию в конце 1995 года и долгом творческом содружестве с мэтром.

7 — Е.Ворон


Константин Гуляев зачитал небольшую шуточную зарисовку "Лемовская интонация", которая повествует о начале его учебы в нашей Студии.

8 — К.Гуляев


ЛЕМОВСКАЯ ИНТОНАЦИЯ

Душа разрывается на куски, когда я вспоминаю тот день. И лишь одному из сонмища безликих ртов удалось подобрать нужные слова…

Но обо всем по порядку. Когда-то меня пригласили на студию юных писателей-фантастов. Первые заседания я лишь безмолвно и благоговейно взирал на происходящее, потом как-то осмелился открыть рот, а там и зачитал одну из своих первых миниатюр. Студийцы восприняли сие благосклонно, посмеялись и даже похвалили. А Мастер, Андрей Дмитриевич, тогда, подумав, цокнул языком:

— Я понял, — говорит, — понял, в чем тут соль. В вашем рассказе прослеживается Лемовская интонация. У Станислава Лема есть рассказ «Вторжение с Альдебарана», и там интонация очень схожа с вашей. Ну что же, порадуемся за нашего нового адепта, что он выбирает себе такие достойные ориентиры.

Я, конечно, Лема читал. Но так давно и в таких объемах, что совершенно не помнил никакого конкретного Альдебарана. И сделал себе зарубку перечитать при случае.

Через полгода на обсуждение выставили мой первый роман. Причем, ради такого случая к графику встреч добавили лишнее заседание, и оно в аккурат пришлось на мой день рождения. Поистине, этот день должен был стать поворотным в моей литературной судьбе.

За день до обсуждения мне что-то не спалось, и черт дернул меня перечитать то самое «вторжение». Я перечитал — и великий поворотный день в моей литературной судьбе настал за два дня до назначенного срока. «Вот как надо писать, — лихорадочно думал я. — Вот оно!»

Ведь что такое Лемовская интонация? Это когда в тексте душераздирающая драма и полная катастрофа, а читатель надрывает животики. Вы должны понять: литературный Грааль пронзил меня до печенок, я тогда не мог думать ни о чем другом. Мне срочно нужно было с кем-то поделиться, — и с кем еще, как не с великим Мастером, точно таким же тонким ценителем Лемовской интонации?

И я написал ему письмо в лучших традициях все той же божественной интонации: «Жизнь кончена, по крайней мере, литературная. У Лема все ярче, смешнее, достоверней и лучше, чем у меня, а Пушкин все сказал до нас. Посему я прекращаю литературную деятельность и ухожу в монастырь. Или в запой, я еще не решил». Отправил сей гениальный перл, после чего, наконец, удовлетворенный пошел спать.

Вы должны понять: мысли ни о каких иных трактовках, кроме лемовских, тогда просто не существовало в природе! Ну это же любому ясно как день!

Как мне объяснили позже, Мастер не углядел в письме ни тени Лемовской интонации, а напротив: долго и затейливо ругался, затем недрогнувшей рукою начертал резолюцию примерно следующего содержания: «Гуляева нашего покусала белочка, посему обсуждение его романа отменяется, а будет вечер короткого рассказа». И разослал сию эпистолу всем студийцам, кроме меня.

В назначенный день причесанным именинничком в рубашечке и с блокнотиком, чем-то похожий на бедолагу Плейшнера, я заявился на судьбоносное заседание раньше всех. Пришедший вскоре Мастер развел руками: «А мы вас и не ждали» …

«Вот ведь какая зараза, — подумал я, — какая зараза этот Лем, что даже признанные мэтры так сильно подвержены его треклятой интонации!

— И правильно, — говорю, ехидно улыбаясь, — да ничего, я так посижу…

И вот Андрей Дмитриевич объявляет вечер короткого рассказа, а эти шельмы-студийцы начинают вдохновенно зачитывать свои мутные россказни. И даже не перемигиваются. Ехидная моя улыбочка несколько тускнеет, и я начинаю поерзывать: «Ну, хорош, братва, ну пошутили, и хватит… Ну сколько можно-то?!! Да хватит, трахтибидох! Да провались эти Лем, Гашек, Ежи Лец и вся их глумливая вражья кодла! И вы, послушные им студийцы — ох, дошутитесь…

Увы, пока дошутился только я. Разумеется, вскоре выяснилось, что тут витают какие угодно интонации, но только не Лемовские. Забегая вперед, скажу, что с этим романом я побрел на фантассамблею и нарвался там на некоего товарища Кубатиева. Который уже с другими студийцами целый отдельно отведенный день показывал мне, где зимуют ракообразные. Но это случится после. А в тот день я сидел и сидел в своем душном персональном интонационном коконе, под косыми взглядами, на неудобном стульчике, елозил загривком о твердый, неудобный подоконник, теребил в потных ладонях замусоленный блокнот и слушал, и слушал, и слушал бесконечные разглагольствования о каких-то там неведомых сферах ну совершенно ни в чем не повинных студийцев.

Я ни слова не помню, о чем там шла речь, ни слова. А, нет — одно помню. У коллеги Гаврюченкова емко и жизнеутверждающе промелькнуло в рассказе слово «шайссе». Вот оно-то и стало для меня фундаментальным лейтмотивом того памятного дня.


Рассказом дело не ограничилось. Вместо воспоминаний Вадим Кузнецов прочитал короткое стихотворение "Балабухе".

9 — В.Кузнецов


БАЛАБУХЕ

Когда влачишь свой скорбный век,

В чреде унылых дней,

Приходит чудо-человек,

И станет вдруг светлей.

Растопит лед, растает снег

И станет веселей,

Поможет чудо-человек

Жить проще и добрей.

Но, как и все, закончит бег,

Своих загнав коней,

Уходит чудо-человек,

Кто был нам всех нужней…


Игорь Кайбанов поделился личными впечатлениями о знакомстве с Балабухой, который "играл в многомерные игры смыслов", являлся носителем культурной традиции, выходящей далеко за границы человеческой жизни. Анна Овчинникова напомнила студийцам и гостям Студии, что у ее бессменного руководителя был дар объединять людей — разношерстных, разнохарактерных и матерых индивидуалистов, которыми обычно и являются литераторы.

10 — И.Кайбанов; 11 — А.Овчинникова


Последним на вечере выступал Леонид Шелудько. Он в характерной для себя манере прочитал нам два стихотворения: "Яблоня" и "Зима" (памяти А.Д.Балабухи). Последнее он уже читал на прошлогоднем вечере памяти Балабухи на Секции фантастики и литературной сказки.

12 — Л.Шелудько


ЯБЛОНЯ

Мне замшелая яблоня в старом саду

протянула корявой от старости веткой,

словно Бабы-яги пятернёй крючковатой,

ароматное яблоко цвета зари.

Вдруг уснула секундная стрелка часов,

время ойкнуло, смылось в бурьян у забора,

и скользнула – а может, скользнул – из бурьяна

неизвестной породы змея или змей.


Плыл от яблока запах нездешних садов.

Чуть светилось на кожице слово «калли́стэ»,

посвященье «прекраснейшей», этим являя

дар корыстный Париса богине любви.

Афродита ль прикинулась Бабой-ягой

или так изменилась, блуждая по свету,

когда сдался Олимп под напором неверья,

из былого беглянка, богиня любви?

Но три тысячи лет сберегала она

не надкушенным яблоко, и возвращала

плод раздора, изгнанье богов переживший.

Что в себя он вобрал за три тысяч лет?

Мифы Греции Древней толкались во мне,

толковали: «Возьми», умоляли: «Не надо!»,

и упало, меня не дождавшись, на землю

ароматное яблоко цвета зари.

Гневно дёрнула веткой на это она

и влепила в лицо мне пощёчину листьев.

«Это ветер, — придумал я, — ветер, и только!»,

поклонился и поднял пленительный плод.


И проснулись часы. Я подарок унёс,

разломил, и любимой отдал половину,

умолчав, как вослед из травы ухмылялся

неизвестной окру́ге наружности змей.

«Ай да яблоко», ― нежно шептала она

до рассвета на душных измятых подушках.

Наши окна от наглой луны заслоняла

Афродита ли, яблоня, Баба-яга.


ЗИМА                                        

Сгребают с крыши снег.

          Тяжёл его полёт

последний до земли.

          И тяжело паденье.

Постель его – декабрь,

          а покрывало – лёд.

Рыдалица-капель,

          яви над ним раденье.

И всё-таки он жил

         на крыше, а не под.

И всё-таки он жил,

         привстав над этой крышей.

Над ним небесный свод.

          И в нём небесный свод.

И что-то сверх того,

          отпущенное свыше.

Короткий перекур,

          и снова «шорк» лопат.

Сгребают с крыши снег.

          Зимой нельзя иначе.

На то она зима.

          Никто не виноват.

На небесах зима,

          а на земле тем паче.


Оригинальные произведения размещены в моей авторской колонке с согласия авторов.


Статья написана 25 ноября 2022 г. 17:58

СЕКЦИЯ ФАНТАСТИКИ И ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ

Второе в сезоне заседание секций фантастики и литературной сказки и научно-художественной литературы состоялось 21 ноября 2022 года в Петербургском доме писателя.

На традиционной "пятиминутке хвастовства" Иван Карасев рассказал о полученной им премии имени А.К.Толстого за книгу "Моя Франция. Превратится ли сказка в кошмар" (СПб.: Алетейя, 2022). Сергей Ачильдеев представил нашему вниманию переиздание его книги "Петербургские истории" (СПб.: Беляевский фонд поддержки и развития литературы, 2022).

Елена Ворон доложила о прошедшей 12 ноября встрече с читателями в библиотеке "Бронницкая", где она рассказывала об экзотических, а также фантастических детективах, включая роман "Талисман для виновного" (издан в авторском сборнике "Игра с огнем" (Киев: Мой Друг Фантастика, 2021 — https://fantlab.ru/edition338408)).

2 — Сергей Ачильдеев и его книга; 3 — Елена Ворон на встрече с читателями


Виктория Дьякова сообщила о трех научно-художественных статьях, опубликованных ею в журнале "Темные аллеи", в том числе о композиторе Александре Скрябине и писателе Андрее Платонове. Председатель секции Тимур Максютов доложил о новостях Союза писателей Санкт-Петербурга.

4 — Виктория Дьякова; 5 — Святослав Логинов и Александр Мазин


А затем начался творческий вечер Андрея Буровского. Известный писатель и ученый рассказывал о современном периоде своего творчества. Вершиной его стали не стихи и художественная проза, а научно-популярные и научно-художественные книги. Именно таким путем автор может донести до читателя революционные, да и просто спорные научные гипотезы, которые не смогли прорваться на страницы официальных научных изданий.

Буровский посвятил несколько минут содержанию его книги "Правда о допетровской Руси", которая в значительной степени посвящена царствованию некогда весьма симпатичного автору Алексея Михайловича Романова (Издательство "Родина", 2018).

Больше прочих Буровский ценит написанные им итоговые монографии — в завершение двух проектов всей его жизни: "Глобальная эволюция" и "Теория места развития". На творческом вечере автор более подробно говорил о первом проекте, поставив перед аудиторией несколько принципиальных и острых вопросов эволюции, на которые он дает свой нетривиальный ответ. Сколько всего было групп животных, из которых некогда произошли наземные животные (от земноводных до млекопитающих)? От скольких видов высших приматов произошли современные люди? Когда в Европе на самом деле появился человек разумный и кто предки разных этнических групп? Сколько видов разумных существ обитает сейчас на Земле? Ускоряется ли процесс сапиентизации живой природы? И так далее.

Андрей Буровский выступал как всегда блестяще: с первых же минут безоглядно завладел вниманием слушателей, умело управлял голосом, жестикуляцией и мимикой, устроив настоящий театр одного актера. А если иногда малость переигрывал, то такой уж он безудержный человечище...

6 — Андрей Буровский; 7 — Последние книги Андрея Буровского


А потом был традиционный фуршет, на котором "именинник" потчевал собравшихся своим фирменным семейным напитком — вальтерином. Этот напиток был изобретен его делом, Вальтером Эдуардовичем Шмидтом — в Ленкорани, на самом юге Азербайджана, почти на персидской границе. Дедушка Буровского работал в тех местах с 1929 года по заданию великого Николая Вавилова. Именно он начал разводить в Азербайджане чай.

Вот что написал об этом замечательном изобретении Андрей Буровский на своей странице ВКонтакте: "Дедушка любил коньяк, а его не было. Совсем. И тогда дед стал настаивать на водке цедру лимона и чай... Получился напиток, вполне заменяющий коньяк. Я гоню вальтерин и на цедре и на самом лимоне, и на прочих цитрусовых — скажем, на апельсинах, мандаринах и на их кожуре. И на скорлупках грецкого ореха. А мои почти родственники Юнгеры научили еще делать "уху": настаивать водку на чесноке, укропе и петрушке, со жгучим перцем. Водка, пахнущая огородом. Все это разнообразие "вальтеринов" в конце концов восходит к образцам, созданным в Ленкорани почти сто лет назад: в 1929-1930 году, моим дедушкой Вальтером".


ЛИТЕРАТУРНАЯ СТУДИЯ ИМЕНИ АНДРЕЯ БАЛАБУХИ

23 ноября в том же самом Доме писателя состоялось второе в новом сезоне заседание возрожденной Литературной студии имени Андрея Балабухи. Его тема — выполнение литературного задания.

Как обычно, заседание открыла "пятиминутка хвастовства". Ирина Кучеренкова рассказала о переведенной ею и литературно обработанной книге Барта Игла "Тень отчаянья", изданной в серии "Иллюстрированный фантастический роман" (https://fantlab.ru/work1658924). В основе книги лежат 49 комиксов испанского художника Хосе Ортиса Мойя.

9 — Ирина Кучеренкова (слева — Вадим Кузнецов); 10 и 11 — Книга Барта Игла (в переводе Ирины Кучеренковой) и Хосе Ортиса Мойи.


Анна Овчинникова поведала нам о завершенном ею переводе фантастического детектива канадской писательницы Тани Хафф "Кровавый след" — отменной книги о вервольфах. У Анны был еще один повод похвалиться — ее фантастическая дилогия "Хроники везения и невезения" (https://fantlab.ru/work93395) попала в шорт-лист премии "Книгуру".

Валерий Шлыков сообщил, что стал призером Конкурса памяти Михаила Успенского сразу в двух номинациях. А Вадим Кузнецов уже рассказывал на студии о том, как стал второстепенным героем фантастического романа. Теперь он продемонстрировал готовую книгу — фантастический роман Артема Помозова "Тропою мести" (серия «Сталкер») (https://fantlab.ru/work1590979).

12 — Анна Овчинникова (крайний справа — Валерий Шлыков); 13 — Вадим Кузнецов (слева — Сергей Удалин)


Затем мы перешли к главному "блюду" заседания — выполнению литературного задания, которое было заранее разослано всем студийцам. Перед началом обсуждения соруководитель Литературной студии имени Андрея Балабухи Елена Ворон обратилась к аудитории со вступлением к заданию, касающемуся создания речевой и психологической характеристики литературного персонажа. Она напомнила о роли диалогов в художественном тексте, об основных инструментах создания индивидуализированной речи персонажа и об авторской речи, сопровождающей прямую речь героев. Утверждение, что читатель в целом плохо считывает диалоги и с искажениями воспринимает авторскую задумку, подтвердилось при разборе предложенного студийцам шуточного диалога о коте. Таким образом была подтверждена важность ненавязчивых авторских пояснений к прямой речи персонажей.

Вот текст задания: "Опишите человека, предмет или явление с точки зрения двух или трех различных персонажей, не раскрывая, кто они такие. Речь, манера говорить и/или думать должна быть достаточно характерной, чтобы читатель (слушатель) сумел хотя бы приблизительно понять, каких персонажей задумывал автор: их социальный статус, пол, возраст, образование, профессия, настроение и т.п.

Сами решаем, что именно хотим донести до читателя, и на этом сосредоточиваемся.

Обращаем внимание на 1) выбор слов (различные стили), 2) сложность и длину предложений, 3) эмоциональную окраску текста. Объем – не более 4.000 знаков.

Условный пример:

А: Иди сюда, кисонька! Бедный маленький голодный котеночек… Мяса котеночку не купили, поленились на рынок сходить; скверный корм предлагают. Скажи: сами ешьте свой корм, ленивые бессердечные люди. Ну, иди, крошенька, иди, покушаем…

Б: Вали отсюда, клянчун! Совсем зажрался. Корм ему, понимаешь, не тот. И не ори на меня. Закрой свою гадкую пасть.

А: Кушай, кушай. Вот молодец…

Б: Опять жрешь? Куда в тебя столько лезет? Обжора. Под тобой уже пол прогибается.

А: Не прогибается. Под маленьким худеньким котиком! Он в воздухе буквально парит; почти левитирует.

Б: Объедала! Поперек себя шире, в дверь не пролазит. Тушей своей свет застит. Вон – распросторился от океана до океана.

А: Котинька, не слушай дурные слова. Всё поклеп и злые наветы!

Б: Правда глаза колет.

На заседании – послушаем, поиграем в угадайку. Развлечемся и поговорим о том, как создавать индивидуальную речь персонажа и почему мы порой о ней забываем".

14 — Елена Ворон


После этого студийцы начали зачитывать написанные ими тексты. Анна Овчинникова принесла на заседание рассказ "Разговор", написанный много лет назад к аналогичному занятию, которое проводил Андрей Балабуха. Текст юмористического рассказа о Змее Горыныче с тремя столь непохожими друг на друга головами по-прежнему радует слух.

Вадим Кузнецов зачитал сказочную историю с толикой черного юмора. Ирина Кучеренкова предоставила на суд слушателей две короткие истории. Елена Евдокимова сочинила не диалог, а два монолога, но это не противоречило сути задания.

Валерий Шлыков пошел ее же путем, написав ядреную (в языковом отношении) миниатюру "В театре" в составе двух по-своему блистательных монологов, которые вызвали оживленное обсуждение, порой переходящее в осуждение. Тексты, написанные языком XVIII века и воровского арго сталинских времен, ушли за допустимую грань стилизации, сделавшись для части аудитории малопонятными.

И наконец староста студии Татьяна Берцева зачитала историю современного Колобка с весьма неожиданным финалом.

Все студийцы, с одной стороны, неплохо поработали и в целом выполнили поставленную задачу, а с другой стороны, они изо всех сил старались играть голосом, пытаясь таким образом придать дополнительной индивидуальности прямой речи персонажей, и делали это порой весьма артистично.

15 — Валерий Шлыков; 16 — Елена Евдокимова; 17 — Татьяна Берцева


Статья написана 28 октября 2022 г. 21:42

СЕКЦИЯ ФАНТАСТИКИ И ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ

Первое в сезоне заседание секций фантастики и литературной сказки и научно-художественной литературы состоялось 17 октября 2022 года в Петербургском доме писателя. Можно констатировать: литературная жизнь в городе на Неве продолжается, несмотря ни на что.

На традиционной "пятиминутке хвастовства" Андрей Буровский рассказал об опубликованной в журнале «Невский альманах» статье, посвященной Андрею Балабухе. Затем Елена Ворон сообщила коллегам об изданной в трех номерах научно-популярного журнала «Наука и жизнь» фантастической повести «Свет звезд о четырех лучах» (журнальный вариант).

2 — Андрей Буровский; 3 — Елена Ворон


Неутомимая Юлия Шутова похвасталась своим участием во множестве изданных за последние полгода коллективных и авторских сборников. Особенно порадовали ее публикации в волгоградском издательстве «Перископ-Волга», например, авторский сборник рассказов «Все зависит от кошек» и коллективный сборник «Мифы и герои» (где опубликован ее рассказ «Маленький синенький большой жёлтый»). Среди прочих прозвучали авторский сборник рассказов «Все мои лица» (Саратов: Издательство «Амирит») и коллективный сборник «Проект особого значения», составленный по результатам литературного конкурса, проведенного совместно ЛитРес и АО «ЗАСЛОН».

Кирилл Плешков представил два своих новых перевода: фэнтезийного романа Ярослава Гжендовича "Пепел и пыль" (М.: АСТ, СПб.: «Астрель-СПб») и – впервые в его карьере переводчика – научно-художественной книги Ричарда Овендена «Сожжение книг. История уничтожения письменных знаний от античности до наших дней» (СПб.: Издательство «Питер»).

4 — Юлия Шутова; 5 — Кирилл Плешков


Сергей Удалин напомнил о написанной им в соавторстве с Андреем Балабухой книге «Сказание о купце Садко и Сигтунском походе» (СПб.: Беляевский фонд поддержки и развития литературы), тираж которой полностью разошелся.

Леонид Смирнов сообщил о вышедшей в свет в мае этого года фантастической дилогии «Последний и-чу» (СПб.: Группа компаний «Аураинфо @ Группа МИД») — в завершение юбилейного проекта. Материал о ней опубликован в авторской колонке на Фантлабе (https://fantlab.ru/blogarticle77807).

6 — Сергей Удалин; 7 — Леонид Смирнов


Председатель секции научно-художественной литературы Александр Железняков доложил о прошедшем 8 октября 2022 года в городе Пушкине очередном 27-ом Беляевском литературном фестивале (Белфесте), в рамках которого вручалась Беляевская и четыре партнерские премии.

Председатель фантастической секции Тимур Максютов обрисовал присутствующим на заседании писателям и членам актива секций ситуацию с издательскими и благотворительными проектами и поговорил о тематике предстоящих совместных заседаний наших братских секций. В основном удалось сверстать их план работы на сезон-2022/2023. Затем был решен организационный вопрос по выборам в Совет Союза писателей Санкт-Петербурга.

8 — Александр Железняков; 9 — Тимур Максютов


ЛИТЕРАТУРНАЯ СТУДИЯ ИМЕНИ АНДРЕЯ БАЛАБУХИ

26 октября в том же самом Доме писателя состоялось первое в новом сезоне заседание возрожденной Литературной студии имени Андрея Балабухи. Его тема — "Открытие сезона. Вечер короткого рассказа". Как обычно, заседание открывала "пятиминутка хвастовства". Она частично повторила аналогичную процедуру, состоявшуюся на заседании секции фантастики 17 октября.

Сергей Удалин снова напомнил, что тираж написанной им в соавторстве с Андреем Балабухой книги «Сказание о купце Садко и Сигтунском походе» распродан и предложил студийцам ее текст в электронном виде. Он также сообщил о планируемом в рамках секции фантастики и литературной сказки сборнике фантастике, посвященной светлому будущему. С.Удалин выступит в роли его составителя.

11 — Сергей Удалин


Вадим Кузнецов рассказал о том, как стал героем одного из фантастических романов Артема Помозова (в серии «Сталкер»), а потом прочитал стихотворение, которое вошло в состав сборника Юлии Андреевой «Невский! Главный проспект Российской империи» (М.: Центрполиграф).

Староста студии Татьяна Берцева похвасталась за отсутствующих на занятии соратников полученными в рамках Белфеста литературными премиями. Сразу по две премии («Жемчужное зерно» и «Дверь в лето») получили Анна Овчинникова – за книгу «Тигрушкины байки» и Мария Акимова – за книгу «…И никакого волшебства!».

12 — Вадим Кузнецов (слева — Елена Евдокимова); 13 — Татьяна Берцева (справа — Константин Гуляев)


Соруководитель литературной студии Елена Ворон доложила студийцам об изданной в журнале «Наука и жизнь» (№7-9 за 2022 год) фантастической повести «Свет звезд о четырех лучах» (журнальный вариант повести «Волчонок»). Кроме того, она продемонстрировала иллюстрации к этой повести, созданные художницей Галиной Маас в рамках еще не реализованного издательского проекта.

14 — Елена Ворон; 15 — Обложки журналов "Наука и жизнь"; 16 — Иллюстрации Галины Маас к повести "Волчонок"


Затем состоялось обсуждение планов студии на сезон 2022-2023 годов, включая назначенное на ноябрь литературное задание, которое придумала Елена Ворон.

И наконец студийцы приступили к чтению и обсуждению коротких рассказов. Первым прочитал свой рассказ гость студии Стас Пеньков. Оказалось, что на самом деле рассказ «Фантастический день» — небольшой отрывок написанного им романа. Обычный удачный день мелкого клерка – подлинный гимн технооптимизма – неожиданно и все же совершенно неизбежно закончился страшной ночью маленького мальчика в бараке гитлеровского концлагеря… Состоялось весьма активное обсуждение, что редко случается на вечерах короткого рассказа. Очевидно, студийцы за долгий летний перерыв соскучились по литературному общению. Мнения разделились. И все же возобладала критическая точка зрения: текст грешит почти всеми обычными болезнями роста, включая смешение стилей и жанров. Автору еще предстоит многому научиться.

Татьяна Берцева мастерски исполнила фантастический рассказ «Сказ о нецаревне лягушке», местами стилизованный под традиционную народную сказку. Но и этот текст не был лишен недостатков. В частности, автор должна определиться, к какой именно эпохе относится время действия, и привести в соответствие все детали (особенно речь героев). А еще ею был зачитан микрорассказ «Полезное изобретение», в котором, несмотря на сверхмалый объем, оказалось не все в порядке с логикой. (Впрочем, это мое субъективное мнение.)

Критик Валерий Шлыков представил нашему вниманию фантастический рассказ «Война», написанный, так сказать, на злобу дня. По сути это классическая антивоенная сатира. И все же сатира – сатирой, но без безукоризненной внутренней логики здесь тоже не обойтись…

17 — Стас Пеньков; 18 — Валерий Шлыков


Статья написана 14 октября 2022 г. 15:04

БЕЛФЕСТ-2022

8 октября 2022 года в Районном доме культуры города Пушкина (Санкт-Петербург) состоялось очередное, 27-е по счету вручение премий в рамках Беляевского литературного фестиваля (Белфеста). Кроме самой Беляевской премии по научно-художественной литературе, которую присуждает Беляевский фонд поддержки и развития литературы, на Белфесте были вручены еще четыре литературные премии: "Двойная звезда", "Петраэдр", "Жемчужное зерно" и "Дверь в лето".

Впервые Белфест проходил без ее зачинателя и вечного "мотора" — писателя, критика, переводчика, учителя с большой буквы и просто замечательного человека Андрея Дмитриевича Балабухи. Оргкомитет Беляевки решил посвятить нынешний фестиваль его памяти.

2 — Члены жюри (Антон Первушин, Александр Железняков и Людмила Синицына) и Татьяна Громова; 4 — Минута молчания


На Фантлабе нас интересуют, в первую очередь, номинации или произведения-победители, так или иначе относящиеся к фантастике. В первую очередь, это касается литературно-критической премии по фантастике "Двойная звезда", основанной в 2014 году как совместное детище оргкомитета Беляевской премии и оргкомитета премии «Фанткритик». (С 2020 года ее соучредителем вместо «Фанткритика» стала Петербургская фантастическая ассамблея.)

Вручение дипломов и призов должна была провести секретарь оргкомитета Елена Бойцова, однако никто из лауреатов на Белфест не прибыл. Значит, дипломы им передадут позднее — с оказией.

Вот имена лауреатов 2022 года:

в литературно-критическом жанре

— Олегу Путило — за книгу «История волгоградского фэндома». — Волгоград: Волга-Перископ, 2021.

— Станиславу Лему, Рафаилу Нудельману — за книгу «Лабиринты и маски. Письма и статьи». — Иерусалим: Млечный путь, 2021.

в биографическом жанре премия не присуждалась

специальная награда

— Лину Лобарёву и авторскому коллективу спецвыпуска журнала «Мир фантастики» — за издание: Лев Лобарев — «Мир фантастики. Спецвыпуск №7. Советская фантастика». — М.: Мир Хобби, 2022.

5 — Елена Бойцова оглашает результаты голосования жюри


Премию "Жемчужное зерно" присуждают за лучшие книги года, выпущенные издательством «АураИнфо». Она была основана в 2007 году. Как показывает опыт, фантасты получают ее довольно редко, но на сей раз были награждены исключительно книги фантастики. В 2022 году премию вручили двум авторам:

за прозу

— Марии Акимовой за сборник рассказов "...И никакого волшебства"

за детскую литературу

— Анне Овчинниковой за книгу "Тигрушины байки"

7 — Татьяна Громова вручает премию Анне Овчинниковой; 8 — Анна Овчинникова и ее книга; 9-10 — Мария Акимова и ее книга


А потом случилось нечто любопытное. Как выяснилось, студийную премию "Дверь в лето" получили те же книги, что и премию "Жемчужное зерно", — современная сказка Анны Овчинниковой и дебютный сборник рассказов Марии Акимовой. Такое вот редкое совпадение...

Что же касается самой премии "Дверь в лето", то присуждается она уже четверть века — в рамках знаменитой Студии молодых писателей во главе с Андреем Балабухой, а после его кончины — Литературной студии имени Андрея Балабухи. Свое название премия получила в честь одноименного романа Роберта Хайнлайна — любимого писателя А.Балабухи. Премия вручается за лучшую книгу (вне зависимости от ее жанра и направления), изданную членами студии в течение литературного сезона, предшествующего текущему. Члены жюри имеют право дополнительно к основной премии присуждать специальные призы. На сей раз такой приз "Восстановление справедливости" получила М.Акимова, чья книга вышла в свет сезоном ранее, но не была номинирована по независящим от жюри причинам.

После того, как соруководители Студии Елена Ворон и Леонид Смирнов вручили лауреатам дипломы и подарки (книги, выпущенные в рамках организованных ими издательских проектов), слово взяла вдова Андрея Балабухи Татьяна Громова. Она передала нынешним лауреатам премии ценные подарки от А.Балабухи и его прославленного кота Бегемота Андреевича.


11 — Леонид Смирнов рассказывает о премии "Дверь в лето"; 12 — Диплом Анны Овчинниковой; 13 — Елена Ворон вручает диплом и подарок Анне Овчинниковой; 14 — Диплом Марии Акимовой; 15 — Елена Ворон и Леонид Смирнов вручают диплом и подарок Марии Акимовой; 16 — Татьяна Громова вручает А.Овчинниковой и М.Акимовой ценные подарки от имени А.Балабухи

В материале использованы фотографии автора и Татьяны Берцевой





  Подписка

Количество подписчиков: 75

⇑ Наверх